S H
и о X
л
<
и
H
к
s
:|S
0
1
л
<
и
H
s
X
<
а
X о о
м
<
а
С
<
а S н
¡Ü
<
а С
К
s
а
О и
H
7б
С.В. харченко,
доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,
кандидат юридических наук, доцент
Н.Н. ВАСИЛЬЕВ,
профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,
заслуженный юрист Российской Федерации (Академия управления МВД России )
S.V. kharchenko,
Candidate of Law Sciences,
Associate-Professor, Department of organizing operative-Search Activity, Associate-Professor
n.n. vasiliev,
Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor, Department of organizing operative-Search Activity (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 343.102
К вопросу об оперативно-разыскной характеристике криминального автобизнеса
issues concerned with operative-search Features of illegal carbusiness
В статье рассмотрены особенности оперативно-разыскной характеристики криминального автобизнеса, обозначены входящие в нее обязательные типичные сведения, способствующие принятию правильного управленческого решения.
Оперативно-разыскная деятельность (ОРД), оперативно-тактическая характеристика, оперативно-разыскная характеристика.
The paper reviews the operative-search features of illegal carbusiness, stresses the obliga-tional true data which is used to make appropriate management decission.
Operative-search activity, operative-tactical features, operative-search characteristics.
Развитие теории оперативно-разыскной деятельности [3], расширение и углубление знаний в области борьбы с преступностью с использованием оперативно-разыскных сил, средств, методов и форм приводит к возникновению в теории и практике различных терминов, понятий и категорий. К их числу относятся введенные в научный оборот термины «оперативно-тактическая» [10] и «оперативно-розыскная» [14] характеристики преступлений. Поскольку вопрос о целесообразности их применения остается дискуссионным, вкратце обозначим наше отношение к ним.
На наш взгляд, наиболее понятное и приемлемое определение оперативно-тактической характеристики преступления дано В.Г. Са-
мойловым, который понимал ее как определенную совокупность данных о преступлении, позволяющую определить задачи, стоящие перед оперативным аппаратом, и возможность применения оперативно-разыскных сил, средств и методов, необходимых для их решения [13]. В данной формулировке обращает на себя внимание то обстоятельство, что автор указывал на конкретное преступление, по поводу которого должны осуществляться оперативно-разыскные мероприятия.
В.В. Волченков также представил определение оперативно-тактической характеристики преступления. По его мнению, содержанием данного понятия является синтез признаков уголовно-правовой, криминалистической, кри-
минологическои, психологическом, виктимо-логической характеристик преступления и оперативно-разыскной аспект деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов [8]. Учет и использование этих сведений, по его мнению, обеспечивают оптимальное планирование и осуществление оперативно-разыскных и иных мероприятий по раскрытию преступлений.
Однако следует согласиться с мнением В.Г. Боброва о том, что «употребляемое в теории и практике ОРД термин "оперативно-тактическая характеристика преступлений" отражает только тактический аспект такой характеристики» [6]. Иными словами, термин «оперативно-тактическая характеристика преступления» не охватывает организационно-управленческую сторону оперативно-разыскной деятельности. Поэтому следует признать только ее узкоспециальное назначение, так как своеобразным ядром названного термина выступает «оперативно-розыскная тактика».
Д.В. Гребельский, предложивший ввести в научный оборот термин «оперативно-розыскная характеристика преступления», представил ее как «совокупность ряда информационных признаков», упорядоченных и взаимосвязанных между собой, почерпнутых из различных информационных источников, входящих прежде всего в криминалистическую, криминологическую, экономическую, психологическую и другие характеристики преступлений [9].
По нашему мнению, все перечисленные подходы различных ученых, пытавшихся найти определение рассматриваемого термина, имеют право на существование. Проведенное нами исследование показало, что к числу элементов оперативно-разыскной характеристики криминального автобизнеса можно отнести типичные сведения, обусловливающие [7]:
— объект и предмет рассматриваемого преступления;
— характер и размер причиненного вреда;
— цели и мотивы лица, совершившего преступление;
— время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления в сфере криминального автобизнеса;
— причины и условия, способствовавшие совершению преступления в указанной сфере;
— факторы внешней среды, влияющие на состояние оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом;
— силы и средства оперативных подразделений, участвующих в раскрытии и расследовании преступлений;
— лица и факты, представляющие оперативный интерес;
— особенности характеристики лиц, представляющих оперативный интерес, с точки зрения возможности привлечения их к содействию органам внутренних дел для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия указанных преступлений;
— специфика установления таких лиц и их привлечения для решения оперативно-тактических задач по борьбе с криминальным автобизнесом;
— особенности внедрения указанных лиц в преступную среду и их поведение в ней;
— особенности подготовки и проведения оперативно-разыскных мероприятий и иных мероприятий по выявлению первичных оперативно-разыскных данных, их проверке и реализации полученной информации;
— специфика способов документирования преступных действий проверяемых и разрабатываемых лиц, причастных к криминальному автобизнесу;
— своеобразие работы с потерпевшими, свидетелями, направленной на получение информации и недопущение воздействия на них членов преступных структур с целью изменения показаний;
— особенности формирования, оптимальной расстановки и функционирования системы источников оперативно-разыскной информации, организации эффективной связи с ними;
— выявление и изобличение сотрудников правоохранительных органов, действующих в интересах криминальных структур и (или) входящих в состав организованных и иных групп, занимающихся криминальным автобизнесом;
— использование возможностей различных информационно-поисковых систем оперативно-разыскного и иного назначения;
— состояние законности в органах внутренних дел и результаты правоприменительной практики по исследуемой проблеме.
Не вдаваясь в анализ содержания указанных и других применяемых в специальной литературе определений «оперативно-тактической» и «оперативно-разыскной» характеристик преступлений, отметим, что следует согласиться с мнением тех авторов, которые отдают предпочтение термину «оперативно-разыскная характеристика преступления», потому что он точнее отражает свое назначение, сущность и связь с теорией оперативно-разыскной деятельности как отрасли научного знания [4, 5, 6, 7, 11, 12, 15].
Назначение такой характеристики состоит в определении обстоятельств, знание которых способствует решению задач оперативно-разыскной деятельности в различных ее направлениях. При этом важно учитывать, что оперативно-разыскная характеристика преступления,
S н и о X
л
<
и н к
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а
С
<
а S н
bS
<
а С
к S а
О и н
77
S н и
0
1
л
<
и н к
:|S
0
1
л
<
и н S
I
<
а
X о о
л
<
а
С
<
а S н
bS
<
а С
к S а
О и н
78
включающая в себя сведения из различных отраслей знаний (например, уголовного права, криминологии, криминалистики), не является формальной суммой соответствующих характеристик, а образует качественно новое описание преступлений, а также связанных с ними явлений (криминогенная, криминальная среда, преступное поведение и т. д.).
Следует отметить, что некоторые вопросы оперативно-разыскной характеристики криминального автобизнеса, в частности, характеристики преступлений, связанных с хищениями автотранспорта, ранее рассматривались в специальной литературе [4, 6, 11, 12, 15]. Однако в основном указанная проблематика разрешена безотносительно к современному состоянию преступности в рассматриваемой сфере. Например, Е.В. Горенская рассматривает оперативно-разыскную характеристику преступных структур в сфере нелегального автобизнеса [11]. При этом, по нашему мнению, данная характеристика не является исчерпывающей, а отдельные положения являются дискуссионными. Под нелегальным автомобильным бизнесом Е.В. Горенская понимает «направление противоправной деятельности организованных преступных структур, включающее в свою сферу:
— совершение преступных деяний с целью хищения автотранспортных средств;
— сбыт добытых преступным путем автотранспортных средств (и их деталей) в целях личного незаконного обогащения».
Под сферой нелегального автобизнеса она понимает группу преступлений, в которую входят:
— кражи автотранспортных средств;
— грабежи автотранспортных средств;
— хищения автотранспортных средств путем мошенничества;
— разбойные нападения на водителей с целью хищения автотранспортных средств;
— сбыт похищенных автотранспортных средств и их деталей [4].
С нашей точки зрения, к сфере криминального автобизнеса, помимо названного, следует отнести: убийство водителя с целью завладения автомашиной и перевозимым грузом (ст. 105 УК РФ); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ); подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ); подделку, изготовление или сбыт поддельных документов (ст. 327 УК РФ); хищение автомобиля в производственных объединениях автомобилестроения (ст. 160 УК РФ); легализацию (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления в сфере автобизнеса (ст. 174 УК РФ); приобретение или сбыт имущества, заведомо
добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ); умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ), например, взрыв или поджог автомобиля; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ) [1, 2].
Названные противоправные деяния в отношении автотранспортных средств отнесены к сфере криминального автобизнеса по следующим основаниям: предмет преступного посягательства (автотранспорт, документы на него); корыстный мотив преступлений; указанные преступления являются исключительно квалифицированными, т. е. совершаются в группе, неоднократно, с причинением значительного ущерба или в крупном размере; скрытые способы легализации похищенного автотранспорта; орудия и средства преступлений и т. п. Преступления, относящиеся к криминальному автобизнесу, связаны между собой. Например, кража автотранспорта практически всегда сопровождается сопутствующими преступлениями: изменением идентификационного номера автомобиля, подделкой документов, сбытом похищенного, кражей запасных частей, автомобильной аппаратуры, носильных и иных вещей потерпевших.
Изучение уголовных дел по фактам совершения преступлений, связанных с криминальным автобизнесом, показало, что совместное рассмотрение столь различных видов преступлений допустимо лишь условно и в большей степени в теории, оно служит для общего анализа структуры преступности, изучения вопросов взаимодействия, розыска похищенного, для предупреждения преступлений, совершаемых в сфере криминального автобизнеса. По нашему мнению, формулировка их общей характеристики и последующая выработка единых научно-методических рекомендаций для борьбы с названными самостоятельными преступлениями не всегда возможна. Наиболее рациональные и эффективные оперативно-разыскные меры могут быть выработаны лишь при их раздельном рассмотрении.
Таким образом, оперативно-разыскная характеристика криминального автобизнеса, на наш взгляд, представляет собой научно обоснованную комплексную систему знаний об особенностях различных преступлений, совершаемых в указанной сфере, лиц, причастных к их совершению, а также других взаимосвязанных фактов и явлений, представляющих оперативный интерес, с помощью которой осуществляется теоретическая разработка и применение на практике рекомендаций по организации и тактике оперативно-разыскной деятельности в сфере борьбы с криминальным автобизнесом.
Список литературы:
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
Уголовный кодекс Российской Федерации. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Ажиба Э.С. Розыск похищенных и угнанных транспортных средств: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.
Атмажитов В.М., Васильев Н.Н., Харчен-ко С.В. Организация оперативно-розыскной деятельности: учебник. М., 2014. Бобров В.Г. Проблемные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью. Калининград, 1997. Васильев Н.Н., Харченко С.В. К вопросу о первоначальных оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях по раскрытию и расследованию криминального автобизнеса // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2. Волченков В.В. Правовые и организационно-тактические вопросы раскрытия аппаратами уголовного розыска разбойных нападений, совершаемых в жилищах граждан: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. Гребельский Д.В. О состоянии криминалистических и оперативно-розыскных харак-
теристик преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.
10. Гордиенко В.В. Правовые, организационные и тактические основы раскрытия грабежей и разбоев личного имущества, совершенных преступными группами: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983.
11. Горенская Е.В. Правовые, организационные и тактические проблемы борьбы с организованной преступностью в сфере нелегального автомобильного бизнеса: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
12. Приходько Е.П. Предотвращение и раскрытие краж и угонов автомототранспортных средств: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1974.
13. Самойлов В.Г. Оперативно-розыскная тактика органов внутренних дел: монография. М., 1984.
14. Тарсуков К.М., Шиенок В.П. Анализ теоретического подхода к выработке понятия «оперативно-тактическая характеристика» в теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: межвуз. сб. науч. тр. Киев, 1986.
15. Черноусое М. Оперативно-розыскные меры ОВД по предупреждению и раскрытию ав-томотокраж и угонов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.
Тел.: 8 (499) 745-95-41
S H
и о X
л
<
и
H
к
s
:|S
о X
л
<
и
H
s
X
<
а
X о о
са <
а
С
<
а S н
bS
<
а С
К
s
а
О и
H
79