8.6. К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОРД ПО РАСКРЫТИЮ КРАЖ И УГОНОВ АВТОМОБИЛЕЙ
Цепинский Станислав Александрович, майор полиции, соискатель. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: Stas--86@ya.ru
Аннотация: В статье рассмотрена сущность организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по раскрытию краж и угонов автотранспорта. Раскрыт ряд аспектов проблематики организации оперативно розыскной деятельности, сформулирован комплекс (система) специальных организационных мер, осуществляемых руководителями органов внутренних дел, оперативных подразделений и иными субъектами в целях эффективного использования оперативно-розыскных сил, мероприятий, средств и методов для раскрытия краж и угонов автотранспорта
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-тактическая характеристика, оперативно-розыскная характеристика.
TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF THE ORGANIZATION OF THE RAN ON THE DISCLOSURE OF THEFTS AND CAR THEFTS
Tsepinskiy Stanislav Alexandrovich, police major, competitor. Place of study: Management Academy of MIA Russia. Email: Stas--86@ya.ru
Annotation: In the article the essence of the organization of the operative-investigative activity of the internal affairs bodies on revealing thefts and car thefts is considered. A number of aspects of the problematic organization of operational search activity are revealed, a set (system) of special organizational measures is being formulated by the heads of internal affairs agencies, operational units and other entities in order to effectively use the operative-search forces, activities, means and methods to disclose thefts and hijackings of vehicles.
Keywords: operational-search activity, information systems, financial institutions.
Борьба с преступностью является важной государственной задачей, для реализации которой осуществляется сложный комплекс социально-экономических, правовых, воспитательных, специальных и иных мер, применяемых государственными органами и общественными организациями, а также частными учреждениями. К специальным мерам относятся и те, которые проводятся органами внутренних дел (ОВД) в процессе оперативно-розыскной деятельности (ОРД) . Эта деятельность представляет собой часть социальной, исторически обусловленной и объективно необходимой практики ОВД в интересах государства и общества по борьбе с преступностью. Понятие «оперативно-розыскная деятельность» может анализироваться в двух аспектах: а) как практическая деятельность госу-
1 По мнению Г.К. Синилова, А.Г. Лекарь в 1963 г. сформулировал и обосновал понятие «оперативно-розыскная деятельность органов охраны общественного порядка» как системы специальных, преимущественно негласных мероприятий в целях предотвращения и раскрытия преступлений, а также розыска скрывшихся преступников. Синилов Г.К. История оперативно-розыскной деятельности от древности до современности. М.: МосУ МВД РФ, 2010. - С. 284.
дарственных органов, уполномоченных на ее осуществление; б) как теория такой деятельности. Ее правомерно рассматривают как самостоятельную государственно-правовую форму борьбы с преступностью, призванную защищать граждан и общество от противоправных посягательств.
Теория ОРД, будучи самостоятельной отраслью знаний, представляет собой результат действия общего закона развития любой науки в качестве дифференциации и интеграции знаний. В свое время в рамках уголовно-процессуальной науки возникла наука криминалистика2, а затем от последней «отпочковалась» теория ОРД3, которая находится с ней в органической связи. В основу формирования теории ОРД легли криминалистические научные разработки в области техники, тактики и методики расследования преступлений. Теория ОРД, как и криминалистика, исследует закономерности и причинно-следственные связи механизма образования криминалистически значимой информации, методы и способы ее поиска, фиксации, оценки, а также ее использования на стадиях ОРД и уголовного процесса для принятия решения по фактам подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений. Криминалистическое учение о способах совершения преступлений, о следственных версиях и другие частные теории ОРД содержат важную информацию и опираются на исходные теоретические пред-
4
посылки криминалистики .
В современный период значимость ОРД повысилась и получила официальное законодательное признание. Это дало новый мощный импульс для развития оперативно-розыскной теории и практики. ОРД стала рассматриваться в более широком аспекте - как разновидность государственной правоохранительной деятельности, в процессе которой решаются не только задачи борьбы с преступностью, но и ряд других задач, важных в социальном плане для граждан, общества и государства5.
В специальной литературе вопросы, связанные с понятием и содержанием организации ОРД ОВД по борьбе с криминальным автобизнесом, почти не исследованы. Поэтому при их рассмотрении следует учитывать общие положения, сформулированные в теории и апробированные на практике, касающиеся оперативно-розыскной работы в целом, независимо от ее специфики на определенных уровнях системы ОВД.
Анализ законодательного определения понятия «оперативно-розыскная деятельность», позволяет выделить основные элементы ОРД, ее организации, которые в своей совокупности достаточно полно выражают ее сущность и содержание, а также отграничивают от иных видов деятельности государственных органов. Их целесообразно рассматривать в определенном порядке с учетом их значимости в отражении специфики оперативно-розыскной работы. Во-первых, одним из основополагающих элементов являются субъекты ОРД, уполномоченные законом на ее осуще-
2 Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. М.: Норма, 1999. - С. 25-26.
3 Васильев А.Н. Криминалистика. - М., 1963. - С. 275.
4 Олейник П.А., Птицын А.Г. Методологические вопросы теории оперативно-розыскной деятельности // Криминалистика и судебная экспертиза. - Киев, 1969. - Вып. 6. - С. 52-53.
5 Харченко С.В. К вопросу о гносеологической сущности и зна-
чении оперативно-розыскной деятельности органов внутренних
дел по борьбе с криминальным автобизнесом // Аграрное и зе-
мельное право. - 2016. - № 4(136). - С. 142-147.
ствление6. Во-вторых, важным элементом являются оперативно-розыскные мероприятия (проводимые гласно или негласно). В-третьих, к числу значимых элементов относится формулировка цели такой деятельности, которая выражена защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Однако, как отмечает К.К. Горяинов7, одного законодательного определения недостаточно для уяснения специфики оперативно-розыскной деятельности. Законодательное определение ОРД носит внешний, носит описательный характер, оно не позволяет полностью раскрыть ее сущность и содержание, не показывает место ОРД среди иных видов деятельности государственных органов. Поэтому возникает необходимость в доктринальной трактовке данного понятия.
Ряд ученых-юристов рассматривают ОРД как специфический вид государственной деятельности, акцентируя внимание на том, что ОРД может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами8. Развернутая формулировка ОРД, исходя из указанного подхода, предложена А.Ю. Шумиловым, который определяет ОРД как такую разновидность социально полезной человеческой профессиональной деятельности (вида общественной практики), которая относится к государственной деятельности и может быть определена как «комплексный вид государственной профессиональной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов ее участников, осуществляемых в соответствии с ФЗ об ОРД, как правило, негласно, для достижения целей и решения задач, в нем предусмотренных»9.
Однако эта позиция не единственная в юридической науке. Так, некоторые авторы полагают, что к ОРД следует подходить не как к особого вида государственной деятельности, а как к деятельности социаль-"10 ной .
Указанная позиция, как представляется, логически небезупречна, поскольку противопоставляет социальную деятельность государственной. Между тем, следует отметить, что социальная деятельность включает в себя деятельность государственную как неотъемлемую часть. Государственная деятельность обеспечивает должное функционирование гражданского общества, осуществляется в интересах всех социальных слоев. Кроме того, данная позиция не соответствует российскому законодательству, закрепляющему в качестве субъектов ОРД исключительно государственные органы, т. е. закон относит ОРД к государственной
6 Ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет органы внутренних дел правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Конкретизируя эту норму, Приказом МВД РФ от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (ред. от 29.09.2016) утвержден Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
7 См.: Оперативно-розыскная деятельность / под ред. К.К. Го-ряинова, В,С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М., 2001. С. 47.
8 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка. - М., 1999; Захарцев С.И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий: дисс. ... д-ра. юрид. наук. - СПб., 2004. - С. 74; Зникин В.К. Научные основы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений: дисс. ... д-ра. юрид. наук. - Н. Новгород, 2006. - С. 29 и др.
9 Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. - М., 2008. - С. 9.
10 Гущин А.Н., Громов Н.А., Царева Н.П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс. - М., 2003. - С. 9.
деятельности. При этом сходную с ОРД по содержанию деятельность частных детективов и детективных агентств законодатель определяет как «частную детективную (сыскную) деятельность» (Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017)11. Также следует указать на то, что в осуществлении ОРД выражаются государственно-властные полномочия, что характеризует ОРД как государственную деятельность, в отличие от иных видов социальной деятельности. Так, например, в п. 5 ст. 15 ФЗ «Об ОРД», устанавливается, что законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Кроме того, необходимо учитывать, что проведение оперативно-розыскных действий означает ограничение прав граждан, в чем также проявляются государственно-властные полномочия. В частности, государственно-властные полномочия непосредственно реализуются при проведении таких ОРМ, как осуществление контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций, снятие информации с технических каналов связи и т. д.
Определяя место ОРД в системе государственной деятельности, ряд ученых-юристов высказывают мнение, что ОРД представляет собой специфическую разновидность такого вида государственной деятельности, как правоохранительная деятельность. Например, Ю.Ф. Кваша полагает, что ОРД следует рассматривать как самостоятельную разновидность правоохранительной деятельности, равноценной иным ее разновидностям (в частности, уголовно-процессуальной)12.
Авторы работы «Юридическое, техническое и информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» подчеркивают, что «ОРД является одним из видов правоохранительной деятельности, которая включает в себя функции специальных государственных органов с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при соблюдении установленного им порядка»13.
Аналогичную позицию занимают О.А. Вагин и К.К. Горяинов14, В.И. Басков15 и ряд других авторов.
В то же время в юридической литературе были высказаны и иные точки зрения на рассматриваемую проблему. Так, по мнению А.И. Александрова и А.В. Федорова относить ОРД к правоохранительной деятельности было бы неправильным, поскольку такое
11 Ведомости СНД РФ и ВС РФ.1992. № 17. Ст. 888; Собрание законодательства РФ. 2017, № 50 (Часть III). Ст. 756.
12 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон. Комментарий / под ред. П.Г. Пономарева - М., 1997. - С. 9.
13 Халиков А.Н., Яковец Е.Н., Журавленко Н.И. Юридическое, техническое и информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. - М., 2010. - С. 8.
14 Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. Го-ряинова К.К., Овчинского В.С., Синилова Г.К. - М., 2008. - С. 5.
15 Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. - М., 1997. - С. 16.
понятие в российском законодательстве отсутствует.16 В.Л. Ильиных17 и А.Н. Гущин1 также полагают, что не следует рассматривать ОРД как деятельность правоохранительную.
На наш взгляд, точка зрения указанных авторов не вполне справедлива. Прежде всего необходимо отметить, что отсутствие легального определения правоохранительной деятельности не умаляет того факта, что такая деятельность объективно осуществляется государством в лице соответствующих уполномоченных органов. Кроме того, российское законодательство хотя и не содержит определения правоохранительной деятельности, тем не менее употребляет данный термин в ряде законодательных актов. Так, например, указанное понятие используется в Законе РФ «О государственной тайне»19 (ст. 5), а также в федеральных законах, которыми утверждается федеральный бюд-жет20 (в них предусматриваются расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»). При этом, исходя из контекста, в котором законодательные акты используют понятие «правоохранительная деятельность», можно заключить, что российское законодательство рассматривает правоохранительную деятельность как специфический вид государственной деятельности.
Определение сущности и содержания правоохранительной деятельности, ее соотношения с ОРД входит в задачу юридической науки.
В теории государства и права понятие «правоохранительная деятельность» рассматривается в аспекте проблем государственной деятельности, связанной с применением права. При этом правоохранительная деятельность определяется как деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений, по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.21 Эта деятельность, как отмечается в юридической литературе, отличается тем, что:
- осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия - предусмотренных законом мер государственного принуждения и взыскания;
- реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
- возлагается на специально уполномоченные государственные органы - правоохранительные органы22.
Сравнивая доктринальное определение правоохранительной деятельности и ее особенности с определением ОРД, содержащимся в ФЗ «Об оперативно-
16 Александров А.И., Федоров А.В. Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» для государств и участников СНГ // Правоведение. - 1999. - № 1. - С. 175.
17 Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий. Саратов, 1997. - С. 4.
18 Гущин А.Н. О понятии и целях оперативно-розыскной деятельности // Следователь. 2000. - № 7. - С. 60.
19 Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (от 26.07.2017) // Российская газета. 21.09.1993. № 182; Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4742.
20 См., например, Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 50 (Часть III). Ст. 7533.
21 См.: Матузов Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2004. С. 455; Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С. 384.
22 Комментарий Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина // Подготовлен для публикации в системе «Кон-сультантПлюс»; Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2007. С. 9.
розыскной деятельности», можно заключить, что те характеристики, которые свойственны правоохранительной деятельности, также в целом присущи и деятельности оперативно-розыскной. ОРД осуществляется уполномоченными государственными органами и реализуется в установленном законом порядке, а в ее задачи, согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об ОРД», результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий. Кроме того, они могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Таким образом, логично рассматривать ОРД как специфическую разновидность правоохранительной деятельности. Ее следует трактовать как специфическую государственную правоохранительную деятельность, особенность которой состоит в том, что она осуществляется только специально уполномоченными государственными органами (как правило, негласно) и в целях защиты законных прав и интересов человека, общества и государства от преступных посягательств.
Соответственно, ОРД по раскрытию угонов и краж автотранспортных средств может быть определена как деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, направленная на установление лиц, совершивших угон или кражу автотранспортного средства, и местонахождения угнанного или похищенного автотранспортного средства, а также на нейтрализацию противодействия преступников следствию и суду.
Из указанного определения вытекают следующие направления оперативно-розыскной деятельности по раскрытию угонов и краж автомобилей:
1) розыск лиц, виновных в совершении расследуемого преступления;
2) розыск похищенного или угнанного автотранспортного средства;
3) нейтрализация действий преступников по сокрытию следов преступления и оказанию противоправного воздействия на следователей и судей с целью избежать уголовной ответственности.
На наш взгляд, в рамках раскрытия конкретного угона или кражи автомашины, пресечение преступной деятельности виновных лиц не является основным направлением ОРД. В данном случае пресечение преступной деятельности заключается в установлении и задержании лиц, совершивших преступление, а потому является неотъемлемой частью содержания первого из указанных направлений ОРД по раскрытию угонов и краж автомобилей - розыска лиц, виновных в совершении расследуемого преступления. ОРД призвана обеспечивать безопасность и неприкосновенность личности, общества и государства, их защиту от преступных посягательств, в том числе, связанных с кражами и угонами автотранспортных средств, предотвращать готовящиеся преступления, выявлять и раскрывать уже совершенные преступления.
В выполнении этих задач важная роль принадлежит организации ОРД, поскольку только надлежащая организация работы оперативных подразделений позволяет эффективно использовать их силы и средства в предотвращении и раскрытии преступлений. Организационная составляющая механизма оперативно-розыскного обеспечения раскрытия преступлений играет важную роль в реализации целей и задач оперативно-розыскной деятельности. Она объединяет и взаимоувязывает деятельность субъектов ОРД, реализует взаимодействие между ними. Кроме того, упорядочивая информационные потоки, организационная составляющая способствует снижению уровня неопределенности и выработке наиболее оптимального управленческого решения по воздействию на криминогенные факторы.
Недостатки в организации ОРД могут привести к затягиванию раскрытия и расследования преступлений, уклонению виновных лиц от уголовной ответственности. Как верно указывает С.В. Харченко, «на эффективность проводимых оперативно-розыскных и иных мероприятий по противодействию криминальной активности автоворов отрицательно влияют недостатки управленческого характера, неопределенность ряда функций подразделений органов внутренних дел в этой сфере деятельности, пробелы в правовом и ресурсном обеспечении оперативно-розыскной деятельности»23.
Таким образом, проведенное нами исследование на современном этапе, с практической точки зрения, позволило сформулировать определение понятия «организации оперативно-розыскной деятельности, под которой следует понимать комплекс (систему) специальных организационных мер, осуществляемых руководителями органов внутренних дел, оперативных подразделений и иными субъектами в целях эффективного использования оперативно-розыскных сил, мероприятий, средств и методов для раскрытия краж и угонов автотранспорта. Субъекты организации ОРД применяют указанные оперативно-розыскные силы, средства, мероприятия, методы и формы в сочетании и с учетом их гласного и негласного характера. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их применение вызвано конкретной оперативной обстановкой, составом преступления и способами действий разрабатываемого лица (лиц).
Для раскрытия краж и угонов автотранспортных средств, особенно совершенными организованными группами, большое значение имеет тактически грамотное осуществление таких, прежде всего, ОРМ, как опрос; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение. Эти мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, совершивших угон или кражу автомашины, а также о лицах, способствовавших свершению и сокрытию преступления; о местонахождении похищенной (угнанной) автомашины; о каналах сбыта похищенной автомашины или ее частей; о лицах, обладающих информацией о расследуемой краже или угоне автотранспортного средства и т.п.
23 Харченко С.В. Актуальные проблемы организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом // Аграрное и земельное право. 2015. - № 4. - С. 137.
Список литературы:
1. Олейник П.А., Птицын А.Г. Методологические вопросы теории оперативно-розыскной деятельности // Криминалистика и судебная экспертиза. - Киев, 1969. - Вып. 6
2. Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. М.: Норма, 1999.
3. Васильев А.Н. Криминалистика. - М., 1963.
4. Харченко С.В. К вопросу о гносеологической сущности и значении оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом // Аграрное и земельное право. - 2016. -№ 4(136).
5. Харченко С.В. Актуальные проблемы организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом // Аграрное и земельное право. 2015. №4.
6. Гущин А.Н. О понятии и целях оперативно-розыскной деятельности // Следователь. 2000. - № 7
Рецензия
на статью соискателя Академии управления МВД России майора полиции С. А. Цепинского «К вопросу о сущности организации ОРД по раскрытию краж и угонов автомобилей»
Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной теме, в статье на основе анализа проведено исследование проблем документирования преступных действий лиц, совершающих преступления. Автором рассматриваются вопросы о сущности организации ОРД по раскрытию краж и угонов автомобилей.
Статья, без сомнения, характеризуется научной новизной, теоритической и практической значимостью.
Автором достаточно подробно анализируются проблемы, связанные с рассматриваемым направлением организации оперативно розыскной деятельности по раскрытию краж и угонов автотранспорта. Большое внимание автором уделено вопросам организации работы борьбы с преступностью, в рамках раскрытия краж и угонов автотранспорта, как важной государственной задачей.
Вывод: статья соискателя майора полиции С.А. Цепинского на тему: «К вопросу о сущности организации ОРД по раскрытию краж и угонов автомобилей» рекомендуется к опубликованию в журнале ВАК.
Профессор кафедры УОВД в Оу Академии управления МВД России д.ю.н. профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Киреев М.П.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 78,36 %