Научная статья на тему 'Криминологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты обеспечения деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом'

Криминологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты обеспечения деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНОРАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE AND CRIMINALISTICS ASPECTS OPERATIVELY-SEARCH FEATURE / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ / CRIMINOLOGICAL / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ / ОПЕРАТИВНОРАЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харченко Сергей Владимирович

Рассмотрены криминологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты обеспечения деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом, особенности его оперативно-разыскной характеристики, обозначены входящие в нее обязательные типичные сведения, способствующие принятию правильного управленческого решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Харченко Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological, operational and investigative and criminalistics aspects of the internal affairs bodies for combating criminal car business

The article considers the problems of theoretical and practice character in the sphere of legal regulation of use of informational systems in carrying out of the operative-search activity (OSA), notes the ways of improvement of legal regulation of use thereof.

Текст научной работы на тему «Криминологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты обеспечения деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом»

УДК 343.9 ББК 67.73

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ, ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С КРИМИНАЛЬНЫМ АВТОБИЗНЕСОМ

сергей Владимирович харченко,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, ккандидат юридических наук, доцент, полковник полиции Научная специальность 12.00.12 — криминалистика, судебно-экспертная деятельность,

оперативно- разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн

Аннотация. Рассмотрены криминологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты обеспечения деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом, особенности его оперативно-разыскной характеристики, обозначены входящие в нее обязательные типичные сведения, способствующие принятию правильного управленческого решения.

Ключевые слова: оперативно- разыскная деятельность, криминологический, оперативно-разыскной и криминалистический аспекты, оперативно- разыскная характеристика.

Annotation. The article considers the problems of theoretical and practice character in the sphere of legal regulation of use of informational systems in carrying out of the operative-search activity (OSA), notes the ways of improvement of legal regulation of use thereof.

Keywords: operational-search activity, criminological, operational and investigative and criminalistics aspects operatively-search feature

Угроза дальнейшей криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического и экономического устройства страны, приобретает особую остроту. Количественные и особенно качественные изменения преступности являются результатом не только усиления влияния названного фактора, но и следствием недостаточной эффективности действующей правоохранительной системы по защите прав и интересов граждан, в том числе и защите их собственности от преступных посягательств.

Современное состояние криминогенной ситуации в России характеризуется сохранением ряда негативных тенденций и процессов, связанных с преступностью. Это особенно проявляется в структуре корыстной преступности. Так, среди всех преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации за последние годы, удельный вес преступлений против собственности составляет более половины.

Особое место среди преступлений корыстной направленности занимают кражи и угоны автотранспортных средств. Ежегодный прирост в России парка автотранспортных средств, особенно легковых авто-

мобилей, составляет примерно 1,2 млн. единиц, из них более 500 тыс. — иностранного производства. Кражам и угонам подвергается около 93 тыс. автомобилей в год, в том числе более 53 тыс. краж и 40 тыс. угонов.

Как показало исследование, на территории Российской Федерации наиболее похищаемыми являются автомобили отечественного производства марки ВАЗ (65 %). Доля хищений автомобилей иностранного производства составляет 35 %. Данные показатели напрямую зависят от географического расположения регионов и их экономического состояния. Так, в субъектах Федерации, расположенных в регионах Сибири и на Дальнем Востоке, преступниками наиболее часто похищаются автомобили иностранного производства, особенно японского и корейского, а в Калининградской области — европейского. Так, в г. Москве в 2013 г. автомобили «Лада» составляли 15% на всех случаев угонов. После российских машин преступники предпочитают марки «Мазда» (12%), «Ми-цубиши» (10%), «Тойота» (9%), Хонда (7%), «Форд», БМВ (по 4%) и «Мерседес» (2%).

Доля похищаемых автомашин иностранного производства наиболее значительна в экономически развитых региональных центрах.

Традиционно основная масса этих преступлений совершена на территории Москвы и Московской области, где зарегистрировано более 74% краж от общего их количества.

Проблема противодействия кражам автотранспорта наиболее актуальна также для таких субъектов Российской Федерации, как Санкт-Петербург и Ленинградская область, Приморский, Краснодарский, Красноярский края, Иркутская, Самарская, Свердловская, Челябинская области.

В последние годы свыше 90 % хищений транспортных средств было совершено с уличных неохраняемых парковок, из них 60 % в ночное время. В подавляющем большинстве случаев места совершения таких преступлений, и возможные маршруты передвижения похищенного автотранспорта практически не контролируются техническими средствами видеонаблюдения. При этом наружные службы плохо ориентированы на выявление лиц, совершающих рассматриваемые преступления.

Более 25 % уличных угонов автотранспорта совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.

В последние годы оперативная обстановка в сфере противодействия криминальному автобизнесу остается сложной. По данным ГИАЦ МВД России на начало 2014 г. в розыске находилось свыше 2,3 млн единиц автотранспортных средств, в том числе около 700 тыс. похищенных на территориях зарубежных государств и нелегально доставленных на территорию России. Несмотря на привлечение значительных сил и средств к организации и проведению комплексных оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств, результативность этих мер составляет всего 11-13 %.

Объективная необходимость усиления борьбы с данными видами преступлений определяется рядом специфических обстоятельств: многочисленностью подобных преступлений; их распространенностью в разных регионах; устойчивыми тенденциями роста; появлением активного теневого рынка, влияющего на рост случаев противоправного приобретения автомобилей и иных транспортных средств; высокой степенью организованности при подготовке и совершении данных преступлений; их латентностью; низкой раскрываемостью краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств, являющейся итогом недостатков и упущений в оперативно-разыскной и иной деятельности органов внутренних дел1.

Для успешной и результативной борьбы с указанными преступлениями руководители органов внутренних дел и их оперативных подразделений должны знать названные совокупные данные и активно использовать их в своей деятельности.

В настоящее время реально раскрываются только те кражи и угоны транспортных средств, при совершении которых сами потерпевшие сообщают о возможных подозреваемых, или тогда, когда преступники задерживаются по горячим следам.

Еще одним фактором, отрицательно влияющим на итоговые показатели, является то, что в следственных подразделениях большинства территориальных органов внутренних дел на региональном уровне нет специалистов, которые занимались бы только данными видами преступлений. Следовательно, не всегда выработан единый алгоритм действий по раскрытию и расследованию указанных преступлений.

Таким образом, отсутствие во многих случаях единого подхода к организации борьбы с криминальным автобизнесом и зачастую восприятие большинством руководителей этой проблемы как второстепенной не позволяют задействовать весь потенциал органов внутренних дел.

Успешное раскрытие и расследование преступлений, совершаемых в сфере криминального автобизнеса, возможно только при своевременном реагировании на сообщения о них, проведении заградительных мероприятий, тщательной работе на месте происшествия, отработке прилегающей территории, использовании автоматизированной информационной базы данных подсистемы «Автопоиск», правильном и точном заполнении идентификационных карт на разыскиваемое транспортное средство при их постановке на учёт, взаимодействии следователей с работниками оперативных и экспертных подразделений, взаимном информировании, совместном планировании, максимальном использовании возможностей сотрудников ГИБДД, своевременном проведении судебных экспертиз2.

Способы преступных действий автомобильных воров постоянно совершенствуются. Поэтому знание характеристики приемов незаконного проникновения в автомобиль и технических приспособлений, используемых ворами-автоугонщиками, позволит сотрудникам полиции не только объективно определить профессионализм преступников, но и правильно квалифицировать их деяния и этим самым даст возможность результативно работать в направлении поиска преступников и похищенного автотранспорта.

Изучение уголовных дел, дел оперативного учета, а также иных оперативно-розыскных и экспертно-крими-налистических материалов позволило обобщить наиболее типичные способы такого проникновения с целью совершения краж или угонов автотранспорта, сокрытия преступных следов, разделив их на две группы:

• проникновение в закрытое помещение для доступа к транспортному средству;

• проникновение в само транспортное средство.

Наиболее ухищренные способы применяются для

проникновения внутрь похищаемого автомобиля, т.к. без этих действий завладеть им невозможно. Для проникновения в автомашины преступники применяют немало отработанных способов:

1. Подбор ключа к дверце. Данный способ эффективен, не оставляет видимых повреждений на корпусе автомашины, не портит ее, избавляет похитителя от необходимости ремонта.

2. Хищение ключей от автомашин у их владельцев

и применение их для угона. Данный способ характерен для Москвы и ряда крупных городов. Он применяется, как правило, в местах массового скопления людей (продовольственные супермаркеты и рынки, торгово-строительные центры и магазины). Этот способ довольно широко распространен еще и потому, что не привлекает особого внимания окружающих, так как действия преступников внешне ничем не отличаются от действий законных владельцев автомашин.

3. Отжим вентиляционного окошка вовнутрь салона автомашины. Он осуществляется рукой или каким-либо инструментом с острым вытянутым концом (отвертка, нож, штык и т.п.) по принципу рычага. Образующиеся при этом следы вогнутости на металлической окантовке ветрового стекла и металле дверцы заметны при наружном осмотре автомашины и могут служить одним из признаков ее распознания работниками полиции, негласными сотрудниками и представителями общественности, участвующими в розыске.

4. Отжим и опускание стекла дверцы кабины автомобиля давлением руки или с использованием инструментов. Этот способ аналогичен предыдущему по механизму его выполнения и характеру оставляемых преступником следов, которые могут образоваться на стекле и металле дверцы.

Известны случаи, когда стекла дверей автомашин и вентиляционных окошек открывались при помощи крючков, изготовленных из автомобильного стеклоочистителя или велосипедной спицы, определенным образом заточенных и изогнутых.

Оперативным сотрудникам полиции следует знать о возможности применения преступниками таких инструментов, а их появление у отдельных лиц расценивать как факт, представляющий оперативный интерес для предотвращения или раскрытия данных преступлений.

5. Открытие вентиляционного окошка путем теплового воздействия на стекло в месте крепления запора этого окошка (у отдельных марок автомобилей подобные запоры устроены так, что достаточно тепла горящей сигареты, чтобы замок отклеился от стекла).

6. Разбитие или выдавливание стекла переднего или заднего вентиляционного окошка автомобиля либо стекла окна дверцы и открытие дверцы рукой изнутри. Действуя таким образом, преступник разбивает чаще всего боковое стекло (камнем, палкой и др.). Нередко он делает это с определенного расстояния.

7. Проникновение в незапертый автомобиль. Бывают случаи, когда водители, оставляя автомобили, забывают запереть дверцы, чем максимально облегчают преступникам реализацию замысла. Реже встречаются факты проникновения в машину через открытый багажник, смещение заднего сиденья.

Приведение автомобиля после проникновения внутрь в движение путем запуска двигателя осуществляется несколькими приемами: включают зажигание с помощью подобранного ключа зажигания и соединяют электропроводку «напрямую»; соединяют провода с использованием различных приспособлений, созда-

ваемых специально для этих целей (например, так называемых «лягушек»).

8. Изъятие преступниками транспортного средства с места, на котором оно находилось, путем отбуксиро-вания. При этом преступниками для завладения им используется собственный транспорт или тот, на котором они работают, а иногда и другие угнанные машины. В случаях завладения транспортным средством для хищения его деталей преступники довольно часто используют собственный или служебный автомобиль: в намеченное заранее место приезжают на угнанной автомашине, снимают с нее нужные им детали и увозят их уже на своей.

9. Другим характерным приемом является одновременный угон двух автомашин: одной — для разукомплектования, а второй — для транспортировки похищенного. Иногда для указанных целей используется автотранспорт, взятый на прокат, или попутные автомашины. Кроме того, собственные или служебные транспортные средства преступники используют для поиска и выслеживания похищаемых транспортных средств, укрытия или погрузки и дальнейшей транспортировки на них.

10. Разновидностью названного способа является отбуксирование вручную. Преступники в таком случае откатывают автомашину или мотоцикл на некоторое расстояние от места стоянки и только после этого включают двигатель. Данный прием удобен для преступников тем, что владелец похищаемого или угоняемого транспорта не слышит звук включаемого двигателя.

11. Кроме того, угонщики иногда грузят похищаемое транспортное средство или отдельные его детали на другую машину. Этот способ использования транспорта также применяется и при совершении иных краж.

12. Изъятие транспортных средств путем применения насилия над водителем.

13. Применяются и разные способы с использованием инновационных и иных технологий.

Особый интерес злоумышленники проявляют к японским машинам. Это объясняется как хорошим качеством этих машин, так и недостаточно высокой противоугонной защитой. Японские машины нередко подвержены быстрому угону в отличие от немецких машин, которых угнать не так то просто. Если угнали немецкую машину, то почти наверняка работали профессионалы высокого класса.

Японские же машины нуждаются в дополнительной защите: нужна спутниковая система, сигнализация, различные противоугонные устройства и т.п. Многие специалисты считают, что чем больше у преступников препятствий, тем больше времени требуется для их преодоления. Риск потерпеть неудачу при попытке угона становится выше.

Преступные посягательства на автомобили совершаются с различными целями. Так, для полного демонтажа автомобиля с последующей реализацией деталей совершается 28,2 % краж. Как правило, это автомобили стоимостью около 600 тыс. рублей. Кра-

жи с последующим сбытом похищенных автомобилей по заранее приготовленным документам-дубликатам совершаются в 3,7 %, а для совершения на угнанном автомобиле иного преступления — в 5,8 %. Основная часть задержанных за угон (68,2 %) заявляли, что хотели доехать до определенного места, 11,1 % — с целью прокатиться.

Места совершения краж автомобилей характеризуются следующим образом (в основном, по г. Москве): 24,6 совершается от торгово-развлекатель-ных центров; 22,2% — на неохраняемых парковках; 51,4% — около жилых домов; 1,8% — в иных местах. Время совершения кражи выглядит следующим образом: с 7 часов утра до 19 часов — 39,9% похищенных автомобилей; с 19 часов до 7 часов утра — 60,1%. Самым потенциально опасным временем считается период с 20 часов до 1 часа ночи( совершается 69,3% краж автомобилей от общего количества совершаемых в вечернее и ночное время).

Анализ практики показывает, что преступные группы, специализирующиеся на совершении хищений автотранспортных средств, как правило, имеют межрегиональный характер криминальной деятельности. При совершении этих преступлений используются специальные инструменты (58 %), группы прикрытия (17 %), камуфлированная одежда (25 %). Зачастую в состав таких групп входят лица, находящиеся в близких отношениях (37 %), родстве (11 %) или знающие друг друга по совместной, включая противоправную, деятельности (52 %).

Преступная группа, совершающая хищения автотранспортных средств и незаконную их транспортировку, имеет строгую иерархию и жесткую дисциплину. Лидеры таких групп в основном старше, чем иные участники. Большинство из них (около 80%) находятся в возрасте от 26 до 36 лет, а 43 % рядовых участников имеют возраст от 16 до 20 лет. Для того чтобы занять ведущие позиции, лидерам необходим жизненный опыт, соответствующие знания и волевые качества, а также криминальный «стаж», включая наличие судимости.

Среди лидеров не выявлено женщин, в то время как среди рядовых участников доля женщин составила 13 %. Участники этих преступных групп имеют достаточно высокий образовательный уровень: около 80 % лидеров-среднее или среднее специальное образование, а 13 % — высшее.

Среди лидеров преступных групп граждане Российской Федерации составляют 70 %, но при этом лишь незначительная часть из них (25 %) — русские. Оставшаяся часть — это по национальности грузины, таджики, татары, осетины, литовцы, корейцы и др. Постоянно проживали в месте совершения преступления 60 % лидеров, остальные временно или нелегально. Характерно, что лидеры, осевшие в местах совершения преступлений, почти половину членов групп подбирают из числа граждан ближнего зарубежья, нелегально проживающих в конкретном регионе.

По сведениям ГУУР МВД России лица, соверша-

ющие данные преступления, как правило, не имеют постоянной работы, что объясняется высокой доходностью криминального автобизнеса. Так, в Омской области 50,4 % раскрытых краж и угонов транспортных средств совершено неработающими гражданами, в Читинской области — 76,9 %. Нередко они являются частными предпринимателями в сфере ремонта и обслуживания транспорта.

Возраст большей части лиц (в отдельных регионах до 90 %), совершающих кражи транспортных средств, не превышает 30 лет. Значительную часть их составляют ранее судимые, в частности и за хищения автотранспорта. В Костромской области, например, это более 35 %.

Одной из особенностей преступных групп, специализирующихся на данном виде преступлений, является высокая степень их адаптации к изменяющимся условиям, тактике деятельности органов внутренних дел, современным противоугонным техническим средствам.

Итоги анализа говорят о том, что в ближайшие годы в сфере преступлений, связанных с криминальным автобизнесом, можно ожидать, в основном, тенденцию увеличения числа этих видов преступлений. В пользу такого прогноза свидетельствует увеличение числа неправомерного завладения транспортными средствами, например, в 2011 г. на 2,8 % (кражи автомобилей при этом в 2012 г. увеличились на 5,3%), остатка нераскрытых угонов — на 10 %, уменьшение количества раскрытых в этой сфере преступлений — на 1,8 %.

Следует учитывать, что целью краж и угонов является не только завладение автотранспортом или иными ценностями физического или юридического лица, но также нередко и совершение убийств и иных преступлений против личности, что в дальнейшем может повлечь рост преступлений насильственного характера.

В 2013 г. Государственная дума начала работу над законопроектами, усиливающими уголовную ответственность за кражи и угоны автотранспорта, а также устанавливающими уголовную ответственность за кражи государственных регистрационных номеров на автотранспорт. Предполагается, что будет отменена обязанность доказывать то, что машина была угнана именно с целью хищения, т.е. любое неправомерное завладение ею повлечет уголовную ответственность.

Рассмотренные общие признаки характеристик некоторых преступлений, связанных с кражами и угонами автотранспорта, дают возможность после изучения оперативной обстановки определить круг процессуальных и иных вопросов, подлежащих разрешению в процессе раскрытия и расследования указанных преступлений.

Особое значение приобретает эффективное использование возможностей оперативных подразделений органов внутренних дел при резких осложнениях оперативной обстановки. Изменяется содержание деятельности органов внутренних дел, возникает иной режим работы, а также необходимость в использовании специальных организационных форм, новых тактических приемов и методов управления силами и

средствами, направленными на выявление и раскрытие рассматриваемых преступлений.

Руководителям органов внутренних дел и их оперативным подразделениям необходимо учитывать, что при резком изменении оперативной обстановки растут различные угрозы со стороны криминальных элементов. Указанные факторы заставляют расширить диапазон сбора оперативной информации, увеличить охват оперативным вниманием новых территорий и групп населения, углубить изучение обстановки с тем, чтобы своевременно реагировать на негативные ситуации, связанные с кражами и угонами автотранспорта. По мнению авторов, оперативно-розыскную информацию, используемую в интересах борьбы с криминальным автобизнесом, следует понимать в более широком смысле, чем это принято традиционно, и классифицировать ее при осуществлении тактических действий на следующие виды:

• информация и иные сведения, используемые при обнаружении признаков существования и деятельности организованной и иной криминальной группы, действующей на обслуживаемой территории в сфере криминального автобизнеса и совершения иных преступлений;

• информация, используемая для определения конкретных фигурантов, проходящих по делам оперативной разработки, в том числе о способах совершения преступлений, их маскировки; о действиях, препятствующих расследованию преступлений и т.п.;

• информация, используемая для успешной реализации дел оперативного учета и последующего оперативного сопровождения расследования уголовных дел, возбужденных по фактам криминального автобизнеса;

• информация, используемая для разобщения преступной группы, совершающей преступления в рассматриваемой сфере;

• информация, используемая для оценки деятельности криминальной группы, в состав которой входят сотрудники правоохранительных или иных государственных органов.

Правильная организация информационного, правового, экспертно-криминалистического и иного обеспечения деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом, систематическое накопление и реализация достоверной информации, ее своевременный и качественный анализ и прогноз, принятие на этой основе управленческих и организационных решений является одним из главных условий успешного управления деятельностью органов внутренних дел в рассматриваемой сфере борьбы с преступностью.

1 Н.Н. Васильев, С.В. Харченко «Криминологическая характеристика краж и угонов автомобильного транспорта». М., «Профессионал». Популярно-правовой альманах МВД России, №6, 2012 С.42-44.

2 Васильев Н.Н., Харченко С.В. «К вопросу о первоначальных оперативно-розыскных мероприятиях и следственных дей-

ствиях по раскрытию и расследованию криминального автобизнеса». Труды Академии МВД России. М. №2(26), 2013. С. 32-35

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»-httr//www.consultant.ru/.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.12. 2013 г. №376-ФЗ). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»-httr//www.consultant.ru/.

3. О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. Рос. газ. 08 фев.

4. Об оперативно-разыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 г. № 309-ФЗ). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»-httr//www.consultant.ru/.

5. Самсонов О.А., Тихонов А.А. Использование оперативной информации при проведении специальных мероприятий // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-разыскной деятельности: Сб. науч. ст. — Волгоград: Академия МВД России, 2008. С. 359 — 363. (А/4154).

6. Криминалистика. Учебник для вузов. Под редакцией проф. Р.С. Белкина. НОРМА-ИНФА-М. М. 1999. с. 816-817.

7. А.С. Овчинский Оперативно- разыскная информация в парадигме открытых систем // Сборник статей межвузовского научно — практического семинара 29 октября 2010г. г. Москва. -М: Академия управления МВД России, 2011. -С.44-49.

8. Васильев Н.Н., Харченко С.В. К вопросу о первоначальных оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях по раскрытию и расследованию криминального автобизнеса: статья. Труды Академии. М. 2013.

9. Атмажитов В.М., Васильев Н.Н., Харченко С.В. Организация оперативно-разыскной деятельности: учебник. Глава VI. Академия управления МВД России. М. 2014.

10. Н.Н. Васильев, С.В. Харченко «Криминологическая характеристика краж и угонов автомобильного транспорта». М., «Профессионал». Популярно-правовой альманах МВД России, №6, 2012 С.42-44.

11. Васильев Н.Н., Харченко С.В. «К вопросу о первоначальных оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях по раскрытию и расследованию криминального автобизнеса». Труды Академии МВД России. М. №2(26), 2013. С. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.