Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10119
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Андрей Иванович ХОДАНОВ, заместитель Григорий Владимирович МОКРОВ, слушатель директора Института правоохранительной Академии управления МВД Р°ссии
деятельности Российской таможенной E-mai|: mokl"[email protected]"u
академии, кандидат юридических наук
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье рассмотрены особенности правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Приведен перечень основных законодательных актов, регулирующих данную деятельность.
Ключевые слова: правовая основа, нормативные правовые акты, международные правовые акты, законодательные акты, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия.
Annotation. The article deals with the peculiarities of legal regulation of operational-search activity of the internal affairs bodies. The list of the main legislative acts regulating this activity is given.
Keywords: legal framework, normative legal acts, international legal acts, legislative acts, Federal law «On operational-investigative activities», operational-investigative activities, operational-investigative events.
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности1.
Правовая основа ОРД закреплена в ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД). Часть 1 данной статьи относит к правовой основе ОРД, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, которая закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью.
К таким принципам относятся: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 Закона об ОРД.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
В Конституции РФ закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (статьи 76, 90, 104, 105, 115).
Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы Конституции РФ конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД.
После Конституции РФ главная роль в правовом регулировании ОРД по праву принадлежит ФЗ об ОРД. Этот законодательный акт пришел на смену Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г., который был первым в истории российского права законом, регламентирующим ОРД. До этого оперативно-розыскная деятельность регулировалась ведомственными нормативными правовыми актами.
Первоначальная редакция ФЗ об ОРД претерпела ряд изменений и дополнений. В частности, Федеральный закон от 18 июля 1997 г. № 101-ФЗ уточнил в п. 4 ч. 1 ст. 13 название одного из субъектов ОРД - Федеральных органов государственной охраны.
Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ включил в перечень органов, осуществляющих ОРД (ст. 13), подразделения Министерства юстиции в связи с передачей в его ведение уголовно-исполнительной системы, которая прежде находилась в подчинении МВД России.
Федеральный закон от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ внес изменения и дополнения, обусловленные, прежде всего, присоединением Российской Федерации к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) и необходимостью в связи с этим совершенствования механизма защиты прав и свобод граждан в ходе ОРД. Внесение поправок в Закон, кроме того, преследовало цель повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности и создания дополнительных гарантий против злоупотреблений при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ внес дополнения в статьи 5 и 8, уточняющие основания и процедуру прослушивания телефонных переговоров.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ внес изменения и дополнения в статьи 6 и 13, обусловленные созданием Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упразднением федеральных органов налоговой полиции.
Таким образом, ФЗ об ОРД находится в состоянии постоянного совершенствования, а наиболее радикальные предложения специалистов сводятся к необходимости разработки и принятия новой редакции этого Закона.
Правовую основу ОРД, кроме указанного Закона, составляет довольно значительное число других законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
■ устанавливающие общие положения осуществления ОРД;
■ регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
■ регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.
К законодательным актам, устанавливающим общие положения осуществления ОРД, следует отнести Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации.
Уголовный кодекс РФ определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена ОРД. Установление наличия этих признаков является согласно ст. 7 ФЗ об ОРД основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может.
В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД.
Так, ст. 15 УК РФ раскрывает понятие тяжкого преступления, признаки которого, согласно ст. 8 ФЗ об ОРД, являются одним из основных условий проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ) используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
Институт деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ) лежит в основе реализации одной из важных норм ФЗ об ОРД, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, привлеченных к сотрудничеству с оперативными аппаратами. Установление целого ряда уголовно-правовых запретов (статьи 137—139, 283, 286, 293, 330 УК РФ и др.) является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
К законодательным актам, устанавливающим общие положения ОРД, необходимо отнести и уголовно-процессуальное законодательство, которое придало органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, статус органов дознания (ч. 1 ст. 40 УПК РФ).
Определяя полномочия органа дознания, новый УПК РФ запретил проведение дознания лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).
Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при расследовании преступлений (ч. 4 ст. 157, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 150), что, согласно ст. 8 ФЗ «об ОРД, является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.
Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК), виды доказательств (статьи 74—81 УПК РФ), способы их собирания, проверки и оценки (статьи 86—88 УПК Рф), понятие результатов ОРД (п. 36 (прим) ст. 5) и их использование в доказывании (ст. 89 УПК РФ), уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.
Одним из составных элементов правовой основы ОРД являются законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД. Они закладывают основы разграничения полномочий оперативных подразделений, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности2.
К правовой основе ОРД, согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ об ОРД, относятся также иные нормативные правовые акты федеральных органов государ-
ственной власти. Их можно разделить на три группы:
■ указы Президента Российской Федерации;
■ постановления Правительства Российской Федерации;
■ акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно-розыскного законодательства с точки зрения их конституционности.
Не менее важную роль в правовом регулировании ОРД играют международные правовые акты3. Однако законодатель не включил их в ст. 4 ФЗ об ОРД, хотя ч. 4 ст. 15 Конституции РФ рассматривает нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части ее правовой системы.
Анализ содержания ФЗ об ОРД позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД.
В частности, п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ, а п. 3 ст. 14 закрепляет в числе обязанностей оперативных служб необходимость выполнения запросов правоохранительных органов иностранных государств.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило сделать вывод, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляет весьма обширный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, знание и соблюдение которых является необходимым условием успешного ее осуществления.
В правоприменительной практике следует учитывать, что правовая основа ОРД находится в состоянии динамичного развития и постоянного совершенствования.
1 Харченко C.B. К вопросу о правовой основе организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом // Аграрное и земельное право. 2015. № 5 (125). С. 125—133.
2 См.: Федеральные законы: «О федеральной службе бе-
зопасности» от 03.04.1995 г; «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.06.1995 г.; «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении измене-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ; Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 г. // httr//www.consultant.ru/ 3 Харченко C.B., Лутков И.А. Правовое регулирование международного взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с кражами автотранспорта на территории Российской Федерации (на примере Челябинской области) // Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России: проблемы и пути их решения: Сб. науч. ст. М.: Академия управления МВД России, 2017. С. 202-209.
Библиографический список
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018 г.) // httr// www.consultant.ru/
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30.10.2018 г.) // httr//www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.12.2013 г. № 309-ФЗ) // httr// www.consultant.ru/
4. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. // httr// www.consultant.ru/
5. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.06.1995 г. // httr// www.consultant.ru/
6. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ // httr//www.consultant.ru/
7. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 г. // httr// www.consultant.ru/
8. Харченко C.B. К вопросу о правовой основе организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом // Аграрное и земельное право. 2015. № 5 (125). С. 125-133.
9. Харченко C.B., Лутков И.А. Правовое регулирование международного взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с кражами автотранспорта на территории Российской Федерации (на примере Челябинской области) // Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России: проблемы и пути их решения: Сб. науч. ст. М.: Академия управления МВД России, 2017.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Дознание в органах внутренних дел.
3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 2018 г. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Ф.К. Зиннурова, А.С. Есиной
978-5-238-03160-6
Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.
Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019