Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию краж и угонов автотранспорта'

Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию краж и угонов автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1077
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРАЖА / УГОН / АВТОТРАНСПОРТ / CUSTOMS UNION / ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS / WARNING OF CRIMES / THEFT / DRIVING AWAY / MOTOR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеенко А. Н., Ковалев В. М.

Кражи и угоны транспортных средств наносят существенный экономический вред как юридическим лицам, так и гражданам. Работа по розыску угнанного и похищенного транспорта и установление лиц, совершивших преступные посягательства на транспортные средства, отвлекает значительные силы органов внутренних дел для проведения розыскных мероприятий. Анализ факторов, снижающих эффективность борьбы с кражами и угонами транспортных средств, указывает на недостаточную организацию взаимодействия между службами при подготовке и проведении розыскных мероприятий. Данная работа проходит в условиях сложной дорожно-транспортной обстановки. Это связано с такими факторами, как постоянное увеличение количества транспортных средств, рост интенсивности движения. В статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь по предупреждению и раскрытию краж и угонов автотранспорта. Особое внимание уделено поиску новых форм и методов организации взаимодействия правоохранительных органов стран Таможенного союза по противодействию преступлениям, связанным с криминальным автобизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеенко А. Н., Ковалев В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ACTIVITY OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS ON WARNING, OPENING OF THEFTS AND DRIVING AWAY OF MOTOR TRANSPORT

Thefts and driving away of transport vehicles inflict substantial economic harm as to the legal entities so to the citizens. Work on the search of the driven away and stolen transport and establishment of persons, of accomplishing criminal trespasses on transport vehicles, distracts considerable forces of organs of internal affairs for realization of search events. Analysis of factors reducing efficiency of fight against thefts and driving away of transport vehicles shows on insufficient organization of cooperation between services at preparation and realization of search events. Hired passes in the conditions of difficult road of a transport situation. It is related to such factors as: a permanent increase of amount of transport vehicles, height of intensity of motion. In the article, the pressing questions of activity of organs of internal affairs of Republic of Belarus are examined on warning and opening of thefts and driving away of motor transport. The special attention is spared to the search of new forms and methods of organization of cooperation.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию краж и угонов автотранспорта»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ Д ЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, РАСКРЫТИЮ КРАЖ И УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТА

SOME ASPECTS OF ACTIVITY OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS ON WARNING, OPENING OF THEFTS AND DRIVING AWAY OF MOTOR TRANSPORT

УДК 343.346

А.И. МОНСЕЕИКО

(Могилевский институт МВД Республики Беларусь) [email protected]

A.N. MOISEYENKO

(Mogilev Institute of MIA of the Republic of Belarus)

В.М. КОВАЛЕВ

(Могилевский институт МВД Республики Беларусь) [email protected]

V.M. KOVALEU

(Mogilev Institute of MIA of the Republic of Belarus)

Аннотация: кражи и угоны транспортных средств наносят существенный экономический вред как юридическим лицам, так и гражданам. Работа по розыску угнанного и похищенного транспорта и установление лиц, совершивших преступные посягательства на транспортные средства, отвлекает значительные силы органов внутренних дел для проведения розыскных мероприятий. Анализ факторов, снижающих эффективность борьбы с кражами и угонами транспортных средств, указывает на недостаточную организацию взаимодействия между службами при подготовке и проведении розыскных мероприятий. Данная работа проходит в условиях сложной дорожно-транспортной обстановки. Это связано с такими факторами, как постоянное увеличение количества транспортных средств, рост интенсивности движения. В статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь по предупреждению и раскрытию краж и угонов автотранспорта. Особое внимание уделено поиску новых форм и методов организации взаимодействия правоохранительных органов стран Таможенного союза по противодействию преступлениям, связанным с криминальным автобизнесом.

Ключевые слова: Таможенный союз, органы внутренних дел, предупреждение преступлений, кража, угон, автотранспорт.

Abstract: thefts and driving away of transport vehicles inflict substantial economic harm as to the legal entities so to the citizens. Work on the search of the driven away and stolen transport and establishment of persons, of accomplishing criminal trespasses on transport vehicles, distracts considerable forces of organs of internal affairs for realization of search events. Analysis of factors reducing efficiency of fight against thefts and driving away of transport vehicles shows on insufficient organization of cooperation between services at preparation and realization of search events. Hired passes in the conditions of difficult road - of a transport situation. It is related to such factors as: a permanent increase of amount of transport vehicles, height of intensity of motion. In the article, the pressing questions of activity of organs of internal affairs of Republic

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 3'16 ^^^^^^^^^^^^^^

136

of Belarus are examined on warning and opening of thefts and driving away of motor transport. The special attention is spared to the search of new forms and methods of organization of cooperation.

Keywords: Customs union, organs of internal affairs, warning of crimes, theft, driving away, motor transport.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» на органы внутренних дел возложены задачи по обеспечению защиты личной и имущественной безопасности от преступных и иных противоправных посягательств, в том числе, и по установлению и задержанию лиц, совершивших хищение или угон транспортных средств, водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортных происшествий, лиц, подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений и перемещающихся на транспортных средствах, обнаружение и задержание похищенных или угнанных транспортных средств [1]. Основные функции по раскрытию угонов автотранспортных средств и розыску похищенного автотранспорта в территориальных органах внутренних дел возложены на подразделения уголовного розыска, а в системе Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь - на специально созданное подразделение оперативного реагирования и розыска. Деятельность по выявлению разыскиваемого транспорта проводится сотрудниками ГАИ при несении службы по обеспечению безопасности дорожного движения постоянно. Основными задачами розыска угнанного и похищенного транспорта является установление и задержание разыскиваемых транспортных средств, а также лиц, совершивших их кражи или угоны. Несмотря на наметившиеся тенденции снижения зарегистрированных угонов и краж транспортных средств, их количество остается значительным. Согласно статистическим данным в Республике Беларусь за 2015 год зарегистрировано 898 фактов угонов и 246 краж автотранспортных средств. Установлены подозреваемые в совершении 89,3 % угонов и 68,7% краж автотранспорта [2, с. 4]. Реализация похищенных автомобилей все более отчетливо приобретает транснациональный характер. Этому способствуют по меньшей мере два обстоятельства. Во-первых, такие преступления приносят значительную и быструю прибыль специализирующимся на них преступникам. Во-вторых, процветанию этого вида преступлений способствует постоянно увеличивающийся спрос на приобретение личных транспортных средств. Анализ криминогенной ситуации на территории Республики Беларусь и Российской Федерации свидетельствует о том, что меры, принимаемые органами внутренних дел обоих государств, позволили стабилизировать оперативную обстановку по линии преступлений в сфере автобизнеса. Вместе с тем на территории наших государств продолжают противоправную деятельность преступные группы и отдельные

лица, занимающиеся хищениями и легализацией транспортных средств, беспрепятственно перемещающие угнанный и похищенный автотранспорт через российско-белорусскую границу. Им удается надежно спрятать похищенное транспортное средство, перегнав на территорию соседнего государства. Кроме того, они применяют множество различных уловок с целью маскировки похищенного транспорта и сокрытия следов преступной деятельности: используют поддельные документы, а также фальшивые и ранее похищенные с других транспортных средств государственные номерные знаки. Успех сотрудников органов внутренних дел по выявлению разыскиваемого транспорта во многом зависит от их профессиональной подготовленности, бдительности, внимания и знания основных тактических приемов, применяемых в этой деятельности, а также организации взаимодействия с гражданами. Значительное число разыскиваемого транспорта обнаруживается по заявлениям граждан. В этой связи необходимо полностью использовать потенциал населения и привлекать к участию в розыскных мероприятиях представителей общественных формирований, участвующих в работе по обеспечению безопасности дорожного движения и охране общественного порядка, а также работников автотранспортных предприятий, связанных с организацией дорожного движения, эксплуатацией и обслуживанием транспортных средств, диспетчерский состав и водителей автохозяйств, таксопарков. Одной из современных интенсивных и эффективных форм взаимодействия органов внутренних дел с гражданами в данном направлении является недавно созданный интернет-проект ГУВД Мингорисполкома «Перехват», посредством сети Интернет дающий возможность донести полученную гражданами информацию о совершаемых, совершенных противоправных деяниях в отношении транспортных средств до сотрудников органов внутренних дел. Особенностью данной формы сотрудничества является возможность дополнения электронного интернет-сообщения фото-, видео-, аудиофайлами, что дает возможность правоохранительным органам реагировать на информацию о противоправных деяниях, а также использовать данные сведения при доказывании вины правонарушителя [3].

Образованный Таможенный союз открыл границы государств союза, расширил возможности для свободного перемещения в том числе и транспортных средств. По-своему используют эти процессы преступники, пытаясь беспрепятственно перемещать автотранспортные средства через прозрачную границу

Проблемы правоохранительной деятельности 3'16

и по территориям стран союза. Проведенный анализ по состоянию на сентябрь 2013 года показывает, что с начала 2013 года в Беларуси обнаружено 52 автомобиля, похищенных в России. На территории Российской Федерации за аналогичный период времени найдено 18 автомобилей, похищенных в Республике Беларусь. В этот же период в России установлена причастность 46 граждан Республики Беларусь к совершению преступлений в сфере автобизнеса. На их счету 32 кражи и 79 угонов. Россияне совершили на нашей территории десять краж и угонов. Примерно 10 процентов из регистрируемых в Республике Беларусь автомобилей, приобретаемых в Российской Федерации, имеют криминальное прошлое [4, с. 2].

Уровень преступности, усложнение ее структуры и форм проявления требуют принятия адекватных мер по наращиванию потенциала и возможностей правоохранительных органов государств - участников Таможенного союза по надежной защите всех форм собственности от преступных и иных противоправных посягательств.

Одним из важнейших элементов профилактики данного вида преступлений является неукоснительное обеспечение принципа неотвратимости наказания. Для реализации поставленной задачи правоохранительные органы определяют приоритетные направления служебной деятельности, анализируют складывающуюся оперативную обстановку, чтобы поднять на более высокий уровень используемые методы оперативно-розыскной деятельности по выявлению, изобличению и привлечению к ответственности виновных в подготовке и совершении краж и угонов транспортных средств. В этих условиях важнейшим критерием оценки оперативно-розыскной деятельности в указанном направлении, на наш взгляд, должны являться время, затраченное на раскрытие преступлений, количество задействованного личного состава и технических средств. Практика деятельности правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступлений в рассматриваемой сфере подошла к определенному этапу, когда традиционные методы работы являются недостаточно актуальными для решения поставленных перед органами внутренних дел задач. По прежнему слабым звеном является недостаточная автоматизация информационного обеспечения и информационного взаимодействия правоохранительных органов. В связи с тем, что в работе по поиску и задержанию похищенных и угнанных транспортных средств необходима обработка больших объемов информации, и у преступников, проживающих как в Беларуси, так и России, между собой налажены устойчивые связи, а значит идет процесс слияния преступных групп, занимающихся криминальным автобизнесом, возникла острая необходимость дальнейшего развития инновационных технических средств, позволяющих автоматизировать процессы

с возможностью хранения, обработки и передачи информации с целью оперативного взаимодействия заинтересованных служб.

Для более тесного взаимодействия между правоохранительными ведомствами государств - участников Таможенного союза необходим оперативный доступ к запрашиваемой информации. Подготовка сотрудников органов внутренних дел для работы в данном направлении в обязательном порядке подразумевает проведение совместных рабочих встреч, семинаров и совещаний, на которых необходимо рассматривать наиболее актуальные вопросы применения новых методов предупреждения и пресечения преступлений в сфере противодействия криминальному автобизнесу, в том числе основанных на широком использовании современных технических средств. Определенный опыт в этом направлении наработан в рамках организации взаимодействия по решению правоохранительных задач в области дорожного движения в приграничных районах Российской Федерации и Республики Беларусь, а именно ГАИ МОБ УВД Гомельского облисполкома и ГИБДД УМВД Российской Федерации по Брянской области, отличающихся высокой продуктивностью и эффективностью. В рамках взаимодействия ежеквартально организовываются и проводятся отработки приграничных районов областей и автодорог обеих стран. Под контролем ГАИ и ГИБДД одновременно находится 520 км автодорог. В ходе данных отработок также проводится совместное комплексно-профилактическое мероприятие под условным названием «СТОП», направленное на:

- предупреждение и пресечение краж и угонов автотранспорта, тракторов и сельскохозяйственной техники;

- пресечение нарушений правил дорожного движения водителями, в том числе скоростных режимов, с помощью приборов видеофиксации «Арена»;

- проверку по имеющимся базам данных двух государств, в том числе осмотр с использованием прибора для проверки видоизменения идентификационных номеров транспортных средств «Зоркий» и досмотрового прибора для осуществления осмотра скрытых мест транспортных средств «Регула - 3004 ПОСТ» [4, с. 59-64].

Не менее актуальной проблемой остается выявление и идентификация транспортных средств, в том числе криминального происхождения, передвигающихся по территории России с использованием похищенных в Беларуси регистрационных знаков и поддельных учетно-регистрационных документов. В большинстве случаев они применяются для перемещения похищенных автомобилей по территории России, а также для их транзита в другие государства, в первую очередь Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.

Проблемы правоохранительной деятельности 3'16

Проблема оперативного выявления и задержания автомобилей, передвигающихся с похищенными в Беларуси регистрационными знаками, обусловлена, с одной стороны, отсутствием у государств объединенной базы данных зарегистрированного автотранспорта, с другой - отсутствием в ГУОБДД МВД России сведений о похищенных в Беларуси регистрационных знаках. В 2013 году в нашей стране в базу данных разыскиваемых поставлено на учет 11 330 регистрационных знаков, в 2012 году - 9691, в 2011- году - 5714 [ 5, с. 15].

Анализ статистических данных показал, что принимаемые совместные мероприятия по предотвращению и раскрытию краж и угонов автотранспорта являются недостаточно эффективными и не позволяют в полном объеме выполнить поставленные перед органами внутренних дел задачи. Сложившаяся ситуация явилась следствием того, что между странами нет защищенного канала связи. Данный вопрос неоднократно рассматривался правоохранительными ведомствами наших государств, подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов об информационном взаимодействии, которые в настоящее время дорабатываются.

Начиная с 2012 года в Республике Беларусь организована работа по созданию автоматизированной системы видеодетектирования дорожного движения с использованием аппаратно-программных комплексов. Результаты работы данных специальных технических средств нашли свое практическое применение при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем средства фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенные для безопасности дорожного движения, необходимо более активно применять для предотвращения и раскрытия краж и угонов автотранспорта, в том

числе с использованием многоцелевого комплекса «Кордон» производства Российской Федерации.

На наш взгляд, необходимы и новые подходы к проведению совместных мероприятий по предупреждению и раскрытию краж и угонов автотранспорта правоохранительными органами стран - участниц Таможенного союза. Для пресечения легализации похищенного автотранспорта необходимо создать межгосударственную базу данных транспортных средств, зарегистрированных на территориях стран Таможенного союза, с возможностью удаленного доступа к ним органов внутренних дел и обеспечением информационной безопасности. Кроме того, необходимо разработать механизм, в соответствии с которым при совершении регистрационных действий будет проводиться обязательная проверка транспортных средств на предмет их нахождения в розыске.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности борьбы с преступлениями в рассматриваемой сфере необходимо:

- формирование и использование централизованных учетных ресурсов;

- обеспечение взаимного доступа к ресурсным информационным системам;

- координация поступающей оперативной информации;

- повышение оперативности решения на уровне непосредственных исполнителей, возникающих в повседневной оперативно-служебной деятельности вопросов;

- обеспечение поиска новых способов взаимодействия правоохранительных органов;

- совершенствование подготовки и обучения сотрудников органов внутренних дел, в том числе по оперативному обмену информацией, использованию соответствующих баз данных.

Литература

1. Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2007 г., № 263-3 «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (принят Палатой представителей 27 июня 2007 г., одобр. Советом Республики 29 июня 2007 г. в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс. Беларусь».

2 Штаб МВД Республики Беларусь. Преступлений зарегистрировано больше за счет активного противодействия криминалу / По материалам штаба МВД // На страже. 2016. 22 янв. С. 4.

3. ГУВД Мингорисполкома [Электронный ресурс]: Интернет-проект /- Режим доступа: http://perehvat.gov.by./. - Дата доступа: 29.04.2016.

4. Информационный бюллетень МВД Республики Беларусь. 2015. № 56.

5. Герега-Филиппович В. За кражу номеров - уголовная ответственность // На страже. 2014. 19 сен. С. 15.

= References =

1. Law Rep. Of Belarus from July 17, 2007, № 263-Z «On internal Affairs bodies of the Republic of Belarus» (adopted by the House of representatives June 27, 2007, approve. Council of the Republic of 29 Jun 2007 in ed. Law Rep. Belarus from 15.07.2015) [Electronic resource]. Access from ATP «Consultant. Belarus».

2 The headquarters of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus. Crime was more active counter-crime / On materials of staff of the Ministry of internal Affairs // On guard. 2016. 22 Jan. P.4.

3. Minsk police [Electronic resource]: Internet-draft /- Mode of access: http://perehvat.gov.by./. - Date of access: 29.04.2016.

4. Newsletter of the Ministry of interior of the Republic of Belarus. 2015. № 56.

5. Gerega-Filipovich V. For theft of rooms - criminal liability // On guard. 2014. 19 sen. Р. 15.

(статья сдана в редакцию 20.06.2016) Проблемы правоохранительной деятельности 3'16 ^^^^^^^^^^^^^^

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.