I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
62
А.Н. ПОЗДНЯКОВ,
доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности,
кандидат юридических наук, доцент
С.А. ЗОРИН,
слушатель 2 факультета (Академия управления МВД России)
A.N. POZDNYAKOV,
associate professor of the organization of investigation and search operations, candidate of jurisprudence,
associate professor
S.A. ZORIN,
listener 2 faculties
(Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
УДК 351.745.7
К вопросу об организации внутреннего и внешнего взаимодействия подразделений уголовного розыска при раскрытии краж автотранспорта, совершаемых членами преступных структур
To a question of the organization of internal and external interaction of divisions of criminal investigation department at disclosure of thefts or motor transport made by members of criminal structures
В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией внутреннего и внешнего взаимодействия подразделений уголовного розыска с иными правоохранительными органами в России и за рубежом при раскрытии краж автотранспорта.
Криминальный автобизнес, организованные преступные структуры, полинациональные группы, мировой криминальный рынок, зарубежный опыт.
In article the problems connected with the organization of internal and external interaction of divisions of criminal investigation department with other law enforcement agencies in the country and abroad at disclosure of thefts of motor transport are considered.
The criminal car business, the organized criminal structures, polynational groups, the world criminal market, foreign experience.
В2013 г. в России на фоне общего снижения совершенных имущественных преступлений незначительно замедлился рост таких преступлений, как хищения автотранспорта. По итогам 2013 г. было зарегистрировано 90 326 фактов неправомерного завладения автотранспортом, в том числе 568 разбоев (—7,3 %), 653 грабежа (-9,9 %), 51 654 кражи (-2,5 %), из них 37 705 краж автомобилей (+1,9 %), и 37 451 их угонов (-7,8 %) [4].
Общее количество уголовных дел, приостановленных в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, возросло. В 2013 г. было зарегистрировано 387 таких фактов.
Несмотря на некоторую положительную тенденцию, выразившуюся в росте количества раскрытых краж транспортных средств (+933), удельный вес расследованных дел находился на крайне низком уровне и составил всего 21 % [3].
Наиболее густонаселенные территории Российской Федерации — Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, на долю которых приходится 54,7 % краж и угонов автотранспорта, стали интересными для деятельности преступных элементов, стекающихся практически из всех субъектов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. В то же время приграничные регионы страны служат транзитной зоной переправки похищенного автотранспорта за ее пределы. Зачастую преступники для достижения своих целей используют похищенные регистрационные знаки и поддельные правоустанавливающие документы на иномарки, что в значительной степени затрудняет их оперативное отождествление и способствует беспрепятственному передвижению.
Исходя из тенденций к стабильному росту случаев хищений автотранспортных средств на фоне увеличения количества нераскрытых преступлений данного вида, расширению географии преступной деятельности, росту общего и специального рецидива среди задержанных за совершение преступлений такого рода, можно сделать вывод о том, что данный «промысел» освоили и успешно эксплуатируют организованные преступные структуры [4].
Деятельность организованных преступных структур в рассматриваемой правоохранительной сфере оказывает большое влияние на криминогенную обстановку в целом в сфере преступлений, связанных с автотранспортом. Характерными чертами краж автотранспорта, осуществляемых преступными структурами, является то, что они совершаются серийно, отличаются особой дерзостью, организованностью, наличием отработанной системы сокрытия следов и реализации похищенного.
Лица, занимающиеся криминальным автобизнесом, активно взаимодействуют с криминальными группировками стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Прибалтики, Казахстана, Киргизии. В Среднюю Азию добытые криминальным путем автомобили сбываются в обмен на высококачественные наркотики, которые реализуются на территории России.
Мы можем отметить повышение «профессионализма» при совершении подобных преступлений, рост количества устойчивых криминальных структур, действующих на обширных территориях, в частности, и на территории нескольких российских регионов, тенденции к их слиянию при расширении зоны криминального автобизнеса. В этих условиях становится особенно актуальным совместное участие в раскрытии таких преступлений всех служб и подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов России и зарубежных стран.
В теории оперативно-разыскной деятельности под взаимодействием подразделений уголовного розыска с другими службами органов внутренних дел при раскрытии преступлений принято понимать основанную на законе и подзаконных нормативных актах согласованную деятельность процессуального, оперативно-разыскного, административного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов, позволяющую добиваться высоких результатов в раскрытии преступлений и возмещении материального ущерба. Обязательность такого взаимодействия при раскрытии преступлений рассматриваемого вида обусловлена общностью объекта воздействия, единством задач, поставленных перед системой органов внутренних дел в рассматриваемой сфере, а также — объективной необходимостью при автономном выполнении функций каждым из элементов системы [3].
На организацию и тактику взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия краж автотранспорта, совершаемых преступными структурами на территории обслуживания, прежде всего влияют следующие факторы:
— состояние статистики по кражам и угонам автомашин, а также другим преступлениям в сфере нелегального автобизнеса;
— общая криминогенная ситуация, складывающаяся в регионе;
— демографические факторы и социально-психологические особенности преступников [5];
— наличие сил и средств органов внутренних дел, участвующих в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании краж и угонов автомашин, розыске лиц, причастных к этим преступлениям, обнаружении и изъятии похищенных автотранспортных средств;
— состояние социально-экономического развития региона, его демографические особенности;
— географическое расположение обслуживаемой территории (близость государственной границы, мегаполисов).
Внутреннее и внешнее взаимодействие служб и подразделений, участвующих в раскрытии краж автотранспорта совершаемых преступными структурами, сложно и многогранно. Рассматривая данное понятие, ученые выделяют его субъекты, объекты, содержание, формы, объем, характер, уровни и виды [1].
Среди уровней взаимодействия принято различать организационно-управленческий и оперативно-тактический. Несмотря на то, что они существенно различаются, при решении неко-
63
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
64
торых частных оперативно-тактических задач данные уровни могут объединяться.
По отношению к субъектам взаимодействия в сфере раскрытия краж автотранспорта, совершаемых членами преступных структур, взаимодействие может являться внутренним и внешним.
В рамках внутреннего взаимодействия подразделения уголовного розыска, осуществляющие борьбу с криминальным автобизнесом, вступают в контакты со службами и подразделениями органов внутренних дел, следствием, дознанием, подразделениями по борьбе с организованной и экономической преступностью, оперативно-поисковыми и подразделениями специальных технических мероприятий, подразделениями НЦБ Интерпола, службами обеспечения общественного порядка (в частности, ГИБДД).
В теории оперативно-разыскной деятельности выделены различные виды внутреннего взаимодействия, но на практике основной организационной и наиболее эффективной формой взаимодействия в раскрытии преступлений в сфере криминального автобизнеса, совершаемых членами преступных структур, являются следственно-оперативные группы.
В ходе уголовно-процессуальной деятельности за следователем законодательно закреплено право давать сотрудникам оперативных подразделений поручения и указания о производстве разыскных и следственных действий и требовать содействия при их производстве. Именно грамотная организация взаимодействия оперативных работников и следователей, на наш взгляд, является одним из основных способов повышения эффективности работы по раскрытию краж автотранспорта, совершаемых членами преступных структур.
Под внешним взаимодействием следует понимать согласованную деятельность оперативных подразделений полиции с правоохранительными органами Российской Федерации (таможенными службами, пограничными органами ФСБ, прокуратурой, Министерством юстиции), судом, государственными и общественными организациями РФ, правоохранительными органами, государственными и иными заинтересованными организациями зарубежных стран.
Отметим, что организация оптимального внешнего взаимодействия особенно актуальна при раскрытии краж автотранспорта, совершаемых членами преступных структур, имеющими межрегиональные и международные связи, поэтому данному вопросу необходимо уделять большее внимание. В целом, взаимодействие такого рода является значительным резервом оптимизации и активизации деятельности подразделений уголовного розыска, иных служб,
различных правоохранительных органов РФ в борьбе с кражами автотранспорта, совершаемых членами преступных структур.
Необходимость во взаимодействии возникает в следующих ситуациях:
— когда хищение автомашины сопровождается ее контрабандным ввозом;
— при вывозе или сбыте похищенной автомашины за пределами Российской Федерации;
— при наличии в организованной преступной группе участников или связей из числа сотрудников правоохранительных органов;
— при организации возврата похищенной автомашины законному владельцу.
Данный перечень, на наш взгляд, не является исчерпывающим. Полагаем, необходимость внешнего взаимодействия также возникает в случаях, когда: преступная структура автоворов действует на территории разных регионов России; члены указанных преступных групп проживают на территории нескольких регионов России, в зарубежных странах, т. е. преступная группа является полиэтнической по своему составу и транснациональной по географии преступного промысла; совершена серия преступлений и деятельность преступников сопряжена с деятельностью юридических лиц; преступная структура автоворов имеет связи с иными организованными преступными структурами в России и за рубежом, т. е. действует в интересах мирового криминального рынка как одна из его звеньев.
Исключительно важное значение приобретает организация взаимодействия российских правоохранительных органов и зарубежных спецслужб при раскрытии краж автотранспорта, совершенных членами транснациональных организованных преступных структур.
В этом случае основными формами оперативно-разыскного взаимодействия органов внутренних дел России (в лице специализированных подразделений уголовного розыска) на международном уровне являются следующие:
— обмен оперативно-разыскной информацией;
— оказание помощи по конкретным делам;
— проведение совместных оперативно-разыскных мероприятий;
— проведение совместных оперативно-разыскных мероприятий на территории иностранного государства;
— обмен положительным опытом борьбы с кражами автотранспорта;
— совместный анализ состояния борьбы с кражами автотранспорта и планирование мер по ее оптимизации (применительно к транснациональному аспекту данной проблемы).
В процессе раскрытия преступлений, связанных с криминальным автобизнесом, представляется обязательным участие в этой деятельности государственных и иных заин-
тересованных организаций. Среди названных субъектов необходимо отметить, прежде всего, страховые общества и компании, независимо от форм собственности, иные, в том числе юридические лица, заинтересованные в успешной борьбе с кражами автотранспорта. Интерес указанных организаций может быть вызван тем, что они регулярно несут убытки от хищений автотранспорта у клиентов, но при этом обладают значительным материальным и организационным потенциалом, который может быть ориентирован на совместную работу по раскрытию названных преступлений.
Значительный положительный опыт решения проблемы борьбы с хищениями автотранспорта существует в Англии. Отметим, что в период с 1989 по 1997 гг. страна испытала в данной сфере значительные трудности. Однако за короткое время ситуацию удалось «переломить» в сторону снижения преступности и увеличения раскрываемости таких преступлений. По мнению английских специалистов, на снижение количества совершаемых в Великобритании преступлений, связанных с автотранспортными средствами, повлияли следующие обстоятельства:
— происходящий в стране рост общественного сознания;
— изменение отношения владельцев автотранспортных средств к данному виду преступлений;
— образование «активных групп» и «ассоциаций»;
— денежное стимулирование мер, направленных на повышение противоугонной безопасности автотранспорта, со стороны страховых компаний;
— осознание производителями автотранспорта того факта, что противоугонная безопасность автомобиля превращается в один из ключевых моментов, влияющих на его покупательский интерес.
Важную роль в этом противодействии сыграло движение, начало которому было положено в 1992 г., объявленному в стране годом проведения мер по предупреждению угонов автотранспорта, объединившее всех заинтересованных в создании мощной преграды данному виду преступлений. Были созданы ассоциации, членами которых стали представители самых разных слоев общества: от членов правительства и сотрудников полиции до функционеров страховых компаний, производителей и владельцев автотранспорта. Позднее эти ассоциации образовали группу по предупреждению данного вида преступления [2].
Следует обратить внимание на то, что в указанной выше ситуации полноценным функционирующим резервом для успешной борьбы с автопреступностью послужили отнюдь не «полицейские» мероприятия, а активная помощь граждан и ор-
ганизаций, т. е. оптимальное взаимодействие правоохранительных органов и общества, основанное на взаимозаинтересованности. В качестве положительного опыта в борьбе с кражами автотранспорта, приобретенного Англией, можно рассматривать следующие действия:
— государственный масштаб постановки и решения данной проблемы (в России же задача по борьбе с автопреступностью поставлена лишь перед узконаправленными специализированными ведомствами);
— привлечение к решению данной проблемы широких слоев населения, создание общественных правоохранительных организаций, объединений автовладельцев, производителей автомобилей, страховых кампаний;
— массовая государственная агитация и пропаганда, направленные на недопущение краж автотранспорта;
— материальное стимулирование борьбы с хищениями автотранспорта1.
Мы полагаем, что резервами для оптимизации внутреннего и внешнего взаимодействия подразделений уголовного розыска по данному вопросу являются следующие действия:
— соблюдение принципа взаимозаинтересованности субъектов взаимодействия в эффективном осуществлении последнего в вопросах раскрытия краж автотранспорта, совершаемых членами преступных структур;
— оптимизация взаимодействия оперативных работников и следователей, подразделений УР и ГИБДД, УР и подразделений ЭБиПК, УР и подразделений специальных технических мероприятий, УР и оперативно-поисковых подразделений;
— активизация взаимодействия подразделений уголовного розыска (органов внутренних дел) с общественностью, гражданскими организациями, страховыми обществами, частными детективами и иными заинтересованными в эффективной борьбе с хищениями автотранспорта структурами на основе главенства уголовного розыска в определении его целей, задач, форм;
— организация всестороннего взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами, в том числе с Интерполом;
— разработка и принятие правовых актов, направленных на улучшение организации совместной работы подразделений уголовного розыска с иными службами органов внутренних дел, правоохранительными органами РФ, зарубежными правоохранительными органами, организациями и объединениями граждан.
1 Данные действия для России не характерны и не реализуются на практике. Однако, по нашему мнению, указанные методы могут открыть значительные резервы для оптимизации борьбы с кражами автотранспорта.
65
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
66
Также резервом оптимизации межведомственного взаимодействия нам представляется координация на государственном уровне деятельности правоохранительных органов и служб, заинтересованных государственных ведомств и общественных организаций в рассматриваемой сфере.
Названную функцию может осуществлять организация, имеющая региональные представительства и включающая представителей Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, МВД, прокуратуры, ФСБ, ФТК России, страховых компаний, администраций заводов-изготовителей автомобилей, общественных организаций, частных детективных предприятий и др.
Список литературы
1. Атмажитов В.М. Проблемы взаимодействия аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений: учеб. пособ. М., 1981.
2. Бахарев А.В. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автотранспорта органами внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
3. О состоянии оперативной обстановки по линии противодействия незаконному авто-
Такая структура может работать как постоянно, так и временно (по принципу созыва, съезда), и называться, к примеру «Государственный межведомственный комитет по координации деятельности ведомств, правоохранительных органов, общественных организаций в борьбе с криминальным автобизнесом». Создание и функционирование такой формации значительно оптимизирует как внешнее взаимодействие органов внутренних дел в раскрытии краж автотранспорта, совершаемых преступными структурами, так и в целом поднимет на более высокий уровень противодействие криминальному автобизнесу в России.
бизнесу по итогам 2012 года: аналитич. обзор № 6/4 2218 от 1 марта 2013 г. ГУУР МВД РФ. М., 2013.
4. Преступность и правонарушения (2008— 2013 гг.): статистич. сб. М., 2014.
5. Радионов К..С. Международно-правовое регулирование взаимодействия полиции в борьбе с транснациональной преступностью: бюллетень ОРР. 2012. № 1.
Тел.: 8 (499) 745-82-48.