ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
22 And the corresponding AEO statuses granted are mutually accepted.
23 Decision of the US-EU Customs Cooperation Committee of 4 May 2012 regarding mutual recognition of the Customs-Trade Partnership Against Terrorism program in the United States and the Authorised Economic Operators programme of the European Union (2012/290/EU). Электронный ресурс [Режим доступа]: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ .L_.2012.144.01.0044.01.ENG&toc=OJ:L:2012:144:TOC (дата обращения 20 августа 2016 г.)
24 Each customs authority treats operators holding a membership status under the other customs authority's programme in a manner comparable to the way it treats members in its own trade partnership programme, to the extent practicable and possible and consistent
with applicable law and policy. This treatment includes, in particular, taking favourably into account in its risk assessment, for the purpose of the conduct of inspections or controls, the respective membership status of an operat or authorised by the other customs authority in order to facilitate EU-US trade and encourage the adoption of effective security-related measures.
25 См. Руководство по разработке соглашения / договора о взаимном признании. 2011. Всемирная таможенная организация. С. 2.
26 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, г. Минск, 27 ноября 2009 г. ИПС «КонсультантПлюс».
27 Пункт 2 ст. 38 ТК ТС.
28 Статья 39 ТК ТС.
29 1-го, 2-го и 3-го типа свидетельств.
УДК 343 ББК 67
ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИМИНАЛЬНОГО АВТОБИЗНЕСА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
ВЯЧЕСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧЛЮБАН,
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]; ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ПАРАМОНОВ, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-р/зыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются некоторые важные составные элементы оперативно-разыскной характеристики криминального автобизнеса в г. Москве, в числе которых выделяются сведения о динамике, уровне и структурно-функциональных признаках криминального автобизнеса в г Москве, об обстоятельствах совершения преступлений в сфере криминального автобизнеса, об участниках преступных формирований и предмете преступных посягательств.
Ключевые слова: криминальный автобизнес; оперативно-разыскная характеристика; кражи и угоны автотранспортных средств; динамика, уровень и структура преступности; структурно-функциональные признаки преступных формирований; место, время и способ совершения преступлений в сфере криминального автобизнеса; сведения об участниках преступных формирований; предмет криминального автобизнеса.
Abstract. The article details some of the important constituent elements of the operational-investigative characteristics of criminal business in Moscow, among which are the information about the dynamics, the level and structural-functional characteristics of criminal business in Moscow, about the circumstances of the Commission of crimes in the sphere of criminal business, about the participants of criminal formations and subject of criminal encroachment.
Keywords: criminal automobile business; an investigative feature; theft and hijacking of motor vehicles; dynamics, level and structure of crime; structural and functional characteristics of the criminal groups; the place, time and method of committing crimes in the sphere of criminal business; information about the members of criminal groups; the subject of a criminal car business.
Криминогенная ситуация и оперативная обстановка последних лет в сфере криминального автобизнеса [1], а также их прогноз на ближайшую перспективу, обязывают органы внутренних дел наращивать усилия в борьбе с этим направлением преступности в московском мегаполисе. Проблема выявления, предупреждения и раскрытия неправомерных завладений автотранспортными средствами [2] не только не теряет своей актуальности в городе Москве, но и продолжает вызывать особую обеспокоенность по причине беспрецедентного количества регистрируемых преступлений и низких показателей их раскрываемости. Это напрямую связано с тем, что город Москва является крупнейшим по количеству населения в стране, насчитывающий 12330126 жителей (не считая гостей столицы и незаконных мигрантов) [3] и главным политическим, административным и деловым центром России, в котором сконцентрировано значительное количество обеспеченных граждан, имеющих в личном пользовании дорогостоящий автотранспорт.
Поэтому чтобы эффективно бороться с криминальным автобизнесом, сотрудникам оперативных подразделений необходимо иметь объективную информацию о существенных свойствах и признаках этих преступлений. В теории оперативно-разыскной деятельности такая информация носит название «оперативно-разыскной характеристики» [4]. Рассмотрим некоторые важные составные элементы оперативно-разыскной характеристики криминального автобизнеса в г. Москве:
1. Сведения о динамике и уровне преступности в сфере криминального автобизнеса в г. Москве.
Годовой оборот криминального автобизнеса по оценкам специалистов превышает в нашей стране 500 миллионов долларов, что ставит его на одну из лидирующих позиций по уровню преступной доходности.
По сведениям ГИАЦ МВД России, в 2015 г. было зарегистрировано 44566 краж транспортных средств, раскрываемость которых составила порядка 22%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижение в 2015 г. количества зарегистрированных в России краж АТС составило 11,2% [5].
Характерно, что порядка 70% краж всех транспортных средств составляют кражи автомобилей,
раскрываемость которых, в среднем, на четверть отличается в худшую сторону и составляет порядка 15%.
Несмотря на низкую раскрываемость краж АТС в целом по стране она еще сильно варьируется по регионам, однако в г. Москве из года в год не превышает 7%. При этом нужно учитывать, что в г. Москве за год регистрируется около 13000 краж автомобилей (т.е. около 35 в сутки), что в несколько раз превышает среднероссийские показатели. Справедливо отметить, что с 2013 г. в г. Москве наблюдается сокращение количества совершенных краж автотранспорта (в 2013 г. на 2,5%, в 2014 г. на 4,3%, в 2015 г. на 13,7%) [6].
Что касается угонов, то за 2015 г. в России их было зарегистрировано 29699, а их раскрываемость составила 70% [7].
Оперативную обстановку в сфере криминального автобизнеса в г. Москве усложнят и тот факт, что на ее территории находится около 5 тыс. (4823) га-ражно-строительных кооперативов и автостоянок; 1936 автосервисов и автомастерских; 312 автомагазинов и авторынков; 166 стоянок большегрузного транспорта и спецтехники; 213 промышленных зон; 140 мест разукомплектования АМТС [8].
2. Сведения о структуре преступности в сфере криминального автобизнеса в г. Москве.
В сфере криминального автобизнеса выделяют три стадии преступной деятельности:
1) стадия преступного завладения автотранспортом. К ней относятся преступные действия, связанные: с подбором АТС в качестве предмета посягательства; с выбором способа и условий завладения им; с самим завладением; с сокрытием криминального АТС;
2) стадия легализации криминального автотранспорта. Куда входят преступные действия, связанные: с изменением обозначений маркировки; с подделкой документов; с разбором на запасные части; с созданием условий по получению от потерпевшего денежного вознаграждения за информацию о местонахождении ранее похищенного у него автотранспортного средства;
3) стадия сбыта (реализации) криминального автотранспорта. К ней относятся преступные действия, связанные: с продажей криминального АТС третьим лицам в целом виде или по частям.
Стадия легализации включает и другие преступные виды деятельности, такие как: хищения чистых бланков документов и в первую очередь паспортов транспортных средств (далее по тексту — ПТС); незаконный оборот документов непригодных к эксплуатации транспортных средств, а также вырезанных металлических панелей с маркировочными обозначениями (т.н. «вырубки») и маркировочных табличек. «Черный рынок» является большим подспорьем всему криминальному автобизнесу и образует вокруг него своеобразную сферу теневых услуг. Сегодня объявления, предлагающие вышеперечисленный «ассортимент товаров», без труда можно найти в Интернете и открытой печати. Цена документов, состоящего на учете непригодного к эксплуатации АТС, престижной марки и модели, на «черном рынке» может достигать 50% стоимости нового АТС.
Преступления, относимые к сфере криминального автобизнеса, подразделяются на три группы:
1) Базовые — составляют уголовно-правовое содержание криминального автобизнеса и характеризуются целью завладения автотранспортным средством. К ним относится: кража АТС (ст. 158 УК РФ); мошенничество (ст. 159 УК РФ); грабеж (ст. 161 УК РФ); разбой (ст. 162 УК РФ); вымогательство (ст. 163 УК РФ); убийство (ст. 105 УК РФ).
2) Факультативные — включают преступления, которые могут совершаться в различных сочетаниях в процессе криминального автобизнеса: легализация (отмывание) криминального АТС, приобретенного другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ); легализация (отмывание) криминального АТС, приобретенного лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1. УК РФ); приобретение или сбыт АТС, а равно его частей, заведомо добытых преступным путем (ст. 175 УК РФ); незаконное приобретение или сбыт официальных документов АТС, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ); похищение официальных документов, штампов, печатей, которые выдаются или используются государственными учреждениями, предприятиями и организациями для регистрации, учета, установления прав, а также совершения иных действий с АТС (ст. 325 УК РФ); подделка или уничтожение идентификационного номера АТС (ст. 326 УК
РФ); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков на АТС (ст. 327 УК РФ).
3) Сопутствующие — включают преступные деяния, которые облегчают совершение преступлений, относимых к группе базовых и факультативных, или сопутствуют этим преступлениям: неправомерное завладение автотранспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ); бандитизм, то есть создание устойчивой вооруженной группы (банды) с целью совершения преступлений в сфере криминального автобизнеса, а равно руководство такой группой (бандой) (ст. 209 УК РФ); организация преступного сообщества (преступной организации) с целью совершения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере криминального автобизнеса (ст. 210 УК РФ); злоупотребление лицом своими должностными полномочиями в интересах преступного формирования (далее по тексту — ПФ) (ст. 285 УК РФ); получение взятки должностным лицом от участника ПФ (ст. 290 УК РФ); дача взятки должностному лицу участником ПФ (ст. 291 УК РФ); посредничество в даче взятки должностному лицу (ст. 291.1 УК РФ); служебный подлог в интересах ПФ, совершенный должностным лицом, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления (ст. 292 УК РФ) и др.
3. Сведения о структурно-функциональных признаках преступных формирований, действующих в сфере криминального автобизнеса в г. Москве.
Преступные формирования, действующие в сфере криминального автобизнеса в г. Москве в большинстве своем наделены всеми характерными признаками присущими организованной преступности. А именно: профессионализмом, сплоченностью, устойчивостью, распределением ролей, высокой технической оснащенностью, едиными мотивами, направленными на материальное обогащение, наличием коррупционных связей в органах государственной власти и т.д. Такие преступные формирования можно классифицировать:
1) по видам преступной деятельности, на занимающиеся: кражами АТС с целью сбыта; грабежами и разбоями с целью завладения АТС и их сбыта; кражами АТС с целью возврата потерпевшему за материальное вознаграждение; мошен-
ничеством с целью завладения АТС и их сбыта; убийствами водителей с целью завладения АТС и их сбыта; вымогательствами с целью завладения АТС и сбыта.
2) по иерархии и структуре управления, на:
• «однозвенные», то есть состоящие из одного звена, в котором, несмотря на распределения ролей, все члены находятся в тесном контакте друг с другом и обладают информацией о функционировании всего преступного механизма, начиная от завладения автотранспортом и до его сбыта;
• «двухзвенные», то есть состоящие из двух самостоятельно функционирующих звеньев, каждое из которых взаимодействует с другим звеном через отдельных своих членов, при этом остальные члены не обладают полной информацией о деятельности другого звена и его членах;
• «многозвенные», то есть состоящие из трех и более самостоятельно функционирующих звеньев, одно из которых выступает в качестве организующего. Особенностью многозвенных организованных преступных формирований является то, что в случае разоблачения конкретного звена или наступления иных обстоятельств, исключающих возможность продолжения его деятельности, это звено может быть безболезненно заменено другим, выполняющим аналогичные функции;
3) по уровню криминального профессионализма (специализации и квалификации);
4) по уровню материально-технической оснащенности;
5) по масштабности преступной деятельности, на: «локальные» — действующие на территории одного города или района; «региональные» — действующие на территории одного субъекта РФ; «межрегиональные» — действующие на территории двух и более субъектов РФ; «межгосударственные», которые помимо РФ действуют на территории других стран.
6) по количеству участников, на: малочисленные (от 2 до 5 чел.); средней численности (от 6 до 10 чел.); многочисленные (11 и более чел.).
7) по этнической принадлежности преобладающих участников, ПФ, как правило, состоят из представителей таких народностей, как: славян-
ские; грузинские; азербайджанские; дагестанские; ингушские; чеченские.
4. Сведения о месте, времени и способах совершения преступлений в сфере криминального автобизнеса в г. Москве.
Наиболее характерными местами совершения преступлений в сфере криминального автобизнеса в г. Москве и хищений в их числе являются: улицы и дворы жилых многоэтажных домов, а также неохраняемые стоянки вблизи учреждений, организаций или предприятий (в том числе территории крупных гипермаркетов, торговых центров, рынков); реже — территории частных домовладений; очень редко -гаражные строения и охраняемые автостоянки.
Временные периоды совершения хищений АТС в г. Москва следующие: на ночное время, с 00.00 до 6.00 часов, приходится 23,5% хищений; на вечернее, с 18.00 до 24.00 часов, соответственно — 13,5%; на дневное, с 12.00 до 18.00 часов — 23,6%; на утреннее, с 6.00 до 12.00 часов — 22,5%; в остальных случаях период совершения хищений установлен не был.
Интенсивность хищений автотранспорта в целом не подвержена признаку сезонности, однако определенное снижение наблюдается в зимний период.
5. Сведения об участниках преступных формирований, действующих в сфере криминального автобизнеса в г. Москве.
Состав сведений об участниках преступных формирований, действующих в сфере криминального автобизнеса, классифицируется по следующим признакам:
1) по возрасту — это лица в возрасте от 26 до 36 лет (68%).
2) по социальной занятости — это лица, не работающие и не учащиеся (64%).
3) по наличию судимости — это лица не судимые (53%), судимые за преступления в сфере криминального автобизнеса (в 27%) или судимые за другие преступления (в 20%). По состоянию на 2015 г. на территории г. Москвы проживает 8683 лиц,
ранее судимых за кражу АТС.
4) по уровню образования - лица, имеющие неполное среднее (43%) или полное среднее образование (34%).
5) по ролевой функции участника преступного формирования, выделяются:
• «организатор» — лицо, осуществляющее контроль и руководство ПФ напрямую, через «барыгу» или «лидеров». Как правило «организатор» имеет статус «вора в законе» или является признанным преступным авторитетом.
• «барыга» — организует и руководит передачей криминального автотранспорта и поддельных документов от одного звена к другому; осуществляет денежное финансирование среди звеньев;
• «заказчик» — лицо, заказывающее участникам ПФ хищение АТС определенной марки, модели и цвета для его последующего приобретения за цену, как правило, в 2—3 раза ниже рыночной;
• «наводчик» — лицо, осуществляющее поиск автотранспортных средств, интересующих ПФ, для последующего их хищения и сбор необходимой информации (о владельце автотранспортного средства, распорядке его дня, маршрутах передвижения АТС, местах стоянки АТС и т.д.);
• «крадун» — специалист по проникновению в салон автотранспортного средства, отключению сигнализации и нейтрализации противоугонных устройств, запуску двигателя и отгону автотранспорта в безопасное место;
• «перегонщик» — лицо, осуществляющее перегон похищенного АТС в заранее установленное место и обладающее навыками экстремального вождения;
• «подстраховщик» — лицо, отвечающее за безопасность «крадуна» и «перегонщика» в момент их деятельности. Например, при появлении сотрудников ДПС или пересечении постов ГИБДД, на легальном автотранспорте нарушает ПДД, и тем самым обращает внимание сотрудников полиции на себя;
• «механик» — специалист в области автомеханики, который разбирает похищенное АТС на части; производит сварочные и лакокрасочные работы;
• «гравер» — специалист в области металлообработки: изменяет маркировочные обозначения узлов и агрегатов криминального АТС;
• «художник» — специалист в области полиграфии, химии, информатики и компьютерных программ: изготавливает поддельные документы; вносит изменения в оригинальные документы;
№ 1 / 2017
изготавливает поддельные печати, штампы и проставляет их оттиски в документы;
• «сбытчик» — лицо, выступающее в роли собственника или владельца криминального АТС при продаже его третьим лицам;
• «пособник» — лицо, помогающее любому из перечисленных участников ПФ, а также выполняющее иные функции (наблюдения, охраны, разведки, контрразведки, установления коррупционных отношений и др.).
6. Сведения о предмете преступных посягательств в г. Москве.
На сегодняшний день на учете в г. Москве стоит более 4 млн. автомашин (4842725), а в Московской области более 3 млн. (3318645) и с каждым годом их количество только растет. Помимо этого ежедневно из Московской области и других городов в столицу прибывает порядка 400 тыс. единиц транспорта. По оценкам специалистов в Москве сосредоточено больше десятой части всех автомобилей страны и 20% всего российского автомобильного рынка. Все вышеперечисленное определяет широкий выбор предметов преступных посягательств. Так, самыми похищаемыми марками автомашин в 2015 г. стали: ВАЗ — 963 (11,7%), Тойота — 767 (9,3%), Хендэ — 598 (7,3%), Мазда — 503 (6,1%), Киа — 493 (6,0%), Ровер — 473 (5,8%), Ниссан — 437 (5,3%), БМВ — 372 (4,5%), Форд — 344 (4,2%), Хонда — 307 (3,7%), а самыми похищаемыми моделями: Лада-Приора, Лада-Калина, Лада-2114, Лада-2112. Среди иномарок лидирующие места по похищаемости у Тойота Королла, Тойота Камри, Хендэ Солярис, Мазда 3, Киа Рио, Форд Фокус и др. Нужно сказать, что упрощенная система маркирования АТС марки ВАЗ является одной из причин их лидерства по по-хищаемости.
Наряду с распространенными хищениями легковых автомашин, предметами преступления все чаще выступают грузовые автомашины и «спецтехника», которая применяется на строительстве и производстве, например: экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, тягачи, грейдеры, автокраны и др. Рыночная стоимость грузовых машин и спецтехники чрезвычайно велика и часто превышает стоимость дорогостоящих легковых машин. Например, средняя стоимость автомашины «Камаз», 2014— 2015 г.в., в зависимости от комплектации составля-
139
Вестник экономической безопасности
ет около 2 млн. руб. Отсутствие в большинстве случаев каких-либо противоугонных устройств, облегчает преступникам хищение спецтехники, а узкая область ее применения способствует легализации, обеспечивая малую вероятность обнаружения. В 2015 г. из большегрузного автотранспорта и специальной техники наиболее похищаемыми марками в г. Москве стали: Камаз — 50 (19,7%), ДжиСиБи — 31 (12,2%), Ман — 18 (7,0%), МАЗ и ЗИЛ — по 10 (3,9%), а также спецтехника — 121 (47,3%) [9].
Представленные элементы оперативно-разыскной характеристики криминального автобизнеса в г. Москве аккумулируют накопленные теоретические знания по рассматриваемым вопросам и на этом основании могут быть успешно использованы курсантами и слушателями в учебном процессе и оперативными сотрудниками органов внутренних дел в практической деятельности по борьбе с преступлениями в сфере криминального автобизнеса.
Литература
1. Криминальный автобизнес — разновидность современной организованной преступности, заключающаяся в активной деятельности членов организованных преступных формирований по хищению, сокрытию и дальнейшей легализации похищенного автотранспорта в целях материального обогащения, а также в совершении иных преступлений, направленных на достижение интересов в этой сфере (См., подробнее: Любан В.Г. Криминальный автобизнес в России (динамика, понятие, перспективы исследования) // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов вну-
тренних дел: Тезисы выступлений и докладов адъюнктов и соискателей Московского университета МВД России на научно-практической конференции 20 апреля 2007 г. М.: Московский университет МВД России, 2007. С. 118—121).
2. Далее по тексту «автотранспортные средства» — АТС.
3. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2016 г. и в среднем за 2015 г. по данным «Росстата» (Население Москвы // Wikipedia.org: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0 %BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0% 9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B #ске_^е-2016АВ-1 (дата обращения: 15.01.2017)).
4. Любан В.Г. Оперативно-розыскная характеристика преступности в сфере криминального автобизнеса // Вестник Московского Университета МВД России, 2007. № 10. С. 67—70.
5. Состояние преступности в России (за январь—декабрь 2015 г.) // Общие сведения о состоянии преступности. М: ФКУ ГИАЦ МВД РФ, 2016. С. 4.
6. Обзор о состоянии оперативной обстановки по линии борьбы с незаконным завладением авто-мототранспортом в г. Москве за 12 месяцев 2015 г. М.: ГУ МВД России по г. Москве. С. 2.
7. Состояние преступности в России (за январь—декабрь 2015 г.) // Общие сведения о состоянии преступности. М: ФКУ ГИАЦ МВД РФ, 2016. С. 4.
8. Обзор о состоянии оперативной обстановки по линии борьбы с незаконным завладением авто-мототранспортом в г. Москве за 12 месяцев 2015 г. С. 1.
9. Там же. С. 2.
Научные издания для юристов
Актуальные вопросы теории и практики предъявления лиц для опознания: Монография / Д.А. Бурыка, Е.В. Егорова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 159 с. (Серия «Научные издания для юристов»).
Д.А. Бурыка Е.В. Егорова
Актуальные вопросы
теории и практики предъявления лиц для опознания
Scientific Publications for Lawyers
На основе анализа специальной литературы, действующего уголовно процессуального законодательства и практики его применения рассматриваются проблемные, дискуссионные вопросы, связанные с подготовкой и проведением предъявления для опознания живых лиц как по признакам внешности, так и по функционально-динамическому комплексу навыков. Предлагается комплекс рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правовых и криминалистических основ данного следственного действия. Значительное внимание уделяется особенностям процессуальной оценки его результатов с учетом обобщения наиболее распространенных ошибок, допускаемых при предъявлении лиц для опознания.