А. В. ВОРОНЦОВ,
доцент кафедры
организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук
А. В. ПАРФЕНОВ,
доцент кафедры
организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
A. V. VORONTSOV, Candidate of Law, Associate Professor at the Department of the Operative Investigative Activity Organization
A. V. PARFENOV, Candidate of Law, Associate Professor at the Department of the Operative Investigative Activity Organization (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 343.711.64
Направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом
Perfection's Directions of the Internal Affairs Bodies' Activity for a Struggle with the Criminal Auto Business
В статье рассматриваются существующие проблемы в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере криминального автобизнеса, а также предлагаются пути их решения.
Криминальный автобизнес, оперативно-разыскная деятельность, организованная преступность, органы внутренних дел.
The article considers the existing problems of the internal affairs bodies' operative investigative activity on a struggle with the organized crime in a sphere of criminal auto business and also the ways to solve them.
Criminal auto business, operative investigative activity, organized crime, internal affairs bodies.
Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) гарантирует охрану права частной собственности. Стратегия национальной безопасности РФ называет одним из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности1.
Функции защиты прав собственности и поиска похищенного имущества возлагаются как на правоохранительные органы России в целом, так и на полицию в частности2. Одним из направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по реализации на практике этой функции является борьба с хищениями автотранспортных средств.
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 13.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия преступным посягательствам на транспортные средства была посвящена коллегия МВД России от 5 июня 2012 г. Благодаря принятым руководством МВД России организационным, оперативно-разыскным и профилактическим мерам были достигнуты некоторые результаты в борьбе с хищениями автотранспортных средств. Произошло снижение как краж автотранспортных средств в целом, так и автомобилей в частности. Так, в 2014 г. в России было зарегистрировано 50 175 краж автотранспортных средств (в 2015 г. — 44 566, в 2016 г. — 34 848, в 2017 г. - 29 331), в том числе - 34 587 краж автомобилей (в 2015 г. — 32 117, в 2016 г. — 25 890, в 2017 г. — 21 848). Также сократилось совокупное количество зарегистрированных грабежей и разбойных нападений в отношении водителей автотранспортных средств, которое в 2014 г. по России составило 515 преступлений (в 2015 г. — 483, в 2016 г. — 361, в 2017 г. — 308). Уменьшилось число неправомерных завладений транспортными средствами без цели хищения. В 2014 г. было зарегистрировано 34 174 угона (в 2015 г. — 29 699, в 2016 г. — 24 169, в 2017 г. — 22 442), в том числе совершенных с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или угрозой его применения — 288 угонов (в 2015 г. — 259, в 2016 г. — 198, в 2017 г. — 153) [4].
В то же время говорить о кардинальном решении проблемы предупреждения и раскрытия хищений автотранспортных средств в нашей стране пока еще рано. Во-первых, по-прежнему остается значительным число похищаемых автотранспортных средств (почти 30 тыс.), в том числе автомобилей (свыше 20 тыс.). Из-за несовершенства действующего законодательства и системы учета преступлений [1] часть хищений автотранспортных средств регистрируется в качестве угонов. Во-вторых, раскрываемость краж автотранспортных средств не превышает 25 % (2017 г. — 23,7 %, 2016 г. — 24,3 %, 2015 г. — 21,9 %), а раскрываемость краж автомобилей составляет 20 % (2017 г. — 20,0 %, 2016 г. — 19,9 %, 2015 г. — 17,3 %) [4]. В-третьих, по данным МВД России, в настоящее время разыскивается свыше 2,3 млн единиц автотранспортных средств [4].
По нашему мнению, оперативная обстановка, сложившаяся в сфере борьбы с хищениями автотранспортных средств, обусловлена тем, что органам внутренних дел противостоят не просто группы преступников, а организованные группы и преступные сообщества (далее — ОГ и ПС), зачастую носящие межрегиональный и межгосударственный характер [5]. Высокие преступные доходы при незначительном риске и минимальных затратах (для непо-
средственного совершения хищений, как правило, привлекаются третьи лица, не являющиеся участниками этих преступных групп) поставили организуемый ОГ и ПС криминальный автобизнес на один уровень с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием и боеприпасами [2].
Активно развивающийся рынок автотранспортных средств России позволяет ОГ и ПС скрывать легализацию похищенных автомобилей среди значительного числа регистрируемого автотранспорта. В настоящее время на регистрационном учете МВД России находится свыше 57 млн единиц автотранспортных средств, в том числе более 44 млн единиц легковых автомобилей и свыше 6 млн единиц — грузовых. Следует учитывать и то обстоятельство, что в целом по стране ежегодный прирост парка автотранспортных средств, большей частью легковых автомобилей, составляет примерно 1 млн единиц, из которых более трети — иностранных моделей. При этом отсутствие в странах — участниках Союза Независимых Государств (далее — СНГ) единой базы данных зарегистрированных автотранспортных средств позволяет участникам ОГ и ПС, носящих межгосударственный характер, проводить легализацию похищенных в России автомобилей путем постановки в другой стране — участнице СНГ на регистрационный учет транспортного средства — «дублера», имеющего одинаковые модель, цвет и идентификационные номера с автомобилем, уже стоящим на регистрационном учете в МВД России.
В сложившейся оперативной обстановке становится актуальным вопрос о необходимости совершенствования организации как оперативно-служебной деятельности в целом, так и оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) в частности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере криминального автобизнеса.
Основным ведомственным нормативным актом, регламентирующим оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел по линии борьбы с хищениями автотранспортных средств, является приказ МВД России «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства»3. Этим приказом были утверждены инструкция по розыску автотранспортных средств (далее — Инструкция), перечень базовых подразделений и органов внутренних дел, входящих в межрегиональную оперативно-поисковую заградительную систему по розыску автомототранспортных средств, и дислокация
3 О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства: приказ МВД России от 17 фев-
раля 1994 г. № 58 (ред. от 12.09.2000).
контрольных постов органов внутренних дел первой очереди заградительной системы.
Инструкция определяет организацию и проведение следующего:
— неотложных оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ) по задержанию автотранспортного средства при получении сообщения о незаконном завладении им или дорожно-транспортном происшествии, с места которого автотранспортное средство скрылось (план «Перехват», разрабатываемый каждым территориальным органом МВД России и хранящийся в его дежурной части);
— работы по розыску автотранспортных средств в процессе повседневной служебной деятельности органов внутренних дел;
— работы органов внутренних дел по розыску автотранспортных средств при проведении расследования по уголовному делу4.
Комплексное использование сил и средств органов внутренних дел предусмотрено в основном при введении плана «Перехват» и проведении оперативно-профилактических операций. В ходе повседневной служебной деятельности территориальных органов МВД России основная нагрузка по раскрытию хищений автотранспортных средств и розыску автомобилей ложится на подразделения уголовного розыска и государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД). В этом плане в ряде регионов России (Красноярский и Пермский края, Новосибирская и Тюменская области) накоплен положительный опыт работы внештатных постоянно действующих групп территориальных органов МВД России на региональном уровне по линии борьбы с хищениями автотранспортных средств, включающих сотрудников подразделений уголовного розыска, разыскных подразделений ГИБДД, участковых уполномоченных полиции, дорожно-патруль-ной и патрульно-постовой служб, внештатных сотрудников полиции.
На наш взгляд, к проведению комплексных оперативно-разыскных и профилактических мероприятий, оперативно-профилактических операций по борьбе с хищениями автотранспорта также необходимо регулярно привлекать сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (плановые проверки документации авторынков, автомагазинов и автосервисов), собственной безопасности (выявление коррупционных связей участников ОГ и ПС в органах внутренних дел) и миграционной службы (по линии борьбы с криминаль-
4 О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства: приказ МВД России от 17 февраля 1994 г. № 58 (ред. от 12.09.2000). Прил. 1.
ными миграциями иностранных участников ОГ и ПС).
В территориальных органах МВД России на районном уровне целесообразно поручать нарядам дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб полиции ежесуточно отражать в своих рапортах информацию о лицах и частных автотранспортных средствах, которые перемещались по обслуживаемой территории в ночное время. Проверка таких лиц и владельцев автомобилей позволит сотрудникам уголовного розыска определить круг лиц, связанных с хищениями автотранспорта в ночное время. В этих же целях должен также проводиться анализ передвижения представляющих оперативный интерес частных автомобилей, зафиксированных аппаратно-программными комплексами подразделений ГИБДД [3].
Если в прежние времена при совершении хищений автомобилей преступники применяли отмычки для взлома запоров, специально изготовленные или подобранные ключи, то сегодня вместо отмычек чаще используется жидкий азот, сканеры частот, технические устройства и т. д. Сканер частот перехватывает используемый владельцем автомобиля при нажатии брелка код сигнализации и записывает его в свою память. Если автомобиль защищает спутниковая система, используемый преступниками подавитель GSM и GPS сигналов создает эфирные помехи и не пропускает радиосигналы автомобиля о тревоге или изменении его местоположения. Автослесарное устройство, предназначенное для записи чипов при создании дополнительных ключей вместо утраченных владельцем, используется с целью отключения противоугонных функций иммобилайзера похищаемого автомобиля. Другое легальное автослесарное приспособление — бампинг, который помогает преступникам вскрывать сложные пиновые замки.
Поэтому в территориальных органах МВД России для участковых уполномоченных полиции, сотрудников дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб полиции сотрудниками подразделений уголовного розыска должны проводится наглядные демонстрации устройств, используемых преступниками при совершении хищений автотранспорта.
Одной из функций, определяемой Инструкцией для руководителей территориальных органов МВД России на региональном уровне, является организация и контроль за обучением личного состава методам выявления и задержания транспортных средств, находящихся в ро-зыске5. В этих целях с личным составом территориальных органов МВД России на районном и региональном уровнях должны проводится
5 Там же.
посвященные этой тематике ежемесячные занятия в рамках служебной подготовки, в процессе которых должны рассматриваться особенности преступной деятельности ОГ и ПС в сфере криминального автобизнеса. На наш взгляд, к таким особенностям необходимо отнести нижеследующее.
1. Узкую специализацию отдельных ОГ и ПС на хищении легковых или грузовых автомобилей определенных моделей. Так, преступная группа, сформировавшаяся по этническому признаку из граждан Узбекистана, совершала в Московской области только кражи автомобилей «Шевроле Круз»6, а преступная группа, сформировавшаяся по этническому признаку из граждан Армении, совершала в Подмосковье только кражи грузовых автомобилей «КАМАЗ» с манипуляторами7.
2. Межрегиональный характер преступной деятельности ОГ и ПС, участвующих в криминальном автобизнесе. Так, преступная группа, сформировавшаяся по этническому признаку из граждан ингушской национальности, совершала в Подмосковье кражи грузовых автомобилей «КАМАЗ», в том числе для последующей реализации похищенного в других регионах РФ8. Анализ уголовных дел показывает, что в Московском регионе также действуют ОГ и ПС, сформировавшиеся из жителей Владимирской, Ленинградской, Свердловской, Тверской, Ульяновской и Ярославской областей.
3. Участие в криминальном автобизнесе значительного числа ОГ и ПС, сформировавшихся по этническому признаку9.
4. Небольшое число участников ОГ и ПС, совершающих хищения автотранспорта (в среднем 3—5 человек)10.
На основании личного опыта работы авторов в подразделениях уголовного розыска можно сказать, что похищенный автомобиль может сразу транспортироваться в другой субъект РФ. Для перевозки похищенных автомобилей на большие расстояния преступниками обычно используются арендуемые товарные вагоны (в РФ в частной собственности находится около 550 тыс. товарных вагонов) или грузовые
6 Уголовное дело № 137148, возбужденное 21 апреля 2015 г. СУ МУ МВД России по ГО Подольск по ч. 4 ст. 158 УК РФ: справочные материалы УУР ГУ МВД России по Московской области.
7 Уголовное дело № 11701460001000890, возбужденное 6 апреля 2017 г. СУ МУ МВД России Балашихинское по ч. 4 ст. 158 УК РФ: справочные материалы УУР ГУ МВД России по Московской области.
8 Уголовное дело № 101431, возбужденное 29 июня 2015 г. СУ МУ МВД России Люберецкое по ч. 4 ст. 158 УК РФ: справочные материалы УУР ГУ МВД России по Московской области.
9 Уголовное дело № 137148, возбужденное 21 апреля 2015 г. СУ МУ МВД России по ГО Подольск по ч. 4 ст. 158 УК РФ; уголовное дело № 11701460001000890, возбужденное 6 апреля 2017 г. СУ МУ МВД России Балашихинское по ч. 4 ст. 158 УК РФ; Уголовное дело № 101431, возбужденное 29 июня 2015 г. СУ МУ МВД России Люберецкое по ч. 4 ст. 158 УК РФ.
10 Там же.
автомобили и автопоезда, в прицепах которых похищенные автомобили маскируются за устанавливаемой в дальней от дверей части прицепа ложной задней стенкой. Также на практике имеют место случаи использования для транспортировки похищенного автомобиля грузовых самолетов, судов речного и морского транспорта. Поэтому, по нашему мнению, для руководителей территориальных органов МВД России на региональном уровне важно наладить рабочее взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел на транспорте в сфере борьбы с хищениями автотранспорта.
Если автомобиль не покидает муниципального образования, где он был похищен, то участники ОГ и ПС на несколько дней перегоняют его на заранее определенное место отстоя. В качестве типичных мест нахождения похищенных автомобилей, как правило, используются автосервисы; гаражно-строительные кооперативы; платные автостоянки; проезжая часть улиц жилого сектора, проходящая возле домов, где проживают родственники или знакомые участников преступной группы; промышленные зоны, привокзальные территории; дачный сектор или лесной массив. Иногда преступниками используются нетипичные места нахождения похищенных автомобилей, как например, парковки возле зданий судов или прокуратуры.
В территориальных органах МВД России на районном уровне при обнаружении угнанных автомобилей в большинстве случаев они сразу передаются владельцу или перегоняются на специальную стоянку. По нашему мнению, на уровне территориальных органов МВД России на региональном уровне должны быть подготовлены инструкции или методические рекомендации по вопросам проведения ОРМ: «наблюдение» за обнаруженным в месте нахождения похищенным автомобилем и «контролируемая поставка» — при его последующем перегоне преступниками в другое место11. В организации и проведении «контролируемой поставки» похищенных автотранспортных средств между субъектами, не имеющими общих границ, и за рубеж должны участвовать сотрудники ГУУР МВД России. «Контролируемая поставка» позволит установить не только всех участников ОГ и ПС, связанных с хищением автотранспорта, но также лиц, занимающихся его легализацией.
Таким образом, можно отметить, что оперативная обстановка по линии борьбы с хищениями автотранспортных средств в нашей стране остается сложной. При организации ОРД органов внутренних дел по данному направлению оперативно-служебной деятельности обязательно должны
11 Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
учитываться все особенности организованной преступности в сфере криминального автобизнеса.
Без своевременного решения вопросов обучения сотрудников территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, создания внештатных постоянно действующих групп территориальных органов МВД России на региональном уровне, установления взаимодействия террито-
риальных органов МВД России по субъектам РФ и подразделений органов внутренних дел на транспорте, проведения контролируемых поставок как на региональном, так и на межрегиональном и межгосударственном уровнях, по нашему мнению, невозможно добиться положительных результатов в борьбе с ОГ и ПС в сфере незаконного оборота автотранспортных средств.
Список литературы:
1. Гаврилов Б. Я. Уголовно-процессуальная политика: курс лекций. М., 2010.
2. Зайцева Е. В., Аубакирова А А. О некоторых аспектах расследования преступлений, совершаемых организованными преступными группами // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 3 (42).
3. Матросова Л. Д., Кузнецов А. С., Линьков В. В., Семенов Е. Ю. Использование специальных учетов и автоматизированных информационных систем в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения: учеб. пособ. Орел, 2016.
4. Официальный сайт ГИАЦ МВД России (Формы 1А, ГИБДД-П): URL: http://10.5.0.15/cms/ (дата обращения: 12.01.2018).
5. Поздняков А. Н. Организация раскрытия и расследования преступлений, совершенных членами организованных групп и преступных сообществ, сформировавшихся на этнической основе: монография. М., 2013.
References:
1. Gavrilov B. Ya. Ugolovno-processual'naya poli-tika: kurs lekcij. M., 2010.
2. Zajceva E. V, Aubakirova A. A. O nekotoryh as-pektah rassledovaniya prestuplenij, sovershaemyh organizovannymi prestupnymi gruppami // Vest-nik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2017. № 3 (42).
3. Matrosova L. D, Kuznecov A S, Lin'kov V. V., Semenov E. Yu. Ispol'zovanie special'nyh uchet-ov i avtomatizirovannyh informacionnyh sistem v deyatel'nosti po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: ucheb. posob. Orel, 2016.
4. Oficial'nyj sajt GIAC MVD Rossii (Formy 1A, GIBDD-P): URL: http://10.5.0.15/cms/ (data obrashcheniya: 12.01.2018).
5. Pozdnyakov A. A.Organizaciya raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij, sovershennyh chle-nami organizovannyh grupp i prestupnyh soob-shchestv, sformirovavshihsya na ehtnicheskoj osnove: monografiya. M., 2013.
E-mail: tischagin@yandex.ru
108