Научная статья на тему 'Планирование и содержание воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России'

Планирование и содержание воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная работа / типовая рабочая программа / типовой календарный план / образовательные организации / МВД России / education / educational activities / standard work program / standard calendar schedule / educational organizations / Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антон Алексеевич Рожков

Введение. Актуальность темы исследования определена изменениями в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившими общие требования к организации воспитания обучающихся. В соответствии с данными изменениями возникла необходимость проведения работы по созданию и утверждению типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России. Методы исследования. Автором был использован комплекс общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция). Результаты исследования. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих воспитательную работу в образовательных организациях высшего образования. На основе данного анализа и с учетом направленности воспитательной работы в системе МВД России предложена примерная структура и содержание типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы, изложены правовые, организационные, методологические и методические основы для их разработки. Предложенные методические указания по планированию воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России рекомендуется использовать субъектам образовательного процесса. В статье представлен детализированный перечень мероприятий воспитательной направленности. Выделены модули: патриотическое воспитание, профессиональное воспитание, правовое воспитание, нравственно-этическое воспитание, эстетическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, научно-образовательное воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание. Выделение названных выше модулей обосновано логикой построения воспитательной работы и необходимостью создания воспитательной среды в образовательных организациях системы МВД России, а также требованиями законодательства в сфере образования и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антон Алексеевич Рожков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning and content of educational activities and training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Introduction. The relevance of the research is determined by amendments to Federal Law No. 273-FZ dated December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation», which fixed general requirements for the organization of educational activitiesfor students. In accordance with these changes, it became necessary to work on the creation and approval of a standard work program for education and a standard calendar plan for educational activities and trainingin educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Research methods. The author used a set of general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, induction, deduction). The results of the research. The analysis of regulatory legal acts of the Russian Federation regulating educational activities in educational institutions of higher education is carried out. Based on this analysis and taking into account the orientation of educationalactivities in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, an approximate structure and content of a standard work program of educational activities and a standard calendar schedule of educational activities are proposed, as well as legal, organizational, methodological and methodological foundations for their development are outlined. The proposed guidelines for planning educational activities with cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are recommended to be used by members of the educational process. The article presents a detailed list of educational activities. The following modules are highlighted: patriotic education, professional education, legal education, moral and ethical education, aesthetic education, spiritual and moral education, scientific and educationalactivity, physical education, environmental education.The allocation of the abovementioned modules is justified by the logic of building educational activities and the need to create an educational environment in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the requirements of legislation in the field of education and moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Планирование и содержание воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России»

Методология и технология профессионального образования

Научная статья

УДК 378.1

doi: 10.35750/2071-8284-2023-4-202-211

Антон Алексеевич Рожков

кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0003-1890-0368, anrozkov@mail.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

Планирование и содержание воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России

Аннотация. Введение. Актуальность темы исследования определена изменениями в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившими общие требования к организации воспитания обучающихся. В соответствии с данными изменениями возникла необходимость проведения работы по созданию и утверждению типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России.

Методы исследования. Автором был использован комплекс общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Результаты исследования. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих воспитательную работу в образовательных организациях высшего образования. На основе данного анализа и с учетом направленности воспитательной работы в системе МВД России предложена примерная структура и содержание типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы, изложены правовые, организационные, методологические и методические основы для их разработки. Предложенные методические указания по планированию воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России рекомендуется использовать субъектам образовательного процесса. В статье представлен детализированный перечень мероприятий воспитательной направленности. Выделены модули: патриотическое воспитание, профессиональное воспитание, правовое воспитание, нравственно-этическое воспитание, эстетическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, научно-образовательное воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание. Выделение названных выше модулей обосновано логикой построения воспитательной работы и необходимостью создания воспитательной среды в образовательных организациях системы

© Рожков А. А., 2023

МВД России, а также требованиями законодательства в сфере образования и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, типовая рабочая программа, типовой календарный план, образовательные организации, МВД России

Для цитирования: Рожков А. А. Планирование и содержание воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 4 (100). - С. 202-211; doi: 10.35750/2071-8284-2023-4-202-211.

Anton A. Rozhkov

Cand. Sci. (Ped.), Docent https://orcid.org/0000-0003-1890-0368, anrozkov@mail.ru

Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Planning and content of educational activities and training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract: Introduction. The relevance of the research is determined by amendments to Federal Law No. 273-FZ dated December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation», which fixed general requirements for the organization of educational activitiesfor students. In accordance with these changes, it became necessary to work on the creation and approval of a standard work program for education and a standard calendar plan for educational activities and trainingin educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Research methods. The author used a set of general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, induction, deduction).

The results of the research. The analysis of regulatory legal acts of the Russian Federation regulating educational activities in educational institutions of higher education is carried out. Based on this analysis and taking into account the orientation of educationalactivities in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, an approximate structure and content of a standard work program of educational activities and a standard calendar schedule of educational activities are proposed, as well as legal, organizational, methodological and methodological foundations for their development are outlined. The proposed guidelines for planning educational activities with cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are recommended to be used by members of the educational process. The article presents a detailed list of educational activities. The following modules are highlighted: patriotic education, professional education, legal education, moral and ethical education, aesthetic education, spiritual and moral education, scientific and educationalactivity, physical education, environmental education.The allocation of the above-mentioned modules is justified by the logic of building educational activities and the need to create an educational environment in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the requirements of legislation in the field of education and moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies of the Russian Federation.

Keywords: education, educational activities, standard work program, standard calendar schedule, educational organizations, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

For citation: Rozhkov A.A. Planning and content of educational activities and training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023.- № 4 (100). - P. 202-211; doi: 10.35750/2071-8284-20234-202-211.

Введение

В условиях возникновения острых противоречий, причинами которых являются трансформации в экономической, политической, правовой и культурной сферах жизни различных стран, крайне важными в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации становятся вопросы воспитания. Политическое руководство страны, осознавая внешние вызовы и угрозы, а также важность воспитания

как социального института, на протяжении последних десятилетий последовательно принимало нормативные правовые акты и вносило изменения в действующие, в целях защиты государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, многонациональной культуры страны и дальнейшего ее развития.

С 1 сентября 2020 г. в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании

в Российской Федерации» были внесены изменения, закрепившие общие требования к организации воспитания обучающихся. В соответствии с данными требованиями воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы (при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования), рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы1 .

В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерством науки и высшего образования Российской Федерации были разработаны «Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования», которые адресованы организаторам воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, предназначены для оказания им помощи в практической деятельности по разработке рабочих программ воспитания и календарного плана воспитательной работы2.

В соответствии с данными правовыми и организационными изменениями в системе высшего образования МВД России ведется работа по созданию и утверждению типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы, которые бы представляли собой методическую основу планирования воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях МВД России. В рамках данной статьи предлагается обсудить правовые, организационные, методологические и методические основы работы по их созданию.

1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»: сайт. - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358792/?ysclid=lpceata2 nc762082844 (дата обращения: 12.09.2023).

2 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» : сайт. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 12.09.2023).

Методы исследования

Автором был использован комплекс общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Результаты

Правовой основой при разработке типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы должны являться следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной закон от 30 ноября 2011 г. № 42-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел», приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России от 19 сентября 2022 г. № 691 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалите-та, программам магистратуры, дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения...».

Типовая рабочая программа воспитания и типовой календарный план воспитательной работы разработаны с целью оказать содействие подразделениям по работе с личным составом и факультетам образовательных организаций системы МВД России при формировании ими структуры и содержания рабочей программы воспитания и календарного плана воспитания для каждого факультета, специальности или направления подготовки. Субъектам образовательной деятельности следует принять во внимание, что рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются в соответствии с типовыми, являются частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования и подготавливаются на весь период обучения курсантов и слушателей.

Типовая рабочая программа воспитания должна включать в себя организационно-методические указания, обеспечивающие последо-

вательное и целенаправленное формирование личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, обладающего высокими гражданскими, профессиональными и нравственными качествами, строго соблюдающего правила профессионального этикета и служебного поведения, способного и готового успешно осуществлять оперативно-служебную деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства3.

Содержание типовой рабочей программы воспитания могут составлять: общие положения (концептуально-ценностные основания и принципы организации воспитательной работы в образовательной организации МВД России, методологические подходы к организации воспитательной работы образовательной организации МВД России, цель и задачи воспитательной работы в образовательной организации МВД России), содержание и условия реализации воспитательной работы в образовательной организации МВД России, управление системой воспитательной работы. Типовой календарный план воспитательной работы целесообразно предусмотреть не как самостоятельный документ, а как приложение к типовой рабочей программе воспитания, что обеспечит единство при планировании воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России.

В типовом календарном плане воспитательной работы должно содержаться указание на то, что в каждом календарном плане воспитательной работы следует учесть особенности воспитательной работы с обучающимися по различным специальностям или направлениям подготовки. Следует предусмотреть, что при разработке календарных планов воспитательной работы образовательные организации МВД России имеют право включать не все мероприятия, указанные в типовом календарном плане, а также дополнять их своими мероприятиями. Количество и виды мероприятий для включения в календарный план воспитательной работы определяются необходимостью реализации всех основных направлений воспитательной работы, указанных в типовой программе воспитания.

Воспитательная работа, проводимая с обучающимися в образовательной организации МВД России, - это работа, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников

3 Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел

Российской Федерации: приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»: сайт. - URL: https://www.consuItant.ru/ document/cons_doc_LAW_315838/f921b63a95cad2bebfe06a0 65f9a281c109bb8f1/?yscIid=Ipceuioecq433789737 (дата обращения: 12.09.2023).

Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, а также на формирование комплекса профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы.

В основу разработки типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы могут быть положены следующие методологические подходы: аксиологический или ценностно-ориентированный подход в воспитании (Ю. В. Артюхович, П. П. Блонский, С. И. Гессен, М. А. Ерофеева, М. Р. Илакавичус, П. Ф. Каптерев, А. П. Нечаев, И. А. Сикорский, В. А. Сластенин, И. В. Ульянова, К. Д. Ушинский), который предполагает рассмотрение обучающегося в процессе воспитания как наивысшую ценность общества, формирование у него системы социальных ценностей [7; 12; 17; 18]; системный подход в воспитании (В. Г. Белинский, И. Ф. Гербарт, А. Дистер-вег, М. С. Каган, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, Д. Локк, Н. И. Пирогов, А. А. Реан, К. Д. Ушинский), авторы которого указывают на неразрывную связь между воспитанием, обучением и развитием личности, последовательную и регулярную работу, направленную на воспитание обучающихся, подчеркивают важную роль образовательной организации в формировании личности [8; 10; 13; 18]; системно-деятельностный подход в воспитании (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин), который подразумевает построение воспитательной работы на основе вовлечения обучающихся в широкий круг социально и профессионально значимых видов деятельности, при выполнении которых обучающиеся проявляют активность, самостоятельность и творчество [1; 5; 6]; культурологический подход в воспитании (В. И. Андреев, М. М. Бахтин, Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, К. Леви-Строс, Н. С. Розов, Н. З. Чавчавадзе, Е. Н. Шиянов), который предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в Российской Федерации и органах внутренних дел, направленность воспитания на соответствие поведения особенностям и менталитету нации, на бережное отношение к достижениям культуры [2; 3]; научно-исследовательский подход в воспитании (П. П. Блонский, Н. В. Бордовская, Дж. Дьию, Э. Паркхерс, А. И. Савенков, И. Ф. Свадковский, М. Н. Скаткин), который основан на обобщении и распространении положительного опыта воспитательной работы, использовании педагогических инноваций в воспитании [4; 14; 16]; проектный подход в воспитании (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, В. Ш. Масленникова, Х. Паркер-херст), который подразумевает реализацию комплекса воспитательных проектов в рамках единой программы воспитания [11]; информационный подход в воспитании (В. М. Казакевич,

Л. И. Фишман, В. А. Якунин), который предполагает использование современных информационно-коммуникативных технологий в воспитательной работе, позволяющих повысить ее качество и обеспечить разнообразие [9; 15; 19] и другие. Разработчикам типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы при планировании своей методической работы следует выделить два или три из указанных методологических подхода и придерживаться их принципов и требований.

При выборе мероприятий воспитательной работы и их направленности для отражения в типовой рабочей программе воспитания и типовом календарном плане воспитательной работы следует принять во внимание не только «общие»4, но и специальные задачи воспитательной работы в образовательных организациях МВД России, которыми являются:

- обеспечение понимания и поддержки курсантами и слушателями государственной политики в сфере внутренних дел, решений Президента Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации по вопросам обеспечения законности и правопорядка;

- воспитание курсантов и слушателей в духе преданности своему Отечеству - Российской Федерации, знания и уважения его истории, национальных, культурных и духовных ценностей;

- формирование у курсантов и слушателей высокого правосознания, выражающегося в неуклонном соблюдении положений Конституции Российской Федерации, требований нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России;

- воспитание у курсантов и слушателей чувства гордости за принадлежность к профессии, верности Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лучшим профессиональным традициям;

- развитие у курсантов и слушателей устойчивой нравственной мотивации к добросовестному труду, повышению образовательного уровня и совершенствованию профессионального мастерства;

- выработка у курсантов и слушателей устойчивых навыков служебного поведения, основанных на строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, требований служебной этики, антикоррупционных стандартов;

- воспитание курсантов и слушателей на героической истории органов внутренних дел, примерах высокого профессионализма, мужества и отваги, проявленных сотрудниками органов внутренних дел.

На основе анализа требований, содержащихся в актах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Мини-

4 В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: сайт. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 12.09.2023).

стерства внутренних дел Российской Федерации, мы выделили следующие направления воспитательной работы в образовательных организациях МВД России: патриотическое, профессиональное, правовое, нравственно-этическое, эстетическое воспитание5, духовно-нравственное, научно-образовательное, физическое и экологическое воспитание6. Данные направления рекомендуем включить в типовую рабочую программу воспитания образовательных организаций МВД России (табл. 1).

В соответствии с выделенными направлениями воспитательной работы в образовательных организациях МВД России мы предлагаем включить в типовой календарный план воспитательной работы комплекс мероприятий и представить их в виде модулей:

Модуль 1. Патриотическое воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении, можно отнести: участие курсантов и слушателей в мероприятиях, посвященных празднованию государственных праздников, дней воинской славы и памятных дат, знаменательных событий истории МВД России и образовательной организации; проведение ознакомительных мероприятий, посвященных истории и традициям Российской Федерации, уроков Мужества; участие курсантов и слушателей в работе общественных формирований образовательной организации МВД России патриотической направленности; организацию и проведение мероприятий по защите исторической памяти и историко-культурного наследия Российской Федерации; организацию и проведение межфакультетских конкурсов и соревнований патриотической направленности; творческих и научных конкурсов патриотической направленности; выставок патриотической направленности с привлечением курсантов и слушателей к их организации и проведению; встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами боевых действий; встреч с сотрудниками правоохранительных органов, совершившими героические поступки и награжденными государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами; спортивно-патриотических игр; организацию просмотра курсантами и слушателями художественных и документальных фильмов патриотической направленности (например, «А зори здесь тихие» (1972 г., 2015 г.), «Акция» (1987 г.), «Аты-баты, шли солдаты» (1976 г.), «Битва за Севастополь» (2015 г.), «Блокада» (1974 г., 1977 г.), «Блокпост» (1998 г.), «Брестская крепость» (2010 г.), «В зоне особого внимания» (1977 г.), «В августе 44-го» (2000 г.), «В небе ночные ведьмы» (1981 г.), «Война на западном направлении» (1990 г.), «Где 042-й?» (1969 г.), «Генерал» (1992 г.), «Герой нашего времени» (1965 г., 1966 г.), «Горячий снег» (1972 г.), «Диверсант» (2004 г.), «Если враг не сдается» (1982 г.), «Легенда № 17» (2013 г.), «Ле-

5 В соответствии с приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел».

6 В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования.

нинград» (2007 г.), «Майские звезды» (1959 г.), «Молодая Гвардия» (1948 г.), «Мы из будущего» (2008 г.), «На киевском направлении» (1968 г.), «Начальник разведки» (2022 г.), «Нет неизвестных солдат» (1965 г.), «Обратной дороги нет» (1970 г.), «Операция «Апостол» (2008 г.), «Офицеры» (1971 г.), «По законам военного времени» (2015 г.), «По тонкому льду» (1966 г.), «Подвиг разведчика» (1947 г.), «Разведчики» (1968 г.), «Разведчицы» (2013 г.), «Ржев» (2019 г.), «Смерть шпионам» (2007 г., 2012 г.), «Снайпер. Оружие возмездия» (2009 г.), «Сталинград» (2013 г.), «Т-34» (2018 г.), «У опасной черты» (1983 г.), «Утомленные солнцем-2» (2010 г.), «Утомленные солнцем-2: Цитадель» (2011 г.), «Щит и меч» (1968 г.), «28 панфиловцев» (2016 г.) и другие фильмы); участие курсантов в подготовке стенной печати патриотической направленности; организация проведения рассказов (подготовка презентаций) об истории и достопримечательностях своей малой Родины (города, районного центра, села, деревни); участие курсантов и слушателей во всероссийских форумах, акциях, фестивалях патриотической направленности, проводимых образовательными организациями, государственными органами, муниципальными образованиями или общественными объединениями; участие курсантов и слушателей в мероприятиях по реконструкции исторических событий патриотической направленности; организация посещения курсантами и слушателями исторических и военных музеев; участие курсантов и слушателей в траурных церемониях возложения цветов на мемориалах в дни памяти.

Модуль 2. Профессиональное воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении, можно отнести: изучение основ службы в ОВД; проведение ознакомительных мероприятий, посвященных истории и традициям ОВД, образовательной организации МВД России, факультета; участие в торжественных мероприятиях (посвящение в курсанты, вручение служебных удостоверений, зачетных книжек, принятие Присяги сотрудника ОВД, присвоение первого специального звания среднего начальствующего состава, вручение дипломов и нагрудных знаков выпускникам); изучение с младшими командирами основ педагогики и психологии, выработка навыков работы с личным составом; участие курсантов и слушателей в организации и проведении мероприятий, посвященных празднованию профессиональных праздников, памятных и значимых дат (Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Дня образования Российской полиции, дня образования подразделения, дня образования образовательной организации МВД России, дня образования факультета) и других; вовлечение курсантов в работу общественных формирований вуза (совет образовательной организации (факультета, курса), совет общежития, редколлегии), в детских подшефных учреждениях, творческих коллективах и др.); организация и проведение межфакультетских конкурсов и соревнований профессиональной направленности; организация и проведение творческих и научных конкурсов профессиональной направленно-

сти; организация и проведение выставок профессиональной направленности; организация и проведение встреч с сотрудниками органов внутренних дел, достигшими высоких показателей в служебной деятельности и награжденных государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами; участие курсантов в подготовке стенной печати профессиональной направленности; организация посещения курсантами и слушателями музеев (музейных формирований) МВД России; просмотр советских и российских кинофильмов, пропагандирующих позитивный образ сотрудника органов внутренних дел («Будни уголовного розыска» (1973 г.), «Деревенский детектив» (1968 г.), «Ко мне, Мухтар!» (1964 г.), «Ленинград 46» (2015 г.), «Ликвидация» (2007 г.), «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), «Мой друг Иван Лапшин» (1984 г.), «Огарева, 6» (1980 г.), «Петровка, 38» (1980 г.), «Приступить к ликвидации» (1983 г.), «Противостояние» (1985 г.), «Рожденная революцией» (1974 г.), «Следствие ведут ЗнаТоКи» (1971-1989 гг.), «Статский советник» (2005 г.), «Сыщик Путилин» (2007 г.), «ТАСС уполномочен заявить» (1984 г.), «Трактир на Пятницкой» (1977 г.), «Улица полна неожиданностей» (1957 г.), «Это случилось в милиции» (1963 г.); организация и проведение мероприятий по защите курсантов и слушателей от негативного информационно-психологического воздействия; участие курсантов и слушателей в организации и проведении мероприятий по профессиональной ориентации молодежи, дней открытых дверей образовательной организации; организация и проведение вечеров с приглашением выпускников образовательной организации и действующих сотрудников профильных подразделений; участие курсантов и слушателей в форумах, семинарах, иных образовательных системах с целью повышения профессиональной компетентности, получения новых знаний, умений и навыков.

Модуль 3. Правовое воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении, можно отнести: организацию встреч курсантов и слушателей с работниками прокуратуры и ФСБ России с целью профилактики нарушений служебной дисциплины, совершения противоправных поступков; участие курсантов и слушателей в мероприятиях, посвященных праздникам правовой направленности (Дня юриста в России, Дня Конституции Российской Федерации, Всемирного дня защиты прав потребителей, Всемирного Дня книги и авторского права, Всемирного дня охраны труда); участие курсантов и слушателей в работе общественных формирований образовательной организации МВД России правовой направленности; проведение информационных часов, посвященных изучению изменений в нормативных правовых актах, регламентирующих служебную деятельность; проведение занятий по соблюдению норм административного и уголовного законодательства Российской Федерации в части соблюдения требований и запретов, установленных для

Таблица 1

Характеристика направлений воспитательной работы в образовательных организациях МВД России для включения в типовую рабочую программу воспитания

1. Патриотическое восн нтанне направлено на развитие у обучающихся качеств гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, обладающего высоким патриотическим сознанием, чувством верности своему Отечеству, готовностью к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины

2. Профессиональное воспитание направлено на развитие у обучающихся профессиональных качеств, позволяющих им успешно и качественно решать служебные задачи

3. Правовое воспитание направлено на развитие свойств и качеств личности обучающихся, характеризующих их высокую правовую культуру; формирование развитого правосознания, глубокого уважения к чакону, стремления к его соблюдению и охране

4. Нравственно-этическое восн нтан не направлено на формирование моральных качеств, необходимых для эффективного выполнения служебного долга, а также развитие у обучающихся представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел. знания нравственно-этических требований к поведению на службе и в быту, о взаимоотношениях в служебном коллективе н выработку устойчивых навыков соблюдения этики и служебного поведения

5. Эстетическое воспитание направлено на формирование у обучающихся эстетического отношения к действительности, формирование эстетической культуры, приобщение к ценностям мировой художественной культуры

6. Духовно- нравственное воспитание направлено на формирование способности обучающихся сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, уважения традиционных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределений, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; формирование высоких моральных качеств, активной гражданской позиции, уважительного отношения к общественному долгу, личной ответственности перед людьми, культуры общения, справедливости, честности, порядочности и способности к сопереживанию

7. Научно- образовательное восп итан не направлено на развитие у обучающихся системного и критического мышления, мотивации к обучению и проведению научных исследований

8. Физическое воспитание направлено на повышение культуры ведения здорового образа жизни, развитие способности к сохранению и укреплению здоровья, а также формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре

9. Экологическое воспитание направлено на формирование сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе и пониманию важности приумножения естественных ресурсов

сотрудников органов внутренних дел; проведение инструктивных занятий по соблюдению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в том числе смотры личного автотранспорта; организация и проведение межфакультетских конкурсов и соревнований правовой направленности; участие курсантов и слушателей во всероссийских форумах, акциях, фестивалях правовой направленности, проводимых образовательными организациями, государственными органами, муниципальными образованиями или общественными объединениями; участие курсантов в подготовке стенной печати правовой направленности; привлечение курсантов и слушателей к мониторингу законодательства Российской Федерации

Модуль 4. Нравственно-этическое воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении, можно отнести: проведение воспитательных бесед с курсантами о необходимости соблюдения морально-этических и нравственных норм в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, служебной дисциплины, законности, предупреждения служебных и межличностных конфликтов; организация и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня солидарности в борьбе с терроризмом, Международного дня защиты детей, Международного дня пожилых людей, Дня матери, Дня семьи, любви и верности и других; взаимодействие с Советом ветеранов образовательной организации, в том числе проведение совместных мероприятий, посещение ветеранов и поздравление с праздничными датами, оказание им помощи в решении социально-бытовых вопросов; участие курсантов и слушателей в работе общественных формирований образовательной организации МВД России нравственно-этической направленности; организация и проведение межфакультетских конкурсов и соревнований нравственно-этической направленности; участие курсантов и слушателей во всероссийских форумах, акциях, фестивалях нравственно-этической направленности, проводимых образовательными организациями, государственными органами, муниципальными образованиями или общественными объединениями.

Модуль 5. Эстетическое воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении, можно отнести: участие курсантов и слушателей в работе творческих самодеятельных коллективов (в том числе танцевальных и вокальных студиях, оркестре, поэтической гостиной), фестивальных движениях (КВН); участие курсантов и слушателей в фестивале музыкального творчества МВД России «Щит и Лира»; участие курсантов и слушателей в фотоконкурсе МВД России «Открытый взгляд»; участие курсантов и слушателей в литературном конкурсе МВД России «Доброе слово»; участие курсантов и слушателей в работе общественных формирований образовательной организации МВД России эстетической направленности; участие курсантов и слушателей в культурных мероприятиях на международном, федеральном,

городском и районном уровнях; организация и проведение межфакультетских конкурсов и соревнований эстетической направленности; организация и проведение мероприятий, посвященных празднованию Масленицы, Всемирного дня поэзии, Международного дня театра и других.

Модуль 6. Духовно-нравственное воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении, можно отнести: организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня знаний, Дня учителя, Нового года, Международного женского дня, Дня славянской письменности и культуры, Дня молодежи и других; организацию и проведение мероприятий, посвященных Дню участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; организацию и проведение мероприятий, направленных на воспитание в духе сохранения и укрепления традиционных ценностей, сохранения исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории и распространению деструктивной идеологии; участие курсантов и слушателей в работе общественных формирований образовательной организации МВД России духовно-нравственной направленности; проведение диспутов, круглых столов, фестивалей, выставок с приглашением представителей традиционных религиозных конфессий, этнокультурных и общественных организаций для формирования конструктивного диалога между представителями различных этносоциальных групп; организация и проведение межфакультетских конкурсов и соревнований духовно-нравственной направленности; участие курсантов и слушателей в обучающих форумах, семинарах, иных образовательных системах, проводимых при поддержке Российского союза молодежи, регионального комитета по молодежной политике; участие курсантов и слушателей в благотворительных акциях, проводимых МВД России, а также общественными организациями; участие курсантов и слушателей во Всероссийской благотворительной акции МВД России «Милосердие белых ночей»

Модуль 7. Научно-образовательное воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении, можно отнести: организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня российской науки, Дня российской печати и других; участие курсантов и слушателей в работе общественных формирований образовательной организации МВД России научной направленности; участие курсантов и слушателей в научно-представительских мероприятиях на международном, федеральном, городском и районном уровнях; участие курсантов и слушателей в тематических олимпиадах, конкурсах, викторинах; организацию и проведение межфакультетских конкурсов и соревнований научно-образовательной направленности; участие курсантов и слушателей в международных, всероссийских, ведомственных научных конференциях; участие курсантов и слушателей в конкурсах научно-исследовательских работ ве-

домственного, регионального, всероссийского и международного уровней; участие курсантов и слушателей в подготовке научно-исследовательских работ по заказу государственных органов и муниципальных образований

Модуль 8. Физическое воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении, можно отнести: проведение лекций с курсантами первых курсов о значении физической культуры и систематических занятий спортом, вовлечение курсантов в деятельность спортивных секций; организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня образования Всероссийского спортивного общества «Динамо», Дня физкультурника и других; участие курсантов и слушателей в работе общественных формирований образовательной организации МВД России физкультурной, оздоровительной и спортивной направленности; организацию и проведение спортивных и оздоровительных праздников; организацию участия в спортивных соревнованиях: международного уровня, Чемпионатах России, МВД России, ОГО ВФСО «Динамо», спартакиадах университета по отдельным видам спорта; проведение профилактических акций, приуроченных к отказу от курения и употребления алкоголя; чествование курсантов и слушателей, ставших победителями и призерами спортивных соревнований; участие курсантов в подготовке стенной печати физкультурной направленности.

Модуль 9. Экологическое воспитание. К основным мероприятиям, реализуемым в данном направлении можно отнести: организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию Всемирного дня экологического образования и других значимых экологических со-

бытий; участие курсантов и слушателей в работе общественных формирований образовательной организации МВД России экологической направленности; проведение экологических мероприятий (субботников, экологических акций); участие курсантов и слушателей в акциях экологической направленности, проводимых другими образовательными организациями, органами государственной власти, муниципальными образованиями и общественными объединениями; организацию и проведение межфакультетских конкурсов и соревнований экологической направленности; участие курсантов в подготовке стенной печати экологической направленности.

Заключение

Эти направления воспитательной работы в образовательных организациях МВД России, представленные в виде модулей (патриотическое, профессиональное, правовое, нравственно-этическое, эстетическое воспитание, духовно-нравственное, научно-образовательное, физическое и экологическое воспитание) являются обязательными для включения в типовую рабочую программу воспитания и типовой календарный план воспитательной работы.

В типовом календарном плане воспитательной работы необходимо закрепить положение о том, что при разработке календарного плана воспитательной работы каждой образовательной организацией МВД России необходимо отразить специфику воспитательной работы с обучающимися по различным специальностям (направлениям подготовки) путем частичного выбора мероприятий из типового календарного плана воспитательной работы, а их количество должно быть достаточным, уместно разумным и выполнимым.

Список литературы

1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Антропологический поворот: восхождение к сложности // Человек как открытая целостность: монография - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Академиздат», 2022. - С. 33-53. - DOI 10.24412/cl-36976-2022-1-33-53.

2. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Развитие личности. - 2008. - № 4. - С. 186-197.

3. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. - 2012. - № 7. - С. 3-13.

4. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Мелкая Л. А., Тихомирова М. А. Критерии оценки эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузе // Интеграция образования. - 2023. - Т. 27. -№ 1(110). - С. 64-81. - DOI 10.15507/1991-9468.110.027.202301.064-081.

5. Выготский Л. С. Психология. - Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1005 с.

6. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступени [Электронный ресурс] // Вопросы психологии: сайт. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/971/971003.htm (дата обращения: 20.09.2023).

7. Илакавичус М. Р., Бородавко Л. Т. Гуманитарно-антропологические основы профессионального воспитания новых поколений в образовательных организациях МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2023. - № 1 (99). - С. 176-182.

8. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 232-234.

9. Казакевич В. М. Информационно-технологическое моделирование процесса обучения для позиционирования мониторинга системы образования. - Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. - 115 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - Москва: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с.

11. Масленникова В. Ш., Боговарова В. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе как одно из направлений реализации социального партнёрства // Глобальная экономика и образование. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 79-85.

12. Сластенин В. А., Подымова Л. С., Подымов Н. А. [и др.]. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. - 290 с.

13. Реан А. А., Коновалов И. А., Ставцев А. А. Педагог как субъект воспитания: возможности и риски / Психологические и педагогические проблемы образования в условиях цифровой трансформации и социаль-

ных вызовов : сборник статей; под редакцией Н. В. Бордовской, С. Т. Посоховой. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. - С. 80-92.

14. Арапова П. И., Борисова М. М., Воропаев М. В. [и др.]. Рекомендации по разработке комплекса мер по преодолению дефицитов в функционировании (поддержке) институтов воспитания и социализации подрастающего поколения в современном мегаполисе. - Москва: Известия института педагогики и психологии образования, 2022. - 128 с.

15. Сергеев С. Ф., Якунин В. А. Психологическая безопасность в образовательной среде // Народное образование. - 2012. - № 6 (1419). - С. 163-169.

16. Сквирский В. Я. О разработке и оценке педагогических концепций // Советская педагогика. - 1988. -№ 12. - С. 53-58.

17. Ульянова И. В., Ерофеева М. А. Моделирование воспитательной системы вуза // Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов : коллективная монография / под ред. М. П. Гурьяновой. - Москва: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2019. - С. 140-148.

18. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.

19. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Содержательные аспекты разработки стратегий и проектов муниципальных органов управления образованием // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 258-265.

References

1. Asmolov A. G., Shekhter Ye. D., Chernorizov A. M. Antropologicheskiy povorot: voskhozhdeniye k slozhnosti // Chelovek kak otkrytaya tselostnost' : monografiya - Novosibirsk: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Akademizdat», 2022. - S. 33-53. - DOI 10.24412/cl-36976-2022-1-33-53.

2. Bakhtin M. M. K metodologii gumanitarnykh nauk // Razvitiye lichnosti. -2008. - № 4. - S. 186-197.

3. Bondarevskaya Ye. V. Gumanitarnaya metodologiya nauki o vospitanii // Pedagogika. - 2012. - № 7. - S. 3-13.

4. Bordovskaya N. V., Koshkina Ye. A., Melkaya L. A., Tikhomirova M. A. Kriterii otsenki effektivnosti smeshannykh obrazovatel'nykh tekhnologiy, primenyayemykh v vuze // Integratsiya obrazovaniya. - 2023. - T. 27. - № 1(110). -S. 64-81. - DOI 10.15507/1991-9468.110.027.202301.064-081.

5. Vygotskiy L. S. Psikhologiya. - Moskva: Izd-vo EKSMO-Press, 2002. - 1005 s.

6. Davydov V V., Kudryavtsev V T. Razvivayushcheye obrazovaniye: teoreticheskoye osnovaniye preyemstvennosti doshkol'noy i nachal'noy shkol'noy stupeni [Elektronnyy resurs] // Voprosy psikhologii: sayt. - URL: http://www. voppsy.ru/issues/1997/971/971003.htm (data obrashcheniya: 20.09.2023).

7. Ilakavichus M. R., Borodavko L. T. Gumanitarno-antropologicheskiye osnovy professional'nogo vospitaniya novykh pokoleniy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2023. - № 1 (99). - S. 176-182.

8. Kagan M. S. Sistemno-sinergeticheskiy podkhod k postroyeniyu sovremennoy pedagogicheskoy teorii // Sinergeticheskaya paradigma. Sinergetika obrazovaniya. - Moskva: Progress-Traditsiya, 2007. - S. 232-234.

9. Kazakevich V. M. Informatsionno-tekhnologicheskoye modelirovaniye protsessa obucheniya dlya pozitsionirovaniya monitoringa sistemy obrazovaniya. - Moskva: Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2019. - 115 s.

10. Komenskiy Ya. A. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya: v 2-kh t. - Moskva: Pedagogika, 1982. - T. 1. - 656 s.

11. Maslennikova V. Sh., Bogovarova V. A. Modelirovaniye professional'noy deyatel'nosti v uchebno-vospitatel'nom protsesse kak odno iz napravleniy realizatsii sotsial'nogo partnorstva // Global'naya ekonomika i obrazovaniye. - 2021. -T. 1. - № 1. - S. 79-85.

12. Slastenin К A., Podymova L. S., Podymov N. A. [i dr.]. Pedagogicheskoye naslediye V. A. Slastenina: problemy vospitaniya, lichnostnogo i professional'nogo razvitiya. - Moskva: Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, 2020. - 290 s.

13. Rean A. A., Konovalov I. A., Stavtsev A. A. Pedagog kak sub»yekt vospitaniya: vozmozhnosti i riski / Psikhologicheskiye i pedagogicheskiye problemy obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoy transformatsii i sotsial'nykh vyzovov : sbornik statey; pod redaktsiyey N. V. Bordovskoy, S. T. Posokhovoy. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Rusayns», 2022. - S. 80-92.

14. Arapova P. I., Borisova M. M., Voropayev M. V. [i dr.]. Rekomendatsii po razrabotke kompleksa mer po preodoleniyu defitsitov v funktsionirovanii (podderzhke) institutov vospitaniya i sotsializatsii podrastayushchego pokoleniya v sovremennom megapolise. - Moskva: Izvestiya instituta pedagogiki i psikhologii obrazovaniya, 2022. - 128 s.

15. Sergeyev S. F., Yakunin К A. Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovatel'noy srede // Narodnoye obrazovaniye. - 2012. - № 6 (1419). - S. 163-169.

16. Skvirskiy V Ya. O razrabotke i otsenke pedagogicheskikh kontseptsiy // Sovetskaya pedagogika. - 1988. -№ 12. - S. 53-58.

17. Ul'yanova I. V., Yerofeyeva M. A. Modelirovaniye vospitatel'noy sistemy vuza // Vospitaniye lichnosti v protsesse professional'noy sotsial'no-pedagogicheskoy podgotovki studentov : kollektivnaya monografiya / pod red. M. P. Gur'yanovoy. - Moskva: Federal'noye gosudarstvennoye byudzhetnoye nauchnoye uchrezhdeniye «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya», 2019. - S. 140-148.

18. Ushinskiy K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoy antropologii. - Moskva: Fair-Press, 2004. - 574 s.

19. Fishman L. I., Ivanov M. Yu. Soderzhatel'nyye aspekty razrabotki strategiy i proyektov munitsipal'nykh organov upravleniya obrazovaniyem // Samarskiy nauchnyy vestnik. - 2017. - T. 6. - № 2 (19). - S. 258-265.

Статья поступила в редакцию 10.09.2023; одобрена после рецензирования 30.10.2023; принята к публикации 24.11.2023.

The article was submitted September 10, 2023; approved after reviewing October 30, 2023; accepted for publication November 24, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.