УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Труфанов Н. И., Труфанова Ю. Н., Зубарева К. В. Роль кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. - С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo106/
Труфанов Николай Ильич | [email protected]
Старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Восточно-Сибирский институт МВД России Иркутск, Россия
Труфанова Юлия Николаевна | [email protected]
Студент отделения педагогического, социального и специального образования Педагогического института Иркутский государственный университет Иркутск, Россия
Зубарева Кристина Витальевна | [email protected]
Курсант факультета правоохранительной деятельности Восточно-Сибирский институт МВД России Иркутск, Россия
Роль кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
Аннотация. В статье рассматривается значение кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании обучающихся в образовательных организациях МВД России. Раскрывается понятие воспитательной деятельности в системе органов внутренних дел, а также цель, задачи и нормативные документы, регламентирующие деятельность преподавателя-куратора. Представлена суть морально-нравственного воспитания курсантов и слушателей, морально-нравственные нормы, критерии морально-нравственного развития, условия эффективности морально-нравственного
воспитания посредством кураторской деятельности.
Ключевые слова: воспитание, кураторская деятельность, морально-нравственные качества, критерии морально-нравственного развития, методы морально-нравственного воспитания, условия эффективности кураторской деятельности.
Морально-нравственное воспитание курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России является одной из ключевых задач в рамках
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Труфанов Н. И., Труфанова Ю. Н., Зубарева К. В. Роль кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. - С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo106/
осуществления образовательной программы, реализуемой различными субъектами педагогической деятельности посредством обучения и воспитания. Нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России формирует у них глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствует формированию высокого профессионализма, развивает законопослушное поведение и нетерпимость к его нарушению, способствует развитию необходимых для профессиональной успешности качеств личности.
Воспитание в общем понимании непосредственно связано с развитием нравственно-волевых, умственных, профессиональных, физических и эстетических качеств личности. Основным аспектом морально-нравственного воспитания является формирование принятых в общественном сознании норм морали, правил взаимоотношений и поведения, усвоение нравственных норм, развитие нравственного сознания. Становление нравственных убеждений происходит на основе понятий о морали, которые влияют на поступки и поведение индивида.
Воспитательная работа в системе ОВД предполагает деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и морально-нравственных качеств, обусловленных потребностями деятельности ОВД [2, с. 114]. В процессе формирования профессиональных и морально-нравственных качеств, по мнению Г. А. Витольник, важную роль
играет «привитие курсантам и слушателям чувства коллективизма, готовности к взаимопомощи и вместе с тем непримиримости к фактам нарушений правовых и нравственных норм, недобросовестного отношения к служебным обязанностям» [Цит. по: 1, с. 48].
Важную роль в процессе морально-нравственного воспитания обучающихся в образовательных организациях МВД России выполняет преподаватель-куратор, закрепленный за учебной группой на период обучения.
Институт кураторов создан как одна из форм участия профессорско-преподавательского состава в деятельности по формированию профессионально-значимых качеств курсантов и слушателей института, обеспечивающей успешное освоение ими образовательных программ и выполнение служебных задач. В своей деятельности куратор руководствуется правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими работу с личным составом, Уставом и иными локальными нормативными актами образовательной организации.
Так, например, в Восточно-Сибирском институте МВД России деятельность преподавателя-куратора регламентируется Положением о кураторе учебной группы, которое утверждено приказом института. В соответствии с данным документом деятельность преподавателя-куратора учебной группы подчинена общим целям
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Труфанов Н. И., Труфанова Ю. Н., Зубарева К. В. Роль кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo106/
морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности института.
Основной задачей преподавателя-куратора совместно с другими субъектами воспитательной работы является создание необходимых педагогических условий для комплексного развития у обучающихся знаний, умений, навыков, а также морально-нравственных и профессиональных качеств сотрудника органов внутренних дел.
Для учета деятельности куратора, закрепленного за учебной группой, в Восточно-Сибирском институте МВД России им ведется накопительная папка «Деятельность куратора учебной группы», которая включает в себя сведения о курируемой учебной группе; ежеквартальные графики работы куратора; лист учета проводимых мероприятий; информацию о текущей успеваемости, результатах промежуточной аттестации учебной группы; отчет куратора за учебный год; копии протоколов собраний личного состава учебной группы, на которых присутствовал куратор; лист контроля; иные документы, подтверждающие деятельность куратора (фото- или видеоматериалы на носителях информации (при наличии), статьи и публикации, отражающие деятельность куратора).
Преподаватель-куратор проводит свою работу в тесном взаимодействии с отделами морально-психологического обеспечения образовательной организации, руководством факультетов и
курсов, структурными подразделениями по направлениям деятельности, а также с представителями практических подразделений ОВД.
Так, например, начальник подразделения морально-психологического обеспечения института должен организовывать взаимодействие кураторов учебных групп с начальником отделения психологической работы и контролировать выполнение куратором рекомендаций психологов по работе с курсантами (слушателями) курируемой группы.
По мнению И. А. Кушнаренко и А. С. Эрд-ниева, только благодаря целенаправленным усилиям педагогического состава образовательных организаций МВД России имеющаяся предрасположенность курсантов (слушателей) к определенному виду деятельности в дальнейшем может развиться в набор профессионально значимых качеств, в том числе нравственных, которые будут способствовать их дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [3, с. 70].
На сегодняшний день сущность кураторской деятельности в образовательных организациях МВД раскрыта не до конца. В большинстве случаев важность придается самому наличию преподавателей-кураторов и документальному подтверждению проведенной ими работы. Однако такой важный аспект, как эффективность кураторской деятельности с точки зрения воспитательного воздействия на личность курсантов, к сожалению, недооценивается.
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Труфанов Н. И., Труфанова Ю. Н., Зубарева К. В. Роль кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo106/
Так, в сфере морально-нравственного воспитания преподавателю-куратору необходимо обращать внимание на формирование у курсантов и слушателей следующих морально-нравственных качеств:
- «воспитание любви к избранной профессии путем ознакомления с традициями, подвигами сотрудников ОВД при решении служебно-боевых задач и участия в различных межнациональных конфликтах на территории России» [Цит. по: 5, с. 158];
- формирование высоких морально-волевых, психологических и профессиональных качеств, необходимых сотруднику ОВД (профессионального долга и профессиональной чести, дисциплинированности, патриотизма и мужества и др.);
- развитие культуры поведения в обществе в сочетании с высоким уровнем правового сознания.
Эти и другие качества представляют собой систему взаимосвязанных критериев морально-нравственного развития:
- когнитивный, отражающий наличие морально-нравственных знаний;
- аффективный, отражающий отношение к морально-нравственным нормам и правилам;
- регулятивный, отражающий степень морально-нравственной активности, особенности морально-нравственного поведения;
- мотивационный, отражающий морально-нравственную направленность личности.
Оценку эффективности деятельности преподавателя-куратора в сфере морально-нравственного воспитания, а также коррекцию уровня морально-нравственного развития курсантов необходимо проводить с учетом указанных критериев, используя методы психологической диагностики.
Специфика морально-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России заключается в том, что оно должно осуществляться на положениях общечеловеческой морали и без лишнего давления. Именно морально-нравственное воспитание является целесообразным способом противодействия деформирующему воздействию условий профессиональной деятельности на личность.
Известный русский педагог и писатель А. С. Макаренко говорил, что личность может воспитать только другая личность и что личность формируется непосредственно в коллективе [4, с. 80]. Таким образом, для накопления опыта особое значение имеют взаимоотношения курсантов (слушателей) в учебном коллективе, их коммуникативные связи и совместная деятельность. В то же время преподаватель-куратор выступает связующим звеном в таких отношениях и лицом, корректирующим морально-нравственное поведение курсантов (слушателей) в таком коллективе.
При выборе методов морально-нравственного воспитания курсантов
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Труфанов Н. И., Труфанова Ю. Н., Зубарева К. В. Роль кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo106/
необходимо учитывать этапы образовательного процесса.
Так, у курсантов, обучающихся на первом курсе, в период, когда происходит адаптация к обучению, а также становление и сплочение учебного коллектива, включение в различные виды деятельности, наиболее целесообразными формами работы являются следующие:
- совместное участие с курсантами (слушателями) в мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию;
- организация работы обучающихся с ветеранами;
- проведение встреч с выдающимися учеными и деятелями науки, практическими сотрудниками ОВД, участниками боевых действий, ветеранами, спортсменами, творческими людьми;
- размещение стендов, посвященных Великой Отечественной войне, требованиям Устава и Присяги;
- совместное посещение с курсантами (слушателями) различных выставок, театральных постановок, музеев, демонстрирующих отдельные события войны;
- участие курсантов (слушателей) в волонтерских мероприятиях, субботниках.
На последующих курсах, когда продолжается профессиональное и личностное развитие курсантов, расширяется сфера их деятельности (в частности, практическая) и повышается учебная активность, необходимо разнообразить формы кураторской деятельности, акцентируя внимание на:
1) организации и проведении с курируемой группой лекций, бесед по вопросам укрепления служебной дисциплины, морального духа и т. п.;
2) организации социальных проектов поддержки, направленных на помощь детским домам, приютам для животных и так далее.
Помимо мероприятий, проводимых в учебной группе, важным является применение индивидуальных форм работы, предполагающих обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся и направленных на оказание адресной помощи по морально-нравственному воспитанию с целью дальнейшего профессионального развития курсантов (слушателей). В данном процессе необходимо акцентировать внимание на моральных нормах, сознательном выполнении нравственного долга, ответственности за порученное дело, дисциплине и культуре поведения.
Индивидуальный подход к морально-нравственному воспитанию курсантов и слушателей предполагает использование таких форм работы, как изучение документов (личные дела, данные морально-психологической службы, служебные карточки, продукты творческой деятельности и др.); наблюдение в процессе проведения дискуссий, тематических встреч, бесед; экспертная оценка курсантов преподавателями.
Необходимо также помнить и о том, что преподаватель-куратор сам должен являться для обучающихся своеобразным примером профессионала своего дела,
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Труфанов Н. И., Труфанова Ю. Н., Зубарева К. В. Роль кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. — С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo106/
уважающего служебные традиции, а также соблюдающего существующие морально-нравственные ценности в обществе.
Вся деятельность преподавателя-куратора должна быть строго регламентирована, то есть иметь цель, методы и средства достижения этой цели, деление работы на этапы и оценку полученных результатов, что позволяет оценить ее эффективность и при необходимости внести коррективы.
Таким образом, для успешной реализации кураторской деятельности в области морально-нравственного воспитания в образовательных организациях МВД РФ необходимо соблюдение следующих условий:
- разработка программы кураторской деятельности на основании психологического анализа степени развития критериев морально-нравственного развития курсантов;
- актуализация мировоззренческой позиции курсантов посредством участия в различных мероприятиях патриотического характера, социального шефства над незащищенными слоями населения (детский дом, дом престарелых), волонтерских мероприятий и др.;
- транслирование педагогом-куратором морально-нравственных ценностей в качестве фундамента профессионально значимых качеств личности сотрудника МВД;
- организация морально-нравственного воспитания курсантов с целью системного развития таких критериев
этого воспитания, как когнитивный, аффективный, регулятивный и мотивационный;
- документальная и методическая обоснованность кураторской деятельности (годовой план воспитательных мероприятий с курсантами (слушателями) в соответствии с целями морально-нравственного воспитания, механизмами его воздействия, условиями реализации и ожидаемыми результатами).
Список литературы
1. Витольник, Г. А. Особенности профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел / Г. А. Витольник // Педагогика и психология в деятельности сотрудников ОВД: теория, методика, практика: Материалы всерос. науч.-практич. конф. 18 октября 2018 года. — СПб.: СПбУ МВД России, 2018. — С. 46-48.
2. Зуева, Е. Г. Педагогические условия формирования морально-нравственных качеств курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / Е. Г. Зуева, О. А. Жидкова // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: Материалы всерос. науч.-прак-тич. конф. 29 октября 2021 года. — СПб.: СПбУ МВД России, 2021. — С. 112-116.
3. Кушнаренко, И. А. Воспитание нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России: вопросы корректности педагогической модели / И. А. Кушнаренко, А. С. Эрдниев // Вестник Академии экономической безопасности МВД
УДК 378.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Труфанов Н. И., Труфанова Ю. Н., Зубарева К. В. Роль кураторской деятельности в морально-нравственном воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 1 (13) / апрель. - С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/01aprl2022/kvo106/
России. - 2015. - № 5. - С. 66-70.
4. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. — М.: Педагогика, 1972. — 334 с.
5. Федулов, Б. А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России / Б. А. Федулов, Д. О. Заречнев // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 3 (46). — С. 157-159.
Nikolay I. Trufanov
East-Siberian Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russian Federation Irkutsk, Russia
Yulia N. Trufanova
Irkutsk State University Irkutsk, Russia
Kristina V. Zubareva
East-Siberian Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russian Federation Irkutsk, Russia
Role of curatorial activity in the moral education of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract. The article examines the importance of curatorial activity in the moral education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The concepts of educational activity in the system of internal affairs bodies, the purpose, objectives and normative documents, regulating the activities of the teacher-curator are revealed. The essence of moral and ethical education of cadets and students, moral standards, criteria of moral development, conditions of the effectiveness of moral education through curatorial activities are presented.
Keywords: upbringing, curatorial activity, moral qualities, criteria of moral development, methods of moral education, conditions of the effectiveness of curatorial activity.