Научная статья на тему 'О СПЕЦИФИКЕ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ'

О СПЕЦИФИКЕ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КУРСАНТЫ / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АДАПТАЦИЯ / ВЗВОД / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Оля Зокировна

Автор рассматривает специфику кураторской деятельности в вузе ФСИН России, анализирует понятие «куратор взвода». В статье раскрываются принципы деятельности куратора, его функции и обязанности. Суть воспитательной работы с курсантами вузов ФСИН России заключается в применении конкретных мер со стороны кураторов взводов, сотрудников психологической службы, а также членов ветеранской организации, направленных на развитие личности курсанта в целях тщательного изучения его личных качеств, способностей, индивидуальных особенностей, интересов и потребностей. Кураторская деятельность является важным элементом педагогического воздействия. При соответствующем планировании и правильной организации взаимодействия кураторов взводов и обучающихся возможно преодолеть многие сложности, связанные с образовательным процессом и прочими проблемами, возникающими при обучении в ведомственном вузе. Кураторская деятельность является важной составляющей в профессиональном становлении обучающихся. Взаимодействие куратора взвода и курсантов наиболее эффективно осуществлять с первого курса. Куратор - это тот человек, который помогает первокурсникам пройти адаптацию к новым условиям, настроиться на эффективное выполнение служебных обязанностей, решить жилищно-бытовые вопросы, создать позитивный настрой в коллективе. Куратор также делится собственным опытом и знаниями, приобщает к традициям вуза, помогает формировать морально-нравственные установки обучающихся и гуманное мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC OF CURATOR’S ACTIVITIES IN DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The author examines the specifics of curator activities in the departmental higher educational institution of the Federal Penitentiary Service of Russia as well as analyzes the concept of «platoon curator». The article reveals the principles of the curator's activities, his functions and responsibilities. The essence of educational work with cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia is the application of specific measures by the curators of platoons, employees of the psychological service, as well as members of the veteran organization, aimed at developing the personality of the cadet in order to thoroughly study his personal qualities, abilities, individual characteristics, interests and needs. Curatorial activity is an important element of pedagogical influence. With proper planning and proper organization of the interaction between the curators of platoons and students, it is possible to overcome many difficulties associated with the educational process and other problems that arise during training at a departmental university. Curatorial activity is an important component in the professional development of students. The interaction between the platoon supervisor and the cadets is most effective from the first year. A curator is the person who helps freshmen to adapt to new conditions, tune in to effective performance of official duties, solve housing and everyday issues, and create a positive attitude in the team. The curator also shares his own experience and knowledge, introduces to the traditions of the university, helps to form the moral and ethical attitudes of students and a humane worldview.

Текст научной работы на тему «О СПЕЦИФИКЕ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ»

DOI 10.37523/SUI.2021.45.4.014 УДК 378.6

Титова Оля Зокировна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры философии и общегуманитарных

дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e- mail: olya-titova-2012@mail.ru

Olya Z. Titova

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Assistant of Philosophy and Humanities Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

24v, Ryilskayа str., Samara, Russia, 443022,

e-mail: olya-titova-2012@mail.ru

О СПЕЦИФИКЕ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ

Аннотация. Автор рассматривает специфику кураторской деятельности в вузе ФСИН России, анализирует понятие «куратор взвода». В статье раскрываются принципы деятельности куратора, его функции и обязанности.

Суть воспитательной работы с курсантами вузов ФСИН России заключается в применении конкретных мер со стороны кураторов взводов, сотрудников психологической службы, а также членов ветеранской организации, направленных на развитие личности курсанта в целях тщательного изучения его личных качеств, способностей, индивидуальных особенностей, интересов и потребностей. Кураторская деятельность является важным элементом педагогического воздействия. При соответствующем планировании и правильной организации взаимодействия кураторов взводов и обучающихся возможно преодолеть многие сложности, связанные с образовательным процессом и прочими проблемами, возникающими при обучении в ведомственном вузе. Кураторская деятельность является важной составляющей в профессиональном становлении обучающихся. Взаимодействие куратора взвода и курсантов наиболее эффективно осуществлять с первого курса. Куратор — это тот человек, который помогает первокурсникам пройти адаптацию к новым условиям, настроиться на эффективное выполнение служебных обязанностей, решить жилищно-бытовые вопросы, создать позитивный настрой в коллективе. Куратор также делится собственным опытом и знаниями, приобщает к традициям вуза, помогает формировать морально-нравственные установки обучающихся и гуманное мировоззрение.

Ключевые слова: обучающиеся, курсанты, кураторская деятельность, ведомственный вуз, воспитательная работа, адаптация, взвод, морально-нравственные качества.

Summary. The author examines the specifics of curator activities in the departmental higher educational institution of the Federal Penitentiary Service of Russia as well as analyzes the concept of «platoon curator». The article reveals the principles of the curator's activities, his functions and responsibilities.

The essence of educational work with cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia is the application of specific measures by the curators ofplatoons, employees of the psychological service, as well as members of the veteran organization, aimed at developing the personality of the cadet in order to thoroughly study his personal qualities, abilities, individual characteristics, interests and needs. Curatorial activity is an important element of pedagogical influence. With proper planning and proper organization of the interaction between the curators of platoons and students, it is possible to overcome many difficulties associated with the educational process and other problems that arise during training at a departmental university. Curatorial activity is an important component in the professional development of students. The interaction between the platoon supervisor and the cadets is most effective from the first year. A curator is the person who helps freshmen to adapt to new conditions, tune in to effective performance of official duties, solve housing and everyday issues, and create a positive attitude in the team. The curator also shares his own experience and knowledge, introduces to the traditions of the university, helps to form the moral and ethical attitudes of students and a humane worldview.

Keywords: students, cadets, curatorial activity, departmental university, educational work, adaptation, platoon, moral and ethical qualities.

Подготовка высококвалифицированного и нравственно ориентированного кадрового потенциала для уголовно-исполнительной системы определяется тем, насколько профессионально подготовлены выпускники вузов ФСИН России, которые после получения диплома о высшем

THE SPECIFIC OF CURATOR'S ACTIVITIES IN DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

© 2021 Титова О. З.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

образовании займут должности среднего и старшего начальствующего состава. Их будущая профессиональная деятельность в учреждениях и органах УИС будет являться показателем функционирования всей уголовно-исполнительной системы; от них будет зависеть престиж службы в УИС и отношение общества к тем, кто осуществляет исполнение наказаний лиц, преступивших закон. Именно при получении образования наряду с приобретением профессиональных знаний происходит формирование нравственных основ сотрудника УИС, а от того, насколько успешной будет его общая и профессиональная подготовка, будет зависеть эффективность его служебной деятельности.

История института кураторства в России зародилась в XIX в. Куратор (лат. curator - человек, наблюдающий за определенной работой). В этот период в высших учебных заведениях начали работать служители и надзиратели в роли наставников для учеников. После 1917 г. кураторство было заменено деятельностью партийной и комсомольской организаций, которые проводили идейно-воспитательную и культурно-массовую работу, способствовали улучшению материального положения студентов.

Институт кураторства представляет собой форму воспитательной деятельности, направленную на погружение курсантов, поступивших ведомственный вуз, в учебную деятельность, сопряженную с несением службы [1].

Индивидуально-воспитательная работа направлена на систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и интеллектуальное развитие личности курсанта в целях подготовки к профессиональной и общественной деятельности, формирования у курсанта необходимых общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств и стремления к самосовершенствованию.

Кураторская деятельность является важной составляющей в профессиональном становлении обучающихся. Взаимодействие куратора взвода и курсантов наиболее эффективно осуществлять с первого курса. Куратор - это тот человек, который помогает первокурсникам пройти адаптацию к новым условиям, настроиться на эффективное выполнение служебных обязанностей, решить жилищно-бытовые вопросы, создать позитивный настрой в коллективе.

Как правило, руководители образовательных учреждений издают локальные приказы, в которых утверждаются положения, регламентирующие деятельность кураторов учебных взводов.

Задачи индивидуально-воспитательной работы:

- выработка сознательного отношения к выполнению должностных обязанностей и служебного долга;

- повышение уровня личной дисциплины и организованности;

- формирование патриотического сознания и гражданской ответственности;

- формирование и развитие необходимых профессиональных и нравственных качеств;

- профилактика и предотвращение чрезвычайных происшествий, административных правонарушений и преступлений с участием курсантов.

Принципы организации индивидуально-воспитательной работы:

- комплексность - при проведении индивидуально-воспитательной работы необходимо использовать различные ее формы и методы, оказывать воздействие в различных сферах деятельности;

- систематичность - повседневное, регулярное, плановое проведение индивидуальной работы с курсантами;

- целенаправленность - учет особенностей личности курсанта при выборе форм индивидуально-воспитательной работы;

- последовательность - выбор форм и методов воздействия на курсанта должен осуществляться, исходя из изменений его поведения;

- своевременность и оперативность ее проведения.

Индивидуально-воспитательную работу с курсантами проводят:

- начальники отделов, факультетов, служб, руководители курса, руководители подразделений обеспечения, преподавательский состав всех без исключения кафедр (под руководством начальника образовательной организации);

- сотрудники образовательной организации из числа профессорско-преподавательского состава, назначенные приказом по образовательной организации кураторами учебных групп;

- сотрудники образовательной организации, назначенные приказом по образовательной организации индивидуальными кураторами курсантов.

Индивидуально-воспитательная работа с курсантами планируется и проводится на основе индивидуальных практических рекомендаций сотрудников отделения психологического обеспечения учебно-воспитательной работы.

К методам индивидуально-воспитательной работы относят убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критику действий и поступков, включение в различные виды деятельности.

Наиболее распространенными являются следующие формы индивидуально-воспитательной работы: индивидуальные воспитательные беседы, индивидуальная помощь, индивидуальные задания и поручения, индивидуальный контроль, личный пример воспитателя.

Кандидатуры кураторов рекомендуются начальниками кафедр или их заместителями. Работа куратора отражается в ведении специального дневника куратора. Там содержится основная информация, связанная с обучающимися: данные, состав семьи, вероисповедание, наличие средне-специального образования, характеристика обучающихся, отчеты о проведенных мероприятиях. Куратор, за которым закрепляется взвод, собирает информацию о каждом обучающемся. Особого внимания заслуживают обучающиеся из неполных семей и сироты.

При осуществлении деятельности куратора взвода реализуется ряд функций:

- воспитательная функция заключается в помощи курсантам осознать суть своей профессиональной деятельности, выработать готовность нести службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы в сложных условиях. Куратор также знакомит курсантов с традициями института, приобщает их к системе ценностей курса (у каждого курса имеются таковые), помогает сформировать единство курируемого взвода, развивает умение решать поставленные перед взводом задачи, принимать важные для взвода коллективные решения, раскрыть творческие возможности каждого курсанта и взвода в целом;

- организационно-управленческая функция направлена на достижение заданных результатов обучения курсантов, создание условий для решения поставленных перед взводом задач, стимулирование активности курсантов;

- социально-культурная функция включает в себя формирование у обучающихся умений успешно взаимодействовать с внешней средой (посещение города, региона), приобщение к культурным ценностям. Следует также отметить личностно-развивающую функцию. По мнению С. В. Лаптевой, эта «функция предполагает самореализацию и саморазвитие куратора при осуществлении кураторской деятельности» [2].

Таким образом, кураторская деятельность в вузах ФСИН России представляет собой управленческо-педагогический вид деятельности, что включает в себя проведение организационной и воспитательной работы с обучающимися.

Куратору взвода приходится решать такие задачи, как формирование гуманистического, научного и религиозного мировоззрения курсантов, воспитание толерантного сознания, развитие личной и профессиональной культуры [3].

Куратор находится в непосредственном контакте с профессорско-преподавательским составом института и руководством. Он отслеживает успеваемость обучающихся, выявляет наиболее сложные вопросы, связанные с учебной деятельностью. Как показывает практика, обучающимся первого курса непросто служить и учиться одновременно. Они еще слабо приспособлены к таким нагрузкам. Именно на этом этапе наблюдается большое количество неудовлетворительных оценок и низкая мотивация к учебе. Куратор помогает курсантам правильно распределять время, формировать навыки самостоятельной работы, овладевать умением пользоваться библиотечным фондом и электронной библиотечной средой, формировать навык написания лекционного материала, заниматься научной деятельностью.

Куратор взвода имеет право отстаивать интересы курсантов перед руководством кафедр и факультетов, присутствовать на лекционных, семинарских и практических занятиях. Куратор помогает курсантам решать вопросы, связанные с назначением стипендий; представлением обучающихся к установленным формам поощрения, взыскания; отчислением из образовательной организации; заселением в общежитие; предоставлением академических отпусков; переводом на индивидуальный график обучения.

Не менее важным является и профессиональный имидж куратора. Положительный имидж куратора и надлежащее исполнение своих обязанностей способны мотивировать обучающихся к самореализации, достижению поставленных целей, всестороннему гармоничному развитию [4]. Под положительным имиджем куратора мы понимаем набор таких качеств, как безупречная репутация, высокий уровень общей и специальной подготовки, умение находить контакт с обучающимися, создавать благоприятный психологический климат во взводе, соблюдение традиций, связанных с образовательным учреждением и уголовно-исполнительной системой. При наличии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

подобных качеств куратор взвода сможет оказывать эффективное воспитательное воздействие на обучающихся, демонстрировать собственным примером достойную службу в уголовно-исполнительной системе.

С целью выяснения, каким, по представлению обучающиеся вузов ФСИН России, должен быть куратор, нами был проведен опрос курсантов 1-4 курсов ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России. Из 60 опрошенных курсантов 30 человек хотели бы взаимодействовать с куратором, способным помогать в решении проблем, связанных с образовательной деятельностью. 10 человек хотели бы активного культурного развития при содействии куратора. Замечено, что такие курсанты, как правило, не имеют проблем, связанных с учебой. Оставшиеся 20 человек сообщили о том, что хотели бы помощи куратора при решении конфликтных ситуаций. Курсантам важно не испытывать психологический барьер в общении с куратором, не бояться быть неправильно понятым.

Следует отметить, что на должность куратора может быть назначен не только сотрудник с опытом работы в данном направлении, но и менее опытный сотрудник. Основным критерием при закреплении куратора на должность выступает желание взаимодействовать с обучающимися и оказать положительное влияние на их морально-нравственное развитие.

Кураторы взводов организуют различные мероприятия с обучающимися. Это могут быть выездные мероприятия и мероприятия, проводимые на базе образовательного учреждения. Приведем примеры выездных мероприятий [5]:

- посещение дворца спорта для просмотра хоккейного, баскетбольного, волейбольного матча совместно с личным составом взвода;

- посещение музейно-выставочного центра с личным составом взвода;

- просмотр личным составом взвода патриотических фильмов и дальнейшее их обсуждение;

- проведение кросс-похода;

- прогулка и занятие физкультурой в парке с личным составом взвода в рамках кураторской работы;

- посещение личным составом взвода боулинг-центра.

К мероприятиям, проводимым с обучающимися в аудиториях, относят кураторские часы. Данный вид мероприятия представляет собой беседу на злободневные темы: «О вреде курения», «Профилактика СПИДа», «Преодоление конфликтов во взводе», «Совершение коррупционных преступлений. Собственный выбор каждого», «Толерантность» [6].

Следует отметить, что куратор взаимодействует с обучающимися как в индивидуальном формате, так и в групповом. При индивидуальном взаимодействии куратор определяет суть проблемы, подсказывает способы ее преодоления. Большинство проблем касается отношений в коллективе, сложностей привыкания к новым условиям. Взаимодействие со всем взводом носит еженедельный характер. При таком общении определяются задачи, поставленные перед взводом, например, исправление неудовлетворительных оценок, участие в научных, культурных и спортивных мероприятиях [7].

В заключение отметим, что роль куратора взвода оказывает необходимое воспитательное воздействие на обучающихся, позволяет формировать нужную мотивацию к овладению профессиональными знаниями, личностному росту, правильному пониманию выбранной профессии, формированию толерантного сознания, готовности нести службу в сложных условиях [8].

Библиографический список

1. Титова Г. Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10 (112). С. 82-84.

2. Лаптева С. В. Функции куратора в современном вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 171-175.

3. Дорожкин И. Б., Лебедев Г. П. О совершенствовании патриотического воспитания сотрудников УИС // Уголовно-исполнительная система. 2014. № 4. С. 14-21.

4. Чертыкова И. П. Представления студентов об имидже преподавателя вуза : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 163 с.

5. Об организации воспитательной работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: Приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 555 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2021).

6. Бялт В. С. К вопросу о механизме формирования нравственного облика курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России с позиции профессиональной мотивации поведения // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы VIII Международной заочной научно-практической конференции (24 декабря 2012 г.). М.: Международный центр науки и образования, 2012. Ч. 2.

7. Бобриков В. Н. Формирование профессионального самоопределения личности при профильном обучении в системе непрерывного технического образования // Интеграция образования. 2003. № 1. С. 70-76.

8. Буданов А. В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. М.: Акад. упр. МВД России, 1997. 75 с.

References

1. Titova G. Yu. Rol' kuratora studencheskoj gruppy v organizacii vospitatel'noj raboty v vuze [The role of the student group curator in the organization of educational work in the university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], 2011, vyp. 10 (112), рр. 82-84 [in Russian].

2. Lapteva S. V. Funkcii kuratora v sovremennom vuze [Functions of a curator in a modern university]. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and prospects for the development of education in Russia], 2011, no. 9, рр. 171-175 [in Russian].

3. Dorozhkin I. B., Lebedev G. P. O sovershenstvovanii patrioticheskogo vospitanija sotrudnikov [Improving the patriotic education of the staff of the penal system]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema [Penitentiary system], 2014, no. 4, рр. 14-21 [in Russian].

4. Chertykova I. P. Predstavlenija studentov ob imidzhe prepodavatelja vuza. Diss. kand. psihol. nauk [Representations of students about the image of a university teacher. Candidate's of Psihology thesis]. Moscow, 2002,163 р. [in Russian].

5. Ob organizacii vospitatel'noj raboty v uchrezhdenijah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Prikaz FSIN Rossii ot 28.12.2010 no. 555 [On the organization of educational work in the institutions and bodies of the penal system: an Order of the Federal penitentiary service of Russia dated 28.12.2010 no. 555] [in Russian].

6. Byalt V. S. K voprosu o mehanizme formirovanija nravstvennogo oblika kursantov i slushatelej uchebnyh zavedenij sistemy MVD Rossii s pozicii professional'noj motivacii povedenija [The question of the mechanism of the formation of the moral character of cadets and students of educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia from the standpoint of professional motivation of behavior]. Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki i psihologii»: materialy VIII mezhdu-narodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (24 dekabrya 2012 g.) [Scientific discussion: questions of pedagogy and psychology: materials of the VIII International Correspondence Scientific and Practical Conference. (December 24, 2012)]. Moscow, 2012, ch. II [in Russian].

7. Bobrikov V. N. Formirovanie professional'nogo samoopredelenija lichnosti pri profil'nom obuchenii v sisteme nepreryvnogo tehnicheskogo obrazovanija [Formation of professional selfdetermination of the individual in profile training in the system of continuous technical education]. Integraciya obrazovaniya [Integration of education], 2003, no. 1, рр. 70-76 [in Russian].

8. Budanov A. V., Latkova I. A. [Professional education in the educational process of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Moscow, 1997, 75 р. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.