Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / РЕГИОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомедов Мутаалим Магомедович, Наумов Артур Владимирович

В статье рассмотрена сущность планирования и прогнозирования социально-экономического развития. Проведен анализ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. На примере Республики Дагестан проанализированы основные показатели социальноэкономического развития региона, выявлены отклонения от достижения целевых показателей. В ходе анализа были рассмотрены ключевые документы, определяющие направления развития Республики. По результатам исследования предложены мероприятия по активизации политики в области труда и инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Магомедов Мутаалим Магомедович, Наумов Артур Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING AND FORECASTING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article considers the essence of planning and forecasting socioeconomic development. The analysis of the state of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation was carried out. On the example of the Republic of Dagestan, the main indicators of the socio-economic development of the region are analyzed, deviations from the achievement of target indicators are identified. In the course of the analysis, key documents were considered that determine the directions for the development of the Republic. According to the results of the study, measures were proposed to enhance the policy in the field of labor and investment.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

Научная статья

УДК 332

doi: 10.47576/2949-1908_2023_1_141

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Магомедов Мутаалим Магомедович

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия Наумов Артур Владимирович

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, mutaalem3@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена сущность планирования и прогнозирования социально-экономического развития. Проведен анализ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. На примере Республики Дагестан проанализированы основные показатели социально-экономического развития региона, выявлены отклонения от достижения целевых показателей. В ходе анализа были рассмотрены ключевые документы, определяющие направления развития Республики. По результатам исследования предложены мероприятия по активизации политики в области труда и инвестиций.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие; инвестиции; Республика Дагестан; валовой региональный продукт; регионы Российской Федерации.

Для цитирования: Магомедов М. М., Наумов А. В. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан // Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 141-146. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_141.

Original article

PLANNING AND FORECASTING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Magomedov Mutaalim M.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia Naumov Artur V.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, mutaalem3@mail.ru

Abstract. The article considers the essence of planning and forecasting socioeconomic development. The analysis of the state of socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation was carried out. On the example of the Republic of Dagestan, the main indicators of the socio-economic development of the region are analyzed, deviations from the achievement of target indicators

are identified. In the course of the analysis, key documents were considered that determine the directions for the development of the Republic. According to the results of the study, measures were proposed to enhance the policy in the field of labor and investment.

Keywords: socio-economic development; investments; The Republic of Dagestan; gross regional product; regions of the Russian Federation.

For citation: Magomedov M. M., Naumov A. V. Planning and forecasting the socio-economic development of the region on the example of the Republic of Dagestan. Applied economic research, 2023, no. 1, pp. 141-146. https://doi. org/10.47576/2949-1908_2023_1_141.

На современном этапе развития экономики России особую роль приобретает вопрос повышения уровня социально-экономического развития государства. Под социально-экономическим развитием понимается процесс изменения социальных и экономических условий в обществе, направленный на повышение уровня жизни населения, улучшение экономических показателей, устойчивое развитие и справедливое распределение ресурсов. Он включает в себя изменения в экономической структуре, уровне технологического развития, рыночных отношениях, социальной инфраструктуре и других сферах жизни общества. Социально-экономическое развитие - это управляемый процесс, и его управление зависит от уровня финансирования тех или иных, стратегически важных сфер жизни страны.

Вводимые санкции и иные внешнеэкономические ограничения явно показали необходимость трансформации вектора социальной-экономической политики государства, а также направлений трансформации экономики страны. Кроме того, высокий уровень дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов государства

диктует острую необходимость разработки действенных механизмов сокращения существующих разрывов, так как именно это является важнейшей составляющей развития и укрепления государства как мировой державы.

Исследование опиралось на следующие принципы: научной обоснованности, принцип объективности, принцип целенаправленности, принцип системности.

На сегодняшний день социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации крайне неравномерное, о чем говорит существующая статистика (табл. 1).

Наблюдается колоссальный разрыв между первыми в рейтинге регионами и рядом регионов, которые в силу субъективных и объективных причин относятся к категории депрессивных регионов. Даже если сравнивать регионы из пятерки лидеров с регионами, которые находятся в середине списка, в частности с Республикой Дагестан, то очевиден очень большой разрыв, что свидетельствует о необходимости сокращения разрыва и повышения уровня социально-экономического развития отстающих субъектов Российской Федерации.

Таблица 1 - Рейтинг социально-экономического положения регионов [4]

Место по итогам 2021 г. Регион Интегральный рейтинг по итогам 2021 г., баллы Интегральный рейтинг по итогам 2020 г., баллы Отклонение

1 Москва 88,948 83,929 5,019

2 Санкт-Петербург 86,064 80,347 5,717

3 Республика Татарстан 77,616 69,263 8,353

4 Московская область 77,337 71,350 5,987

5 Ханты-Мансийский автономный округ Югра 76,468 74,782 1,686

58 Республика Дагестан 34,910 34,038 0,872

59 Ненецкий автономный округ 34,093 28,371 5,722

60 Новгородская область 34,020 Республика Калмыкия 9,09

84 Еврейская автономная область 10,867 10,682 0,185

85 Республика Калмыкия 10,377 14,392 -4,015

Важнейшими и действенными инструментами стимулирования социально-экономического развития выступают региональное прогнозирование и планирование, направленное на достижение тактических и стратегических целей регионов [10, с. 260]. Планирование и прогнозирование на уровне регионов представляет собой длительный и сложный процесс, который в обязательном порядке предполагает ориентацию на федеральные показатели социально-экономического развития, а также на текущий уровень развития региона. В этом заключается сложность регионального планирования и прогнозирования, так как по многим показателем на федеральном уровне нередко происходит опережение, и в задачи региона входит определение способов и методов сокращения разрыва.

В рамках планирования и прогнозирования в Республике Дагестан на сегодняшний день принят ряд документов, определяющих цели планирования и прогнозирования, задачи и целевые показатели. Важнейшим документом в системе социально-экономического развития является Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 г. (табл. 2).

Помимо названных документов основой социально-экономического развития Республики Дагестан являются федеральные законы Российской Федерации, указы президента, многочисленные стратегии социально-экономического развития и развития государственной национальной политики и т. д.

Таблица 2 - Нормативно-правовая база Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 г. [2]

№ Документ

1 Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года

2 Закон Республики Дагестан «О стратегическом планировании в Республике Дагестан» от 5 декабря 2016 года № 72

3 Бюджетный прогноз Республики Дагестан

4 Прогноз социально-экономического развития Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

5 Государственные программы Республики Дагестан

В Законе Республики Дагестан «О стратегическом планировании» даны определения таких понятий, как «стратегическое планирование», «стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан», «прогнозирование социально-экономического развития» и другие [1]. Таким образом, в республике ведется работа по развитию прозрачной и понятной нормативной правовой базы в рамках социально-экономического развития, что является положительным аспектом планирования и прогнозирования.

Обращаясь к Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 г. отметим следующее. Стратегия представляет собой спрогнозированный документ, рассчитанный на два этапа, в процессе которых будут реализованы заложенные в нее цели и планы. Первый этап направлен на снятие многочисленных инфраструктурных ограничений и создание такой инфраструктуры, которая будет полноценно удовлетворять потребности населения и способствовать росту уровня соци-

ально-экономического развития республики. Важнейшей краткосрочной целью стратегии является преодоление кризиса, повышение уровня ВРП, создание условий для дальнейшего роста ВРП и других показателей. Республика ориентирована на развитие малого и среднего предпринимательства и привлечение новых видов бизнеса, что будет способствовать росту занятости. В целом первый этап лаконичен, закономерен, научно обоснован.

Второй этап стратегии будет длиться с 2025 года по 2030 г. Планируется активная цифровизация в социально-экономической сфере. Для достижения целей второго этапа должны быть достигнуты цели первого этапа.

Прогноз социально-экономического развития Республики Дагестан на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг. разработан на основе инструктивной информации Минэкономразвития России для разработки прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на период до

2023 года (письмо от 23 сентября 2020 года № Д14и-31259). Прогноз не выходит за рамки тех целей и задач, которые были обозначены В. В. Путиным в Послании Федеральному Со -бранию в 2020 г. При разработке основных макроэкономических показателей прогноза Республики Дагестан на 2021 г. и плановый период до 2023 г. в целях обеспечения его реалистичности были учтены многие факторы, риски, проблемы республики за прошлые годы [3].

Анализ основных показателей прогноза социально-экономического развития республики позволяет сделать вывод о том, что прогноз отличается достаточно реалистичными показателями, достижение которых видится возможным в совокупности со всеми принимаемыми на сегодняшний день мерами. По данным, опубликованным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистике по Республике Дагестан за 2021 г., отмечается положитель-

ная тенденция в достижении показателей прогноза. Рассмотрим отдельные показатели в табл. 3 и сопоставим с прогнозными значениями [5-8].

Итак, данные табл. 3 позволяют сделать следующие выводы. Ввиду того что прогноз социально-экономического развития составлен с учетом показателей прошлых лет, а также на основе рекомендаций Минэкономразвития, и характеризуется как реалистичный, наблюдается планомерное достижение показателей прогноза. Отмечается невыполнение по показателям: «Численность рабочей силы», «Реальные располагаемые денежные доходы», «Инвестиции в основной капитал». Также нельзя не отметить, что по большинству показателей отмечается выполнение или перевыполнение, что свидетельствует об эффективном планировании и прогнозировании, осуществляемом на уровне республики.

Показатель Год (реальные показатели) Год (прогнозные значения)

2020 2021 2021/кон-серватив-ный 2021/ба-зовый Выполнение / Не выполнение 2022/кон-серватив-ный 2023/базо-вый

Численность постоянного населения (на конец года), тыс. чел. 3133,3 3153,8 3 151,4 3 154,5 Выполнен 3 178,2 3 203,6

Валовой региональный продукт всего млн руб. 713723 748177 723 459,4 728 455,1 Выполнен 782 144,9 845 107,2

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) по видам деятельности, млн руб. 63299,6 70377,6 84 776,2 86 003,3 Выполнен 94 420,9 104 895,9

Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета +1732,4 +4411,3 -5 899,5 -3 236,3 Перевыполнение -347,7 -3 055,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения 97,2 100,0 102,9 104,1 Не выполнен 104,4 104,9

Экспорт 56,3 68,1 63,9 64,2 Выполнен 67,0 71,2

Импорт 108,1 146,3 109,9 110,5 Перевыполнение 115,8 123,9

Численность рабочей силы 1286,8 1369,3 1 385,1 1 389,3 Не выполнен 1 402,6 1 420,7

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) 106,4 34 50,1 47,6 Перевыполнение 26,2 21,5

Инвестиции в основной капитал 273438,1 257188,3 271 325,2 272 934,9 Не выполнен 300 864,6 332 948,8

Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ 215819,4 222005,9 142 546,8 147 294,2 Перевыполнение 146 918,3 148 963,9

Таблица 3 - Достижение целей прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. (сравнение с показателями 2020 и 2021 гг.) [9]

Опираясь на данные таблицы и в целях обеспечения достижения показателей по труду и инвестициям, представляется необходимым реализация следующих мероприятий. В первую очередь, на наш взгляд, требуется активизация социально-экономической политики в области обеспечения кадрами. На сегодняшний день в России ведется активная работа по привлечению к труду пред-пенсионеров. На территории республики следует разрабатывать программы поощрения работодателей, принимающих на работу предпенсионеров, что позволит как увеличить количество рабочей силы, так и снизить уровень безработицы, повысить ВВП региона, и в целом обеспечить повышение уровня жизни данной категории граждан.

Повышение объема инвестиций в основной капитал, на наш взгляд, напрямую связано с имиджем и маркетингом территории. Вероятно, активизация маркетинговой дея-

тельности, направленной на формирование более благоприятного имиджа Республики Дагестан, позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. В Республике Дагестан осуществляется планирование и прогнозирование развития региона, основанное на федеральных программах и законах в области социально-экономического развития. В целом в республике ведется эффективное планирование и прогнозирование развития региона. Вместе с тем отмечаются недостатки в инвестиционном и кадровом прогнозировании. Для их устранения предлагается вести работу с предприятиями по вопросу трудоустройства предпенсионеров. Следует усилить работу по маркетингу территории, что позволит повысить имидж региона как объекта инвестирования.

Списокисточников

1. Закон Республики от 05.12.2016 № 72 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан» // Дагестанская правда. 2016. № 373-375.

2. Общие положения Стратегии Дагестана до 2030 года. URL: https://strategy24.ru/05/ news/prilozhenie-no1-2 (дата обращения: 01.02.2023).

3. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Республики Дагестан на 2021 год и плановый период до 2023 года. URL: http://minec-rd.e-dag.ru/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan (дата обращения: 01.02.2023).

4. Рейтинг социально-экономического положения регионов. URL: https://ria.ru/20220516/ ekonomika-1788413061.html (дата обращения: 01.02.2023).

5. Статистический ежегодник - Дагестан 2022. URL: https://05.rosstat.gov.ru/elektronver (дата обращения: 01.02.2023).

6. Скрипник М. А., Недвижай С. В. Специфика социально-экономического прогнозирования и планирования на региональном уровне // Статистический анализ социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации. 2020. С. 36-37.

7. Хакимов Р. М., Нурутдинов А. А., Гилязова А. И. Социально-экономические основания реализации национальных целей развития России // Евразийский юридический журнал. 2022. № 4(167). С. 485-486.

8. Соколов И. А. Мониторинг экономической ситуации в России // Тенденции и вызовы со -циально-экономического развития. 2022. № 4(157). С. 93.

9. Уточненный прогноз социально-экономического развития Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. URL: http://minec-rd.e-dag.ru/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan (дата обращения: 01.02.2023).

10. Школьникова Н. Н. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона в целях обеспечения его финансовой безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона. 2018. С. 260-263.

References

1. Law of the Republic of 05.12.2016 No. 72 "On strategic planning in the Republic of Dagestan". Dagestanskaya pravda. 2016. No. 373-375.

2. General provisions of the Dagestan Strategy until 2030. URL: https://strategy24.ru/05/news/ prilozhenie-no1-2 (date of reference: 01.02.2023).

3. Explanatory note to the forecast of socio-economic development of the Republic of Dagestan for 2021 and the planning period until 2023. URL: http://minec-rd.e-dag.ru/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan (accessed: 01.02.2023).

4. Rating of the socio-economic situation of the regions. URL: https://ria.ru/20220516/ ekonomika-1788413061.html (accessed: 01.02.2023).

5. Statistical Yearbook - Dagestan 2022. URL: https://05.rosstat.gov.ru/elektronver (date of reference: 01.02.2023).

6. Skripnik M. A., Nezhdai S. V. Specifics of socio-economic forecasting and planning at the regional level. Statistical analysis of socio-economic development of federal districts of the Russian Federation. 2020. Pp. 36-37.

7. Khakimov R. M., Nurutdinov A. A., Gilyazova A. I. Socio-economic grounds for the implementation of the national development goals of Russia. Eurasian Law Journal. 2022. No. 4(167). Pp. 485-486.

8. Sokolov I. A. Monitoring the economic situation in Russia. Trends and challenges of socioeconomic development. 2022. No. 4(157). P. 93.

9. Updated forecast of socio-economic development of the Republic of Dagestan for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023. URL: http://minec-rd.e-dag.ru/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan (accessed: 01.02.2023).

10. Shkolnikova N. N. Planning and forecasting of socio-economic development of the region in order to ensure its financial security. Regional problems of economic transformation: integration processes and mechanisms of formation and socio-economic policy of the region. 2018. Pp. 260-263.

Сведения об авторах

МАГОМЕДОВ МУТААЛИМ МАГОМЕДОВИЧ - студент 4 курса, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

НАУМОВ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ - студент 4 курса, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, mutaalem3@mail.ru

Information about the authors

MAGOMEDOV MUTAALIM M. - 4th year student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NAUMOV ARTUR V. - 4th year student, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, mutaalem3@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.