УДК 332 МУЛЛАХМЕДОВА СВЕТЛАНА СЕРГОЕВ-
НА
к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет,
e-mail: [email protected]
МУЛЛАХМЕДОВ ХАДЖИМУРАД САЙДАХМЕДОВИЧ
магистрант 2 года обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет,
e-mail:[email protected]
ГАДЖИЕВ НУРМАГОМЕДОМАРОВИЧ
магистрант 2 года обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет, e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2020-12-80-88 О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация. Целью работы является исследование социально-экономического развития Республики Дагестан. Метод или методология проведения работы. Проводился анализ отрицательных сторон и прогноз развития на 2021—2023 годы. Результаты. Выявлены ключевые проблемы, сдерживающие социальное и экономическое развитие региона Республики Дагестан. Область применения результатов. Результаты проведенного анализа могут быть использованы в действующих условиях Республики Дагестан, социально -экономические отношения которой преимущественно выполняют функции институционального развития, где показатели характеризуются положительной динамикой (снижение уровня безработицы, приток капитала, увеличение совокупных расходов и др.). Выводы. Несмотря на положительную динамику темпов роста основных экономических показателей, Республика Дагестан по большинству социально-экономических показателей в расчете на душу населения отстает от среднероссийского уровня, по уровню бюджетной обеспеченности и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры занимает низкие позиции среди субъектов Российской Федерации. Поэтому недопущение снижения уровня экономического развития и принятие мер по решению сложившихся процессов или явлений для блага своей же республики, да и страны в целом является первоочередной задачей региональных властей.
Ключевые слова: стратегия, отрасль, социально-экономическое развитие.
MULLAKHMETOVA SVETLANA SERGOEVNA
Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of management Dagestan state technical University
e-mail: [email protected]
MULLAKHMETOVHADZHIMURAD SAIDAHMEDOVICH
undergraduate 2 years of training, FSBEI he "Dagestan state technical,
e-mail: [email protected]
GADZHIEVNURMAGOMED OMAROVICH
2-year Master's student, Dagestan State Technical University, e-mail: [email protected]
ABOUT THE FORECAST OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The purpose of the work is to study the socio-economic development of the Republic of Dagestan. The method or methodology of the work. The analysis of negative aspects and the forecast of development for 2021-2023 was carried out. Results. The key problems hindering the social and economic development of the region of the Republic of Dagestan are identified. The scope of the results. The results of the analysis can be used in the current conditions of the Republic of Dagestan, whose socio-economic relations mainly perform the functions of institutional development, where the indicators are characterized by positive dynamics (a decrease in the unemployment rate, capital inflows, an increase in total expenditures, etc.). Conclusions. Despite the positive dynamics of the growth rates of the main economic indicators, the Republic of Dagestan lags behind the average Russian level in most socio-economic indicators per capita, and occupies low positions among the subjects of the Russian Federation in terms of budget security and provision of social infrastructure facilities. Therefore, preventing a decline in the level of economic development and taking measures to address the existing processes or phenomena for the benefit of their own republic, and the country as a whole, is a priority task of the regional authorities.
Введение. Эффективное функционирование и развитие экономики региона во многом зависит от его состояния и способности финансировать свою деятельность. Центральное место в системе финансового обеспечения занимает развитие бюджетной сферы региона. От бюджетных возможностей региона зависит полное и эффективное использование природно-экономических и социально-исторических условий, что является важным фактором роста ВВП страны.
Кроме того, высокий уровень бюджетных возможностей является условием для улучшения уровня и качества жизни в каждом регионе, создания нормальных условий для населения, в том числе и слаборазвитой региональной экономической сферы.
Если рассматривать экономику российских регионов, то во всех регионах есть необходимые ресурсы и огромный потенциал для дальнейшего роста, созданы условия для экономического роста. Но в перспективе необходимо совершенствовать организацию больших территорий и систему размещения производительных сил. Для этого необходимо концентрировать все ресурсы в центрах экономического роста. Благодаря различным программам регионального экономического развития, необходимо стимулировать население концентрироваться в экономически активных центрах экономического развития.
Вся система межбюджетных отношений сегодня в этих условиях не может создать стимулов на региональном и местном уровнях для расширения своих (региональных) налоговых источников, что в конечном счете приводит к экономическому иждивению и безответственности регионов. Сегодня распределение налоговых и бюджетных полномочий и распределение доходов между субъектами Российской Федерации не содействуют укреплению экономического неравенства территорий, а, наоборот, способствуют региональной диспропорции [15, 120 с.].
Республику Дагестан в настоящее время можно отнести к пограничным регионам аграрно-индустриального типа, с одной стороны, обладающим многопрофильным природно-ресурсным потенциалом и выгодным геополитическим положением, с другой - являющимся экономически депрессивным регионом. Свидетельствами этого являются низкий уровень дотаций из бюджета, высокий уровень сельского населения, уровень безработицы и низкие доходы населения. Все это тормозит социально-экономическое развитие республики, снижает ее инвестиционную привлекательность, усиливает зависимость от федерального центра, препятствует устойчивому развитию [20].
Социально-экономическое развитие - это процесс, направленный на выявление как социальных, так и экономических потребностей внутри сообщества, и стремление к созданию стратегий, которые будут удовлетворять эти потребности практическими способами и в интересах сообщества в долгосрочной перспективе. Общая идея состоит в том, чтобы найти способы улучшить уровень жизни в этом районе, а также убедиться, что местная экономика здорова и способна поддерживать население, проживающее в регионе.
Есть ряд факторов, которые необходимо учитывать при любых усилиях по социально-экономическому развитию. Понимание нынешних обстоятельств, сложившихся в регионе, -первый шаг к региональному развитию. Путем оценки потенциала человеческого капитала в этом районе с учетом текущего уровня безработицы и наличия в настоящее время законов и постановлений, которые могут препятствовать внедрению новой отрасли в этом районе, можно приступить к разработке плана, который в конечном итоге означает больше рабочих мест, стабильную занятость для большего числа домохозяйств и больший поток денег через местную экономику.
Методы исследования. В настоящее время, исходя из сценария стратегии социально-экономической политики РТ до 2025 года, местные депутаты настроены оптимистично, так как в будущем Дагестан может занять достойное место в первой двадцатке субъектов Федерации в 2020-2025 годах. Решение этой задачи лежит в основе экономической эволюции в Дагестане, а также социально-инновационного развития, пространственного развития, «институционального развития» [3, 73 с.].
В настоящее время почти все регионы и муниципалитеты страны имеют соответствующие бюджеты. В то время как федеральный бюджет регулярно направляет «лишние деньги» на формирование валютных резервов или на помощь зарубежным странам. По некоторым данным, Россия вошла в топ-3 по гуманитарной помощи во всем мире.
Именно эта диспропорция в распределении доходов по бюджетам разных уровней, прежде всего между федеральным и региональным бюджетами, приводит к росту региональных долгов. А это - экономический уровень субъектов Федерации, инвестиционная привлекательность, человеческий капитал и так далее.
Из-за такой политики почти все регионы стали «депрессивными», так как все они должны платить подавляющую долю налогов в федеральный бюджет.
В республике производится 0,1 % промышленной продукции и 2,2 % продукции сельского хозяйства России. На республику приходится 1,3 % общероссийского ввода жилья, 1,2 % объема инвестиций в основной капитал, 1,8 % оборота розничной торговли, 1,3 % объема платных услуг населению. В Дагестане проживает 2,1 % населения страны, при этом удельный вес валового регионального продукта (ВРП) в объеме валовой добавленной стоимости страны за 2018 год составил 0,7 %. По основным показателям социально-экономического развития на душу населения республика отстает от средних значений в целом по РФ (по ВРП - в 2,9 раза, промышленности - в 21,7 раза, инвестициям в основной капитал - в 1,8 раза, среднемесячной заработной плате работников - в 1,8 раза: данные за 2019 год, кроме ВРП).
Отраслевая структура экономики республики с низкой долей промышленного производства в структуре ВРП (7,7 % при среднем значении в целом по РФ - 36,5 %, СКФО - 13,6 %) не приводит к необходимому увеличению налогооблагаемой базы. В 2018 году республикой произведено ВРП на сумму 625,1 млрд руб. (32,2 % общего объема ВРП СКФО и 0,7 % от общего объема ВРП РФ). Объем ВРП за 2019 год, по оценке, составляет 674,3 млрд руб. (102,9 % к 2018 году).
В республике проводится работа, нацеленная на устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности Дагестана. Так, по итогам оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов РФ, республика в 2019 году заняла 9-е место среди регионов, получивших гранты в форме дотаций бюджетам субъектов РФ за достижение значений показателей оценки, сумма гранта составила 1267,95 млн руб.
По оценке на 2020 год, темпы роста к 2019 году ожидаются: ВВП - 96,2 %, промышленное производство - 104,1 %, сельскохозяйственное производство - 100,9 %, инвестиций в основной капитал - 100,8 %, строительства - 93,8 %, оборота розничной торговли - 92,6 %, объема платных услуг населению - 93,1 %, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы -107,1 процента.
В 2020 году индекс промышленного производства республики оценивается на уровне 104,1 % к уровню 2019 года.
Индекс производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» прогнозируется на уровне 83,3 %. В настоящее время в Республике Дагестан добычу углеводородов осуществляют дочерние общества ПАО «НК-Роснефть»: ПАО «НК "Роснефть-Дагнефть"» и ОАО
«Дагнефтегаз».
Высокие темпы производства (111 %) в 2020 году запланированы за счет роста следующих видов экономической деятельности: «производство напитков» (до 38 %), «текстильное производство» (до 12 %), «производство одежды» (до 12 %), «производство кокса и нефтепродуктов» (до 50 %), «производство химикатов и химических продуктов» (в 2 раза), «производство резиновых и пластмассовых изделий» (10 %).
В результате работы, проделанной в 2019 году с федеральными властями, гособоронзаказ на 2020 год составил 7,1 млрд рублей, в том числе по КЭМЗ - 3,6 млрд рублей, по Дагдизелю - 2,6 млрд рублей.
В ОАО «Концерн КЭМЗ» запущен проект по производству средних автомобильных соединительных мостов (САРМ) средней длиной 32 метра, первый САРМ был изготовлен за 6 млн рублей. В республиканском бюджете РД на 2020 год на изготовление указанных мостов предусмотрено 94 млн рублей.
Реализуется заказ на 1 млрд рублей ПАО «Объединенной авиастроительной корпорации» по изготовлению комплектующих для гражданской и военной авиации.
ОАО «Концерн "КЭМЗ"» совместно с Московским авиационным институтом продолжает работу по созданию многоцелевого четырехместного двухмоторного самолета «МАИ-411». Начато изготовление деталей и агрегатов на три опытных образца самолета для прохождения процедуры сертификации.
В период пандемии завод «Дагдизель» освоил и изготовил для нужд медицинских учреждений 1300 кислородных вентилей к медицинскому оборудованию (аппаратов ИВЛ) (объем заказа на 4,5 млн рублей).
На базе «Буйнакского агрегатного завода» организовано производство коек для медицинских учреждений республики (объем заказа - 7,5 тыс. коек, уже произведено 1 тыс. коек).
Кроме того, на части незадействованных площадей крупного оборонного предприятия АО «Завод Дагдизель» создан индустриальный парк «Промпарк "Дагдизель"» площадью 11,17 га. В данный момент ведется работа по подготовке территории индустриального парка, где планируется реализация 10 инвестиционных проектов.
По структурообразующим экономическим видам деятельности обрабатывающих отраслей прогнозные показатели темпов роста производства предполагается достичь:
- «производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования», за счет наращивания объемов гособоронзаказа в рамках реализации государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2018-2027 годы»;
- «производство компьютеров, электронных и оптических изделий» - планируется реализация приоритетных инвестиционных проектов по расширению производства аппаратуры для радио, телевидения и связи (ОАО «Электросигнал», АО «Азимут», АО ДНИИ «Волна»);
- «производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки», - основные предприятия: ОАО «Завод "Дагдизель"» (оборонная продукция по основной номенклатуре, силовые дизельные установки мощностью, дизель-генераторы, компрессоры, насосы, газовые двигатели-генераторы, дизельные сварочные агрегаты, насосы радиально-поршневые, гидрораспределители), ОАО «КЗТМ» (газораспределительное оборудование для газовых сетей бытового и промышленного назначения), АО «Завод им. Гаджиева» (рулевые машины для морских судов, погружные винтовые насосы, оборонная продукция для судостроения), КЭАЗ (лифтовое оборудование);
- производство кожи и изделий из кожи за счет создания новых мощностей (ООО «ДОФ», ООО «БОФ»).
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха оценивается на уровне 95,8 %.
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений оценивается на уровне 88,6 %.
Объем производства продукции сельского хозяйства за 2020 год оценивается в 138,7 млрд руб., темп роста - 100,9 % (в том числе животноводство - 101,4 %, растениеводство - 100,4 %).
Доля продукции хозяйств населения в общем объеме продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне 78,0 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 9,2 %, в сельхозпредприя-
тиях - 12,8 %.
Рост показателей по производству мяса скота и птицы, молока и яиц связан с удовлетворительными условиями содержания скота, увеличением поголовья, полноценным кормлением, государственной поддержкой животноводства.
В 2020 году прогнозируется увеличение производства основных видов продукции:
- растениеводства: зерновые культуры - 392,0 тыс. тонн (101,8 % к уровню 2019 года), картофеля - 355,0 тыс. тонн (100,4 %), овощей - 1444,0 тыс. тонн (100,8 %).
- животноводства: мяса (в живом весе) - 263,5 тыс. тонн (101,4 % к уровню 2019 года), молока - 930,5 тыс. тонн (101,9 %), яиц - 247,9 млн штук (100,7 %).
На потребительском рынке республики наблюдается замедление темпов показателей потребительского рынка, связанное с принятием ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Оборот розничной торговли оценочно составит 563,7 млрд руб., или 92,6 % к 2019 году; объем платных услуг населению - 130,0 млрд руб. (93,1 %).
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2020 году оценочно составит 240,8 млрд руб., или 100,8 % к 2019 году. В расчете на душу населения объем инвестиций в республике прогнозируется в размере 77,3 тыс. руб. (106,6 % к 2019 году).
Объем инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) за 2020 год оценочно составит 34,0 млрд руб. (15,0 % от общего объема инвестиций в основной капитал), из которых доля собственных средств организаций оценивается на уровне 16,4 %, привлеченных средств - 83,6 % (на долю бюджетных средств приходится 78,8 %).
С учетом оценочного спада инвестиций в основной капитал в 2020 году ожидается объем работ по виду деятельности «Строительство» - 170,1 млрд руб. (93,8 % к 2019 году). В 2020 году за счет всех источников финансирования в республике прогнозируется ввод в эксплуатацию 905 тыс. кв. метров общей площади жилья (88,8 % к 2019 году). Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, в 2020 году составит 19,7 кв. метра.
В 2020 году на реализацию Республиканской инвестиционной программы планируется направить средства в объеме 17295,3 млн руб., в том числе 5369,1 млн руб. - из федерального бюджета, 11926,2 млн руб. - из республиканского бюджета РД.
В 2019 году объемы финансирования мероприятий Республики Дагестан утверждены в рамках 22 государственных программ Российской Федерации.
Показатели консолидированного бюджета РД на 2020 год (оценка), а также прогнозируемые значения на 2021-2023 годы определены с учетом:
- сложившейся в стране ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), и мер, направленных на борьбу с ее распространением;
- повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597;
- соблюдения принципа формирования бюджетов на основе государственных программ с учетом обоснования бюджетных ассигнований на этапе их формирования.
Развитие Республики Дагестан зависит как от экономической политики и тенденции эконо-
Показатели 2021 год 2023 год
1-й вариант 2-й вариант 1-й вариант -й вариант
ВРП 101,6 102,4 102,1 105,1
Промышленное производство 105,0 106,9 122,1 130,9
Сельскохозяйственная продукция 101,0 101,8 104,3 107,2
Инвестиции в основной капитал 101,0 103,1 104,9 112,8
Выполнение работ по виду деятельности «Строительство» 101,1 102,4 101,8 102,5
Оборота розничной торговли 100,5 101,2 95,7 98,4
Оказание платных услуг населению 101,5 103,4 102,2 106,6
Среднемесячная заработная плата 105,4 107,1 127,1 135,9
Реальные располагаемые денежные доходы населения 100,2 100,6 97,6 100,7
По отчетным данным за 2018 год, производство ВРП в республике составило 625,1 млрд руб. и объем в постоянных ценах увеличился на 0,4 % к предыдущему году. За 2019 год объем ВРП составит по оценке 674,3 млрд руб. и увеличится на 2,9 % к 2018 году. В расчете на душу населения (в текущих ценах) объем ВРП увеличится с 203,3 тыс. руб. в 2018 году до 217,6 тыс. руб. по оценке за 2019 год (на 7,0 %) [20].
Предполагается, что среднегодовой рост ВВП в стране в 2021-2023 годах составит 3,0 % (в прогнозе РФ на 2021-2023 годы средний прирост ВВП составит 3,1 %).
Наибольший вклад в формирование ВРП республики и обеспечение его развития в 2020 году, как и в предыдущие годы, внесут следующие виды экономической деятельности: «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (21,2 % от общего количества), «Строительство» (18,3 %), «Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (18,0 %), «Производство промышленное» (7,9 %), «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» (7,1 %), «Образование» (6,1 %), «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (5,7 %), «Транспортировка и хранение» (5,0 %); «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» (4,2 %). В структуре ВРП доля добавленной стоимости перечисленных видов экономической деятельности оценивается на уровне 93,5 процента.
В среднесрочной перспективе наращивание экономического роста и увеличение реальных располагаемых доходов домашних хозяйств станут определяющими внутренними факторами для активизации инвестирования и восстановления потребительского спроса.
В структуре экономики предполагается сдвиг в сторону производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства и строительство). Рост удельного веса обрабатывающих производств прогнозируется с 5,3 % в 2018 году (последний отчетный год) до 6,4 % в прогнозе на 2023 год.
В структуре ВРП доля промышленности в прогнозе на 2023 год составит 8,7 %.
Доля строительства увеличится с 16,4 % по отчетным данным за 2018 год до 19,4 % по прогнозным данным на 2023 год.
Доля «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» в прогнозные годы в структуре ВРП увеличится с 6,6 % за 2018 год до 6,9 % в 2023 году.
К 2023 году прогнозируется увеличение доли вида деятельности «Образование» (с 5,8 % до 6,3 %) и «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (с 5,6 % до 5,8 %).
При опережающем росте темпов отдельных видов экономической деятельности снижается доля других.
По предварительной оценке, в 2020 году доходы консолидированного бюджета РД составят 173,7 млрд рублей, или 128,8 % к уровню 2019 года. Прирост поступлений сложился за счет увеличения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 33 млрд рублей, направляемых в том числе на меры поддержки в связи с распространением новой коронави-русной инфекции (СОУГО-19). Общая сумма безвозмездных поступлений оценивается в сумме 128,6 млрд рублей с ростом на 41,2 % к уровню 2019 года [14].
Поступление налоговых и неналоговых доходов в 2020 году оценивается в объеме 45,0 млрд руб., что составляет 103,1 % к уровню 2019 года. На снижение налоговых поступлений повлияли общий спад экономической активности населения связан с ограничительными мерами в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также принятыми на федеральном и республиканском уровнях решения, направленные на предоставление налоговых преференций для субъектов предпринимательства. В частности, в Республике Дагестан приняты решения по снижению налоговых ставок по УСН, ЕНВД и ЕСХН в два раза.
Расходы консолидированного бюджета РД в 2020 году оцениваются в объеме 189,0 млрд рублей, или 145,9 % к уровню 2019 года. Существенный рост наблюдается по здравоохранению - в 2 раза.
Структура расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан на 2020 год является социально ориентированной. Таким образом, согласно плану реализации 2020 года, на социальную и культурную сферы единого бюджета Республики Дагестан приходится 69,8 % расходов: образование - 36,1 %, здравоохранение - 10,3 %, социальная политика - 22,4 %.
Государственный долг Республики Дагестан в 2020 году составит 8811 млн руб. и полностью состоит из бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета. Муниципальный долг составит 2610 млн руб. и состоит из бюджетных кредитов 2518 млн руб. и муниципальных гарантий 92,0 млн рублей. На 2021-2023 годы прогнозируется дальнейшее снижение размера государственного долга РД.
По итогам за 2020 год прогнозируется дефицит консолидированного бюджета Республики Дагестан в сумме 15,4 млрд рублей. Источником финансирования дефицита являются остатки переходящих средств на счетах республиканского бюджета Республики Дагестан в течение финансового года.
По оценке за 2020 год, индекс реальных располагаемых денежных доходов населения составит 95,9 %. Среднемесячная заработная плата возрастет на 7,1 % и составит 28745,4 рублей. Индекс реальной заработной платы составит 103,2 %.
Развитие рынка труда в значительной степени определяется ситуацией в экономике. По оценке в 2020 году ожидается увеличение уровня безработицы ввиду ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Одновременно государством проводится политика поддержания совокупного дохода населения и сохранения занятости в целях предотвращения значительного падения занятости населения. Уровень общей безработицы в соответствии с методологией МОТ к концу года составит 14,9 % экономически активного населения республики. Уровень зарегистрированной безработицы - 5,4 % (на конец года).
Рост основных социально-экономических показателей Республики Дагестан в 2023 году по отношению к 2019 году прогнозируется: ВРП - на 5,1 %; промышленного производства - на 30,9 %; продукции сельского хозяйства - на 7,2 %; инвестиций в основной капитал - 12,8 %; объема платных услуг населению - на 6,6 %; среднемесячной заработной платы - на 35,9 %; реальной заработной платы - на 15,1 %, реальных располагаемых доходов населения - на
0.7.%. По обороту розничной торговли прогнозируется спад на 1,6 %.
Результаты. В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов темпы основных социально-экономических показателей в 2023 году по отношению к 2019 году прогнозируется рост: ВВП - на 4,2 %; промышленного производства - на 4,4 %; продукции сельского хозяйства - на 7,7 %; инвестиций в основной капитал - на 5,5 %; оборота розничной торговли - 104,5 %; объема платных услуг населению — 101,7 %; среднемесячной заработной платы - на 20,8 %, реальной заработной платы - на 4,5 %, реальных располагаемых денежных доходов - на 4,0 %.
В то же время, несмотря на положительную динамику темпов роста основных экономических показателей, Республика Дагестан по большинству социально-экономических показателей в расчете на душу населения отстает от среднероссийского уровня, по уровню бюджетной обеспеченности и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры занимает низкие позиции среди субъектов Российской Федерации.
Выводы. Известно, что снижение темпов экономического роста ведет к снижению доходов и потребления всего населения, и если в то же время резко возрастет социальное неравенство, то большая часть населения понесет больше экономических потерь [12, с. 592]. Поэтому остается только одно - не допускать подобных случаев и принимать меры по устранению существующих процессов или явлений в интересах республики и страны в целом.
Наряду с поиском способов стабилизации экономики и создания большего количества рабочих мест социально-экономическое развитие также учитывает наличие основных услуг в этом районе. Сюда входит наличие школ и колледжей для обучения детей и подготовки молодых людей к карьере. Также важно привлечь в этот район такие службы, как практикующие врачи и медицинские учреждения. Создание и поддержание жизнеспособного правоохрани-
Литература
1. Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: методологические основы формирования и системные проблемы организации // РППЭ. - 2017. - № 1 (75). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-regiona-metodologicheskie-osnovy-formirovaniya-i-sistemnye-problemy (дата обращения: 14.11.2020), свободный. - Загл. с экрана.
2. Ашуров Т. Ш. Методологические аспекты механизма укрепления доходной базы бюджета региона (на примере Республики Дагестан) // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 5. - С.
773-782.
3. Гаджиев Т. М. Сценарии развития Республики Дагестан до 2025 года // УЭПС. - 2017. - № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-razvitiya-respubliki-dagestan-do-2025-goda (дата обращения: 29.11.2020), свободный. - Загл. с экрана.
4. Газимагомедов Р. К. Особенности развития современных кластеров в регионах на примере Республики Дагестан //Горизонты экономики. - 2017. - С. 72-76.
5. Дедегкаев В. X Бюджетный потенциал регионального бюджета // Интеграция науки и практики в современных условиях. - 2017. - С. 118-121.
6. Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» (с изменениями на: 12.11.2020).
7. Инструкция Минэкономразвития России для разработки прогноза социально-экономического развития субъектов РФ на период до 2023 года (письмо от 3 июля 2020 года № Д14и-21057).
8. Магомедова Т. В., Муллахмедова С. С., Керимова Э. Н. Региональная инвестиционная стратегия как инструмент формирования эффективной инвестиционной политики // Современный менеджмент: теория, методология и практика. Материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной памяти д. э. н., профессора Абдуллаевой Т. К. Сборник научных трудов /Под ред. к. э. н., доцента Муллахмедовой С. С. - Махачкала: ФГБОУ ВО «ДГТУ», 2019. - С. 233-238.
9. Махмудова М. З. Современное социально-экономическое развитие республики Дагестан // УЭПС. -2019. - № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-respubliki-dagestan (дата обращения: 14.11.2020), свободный. - Загл. с экрана.
10. Петросянц В. З., Тагиев М. X Государственное регулирование экономического развития депрессивного региона. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2016. - 179 с.
11. Печаткин В. В. Концепция конкурентоустойчивости регионов как основа для обоснования и реализации стратегических приоритетов их развития // Фундаментальные исследования. - 2017. - С 137142.
12. Понятие социально-экономического развития региона. Основные показатели социально-экономического развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.buildeconomic.ru/hankips-558-2. html, свободный. - Загл. с экрана.
13. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 15 января 2020 года.
14. Прогноз социально-экономического развития РД на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 гг.
15. Рамазанов Д. О., Асриянц К. Г. Социально-экономическое развитие Республики Дагестан //РППЭ. -2018. - № 4 (90). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-respubliki-dagestan (дата обращения: 29.11.2020), свободный. - Загл. с экрана.
16. Рачок Е. А. Возможности кластерной политики в активизации инновационных процессов регионов //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 4. - С. 346-349.
17. Сказочкин А. В. Текущее состояние инновационного развития некоторых регионов России // Экономические исследования и разработки. - 2016. - С. 19.
18. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dagstat.gks.ru, свободный. - Загл. с экрана.
19. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204.
20. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru, свободный. - Загл. с экрана.
References:
1. Ahmeduev A. SH. Strategicheskoe upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: metodologiches-kie osnovy formirovaniya i sistemnye problemy organizacii //RPPE. - 2017. - № 1 (75). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-regiona-metodologicheskie-osnovy-formirovaniya-i-sistemnye-problemy (data obrashcheniya: 14.11.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
2. Ashurov T. SH. Metodologicheskie aspekty mekhanizma ukrepleniya dohodnoj bazy byudzheta regiona (na primere Respubliki Dagestan) //Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2017. - Tom 18. - № 5. - S. 773-782.
3. Gadzhiev T. M. Scenarii razvitiya Respubliki Dagestan do 2025 goda // UEPS. - 2017. - № 2. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-razvitiya-respubliki-dagestan-do-2025-goda (data obrashcheniya: 29.11.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
4. Gazimagomedov R. K. Osobennosti razvitiya sovremennyh klasterov v regionah na primere Respubliki Dagestan // Gorizonty ekonomiki. - 2017. - S. 72-76.
5. Dedegkaev V. X. Byudzhetnyj potencial regional'nogo byudzheta //Integraciya nauki i praktiki v sovremennyh usloviyah. - 2017. - S. 118-121.
6. Zakon Respubliki Dagestan ot 15 iyulya 2011 goda № 38 «Ob utverzhdenii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2025 goda» (s izmeneniyami na: 12.11.2020).
7. Instrukciya Minekonomrazvitiya Rossii dlya razrabotki prognoza social'no-ekonomicheskogo razvitiya subëktov RF na period do 2023 goda (pis'mo ot 3 iyulya 2020 goda № D14i-21057).
8. Magomedova T. V., Mullahmedova S. S., Kerimova E. N. Regional'naya investicionnaya strategiya kak instrument formirovaniya effektivnoj investicionnoj politiki // Sovremennyj menedzhment: teoriya, metodologiya i praktika. Materialy Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati d. e. n., professora Abdullaevoj T. K. Sbornik nauchnyh trudov /Pod red. k. e. n., docenta Mullahmedovoj S. S. - Mahachka-la: FGBOU VO «DGTU», 2019. - S. 233-238.
9. Mahmudova M. Z. Sovremennoe social'no-ekonomicheskoe razvitie respubliki Dagestan // UEPS. - 2019. -№ 2. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-respubliki-dagestan (data obrashcheniya: 14.11.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. Petrosyanc V. Z., Tagiev M. H. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomicheskogo razvitiya depressivnogo regiona. - Mahachkala: ISEIDNC RAN, 2016. - 179 s.
11. Pechatkin V. V. Koncepciya konkurentoustojchivosti regionov kak osnova dlya obosnovaniya i realizacii strategicheskihprioritetov ih razvitiya //Fundamental'nye issledovaniya. - 2017. - S137-142.
12. Ponyatie social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona. Osnovnye pokazateli social'no-ekonomicheskogo razvitiya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.buildeconomic.ru/hankips-558-2.html, svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.
13. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina Federal'nomu Sobraniyu ot 15yanvarya 2020 goda.
14. Prognoz social'no-ekonomicheskogo razvitiya RD na 2021 god i planovyj period 2022 i 2023 gg.
15. Ramazanov D. O., Asriyanc K. G. Social'no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Dagestan // RPPE. -2018. - № 4 (90). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-respubliki-dagestan (data obrashcheniya: 29.11.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
16. Rachok E. A. Vozmozhnosti klasternoj politiki v aktivizacii innovacionnyh processov regionov //Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2017. - T. 4. - S. 346-349.
17. Skazochkin A. V. Tekushchee sostoyanie innovacionnogo razvitiya nekotoryh regionov Rossii // Ekonomich-eskie issledovaniya i razrabotki. - 2016. - S. 19.
18. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Dagestan. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://dagstat.gks.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
19. Ukaz Prezidenta Rf ot 7 maya 2018 goda № 204.
20. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.