Научная статья на тему 'РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОРНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / МЕСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / КООПЕРАЦИЯ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕРАБОТКА / ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудуев Шахмардан Ситтикович, Шарипов Шарип Исмаилович

Цели. Исследовать сельские территории Республики Дагестан и ход реализации государственных программ в обеспечении развития социальной и производственной инфраструктуры и развития предпринимательской деятельности в горной зоне Дагестана. Анализ и изучение опыта вовлечения горного населения в решение проблем развития производства и получение государственной поддержки. Исследовать реальное состояние и развитие горных сельских территорий, выявить проблемы оказания государственной поддержки в рамках реализации государственных программ, выработать способы повышения эффективности стимулирования и мотивации участия местного населения в проведении работ по развитию горных поселений. Методы. Использованы методы наблюдения, статистического и логического анализа материалов полевых исследований во время экспедиций. Результаты. Проведены экспедиционные исследования по горным районам и населенным пунктам с устными опросами горных жителей, анализировано взаимодействие органов местного самоуправления и населения по стимулированию развития предпринимательских структур и личных хозяйств населения в горах. Анализированы ход и итоги реализации государственной программы социально-экономического развития горных территорий Республики Дагестан, комплексного развития сельских территорий и республиканской инвестиционной программы по строительству инфраструктуры. В ходе выполнения научно-исследовательской работы изучено нормативно-правовое влияние на ход реализации госпрограммы. Доказано наличие низкого уровня взаимного доверия населения и местного самоуправления, отсутствие или низкое участие населения в реализации государственных программ, установили проблемы и необходимость внесения отдельных поправок в нормативные документы, изменения подходов к их взаимодействию и повышению привлекательности горных территорий. Выводы. По результатам экспедиционной работы, проведенных научных мероприятий и рабочих совещаний, удалось выявить острую необходимость повышения активности и участия муниципальных образований и поселений в реализации государственных программ и повышении инициативности местных сообществ. Кроме того, необходимо сформировать эффективную систему по повышению взаимного доверия и взаимодействия властных структур и сельских жителей в выполнении мероприятий государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мудуев Шахмардан Ситтикович, Шарипов Шарип Исмаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF DAGESTAN: STATE MEASURES FOR THE DEVELOPMENT OF MOUNTAINOUS RURAL TERRITORIES

Aims. To study the rural areas in the Republic of Dagestan and the implementation of state programs to ensure the development for social and industrial infrastructure and the development of entrepreneurial activity in Dagestan mountainous zone. Analysis and study of the experience of mountain population involving in solving production development problems and obtaining state support. To study the real state and mountainous rural areas development, to identify problems in the provision of state support by state programs, to develop ways to increase the effectiveness of stimulating and motivating the participation of the local population in the mountain settlements development. Methods. The observation methods, statistical and logical analysis of field research materials during the expeditions were used in the article. Results. It was carried out the expeditionary research in mountainous regions and settlements with oral surveys of mountain residents. It was analyzed the interaction of local governments and the population to stimulate the development of entrepreneurial structures and private households in the mountains. The course and results of the state program for the socio-economic development of the mountainous territories in the Republic of Dagestan, the integrated development of rural areas and the republican investment program for the infrastructure construction were analyzed. The regulatory and legal impact on the state program implementation was studied ion the course of the research. The low level of mutual trust between the population and local self-government, the absence or low population’s participation in the implementation of state programs, the problems and the need for certain amendments to regulatory documents, changes in approaches to their interaction and increasing in the attractiveness of mountain territories were proved. Conclusions. Based on the results of expedition work, scientific events and workshops, it was possible to identify an urgent need to increase the activity and participation of municipalities and settlements in the state programs implementation and increase the initiative of local communities. In addition, it is necessary to form an effective system to increase mutual trust and interaction between power structures and rural residents in the implementation of state program activities.

Текст научной работы на тему «РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Караев Юрий Исаевич, директор, Международный инновационный научно-технологический центр "Устойчивое развитие горных территорий", Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), Владикавказ, Россия; e-mail:

karaev.iura@yandex.ru

Кусова Жанна Георгиевна, старший преподаватель кафедры прикладной геологии, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), Владикавказ, Россия; email: quartz7@mail.ru

Принята в печать 05.11.2021 г.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Yuriy I. Karaev, Director of International Innovative Scientific-Technological Center "Sustainable Development of Mountain Territories", North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University), Vladikavkaz, Russia; e-mail: karaev.iura@yandex.ru

Zhanna G. Kusova, Senior Lecturer, Department of Applied Geology, North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University), Vladikavkaz, Russia; e-mail: quartz7@mail.ru

Received 05.11.2021.

Науки о Земле / Earth Science Оригинальная статья / Original Article УДК 336:347.249

DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-4-66-75

Республика Дагестан: государственные меры развития горных сельских территорий

© 202i Мудуев Ш. С., Шарипов Ш. И.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Махачкала, Россия; e-mail: mud51@mail.ru; sharips@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цели. Исследовать сельские территории Республики Дагестан и ход реализации государственных программ в обеспечении развития социальной и производственной инфраструктуры и развития предпринимательской деятельности в горной зоне Дагестана. Анализ и изучение опыта вовлечения горного населения в решение проблем развития производства и получение государственной поддержки. Исследовать реальное состояние и развитие горных сельских территорий, выявить проблемы оказания государственной поддержки в рамках реализации государственных программ, выработать способы повышения эффективности стимулирования и мотивации участия местного населения в проведении работ по развитию горных поселений. Методы. Использованы методы наблюдения, статистического и логического анализа материалов полевых исследований во время экспедиций. Результаты. Проведены экспедиционные исследования по горным районам и населенным пунктам с устными опросами горных жителей, анализировано взаимодействие органов местного самоуправления и населения по стимулированию развития предпринимательских структур и личных хозяйств населения в горах. Анализированы ход и итоги реализации государственной программы социально-экономического развития горных территорий Республики Дагестан, комплексного развития сельских территорий и республиканской инвестиционной программы по строительству инфраструктуры. В ходе выполнения научно-исследовательской работы изучено нормативно-правовое влияние на ход реализации госпрограммы. Доказано наличие низкого уровня взаимного доверия населения и местного самоуправления, отсутствие или низкое участие населения в реализации государственных программ, установили проблемы и необходимость внесения отдельных поправок в нормативные документы, изменения подходов к их взаимодействию и повышению привлекательности горных территорий. Выводы. По результатам экспедиционной работы, проведенных научных мероприятий и рабочих совещаний, удалось выявить острую необходимость повышения активности и участия муниципальных образований и поселений в реализации государственных программ и

повышении инициативности местных сообществ. Кроме того, необходимо сформировать эффективную систему по повышению взаимного доверия и взаимодействия властных структур и сельских жителей в выполнении мероприятий государственных программ.

Ключевые слова: государственные программы, горные сельские территории, поддержка, субсидирование, местные инициативы, кооперация, малые предприятия, сельскохозяйственное производство, переработка, Дагестан.

Формат цитирования: Мудуев Ш. С., Шарипов Ш. И. Республика Дагестан: государственные меры развития горных сельских территорий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2021. Т. 15. № 4. С. 66-75. DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-466-75_

Republic of Dagestan: State Measures for the Development of Mountainous Rural Territories

© 2021 Shakhmardan S. Muduev, Sharip I. Sharipov

Dagestan State University of National Economy Makhachkala, Russia; e-mail: mud51@mail.ru; sharips@mail.ru

ABSTRACT. Aims. To study the rural areas in the Republic of Dagestan and the implementation of state programs to ensure the development for social and industrial infrastructure and the development of entrepreneurial activity in Dagestan mountainous zone. Analysis and study of the experience of mountain population involving in solving production development problems and obtaining state support. To study the real state and mountainous rural areas development, to identify problems in the provision of state support by state programs, to develop ways to increase the effectiveness of stimulating and motivating the participation of the local population in the mountain settlements development. Methods. The observation methods, statistical and logical analysis of field research materials during the expeditions were used in the article. Results. It was carried out the expeditionary research in mountainous regions and settlements with oral surveys of mountain residents. It was analyzed the interaction of local governments and the population to stimulate the development of entrepreneurial structures and private households in the mountains. The course and results of the state program for the socio-economic development of the mountainous territories in the Republic of Dagestan, the integrated development of rural areas and the republican investment program for the infrastructure construction were analyzed. The regulatory and legal impact on the state program implementation was studied ion the course of the research. The low level of mutual trust between the population and local self-government, the absence or low population's participation in the implementation of state programs, the problems and the need for certain amendments to regulatory documents, changes in approaches to their interaction and increasing in the attractiveness of mountain territories were proved. Conclusions. Based on the results of expedition work, scientific events and workshops, it was possible to identify an urgent need to increase the activity and participation of municipalities and settlements in the state programs implementation and increase the initiative of local communities. In addition, it is necessary to form an effective system to increase mutual trust and interaction between power structures and rural residents in the implementation of state program activities.

Keywords: government programs, mountainous rural areas, support, subsidies, local initiatives, cooperation, small businesses, agricultural production, processing, Dagestan.

For citation: Muduev Sh. S., Sharipov Sh. I. Republic of Dagestan: State Measures for the Development of Mountainous Rural Areas. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2021. Vol. 15. No. 4. Pp. 66-75. DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-4-66-75 (In Russian)

Естественные и точные науки ••• 67

Natural and Exact Sciences •••

Введение

Горная тема давно является объектом пристального внимания мирового сообщества. В 1991 г. европейскими странами была принята Альпийская конвенция, вступившая в силу в 1995 г. Конференцией ООН по

окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 г., принята Повестка дня на XXI век [14], в которой особо выделены проблемы устойчивого развития горных регионов в контексте рационального использования уязвимых

экосистем (гл. 13). Однако и другие главы названного документа («Борьба с нищетой» (гл. 3), «Динамика населения» (гл. 5), «Комплексный подход к рациональному использованию земель и иных природных ресурсов» (гл. 10, 11, 12)) имеют непосредственное отношение к обеспечению устойчивого развития горных территорий, поскольку для этого важно решать комплекс проблем экологического, экономического и демографического характера. Именно поэтому главой 13 Повестки на XXI век подчеркивается, что горы являются важным источником водного, энергетического и биологического разнообразия, ценнейших ресурсов, открывают широкие возможности в плане отдыха. С экологической точки зрения горы имеют большое значение для глобальной экосистемы. Вместе с тем горные экосистемы восприимчивы к ухудшению окружающей среды. В социальном плане для проживающего в горных районах населения характерна повсеместная бедность и утрата традиционных навыков. Поэтому, в целях надлежащего управления горными ресурсами и социально-экономического развития горных регионов, требуется принятие немедленных мер. По инициативе ООН 2002 г. был провозглашен международным годом гор. К устойчивому развитию горных регионов имеют прямое отношение и Рекомендации Конференции ООН по развитию 2012 г. (Рио +20) [2].

Горы и возвышенности занимают более 50 % территории России, а прежде - Советского Союза, располагавшегося на обширных пространствах Северной Евразии и Средней (Центральной) Азии. Они характеризуются огромным природным, культурным, этническим и историческим разнообразием - от плотно заселенных горных долин Кавказа, южного Урала и Алтая до Хибин, безлюдного полярного Урала и горных массивов на северо-востоке страны (Чукотка, Центрально-Сибирское нагорье, Таймыр). Несмотря на это, в СССР, а, после его распада в 1991 г. в России де-юре никогда не было явно сформулированной политики развития горных районов. Исключение составляли лишь некоторые территории высокогорий с экстремальными климатическими условиями и сложным рельефом, которые были приравнены к арктическим районам и пользовались рядом социальных и экономических преференций. В

них устанавливались повышенные коэффициенты заработной платы для государственных служащих, льготные тарифы на коммунальные услуги (вода, электричество, телефон и др.) и транспортные расходы [1].

Горные территории Республики Дагестан граничат на юге с Азербайджаном, на юго-западе - с Грузией, на западе - с Чеченской Республикой, занимают 22,4 тыс. км2 (44,0 % всей площади). Их природно-климатические особенности, отличающиеся от равнинных, обусловливают специфические параметры функционирования природных экосистем, создают особые условия обитания людей, влияющие на их здоровье, образ жизни и повседневную деятельность. В горной зоне расположены 1186 населенных пунктов (72 % от числа населенных пунктов). В соответствии с Законом Республики Дагестан от 5 мая 2006 г. № 25 «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» 492 населенных пункта отнесены к труднодоступным местностям, они расположены в зоне особых условий и в первой горной зоне [7]. Из общего числа населенных пунктов, расположенных в границах горных территорий, крупных, с населением свыше 5 тыс. человек - 20, с численностью населения до 100 человек - 267. Численность населения горных территорий на начало 2018 г. составляла 931,1 тыс. чел. (30,2 %). Плотность населения - 41,7 чел./км2. (в среднем по РД - 61,2 чел./км2). В 2018 г. естественный прирост населения горных территорий составил 9,5 тыс. чел., выросла миграционная убыль населения с 2340 чел. в 2017 г. до 4852 чел. в 2018 г.

Развитие горных сельских территорий стало объектом внимания горных стран СНГ. Необходимо отметить, что до и в советский период горная политика вообще не проводилась в стране, а горные территории официально были отнесены к неперспективным территориям, а после развала союзного государства, Российская Федерация все еще практически не приступила к формированию современной горной политики, при наличии около 50 % горной территории. С 2002 г. отдельные субъекты России с горными территориями инициативно стали принимать собственные региональные законы. Таким образом, свои законы о горных территориях приняли Республика

Естественные и точные науки ••• 69

Natural and Exact Sciences •••

Дагестан, Северная Осетия-Алания и Ингушетия. Дальнейшее развитие по созданию нормативно-правовой базы продолжена только в Дагестане, где принята стратегия социально-экономического развития горных территорий Республики Дагестан, закон «О горных территориях Республики Дагестан», сформирован полный пакет необходимой нормативно-правовой базы, включая государственную программу «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан до 2025 года».

Материалы и методы исследования

Горные территории и постоянно проживающие в горах жители испытывают серьезные и специфические проблемы, требующие решения на всех государственных и региональных уровнях власти. Особенно ярко выраженные трудности встречаются в Дагестане: отсталость социальной и производственной инфраструктур, сильная расчлененность и труднодоступность горных сельских территорий; низкая конкурентоспособность производимой продукции из-за более высокого уровня издержек; высокий уровень безработицы в населенных пунктах горных территорий (сельских общинах); размывание традиционной культуры и социокультурного наследия, в том числе и в сфере землепользования и народных художественных промыслов; нерегулируемый и неустойчивый туризм; ограниченный доступ местной сельскохозяйственной продукции и традиционных промыслов горных территорий к рынкам; нерациональное использование природных и биологических, земельных ресурсов горных территорий, их мелкоконтурность и низкая продуктивность; снижение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы и отсутствие полного кадастра полезных ископаемых горных территорий; миграционные

процессы из сельских общин, рост социального напряжения и возникновение очагов культурного конфликта в городских агломерациях; криминализация социальных отношений, возникновение экстремистских настроений и очагов терроризма; недостаток финансовых средств для решения вышеперечисленных и иных проблем [3].

Результаты и их обсуждение

Государственная политика и практический опыт по развитию горных сельских территорий в кризисных условиях, связанных в т. ч. с пандемией, осуществляются в трех крупных направлениях, без учета мер поддержки от реализации национальных проектов: развитие социальной и производственной инфраструктур и производственного потенциала; реализация местных инициатив местных сообществ по благоустройству и созданию социокультурных объектов, вовлечению в государственно-частное партнерство.

В Республике Дагестан реализуются мероприятия по указанным направлениям, реализуются они в соответствующих среднесрочных государственных и местных программах, финансируемых из бюджетов всех уровней.

По развитию социальной инфраструктуры реализуются государственная республиканская программа (РИП), строительство объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, в основном в сельских населенных пунктах.

По поддержке предпринимательства в горах реализуется множество программ, на республиканском уровне принята государственная программа развития горных сельских территорий, финансируемая с 2019 г. из регионального бюджета в объеме 100 млн. рублей ежегодно на развитие горных территорий, занимающих 44 % площади Дагестана (22,45 тыс. км2) и 1186 сельских населенных пунктов.

Таблица 1

Государственная инвестиционная программа (РИП) Республики Дагестан Год Всего, млн. руб. Из бюджета РФ Из бюджета РД

2020 ~ 24691,2 = 13849,1 10842,4

202 1__11947,3__3801,5__8145,7_

2022 ~ 11916,5 ~ 3944,5 7972,0

Источник: составлена по данным [11]

Таблица 2

Предусмотренное финансирование мероприятий государственной программы «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан»,

(в млн. руб.)

Направления и источники финансирования Всего В том числе по годам

1 этап 2 этап

2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Объем средств на реализацию, всего 1086,0 186,0 203,0 217,0 231,0 246,0

в т.ч. средства бюджета РД 750,0 130,0 (90,0 выделено) 140,0 (100,0 выделено) 150,0 160,0 170,0

Источник: Госпрограмма РД. Минэкономразвития РД

9].

В рамках реализации государственной программы предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части затрат в горных территориях Республики Дагестан по пяти мероприятиям из 18, предусмотренных по программе: на строительство малогабаритных теплиц; на строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции; на возмещение части затрат на приобретение оборудования по производству пищевой продукции и напитков; на создание и модернизацию предприятий по производству промышленной продукции; на возмещение части затрат на покупку личными подсобными хозяйствами малогабаритной сельскохозяйственной техники.

Объем средств, предусмотренный в республиканском бюджете РД в 2021 г. на реализацию госпрограммы составляет 90 млн. руб., из них 15 млн. руб. предусмотрено направить на увеличение уставного капитала ОАО «Корпорация развития Дагестана» в целях реализации инвестиционных проектов в горных территориях и 75 млн. рублей - на субсидирование части затрат по вышеуказанным мероприятиям.

Проводится постоянный мониторинг и работа по совершенствованию и повышению эффективности механизмов и порядков предоставления субсидий по всем мероприятиям. За 2021 г. трижды внесены изменения в нормативные документы в целях облегчения и активизации участия. Утверждены постановление Правительства Республики Дагестан от 16 сентября 2021 г. № 235 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий для реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан» и постановление Правительства Республики Дагестан от 27 июля

2021 г. № 192 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на закладку садов интенсивного типа» [12; 13].

По итогам 2021 г. для участия в программных мероприятиях поступило всего 199 заявок, это в разы больше, чем в 2019 г. (16 - на строительство малогабаритных теплиц, 5 - производство пищевой продукции, 1 - производство промышленной продукции, 2 - строительство оптово-логисти-ческих центров, 100 - ЛПХ на приобретение малогабаритной сельхозтехники, 75 - ЛПХ на закладку садов интенсивного типа).

За 2021 г. по конкурсному отбору заявок для реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан» принято решение оказать государственную поддержку и заключены соглашения о предоставлении субсидий с 152 участниками конкурсного отбора на сумму 48 169,9 тыс. руб. В 2020 г. - 2,7 млн. рублей.

В целях наиболее успешной реализации мероприятий госпрограммы и доведения до потенциальных получателей государственной поддержки информации о реализуемых мерах муниципальными районами горных территорий Республики Дагестан ведется большая разъяснительная и рекламная работа, постоянно обновляются материалы на сайте Минэкономразвития РД, в социальных сетях, размещена полная информация о приеме заявок на официальных сайтах администраций, в социальных сетях, в местных средствах массовой информации. Активное участие в подготовке документов в многофункциональных центрах муниципальных образований, организованная работа по содействию в оформлении необходимых документов дают свои результаты.

Естественные и точные науки ••• 71

Natural and Exact Sciences •••

Открытость, прозрачность проведения конкурсов повышает привлекательность и активность участников. Следует отметить, что необходимо обратить больше внимания на ЛПХ, учитывая, что в горах в основном работают в ЛПХ.

Несмотря на проводимую разъяснительную работу Минэкономразвития и научным сообществом НИИ управления, экономики, политики, социологии ДГУНХ на местном уровне и непосредственно с предпринимателями и ЛПХ, необходимо отметить, что продолжается низкая активность жителей муниципальных образований. 12 горных муниципальных районов из возможных 33 муниципальных районов в 2021 г. не приняли участие в реализации госпрограммы, подал заявку на участие в программе только 21 муниципальный район). Свою активность повысили: Агульский, Акушинский, Ахвах-ский, Ахтынский, Ботлихский, Гергебиль-ский, Гунибский, Дахадаевский, Казбеков-ский, Карабудахкентский, Курахский, Лева-шинский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский, Хунзахский, Чародинский, Шамильский районы.

Следует констатировать, что программа реализуется в горах с целью вовлечения имеющегося потенциала горных территорий в экономически активный оборот, оказания государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов и стимулирования развития бизнеса в горных территориях, а также сохранения численности населения и сокращения темпов миграционного оттока населения из населенных пунктов горной зоны республики.

Следующее направление оказания государственной поддержки в развитии горных сельских территорий сориентировано на активизацию инициативности местных предпринимателей, сообществ сельских населенных пунктов и успешных выходцев из них, мобилизацию их на участие в реализации различных проектов, направленных на обустройство горных сел и решение сельских общинных проблем и работ.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 апреля 2016 г. № 110 «О реализации на территории Республики Дагестан проектов местных инициатив» проводится конкурсный отбор проектов местных инициатив муниципальных образований Республики Дагестан для получения субсидий на их реализацию (далее - конкурсный отбор) [10].

Целью реализации на территории Республики Дагестан проектов местных инициатив является поддержка органов местного самоуправления и населения в решении наиболее актуальных проблем. Проекты от администраций муниципальных образований должны быть направлены на развитие общественной инфраструктуры, в том числе объектов благоустройства, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения, водоотведения, детских и спортивных площадок, объектов туризма и прочих мероприятий, обеспечение содержания которых в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к полномочиям органов местного самоуправления [6].

Одним из основных условий участия в конкурсном отборе проектов местных инициатив является обеспечение софинансиро-вания проекта из бюджета муниципального образования и за счет средств меценатов. Для участия в конкурсном отборе будут приниматься заявки не только от муниципальных районов и городских округов, но и от сельских (городских) поселений республики.

Государственная поддержка из федерального и республиканского бюджетов производится в соотношении 95 на 5 % соответственно. Это субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях; на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, проживающим на сельских территориях, предоставляемого по договору найма жилого помещения; на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами; на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий; на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий.

Общий объем бюджетных ассигнований на: 2020 г. - 1 998 млн. руб.; 2021 г. - 4 749 млн. руб.; 2022 г. - 5 752 млн. руб.; в т. ч.: 2020 г. - 1 898 млн. руб.; 2021 г. - 4 512 млн. руб.; 2022 г. - 5 465 млн. руб. [8].

По итогам конкурсного отбора в 2020 г. победителями признаны 73 проекта в 27 муниципальных образованиях республики: 17

- по благоустройству скверов, парковых зон и отдельных территорий; 7 - по ремонту объектов культуры и образования; 12

- по строительству и ремонту объектов водоснабжения и водоотведения; 31 - по строительству и обустройству спортивных объектов; 1 - по ремонту объектов ЖКХ (ремонту и замене отопительных систем); 1 -по электроснабжению и установке уличного освещения; 2 - по ремонту дошкольных образовательных учреждений; 2 - прочих объектов (строительство моста в с. Губ-ден, строительство резервуара помещения для пожарной части).

Общий объем предоставляемой субсидии по указанным соглашениям составляет 181,4 млн руб. Помимо субсидии из республиканского бюджета, на указанные проекты выделено 28,1 млн руб. из муниципальных бюджетов МО и 60 млн руб. - меценатов (всего 269,6 млн руб.).

Всего на участие в конкурсе было заявлено 102 от сельских, 61 - от муниципальных районов, 25 - от городских округов и 9

- от внутригородских округов в составе городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

В 2021 г. в реализации проекта «Местные инициативы» в Республике Дагестан принимает участие 31 муниципальное образование. Конкурсный отбор прошли 84 инициативы.

По итогам реализации проекта в городах и сёлах республики благоустроены 25 общественных территорий (в том числе парковых и пешеходных зон, тротуаров и велосипедных дорожек), 9 мини футбольных полей, 9 объектов водоснабжения и водоотве-дения, 7 объектов электросетевого хозяйства, 6 детских площадок, 2 объекта пожарной безопасности [10].

В Дагестане горное сельскохозяйственное производство имеет мелкотоварную структуру, промышленность практически отсутствует, перерабатывающая отрасль с устаревшим технологическим оборудованием прекратила свое существование, новая с новыми, эффективными технологиями не создана.

В результате сильного сокращения хозяйственной деятельности в горах в связи с переходом на новые экономические отношения и ликвидации колхозно-совхозной системы, произошли необратимые про-

цессы. Главная из них - миграционный отток населения из горных сельских территорий.

Практически вся пашня не обрабатывается, и часть земель в горах перешла в категории естественных сенокосов, большая часть используется как пастбища. В настоящее время в упадке находится техническая оснащенность, сельские производственные кооперативы, созданные при преобразовании колхозов и совхозов, успели закрепить практически все земли, включая на равнине, за собой.

Бывшие члены колхозов и рабочие совхозов остались за бортом, практически СПК состоят из членов одной семьи и все поголовье (собственность) принадлежит им. Сельчане лишены возможности пользоваться землей. Большая часть земель находится в запустении.

В результате горные территории и сельские сообщества остаются без земельных наделов, числятся в горных селах, сами проживают за пределами. Другая ситуация с прикутанными землями, которые имеют особый статус и находятся в аренде, практически потеряв хозяйственные связи с горными селами.

Из-за необеспеченности поливной водой и фактическим отсутствием оросительной системы горное садоводство пришло в негодное состояние. Сады находятся в состоянии полной деградации. В основном плодовые деревья высохли, некому следить за состоянием мелиоративной инфраструктуры. Консервные заводы в горах исчезли, исчерпав амортизацию, энергоемкое оборудование устарело, новые технологии не внедрялись и переоборудовать не смогли из-за отсутствия достаточных оборотных средств.

Во многих горных районах (Ахтынский, Докузпаринский, Левашинский, Гергебиль-ский, Гунибский и др.) в настоящее время сады используются крайне неэффективно, хотя идет возрождение отрасли, государственная поддержка развития интенсивного садоводства.

Система землепользования и арендных отношений находится в слабом состоянии, не развита и кредитно-финансовая система. Для сельхозпроизводителей они практически не доступны [4].

Сеть и структуры потребительской кооперации развалились, новая государственная программа по созданию сельских по-

Естественные и точные науки ••• 73

Natural and Exact Sciences •••

требительских кооперативов (СПОК) современного образца не реализуется, хотя на долю личных подсобных хозяйств населения и мелкотоварных производств приходится около 80 % сельскохозяйственной продукции, производимой в регионе.

Однако создание в сельских поселениях комфортных и привлекательных условий жизнедеятельности жителей горной системы, способствующих обеспечению занятости, организации производства и реализации продукции с максимальной отдачей является проблемной для государственной горной политики. Как показывают наши исследования, уровень развития малых форм хозяйствования, их ресурсный потенциал, применяемые технологии и квалификационный уровень занятых не отвечают требованиям конкурентоспособности предпринимательской деятельности в горах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейшее развитие сельских территорий и повышение уровня эффективности малого предпринимательства в сельской местности невозможны без решения проблем, связанных с развитием материально-технической базы и созданием необходимой социальной, производственной и логистической инфраструктур для продвижения продукции на региональные и межрегиональные рынки [4].

Наиболее приемлемым решением проблем развития предпринимательской деятельности на селе, в том числе и с использованием мер государственной поддержки, является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов для аграрной сферы и кооперации для всех видов производственного предпринимательства [5].

Литература

1. Баденков Ю. П., Дунец А. Н., Мудуев Ш. С., Мухаббатов Х. М. Модернизация и развитие горных районов: советский и российский опыт // Устойчивое развитие горных территорий. 2016. Т. 8. № 4. С. 323-337.

2. Галиновская Е. А. Проблемы государственно-правового обеспечения устойчивого развития горных регионов России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 1. С. 166-196.

3. Мудуев Ш. С. Трансформация и управление развитием горных районов Дагестана: многолетняя история и адаптация к глобальным изменениям XXI века // Пути трансформации государственного и корпоративного управления на современном этапе (Одинцово, 17-18 декабря 2020 г.). Москва, 2021. С. 71-77.

4. Шарипов Ш. И. Институциональные факторы формирования многоукладной аграрной структуры в Дагестане // Региональная экономика: теория и практика. 2009. Т. 7. Вып. 19. С. 67-71.

5. Шарипов Ш. И., Мудуев Ш. С., Ибрагимова Б. Ш. Государственное стимулирование развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 10 (481). С. 1946-1960.

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочная правовая система Кон-сультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_44571/ (дата обращения: 16.11.2021)

7. Закон Республики Дагестан от 5 мая 2006 г. № 25 «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru /document/802059425 (дата обращения: 16.11.2021)

8. Постановление Правительства Республики Дагестан от 25.10.2019 г. № 272 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Комплексное развитие сельских территорий Республики Дагестан"» [Электронный ресурс]. URL: http://mcxrd.ru/uchastie_ v_tselevykh_i_inykh_programmakh (дата обращения: 15.11.2021)

9. Постановление Правительства Республики Дагестан от 18 февраля 2020 г. № 21 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан"» [Электронный ресурс]. URL: http://minec-rd.ru/razvitie-gornykh-territoriy_2 (дата обращения: 15.11.2021)

10. Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 апреля 2016 г. № 110 «О реализации на территории Республики Дагестан проектов местных инициатив» [Электронный ресурс]. URL: http://minec-rd.ru/mestnye-initsiativy (дата обращения: 15.11.2021)

11. Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 9 «О Республиканской инвестиционной программе на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561715111 (дата обращения: 15.11.2021)

12. Постановление Правительства Республики Дагестан от 16 сентября 2021 г. № 235 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий для реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан» // Официальный сайт Правительства Республики Дагестан [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-dag.ru/ (дата обращения: 16.11.2021)

13. Постановление Правительства Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. № 192 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в

References

1. Badenkov Yu. P., Dunets A. N., Muduev Sh. S., Mukhabbatov Kh. M. Modernization and development of mountain regions: Soviet and Russian experience. Ustoychivoe razvitie gornykh ter-ritoriy [Sustainable Development of Mountain Territories]. 2016. Vol. 8. No. 4. Pp. 323-337. (In Russian)

2. Galinovskaya E. A. Issues of state and legal support for sustainable development of mountain regions in Russia. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Issues of State and Municipal Management]. 2020. No. 1. Pp. 166196. (In Russian)

3. Muduev Sh. S. Transformation and development management of the mountainous regions in Dagestan: a long history and adaptation to global changes in the 21st century. Puti transformatsii gosudarstvennogo i korporativnogo upravleniya na sovremennom etape (Odintsovo, 17-18 dek-abrya 2020 g.) [Ways of Transformation for State and Corporate Governance at the Present Stage (Odintsovo, December 17-18, 2020)]. Moscow, 2021. Pp. 71-77. (In Russian)

4. Sharipov Sh. I. Institutional factors in the formation of a multi-structural agrarian structure in Dagestan. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2009. Vol. 7. Iss. 19. Pp. 67-71. (In Russian)

5. Sharipov Sh. I., Muduev Sh. S., Ibragimova B. Sh. State stimulation for the development of agricultural consumer cooperation at the regional level. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2020. Vol. 18. No. 10 (481). Pp. 1946-1960. (In Russian)

6. Federal Law dated October 6, 2003 No. 131-FZ "General Principles of Local Self-Government Organizing in the Russian Federation". Spravochnaya pravovaya sistema Konsul'tant-Plyus [ConsultantPlus Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_44571/ (accessed 15.11.2018). (In Russian)

форме субсидий гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на закладку садов интенсивного типа» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru /Document/ View/0500202107290010 (дата обращения: 16.11.2021)

14. Повестка дня на XXI век: принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901894820 (дата обращения: 16.11.2021)

7. Zakon Respubliki Dagestan ot 5 maya 2006 g. № 25 «0 perechnyakh trudnodostupnykh i otdalennykh mestnostey v Respublike Dagestan» [Law of the Republic of Dagestan dated May 5, 2006 No. 25 "Lists of Hard-to-Reach and Remote Areas in the Republic of Dagestan"]. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/802059425 (accessed 16.11.2021). (In Russian)

8. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 25.10.2019 g. № 272 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Respubliki Dagestan "Kompleksnoe razvitie sel'skikh territoriy Respubliki Dagestan"» [Government Resolution of the Republic of Dagestan dated October 25, 2019 No. 272 "Approval of the Atate Program for the Republic of Dagestan "Integrated Development of Rural Areas of the Republic of Dagestan""]. Available at: http://mcxrd.ru/uchastie_ v_tselevykh_i_inykh_programmakh (accessed 15.11.2021). (In Russian)

9. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 18 fevralya 2020 g. No. 21 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Respubliki Dagestan «Sotsial'noekonomicheskoe razvitie gornykh territoriy Respubliki Dagestan» [Government Resolution of the Republic of Dagestan dated February 18, 2020 No. 21 "Approval for the State Program of the Republic of Dagestan "Social and Economic Development for Mountainous Territories in the Republic of Dagestan"]. Available at: http://minec-rd.ru/razvitie-gornykh-territoriy_2 (accessed 15.11.2021). (In Russian)

10. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 25 aprelya 2016 g. № 110 «0 realizatsii na territorii Respubliki Dagestan proektov mestnykh initsiativ» [Government Resolution of the Republic of Dagestan dated April 25, 2016 No. 110 "Implementation of local initiatives projects in the Republic of Dagestan"]. Available at: http://minec-rd.ru/mestnye-initsiativy (accessed 15.11.2021). (In Russian)

Естественные и точные науки ••• 75

Natural and Exact Sciences •••

11. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 28 yanvarya 2020 g. № 9 «O Respu-blikan-skoy investitsionnoy programme na 2020 g. i na planovyy period 2021 i 2022 gg.» [Government Resolution of the Republic of Dagestan dated January 28, 2020 No. 9 "Republican Investment Program for 2020 and for Planning period of 2021 and 2022"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/561715111 (accessed 15.11.2021). (In Russian)

12. Government Resolution of the Republic of Dagestan dated September 16, 2021 No. 235 "Approval of the Procedures for providing subsidies for the implementation of activities in the state program of the Republic of Dagestan "Socioeconomic development of the mountainous territories in the Republic of Dagestan". Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Respubliki Dagestan [Official

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Мудуев Шахмардан Ситтикович, доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, НИИ управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; e-mail: mud51@mail.ru

Шарипов Шарип Исмаилович, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, НИИ управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; email: sharips@mail.ru

Website of the Republic of Dagestan Government]. Available at: http://www.e-dag.ru/ (accessed 16.11.2021). (In Russian)

13. Government Resolution of the Republic of Dagestan dated July 27, 2021 No. 192 "On Approval of the Procedure for Providing Grants in the Form of Subsidies to Citizens Leading Personal Partial Farms for Establishing Intensive Gardens". Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Official Internet Portal of Legal Information]. Available at: http://publication.pravo. gov.ru/Docu-ment/View/0500202107290010 (accessed 16.11.2021). (In Russian)

14. Povestka dnya na XXI vek: prinyata Konfer-entsiey OON po okruzhayushchey srede i razvitiyu. Rio-de-Zhaneyro, 3-14 iyunya 1992 goda [Agenda 21, Report of the United Nations Conference on Environment and Development, Rio de Janeiro, June 3-14, 1992]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901894820 (accessed 16.11.2021). (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Shakhmardan S. Muduev, Doctor of Sciences (Geography), Professor, Leading Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: mud51@mail.ru

Sharip I. Sharipov, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Leading Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: sharips@mail.ru

Принята в печать 14.12.2021 г.

Received 14.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.