УДК 910.3 ББК: 65.9(2Рос)
DOI 10.24412/2412-2025-2020-4-03-09
Мудуев Шахмардан Ситтикович - доктор географических наук, профессор, ведущий научный работник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.
Muduev Shahmardan Sittikovich - Doctor of Geographical Sciences, Professor, Leading Researcher at the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
MODERN PROBLEMS OF MINING DEVELOPMENT TERRITORY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Предметом исследования являются современные проблемы и перспективы социально-экономического развития горных регионов. Проведенный анализ реализации программных мероприятий позволил определить положительные и негативные стороны в подходах к разрешению общих и локальных проблем горных районов республики. Изучены теоретические взгляды на решение проблем и практические проблемы развития горных территорий на уровне муниципальных поселений.
Сделаны выводы о необходимости налаживания взаимодействия регионального, муниципального уровней власти с местным сообществом. На основе сделанных выводов даны предложения и рекомендации по внесению изменений в нормативные документы. Практическое значение заключается в том, что выводы и рекомендации могут лечь в основу совершенствования нормативных актов.
Ключевые слова: горные территории; социально-экономическое развитие; программные мероприятия; порядок субсидирования; региональное развитие; правовое и консультационное обеспечение развития горных территорий.
The subject of the study is the current problems and prospects of socioeconomic development of mountain regions. The analysis of the implementation of program activities allowed to identify positive and negative aspects in the approaches to solving General and local problems of the mountainous regions of the Republic. Theoretical views on the solution of problems and practical problems of development of mountain territories at the level of municipal settlements are studied.
Conclusions are drawn about the need to establish interaction between the regional and municipal levels of government and the local community. Based on the conclusions made, proposals and recommendations for making changes to regulatory documents are proposed. The practical significance lies in
the fact that the conclusions and recommendations can form the basis for improving regulations.
Keywords: mountain territories; socio-economic development; program measures; subsidy procedures; regional development; legal and consulting support for the development of mountain territories.
Актуальность. Горная тема давно стала объектом пристального внимания мирового сообщества. В 1991 г. европейскими странами Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 г., была принята Альпийская конвенция, вступившая в силу в 1995 г., принята Повестка дня на XXI век, в которой особо выделены проблемы устойчивого развития горных регионов в контексте рационального использования уязвимых экосистем (гл. 13). Однако и другие главы названного документа («Борьба с нищетой» (гл. 3), «Динамика населения» (гл. 5), «Комплексный подход к рациональному использованию земель и иных природных ресурсов» (гл. 10, 11, 12)) имеют непосредственное отношение к обеспечению устойчивого развития горных территорий, поскольку для этого важно решать комплекс проблем экологического, экономического и демографического характера. Именно поэтому главой 13 Повестки на XXI век подчеркивается, что горы являются важным источником водного, энергетического и биологического разнообразия, ценнейших ресурсов, открывают широкие возможности в плане отдыха. С экологической точки зрения горы имеют большое значение для глобальной экосистемы. Вместе с тем, горные экосистемы восприимчивы к ухудшению окружающей среды. В социальном плане для проживающего в горных районах населения характерна повсеместная бедность и утрата традиционных навыков. Поэтому в целях надлежащего управления горными ресурсами и социально-экономического развития горных регионов требуется принятие немедленных мер. По инициативе ООН 2002 год был провозглашен международным годом гор. К устойчивому развитию горных регионов имеют прямое отношение и Рекомендации Конференции ООН по развитию 2012 г. (Рио +20). [1]
Анализ. Анализ современного состояния горных территорий Республики Дагестан и проблем социально-экономического развития показывает, что сохраняется тенденция оттока населения с горных территорий, что связано с низким уровнем качества жизни населения. Горные территории Республики Дагестан граничат на юге с Азербайджаном, на юго-западе - с Грузией, на западе - с Чеченской Республикой, занимают 22,4 тыс. кв. км (44,0 % всей площади). Их природно-климатические особенности, отличающиеся от равнинных, обусловливают специфические параметры функционирования природных экосистем, создают особые условия обитания людей, влияющие на их здоровье, образ жизни и повседневную деятельность. В горной зоне расположены 1186 населенных пунктов (72 % от общего числа населенных пунктов). В соответствии с Законом Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» 492 населенных пункта отнесены к труднодоступным местностям - они расположены в зоне особых условий и в первой горной зоне.
Из общего числа населенных пунктов, расположенных в границах горных территорий, крупных районов с населением свыше 5 тыс. человек -
20, с численностью населения до 100 человек - 267. Численность населения горных территорий на начало 2018 г. составляла 931,1 тыс. чел. (30,2 %). Плотность населения - 41,7 чел./кв. км. (в среднем по РД - 61,2 чел./кв. км). В 2018 г. естественный прирост населения горных территорий составил 9,5 тыс. чел., выросла миграционная убыль населения с 2 340 чел. в 2017 г. до 4 852 чел. в 2018 г.
Одной из первоочередных задач, стоящих перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в республике, является создание благоприятных условий для проживания населения в горной зоне, а также снижение темпов переселения жителей с гор на низменность.
Земельный фонд горных территорий составляет 3 290,2 тыс. га. В него входят земли, расположенные в границах муниципальных образований, и земли, находящиеся за пределами муниципальных районов. Горные территории имеют значительный потенциал земельных ресурсов для развития сельскохозяйственного производства. Площадь земельных ресурсов на душу населения по горным территориям составляет 3,5 га/чел. (по республике - 1,6 га/чел.).
С учетом наличия земель в равнинной части, закрепленных за муниципальными поселениями горных территорий, ситуация с земельными ресурсами относительно благоприятная.
В общей площади земель горных территорий доля земель сельскохозяйственного назначения составляет 48,8 %, земель лесного фонда - 9,8 %. По комплексу природных факторов горные территории относительно благоприятны для отдельных видов хозяйственной деятельности, в первую очередь, сельского хозяйства (летнего пастбищного животноводства), туризма и рекреации.
Бальнеологические и туристско-рекреационные ресурсы используются не в полной мере, хотя имеют значительный потенциал. В ближайшей перспективе определенную роль в развитии горных территорий будет играть туристско-рекреационная деятельность, представленная уникальными природными и историческими памятниками, разнообразными и привлекательными туристскими маршрутами, объектами туристско-рекреационного назначения, способная оказать положительное влияние на смежные отрасли агропромышленного комплекса и народных художественных промыслов.
Основа производственного потенциала горных территорий - агропромышленный комплекс, в значительной части ориентированный на производство сельскохозяйственной продукции с небольшой долей ее переработки. Развитие перерабатывающей отрасли будет способствовать развитию агропромышленного комплекса в целом.
В 2019 г. в целях реализации мероприятий по развитию горных территорий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 февраля 2020 года № 21 утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан», а также соответствующие порядки господдержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в горной зоне.
На реализацию программы в республиканском бюджете РД в 2020 г. выделено 70 млн. руб. на субсидирование произведенных затрат семи мероприятий, по четырем из которых производится субсидирование (воз-
мещение) до 50% затрат (но не более 3 млн. руб.) на реализацию инвестиционных проектов (на приобретение оборудования по производству пищевой продукции; строительство малогабаритных теплиц; строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции; создание и модернизация предприятий по производству промышленной продукции).
Кроме того, предусматривалось мероприятие по возмещению до 50% затрат (но не более 50 тыс. руб.) на приобретение личными подсобными хозяйствами малогабаритной сельскохозяйственной техники. Это производилось впервые в РФ.
Все виды поддержки связаны с возмещением производственных расходов сельхозпроизводителей и физических лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством. Еще одно мероприятие, не связанное с субсидированием - это учреждение и выделение гранта на проведение научно-исследовательской работы «Анализ социально-экономической ситуации горных территорий Республики Дагестан и определение их экономического потенциала в разрезе основных базовых экономических комплексов» в целях глубокого изучения ситуации и сопровождения госпрограммы на предстоящий период.
Перечень мероприятий государственной программы предполагает, в основном, поддержку проектов, направленных на создание новых производств и сформирован с учетом мнений сельских сообществ, предпринимателей и органов местного самоуправления.
В 2020 году совместно со СМИ, администрациями муниципальных образований горных территорий, Минэкономразвития, Минсельхозпродом РД проведена широкая информационная кампания. Специалисты Минэкономразвития РД инициировали выезд на места, консультировали представителей бизнеса об условиях участия в конкурсном отборе и формировании необходимых документов. Было сделано все, чтобы довести информацию до каждого предпринимателя.
В ходе подготовки порядков предоставления субсидий были исключены необоснованные требования, излишние ограничения. Заявки предусматривалось принимать два месяца, при этом, по просьбам заявителей, приняли решение о продлении сроков. Для удобства прием заявок был организован, в том числе, во всех филиалах МФЦ республики.
Несмотря на проведенную большую организационную работу на получение субсидии в рамках горной программы приняли участие всего 25 заявок по проектам с общим объемом 43,8 млн. рублей (из них субсидия из республиканского бюджета - 21,7 млн. рублей) и 3 заявки на получение гранта.
Все проекты были допущены к конкурсу, однако в предоставлении субсидий было отказано 21 заявителю, причинами отказа явились неготовность людей к деятельности в рамках законов и требований легальной работы.
Помимо основных условий для участия в конкурсном отборе - отнесение объекта к указанным выше направлениям, осуществление деятельности и реализация инвестиционного проекта на высоте более 500 м над уровнем моря - предполагалось соответствие ряду требований, одним из которых является отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. Имелись вопросы, связанные с ис-
пользованием земельных участков, а именно соответствие вида разрешенного использования.
У большинства заявителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществлено строительство объектов по проектам на землях, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.
Неурегулированность земельных отношений является главной проблемой получения господдержки. Многие заявители не имеют право-обладающие документы на землю, имеют просроченные задолженности по платежам, сами пассивны во многих вопросах. Мы сталкиваемся с отсутствием доверия друг другу, к местным и вышестоящим органам власти, желанием и стремлением оставаться в тени, хотя все понимают, что это препятствует, а не способствует получению той или иной государственной помощи. Многие в период эпидемии, кто работают нелегально, от государства не получили никакой помощи, поняли, что необходимо в корне изменить и улучшить диалог и работу по взаимодействию властей всех уровней и местных сообществ, активизировать инициативу и собственную ответственность, бороться и стремиться к ликвидации иждивенческих настроений и активному вхождению в правовое поле!
Вместе с тем, необходимо с начала года объявлять и принимать заявки в течение года, периодически рассматривая и оказывая помощь селянам в подготовке документов. Средства на реализацию программы в бюджете на 2021 год предусмотрены. Механизмы и меры поддержки должны быть пересмотрены, направления расширены, в субсидирование необходимо включить все имеющиеся виды экономической деятельности.
Это позволит устранить временные издержки, что даст возможность заявителю при первичном возврате документов устранить ошибки, урегулировать земельные и другие вопросы (в случае отсутствия правоустанавливающих документов, наличия задолженности по налогам и другим платежам), позволит перевести деятельность предпринимателя в правовом поле. Это поспособствует созданию рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы, стимулированию развития территорий.
Однако, несмотря на наличие условий, в горных территориях ту-ристско-рекреационная деятельность слабо развита. Фактором, сдерживающим развитие туристско-рекреационного комплекса, является низкое качество предоставляемых туристических услуг и отсутствие в горных территориях действующей инфраструктуры для отрасли.
Выводы. Горные территории обладают определенными конкурентными преимуществами и потенциалом, использование которых даст возможность перехода к социально-экономическому развитию. В тоже время, все еще не созданы необходимые и достаточные условия для развития предпринимательства, бизнеса, не сформирована инфраструктура, не внедряются новые технологии. Культура земледелия и землевладения находятся в запущенном виде.
Все разработанные и принятые документы стратегического планирования, государственные программы федерального, регионального уровней являются документами сугубо управленческого характера и население об этом знают мало. Местные сообщества находятся в отрыве от местных муниципалитетов, жители, предприниматели, ЛПХ не воспринимают и не доверяют местным властям.
Целенаправленной консультационной и практической работы с местным населением не ведется, беседы с местным населением и наблюдения показывают, что для многих руководителей горных муниципальных районов и поселений жизнь рядовых людей, их состояние и будущее не совсем интересует.
Научному сообществу и власти необходимо навсегда перестать утверждать о непременном, безвозвратном опустошении горной местности и угасающей жизни в них. Подобные необоснованные выводы и заявления формируют безответственную политику по сохранению и развитию жизни в горах и отношение к горным проблемам.
Никакая цивилизация не остановит жизнь в горах. Есть явления временного характера, которые при изменениях и переменах масштабного характера общественно-политической формации процессы адаптации к новым условиям прерываются, но все эти явления со временем налаживаются и возвращаются на свои места.
Возвратно-поступательная форма миграционных процессов не наносит большого урона на горные системы, при возвращении все меняется на новую, более цивилизованную форму организации жизни в горах, привносятся новые технологии, техники, появляются новые виды деятельности. К таким перспективным формам относятся цифровые технологии, коммуникации и создаваемые рабочие места на этой почве. Людям в горах станет комфортней жить с совершенствованием дорожно-транспортных и П1 технологий.
Исторически такие формы проявлялись в 100-150 лет и в это время завозились новые технологии, новую одежду, домашнюю утварь, ремесла. подобное явление наблюдалось на рубеже 19-20 веков, когда металлообработка и ремесла просачивались в горную местность, появлялись целые промыслы, развивалась торговля. в это время появилась новая архитектура, арочные формы, этажность горного жилья, покрытие крыш деревянными брусьями и металлическими покрытиями, появлялась мебель, посуда и ассортимент и качество еды.
В настоящее время уже появляются некоторые тенденции возвращения в горы, не потоками, не беженцами, а инвесторами, новыми собственниками и работодателями. Это придает надежды, мотивируют и влияет на закрепление людей в горах.
Список литературы:
1. Галиновская, Е.А. Проблемы государственно-правового обеспечения устойчивого развития горных регионов России. // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 1. - С. 166-196.
2. Мудуев, Ш.С., Алиев, Ш.М., Акаева, Г.К., Гаджиева, З.М. Динамика административно-территориального деления в XX веке и ее влияние на социально-экономические последствия в Дагестане // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. - 2019. - Т.13. - №1. - С. 75-85.
3. Мудуев, Ш.С., Мухаббатов, Х.М. О важности создания горного законодательства для социально-экономического развития территорий стран СНГ. // ДИАЛОГ: ПОЛИТИКА, ПРАВО, ЭКОНОМИКА. - 2019. - № 3 (14). - С. 32 - 38.
4. Баденков, Ю.П., Дунец, А.Н., Мудуев, Ш.С., Мухаббатов, Х.М. Модернизация и развитие горных районов: советский и российский опыт // Устойчивое развитие горных территорий. - 2016 - Т. 8. - № 4 - С 323 -337.
5. Шарипов, Ш.И., Мудуев, Ш.С., Ибрагимова, Б.Ш. Государственное стимулирование развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне. // Региональная экономика: теория и практика. - 2020. - Т. 18. - № 10 (481). - С. 1946 - 1960.