Научная статья на тему 'Проблемы горно-кутанной социально-экономической системы Республики Дагестан'

Проблемы горно-кутанной социально-экономической системы Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ГОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗЕМЛЯ / РЕСУРСЫ / ПРОБЛЕМЫ / КУТАНЫ / РАВНИНА / РАЙОНЫ / ГОРОДА / ЭКОНОМИКА / REPUBLIC OF DAGESTAN / MOUNTAIN TERRITORIES / LAND / RESOURCES / PROBLEMS / KUTANS / PLAIN / DISTRICTS / CITIES / ECONOMY / RESOURCE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мудуев Шахмардан Ситтикович

В статье рассмотрены современные проблемы сельских территорий Республики Дагестан, изучена ситуация с хозяйственно-экономическим состоянием горных и равнинных хозяйствующих систем, проведен сравнительный анализ процессов, происходящих в землепользовании. По итогам исследования сгруппирован комплекс проблем горно-кутанного взаимодействия, выявлены взаимосвязи горных и равнинных хозяйств и их влияние на изменения в расселении, структуре населения и развитии территорий. Раскрыты причинно-следственные связи отторжения кутанных хозяйств от горных и деградации их экономик. Подтверждены выводы о том, что проблемы с расселением и социально-экономические явления взаимозависимы и взаимосвязаны, они интересны и полезны при одновременном их рассмотрении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MOUNTAIN-LOWLAND SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article discusses the current problems of rural areas of the Republic of Dagestan, studied the situation with the economic situation of mountain and lowland economic systems, conducted a comparative analysis of the processes occurring in land use. According to the results of the study, a group of problems of mountain-kutan interaction was grouped, interrelations between mountain and lowland farms and their influence on changes in settlement, population structure and development of territories were revealed. The cause-and-effect relationships of exclusion of mining enterprises from mining and degradation of their economies are revealed. The findings confirm that the problems with resettlement and socio-economic phenomena are interdependent and interrelated, they are interesting and useful, while considering them

Текст научной работы на тему «Проблемы горно-кутанной социально-экономической системы Республики Дагестан»

2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. N 941-р.

3. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, (распоряжение правительства РФ от 6 сентября 2010 года № 1485-р).

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. (утверждена Законом РД от 15.07.2011 г., №38, в редакции Законов РД от 30.12.2013г., №106, от12.11.2015г., №89)

5. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: «Ось-89», 2014. - 160с.

6. Туризм-драйвер развития экономики: сборник научных статей под ред. М.А. Морозова, Т.П. Розановой. - М.: КноРус, 2018. - 224с.

7. http://www.dagtourism.com/news/item/2018

8. http://www.dagtourism.com/news/item/2022

УДК: 55Î.3 ББК: 65.9(2Рос)-94

Мудуев Шахмардан Ситтикович - доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Muduev Shahmardan Sittikovich - doctor of geographical sciences, professor, leading researcher of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

ПРОБЛЕМЫ ГОРНО-КУТАННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

PROBLEMS OF MOUNTAIN-LOWLAND SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

В статье рассмотрены современные проблемы сельских территорий Республики Дагестан, изучена ситуация с хозяйственно-экономическим состоянием горных и равнинных хозяйствующих систем, проведен сравнительный анализ процессов, происходящих в землепользовании. По итогам исследования сгруппирован комплекс проблем горно-кутанного взаимодействия, выявлены взаимосвязи горных и равнинных хозяйств и их влияние на изменения в расселении, структуре населения и развитии территорий. Раскрыты причинно-следственные связи отторжения кутанных хозяйств от горных и деградации их экономик. Подтверждены выводы о том, что проблемы с расселением и социально-экономические явления взаимозависимы и взаимосвязаны, они интересны и полезны при одновременном их рассмотрении.

Ключевые слова: Республика Дагестан, горные территории, земля, ресурсы, проблемы, кутаны, равнина, районы, города, экономика, ресурсы.

The article discusses the current problems of rural areas of the Republic of Dagestan, studied the situation with the economic situation of mountain and lowland economic systems, conducted a comparative analysis of the processes occurring in land use. According to the results of the study, a group of problems of mountain-kutan interaction was grouped, interrelations between mountain and lowland farms and their influence on changes in settlement, population structure and development of territories were revealed. The cause-and-effect relationships of exclusion of mining enterprises from mining and degradation of their economies are revealed. The findings confirm that the problems with resettlement and socio-economic phenomena are interdependent and interrelated, they are interesting and useful, while considering them.

Key words: Republic of Dagestan, mountain territories, land, resources, problems, kutans, plain, districts, cities, economy, resources.

Общие сведения о территории. Территория Республики Дагестан достаточно разнообразная по природно-климатическим условиям, весьма сложная расчлененностью и полиэтничностью, на 70% неблагоприятная для жизнедеятельности и проживания людей и организации хозяйства.

Численность постоянного населения Республики Дагестан на 01.01.2019г. составляет 3 085 738 чел., из которых 1 383 676 чел. -городское, 1 702 062 чел. (55,2%) - сельское население. В горной зоне из них проживает более миллиона человек и занимает около половины территории республики. Территорию Северного Дагестана можно отнести также к зоне со сниженными возможностями и условиями для обеспечения комфортной жизнедеятельности.

Кроме того, территория Дагестана сейсмически активная и рискованная зона.

Экономическое зонирование. Традиционно высотно-поясная схема является устаревшей, использование этой схемы при реализации рыночных принципов формирования и развития региональной экономики не может дать результаты. В этой схеме, приуроченной к командно-плановой экономической, где не было конкуренции в экономике, системе, не учитывается полнота разнообразия внутри самих крупных высотно - поясных зон, конкурентоспособности производств и территорий (см. рис. 1).

При переходе к рыночной экономике возникла острая необходимость ввести новую, научно-обоснованную, отвечающую требованиям рыночных законов и ресурсному потенциалу, схему зонирования. Однако административно-территориальное деление и экономическое зонирование не изменены. Хотя в принятой в 2010 году законом РД Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года предложена новая схема (см. рис. 2) и принят закон «О горных территориях Республики Дагестан» в практической и

научной деятельности ими не придерживаются, продолжая планировать, прогнозировать по устаревшим и не соответствующим схемам.

Рисунок 1. Традиционная высотно-поясная схема экономического зонирования Дагестана

Рисунок 2. Современная схема экономического зонирования Исторически сложилась система дисперсного расселения в Дагестане, хаотичная и неудобная, которая значительно затрудняет современные процессы по социально-экономическому развитию и созданию современных производственной и социальной инфраструктур.

Процессы урбанизации, вызванные этими неудобствами, в основном и отражаются на системе расселения, при этом сокращается число горных населенных пунктов, а городское население растет и способствует дальнейшей деградации сельской поселенческой системы. Вопросы создание новой сети и системы или возврат мигрантов в покинувшие поселения исключаются и практически не рассматриваются.

Несмотря на темпы миграционных и демографических процессов в городах и на низменности, горные населенные пункты растут как в плане расширения строительства, так и по численности населения.

Такое положение дел связано с путаницей и запущенностью в статистике, в двойном учете всего, в том числе численности населения, что связано с процессами, происходящими в социально-экономическом комплексе республики.

При такой раздробленности и разбросанности личных хозяйств населения производство учету почти не поддается, поэтому статистика подвергается сомнению, отсутствует методика, механизмы и отдельно горной части, и кутанной части хозяйства одного и того же муниципалитета, и района учитывать, при сложившейся ситуации между горными селами и их кутанами. Разделять, что происходит в горном, а что происходит в кутанном хозяйствах не заинтересована ни одна из сторон и организаций. Исходя из этого следует активно внедрять цифровые информационные технологии для обеспечения достоверной статистики.

Горно-кутанная социально-экономическая система. Кутан (мн. число - кутаны) - в первоначальном, узком смысле слова временная стоянка животноводов на зимнем пастбище. В настоящее время, в силу множества объективных и субъективных причин, ошибок и просчетов органов власти - многие из них стали населенными пунктами, административно входящими в горный район, но расположенный на равнине, в зоне отгонного животноводства.

Вновь образованные населенные пункты на землях отгонного животноводства не имеют официального статуса или названия сельского населённого пункта, могут состоять от одного до нескольких десятков и сотен домовладений.

Ярким таким примером является крупнейшее село «Ругуджа», выросшее на землях бывшего кутана горного села Ругуджа Гунибского района (Караман-2, 450 га), построенное без Схемы планировки, без архитектуры, без учета и вопреки градостроительным требованиям, без коммуникаций, прямо в черте г. Махачкалы.

Таблица 1

Динамика сельских населенных мест Дагестана (ед.)

Годы Всего населенных мест В том числе, пояса, %

равни нный % средн егорн ый высоко горный кутан ы

1926 2327 770 33,0 1341 57,6 191 8,1 125 5,3

1959 3228 1222 37,7 1384 42,8 215 6,6 406 2,9

1970 1668 396 23,6 1055 63,2 169 10,1 48 3,1

1979 1589 382 24,0 978 61,5 153 9,6 76 4,7

1989 1560 416 26,6 968 62,2 152 9,7 24 15

1998 1605 429 26,6 998 62,1 151 9,6 27 1,7

1999 1605 429 26,6 998 62,1 151 9,6 27 1,7

2010 1606 430 27,0 998 62,1 151 9,6 190* В 5 раз

*) реально существующие, но не регистрированные крупные населенные пункты на землях отгонного животноводства с особым статусом.

Источник: Составлено по данным Госкомстата РД

Исследования показывают, что имеет место целый комплекс существующих в горно-кутанной социально-экономической системе проблем. Их предлагается разделить на 5 блоков:

I. Хозяйственно-экономический;

II. Социальный;

III. Ресурсный;

IV. Экологический;

V. Инфраструктурный.

Рассматривая в отдельности предлагаемые блоки, выделим общие проблемы, характерные как для горной, так и равнинной экономическим зонам.

I. Хозяйственно-экономические проблемы.

1. Утеря предназначения кутанной системы и разрыв хозяйственно-экономических связей с «материнскими» горными селениями. Лишение, при этом, горных хозяйств возможностей их обеспечения кормами в связи с крайней недостаточностью собственных ресурсов кормопроизводства в горах.

2. Неурегулированность правового статуса земель отгонного животноводства, отторжения сельского населения, бывших членов колхозов и совхозов от новых арендных отношений при переходе на новые формы хозяйствования и землепользования (СПК).

3. Ускорение миграционных притоков из горного села и расширение не законного строительства на землях отгонного животноводства и скототрассах перегона, ранее принадлежавших государственному фонду. Произошел своего рода «захват» земель. Такая ситуация тормозит экономическое развитие как прикутанных, так и горных населенных пунктов.

4. Дефицит эффективных экономических и социальных моделей, приспособленных к ситуации «ограничения масштаба» в горных условиях.

II. Социальный блок.

1. Дисперсность сети поселений, разбросанность и чересполосица на прикутанных землях.

2. Невозможность решения проблем со статусом более 200 крупных, стихийно образованных поселений на землях отгонного животноводства.

3. Проблемы культурной адаптации внутренних мигрантов.

4. Неразвитость социальной инфраструктуры и разобщенность системы управления социальными вопросами (отдаленность и расположенность).

5. Отсутствие правового статуса объектов здравоохранения, образования и правоохранительной системы, структуры (объекты социальной инфраструктуры).

6. Отсутствие водоснабжения и водоотведения, нормальных условий жизнедеятельности (дорожная сеть, водоснабжение, канализация, мусор, коммуникации).

III. Ресурсный блок.

1. Наличие закрепленных за горными населенными пунктами земель для долгосрочной и круглогодичной хозяйственно-экономической деятельности, но находящиеся в собственности РД.

2. Рассредоточенность и наличие сложной чересполосицы. Вследствие чего практически отсутствует возможность применения новой техники и технологий.

3. Земельные ресурсы перешли к ограниченному кругу лиц, лишив население права землевладения и землепользования в отдельных населенных пунктах и участие в хозяйственной деятельности, как в горах, так и на равнине.

IV. Экологический блок.

1. Засоленность земель.

2. Опустынивание, наступление песков и резкое снижение плотности травостоя, бессистемный выпас скота с кратным превышением допустимых нагрузок на зимние пастбища (по статистике) и недостаточный выпас на летних пастбищах, связанных с отсутствием овцепоголовья (реально), подверженность различной эрозии, бесконтрольность пахоты, полива, распашки, особенно при выращивании бахчевых и овощных культур на низменности.

3. Засушливость и нехватка воды, засорённость территорий ТБО в горной и равнинной зонах.

4. Истощенность артезианских скважин, бесконтрольное выливание на поверхность земли и увеличение в них содержания ядовитых веществ, что оказывает на нее губительное воздействие.

5. Слабая работа по мерам борьбы с болезнями растений, животных и вредными насекомыми, в т.ч. саранчой.

6. Отсутствие скотомогильников, контроля за отходами химизации и их утилизация.

V. Инфраструктурный.

1. Неразвитость или отсутствие полноценной дорожной сети.

2. Транспортная необеспеченность жителей.

3. Полное отсутствие логистических центров.

4. Отсутствие инвестиционных площадок малой формы производства.

5. Отсутствие достаточной социальной инфраструктуры на землях отгонного животноводства.

О стратегии. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 № 151-р.

Цели государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий:

• создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития;

• обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения;

• обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов;

• повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.

«Стратегия пространственного развития» была задумана как ретранслятор, переводчик приоритетов социально-экономического

развития в приоритеты территориального развития. Она должна переводить основы государственной политики регионального развития, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности, в документы территориального планирования федерального уровня.

Предмет стратегии пространственного развития - комплексный анализ трех крупных структур - системы расселения (с анализом диспропорций и изменений, прошедших в последнее время), размещения производительных сил (определение приоритетных

конкурентоспособных видов экономической деятельности для субъектов Российской Федерации), выявления разрывов инфраструктурного каркаса и определения важных направлений, которые должны стать приоритетными, и принесут максимальный экономический и социальный эффект.

Некоторые выводы и рекомендации:

1. Проблем достаточно много, они существуют в горах, на равнине, в городах и их необходимо решить, хотя многие проблемы затруднены, отдельные не разрешимы и решать будет не просто, особенно земельно-правовые отношения в горно-кутанной социально-экономической системе.

2. Дальнейшее откладывание на неопределенный срок указанных проблем даст эффект дальнейшего их усугубления и обострения.

3. Всеми силами и средствами руководству республики и органам местного самоуправления необходимо решить вопрос перехода к рыночным законам и механизмам, навести порядок в отношении бизнеса во всех сферах, перейти на честную, конкурентную среду.

4. Установить жесткий масштабный контроль над соблюдением законов в сфере предпринимательства, землевладения и землепользования, создав функционирующую систему неукоснительного их выполнения всеми.

5. Добиться правильного учета и формирования уточненной статистики во всех сферах экономической деятельности.

6. Для всего комплексного решения проблем нужны квалифицированные кадры, они есть, необходимо расставить их во властных структурах и в МО.

Список литературы:

1. Устойчивое развитие горных территорий Кавказа. Мудуев Ш.С. и

др. Коллективная монография. - М.: Издательство: Институт истории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, 2018. Том 1. - 589 с.

2. Мудуев, Ш.С. Современное состояние, проблемы социально-экономического развития Республики Дагестан и пути их решения // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2018. - № 2. - С.

50-60.

3. Мудуев, Ш.С. Создание федеральной законодательной базы - основа устойчивого развития горных территорий // Грозненский естественнонаучный бюллетень. - 2018. - Т. 3. - № 4 (12). - С. 71-82.

4. Мудуев, Ш.С., Мельхашев, М.М., Султанахмедов, Г.А. Эффективное взаимодействие гор и равнин залог устойчивого развития горных территорий и важнейшая стратегическая задача. В сборнике:

Эффективное развитие горных территорий России. Горный форум -2016: материалы международной научно-практической конференции. С. 128-135. - Махачкала: Издательство: ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства», 2016. С. 432.

5. Мудуев, Ш.С. Актуальные вопросы развития горных территорий. В сборнике: Эффективное развитие горных территорий России. Горный форум - 2016: материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 259-273. - Махачкала: Издательство: ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства», 2016. С. 432.

6. Мудуев, Ш.С., Мельхашев, М.М., Султанахмедов, Г.А. Организация сельскохозяйственной потребительской кооперации в горных районах решит множество проблем. В сборнике: Эффективное развитие горных территорий России. Горный форум - 2016: материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 361-366. - Махачкала: Издательство: ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства», 2016. С. 432.

7. Мудуев, Ш.С., Мельхашев, М.М. Внедрение новых технологий производства качественных кормов - основа повышения конкурентоспособности продукции животноводства. // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 4 (42). - С. 102-107.

8. Мудуев, Ш.С., Мельхашев, М.М. Эффективность и культура землепользования как основа развития сельского хозяйства. Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9 (47). с. 48-52.

9. Мудуев, Ш.С. Создание функционирующей системы сельскохозяйственной потребительской кооперации решит множество социально-экономический проблем в Республике Дагестан. Вопросы структуризации экономики. 2014. № 2. С. 16-20.

10. Мудуев, Ш.С., Мельхашев, М.М. Проблемы продовольственной безопасности Республики Дагестан. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2013. № 4 (25). С. 100-108.

11. Шарипов, Ш.И. Проблемы и перспективы модернизации

агросектора Дагестана. // УЭПС: управление, экономика, политика,

социология. - 2018. -№ 2. - С. 76-79.

12. Шарипов, Ш.И. О роли горных территорий в развитии сельского

хозяйства Республики Дагестан. // В сборнике: Эффективное развитие

горных территорий России. Горный форум - 2016: материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 385-389. -Махачкала: Издательство: ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства», 2016. С. 432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.