Научная статья на тему 'Современное состояние, проблемы социально-экономического развития Республики Дагестан и пути их решения'

Современное состояние, проблемы социально-экономического развития Республики Дагестан и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1021
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ГОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗАКОН / ПРОГРАММА / ЗАБРОШЕННЫЕ СЕЛА / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / СЕЛЬСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / RURAL AREAS / TERRITORIAL DEVELOPMENT / ECONOMIC ZONES / MOUNTAIN AREAS / LAW / PROGRAM / ABANDONED VILLAGES / REPUBLIC OF DAGESTAN / RURAL SETTLEMENT / POPULATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мудуев Ш.С.

В статье проведено исследование и выявлены особенности социально-экономических процессов в территориальных зонах и муниципальных образованиях Республики Дагестан, анализ итогов реализации горной политики и разработаны предложения и рекомендации по повышению эффективности реализации программ территориального развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мудуев Ш.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITION, PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DAGHESTAN REPUBLIC AND THE WAYS OF THEIR SOLUTIONS

The article investigates and reveals the features of socio-economic processes in the territorial zones and municipalities of the Republic of Dagestan, analysis of the results of the implementation of mining policy and developed proposals and recommendations to improve the effectiveness of the implementation of territorial development programs

Текст научной работы на тему «Современное состояние, проблемы социально-экономического развития Республики Дагестан и пути их решения»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 314.145.2 ББК 65

Мудуев Ш.С. - доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических исследований, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Muduev Sh.S. - Doctor of Geological Sciences, leading researcher of the Institute of Social and Economic Research, Dagestan State University of National Economy

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

MODERN CONDITION, PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DAGHESTAN REPUBLIC AND THE WAYS OF THEIR SOLUTIONS

В статье проведено исследование и выявлены особенности социально-экономических процессов в территориальных зонах и муниципальных образованиях Республики Дагестан, анализ итогов реализации горной политики и разработаны предложения и рекомендации по повышению эффективности реализации программ территориального развития. Ключевые слова: социально-экономической развитие, сельские территории, территориальное развитие, экономические зоны, горные территории, закон, программа, заброшенные села, Республика Дагестан, сельское расселение, население.

The article investigates and reveals the features of socio-economic processes in the territorial zones and municipalities of the Republic of Dagestan, analysis of the results of the implementation of mining policy and developed proposals and recommendations to improve the effectiveness of the implementation of territorial development programs.

Key words: socio-economic development, rural areas, territorial development, economic zones, mountain areas, law, program, abandoned villages, Republic of Dagestan, rural settlement, population.

Население.

По официальной государственной статистике, Республика Дагестан по численности населения уже опередила Ставропольский край, находится на 1 месте в СКФО с численностью населения 3 млн. 30 тыс. чел. (Дагестанстат, на 1 января 2018г.). В то же время, по численности экономически активного населения уступает Ставропольскому краю. Доля численности экономически активного населения в общей численности населения в Республике Дагестан -44,3%, а в Ставропольском крае - 49,2%. Рождаемость в Дагестане в 2017 г. составила - 52,9 тыс. чел., в Ставропольском крае - 36,6 тыс. чел. На 1 января 2017 г. численность населения моложе трудоспособного возраста составила 792,9 тыс. чел., в Ставропольском крае - 522,5 тыс. чел., в среднем по СКФО - 338,7 тыс. чел., численность населения старше

трудоспособного возраста в республике составила 403,1 тыс. чел., в то время как в Ставропольском крае - 673,9 тыс. чел., а среднее значение по СКФО - 243,8 тыс. чел. Соотношение численности трудоспособного населения, рождаемости и экономически активного населения показывает некоторое несоответствие в учете численности населения по категориям населения. Полноценную картину можно получить, если рассмотреть статистику по этим показателям в динамике, сопоставив рождаемость и возрастные группы по достижении трудоспособного возраста.

Доходы населения.

Основная доля денежных доходов населения в целом по Российской Федерации приходится на оплату труда - 40%, и около 26,6% - на другие доходы. В Республике Дагестан на оплату труда приходится лишь 10,5% денежных доходов населения и больше 50% денежных доходов составляют другие доходы. При этом среднедушевые денежные доходы населения выше среднемесячной зарплаты, а потребительские расходы в расчете на душу населения (23,4 тыс. руб.) превышают среднемесячную начисленную заработную плату по региону, а также потребительские расходы России в целом. В других субъектах СКФО такая ситуация не наблюдается. Так, показатель среднедушевых денежных доходов населения в республике составил 28,3 тыс. руб., что является самым высоким среди субъектов СКФО (по РФ - 32 место). При этом среднемесячная заработная плата в Республике Дагестан составила 20,6 тыс. руб., занимая последнее место среди субъектов РФ. Таким образом, средняя заработная плата самая низкая, денежные доходы на среднем уровне, а потребительские расходы выше среднероссийских. Часть денежных доходов населения республики формируется за счет не учтенных «теневых» доходов, вся или часть зарплаты выдается без ведомостей и удержаний, в «конвертах», работники работают без официальных трудовых отношений, без социальной защищенности.

Необходимо принять экстренные меры по обеспечению достоверных сведений о численности населения, демографии и миграционных потоках, о денежных доходах населения; требуется легализация неформальной занятости населения и исключение незаконных схем оплаты труда; активизация работы по снижению нелегальной экономики, по легализации предпринимательской деятельности; внедрение безналичных расчетов, в том числе по установке устройств для осуществления платежей через удаленные каналы связи кредитных организаций, особенно в горной зоне республики.

Жилищные условия и инвестиции.

Объем инвестиций на душу населения в Республике Дагестан в 2016 г. составил 65,6 тыс. руб. (по РФ - 100,5 тыс. руб. и по СКФО - 49,7 тыс. руб.). Объемы жилищного строительства возросли, в основном, за счет средств индивидуальных застройщиков. Удельный вес жилых домов, построенных населением за счет собственных и привлеченных средств в общей площади жилья, введенного в Республике Дагестан в 2016 г., составляет 85,7% (1596,5 тыс. кв. метров). Аналогичный показатель по Ставропольскому краю составляет 42,3%, по Чеченской Республике - 95,5 %. В целом в СКФО - 72,3 %. Несмотря на значительное статистическое увеличение объема ежегодно вводимого

жилья, обеспеченность жильем в Дагестане остается ниже показателя в целом по России и СКФО, а с ростом демографических процессов (естественного прироста населения) разрыв увеличивается. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, в Республике Дагестан в 2016 г. составила 18,7 кв. метра (за 2015 год -18,2 кв. метра), что значительно ниже среднероссийского показателя -24,9 кв. метра (за 2015 год - 24,4 кв. метра) и показателя по СКФО - 20,7 кв. метра (за 2015 год - 20,3 кв. метра). Самые высокие показатели в Ставропольском крае - 23,9 кв. метра и в Республике Северная Осетия-Алания - 28,0 кв. метров.

Сельское хозяйство.

Объем валовой продукции сельского хозяйства, по данным Дагестанстат, в 2016 г. составил 113,4 млрд. руб., из которых 72,9% производится гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В республике по состоянию на 1 января 2018 года насчитывается 437,9 тыс. личных подсобных хозяйств населения (далее - ЛПХ), объем производства продукции сельского хозяйства которых составляет 89,2 млрд. руб. (2016 год - 82,7 млрд. руб.).

По итогам 2016 г. ЛПХ занимают значительную долю в производстве большинства видов сельскохозяйственной продукции. Так, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, произведено картофеля - 99,0% от общего объема указанной продукции, овощей -98,0%, плодов - 97,5%, винограда - 51,4%, молока - 66,0%, мяса - 63,0%, яйца - 71,8%. У сельхозтоваропроизводителей ЛПХ, несмотря на высокую долю ручного труда, низкую обеспеченность сельскохозяйственной техникой, отсутствие современных технологий и невыполнение полного цикла агротехнических мероприятий, урожайность основных сельскохозяйственных культур значительно превышает урожайность в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах. Такая картина характерна только для Дагестана. Так по овощам средняя урожайность ЛПХ по Республике Дагестан составляет 337,3 ц/га (наивысший показатель среди субъектов СКФО), по РФ - 214,0 ц/га, по СКФО - 254,4 ц/га. Аналогичная ситуация по картофелю и винограду.

Объемы производства по ЛПХ определяются методом выборочных статистических наблюдений (обследуются порядка 700 ЛПХ, или 0,16% процентов), по итогам которых дается оценка по всем 437,9 тыс. ЛПХ, кроме того, в них сосредоточено 73,1% поголовья КРС (736,2 тыс. гол), из них коровы - 67,8% (327,9 тыс. гол.) и 23,2 % поголовья МРС (1230,4 млн. гол.), что показывает недостоверность статистики в целом и несоответствие реальному положению.

Площадь пастбищ в Республике Дагестан составляет 2543,0 тыс. га, нормативная нагрузка поголовья, на которые должна составлять порядка 2,54 млн. голов КРС и МРС, в то время, как в республике числится порядка 6,3 млн. голов крупного и мелкого рогатого скота.

В соответствии с нормативами, приведенными в Справочнике Минсельхоза России «Прогнозирование и планирование в предприятиях агропромышленного комплекса», потребность в пастбищах на 1 голову взрослого крупного и мелкого рогатого скота (га) составляет в среднем 1,0 га. В среднем по Российской Федерации на одно ЛПХ приходится меньше 1 головы КРС - 0,44 гол.), и одной головы МРС (0,65 гол.), в то время как по Республике Дагестан показатель составляет по КРС -1,68

голов и 2,82 голов по МРС. Вопрос несоответствия численности скота и соответственно производства их продукции подвергается всегда сомнению, однако практические меры по их исправлению не принимаются.

Необходимо принять меры по обеспечению объективности показателей, характеризующих развитие сельского хозяйства, для чего крайне необходимо ускорить внедрение электронного учета, электронного «чипования» поголовья КРС, МРС и других животных, ввести в государственный статистический учет вместе с объемом производства и объемы реализации продукции, установить жесткий контроль над учетом в ЛПХ, СПК, КФХ, в МО ввести электронное ведение похозяйственного учета и иные меры. Обеспечить функционирование автоматизированной системы территориального учета во всех муниципальных районах и городских округах Республики Дагестан. При этом необходимо обеспечить своевременную наполняемость базы данных системы с возможностью постоянной ее актуализации и интеграции с программными продуктами, используемыми другими органами власти. В целях решения указанной проблемы обратиться в адрес ТО Росстата по РД с предложением предоставить перечень хозяйствующих субъектов, не обеспечивающих своевременное представление статистической информации и при необходимости принять в отношении них меры, предусмотренные законодательством.

Горные территории.

В Республике Дагестан из 42-х муниципальных районов 30 относятся к горным территориям и занимают более 44% всей площади республики. Более 920 тыс. чел. проживает в горной зоне.

В горных территориях, от 500 м.н.у.м. и выше, из всего 1645 населенных пунктов республики - 1186 расположены в горах, из которых 492 отнесено к труднодоступным местностям. В этой связи развитие горных территорий является одним из важных приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан.

В целях улучшения социально-экономического положения горных территорий, повышения благосостояния и качества жизни проживающего здесь населения, обеспечения устойчивого экономического роста в республике реализуется Государственная политика республики, принят Закон «О горных территориях Республики Дагестан», утверждена Стратегия социально-экономического развития Территориальной зоны «Горный Дагестан» до 2025 года, Государственная программа Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2014-2018 годы» (далее - Госпрограмма).

В целях реализации мероприятий Госпрограммы создана необходимая нормативно-правовая база (утверждены состав Комиссии, порядок выделения средств и административные регламенты по предоставлению государственных услуг). Реализация мероприятий Госпрограммы осуществляется в основном за счет средств внебюджетных источников.

По данным Минэкономразвития РД, за 3 месяца 2018 г. для реализации мероприятий Госпрограммы из внебюджетных источников привлечено средств в объеме 672,5 млн. руб. (18,4% от общего объема внебюджетных средств, предусмотренных Госпрограммой на 2018 год).

За этот же период достижение целевых индикаторов Госпрограммы составило по объему производства продукции сельского хозяйства 5612,6 млн. руб. (14,7% к индикатору, установленному на 2018 год), объему отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) крупными и средними предприятиями - 2184,7 млн. руб. (23,2%), объему инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 2330,3 млн. руб. (13,6%), объему ввода жилья - 81,6 тыс. кв. м. (26,3%), обороту розничной торговли - 13685,8 млн. руб. (31,0%), среднесписочной численности работников, занятых в малом предпринимательстве - 27803 чел. (42,3%), числу новых рабочих мест -2626 чел. (20,2%), среднемесячным доходам на душу населения - 9985,0 руб. (90,3%) и ежегодному вводу в оборот сельхозугодий в горных районах республики - 2020,9 га (22,5%). Средств государственной поддержки для реализации мероприятий Госпрограммы на 2018 год не предусмотрено, что создает серьезные риски для достижения индикаторов. В связи с этим, существуют риски недостижения индикативных показателей.

Экономика горных территорий в настоящее время характеризуется сильно выраженной сельскохозяйственной специализацией, низким притоком инвестиций в основной капитал, слаборазвитой торговлей и утраченными функциями промышленности. Основное внимание в горных муниципальных районах уделяется развитию реального сектора экономики. Производством сельхозпродукции в горных территориях занимаются 702 сельхозорганизации, 5665 крестьянско-фермерских и более 205 тыс. личных подсобных хозяйств. В отрасли занято более 185 тыс. человек, 20 % всего населения горных территорий.

В горных муниципальных районах Республики Дагестан функционирует 7 предприятий по производству плодоовощных консервов (50% всех предприятий республики), большинство из которых из-за отсутствия оборотных средств не в состоянии провести модернизацию и техническое перевооружение. Никакая финансовая подпитка не решает комплекса экономических проблем, если не созданы работающие инструменты рыночного регулирования.

Для консервных заводов большой проблемой остается отсутствие конкурентоспособного сырья, поскольку практически весь объём плодов и овощей республики производится в частном секторе и их поставки невозможно организовать по ценовым расхождениям, отсутствием доверия и ряду других причин. Поэтому в настоящее время возникла необходимость создания кооперированных и интегрированных структур с сельхозтоваропроизводителями, развитие собственной сырьевой базы по опыту Кабардино - Балкарской республики, где большинство консервных заводов - это современные вертикально-интегрированные предприятия, на которых налажено выращивание и переработка овощей с применением передовых технологий.

Основная часть сельскохозяйственной продукции в горных территориях производится в личных подсобных хозяйствах, где наблюдается высокая доля ручного труда, низкая производительность. Наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания личных подсобных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание товаропроизводителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов, логистических

центров, хранилищ, призванных выполнять функции хранения, переработки, снабжения, сбыта и предоставления различных услуг.

В горных муниципальных районах республики в 2017 году осуществлена реализация 65 инвестиционных проектов, с общим объемом инвестиций 563,7 млн. руб., и по которым создано более 653 новых рабочих мест.

Промышленность горных районов слаборазвита и в основном представлена обрабатывающими производствами, добычей полезных ископаемых, производством мебели, строительных материалов, пластиковых изделий, розливом питьевой воды и др. Особо следует отметить производство изделий народных художественных промыслов, потенциал возрождения и развития которых в последнее время приобретает особую актуальность.

Одной из ключевых проблем в горных территориях является низкое качество электроснабжения. Магистральные сети характеризуются высоким износом, вследствие чего имеет место перебои подачи электроэнергии и значительные потери.

В горных территориях республики достаточно актуальна проблема нехватки квалифицированных кадров. Низкая оплата труда и сезонность работы в горной местности делают данные территории наименее привлекательным для потенциальных работников. Тяжёлые условия работы в горах, значительная доля которой до сих пор приходится на ручной труд, заставляет жителей горных территорий искать альтернативные варианты трудовой занятости.

Горная зона республики располагает огромным потенциалом для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического.

Этнический туризм - это сфера, где пока практически не существует конкуренции. Но разработка и продажа подобных поездок и экскурсий требует креативности и вложения денег.

Учитывая ограниченность средств республиканского бюджета Республики Дагестан, Минэкономразвития РД из 29 мероприятий, предусмотренных к реализации в рамках Госпрограммы, предлагает к финансированию в 2018 году 3 направления:

- строительство малогабаритных теплиц;

- реализация инвестиционных проектов по созданию гибких современных мини-перерабатывающих производств и строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции;

- внесение в уставный капитал лизингодателя средств для приобретения техники (в том числе малогабаритной), оборудования (в том числе маломощного) перерабатывающих производств в целях обеспечения ими населения горных территорий с учетом основных видов и объемов производимой продукции

Кроме того, в настоящее время существующая нормативно-правовая база Республики Дагестан и Российской Федерации позволяет субсидировать на конкурсной основе тепличные комплексы площадью от 3 га и более, плодохранилища мощностью единовременного хранения не менее 500,0 тонн, картофелехранилища и овощехранилища - не менее 1000,0 тонн, что с учетом специфики горных территорий не актуально для Республики Дагестан. Предлагаемое к финансированию мероприятие позволит повысить обеспеченность населения Республики Дагестан в плодоовощной продукции за счет собственного производства, поднять

уровень благосостояния населения, создать дополнительные рабочие места и даст развитие смежным производствам. Строительство малогабаритных теплиц имеет большое значение для развития овощеводства в Республике Дагестан, что обусловлено растущим спросом в межсезонье на овощную продукцию. Предлагаемое к финансированию мероприятие позволит повысить обеспеченность населения Республики Дагестан в плодоовощной продукции за счет собственного производства, поднять уровень благосостояния населения, создать дополнительные рабочие места и даст развитие смежным производствам.

Ключевой проблемой развития реального сектора экономики горных территорий является отсутствие переработки произведённой продукции и современных логистических центров хранения произведенной продукции. Развитие данного направления повысит конкурентоспособность местной продукции и, соответственно, её доступ на внутренние рынки районов и городов республики, позволит формировать партии товаров, создаст дополнительные рабочие места в горных территориях, будет способствовать развитию производства сельскохозяйственной продукции.

Практическое отсутствие финансирования лизинговой деятельности в АПК Республики Дагестан, недофинансирование субсидирования части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники из республиканского бюджета Республики Дагестан, отсутствие рынка механизированных услуг, ухудшение инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей,

удорожание техники ведут к снижению темпов обновления парка сельскохозяйственной техники.

Выводы и рекомендации по развитию горных территорий.

Анализ ситуации в горной территориальной зоне Республики Дагестан выявил множество проблемных вопросов в социально-экономическом отставании от равнинных территорий, аналогичная ситуация в целом по горным территориям в Российской Федерации.

Горная политика в Российской Федерации отсутствует, тогда как во всем мире такая политика существует и осуществляется серьёзная государственная поддержка населению горных регионов.

Горные территории для Республики Дагестан являются стратегическими зонами интересов и имеют значительный потенциал в хозяйственном, экономическом и социальном развитии. Более того, 7 горных районов граничат с иностранными государствами.

В то же время, горные районы и населенные пункты Дагестана сильно отстают и нуждаются в государственной поддержке.

Отток населения из гор оказывает негативное воздействие и на состояние равнинной зоны. Миграционная убыль населения горных районов за последние три года составила более 30 тыс. человек.

Для сохранения населения и населенных пунктов в горах, необходимо принять ускоренные меры по развитию производственной и социальной инфраструктуры. Ввести налоговые льготы, льготы на энергоносители, надбавки к производству продукции в виде субсидий, компенсаций и дотаций. Решить вопросы повышения качества жизни людей, проживающих в горах. Восстановить или вновь создать систему снабжения жителей гор сжиженным газом.

Созданная нормативно-правовая база по горной политике в Республике Дагестан не находит реальной поддержки и реализации, которая сдерживается из-за отсутствия политической воли и организации работы на местах.

Разработанные нами и представленные Президенту Российской Федерации на предмет рассмотрения проекты закона «О горных территориях Российской Федерации» и Горной хартии, не получили поддержки у федеральных органов исполнительной власти.

Минкавказ РФ инициирован проект модельного закона «О развитии и охране горных регионов стран СНГ», для чего создана рабочая группа при Комитете Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональному развитию, местному самоуправлению и делам Севера. Северная Осетия и Дагестан имеют свой опыт разработки и принятия Горных законов.

В состав рабочей группы входят представители многих министерств и ведомств (всего 23 человека). Науку представляют два института - Институт географии РАН (В.А. Колосов, А.Н. Гуня, давно и активно сотрудничающмй с Минкавказа РФ по этому вопросу. Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (М.Ю. Мартынова, директор ин-та, Старченко Р.А., зам. директора и Степанов В.В., в.н.с.). От Дагестана предложен Мудуев Ш.С. и от Северной Осетии-Алании Караев Ю.И.

Первое заседание рабочей группы состоялось в Совете Федерации 20 июня. Были сформулированы задачи по подготовке материалов для содержательного обоснования и выработки правовых подходов, которые будут переданы в профильную Комиссию Межпарламентской Ассамблеи стран-участников СНГ (МПА) для дальнейшей работы.

Предложения Минэкономразвития РД по реализации Программы социально-экономического развития горных территорий 2014-2018гг.

Учитывая, что горные территории являются стратегическими зонами интересов и имеют значительный потенциал в хозяйственном, экономическом и социальном развитии, целесообразно при очередной корректировке республиканского бюджета Республики Дагестан предусмотреть финансовые средства на реализацию первоочередных мероприятий Госпрограммы в сумме 80,0 млн. руб.:

- на субсидирование строительства малогабаритных теплиц - 25,0 млн. руб.;

- на реализацию инвестиционных проектов по созданию гибких современных мини-перерабатывающих производств и строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции - 35,0 млн. руб.;

- внесение в уставный капитал лизингодателя средств для приобретения техники (в том числе малогабаритной), оборудования (в том числе маломощного) перерабатывающих производств в целях обеспечения ими населения горных территорий с учетом основных видов и объемов производимой продукции - 20,0 млн. рублей.

Предлагаемые к финансированию мероприятия позволят привлечь внебюджетные инвестиции, повысить обеспеченность населения Республики Дагестан в плодоовощной продукции за счет собственного производства, поднять уровень благосостояния населения,

создать дополнительные рабочие места и даст развитие смежным производствам. Однако для реализации намеченных мероприятий и получения результатов такое финансирование явно не хватает.

Выводы и предложения по СЭР республики.

(Предложения были представлены автором статьи еще в 2006 г. на встрече с Президентом РД)

Первое. В республике отсутствует реальная информация об экономической обстановке, что ставит под сомнение все происходящее. Существующая управляемая статистика является самообманом и самоуспокоением, удобна руководителям всех уровней, отраслей и формируется как угодно и кем угодно, кому выгодно, а что еще хуже, вообще отсутствие необходимой информации приводит к неточному анализу состояния и неправильному прогнозированию. Это всем известная ситуация. Не хочется винить конкретно кого-то, так как система и методика такая сложилась, что никто не несет никакой ответственности в искажении статистики. Поэтому на основе ложного анализа принимаются неэффективные управленческие решения, а к чему это приводит известно всем. Болезненно, но необходимо в этом вопросе навести порядок, чтобы во власти знали, что мы имеем и что не имеем. К примеру, наличие поголовья животных, в частности овец. Показываемого количества овец, числящихся по официальной статистике и которыми мы «гордимся» (6 млн.) у нас в республике нет и практически быть не может. Исходя из чего следует это утверждение? Во-первых, такое количество овец содержать и кормить у нас нет площадей и условий, негде их разместить при наших скудных кормовых базах и землях: по нормативам на 1 га приходится 1 голова, а где такие пастбища, чтобы разместить 5-6 млн. поголовья овец. В содержании такого количества животных, по нормативам требуется не менее 30 тыс. занятого населения. Минсельхоз РД показывает 2-3 тыс., занятых животноводов. Зачем и кому это надо? А затем, чтобы получать не уловимые дотации. Из этого вытекает вторая проблема, которая заключается в том, что дотации не доходят до реального сельхозпроизводителя, а «теряются» по пути, что является источником развития коррупции и хищений.

Второе. Проблема сбыта производимой продукции во всех районах есть, но одним такая ситуация выгодна, а обществу - нет, однако в этом направлении со стороны государства и муниципальных органов власти ничего не делается. Необходимо управление и государственная поддержка в создании современной структуры, с участием муниципальных образований заняться созданием сети предприятий и организаций, хотя бы первичной переработки сырья: бойни животных с механизированным съемом шкур, их засолка, вытяжка для стандартной засушки, сельхозкооперативы по закупке, переработке, хранению продукции и их сбыте. Но на деле происходит то, что происходило в прошлом - производители оставались с большими убытками, посредники и торговцы быстро обогащаются, выходят с легкими и большими прибылями. Это отторгает работников производственной сферы. Поэтому и бегут в города на торговлю.

Третье. Большой проблемный вопрос для республики - это земельные проблемы. Без законного и справедливого их решения конфликты будут расти, а спад сельского хозяйства продолжаться. В начале девяностых годов их было 7, а теперь стало более 150 проблем и

процесс роста продолжается. Решить эту проблему не сложно, если искусственно не создавать сложности. Необходимо вернуться к законным решениям земельных вопросов. Земля должна находиться у тех, кто может использовать ее эффективно и с пользой. Нельзя связывать эти проблемы с политикой и с этническими вопросами.

Четвертое. Техническое оснащение реальных производителей продукции сельского хозяйства, что даст хороший эффект, а без достаточной техники сельское хозяйство не сможет никак развиваться. Кроме того, необходимо создать сеть современных, перерабатывающих предприятий с новым современным оборудованием и технологиями, надо строить малогабаритные хранилища плодов, овощей для обеспечения населения продукцией в круглый год, причем с размещением в местах производства продукции.

Пятое. Наша республика аграрная, большая часть населения республики проживает в сельской местности, в горной части и тут особый подход нужен по вовлечению людей к работе. Через некоторое время мы окажемся в затруднительном положении, если эти вопросы не найдут быстрого решения или не будут решаться. Сельхозпроизводство, переработка и сбыт, если смогут организовать правильно, то прорыв неизбежно получим. Выбор направлений животноводства - племенная работа, растениеводства - семеноводство. Нужна научно-обоснованная система ведения сельского хозяйства, ее нужно разработать и иметь под рукой каждому руководителю района, поселения, отрасли, республики.

Шестое. Для развития промышленности нужна отдельная стратегия, в документе необходимо расписать, чем и в каком направлении работать, заниматься, так просто развивать промышленность уже не возможно, требуется мощная энергетическая обеспеченность. Энергетика, производство строительных материалов, или другая промышленность, основанная на собственные инновационные разработки, ресурсы и сырье, у нас отсутствуют в достаточном количестве. Кроме того, необходимо открыть сборочные производства на первых порах, затем по китайской практике постепенно перейти на собственное изготовление, так можно открыть новые производства и создать множество рабочих мест.

Седьмое. Туризм в Дагестане с устаревшими подходами будет невозможно развивать. Туризм, как экономический сектор и вид деятельности, для нас представляет большой интерес. В этом направлении у нас действительно есть ресурсы, но все превращено в торговый туризм, больше с выездом из республики. Необходимо создать новые, современные условия для развития горного и рекреационного туризма, дать свободу и землю инвесторам, мобилизовать и заинтересовать специалистов и население.

Список литературы:

1. Доклад о социально-экономическом развитии Республики Дагестан за 2016 год. - Махачкала, Дагестанстат, 2018.

2. Предварительные показатели социально-экономического развития Республики Дагестан. - Махачкала, Дагестанстат, 2018.

3. Мудуев Ш.С., Мельхашев, М.М. «Проблемы продовольственной безопасности Республики Дагестан» // Известия ДГПУ, научный журнал «Естественные и точные науки» - 2013 - № 4 (25).

4. Мудуев, Ш.С., Мельхашев, М.М., Султанахмедов, Г. А. Организация сельскохозяйственной потребительской кооперации в горных районах решит множество проблем Эффективное развитие горных территорий России // Материалы Международной научно-практической конференции Под общей редакцией: Бучаева Г.А, Абдулманапова С.Г., Мудуева Ш.С. (Горный форум - 2016). - Махачкала: ДГУНХ, 2016. - 432 с.

5. Материалы Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан, 2018.

УДК: 332.1 ББК 65

Серова Н. А. - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ «Кольский научный центр РАН», г.Апатиты

Яковчук А. А. - аспирант, младший научный сотрудник, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина ФИЦ «Кольский научный центр РАН», г.Апатиты

Serova N.A. - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Luzin Institute of Economic Problems Federal Test Center "Kola Science Center of RAS", Apatity

Yakovchuk A.A. - Post-graduate student, Junior Researcher, Luzin Institute of Economic Problems Federal Test Center "Kola Science Center of RAS", Apatity

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

INVESTMENT PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Статья посвящена анализу приоритетных направлений инвестиционного развития Арктической зоны РФ. Наибольшее внимание уделено наиболее капиталоемким и масштабным инвестиционным проектам в сфере добычи полезных ископаемых, развития транспорта и энергетики, т.к. именно данные проекты являются факторами укрепления позиций России в Арктике и способны стать «драйверами» социально-экономического развития арктических регионов страны.

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, инвестиционное развитие, приоритетные инвестиционные проекты

The article is devoted to the analysis of priority directions of investment development of the Arctic zone of the Russian Federation. The greatest attention is paid to the most capital-intensive and large-scale investment projects in the field of mining, transport and energy development, these projects are the factors that strengthen Russia's position in the Arctic and can become the "drivers" of social and economic development of the Arctic regions of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.