Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

СОВРЕМЕННОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЕ РЕГИОНЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОРНАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мудуев Шахмардан Ситтикович

Цель. В исследовании рассмотрены вопросы правового обеспечения решений проблем территориального развития российских горных регионов на примере Республики Дагестан. Методы. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов зарубежных стран и субъектов Российской Федерации, модельного закона «О развитии и сохранении горных территорий стран СНГ», реализация программы «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2020-2025 годы» позволил определить подходы к разрешению общих и локальных проблем горных муниципальных районов Дагестана. По проблемам практической реализации горной политики в отдельном регионе потребовался комплексный учет социальных, экономических, природно-климатических условий жизнедеятельности, исторически сложившегося уклада жизни и ведения хозяйства в горных местных сообществах Дагестана. Результаты. Изучены теоретические и практические аспекты политико-правовых и практических проблем развития горных территорий. Выводы. Необходимо изменить подходы к изучению потребностей и активизировать инициативность и организованность местных сообществ в решении собственных вопросов на уровне муниципальных поселений и развития горных территорий в целом, повышения эффективности и действенности реализации программных мероприятий по государственной поддержке и развитию горных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мудуев Шахмардан Ситтикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REGULATORY SUPPORT AND EXPERIENCEIN PROBLEMS SOLVING OF MOUNTAINOUS AREAS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Aim. The article deals with the issues of regulatory support for solutions to the problems of territorial development in Russian mountain regions the case of the Republic of Dagestan. Methods. A comparative analysis of the regulatory legal acts of foreign countries and constituent entities of the Russian Federation, the model law "On the development and preservation of mountainous territories in the CIS countries", the implementation of the program "Socio-economic development of mountainous territories in the Republic of Dagestan for 2020-2025" made it possible to determine approaches to resolving general and local problems of the mountainous municipal regions in Dagestan. On the problems of the practical implementation of mining policy in a particular region, a comprehensive account of social, economic, natural and climatic conditions for life, the historically established way of life and economic management in the mountainous local communities of Dagestan was required. Results. The theoretical and practical aspects of the political, legal and practical problems in the development of mountain areas have been studied. Conclusions. It is necessary to change the approaches to the study of needs and to intensify the initiative and organization of local communities in solving their own issues at the level of municipal settlements and the development for mountain areas in general, to increase the efficiency and effectiveness for the implementation of program measures for state support and the development of mountain areas.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

Естественные и точные науки ••• 97

Natural and Exact Sciences •••

Науки о Земле / Chemical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 911.3:316

DOI: 10.31161/1995-0675-2020-14-4-97-103

Современное нормативно-правовое обеспечение и опыт решения проблем горных территорий

Республики Дагестан

© 2020 Мудуев Ш. С.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Махачкала, Россия; e-mail: mud51@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В исследовании рассмотрены вопросы правового обеспечения решений проблем территориального развития российских горных регионов на примере Республики Дагестан. Методы. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов зарубежных стран и субъектов Российской Федерации, модельного закона «О развитии и сохранении горных территорий стран СНГ», реализация программы «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2020-2025 годы» позволил определить подходы к разрешению общих и локальных проблем горных муниципальных районов Дагестана. По проблемам практической реализации горной политики в отдельном регионе потребовался комплексный учет социальных, экономических, природно-климатических условий жизнедеятельности, исторически сложившегося уклада жизни и ведения хозяйства в горных местных сообществах Дагестана. Результаты. Изучены теоретические и практические аспекты политико-правовых и практических проблем развития горных территорий. Выводы. Необходимо изменить подходы к изучению потребностей и активизировать инициативность и организованность местных сообществ в решении собственных вопросов на уровне муниципальных поселений и развития горных территорий в целом, повышения эффективности и действенности реализации программных мероприятий по государственной поддержке и развитию горных территорий.

Ключевые слова: горные регионы, социально-экономическое развитие, пространственное развитие, региональное развитие, местные сообщества, планирование, горная зона.

Формат цитирования: Мудуев Ш. С. Современное правовое обеспечение и проблемы развития горных территорий Республики Дагестан // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2020. Т. 14. № 4. С. 97-103. DOI: 10.31161/1995-06752020-14-4-97-103_

Modern Regulatory Support and Experiencein Problems Solving of Mountainous Areas in the Republic of Dagestan

© 2020 Shakhmardan S. Muduev

Dagestan State University of National Economy Makhachkala, Russia; e-mail: mud51@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The article deals with the issues of regulatory support for solutions to the problems of territorial development in Russian mountain regions the case of the Republic of Dagestan. Methods. A comparative analysis of the regulatory legal acts of foreign countries and constituent entities of the Russian Federation, the model law "On the development and preservation of mountainous territories in the CIS countries", the implementation of the program "Socio-economic development of mountainous territories in the Republic of Dagestan for 2020-2025" made it possible to determine approaches to resolving general and local problems of the mountainous municipal regions in Dagestan. On the problems of the practical implementation of mining policy in a particular region, a comprehensive account of social, economic, natural and climatic conditions for life, the historically established way of life and economic management in the

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 4. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 4. 2020

mountainous local communities of Dagestan was required. Results. The theoretical and practical aspects of the political, legal and practical problems in the development of mountain areas have been studied. Conclusions. It is necessary to change the approaches to the study of needs and to intensify the initiative and organization of local communities in solving their own issues at the level of municipal settlements and the development for mountain areas in general, to increase the efficiency and effectiveness for the implementation of program measures for state support and the development of mountain areas.

Keywords: mountain regions, socio-economic development, spatial development, regional development, local communities, planning, mountain zone.

For citation: Muduev Sh. S. Modern Regulatory Support and Experience in Problems Solving of Mountainous Areas in the Republic of Dagestan. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2020. Vol. 14. No. 4. Pp. 97-103. DOI: 10.31161/1995-0675-2020-14-4-97-103 (In Russian)

Введение

Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 г., принята Повестка дня на XXI век [8], в которой особо выделены проблемы устойчивого развития горных регионов в контексте рационального использования уязвимых экосистем (гл. 13). Горная тема давно стала объектом пристального внимания мирового сообщества. Однако документ принял и другие главы («Борьба с нищетой» (гл. 3), «Динамика населения» (гл. 5), «Комплексный подход к рациональному использованию земель и иных природных ресурсов» (гл. 10-12), которые имеют также отношение к обеспечению устойчивого развития горных территорий и призваны решать целый ряд проблем демографического, экономического и экологического характера [3].

В 1991 г. европейскими странами была принята Альпийская конвенция, вступившая в силу в 1995 г., именно поэтому главой 13 Повестки на XXI век подчеркивается, что горы являются важным источником водного, энергетического и биологического разнообразия, ценнейших ресурсов, открывают широкие возможности в плане отдыха. С экологической точки зрения горы имеют большое значение для глобальной экосистемы. Вместе с тем горные экосистемы восприимчивы к ухудшению окружающей среды. В социальном плане для проживающего в горных районах населения характерна повсеместная бедность и утрата традиционных навыков. Поэтому, в целях надлежащего управления горными ресурсами и социально-экономического развития горных регионов, требуется принятие немедленных мер.

По инициативе ООН 2002 г. был провозглашен Международным годом гор. К устойчивому развитию горных регионов

имеют прямое отношение и Рекомендации Конференции ООН по развитию 2012 г. (Рио +20) [2].

Анализ. Республика Дагестан по территории (50,3 тыс. кв. км) и численности населения (3,08 млн человек) является одним из самых крупных субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе.

Анализ современного состояния горных территорий Республики Дагестан и проблем социально-экономического развития показывает, что сохраняется тенденция оттока населения с горных территорий, что связано с низким уровнем качества жизни населения.

Сохранение и развитие горных территорий является стратегически важной задачей для республики, а это невозможно без соответствующего обеспечения занятости населения, развития реального сектора экономики, а именно создания рабочих мест, повышения доходов, далее -укрепления экономического потенциала муниципальных образований.

Горные территории Республики Дагестан граничат на юге с Азербайджаном, на юго-западе - с Грузией, на западе - с Чеченской Республикой, занимают 22,4 тыс. кв. км (44,0 % всей площади). Их природно-климатические особенности, отличающиеся от равнинных, обусловливают специфические параметры функционирования природных экосистем, создают особые условия обитания людей, влияющие на их здоровье, образ жизни и повседневную деятельность. В горной зоне расположены 1186 населенных пунктов (72 % от числа н. п.). В соответствии с Законом Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» 492 н. п. отнесены к труднодоступным местностям, они расположены в зоне особых условий и в первой горной зоне [5].

Естественные и точные науки ••• 99

Natural and Exact Sciences •••

Академик Г. Е. Авакян считает, что «Под горной территорией нужно понимать пространство, на котором все количественные и качественные изменения по вертикальным поясам, где профиль, характер и условия ведения сельскохозяйственного производства, и особенно производительность совокупного общественного труда, резко отличаются от равнины и особенно низинных областей». В Европейской Хартии горных регионов [4] (статья 2), утвержденной Советом Европы, принято следующее определение: «Исходя из целей настоящей Хартии, стороны интерпретируют термин «горные регионы» в понимании местностей, где высота рельефа и климат создают особые условия, влияющие на повседневную человеческую деятельность».

Из общего числа населенных пунктов, расположенных в границах горных территорий, крупных с населением свыше 5 тыс. человек - 20, с численностью населения до 100 человек - 267. Численность населения горных территорий на начало 2018 г. составляла 931,1 тыс. чел. (30,2 %). Плотность населения - 41,7 чел./кв. км (в среднем по РД - 61,2 чел./кв. км). В 2018 г. естественный прирост населения горных территорий составил 9,5 тыс. чел., выросла миграционная убыль населения с 2340 чел. в 2017 г. до 4852 чел. в 2018 г.

Одной из первоочередных задач, стоящих перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в республике, является создание благоприятных условий для проживания населения в горной зоне, а также снижение темпов переселения жителей с гор на низменность.

Земельный фонд горных территорий составляет 3290,2 тыс. га. В него входят земли, расположенные в границах муниципальных образований, и земли, находящиеся за пределами муниципальных районов. Горные территории имеют значительный потенциал земельных ресурсов для развития сельскохозяйственного производства. С учетом наличия земель в равнинной части, закрепленных за муниципальными поселениями горных территорий, ситуация с земельными ресурсами относительно благоприятная.

Площадь земельных ресурсов на душу населения по горным территориям со-

ставляет 3,5 га/чел. (по республике - 1,6 га/чел.) [6].

В общей площади земель горных территорий доля земель сельскохозяйственного назначения составляет 48,8 %, земель лесного фонда - 9,8 %. По комплексу природных факторов горные территории относительно благоприятны для отдельных видов хозяйственной деятельности, в первую очередь, сельского хозяйства (летнего пастбищного животноводства), туризма и рекреации.

Бальнеологические и туристско-рекреационные ресурсы используются не в полной мере, хотя имеют значительный потенциал.

В ближайшей перспективе определенную роль в развитии горных территорий будет играть туристско-рекреационная деятельность, представленная уникальными природными и историческими памятниками, разнообразными и привлекательными туристскими маршрутами, объектами туристско-рекреационного назначения, способная оказать положительное влияние на смежные отрасли агропромышленного комплекса и народных художественных промыслов.

Основа производственного потенциала горных территорий - агропромышленный комплекс, в значительной части ориентированный на производство сельскохозяйственной продукции с небольшой долей ее переработки. Развитие перерабатывающей отрасли будет способствовать развитию агропромышленного комплекса в целом.

В 2019 г. в целях реализации мероприятий по развитию горных территорий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 февраля 2020 г. № 21, утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан», а также соответствующие порядки господдержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в горной зоне [1].

На реализацию программы в республиканском бюджете Республики Дагестан в 2020 г. выделено 70 млн руб. на субсидирование произведенных затрат семи мероприятий, по четырем из которых производится субсидирование (возмещение) до 50 % затрат (но не более 3 млн руб.) на реализацию инвестиционных проектов (1. на приобретение оборудования по произ-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 4. 2020

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 14. N0. 4. 2020

водству пищевой продукции; 2. строительство малогабаритных теплиц; 3. строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции; 4. создание и модернизация предприятий по производству промышленной продукции).

Кроме того, предусматривалось мероприятие по возмещению до 50 % затрат (но не более 50 тыс. руб.) на приобретение личными подсобными хозяйствами малогабаритной сельскохозяйственной техники. Это производилось впервые в Российской Федерации.

Все виды поддержки связаны с возмещением производственных расходов сельхозпроизводителей и физических лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством. Еще одно мероприятие, не связанное с субсидированием - это учреждение и выделение гранта на проведение научно-исследовательской работы «Анализ социально-экономической ситуации горных территорий Республики Дагестан и определение их экономического потенциала в разрезе основных базовых экономических комплексов» в целях глубокого изучения ситуации и сопровождения госпрограммы на предстоящий период.

Перечень мероприятий государственной программы предполагает, в основном, поддержку проектов, направленных на создание новых производств и сформирован с учетом мнений сельских сообществ, предпринимателей и органов местного самоуправления.

В 2020 г. с выездом на места автором статьи совместно с администрациями муниципальных образований горных территорий, Минэкономразвития РД, Минсельхозпрод РД проведена широкая информационная компания, инициировали помощь, консультировали представителей бизнеса и местное сообщество об условиях участия в конкурсном отборе и формировании необходимых документов. Было сделано все, чтобы довести информацию о государственной помощи до каждого жителя, предпринимателя.

В ходе подготовки порядков предоставления субсидий были исключены необоснованные требования, излишние ограничения. Заявки предусматривалось принимать два месяца, при этом, по просьбам заявителей, приняли решение о продлении сроков. Для удобства прием

заявок был организован, в том числе во всех филиалах МФЦ республики.

Несмотря на проведенную большую организационную работу, на получение субсидии в рамках горной программы приняли участие всего 25 заявок по проектам с общим объемом 43,8 млн рублей (из них субсидия из республиканского бюджета - 21,7 млн руб.) и 3 заявки на получение гранта.

Все проекты были допущены к конкурсу, однако в предоставлении субсидий было отказано 21 заявителю, причинами отказа явились неготовность людей к деятельности в рамках законов и требований легальной работы.

Помимо основных условий для участия в конкурсном отборе - отнесение объекта к указанным выше направлениям, осуществление деятельности и реализация инвестиционного проекта на высоте более 500 м н. у. м., предполагалось соответствие ряду требований, одним из которых является отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, имелись вопросы, связанные с использованием земельных участков, а именно несоответствие вида разрешенного использования на него. В основном у заявителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществлено строительство объектов по проектам на землях, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства [7].

Неурегулированность земельных отношений является главным препятствием и проблемой получения господдержки. Многие заявители в сельской местности повсеместно не имеют правообладающие документы на землю, имеют просроченные задолженности по платежам, сами пассивны и консервативны во многих вопросах. Мы сталкиваемся с отсутствием доверия друг другу, к местным и вышестоящим органам власти, желанием и стремлением оставаться в тени, хотя все понимают, что это препятствует, а не способствует получению той или иной государственной помощи. Необходимо в корне изменить и улучшить диалог и работу по взаимодействию властей всех уровней и местных сообществ, активизировать инициативу и собственную ответственность, бороться и стремиться к ликвидации иждивенческих настроений и активному вхождению в правовое поле!

Естественные и точные науки ••• 101

Natural and Exact Sciences •••

Вместе с тем необходимо с начала года объявлять и в течение года принимать заявки, периодически рассматривая и оказывая помощь селянам в подготовке документов. В бюджете на 2021 г. средства на реализацию программы предусмотрены. Механизмы и меры поддержки следует пересмотреть, направления деятельности - расширить, в субсидирование включить все имеющиеся виды экономической деятельности.

Это позволит устранить временные издержки, что даст возможность заявителю при первичном возврате документов устранить ошибки, урегулировать земельные и другие вопросы (в случае отсутствия правоустанавливающих документов, наличия задолженности по налогам и другим платежам), позволит обеспечить деятельность предпринимателя в правовом поле. Это поспособствует созданию рабочих мест, увеличит налогооблагаемую базу, стимулирует развитие территорий.

Рекреационные ресурсы горных территорий - это в первую очередь разнообразные горные ландшафты, широкий выбор целебных минеральных вод, благоприятные природно-климатические условия, наличие множества уникальных природных, исторических и культурных памятников, сравнительно благоприятная экологическая среда. Все перечисленное представляет широкие перспективы развития в горных территориях туристско-рекреационной отрасли и ее инвестиционную привлекательность, и позволяет формировать туристско-рекреационное направление развития горных территорий. Эта отрасль будет оказывать положительное влияние на развитие сопутствующих и смежных отраслей агропромышленного комплекса и народных промыслов.

Однако, несмотря на наличие условий, в горных территориях туристско-рекреационная деятельность слабо развита. Фактором, сдерживающим развитие туристско-рекреационного комплекса, является низкое качество предоставляемых туристических услуг и отсутствие в горных территориях действующей инфраструктуры для отрасли.

Заключение

Горные территории обладают определенными конкурентными преимуществами и потенциалом, использование которых даст возможность перехода к социально-экономическому развитию. В то же время, все еще не созданы необходимые и

достаточные условия для развития предпринимательства, бизнеса, не сформирована инфраструктура, не внедряются новые технологии. Культура земледелия и землевладения находятся в запущенном виде.

Все разработанные, принятые документы стратегического планирования и государственные программы федерального, регионального уровней являются документами сугубо управленческого характера. Местные сообщества находятся в отрыве от местных муниципалитетов, жители, предприниматели не воспринимают и не доверяют местным властям.

Нет целенаправленной, консультационной, практической работы с местным населением, беседы и наблюдения показывают, что для многих горных муниципальных районов и поселений жизнь рядовых людей находится внизу и их будущее не совсем интересно.

Научному сообществу и власти необходимо навсегда перестать утверждать о непременном, безвозвратном опустошении горной местности и угасающей жизни в ней. Подобные необоснованные выводы и заявления формируют безответственную политику по сохранению и развитию жизни в горах и отношение к горным проблемам.

Никакая цивилизация не остановит жизни в горах. Есть явления временного характера, которые при изменениях и переменах масштабного характера общественно-политической формации запускают процессы адаптации к новым условиям, но все эти явления со временем налаживаются и возвращаются на свои места.

Возвратно-поступательная форма миграционных процессов не наносит большого урона горным системам, при возвращении все меняется на новую, более цивилизованную форму организации жизни в горах, привносятся новые технологии, техники, появляются новые виды деятельности. К таким перспективным формам относятся цифровые технологии, коммуникации и создаваемые рабочие места на этой почве. Людям в горах станет комфортней жить с совершенствованием дорожно-транспортных и 1Т-технологий.

Исторически такие формы проявлялись в 100-150 лет, и в это время внедрялись новые технологии, завозили новую одежду, домашнюю утварь, ремесла. Подобное явление наблюдалось на рубеже

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 4. 2020

••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 14. N0. 4. 2020

Х1Х-ХХ вв., когда металлообработка и ремесла просачивались в горную местность, появлялись целые промыслы, развивалась торговля. В это время появилась новая архитектура, арочные формы, этажность горного жилья, крыши с деревянными и металлическими покрытиями, появлялась мебель, посуда, ассортимент, менялось качество еды.

В настоящее время уже появляются некоторые тенденции возвращения в горы, не потоками, не беженцами, а инвесторами, новыми собственниками и работодателями. Это придает надежды, мотивирует и влияет на закрепление людей в горах.

Как уменьшить отток населения из горной местности в города?

- Для сокращения оттока и сохранения оптимальной численности в горной зоне необходимо продолжить и ускорить строительство социальных объектов, дорог, производственной инфраструктуры, несмотря на бюджетные расходы, которые со временем оправдаются.

- Руководители администраций муниципальных образований сел должны избираться волеизъявлением местного сообщества прямыми выборами на справедливой, открытой основе, из числа компетентных управленцев, грамотных, образованных людей. Это изменит отношение людей к власти и вернет доверие и активность населения в местном самоуправлении.

- Навести полный порядок в земельных отношениях и землепользовании, путем принятия единых правил пользования земельными ресурсами и установлением верхнего предела наличия поголовья для жителей горных населенных пунктов. Все эти вопросы должны решаться на уровне рядовых жителей поселений.

- Усилить реальную работу по взаимодействию уровней власти с населением, в целях мотивации и стимулирования местных сообществ.

граммы Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан»: Постановление Правительства Республики Дагестан от 18 февраля 2020 г. № 21.

2. Баденков Ю. П., Дунец А. Н., Мудуев Ш. С., Мухаббатов Х. М. Модернизация и развитие горных районов: советский и российский опыт // Устойчивое развитие горных территорий. 2016. Т. 8. № 4. С. 323-337.

- Широко использовать, стимулировать и практиковать господдержку простых людей, квалифицированных специалистов, переезжающих в село после получения образования. Неотложным является укрепление школ молодыми высококвалифицированными педагогическими кадрами с учетом того, что родители желают нового, современного обучения и получения образования их детьми.

- Расширить возможности и направления субсидирования по государственной программе «Социально-экономическое развитие горных территорий» и продолжить ее реализацию.

Какие шаги можно предпринять, чтобы сохранить традиционное дагестанское село и возможно ли это?

- Стимулирование сохранения архитектуры традиционно построенных домов, строительство современных дорог до сел.

- Мотивация создания музеев, строительство зданий и сохранение малокомплектных школ, объектов здравоохранения.

- Коренным образом улучшить и обеспечить устойчивое энергоснабжение сельского населения.

- Стимулировать, а не осуждать строительство домов и развивающийся дачный образ жизни в возрождаемых горных селах.

- Внедрять в производство новые, современные технологии, технику и цифровые отрасли для облегчения физически тяжелых работ, наладить дистанционные формы деятельности работ и услуг, для чего необходимо обеспечить устойчивым, широкоформатным скоростным интернетом.

- Стимулировать создание на уровне личных подсобных хозяйств кооперативной деятельности, условий для торговли, внедрение мелких производственных цехов, производств легкой промышленности и других видов деятельности с использованием местных ресурсов.

ственно-правового обеспечения устойчивого развития горных регионов России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 1. С. 166-196.

4. Голова И. М., Суховей А. Ф., Никулина Н. Л. Проблема повышения инновационной устойчивости регионального развития // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 1. С. 308-318.

5. Мудуев Ш. С. Актуальные вопросы развития горных территорий // Эффективное разви-

Литература

1. Об утверждении государственной про- 3. Галиновская Е. А. Проблемы государ-

Естественные и точные науки ••• 103

Natural and Exact Sciences •••

тие горных территорий России: материалы Международной научно-практической конференции (26-29 июля 2016 г.). Махачкала, 2016. С. 259-273.

6. Мудуев Ш. С., Мельхашев М. М., Султа-нахмедов Г. А. Эффективное взаимодействие гор и равнин залог устойчивого развития горных территорий и важнейшая стратегическая задача // Эффективное развитие горных территорий России: материалы Международной научно-практической конференции (26-29 июля 2016 г.). Махачкала, 2016. С. 128-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy pro-grammy Respubliki Dagestan «Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie gornykh territoriy Respubliki Dagestan»: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 18 fevralya 2020 g. № 21 [On Approval of the State Program of the Republic of Dagestan "Social and Economic Development for Mountainous Territories in the Republic of Dagestan": Government Resolution of the Republic of Dagestan, dated February 18, 2020 No. 21]. (In Russian)

2. Badenkov Yu. P., Dunets A. N., Muduev Sh. S., Mukhabbatov Kh. M. Modernization and development of mountain regions: Soviet and Russian experience. Ustoychivoe razvitie gornykh territoriy [Sustainable Development of Mountain Territories]. 2016. Vol. 8. No. 4. Pp. 323-337. (In Russian)

3. Galinovskaya E. A. Issues of state and legal support for sustainable development of mountain regions in Russia. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Issues of State and Municipal Management]. 2020. No. 1. Pp. 166196. (In Russian)

4. Golova I. M., Sukhovey A. F., Nikulina N. L. The problem of increasing of the innovative sus-tainability for regional development. Ekonomika regiona [Economy in the Region]. 2017. Vol. 13. No. 1. Pp. 308-318. (In Russian)

5. Muduev Sh. S. Topical issues in the development of mountainous territories. Effektivnoe razvitie gornykh territoriy Rossii: materialy

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Мудуев Шахмардан Ситтикович, доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, НИИ управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; e-mail: mud51@mail.ru

7. Шарипов Ш. И., Мудуев Ш. С., Ибрагимова Б. Ш. Государственное стимулирование развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 10 (481). С. 1946-1960.

8. Повестка дня на XXI век: принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901894820 (дата обращения: 15.11.2020)

Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii (26-29 iyulya 2016 g.) [Effective Development of Mountainous Territories in Russia: Proceedingss of the International Scientific and Practical Conference (July 26-29, 2016)]. Makhachkala, 2016. Pp. 259-273. (In Russian)

6. Muduev Sh. S., Mel'khashev M. M., Sul-tanakhmedov G. A. Effective interaction of mountains and plains is the guarantee for sustainable development of mountain territories and the most important strategic task. Effektivnoe razvitie gornykh territoriy Rossii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (26-29 iyulya 2016 g.) [Effective Development of Mountainous Territories in Russia: Proceedingss of the International Scientific and Practical Conference (July 26-29, 2016)]. Makhachkala, 2016. Pp. 128-135. (In Russian)

7. Sharipov Sh. I., Muduev Sh. S., Ibragimova B. Sh. State stimulation for the development of agricultural consumer cooperation at the regional level. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2020. Vol. 18. No. 10 (481). Pp. 1946-1960. (In Russian)

8. Povestka dnya na XXI vek: prinyata Konfer-entsiey OON po okruzhayushchey srede i razviti-yu. Rio-de-Zhaneyro, 3-14 iyunya 1992 goda [Agenda 21, Report of the United Nations Conference on Environment and Development, Rio de Janeiro, June 3-14, 1992]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901894820 (accessed 15.11.2020). (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Shakhmardan S. Muduev, Doctor of Geography, Professor, Leading Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: mud51@mail.ru

References

Принята в печать 17.12.2020 г.

Received 17.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.