Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Ирина Ибрагимовна

В статье проанализированы особенности современного этапа развития экономики регионов на основе экономического развития Республики Дагестан. Рассматриваются главным образом бюджетные методы воздействия на экономику республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the features of the current stage of development of the regional economy based on the economic development of the Republic of Dagestan. Mainly budgetary methods of influencing the economy of the republic are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_9_876 УДК 336

Ибрагимова Ирина Ибрагимовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: abdi2412@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проанализированы особенности современного этапа развития экономики регионов на основе экономического развития Республики Дагестан. Рассматриваются главным образом бюджетные методы воздействия на экономику республики.

Ключевые слова: валовой региональный продукт; государственная программа; бюджетные расходы; инвестиции; Республика Дагестан.

UDC 336

Ibragimova Irina Ibragimovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: abdi2412@mail.ru

FEATURES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the features of the current stage of development of the regional economy based on the economic development of the Republic of Dagestan. Mainly budgetary methods of influencing the economy of the republic are considered.

Keywords: gross regional product; Government program; budget spending; investments; The Republic of Dagestan.

Прежде всего обратимся к укрупненным данным, характеризующим экономические показатели федеральных округов, с упором на показатели Республики Дагестан, которая входит в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Важным показателем, характеризующим экономическое развитие территорий, является инвестиционная составляющая в основной капитал. С одной стороны, анализируя уровень инвестиций в динамике, мы можем получить данные об улучшении или ухудшении инвестиционного климата, а с другой -это может быть показателем экономического роста или замедления, от которого зависит и дальнейший уровень финансовой зависимо-

сти от необходимости государственной финансовой поддержки территории [1; 2].

В разрезе федеральных округов можно наблюдать достаточно большой разброс значения аналогичного показателя в объеме ВРП регионов (рис. 1) - от 16 до 29,3 %. Отметим, что по Северо-Кавказскому федеральному округу наблюдаются самые высокие и возрастающие показатели инвестиций в основной капитал в объеме ВРП за период анализа - 25,2 % в 2018 г. и 29,3 % в 2020 г. На втором месте - Уральский федеральный округ: доля инвестиций в основной капитал в объеме ВРП составила с 22,8 % в 2018 г. и 26,3 % в 2020 г. Самый низкий показатель у Центрального федерального округа, но он

имеет тенденцию к росту - с 16 % в 2018 г. до тенденцию к снижению: в Северо-Западном 19,6 % в 2020 г. Также отметим, что есть окру- федеральном округе показатель снизился с га, где из года в год этот показатель имеет 23,4 % в 2018 г. до 20,3 % в 2020 г.

30

25

20

15

10

25.3

201Е 2019 2020

1ЦФ0 ИСев-Зап.ФО 1ЮФ0 1СКФО ■ Приволж. ФО ИУФО ■ Сиб.ФО ■ Дальневост.ФО

Рисунок 1 - Динамика доли инвестиций в основной капитал в ВРП в разрезе федеральных округов Российской Федерации, % (составлено по данным Росстата)

Отметим в ряду этих данных Республику Дагестан. Весь период анализа доля инвестиций в основной капитал в Республике Дагестан является очень высокой - 29,6 % в 2018 г., 32,2 % в 2019 г. и 36,5 % в 2020 г. Отметим, что этот показатель всегда имел высокое значение, например, еще в 2014 г он составлял 38,29 %, однако никакого существенного роста экономического и налогового потенциала это не дало, поскольку по сей день регион является самым высокодотационным. Следовательно, на наш взгляд, необходимо обращать внимание органам государственной власти на структуру таких инвестиций в разрезе групп основных фондов и приоритетных для региона видов экономической деятельности [3-5].

На рис. 2 представлены данные о доле продукции высокотехнологичных отраслей в объемах ВРП в разрезе федеральных окру-

гов. Без высокотехнологичного производства добиться в современных условиях экономического роста невозможно, а это приоритетная задача нашего государства. Отметим лидерство в этом плане Северо-Западного, Приволжского и Центрального федеральных округов. Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в объемах их ВРП за период анализа составила в среднем 24,2 % по Северо-западному федеральному округу, 22,8 % по Приволжскому и 21,4 % по Центральному. Самыми отстающими территориями являются Уральский и Дальневосточный федеральные округа. Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в объемах их ВРП за период анализа составила в среднем 12,4 % по Уральскому федеральному округу и 14,2 % по Дальневосточному. Что касается Дагестана, то отметим, что данный показатель средний - 18,8 % в 2018 г., 18,6 % в 2019

за

201В 2019 2020

■ ЦФО ■ Сев-Зап. ФО 1 ЮФО ■ СКФО ■ Приволж.ФО ИУФО ■ Сиб.ФО 1 Да.пьнево^тФО

Рисунок 2 - Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП (составлено по данным Росстата)

г. и 19,8 % в 2020 г. и, несомненно, надо стре- дельных территорий страны обратимся миться к росту. также к рис. 3, где показано, какова доля вну-

Анализируя экономическое развитие от- тренних затрат регионов на исследования и

по субъектам РФ ■ ЦФО ■ СЗФО ■ ЮФО ■ СКФО ■ Приволжск.ФО иУФО ■ Сиб.ФО ■ Дальнее.ФО

■в

о

I.

гч

IV!

I

ш о

IV!

о"

I

ш

■в

ш гч

гч

IV!

гч

I

СГ|

I

2 С' 1 3

2 С 19

2 С 2 0

Рисунок 3 - Доля внутренних затрат на исследования и разработки в объеме ВРП, %

(составлено по данным Росстата)

разработки в объеме ВРП. За счет этих затрат можно создавать новые технологии и в перспективе рассчитывать на экономический рост в регионах. Средний показатель по всем субъектам Российской Федерации за период анализа составляет 1,2 %. Выше среднего значения этого показателя у Центрального - в среднем 1,74 %, Северо-Западного 1,49 % - в среднем и Приволжского федеральных округов - в среднем 1,29 %. Самые низкие значения - у Северо-Кавказского (в среднем 0,25 %) и Дальневосточного федерального округа (в среднем 0,31 %), В частности, Дагестан имеет этот показатель на уровне 0,16 % в среднем за весь период анализа. Это говорит о том, что республика не пытается с точки зрения таких затрат развивать свой экономический потенциал.

Основные институты, через которые на государственном уровне осуществляется поддержка экономики регионов, - это Министерство финансов Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации. Если первые больше несут ответственность за выравнивание территориального развития страны через бюджетные субсидии и субвенции, в рамках которых финансируются различные направления деятельности региональных властей, в том числе по поддержке

региональной экономики, то второй институт специализируется на изучении потребностей экономик разных территорий страны и разработку мероприятий, направленных на их под -держку.

На примере анализа расходов средств ре -спубликанского бюджета Республики Дагестан рассмотрим пропорции распределения бюджетных ресурсов региона на развитие своей экономики.

При достаточно динамичном, неоднородном изменении расходов консолидированного и республиканского бюджета линия, отражающая расходы на экономику консолидированного и республиканского бюджета, в динамике особенно сильно не изменяется.

Расходы на экономику в составе консолидированного бюджета Республики Дагестан росли равномерно - с 16291,1 млн руб. (9,8 % от всех расходов) в 2018 г. до 21662,5 млн руб. в 2019 г. (14,7 % всех расходов) и до 21885,6 млн руб. в 2020 г. (11,1 % всех расходов). Что касается расходов на национальную экономику из республиканского бюджета Республики Дагестан, то они тоже выросли в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом с 15063,5 млн руб. (12,4 %) до 20262 млн руб. (15 %) и немного снизились к 2020 г. до 19332,4 млн руб. (10,6 %).

Рисунок 4 - Динамика расходов на экономику консолидированного и республиканского бюджета Республики Дагестан в 2018-2020 гг. (составлено по официальным данным Минфина Республики Дагестан)

Таблица 1 - Состав и структура расходов на экономику в региональном бюджете Республики Дагестан за 2018-2020 гг., млн руб. (составлено по официальным данным Минфина Республики Дагестан)

Виды расходов на экономику 2018 год 2019 год 2020 год

сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %

Расходы на национальную экономику, всего - в том числе 15063,5 100,0 20262,6 100,0 19332,4 100,0

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) 4,3 0,0 2,9 0,0 2,8 0,0

Сельское хозяйство и рыболовство 4038,1 26,8 4785,6 23,6 4422,8 22,9

Водное хозяйство 223,4 1,5 240,1 1,2 246,0 1,3

Лесное хозяйство 207,7 1,4 233,5 1,1 255,6 1,3

транспорт 94,8 0,6 158,2 0,8 146,3 0,8

Дорожное хозяйство 8049,6 53,4 11993,5 59,1 11880,7 61,5

Связь и информатика 165,4 1,0 207,7 1,0 158,6 0,8

Прочие расходы на нац. экономику 2280,2 15,1 2641,1 13,0 2219,6 11,5

В табл. 1 отражены сведения о составе и структуре расходов на национальную экономику из республиканского бюджета Республики Дагестан в 2018-2020 гг. Изучение структуры расходов на национальную экономику помогут определить приоритетные направления ее развития и поддержки. Это традиционное для Дагестана сельское хозяйство, которое в среднем занимает 24,4 % в расходах республиканского бюджета, а также дорожное хозяйство, которое лидирует в расходах на поддержку национальной экономики и в среднем занимает 58 % от всех расходов. Это связано с тем, что в по-

следние годы органы государственной власти Республики Дагестан активно взялись за строительство дорог в горных местностях. Это оправданные расходы, на наш взгляд, поскольку ни туризм, ни сельскохозяйственное производство, ни торговлю невозможно активно развивать без хороших дорог.

Минэкономиразвития Республики Дагестан выделяет следующие приоритетные направления развития своего региона: сельское хозяйство, поддержка резидентов ТОСЭР, субсидии для малого и среднего предпринимательства (МСП), инвестиционная выгодность и налоговые преференции (табл. 2).

Направление Содержание

Сельское хозяйство 1. Предоставление гранта "Агростартап" (Государственная программа Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 № 673, приложение № 6) 2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат, понесенных в текущем финансовом году сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (Государственная программа Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 № 673, приложение № 6) 3. Предоставление грантов на развитие семейных ферм (Государственная программа Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 № 673, приложение № 8) 4. Развитие производства тонкорунной и полутонкорунной шерсти 5. Развитие овцеводства и козоводства 6. Стимулирование сохранения (увеличения) поголовья скота мясных пород и т. д - всего 23 меры

Поддержка резидентов ТОСЭР 1. Снижены ставки налога на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет, до 0 % в течение пяти налоговых периодов и 3 % с шестого по десятый налоговый период включительно 2. Снижены суммы отчислений во внебюджетные фонды с 30 % до 7,6 %. 3. Установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Дагестан в размере: 5 процентов - в течение пяти налоговых периодов, и 10 процентов - с шестого по десятый налоговый период включительно. 4. Отменен налог на имущество резидентов на срок реализации инвестиционного проекта, но не более 10 лет. 5. Отменен земельный налог на срок реализации проекта, но не более десяти лет

Таблица 2 - Направления поддержки регионального развития через Минэкономразвития Республики Дагестан (URL: http://minec-rd.e-dag.ru/regionalnye-mery-podderzhki/item/id/7551)

Субсидии для МСП 1. Предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства 2. Предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства (не менее чем на 50 % от суммы обязательств) 3. Предоставление оборудования, техники и транспорта в лизинг

Инвестиционная выгодность 1. Предоставление субсидий на возмещение части процентных ставок за пользование кредитами 2. Предоставление инвестиционному проекту статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Дагестан 3. Обеспечение земельных участков, на которых реализуются инвестиционные проекты, необходимой инженерной инфраструктурой 4. Компенсация части затрат на разработку проектной документации

Налоговые преференции 1. По упрощенной системе налогообложения ставка налога снижена до 1 % при выборе объекта «доходы» и до 5 % по объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов». По единому сельскохозяйственному налогу ставка снижена до 1 %. Пониженные ставки будут действовать до конца 2022 года. 2. Предлагается снижение ставки в отношении крупногабаритных грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил. Предусматривается доведение ставки налога для данной категории до средних значений от установленных в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа в размере 43 рублей за одну лошадиную силу без ограничения срока действия. 3. Помимо этого, готовится распоряжение о предоставлении отсрочки по платежам за аренду государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан

Таким образом, в Дагестане есть что развивать и есть конкретные меры для развития экономики, однако и на 2022 г. именно данный регион остается в числе самых дотационных в России.

Список литературы

1. Балакина Г Ф., Колоскова Н. В. Инструменты финансового регулирования социально-экономического развития проблемного региона // Экономика. Профессия, Бизнес. 2020. №3. С. 5-13.

2. Дементьев Д. А. Финансовое регулирование территориальных пропорций в российской и зарубежной практике // MODERN SCIENCE. 2020. № 4-З. С. 63-66.

3. Министерство финансов Российской Федерации : официальный сайт. Москва. URL: https://minfin. gov.ru/ru/ (дата обращения: 24.05.2020).

4. Министерство финансов Республики Дагестан : официальный сайт. Махачкала. URL: http://minfin.e-dag.ru/ (дата обращения: 24.04.2022).

5. Министерство экономического развития Республики Дагестан : официальный сайт. Махачкала. URL: http://minec-rd.e-dag.ru/ (дата обращения: 06.06.2022).

References

1. Balakina G.F., Koloskova N. V. Instruments of financial regulation of socio-economic development of the problem region. Economy. Profession, Business. 2020. No.3. pp. 5-13.

2. Dementiev D. A. Financial regulation of territorial proportions in Russian and foreign practice. MODERN SCIENCE. 2020. No. 4-Z. S. 63-66.

3. Ministry of Finance of the Russian Federation : official website. Moscow. URL: https://minfin.gov.ru/ru / (accessed: 24.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ministry of Finance of the Republic of Dagestan : official website. Makhachkala. URL: http://minfin.e-dag.ru / (accessed: 04/24/2022).

5. Ministry of Economic Development of the Republic of Dagestan : official website. Makhachkala. URL: http:// minec-rd.e-dag.ru / (accessed 06.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.