Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ОСОБЕННОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Ирина Ибрагимовна

В статье проанализированы особенности структуры расходной части республиканского бюджета Республики Дагестан. Структура бюджетных расходов и качественное исполнение расходной части бюджетов особенно важны для дотационных регионов, поскольку бюджетные расходы являются активным инструментом реализации государственной финансовой политики, благодаря которому поступательно можно обеспечить экономический рост и устойчивое социальное развитие территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибрагимова Ирина Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EXPENDITURE PART OF THE REPUBLICAN BUDGET OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article analyzes the features of the structure of the expenditure part of the republican budget of the Republic of Dagestan. The structure of budget expenditures and the high-quality execution of the expenditure side of budgets are especially important for subsidized regions, since budget expenditures are an active tool for implementing state financial policy, thanks to which it is possible to progressively ensure economic growth and sustainable social development of the territory.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_9_838 УДК 336

Ибрагимова Ирина Ибрагимовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: abdi2412@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье проанализированы особенности структуры расходной части республиканского бюджета Республики Дагестан. Структура бюджетных расходов и качественное исполнение расходной части бюджетов особенно важны для дотационных регионов, поскольку бюджетные расходы являются активным инструментом реализации государственной финансовой политики, благодаря которому поступательно можно обеспечить экономический рост и устойчивое социальное развитие территории.

Ключевые слова: республиканский бюджет; региональный бюджет; бюджетные расходы; исполнение бюджета.

UDC 336

Ibragimova Irina Ibragimovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: abdi2412@mail.ru

FEATURES OF THE EXPENDITURE PART OF THE REPUBLICAN BUDGET OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article analyzes the features of the structure of the expenditure part of the republican budget of the Republic of Dagestan. The structure of budget expenditures and the high-quality execution of the expenditure side of budgets are especially important for subsidized regions, since budget expenditures are an active tool for implementing state financial policy, thanks to which it is possible to progressively ensure economic growth and sustainable social development of the territory.

Keywords: republican budget; regional budget; budget spending; budget execution.

Региональные бюджеты являются важной частью системы государственных финансов Российской Федерации. На них возложена большая обязанность, связанная с необходимостью развития экономики и социальной сферы региона. Регионы в России имеют очень неоднородное развитие, поэтому и доходная и расходная части каждого субъекта будут иметь свои индивидуальные особенности, которые отражаются в первую очередь в

структуре обеих составляющих региональных бюджетов.

Региональные бюджеты используют свои ресурсы на финансирование значимых для конкретного региона отраслей экономики, на социальную сферу и на многое другое, то есть расходы региональных бюджетов определяют возможности развития субъектов Российской Федерации, от которых зависит и развитие всего государства в целом.

Республиканский бюджет функционирует в особенно сложных условиях, поскольку формируется и реализуется для высоко зависимого региона России - Республики Дагестан. Дагестан находится в сложном социально-экономическом положении много лет, тому были свои предпосылки, отталкивающиеся от периода распада СССР. Тем не менее с 1991 г. прошло уже много лет, а финансовую зависимость региона от центра никак не удается сократить.

Таким образом, мы видим высокую значимость изучения вопросов, связанных с изучением расходов республиканского бюджета Республики Дагестан.

В России сегодня много проблем и одна из них связана с неравномерным развитием территорий, поэтому перед государством стоит задача обеспечить территориальное социальное и экономическое развитие с помощью разных инструментов, в том числе финансовых. Традиционно к ним относятся налоги, неналоговые доходы, а также расходы федерального бюджета и бюджетов самих регионов. В этой связи рассмотрение выбранной темы исследования представляется еще более актуальной.

Проблемы регионального развития разных субъектов в Российской Федерации можно решить комплексно при наличии адекватно выстроенного финансового механизма - в соответствии с уровнем и темпами экономического развития территорий, имеющимся потенциалом, трудовыми ресурсами, демографическими факторами и другими условиями, не последнее место в которых занимают эффективные расходы региональных бюджетов.

Бюджетные расходы, таким образом, играют важнейшее значение в реализации финансовой политики как на федеральном, так и на региональном уровне. От качества формирования и исполнения расходной части бюджетов зависит благополучие региона, которое в первую очередь означает высокие качество жизни населения и темпы экономического развития. К сожалению, к настоящему моменту времени Республика Дагестан не может похвастаться ни тем, ни другим.

Рассмотрим значение среднедушевых денежных доходов в разрезе регионов страны, входящих в состав разных федеральных округов.

Рисунок 1 - Размер среднедушевых денежных доходов в месяц в разрезе федеральных округов

Российской Федерации в 2019 г., руб. [4]

На рис. 1 хорошо виден разброс в показа- деральных округах. В целом по стране по-теле среднедушевого дохода в разных фе- казатель составил 35 247 руб., наибольшее

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 9, 2022 8 39

значение его - в Центральном федеральном округе - 46 921 руб., а наименьшее - в Сибирском федеральном округе - 27 193 руб., то есть разница между наибольшим и наименьшим значением показателя по Российской Федерации составила 1,7 раза. Однако остановимся на величине этого показателя в

1200

1000

Республике Дагестан - в среднем за период анализа он составил 27 408 руб., что в 1,3 раза меньше среднего показателя по России и в 1,7 раза меньше значения самого высокого показателя по стране, то есть в сопоставлении со значением Центрального федерального округа.

1031

аоо

600

400

200

745

III

1637

II

2019

нРФ вЦФО ^Сев.-Зап.ФО

цСКФО и Приволжский ФО иУФО

Н Дальневост. ФО н ■

|ЮФО |Сиб.ФО

Рисунок 2

Размер ВРП в расчете на численность жителей в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2019 г, руб. [4]

ВРП является важнейшим источником формирования ресурсов каждого региона. Его высокое значение как в абсолютной вели -чине, так и в расчете на жителя территории -важная установка в реализации финансово-экономической политики каждого региона. Значение ВРП на душу населения по Россий -ской Федерации крайне неоднородно. В целом по стране показатель составил 579 тыс. руб., лидером по этому показателю является Уральский федеральный округ - 1031 тыс. руб., а самый низкий показатель у СевероКавказского федерального округа - 195 тыс. руб. Вместе с тем по Республике Дагестан данный показатель составил 200 тыс. руб., что в 5,3 раза меньше, чем по самым развитым с этой точки зрения округам. Обратимся к непосредственному изучению расходной части республиканского бюджета Республики Дагестан - составу, структуре, динамике.

Рисунок 3 демонстрирует особенности стурктуры республиканского бюджета Республики Дагестан. Расходы на образование -

самый значимый по удельному весу вид расходов в в 2020-2022гг. - в среднем за период 32,7 % от всех расходов. Однако из года в год происходит снижение финансирования по этому виду расходов - как в абсолютной сумме, так и по отношению к общей величине расходов республикансокго бюджета. В частности, в 2022 г. этот вид расходов сократился по сравнению с 2020 г. на 10,5 % - с 46,5 млрд руб. до 41,6 млрд руб. Объяснение этому кроется в том, что расходы на образование, как и любые другие функциональные расходы бюджета, включают в себя как текущие, так и капитальные расходы, связанные, например, со строительством и вводом в эксплуатацию нового образовательного объекта - школы, детского сада и пр. Выполнение плана по капитальному строительству в системе образования как раз и приводит к уменьшению доли расходов на образование в абсолюной сумме и по удельному весу к общей величинне расходов республиканского бюджета Республики Дагестан.

I обще гос. Раскоды ■ нац. Оборона

нац. Без. И правоокр. Дептг. ■ нац. Экономика

|Ш ■ образование

I здравоскраанение ■ соц. Политика

2 02 0 2 02 1 2 02 2

Рисунок 3 - Состав и структура расходов республиканского бюджета Республики Дагестан в 2018-2023 гг., в % к налоговым доходам (составлено по данным законов о соответствующих

бюджетах на 2020-2022 гг.)

На втором месте - расходы на социальную политику, в том числе предполагающие уплату страховых взносов органами исполнительной власти региона за неработающее население. От всех расходов бюджета расходы на социальную политику в среднем за период анализа составили 26,1 %. Эти расходы достаточно стабильны по объему и к 2022 г. по сравнению с 2020 г. показали прирост на 2 %.

На третьем месте со средним весом в расходах регионального бюджета 11,8 % - национальная экономика. Тут надо отметить, что из года в год уменьшаются расходы в абсолютной сумме на поддержку национальной экономики и сокращается их удельный вес в общем объеме рахсодов республиканского бюджета Республики Дагестан. Так, значение расходов на национальную экономику составило в 2020 г. 17,8 млрд руб., или 12,9 % от всех расходов, в 2021 г. соответственно 14,7 млрд руб. и 11,5 %, в 2022 г. - 14,7 мдрд руб. и 11,1 %. Считаем, что в условиях низкого налового потенциала экономики наобходи-

мо, наоборот, увеличивать расходы на поддержку экономики региона с обязательным ужесточением требований к росту экономического эффекта от затрачиваемых бюджетных средств на эти цели. В целом по этому показателю в 2022 г. произошло снижение на 17,4 % по сравнению с 2020 г.

На четвертом месте со средним удельным весом 6,7 % - здравоохранение. Наибольшую величину и удельный вес в региональных расходах они имели в 2020 г. - 11,3 млрд руб. и 8,2 %. Это связано с пандемией и борьбой с ней по всей стране. В 2021 г. расходы сократились до 8 млрд руб. и 6,3 % от всех расходов, а в 2022 г. эти показатели соответственно составили 7,7 млрд руб. и 5,8 %.

На пятом месте по объему выделяемых средств - предоставление трансфертов муниципальным образованиям на территории региона, на которые в среднем направляется 5,7 % от всех расходов республиканского бюджета. Наибольшие значение трансферты достигли в кризисном 2020 г. - 9,2 млрд руб., или 6,6 % от всех расходов республиканского

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 9, 2022 841

бюджета Республики Дагестан. В 2021 г. они снизились до 6,9 млрд руб. и 5,4 %, а в 2022 г. почти не изменились - 6,9 млрд руб и 5,2 %.

Таким образом, считаем, что для нашего региона на данном этапе самым важным в политике бюджетных расходов должно быть поддержание высоких темпов расходования средств на региональную экономику и обеспечение контроля за эффективным использованием выделенных на эти цели средств. Это позволит, на наш взгляд. преодолеть в будущем многие экономические и социальные расходы региона без активной финансовой поддержки из федерального бюджета.

Список литературы

1. Борщ Л. М., Герасимова С. В. Анализ эффективности региональной бюджетной политики // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 1. С. 87-101.

2. Хамурадов М. А., Хасанов И. А. Региональный бюджет: источники формирования и эффективность

исполнения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-3(87). С. 155-158.

3. Отчеты об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан в 2019-2021 гг. URL: http:// minfinrd.ru/otchetnost (дата обращения: 27.10.2022).

4. Сайт Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/LkooETqG/Region_Pokaz_2020.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

References

1. Borsch L. M., Gerasimova S. V. Analysis of the effectiveness of regional budget policy. Bulletin of Volgograd State University. Economy. 2021. Vol. 23. No. 1. pp. 87-101.

2. Khamuradov M. A., Khasanov I. A. Regional budget: sources of formation and efficiency of execution. Economics and Business: theory and practice. 2022. No. 5-3(87). pp. 155-158.

3. Reports on the execution of the republican budget of the Republic of Dagestan in 2019-2021. URL: http:// minfinrd.ru/otchetnost (accessed: 10/27/2022).

4. Rosstat website. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/LkooETqG/Region_Pokaz_2020.pdf (accessed: 01.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.