Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОГНОЗНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2022-2024 ГГ'

ОЦЕНКА ПРОГНОЗНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2022-2024 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ПРОГНОЗНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Н. В., Мамлеева Э. Р., Сазыкина М. Ю., Барлыбаев А. А.

Представлен анализ доходной и расходной части бюджета Республики Башкортостан за 2010-2020 гг. Проанализированы основные источники доходов, а также структура расходов регионального бюджета. Выявлены основные факторы, влияющие на изменение структуры доходов и расходов бюджета республики. Проведена оценка прогнозных параметров бюджета Республики Башкортостан по трем сценариям: базовому, консервативному и целевому. По каждому сценарию представлен подробный анализ доходной и расходной частей консолидированного бюджета субъекта, в частности исследовано соответствие главного финансового документа региона Бюджетному кодексу. В прогнозируемом периоде наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета сохранят: налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество. При этом доля собственных доходов будет планомерно расти. Формирование собственной доходной базы консолидированного бюджета планируется обеспечить за счет роста промышленного производства и повышения инвестиционной активности в регионе. Во всех сценариях заложена устойчивая положительная динамика основных макроэкономических показателей. Умеренный рост расходной части бюджета связан в том числе, с ужесточением правил финансовой дисциплины федеральными органами власти. Наиболее вероятным является базовый сценарий. Консервативный сценарий основан на неблагоприятной эпидемиологической ситуации, структурном замедлении темпов роста экономики в среднесрочной перспективе. В целевом сценарии заложена эффективная реализация структурных мер экономической политики, что должно оказать стимулирующее влияние на доходы регионального бюджета. По всем трем рассмотренным сценариям параметры бюджета являются социально ориентированными, две трети всех расходов будут направлены на развитие образования и здравоохранения, а также поддержку социально незащищенных слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF 2022-2024 BUDGET’S FORECAST PARAMETERS FOR THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The paper presents an analysis of budget revenues and budget expenditure of the Republic of Bashkortostan for 2010-2020. The analysis contains the main source of budget revenues and the structure of regional budget expenditure. The main factors influencing the change in the structure of budget revenues and expenditures of the republic have been identified. The assessment of the budget’s forecast parameters of the Republic of Bashkortostan was carried out according to three scenarios: baseline, conservative and target. For each one the paper examines a detailed analysis of the revenue and expenditure of the entity’s consolidated budget, in particular, the compliance of the main regional financial document with the Budget Code. Tax on profits of enterprises and organizations, tax on personal income, excise taxes, property tax will remain the largest share in the structure of budget revenues for 2022-2024. At the same time, the share of its own revenues will grow steadily. It is planned to ensure the formation of its own revenue base for the consolidated budget by increasing industrial production and increasing investment activity in the region. All scenarios are based on stable positive dynamics of the main macroeconomic indicators. The federal authorities will tighten the rules of financial discipline. Moderate growth in the budget expenditure is related inter alia with stricter rules of financial discipline imposed by the federal authorities. The most probable scenario is baseline. The conservative scenario is based on an unfavorable epidemiological situation, a structural slowdown in economic growth rates in the medium term. The target scenario provides for the effective implementation of structural measures of economic policy, which should have a stimulating effect on regional budget revenues. According to all three scenarios considered, the budget parameters are socially oriented, two-thirds of all expenditures will be directed to the development of education and health care, as well as to support socially unprotected groups.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОГНОЗНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2022-2024 ГГ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2022.13 УДК 336.144 (470.57)

Н.В. Трофимова, Э.Р. Мамлеева, М.Ю. Сазыкина, А.А. Барлыбаев

ОЦЕНКА ПРОГНОЗНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2022-2024 ГГ.

Представлен анализ доходной и расходной части бюджета Республики Башкортостан за 2010-2020 гг. Проанализированы основные источники доходов, а также структура расходов регионального бюджета. Выявлены основные факторы, влияющие на изменение структуры доходов и расходов бюджета республики.

Проведена оценка прогнозных параметров бюджета Республики Башкортостан по трем сценариям: базовому, консервативному и целевому. По каждому сценарию представлен подробный анализ доходной и расходной частей консолидированного бюджета субъекта, в частности исследовано соответствие главного финансового документа региона Бюджетному кодексу.

В прогнозируемом периоде наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета сохранят: налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество. При этом доля собственных доходов будет планомерно расти. Формирование собственной доходной базы консолидированного бюджета планируется обеспечить за счет роста промышленного производства и повышения инвестиционной активности в регионе. Во всех сценариях заложена устойчивая положительная динамика основных макроэкономических показателей. Умеренный рост расходной части бюджета связан в том числе, с ужесточением правил финансовой дисциплины федеральными органами власти.

Наиболее вероятным является базовый сценарий. Консервативный сценарий основан на неблагоприятной эпидемиологической ситуации, структурном замедлении темпов роста экономики в среднесрочной перспективе. В целевом сценарии заложена эффективная реализация структурных мер экономической политики, что должно оказать стимулирующее влияние на доходы регионального бюджета. По всем трем рассмотренным сценариям параметры бюджета являются социально ориентированными, две трети всех расходов будут направлены на развитие образования и здравоохранения, а также поддержку социально незащищенных слоев населения.

Ключевые слова: бюджет, Республика Башкортостан, доходы бюджета, расходы бюджета, прогнозные параметры.

Введение. Бюджетная система Российской Федерации (РФ) построена на принципах бюджетного федерализма, который предполагает изъятие части

© Трофимова Н.В., Мамлеева Э.Р., Сазыкина М.Ю., Барлыбаев А.А., 2022 Трофимова Наталья Владимировна - канд. экон. наук, старший научный сотрудник Центра исследований территориального развития региона, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, е-mail: [email protected].

Мамлеева Эльвира Рашидовна - канд. экон. наук, старший научный сотрудник Центра исследований территориального развития региона, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, е-mail: [email protected].

Сазыкина Марина Юрьевна - канд. экон. наук, старший научный сотрудник Центра исследований территориального развития региона, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, е-mail: [email protected].

Барлыбаев Азамат Адигамович - канд. экон. наук, старший научный сотрудник Центра исследований территориального развития региона, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, е-mail: [email protected].

доходов субъектов и их дальнейшее перераспределение между регионами для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности. Доходы консолидированного бюджета (КБ) субъекта Российской Федерации можно разделить на две большие группы: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления (БП) из федерального бюджета.

В последние годы субъекты Российской Федерации приобретают больше прав в сфере распоряжения государственной собственностью и налогообложения. Таким образом увеличивается зависимость доходной части региональных бюджетов от эффективности использования имеющегося экономического потенциала территории. При этом многие регионы сохраняют высокую степень зависимости от федеральной поддержки, не имея достаточного количества собственных средств для самостоятельной реализации региональных программ развития, как в экономической, так и в социальной сферах. Данная зависимость еще более усилилась из-за пандемии коронавируса, введенного локдауна. Экономика страны и регионов испытала серьезный шок, который повлиял как на спрос, так и на предложение на рынке товаров и услуг. Производственная деятельность осложнилась из-за разрыва цепочек создания добавленной стоимости, введения эпидемиологических ограничений, мирового падения цен на сырьевые товары, сокращения спроса на готовую продукцию на внутреннем и внешнем рынках. На сжатие внутреннего потребительского спроса повлияло сокращение реальных доходов населения, в том числе из-за роста безработицы.

В этот период произошло резкое снижение поступления налога на прибыль, удельный вес которого в региональных бюджетах весьма значительный. Несмотря на постепенное восстановление экономики и потребительского спроса, фактор неопределенности продолжает оказывать существенное влияние на развитие экономики и социальной сферы в регионах и в стране в целом. В этих условиях обеспечение финансовой устойчивости региона становится первоочередной задачей. Перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют об актуальности исследования прогнозных параметров бюджета субъекта Российской Федерации на ближайшие годы.

Вопросам изучения особенностей формирования бюджетов регионов посвящены труды Л.Н. Дробышевской, Р.А. Аландарова, Т.Ю. Васильевой [1-3].

Подробный анализ межбюджетных отношений в РФ представлен в исследованиях М.Л. Васюниной, Н.Г. Ивановой, С.С. Артемьевой, Л.И. Якобсона [4-7].

Вопросы повышения эффективности бюджетного планирования подробно рассмотрены в работах М.Ю. Малкиной, Ю.В. Лудинова, А.С. Ложечко, В.С. Тимофеева [8-11].

Цель исследования - провести оценку прогнозных параметров консолидированного бюджета Республики Башкортостан на период 2022-2024 гг. по базовому, целевому и консервативному сценариям.

Методы исследования. Информационную основу исследования составили данные о выполнении основных параметров консолидированного бюджета

Республики Башкортостан, опубликованные Министерством финансов Российской Федерации [12], Министерством финансов Республики Башкортостан [13], Счетной палатой Российской Федерации [14], Федеральной службой государственной статистики [15]. Для анализа структуры бюджета были использованы метод сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ, ретроспективный и факторный анализ.

Результаты и обсуждения. Прежде чем провести оценку прогнозных параметров консолидированного бюджета (КБ) Республики Башкортостан (РБ), проанализируем динамику доходов и расходов регионального бюджета за период 2010-2020 гг. (рис. 1).

руб. 300000 250000 200000 150000 100000 50000

0

......IIIIIIIIIII

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■ Доходы бюджета Расходы бюджета

Рис. 1. Динамика доходов и расходов бюджета Республики Башкортостан в 2010-2020 гг., руб. (построено авторами по [15])

Практически весь рассматриваемый период за исключением 2016-2018 гг. наблюдалось превышение расходной части бюджета над его доходами, что свидетельствует о несбалансированности бюджета РБ.

Минимальный размер бюджетного дефицита был зафиксирован в 2015 г. Несмотря на то, что данный период характеризовался неопределенностью экономической ситуации, а также волатильностью валют, республика завершила финансовый год с наименьшим размером бюджетного дефицита, начиная с 2010 г.

Максимальный размер бюджетного дефицита был зафиксирован в 2020 г. Регион увеличил расходную часть бюджета по сравнению с 2019 г. более чем в 2 раза. Данная тенденция обусловлена снижением поступления налоговых и неналоговых платежей в региональный бюджет, а также концентрацией финансовых ресурсов на реализацию мероприятий, направленных на снижение негативного влияния пандемии коронавируса на развитие экономики и социальной сферы [16]. В 2020 г. РБ нарастила государственный долг до 19 млрд руб. (в 2019 г. размер госдолга составлял 13,5 млрд руб.). В результате регион был отнесен к 10 субъектам РФ, где прирост госдолга в номинальном выражении был одним из самых высоких [17].

Анализ структуры доходов КБ РБ показал, что наибольшую долю составляют налоговые и неналоговые доходы (рис. 2). Отметим, что с 2010 по 2018 г. наблюдался стабильный рост налоговых и неналоговых доходов в абсолютном и относительном выражении. В 2019 и 2020 гг. произошло падение налоговых и неналоговых доходов и соответственно рост безвозмездных поступлений в КБ РБ.

Рис. 2. Структура доходов государственного бюджета РБ в 2010-2020 гг., % (построено авторами по [17])

Рост безвозмездных поступлений объясняется сокращением налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета в период экономического спада, возникшего в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. В последние два года увеличение финансовой поддержки со стороны федеральных органов власти обусловлено необходимостью сглаживания негативных тенденций в социальной сфере, а также сохранением объемов финансирования для реализации национальных проектов на территории республики.

Структура основных источников формирования доходной части КБ РБ представлена на рис. 3.

Рис. 3. Основные источники доходов КБ РФ в 2010-2020 гг., % (построено авторами по [17])

К основным источникам налоговых и неналоговых доходов относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоги на имущество, акцизы. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организаций формируют более половины доходной части регионального бюджета [16]. В течение всего анализируемого периода, кроме 2018 г., налог на доходы физических лиц остается лидером по объему поступлений. Более трети всех поступлений налога на прибыль приходится на 10 крупнейших предприятий. К примеру, в

2019 г., по данным Министерства финансов РБ, 38 % всех налоговых поступлений в КБ РБ обеспечивали следующие предприятия: ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Газпром», АО «АБ ИНБЕВ Эфес», АО «Башспирт», ПАО «ОДК-УМПО», АО «БСК», ООО «Газпром Нефтехим Салават», ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», ПАО «Сбербанк России» и ОАО «РЖД».

Практически весь период исследования наблюдался рост поступлений налога на доходы физических лиц, а также налога на прибыль в абсолютном выражении (за исключением 2020 г.). Отметим, что в 2018 г. зафиксирован резкий рост налоговых и неналоговых доходов - на 30,5 млрд руб., в частности, поступления налога на прибыль увеличились в 1,55 раза. Рост доходов КБ РБ связан с разовыми платежами в размере 17,8 млрд руб., принятыми мерами по увеличению налоговой базы, а также усилением системы администрирования доходов.

Вследствие введения карантинных ограничений из-за пандемии корона-вируса произошло резкое сокращение собственных налоговых и неналоговых доходов. В частности, среди субъектов Приволжского федерального округа в

2020 г. наиболее серьезное падение произошло в Пермском крае (-52,7 %), РТ (-50,3 %), Ульяновской области (-51,6 %), Республике Башкортостан (-49,6 %), минимальное снижение - в Нижегородской области (-22,5 %).

Полная или частичная остановка предприятий, а также снижение потребительской активности экономических агентов в большинстве регионов РФ привели к снижению абсолютных значений налога на прибыль организаций. Так, в РТ поступления данного налога составили лишь 58,1 % от уровня предыдущего периода, в РБ - 62,4 %, Пермском крае - 64 %.

Падение доходов консолидированных бюджетов, как в РБ, так и в других субъектах ПФО, было компенсировано траншем из федерального бюджета.

Сопоставим расходную часть бюджета с его доходами. Для этого проанализируем расходы КБ РБ. Как видно на рис. 4 расходы консолидированного бюджета в 2010-2020 гг. имели преимущественно социальную направленность -более 70 % всех расходов направлялись на проекты в социальной сфере.

В структуре расходов КБ РБ зафиксирован рост расходов на социальную политику - с 15,10 % в 2010 г. до 22,39 % в 2020 г. Расходы на образование росли в период с 2010 по 2018 г. Однако в 2019-2020 гг. произошло незначительное снижение их доли в структуре расходов КБ РБ.

%

100 80 60 40 20 О

14

5,9

9,21 ¿,8

6,64 6,9

7,58 6,83

7,84 6:58

7.63 5:99

7

к'т

12 18,99 18,91 17,35 17,39 18,54 18,05 27>6 27,41 30,64 з1,64 30,25 30,2 29,45

7,85 6 79 7:8"

8.44 8Л8 8,83

8,65 7,37 7,26 6,16 9,25 14,28

7,9 :|> 15,1

9,71 8,23 8,15

§ 1« # 1 3,4" 13,48 12,56

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ Социальная политика ■ Национальная экономика

■ Жилищно-коммунальное хозяйство ■ Образование

■ Здравоохранение Общегосударственные вопросы Прочие расходы

Рис. 4. Структура расходов консолидированного бюджета РБ в 2010-2020 гг. (%) (построено авторами по [17])

Расходы на здравоохранение занимали около 18 % в период 2011-2016 гг. В 2017 г. удельный вес расходов на здравоохранение сократился более чем в 2 раза. В 2020 г. в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией доля расходов на здравоохранение в региональном бюджете возросла до 14,3 %.

Таким образом, анализ доходов и расходов КБ РБ показал, что бюджет является несбалансированным. Практически весь период исследования, за исключением 2016-2018 гг., наблюдался дефицит бюджета. При этом размер дефицита КБ РБ, за исключением 2020 г., не превышал установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ ограничений (не более 15 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан является социально ориентированным. Отметим, что в условиях стабилизации эпидемиологической обстановки и, соответственно, экономической ситуации в ближайшие годы бюджет республики может сократить свою зависимость от безвозмездных поступлений и перейти на «самофинансирование».

Далее проанализируем прогнозные параметры консолидированного бюджета РБ на 2022-2024 гг. по трем сценариям: базовому, консервативному и целевому. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития бюджетной системы с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики [18]. Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в мире, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе. При этом разница между базовым и консервативным вариантами невелика, а тенденции развития схожи.

В целевой сценарий заложена успешная реализация структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [19], что окажет стимулирующее влияние на бюджетную систему.

Базовый сценарий. Согласно базовому сценарию бюджет Республики Башкортостан на 2022 г. запланирован в размере 228316,4 млн руб., на 2023 и 2024 гг. - 226505,2 млн руб. и 238088,8 млн руб. соответственно. При этом в 2022 г. дефицит бюджета должен составить 15000,0 млн руб., на 2023 и 2024 гг. бюджет планируется бездефицитным (табл. 1).

Таблица 1

Структура консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2022-2024 гг. согласно базовому сценарию (млн руб.)*

Основные характеристики бюджета РБ 2022 2023 2024

Доходы 228316,4 226505,2 238088,7

Расходы 243316,4 226505,2 238088,7

Дефицит (профицит) -15000,0 0 0

*Построено по [13].

Структура консолидированного бюджета РБ предполагает сокращение доли безвозмездных поступлений при росте налоговых и неналоговых доходов, что свидетельствует о позитивных трендах, которые закладываются Правительством РБ в развитие региона в ближнем горизонте планирования (рис. 5).

Рис. 5. Структура консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2022-2024 гг., согласно базовому сценарию, % (построено по [13])

При этом в 2023 г. планируется сокращение доходной части бюджета на

- 1811,2 млн руб. из-за снижения объема безвозмездных поступлений на

- 11729,10 млн руб. (-13 % по сравнению с 2022 г.), даже при заложенном существенном росте налоговых и неналоговых доходов бюджета на 9917,9 млн руб. (+6 % по сравнению с 2022 г.).

Традиционно в структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес приходится на статью «Налоги на прибыль, доходы (включая налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц)». В 2022 г. запланировано, что данная статья доходов бюджета обеспечит 61,6 % общего объема налоговых и неналоговых поступлений с увеличением доли до 62,7 % к 2024 г. (рис. 6). В свою очередь запланирован рост доли налога на прибыль организаций с 53,6 % в 2022 г. до 55 % в 2024 г., а доля НДФЛ при этом сократится с 46,4 до 45 % соответственно. Данные параметры согласуются с прогнозом основных показателей социально-экономического развития РБ: в частности, документ предполагает более высокие темпы роста прибыли по всем видам деятельности - 112,7 % в 2022 г. и 109,9 % в 2024 г., по сравнению с ростом среднемесячной заработной платы: 106,6 % в 2022 г. и 109 % в 2024 г.

Рис. 6. Структура налоговых и неналоговых доходов КБ РБ в 2022-2024 гг. согласно базовому сценарию, % (построено по [13])

По статье «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» запланирован минимальный рост на уровне 0,02-1 %, что согласуется с Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации [20] и органам местного самоуправления.

Анализ структуры расходов по базовому сценарию выявил следующее:

1) сокращение удельного веса следующих расходов республиканского бюджета: общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и спорт. Отметим, в целевом сценарии запланирована достаточно высокая доля расходов на ЖКХ - около 10 %, с незначительным снижением в течение прогнозируемого периода 2023 и 2024 гг.;

2) рост доли расходов на социальную политику, образование, национальную экономику. При этом, если в относительных значениях расходы республиканского бюджета на социальную политику и образование увеличиваются, то в абсолютных значениях показатели планомерно сокращаются. Сокращение социальных расходов (социальная политика, здравоохранение и др.), в условиях изменяющихся макроэкономических условий и внешних вызовов, вызывает некоторую озабоченность.

Размер дефицита республиканского бюджета на 2022 г. составляет 9,5 %, что не превышает установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ ограничений.

В 2023 г. запланировано сокращение как доходной, так и расходной частей бюджета РБ. Сокращение доходной части обусловлено снижением величины безвозмездных поступлений как от других бюджетов бюджетной системы РФ, так и от государственных (муниципальных) организаций.

В рамках проводимой оценки выявлено, что государственными органами РБ проводится работа, направленная на сокращение объема государственного долга Республики Башкортостан и расходов на его обслуживание, а также снижение уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет.

Положительные тенденции снижения уровня долговой нагрузки на бюджет РБ свидетельствуют о качестве финансового планирования и эффективной политике управления государственным долгом.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2022-2024 гг. запланированы в объеме менее 5 % от общего объема расходов, что соответствует ограничению, установленному новыми положениями Бюджетного кодекса РФ для субъектов с высоким уровнем долговой устойчивости, к которым относится Республика Башкортостан.

Законопроект соответствует всем ограничениям, установленным бюджетным законодательством [18].

Консервативный сценарий. В условиях нестабильности макроэкономической среды, связанной с ухудшением эпидемиологической ситуации и другими внешними и внутренними факторами, наиболее вероятным представляется реализация консервативного сценария.

Согласно консервативному сценарию бюджет на очередной 2022 г. запланирован в размере 225632,4 млн руб., на 2023 и 2024 гг. 220565,5 и 230215,7 млн руб. соответственно. При этом в 2022 г. дефицит бюджета за-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

планирован в размере 15000,0 млн руб., на 2023 г. - 4500 млн руб., на 2024 г. -6500 млн руб. (табл. 2).

Таблица 2

Структура консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2022-2024 гг. согласно консервативному сценарию (млн руб.)*

Основные характеристики бюджета РБ 2022 2023 2024

Доходы 225632,4 220656,5 230215,7

Расходы 241632,4 225065,5 236715,7

Дефицит (профицит) -16000,0 -4500,0 -6500,0

*Построено по [13].

Согласно консервативному сценарию доля собственных налоговых и неналоговых доходов к 2024 г. должна достигнуть 74,6 % (рис. 7).

Рис. 7. Структура консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2022-2024 гг. согласно консервативному сценарию, % (построено по [13])

С учетом текущих внешних и внутренних факторов, структура бюджета по консервативному сценарию выглядит более реалистичной, поскольку предусматривает более мягкое сокращение доли безвозмездных поступлений и умеренный рост налоговых и неналоговых доходов. Наибольшую долю в структуре налоговых и неналоговых доходов занимает налог на прибыль и доходы - 62,7 %, доли налогов на товары и налога на имущество прогнозируются чуть более высокими, за счет сокращения общего объема налоговых и неналоговых доходов согласно консервативному сценарию (рис. 8).

Вызывает опасение возможность достижения прогнозируемого прироста объема налога на прибыль в 2024 г. относительно 2023 г. на уровне 14 %. При

этом рост показателя «Прибыль по всем видам деятельности» запланирован на уровне 107,2 % в аналогичном периоде. При этом рост НДФЛ, заложенный в рамках базового сценария (102 % в 2023-2024 гг.), по сравнению с консервативным (105 % в 2023 г. и 107 % в 2024 г.), больше всего соответствует прогнозируемому восстановительному росту доходов населения. %

60 50 40 30 20 10 0

Рис. 8. Структура налоговых и неналоговых доходов КБ РБ в 2022-2024 гг. согласно консервативному сценарию, % (построено по [13])

По статьям «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» и «Налоги на имущество» запланирован незначительный рост, что приведет к снижению доли данных статей в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета. Невысокие прогнозные параметры налога на имущество связаны с последствием внешних и внутренних негативных факторов, влияние которых ощущают на себе как организации, так и физические лица на протяжении длительного периода времени.

Анализ расходов республиканского бюджета согласно консервативному сценарию выявил практически те же тенденции, что и в прогнозе по базовому сценарию.

Размер дефицита республиканского бюджета на 2022 год составляет 10,3 % (в 2023 г. 2,8 %, в 2014 г. - 3,8 %), что соответствует нормативам, обозначенным в Бюджетном кодексе РФ [18].

Целевой сценарий. Прогноз основных параметров бюджетов по целевому сценарию предполагает достижение целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.

Согласно целевому сценарию бюджет на очередной 2022 г. запланирован в размере 230 900,2 млн руб., на 2023 и 2024 гг. 234505,4 и 249941,9 млн руб. соответственно. При этом в 2022 г. дефицит бюджета запланирован в размере 40 000,0 млн руб., на 2023 г. - 33 500 млн руб. и 2024 г. - 32 000 млн руб. (табл. 3).

Таблица 3

Структура консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2022-2024 гг. согласно целевому сценарию, млн руб.

Основные характеристики бюджета РБ 2022 2023 2024

Доходы 230900,2 234505,4 249941,9

Расходы 270900,2 268005,4 281941,9

Дефицит (профицит) -40000,0 -33500 -32000

*Построено по [13].

Структура консолидированного бюджета РБ по целевому сценарию предполагает более существенное сокращение доли безвозмездных поступлений и высокий рост налоговых и неналоговых доходов, по сравнению с базовым и консервативным вариантами (рис. 9).

о

2022 2023 2024

■ Налоговые и неналоговые доходы Безвозмездные поступления

Рис. 9. Структура консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2022-2024 гг. согласно целевому сценарию, % (построено по [13])

В 2022 г. запланировано, что налог на прибыль обеспечит 62,1 % общего объема налоговых и неналоговых поступлений с увеличением доли до 63,5 % к 2024 г. (рис. 10).

Также по целевому сценарию прогнозируется более высокий рост прибыльности организации, по сравнению с заработной платой, что должно при-

вести к увеличению доли налога на прибыль организаций с 52,6 % в 2022 г. до 56,4 % в 2024 г., доля налога на доходы физических лиц в свою очередь должна снизиться с 29,3 до 27,6 %, соответственно.

70

Налоги на прибыль. Налоги на товары Налоги на Доходы от Налоги на Прочие

доходы (включая (работы, услуги), имущество использования совокупный налоговые налог на прибыль реализуемые имущества, доход и неналоговые

организаций и налог на территории находящегося в доходы

на доходы Российской государственной

физических лиц) Федерации и муниципальной

собственности

Рис. 10. Структура налоговых и неналоговых доходов КБ РБ в 2022-2024 гг. согласно целевому сценарию, % (построено по [13])

Анализ структуры расходов согласно целевому сценарию выявил следующее:

1) почти двухкратное сокращение расходов на общегосударственные вопросы;

2) сокращение удельного веса следующих расходов республиканского бюджета: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика. Отметим, что в отличие от базового и консервативного сценариев проекта бюджета Республики Башкортостан в целевом варианте запланирована достаточно высокая доля расходов на ЖКХ - около 10,62 %, с незначительным снижением в течение прогнозируемого периода 2023 и 2024 гг. (в базовом и консервативном сценариях 2024 г. доля расходов на ЖКХ не превышает 2,7 %). Также заложен рост расходов на национальную экономику, культуру и кинематографию. Сокращение социальных расходов (социальная политика, здравоохранение и др.), в условиях изменяющихся макроэкономических условий и внешних вызовов, вызывает некоторую озабоченность.

Размер дефицита республиканского бюджета по целевому сценарию: на 2022 г. - 24,9 %; на 2023 г. - 19,8 %; на 2024 г. - 17,3 %.

Таким образом, величина дефицита бюджета превышает установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ ограничения (не более 15 %) [18].

В 2023 г. запланировано увеличение как доходной, так и расходной частей бюджета РБ. Увеличение доходной части планируется за счет роста налогововых и неналоговых поступлений в среднем на 7,6 % ежегодно, при снижении объема безвозмездных поступлений на 4,6 % соответственно.

При сохранении наметившихся во втором квартале 2021 г. тенденций восстановления экономики более вероятным является реализация базового сценария проекта консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Однако при сохранении или дальнейшем ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки и, как следствие, сжатии восстановительного роста экономики возможны формирование и исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан согласно консервативному сценарию.

Определенные опасения вызывает планируемое уменьшение расходов бюджета, согласно базовому варианту прогноза, по статьям «Социальная политика» с 3 до 2,5 % ВРП, «Здравоохранение» с 1,3 до 0,86 % ВРП, «Физическая культура и спорт» с 0,2 до 0,06 % ВРП, что продиктовано прогнозируемым снижением объемов безвозмездных поступлений и нестабильностью развития экономики в ближайшие годы.

Выводы. Проведенный анализ прогнозных параметров консолидированного бюджета Республики Башкортостан в рамках трех сценариев показал, что формирование собственной доходной базы КБ планируется обеспечить за счет роста промышленного производства и повышения инвестиционной активности в регионе. Во всех сценариях заложена устойчивая положительная динамика основных макроэкономических показателей. В частности, по базовому сценарию прирост объемов промышленного производства в 2022 г. должен составить 105,2 %, 2023 г. - 105,4 %, в 2024 г. - 105,3 %, для сравнения в РФ: 103,3; 102,4; 102,2 % соответственно. Регион проводит активную политику, направленную на привлечение инвесторов. Результатом данной работы стало первое место в рейтинге эффективности реализации промышленной политики в регионах РФ и включение в ТОП-5 Национального рейтинга инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив. Поэтому в прогнозе заложен более высокий, по сравнению со среднероссийским уровнем, рост объема инвестиций: 111,4 % в 2023 г. и 112,0 % в 2024 г. в РФ - 105,1 и 105,3 % соответственно.

Структура ключевых источников доходов в прогнозируемом периоде не изменится: налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество. При этом доля собственных доходов будет планомерно расти.

По всем трем рассмотренным сценариям параметры бюджета являются социально ориентированными, две трети всех расходов будут направлены на развитие образования и здравоохранения, а также поддержку социально незащищенных слоев населения. Запланирован рост расходов на образование по базовому сценарию в 2022-2023 г. на 105,9 и 100,6 %, при снижении расходов

на здравоохранение в 2023 и 2024 гг. по базовому сценарию на 14,4 и 9,7 %, что во многом связано с тем, что в предыдущие годы из-за пандемии корона-вируса расходы на здравоохранение резко увеличились. Умеренный рост расходной части бюджета связан в том числе, с ужесточением правил финансовой дисциплины федеральными органами власти.

В целом, тенденции снижения уровня долговой нагрузки на бюджет РБ свидетельствуют о качестве финансового планирования и эффективной политике управления государственным долгом.

Список литературы

1. Дробышевская Л.Н., Ермакова Ю.С. Система формирования доходов региональных бюджетов и пути ее дальнейшего совершенствования // Современная научная мысль. - 2015. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema formirovaniya-dohodov-regionalnyh-byudzhetov-i-puti-ee-dalneyshego-sovershenst-vovaniya (дата обращения: 10.11.2021).

2. Аландаров Р.А. Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 43 (229). - С. 33-35.

3. Васильева Т.Ю., Васильев А.А. Управление налоговым потенциалом как инструмент совершенствования региональной налоговой политики // Вестник Чувашского университета. - 2008. - № 3. - С. 307-310.

4. Васюнина М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2015. - № 9 (633). - С. 37-45.

5. Управление государственными и муниципальными финансами: теория и современная практика: моногр. / под ред. Н.Г. Ивановой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. - 221 с.

6. Артемьева С.С., Макейкина С.М. Межбюджетное регулирование: вопросы теории и практики: моногр. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2011. - 105 с.

7. Якобсон Л.И. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам // Государственное и муниципальное управление. - 2006. - № 8. - С. 31-45.

8. Малкина М.Ю. Эффективность системы межбюджетного выравнивания в России // Общество и экономика. - 2014. - № 2-3. - С. 118-134.

9. Лудинова Ю.В. Организация бюджетного планирования в регионе: вопросы теории и практики: моногр. / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т. - СПб., 2011. - 245 с.

10. Ложечко А.С. Доходный потенциал как элемент системы управления доходами регионального бюджета в условиях экономической неопределенности // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 11-1. - С. 174-181.

11. Тимофеев В.С., Фадденков А.В., Лосева А.В. К вопросу оценки уровня мобилизации налогового потенциала в регионах России // Вопросы статистики. - 2012. - № 2. - С. 49-53.

12. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги) [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie_ 2020_god.pdf (дата обращения: 09.09.2021).

13. Проект закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.bashkortostan.ru/documents/projects/375393/ (дата обращения: 09.09.2021).

14. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов январь-декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/e37/e371835371 389756c2d319de62f0bd12.pdf (дата обращения: 09.09.2021).

15. Центральная база статистических данных (ЦБСД) Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 05.10.2021).

16. Зубаревич Н.В. Регионы России в период пандемии: социально-экономическая динамика и доходы бюджетов // Журнал новой экономической ассоциации. - 2021. - № 3 (51). - С. 208-218.

17. Бюджеты субъектов Российской Федерации: сайт / Минфин России. -URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/subbud/ (дата обращения: 05.11.2021).

18. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19702/ (дата обращения: 08.07.2018).

19. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 07.05.2018 г. № 204. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7doc-body=&firstDoc=1 &lastDoc=1 &nd= 102468157 (дата обращения: 09.09.2021).

20. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/ document/?id_4=124941-metodicheskie_rekomendatsii_organam_ispolnitelnoi_vlas-ti_subektov_rossiiskoi_federatsii_i_organam_mestnogo_samoupravleniya_spos-obstvuyushchie_uvelicheniyu_dokhodnoi_bazy_byud (дата обращения: 09.09.2021).

References

1. Drobyshevskaia L.N., Ermakova Iu.S. Sistema formirovaniia dokhodov regional'nykh biudzhetov i puti ee dal'neishego sovershenstvovaniia [The system of regional budget formation and ways of its further improvement]. Sovremennaia nauchnaia mysl', 2015, no. 1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-formirovaniya-dohodov-regionalnyh-byudzhetov-i-puti-ee-dalneyshego-soversh-enstvovaniya (accessed 10.11.2021).

2. Alandarov R.A. Rezervy rosta dokhodnoi bazy biudzhetov biudzhetnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Reserves of growth of budget income base in the Russian Federation budgetary system]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia, 2014, no. 43 (229), pp. 33-35.

3. Vasil'eva T.Iu., Vasil'ev A.A. Upravlenie nalogovym potentsialom kak instrument sovershenstvovaniia regional'noi nalogovoi politiki [Management of taxable capacity as instrument of improvement of regional tax policy]. Vestnik Chuvashskogo Universiteta, 2008, no. 3, pp. 307-310.

4. Vasiunina M.L. Sovershenstvovanie upravleniia dokhodami biudzhetov v Rossiiskoi Federatsii [Improving the budget revenue management in the Russian Federation]. Finansy i kredit, 2015, no. 9 (633), pp. 37-45.

5. Ivanova N.G. et al. Upravlenie gosudarstvennymi i munitsipal'nymi finansami: teoriia i sovremennaia praktika [Management of state and municipal finances: Theory and modern practice]. Ed. N.G. Ivanova. St. Petersburg. UNECON, 2018, 221 p.

6. Artem'eva S.S., Makeikina S.M. Mezhbiudzhetnoe regulirovanie: voprosy teorii i praktiki [Interbudgetary regulation: Issues of theory and practice]. Saransk, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, N.P. Ogarev Mordovia State University, 2011, 105 p.

7. Iakobson L.I. Biudzhetnaia reforma: federalizm ili upravlenie po rezul'tatam? [Budget reform: Federalism or management by results?]. Gosudarst-vennoe i munitsipal'noe upravlenie, HSE, 2006, no. 8, pp. 31-45.

8. Malkina M.Iu. Effektivnost' sistemy mezhbiudzhetnogo vyravnivaniia v Rossii [Effectiveness of interbudgetary equalization system in Russia]. Obshchestvo i ekonomika, 2014,no.2-3, pp. 118-134

9. Ludinova Iu.V. Organizatsiia biudzhetnogo planirovaniia v regione: voprosy teorii i praktiki [Organization of budget planning in the region: Issues of theory and practice]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, St. Petersburg, UNECON, 2011, 245 p.

10. Lozhechko A.S. Dokhodnyi potentsial kak element sistemy upravleniia dokhodami regional'nogo biudzheta v usloviiakh ekonomicheskoi neopredelennosti [Reveniue potential as an element of the revenue management of the regional budget of the Russian Federation in terms of economic uncertainty]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia, 2016, no. 11-1, pp. 174-181.

11. Timofeev V.S., Faddenkov A.V., Loseva A.V. K voprosu otsenki urovnia mobilizatsii nalogovogo potentsiala v regionakh Rossii [How to estimate the level of mobilization of tax potential capacity in regions of Russia]. Voprosy statistiki, 2012, no. 2, pp. 49-53.

12. Ispolnenie federal'nogo biudzheta i biudzhetov biudzhetnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii za 2020 god (predvaritel'nye itogi) [Execution of the federal budget and budget system of the Russian Federation for 2020 (preliminary results)]. Available at: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie _2020_god.pdf (accessed 09.09.2021).

13. O biudzhete Respubliki Bashkortostan na 2022 god i na planovyi period 2023 i 2024 godov [On the budget of the Bashkortostan Republic for 2022 and 2023-2024]. Draft Law of the Bashkortostan Republic, available at: https://minfin. bashkortostan.ru/documents/projects/375393/ (accessed 09.09.2021).

14. Operativnyi doklad ob ispolnenii federal'nogo biudzheta i biudzhetov gosudarstvennykh vnebiudzhetnykh fondov ianvar'-dekabr' 2020 goda [Operational report on federal budget and state non-budgetary funds budget execution for January-December 2020]. Available at: https://ach.gov.ru/upload/iblock/e37/ e371835371389756c2d319de62f0bd12.pdf (accessed 09.09.2021).

15. Tsentral'naia baza statisticheskikh dannykh (TsBSD) Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Central Statistical Database (CSD) of the Federal State Statistics Service]. Available at: http://cbsd.gks.ru/ (accessed 05.10.2021).

16. Zubarevich N.V. Regiony Rossii v period pandemii: sotsial'no-ekono-micheskaia dinamika i dokhody biudzhetov [Regions of Russia during a pandemic: Socio-economic dynamics and budget revenues]. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii, 2021, no. 3 (51), pp. 208-218.

17. Biudzhety sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Budgets of RF territories]. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/subbud/ (accessed 05.11.2021).

18. Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ [Budget Code of the Russian Federation dated 31.07.1998, No. 145-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (accessed 08.07.2018).

19. O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the Russian Federation development for 2024]. Decree of the RF President 07.05.2018, No. 204, available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&first Doc=1&lastDoc=1&nd=102468157 (accessed 09.09.2021).

20. Metodicheskie rekomendatsii organam ispolnitel'noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii i organam mestnogo samoupravleniia, sposobstvuiushchie uvelicheniiu dokhodnoi bazy biudzhetov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii i munitsipal'nykh obrazovanii [Guidelines for the RF subjects executive authorities and local governments to increase the revenue base of the territories and municipalities budgets]. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=124941-metodicheskie_rekomendatsii_organam_ispolnitelnoi_vlasti_subektov_rossiiskoi_fe deratsii_i_organam_mestnogo_samoupravleniya_sposobstvuyushchie_uvelicheniyu _dokhodnoi_bazy_byud (accessed 09.09.2021).

Оригинальность 76 %

Поступила 12.11.2021 Одобрена 20.12.2021 Принята к публикации 03.03.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.V. Trofimova, E.R. Mamleeva, M.Yu. Sazykina, A.A. Barlybaev

ASSESSMENT OF 2022-2024 BUDGET'S FORECAST PARAMETERS FOR THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The paper presents an analysis of budget revenues and budget expenditure of the Republic of Bashkortostan for 2010-2020. The analysis contains the main source of budget revenues and the structure of regional budget expenditure. The main factors influencing the change in the structure of budget revenues and expenditures of the republic have been identified.

The assessment of the budget's forecast parameters of the Republic of Bashkortostan was carried out according to three scenarios: baseline, conservative and target. For each one the paper examines a detailed analysis of the revenue and expenditure of the entity's consolidated budget, in particular, the compliance of the main regional financial document with the Budget Code.

Tax on profits of enterprises and organizations, tax on personal income, excise taxes, property tax will remain the largest share in the structure of budget revenues for 2022-2024. At the same time, the share of its own revenues will grow steadily. It is planned to ensure the formation of its own revenue base for the consolidated budget by increasing industrial production and increasing investment activity in the region. All scenarios are based on stable positive dynamics of the main macroeconomic indicators. The federal authorities will tighten the rules of financial discipline. Moderate growth in the budget expenditure is related inter alia with stricter rules of financial discipline imposed by the federal authorities.

The most probable scenario is baseline. The conservative scenario is based on an unfavorable ep-idemiological situation, a structural slowdown in economic growth rates in the medium term. The target scenario provides for the effective implementation of structural measures of economic policy, which should have a stimulating effect on regional budget revenues. According to all three scenarios considered, the budget parameters are socially oriented, two-thirds of all expenditures will be directed to the development of education and health care, as well as to support socially unprotected groups.

Keywords: budget, Republic of Bashkortostan, budget revenues, budget expenditures, forecast parameters.

Natalia V. Trofimova - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, e-mail: [email protected].

Elvira R. Mamleeva - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan", e-mail: [email protected].

Marina Yu. Sazykina - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan", e-mail: [email protected].

Azamat A. Barlybaev - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan", e-mail:, [email protected].

Received 12.11.2021 Accepted 20.12.2021 Published 03.03.2022

Финансирование. Статья подготовлена в рамках реализации темы госзадания ГАНУ ИСИ РБ.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Оценка прогнозных параметров бюджета Республики Башкортостан на 2022-2024 годы / Н.В. Трофимова, Э.Р. Мамлеева, М.Ю. Сазыкина, А.А. Барлыбаев // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 1. - С. 154-172.

Please cite this article in English as:

Trofimova N.V., Mamleeva E.R., Sazykina M.Yu., Barlybaev A.A. Assessment of 20222024 budget's forecast parameters for the Republic of Bashkortostan. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 1, pp. 154-172 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.