Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В 2020 Г. (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД МАХАЧКАЛА")'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В 2020 Г. (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД МАХАЧКАЛА") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ / БЮДЖЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедтагиров Мурад Мусаевич, Айгубов Сайдархан Занкуевич, Гасанов Али Сулейманович

Предмет и цель работы. Цель работы - исследование тенденций изменения показателей исполнения доходной, расходной части местного бюджета, дефицита и муниципального долга. Метод и методология проведения работы. Проанализированы отчеты об исполнении бюджета за ряд лет, выявлены тенденции изменения показателей исполнения доходной, расходной части местного бюджета, дефицита и муниципального долга, определены наиболее стабильные источники доходов и приоритетные направления расходования средств местного бюджета. Результаты работы. На основе проведенного исследования определены наиболее стабильные источники доходов и приоритетные направления расходования средств местного бюджета, выявлена тенденция к снижению показателей исполнения бюджета по отношению к плановым заданиям. Область применения результатов. Результаты могут быть использованы для разработки предложений по повышению качества бюджетного планирования, определению приоритетных направлений осуществления бюджетных расходов. Выводы. Проведенное исследование показало достаточную достоверность осуществления бюджетного планирования в г. Махачкала, однако имеется тенденция к его снижению. Отказ от планирования расходов с учетом дефицита повысил стабильность финансирования расходов, однако фактически бездефицитного исполнения добиться все еще не удалось. Структура дебиторской задолженности снижает качество источников финансирования дефицита бюджета. Муниципальный долг растет незначительно и далек от предельных значений. Таким образом, несмотря на ограниченные возможности и низкую бюджетную обеспеченность, риски финансовой несостоятельности бюджета г. Махачкалы в настоящее время минимальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EXECUTION OF LOCAL BUDGETS IN 2020 (USING THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL BUDGET CITY DISTRICT "CITY OF MAKHACHKALA")

The subject and purpose of the work. The purpose of the work is to study trends in the performance indicators of the revenue, expenditure part of the local budget, deficit and municipal debt. The method and methodology of the work. The reports on budget execution for a number of years have been analyzed, trends in the performance of the revenue, expenditure part of the local budget, deficit and municipal debt have been identified, the most stable sources of income and priority areas of spending of local budget funds have been identified. The results of the work. Based on the conducted research, the most stable sources of income and priority areas of spending of local budget funds were identified, a tendency to decrease in budget performance indicators in relation to planned tasks was revealed. The scope of the results. The results can be used to develop proposals to improve the quality of budget planning, identify priority areas for budget expenditures. Conclusions. The conducted research has shown sufficient reliability of the implementation of budget planning in Makhachkala, however, there is a tendency to decrease it. The refusal to plan expenditures taking into account the deficit has increased the stability of financing expenditures, but it has still not been possible to achieve virtually deficit-free execution. The structure of accounts receivable reduces the quality of sources of financing the budget deficit. Municipal debt is growing slightly and is far from the limit values. Thus, despite limited opportunities and low budget security, the risks of financial insolvency of the budget of Makhachkala are currently minimal.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В 2020 Г. (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД МАХАЧКАЛА")»

УДК 336 МАГОМЕДТАГИРОВ МУРАД МУСАЕВИЧ

к.э.н., доцент кафедры социальных и информационных технологий ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: m-tag@yandex.ru

АЙГУБОВ САЙДАР ХАН ЗАНКУЕВИЧ

к.ф-м.н., доцент, заведующий кафедрой социальных и информационных технологий ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail:aygubov.s62@mail.ru

ГАСАНОВ АЛИ СУЛЕЙМАНОВИЧ

к.э.н., доцент кафедры социальных и информационных технологий ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: gasanov2860@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В 2020 Г. (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД МАХАЧКАЛА»)

Аннотация. Предмет и цель работы. Цель работы — исследование тенденций изменения показателей исполнения доходной, расходной части местного бюджета, дефицита и муниципального долга. Метод и методология проведения работы. Проанализированы отчеты об исполнении бюджета за ряд лет, выявлены тенденции изменения показателей исполнения доходной, расходной части местного бюджета, дефицита и муниципального долга, определены наиболее стабильные источники доходов и приоритетные направления расходования средств местного бюджета. Результаты работы. На основе проведенного исследования определены наиболее стабильные источники доходов и приоритетные направления расходования средств местного бюджета, выявлена тенденция к снижению показателей исполнения бюджета по отношению к плановым заданиям. Область применения результатов. Результаты могут быть использованы для разработки предложений по повышению качества бюджетного планирования, определению приоритетных направлений осуществления бюджетных расходов. Выводы. Проведенное исследование показало достаточную достоверность осуществления бюджетного планирования в г. Махачкала, однако имеется тенденция к его снижению. Отказ от планирования расходов с учетом дефицита повысил стабильность финансирования расходов, однако фактически бездефицитного исполнения добиться все еще не удалось. Структура дебиторской задолженности снижает качество источников финансирования дефицита бюджета. Муниципальный долг растет незначительно и далек от предельных значений. Таким образом, несмотря на ограниченные возможности и низкую бюджетную обеспеченность, риски финансовой несостоятельности бюджета г. Махачкалы в настоящее время минимальны.

Ключевые слова: доходы, бюджет городского округа, расходы бюджета, дефицит, муниципальный долг.

MAGOMEDTAGIROV MURAD MUSAYEVICH

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University,

e-mail: m-tag@yandex.ru

AIGUBOV SAIDARKHAN ZANKUEVICH

Ph.D.in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Social and Information Technologies of the Dagestan State University,

e-mail: aygubov.s62@mail.ru

GASANOV ALI SULEYMANOVICH

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University,

e-mail: gasanov2860@mail.ru

FEATURES OF EXECUTION OF LOCAL BUDGETS IN 2020 (USING THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL BUDGET CITY DISTRICT "CITY OF MAKHACHKALA")

Abstract. The subject and purpose of the work. The purpose of the work is to study trends in the performance indicators of the revenue, expenditure part of the local budget, deficit and municipal debt. The method and methodology of the work. The reports on budget execution for a number of years have been analyzed, trends in the performance of the revenue, expenditure part of the local budget, deficit and municipal debt have been identified, the most stable sources of income and priority areas of spending of local budget funds have been identified. The results of the work. Based on the conducted research, the most stable sources of income and priority areas of spending of local budget funds were identified, a tendency to decrease in budget performance indicators in relation to planned tasks was revealed. The scope of the results. The results can be used to develop proposals to improve the quality of budget planning, identify priority areas for budget expenditures. Conclusions. The conducted research has shown sufficient reliability of the implementation of budget planning in Makhachkala, however, there is a tendency to decrease it. The refusal to plan expenditures taking into account the deficit has increased the stability of financing expenditures, but it has still not been possible to achieve virtually deficit-free execution. The structure of accounts receivable reduces the quality of sources of financing the budget deficit. Municipal debt is growing slightly and is far from the limit values. Thus, despite limited opportunities and low budget security, the risks of financial insolvency of the budget of Makhachkala are currently minimal.

Keywords: revenues, city district budget, budget expenditures, deficit, municipal debt.

1. Введение. В условиях наличия непокрытых источниками расходных обязательств налоговая политика Махачкалы направлена на обеспечение сбалансированности бюджета города и недопущение образования кассовых разрывов [1].

Политика осуществления бюджетных расходов направлена на повышение обеспеченности расходных обязательств источниками финансирования, отказ от дефицитного исполнения и учета изменений законодательства в части размеров оплаты труда, социальных гарантий, со-финансирования федеральных и региональных программ, реализуемых на территории муниципалитета. Практически завершен переход к программно-ориентированному бюджету, однако, в связи с тем что основную долю расходов составляют текущие - 66% приходится на образование, 11% на ЖКХ, в целом по программам осуществляется менее 20% финансирования из бюджета.

2. Основная часть. Для достижения целей настоящего исследования рассмотрим плановые и фактические показатели бюджета г. Махачкала за 2020 г. и предстоящие периоды.

Решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 26 декабря 2019 г. № 39-1 «Об утверждении бюджета городского округа "город Махачкала" на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.» был утвержден бюджет г. Махачкала на 2020 г. со следующими показателями:

- Доходы - 9 225 392,2 тыс. руб.

- Расходы - 9 225 392,2 тыс. руб.

- Размер дефицита бюджета города Махачкала на 2020 г. в сумме 0 руб. [2].

В последующем решениями Махачкалинского городского собрания в бюджет были внесены поправки с учетом средств, поступивших из республиканского бюджета РД и федерального бюджета в виде субвенций, субсидий и по взаимным расчетам.

Уточненный бюджет за 2020 г. в редакции Решения Собрания депутатов № 4-2 от 28.12.2020 г. составил:

- Доходы - 10 062 827,5 тыс. руб.

- Расходы - 10 774 474,0 тыс. руб.

- Дефицит -711 464,5 тыс. руб. [3].

Исполнение бюджета по доходам составило 9 898 544,7 тыс. руб. или 98,3%, по расходам исполнено 9 570 715,3 тыс. руб. или 88,8%. Дефицит по итогам года составил 325 829,4 тыс. руб. [4].

Изменения основных параметров бюджета (тыс. руб.) в течение 2020 г. приведены в табл.1*.

Таблица 1

Наименование показателя Решения Махачкалинского городского собрания «О бюджете городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2020 г.»

от 26.12.19 №39-1 от 28.12.20 №4-2 По итогам года на 01.01.2021 (план по отчёту) Отклонение отчетных данных от первоначального плана

Доходы 9 225 392,2 10 062 827,5 10 065 288,5 839 896,3

В т. ч. безвозмездные поступления 5 641 086,2 6 851 654,5 6 854 115,5 1 213 029,3

Расходы 9 225 392,2 10 774 474,0 10 776 935,0 1 551 542,8

Дефицит -711 646,5 -711 646,5 -711 646,5

^Источник: расчеты автора на основании отчетов об исполнении бюджета г. Махачкала. - URL : www.mkala.ru.

Расхождение сумм, утвержденных Решением о местном бюджете и Отчетом об исполнении бюджета г. Махачкала за 2020 год в сумме 2 461,0 тыс. руб., объясняется внесением изменений в Закон о Республиканском бюджете Республики Дагестан и Сводную бюджетную роспись Республиканского бюджета в части межбюджетных трансфертов, а именно:

- 1 311,0 тыс. руб. - указ Главы Республики Дагестан от 25 декабря 2020 г. № 141 «О присуждении призовых мест и о выделении грантов городским округам и муниципальным районам РД, достигшим наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районам РД по итогам 2019 г.»;

- 1 000,0 тыс. руб. - грант Главы Республики Дагестан согласно распоряжения Правительства Республики Дагестан № 138-рг от 28.12.2020;

- 150,0 тыс. руб. грант Главы Республики Дагестан согласно распоряжения Правительства Республики Дагестан № 139-рг от 28.12.2020.

Указанные изменения допускаются статьей 217 БК РФ и отражены в доходной и расходной частях отчета.

Объем поступлений в бюджет города Махачкала за 2020 г. составил 3 115 282 тыс. руб. при плане 3 211 173 тыс. руб., выполнение бюджета составило 97%, или в абсолютной сумме 95 891 тыс. руб.

За аналогичный период прошлого года поступление налоговых и неналоговых платежей составляет 3 260 051,0 тыс. руб.

В разрезе источников доходов по основным налоговым платежам процент исполнения имеет следующие результаты;

- НДФЛ - 110,2%;

- УСН - 104,3%;

- ЕНВД -104,5%;

- налог на имущество физических лиц -76,4%;

- налог на землю - 89,8%.

Налоговые доходы в общем объеме поступлений за 2020 г. составили 102,6%.

По неналоговым доходам поступления за 2020 г. составили 248 383,0 тыс. руб. при плане 417 605,0 тыс. руб., исполнение составило 59,5%, сумма недопоступления - 169 222,0 тыс. руб.

Неналоговые доходы в общем объеме поступлений за 2020 г. составили 8%.

В структуре доходов местного бюджета доля безвозмездных поступлений составила 68,8%.

Информация об объёме и видах межбюджетных трансфертов (тыс. руб.), поступивших в бюджет муниципального образования из республиканского бюджета в 2020 г., приведена в табл.2*.

Таблица 2

Наименование Исполнено за 2019 г. Поступило в 2020 г. Исполнено с учёт. остатка Исполнено (%) Остаток на 01.01.21

Дотации 11 602,20 140 539,80 140 539,80 100 0

Субсидии 442 129,49 895 156,20 669 343,86 75 -289 495,00

Субвенции 4 160581,01 4 560002,29 4 548649,28 100 -11 353,00

Иные межбюджетные трансферты 929 206,10 1 217500,00 1 285110,96 106 -34 197,00

Итого 5 543518,80 6 813198,29 6 643643,90 98 -335 045,00

*Источник: расчеты автора на основании отчетов об исполнении бюджета г. Махачкала. - URL : www.mkala.ru.

Основную долю в структуре безвозмездных поступлений составили субвенции - 66,9%, субсидии - 13%, иные межбюджетные трансферты - 17,8%.

Согласно отчету об исполнении местного бюджета на 1 января 2021 г., безвозмездные поступления при плане 6 854 115,5 тыс. руб. -6 813 198,3 тыс. руб..

Утвержденная решением Собрания депутатов МО ГО «город Махачкала» ведомственная структура расходов местного бюджета включала 31 главных распорядителя бюджетных средств, между которыми распределены расходы бюджета.

В 2020 г. исполнение местного бюджета по расходам составило 9 570 715,1 тыс. руб., что на 748 523,3 тыс. руб. больше расходов, произведенных в 2019 г.

Сравнительная характеристика показателей исполнения бюджета (тыс. руб.) г. Махачкала в разрезе бюджетной классификации расходов приведена в табл. 3*.

Таблица 3

Наименование показателя Утверждено бюджетной росписью Исполнено % исполнения Доля в структуре

2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г.

Расходы бюджета - ВСЕГО 9 210 728,20 10776935,0 8822191,80 9570715,1 96 89

Общегосударственные вопросы 638 177,50 541 240,60 587 120,70 462 879,3 92 86 7 5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 78 879,70 72 088,20 70 882,50 70 112,50 90 97 12 1

Национальная экономика 905 742,60 1 234 106,2 863 308,40 986 063,5 95 80 10 10

Жилищно-коммунальное хозяйство 1 228 152,90 1638671,90 1 070328,1 1078292,4 87 66 12 11

Образование 5 742 479,70 6588 710,0 5617830,90 6290432,70 98 95 64 66

Культура, кинематография 87 813,60 103 395,40 85 906,50 96 908,80 98 94 2 1

Социальная политика 117 708,10 119 680,40 116 085,00 108 741,1 99 91 1

Физическая культура и спорт 296 263,70 334 773,10 295 517,80 333462,70 100 100 3 3

Средства массовой информации 12 637,40 13 111,80 12 344,80 12 664,70 98 97 4

Обслуживание муниципального долга 841,6 881,40 835,70 881,40 99 100 7

Межбюджетные трансферты 102 031,40 130 276,00 102 031,40 130 276,0 100 100 1 1

Результат исполнения бюджета (дефицит «-», профицит «+») -239 513,80 -711 646,50 -225953,3 327829,4 94 -46

*Источник: расчеты автора на основании отчетов об исполнении бюджета г. Махачкала. - URL : www.mkala.ru.

Наибольшую долю в структуре расходов местного бюджета в 2020 г. составляли расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство 66% и 11% соответственно, а также «Национальная экономика» (в основном в части дорожного хозяйства) - 10%.

Исполнение местного бюджета в разрезе видов расхода характеризуется следующими данными (тыс. руб.) (табл. 4)*:

Таблица 4

Наименование показателя ВР 2020 г. % исп.

Назначено Исполнено

Фонд оплаты труда учреждений 111 66 459,6 65 396,6 98,4

Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда 112 68,7 38,7 56,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений 119 20 070,2 19 638,0 97,8

Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов 121 310 740,8 309 650,5 99,6

Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда 122 33 455,1 25 750,8 77,0

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов 129 93 476,0 91 129,4 97,5

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества 243 618 790,3 402 924,8 65,1

Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд 244 1 837 664,7 1 589 817,6 86,5

Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям 312 8 175,0 7 818,4 95,6

Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам 313 16 748,6 7 249,5 43,3

Иные выплаты населению 360 862,0 770,0 89,3

Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность 412 79 811,1 57 761,9 72,4

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности 414 183 695,1 67 658,7 36,8

Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности 521 92 059,8 92 059,8 100,0

Субвенции 530 48 429,9 47 254,9 97,6

Иные межбюджетные трансферты 540 39 338,0 39 338,0 100,0

Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) 611 6 649 453,7 6 527 703,2 98,2

Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели 612 115 035,2 109 780,1 95,4

Субсидии автономным учреждениям на иные цели 622 1 408,0 1 137,8 80,8

Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат 631 5 000,0 355,3 7,1

Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению 633 1 457,4 1 457,4 100,0

Обслуживание муниципального долга 730 881,4 881,4 100,0

Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг 811 25 000,0 20 383,1 81,5

Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений 831 53 316,3 39 765,5 74,6

Уплата налога на имущество организаций и земельного налога 851 6 743,2 6 054,5 89,8

Уплата прочих налогов, сборов 852 426,3 143,6 33,7

Уплата иных платежей 853 451 270,8 38 795,7 8,6

Взносы в международные организации 862 292,0 0,0 0,0

Резервные средства 870 14 344,9 0,0 0,0

Общий итог 10 776 935,0 9 570 715,3 88,8

*Источник: расчеты автора на основании отчетов об исполнении бюджета г. Махачкала. - URL : www.mkala.ru.

Исполнение муниципальных целевых программ в 2020 г. составляет (тыс. руб.) (табл. 5):

Таблица 5

2020 г.

Наименование программы Исполнитель План по бюджету Профинансировано % исполн.

2 3 4 5 6

Всего 30 000,0 30 000,0 100

Муниципальная программа «Пожарная безопасность МОГО г. Махачкала» УГОЧС г. Махачкала 29 069,3 29 069,3 100

МКУ «Управление образования Администрация г. Махачкала» 930,7 930,7 100

Муниципальная программа «Антитеррористическая защищенность городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2020-2023 гг.» Всего 10 365,0 10 365,0 100

УГОЧС г. Махачкала 7 906,3 7 906,3 100%

МКУ «Управление образования Администрация г. Махачкала» 2 458,7 2 458,7 100

Всего 500,0 345,6 69

Муниципальная программа «О противодействии коррупции в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" Администрация города Махачкала 450,0 295,6 66

МКУ «Управление образования Администрация г. Махачкала» 50,0 50,0 100

Всего 1 800,0 1 199,4 67

Администрация города Махачкала 650,0 49,4 8%

Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в городском округе с внутригородским делением «город Махачкала» на 2019 -2021 гг. МКУ «Управление культуры" Администрации г. Махачкала» 690,0 690,0 100

МКУ «Управление торговли, предпринимательства и рекламы» 152,0 152,0 100

МКУ «Управление образования Администрация г. Махачкала» 25,0 25,0 100

МКУ «Комитет по спорту, туризму и делам молодежи» 283,0 283,0 100

Комплексная программа профилактики правонарушений в городском округе с внутригородским делением «город Махачкала» на 20182020 гг. Администрация города Махачкала 500,0 149,7 30

Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2019-2021 гг. Администрация города Махачкала 485,0 315,2 65

Городская программа «Развитие малого и среднего предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности в г. Махачкала на 2018-2020 гг.» МКУ «Управление образования» Администрации г. Махачкала 10 000,0 738,4 7

Муниципальная программа «Развитие системы образования города Махачкала на 2018-2020 гг.» МКУ «Управление образования» Администрации г. Махачкала 977 264,1 880 974,0 90

Муниципальная программа «Развитие отрасли "Культура" в г. Махачкала на 2019-2020 гг.» МКУ «Управление культуры» Администрации г. Махачкала 324 128,4 306 594,0 95

Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в МО городского округа с внутригородским делением "г. Махачкала" на 2019-2021 гг.» МКУ «Комитет по спорту, туризму и делам молодежи» 318 341,9 317 349,4 100

Продолжение таблицы 5

Наименование программы Исполнитель 2020 г. % исполн.

План по бюджету Профинансировано

2 3 4 5 6

Муниципальная программа «Развитие молодежной политики в МО городского округа с внутригородским делением "г. Махачкала" на 20192021 гг.» МКУ «Комитет по спорту, туризму и делам молодежи» 13 098,3 13 016,3 99

Муниципальная программа «Развитие туристско -рекреационного комплекса в муниципальном образовании городского округа "город Махачкала" на 2019-2021 гг.» МКУ «Комитет по спорту, туризму и делам молодежи» 500,0 500,0 100

Муниципальная программа «Организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в МО городского округа "город Махачкала" на 2018-2020 гг.» МКУ «Управление образования» Администрации г. Махачкала 0,0 0,0 0

Муниципальная программа «Развитие социальной рекламы, информации и оформления города на 2018-2020 гг.» МКУ «Управление торговли, предпринимательства и рекламы» 2 000,0 1 831,6 92

Муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом г. Махачкала на 20182020 гг.» Управление по имущественным и земельным отношениям 5 000,0 1 646,7 33

Муниципальная программа «Проведение государственного кадастрового учета земельных участков на территории ГО с ВД "город Махачкала" на 2018-2020 гг.» Управление по имущественными земельным отношениям 5 000,0 4 306,7 88

Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в г. Махачкала в 2011-2015 гг. и на период до 2020 г.» МКУ «Управление образования» Администрации г. Махачкала 7 287,9 5 729,0 79

Муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков с/х продукции, сырья и продовольствия МО г. Махачкала на 2013-2020 гг.» МКУ "Управление сельского зозяйства" 100,0 0,0 0%

Муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории г. Махачкала 2014-2020 гг. (безопасный город)» МКУ «Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации г. Махачкала» 2 500,0 2 046,7 82

Муниципальная программа «Доступная среда» МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкала» 823,3 823,3 100

Муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" на 20182020 г.» Администрация города Махачкала 8,7 0,0 0

Муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением "город Махачкала"» МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкала» 7 000,0 7 000,0 100

Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ГО "город Махачкала" на 2019-2024 гг.» МКУ «Управление по жилищной политике» г. Махачкала 16 490,5 6 947,6 42

Итого: 1 733 193,1 1 591 878,6 92

*Источник: расчеты автора на основании отчетов об исполнении бюджета г. Махачкала. - URL: www.mkala.ru.

Остаток неиспользованных средств на счетах по учету бюджетных средств по состоянию на 1 января 2021 г. составил 773 471,2 тыс. руб., в т. ч.:

- 335 045,6 тыс. руб. - средства республиканского бюджета;

- 438 425,6 тыс. руб. - средства местного бюджета.

Администрацией г. Махачкала остатки средств федерального и республиканского бюджета

на 1 января 2021 г. в сумме 317 086 569,86 руб. полностью возвращены в доход республиканского бюджета.

По состоянию на 1 января 2021 г. объем муниципального долга составил 909 776 тыс. руб. (909 465 тыс. руб. - бюджетный кредит перед МФ РД, 311 тыс. руб. - муниципальные гарантии). По сравнению с началом 2020 г. объем муниципального долга увеличился на 47 001 тыс. руб.

Информация об объемах обязательств по муниципальным гарантиям (лизинговые платежи за технику под поручительство Администрации г. Махачкала) по состоянию на 1 января 2021 г. приведена в табл. 6* (тыс. руб.).

Таблица 6

Принципал Бенефициар № и дата по договору (гарантии) Объем обязат. по договору гарантии Дата полного исполнения обязательств Задолженность на 01.01.20 г. Погашено в 2020 г. Задолженность на 01.01.21 г.

МУП «8 Марта» ОАО «Дагагроснаб» № 46/1от 17.05.10 1 284,5 30.01.2025 435 124 311

Итого 435 124 311

*Источник: расчеты автора на основании отчетов об исполнении бюджета г. Махачкала. - URL : www.mkala.ru.

Предоставление бюджетных кредитов, своевременность их возврата.

По состоянию на 1 января 2021 г. задолженность юридических лиц по ранее выданным за счет средств местного бюджета бюджетным кредитам составляет 19 834,0 тыс. руб. и проценты по кредитам - 1 961 тыс. руб. Ниже в табл. 7 приведены данные в разрезе должников (тыс. руб.)*.

Таблица 7

Наименование получателя На 01.01.20 г. Погашено за 2020 г. Остаток на 01.01.2021 г.

кредит проц. кредит проц. кредит проц.

МУП «Сулак-рыба» 158 77 - - 158 77

МУП «Шамхальский» 0 92 - - 92

МУП «ТВ Махачкала» 1 347,5 70 - - 1 347,5 70

Предст. Администрации г. Махачкала в Москве 600 13 - - 600 13

Магомедов М.Н. 33 - - 33

ЗАО «Рыбак-Чапаевец» 75 20 - - 75 20

МУП «ММТС» 3 230 222 - 13 3 230 231

ГУП Винсовхоз им. Ленина 864 151 - - 864 151

ОАО «Водоканал» 12 848 1 258 - - 12 848 1 258

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КФХ «Харада» 200 - - - 200 -

МУП «Садовник» 478 48 - - 478 48

Итого: 19 834 1 951 - - 19 834 1 961

*Источник: расчеты автора на основании отчетов об исполнении бюджета г. Махачкалы. - URL : www.mkala.ru.

В отношении 7 организаций: МУП «ТВ Махачкала», Представительство Администрации г. Махачкала в Москве, ЗАО «Рыбак-Чапаевец», МУП «ММТС», ОАО «Водоканал», КФХ «Харада», МУП «Садовник» имеются решения Арбитражного суда о взыскании задолженности, вместе с тем по всем бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2021 г. задолженность не погашена.

На основании распоряжений главы города за счет средств резервного фонда в 2020 г. произведены расходы в общей сумме 655,1 тыс. руб.

Остаток средств резервного фонда по состоянию на 1 января 2021 г. составил 14 344,9 тыс. руб.

3. Основная часть. Несмотря на то что г. Махачкала остается единственным бездотационным муниципалитетом на территории Республики Дагестан, доля межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов составляет около 70% и в абсолютном выражении ежегодно растет. Это связано с тем, что большую часть расходов города составляют затраты на реализацию переданных полномочий, в частности, общего образования, и вызвано, в первую очередь, недостаточностью собственных доходов, которые могли бы быть направлены на реализацию вопросов местного значения. Вместе с тем тенденция увеличения объема субсидий говорит об активном участии г. Махачкалы в реализации республиканских и федеральных программ, что положительно отражается на качестве жизни горожан.

Основными собственными источниками доходов уже несколько лет остаются отчисления от налога на доходы физических лиц, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, налог на имущество физических лиц и налог на землю. Это относительно легко администрируемые налоги, по налогу на имущество и земельному налогу остается большой потенциал увеличения налоговой базы. В связи с отменой ЕНВД с 2021 г. он поступать в бюджеты муниципалитетов перестанет, однако увеличатся поступления по замещающим его налогам - патент и упрощенная система налогообложения.

Расходная часть бюджета является социально ориентированной, наибольшую долю в структуре расходов местного бюджета в 2020 г. составляли расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство 66% и 11% соответственно, а также «Национальная экономика» (в основном в части дорожного хозяйства) - 10%. Муниципальный долг, дебиторская задолженность по выданным кредитам и объем обязательств по поручительствам относительно невысоки. В последние годы новые кредиты и поручительства из бюджета города не предоставлялись.

Все изложенное говорит о высоком качестве управления муниципальными финансами и консервативном подходе к планированию бюджетных расходов.

Литература

1. Айгубов, С. З., Магомедтагиров, М. М. Анализ исполнения доходной части бюджета г. Махачкалы за 2017 г. //Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 367-375.

2. Решение Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 26 декабря 2019 г. № 39-1 «Об утверждении бюджета городского округа "город Махачкала " на 2020 год и на плановый период

2021 и 2022 гг.».

3. Решение Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 28 декабря 2020 г. № 4-2 «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 26 декабря 2019 г. № 39-1 "Об утверждении бюджета городского округа «город Махачкала» на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. "».

4. Решение Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 29 апреля 2021 г. № 9-1 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа с внутригородским делением « "город Махачкала" за 2020 г.».

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

6. Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 30.06.2016 N 10-2 «Обутверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала "».

7. Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26.04.2018 N 24-3 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа с внутригородским делением "город Махачкала " за 2017 г.».

8. Решение Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 27 декабря 2017 г. № 21-3 «Об утверждении бюджета городского округа "город Махачкала" на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.».

9. Айгубов, С. З., Магомедтагиров, М. М. Особенности формирования доходной части бюджета г. Махачкалы //Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12 (110). С. 360-367.

10. Айгубов, С. З., Магомедтагиров, М. М. Дагестанский опыт внедрения проектного подхода в государственном секторе. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=37253247//Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 12 (98). С. 215-220.

References:

1.Ajgubov, S. Z., Magomedtagirov, M. M. Analiz ispolneniya dohodnoj chasti byudzheta g. Mahachkaly za 2017g. //Regional'nyeproblemypreobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 11 (97). S. 367-375.

2. Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga «gorod Mahachkala» ot 26 dekabrya 2019 g. № 39-1 «Ob utverzhdenii byudzheta gorodskogo okruga "gorod Mahachkala" na 2020 god i na planovyj period 2021 i

2022 gg.».

3. Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga «gorod Mahachkala» ot 28 dekabrya 2020 g. № 4-2 «O vnesenii izmenenij v Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga "gorod Mahachkala " ot 26 dekabrya 2019 g. № 39-1 "Ob utverzhdenii byudzheta gorodskogo okruga «gorodMahachkala» na 2020 g. i na planovyj period 2021 i 2022 gg. "».

4. Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga «gorod Mahachkala» ot 29 арге1уа 2021 g. № 9-1 «ОЬ utverzhdenii otcheta оЬ ispolnenii byudzheta gorodskogo okruga s vnutrigorodskim (к1втвт «"gorod Ма-hachkala " za 2020 g.».

5. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii.

6. Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga s vnutrigorodskim deleniem «gorod Mahachkala» ot 30.06.2016 N 10-2 «ОЬ utverzhdenii Polozheniya о byudzhetnom processe V gorodskom okruge s vnutrigo-rodskim deleniem "gorod Mahachkala "».

7. Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga s vnutrigorodskim deleniem «gorod Mahachkala» ot 26.04.2018 N 24-3 «ОЬ utverzhdenii otcheta оЬ ispolnenii byudzheta gorodskogo okruga s vnutrigorodskim deleniem "gorod Mahachkala " za 2017 g.».

8. Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga «gorod Mahachkala» ot 27 dekabrya 2017 g. № 21-3 «ОЬ utverzhdenii byudzheta gorodskogo okruga "gorodMahachkala" па 2018 g. i па planovyj period 2019 i 2020

9. Ajgubov, S. 2., Magomedtagirov, M. M. Osobennosti formirovaniya dohodnoj chasti byudzheta g. Mahach-kaly //Regional'nye ртЬкту preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 12 (110). S. 360-367.

10. Ajgubov, S. 2., Magomedtagirov, M. M. Dagestanskij opyt vnedreniya proektnogo podhoda V gosudarstven-пот sektore. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=37253247 // Regional'nye ртЬЬту preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 12 (98). S. 215-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.