Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 43, № 3.
Law Herald of DSU, 2022, vol. 43, no. 3._
Научная статья УДК/UDC 336.14
DOI: 10.21779/2224-0241-2022-43-3-72-75
Основные характеристики бюджета Республики Дагестан на 2022 год и плановый
период 2023-2024 годы
А. З. Арсланбекова1, А. Ш. Хизриев2
1 2 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация
Аннотация. В данной статье дается характеристика бюджетного процесса Республики Дагестан как субъекта РФ. Рассматривается круг его участников, процедура составления и утверждения проекта бюджета, а также оцениваются изменения в различных показателях за последние годы. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: логический, формально-юридический, метод правового моделирования и анализа. В заключение делается вывод о том, что приоритетным направлением республиканского бюджета на 2022 год является финансирование сферы здравоохранения и спорта. Увеличилось финансирование сферы образования, включая повышение заработной платы педагогов, ремонт образовательных учреждений, оздоровительные программы для детей и ежемесячные выплаты классным руководителям.
Ключевые слова: бюджетный процесс, дотации, расходная часть, доходная часть, благосостояние, бюджет, республиканский бюджет, Республика Дагестан, Народное собрание РД, Министерство финансов РД, Счетная палата РД.
Для цитирования: Арсланбекова А. З., Хизриев А. Ш. Основные характеристики бюджета Республики Дагестан на 2022 год и плановый период 2023-2024 годы // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 43, № 3. С. 72-75. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-43-3-72-75
Original article
Main characteristics of the budget of the Republic of Dagestan for 2022 and the planning
period 2023-2024
Aminat Z. Arslanbekova1, Arslan Sh. Khizriev2
1 2 Dagestan State University, Makhachkala. Russian Federation
Аbstract. This article describes the budget process of the Republic of Dagestan as a subject of the Russian Federation. The circle of its participants, the procedure for compiling and approving the draft budget are considered, as well as changes in various indicators in recent years are assessed. When writing the article, the following research methods were used: logical, formal-legal, method of legal modeling and analysis. In conclusion, it is concluded that the priority areas of the republican budget for 2022 are the financing of healthcare and sports. Funding for the education sector has increased, including higher salaries for teachers, repairs to educational institutions , health programs for children, and monthly payments to class teachers.
Keywords: budget process, subsidies, expenditure side, revenue side, welfare, budget, republican budget, Republic of Dagestan, People's Assembly of the Republic of Dagestan, Ministry of Finance of the Republic of Dagestan, Accounts Chamber of the Republic of Dagestan.
For citation Arslanbekova A. Z., Khizriev A. Sh. Main characteristics of the budget of the Republic of Dagestan for 2022 and the planning period 2023-2024. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 43, no. 3, pp. 72-75. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-43-3-72-75 (In Russ.).
Бюджет - один из главных финансовых документов любого субъекта Российской Федерации, ориентированный на повышение качества жизни и благосостояния людей. Достигают этого местные чиновники путем развития социальной инфраструктуры, финансирования проектов по поддерж-
ке здравоохранения и образования, сельскохозяйственных программ, повышения заработных плат, улучшения дорожной и транспортной инфраструктуры и других важных вопросов. Расходная часть формируется на основе необходимости достижения целей национальных проектов, конечной реализа-
ции государственных программ, а также с учетом проведения оптимизационных мероприятий.
Бюджетные отношения в Республике Дагестан регулируются в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, законами Республики Дагестан «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» [1], «О республиканском бюджете РД на 2022 год и на плановый период 2023 и 2023 годов», Постановлением Правительства РД № 22 «О мерах по реализации Закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и другими нормативными правовыми актами.
Бюджет РД является формой образования и расходования средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций субъекта. Участниками бюджетного процесса в РД являются: Глава Республики Дагестан, Народное Собрание РД, Правительство РД, Министерство финансов РД, Национальный банк Центрального банка РФ и другие кредитные организации, орган, осуществляющий казначейское исполнение республиканского бюджета, Счетная палата РД, орган управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, распорядители бюджетных средств, администраторы (администраторы) доходов и источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств, а также иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия [4, с. 5].
С учетом заключений Комитета Народного Собрания РД и Счетной палаты РД Комитет по бюджету, финансам и налогам рекомендует принять республиканский закон о бюджете на год и плановый период следующего года. Свои предложения вносят также и представители фракций. Они выдвигают предложения по равномерному распределению средств между муниципалитетами, их рациональному освоению и улучшению качества жизни населения. Также остро ставится вопрос неосвоения денежных средств [2, с. 8]. Так, на ноябрьской сессии Парламента РД по обсуждению бюджета региона на 2021 год Председатель Счетной палаты РД Билал Джахбаров сообщил, что не выполнены проектные работы по 46 объектам на сумму 456 миллионов рублей. Планирование расходов по строительству объектов с одновременным выделением земельных участков и оформлением разрешительных документов, а также разработка проектно-сметной документации приводят к нарушению нормативных сроков строительства и не освоению средств.
Дагестан имеет свой бюджет, который необходим для выполнения расходных обязательств. Все муниципальные образования республики консолидируют свои бюджеты в общий, который утверждается на сессии Парламента республики. Народное собрание рассматривает проект закона
о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в период до 30 дней после принятия его в первом чтении.
К собственным доходам бюджета Дагестана относятся налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления, за исключением субвенций. Расходная часть бюджета республики предусматривает возможность выравнивания бюджетной обеспеченности отдельных поселений, сталкивающихся с дефицитом бюджета и дотаций для поддержки муниципальных районов.
Составление проекта республиканского бюджета - исключительная прерогатива Правительства республики, а непосредственно составляет его на очередной финансовый год и плановый период Министерство финансов Республики Дагестан. Составление отчетности об исполнении республиканского бюджета также возложено на это ведомство. Отчет об исполнении бюджета ежемесячно размещается на официальном сайте Министерства финансов РД. Также на сайте размещается ежегодный отчет и промежуточная отчетность об исполнении бюджета. Правительство Республики Дагестан не позднее 15 апреля текущего года представляет в Счетную палату Республики Дагестан годовой отчет об исполнении республиканского бюджета для подготовки заключения по нему.
Счетная палата РД проводит проверку и составляет заключение об исполнении республиканского бюджета в течение 1,5 месяца после представления, используя материалы и результаты проведенных проверок [3, с. 18].
По итогам рассмотрения Народное Собрание принимает решение об утверждении, либо об отклонении отчета бюджета. Устранение возможных недостатков направляется на консолидацию бюджета, а также более эффективное использование средств, что в итоге отражается на проводимой работе по улучшению благосостояния дагестанцев.
На 2020 год рост бюджета республики по сравнению с 2019 годом составил 24,3%. Соотношение собственных доходов и дотаций 41,4%, в 2020 году 43,6% [5]. Более 2,5 миллиардов поступило дополнительно в бюджет от сбора налогов за прошлый год. Это на 11% больше, чем планировали. Перевыполнена планка поступлений в федеральный бюджет, равная 117%. Местные бюджеты республики также перевыполнены на 13% [6, с. 15].
В 2021 году доходная часть бюджета составила 134 миллиарда рублей, 37 из которых - это налоговые и неналоговые доходы республики. А поступление налоговых доходов в консолидированный республиканский бюджет составило около 24 миллиардов рублей, что больше аналогичного показателя предыдущего года на 9,9% [7]. Большую роль в этом сыграли пандемия коронавирус-ной инфекции и ограничительные меры. Также немаловажным стало снижение налоговых ставок для поддержки бизнеса.
Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 43, № 3. Law Herald of DSU, 2022, vol. 43, no. 3.
Бюджет Дагестана на 2021 год был утвержден в декабре 2020 года с дефицитом более
6 миллиардов рублей и резервным фондом в 2 миллиарда рублей на дополнительные расходы по противодействию коронавирусной инфекции в случае ухудшения ситуации в республике. Доходная часть бюджета составляет 153 миллиарда 329 миллионов рублей, расходная - 159 миллиардов 617 миллионов рублей.
Народным Собранием РД был утвержден бюджет на 2022 год. Дефицит составил более
7 процентов доходной части. А сам законопроект подвергся значительным правкам и изменениям, включая вопросы существенных характеристик. Общий объем доходов достиг 170 миллиарда руб-
лей, а расходов - 182 миллиарда. Наблюдается тенденция к уменьшению дефицита, в частности, за прошедший год на 2 миллиарда рублей и составляет 12,2 миллиарда рублей [8].
Изменения в расходной части коснулись социального блока, куда были направлены дополнительные денежные средства. При этом приоритетными по-прежнему остаются сферы здравоохранения и спорта. Увеличилось финансирование сферы образования, включая повышение заработной платы педагогов, ремонт образовательных учреждений, оздоровительные программы для детей и ежемесячные выплаты классным руководителям.
Список источников
1. О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 10 марта 2015 года № 18. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Абакарова Х. В. Проблемы и перспективы формирования бюджета Республики Дагестан // Международный научно-исследовательский журнал. №3 2015. С. 7-9.
3. Абдуева Р. Р., Саадуева М. М. Финансовый контроль за формированием и исполнением бюджета Республики Дагестан // Научные разработки: Евразийский регион. 2018. С. 17-24.
4. Абдурахманов С. К. Анализ и оценка исполнения бюджета на примере Республики Дагестан // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-4. С. 5-9.
5. Исполнение республиканского бюджета за 2020 год обсудили в Правительстве Дагестана // Правительство Республики Дагестан. URL: http://www.e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva/ispolnenie-respublikanskogo-byudzheta-za-2020-god-obsudili-v-pravitelstve-dagestana.html (дата обращения: 17.02.2022).
6. Кутаев Ш. К., Кутаева Р. А. Оценка кассового исполнения бюджета республики Дагестан // Вопросы структуризации экономики. 2020. №4. С. 13-16.
7. Поступления в консолидированный бюджет Дагестана в 2021 году увеличились на 9 млрд. рублей // РИА Дагестан. URL: https://riadagestan.ru/news/president/postupleniya_v_konsolidirovannyy_byudzhet_ dagestana_v_2021_godu_uvelichilis_na_9_mlrd_rubley/ (дата обращения: 25.02.2022).
8. Бюджет Дагестана на 2022 год утвердили с дефицитом 7,1% // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/13275475 (дата обращения: 20.02.2022).
References
1. O byudzhetnom protsesse i mezhbyudzhetnykh otnosheniyakh v Respublike Dagestan [On the budgetary process and inteibudgetaiy relations in the Republic of Dagestan]: Law of the Republic of Dagestan dated March 10, 2015 no. 18. (In Russ.). Access from the reference. legal system "ConsultantPlus".
2. Abakarova H. V. Problemy i perspektivy formirovaniya byudzheta respubliki Dagestan [Problems and prospects of forming the budget of the Republic of Dagestan], Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal [International research journal], no. 3, 2015, pp. 7-9. (In Russ.).
3. Abdueva R. R., Saadueva M. M. Finansovyi kontrol' za formirovaniem i ispolneniem byudzheta Respubliki Dagestan [Financial control over the formation and execution of the budget of the Republic of Dagestan], Nauchnye razrabotki: Evraziiskii region [Scientific developments: Eurasian region], 2018, pp. 17-24. (In Russ.).
4. Abdurakhmanov S. K. Analiz i otsenka ispolneniya byudzheta na primere Respubliki Dagestan [Analysis and evaluation of budget execution on the example of the Republic of Dagestan], Tendentsii razvitiya nauki i ob-razovaniya [Trends in the development of science and education], 2020, no. 61-4, pp. 5-9. (In Russ.).
5. Ispolnenie respublikanskogo byudzheta za 2020 god obsudili v Pravitel'stve Dagestana [The execution of the republican budget for 2020 was discussed in the Government of Dagestan], Pravitel'stvo Respubliki Dagestan [Government of the Republic of Dagestan] (In Russ.). Available at: http://www.e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva/ispolnenie-respublikanskogo-byudzheta-za-2020-god-obsudili-v-pravitelstve-dagestana.html (accessed 02.17.2022).
6. Kutaev Sh. K., Kutaeva R. A. Otsenka kassovogo ispolneniya byudzheta respubliki Dagestan [Assessment of cash execution of the budget of the Republic of Dagestan], Voprosy strukturizatsii ekonomiki [Issues of structuring the economy], 2020, no. 4, pp.13-16. (In Russ.).
7. Postupleniya v konsolidirovannyi byudzhet Dagestana v 2021 godu uvelichilis' na 9 mlrd rublei [Revenues to the consolidated budget of Dagestan in 2021 increased by 9 billion rubles] RIA Dagestan (In Russ.).
Available at: https://riadagestan.ru/news/president/postupleniya_v_konsolidirovannyy_byudzhet_dagestana_ v_2021_godu_uvelichilis_na_9_mlrd_rubley/ (accessed 02.25.2022).
8. Byudzhet Dagestana na 2022 god utverdili s defitsitom 7,1% [The budget of Dagestan for 2022 was approved with a deficit of 7.1%], TASS (In Russ.). Available at: https://tass.ru/ekonomika/13275475 (accessed 20.02.2022).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Арсланбекова Аминат Зайдуллаевна, заведующая кафедрой административного, финансового и таможенного права юридического института Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор,
г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Хизриев Арслан Шагабутдинович, начальник отдела Правительства Республики Дагестан, аспирант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 24.05.2022 г.; одобрена после рецензирования 01.09.2022 г.; принята к публикации 05.09.2022 г.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Arslanbekova Aminat Zaidullaevna, Head of the Department of Administrative, Financial and Customs Law of Law Institute at DagestanStateUniversity, Doctor of Law, Professor, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Khizriev Arslan Shagabutdinovich, Head of Department of the Government of the Republic of Dagestan . graduate student, Dagestan State University, Makhachkala Russian Federation. E-mail: ar-slan777999@mail. ru
Received 24.05.2022; approved after reviewing 01.09.2022; accepted for publication 05.09.2022.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.