DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_10_970 УДК 336.146
Филина Марина Алияровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: [email protected]
Абдурахманов Саид Курамагомедович,
магистрант кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье анализируется формирование и исполнение доходной части бюджета Республики Дагестан за последние три года, изучена структура доходов и выявлены некоторые проблемы их формирования. Отмечается, что бюджеты субъектов Российской Федерации играют важную социальную, политическую и экономическую роль в жизни общества, формируют денежные фонды, используемые для финансирования нуждающихся и значимых отраслей экономики, выравнивания территорий по уровням социального и экономического развития.
Ключевые слова: бюджет; бюджетная система; исполнение бюджета; доходы бюджета; бюджетная политика.
UDC 336.146
Filina Marina Aliyarovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Abdurakhmanov Said Kuramagomedovich,
Master student of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia
FORMATION AND EXECUTION OF THE REVENUE SIDE OF THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS
The article analyzes the formation and execution of the revenue side of the budget of the Republic of Dagestan over the past three years, studies the structure of income and identifies some problems of their formation. It is noted that the budgets of the constituent entities of the Russian Federation play an important social, political and economic role in the life of society, form monetary funds used to finance the needy and significant sectors of the economy, leveling the territories in terms of social and economic development.
Keywords: budget; budgetary system; budget execution; budget revenues; budgetary policy.
Бюджет играет важную роль в системе экономических отношений Республики Дагестан и является важным институтом, обеспечивающим развитие экономики региона и способствующим стимулированию инвестиционной деятельности региона. Важно в про-
цессе формирования бюджета определить, каковы основные источники доходов республиканского бюджета, какой имеется потенциал для увеличения доходной базы, каковы основные проблемы, возникающие в процессе исполнения бюджета.
Проведем горизонтальный анализ испол- тей доходов бюджета Республики Дагестан нения бюджета республики по доходам. Для за последние три года (табл. 1). этого рассмотрим динамику показателей ста-
Таблица 1 - Динамика исполнения доходной части бюджета Республики Дагестан за 2018-2020 гг. (млн руб.) (на основе данных Министерства финансов Республики Дагестан [5])
Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2019 г. от 2087 г. Отклонение 2020 г. от 2019 г. Темп роста 2019/2018 г., % Темпроста 2020/2019 г., %
Доходы бюджета - ИТОГО 110 051,56 123 755,63 169 673,32 13 704,07 45 917,69 112,4 137,1
Безвозмездные поступления 80 916,54 91 835,08 135 146,41 10 918,54 43 311,33 113,5 147,2
Налоговые доход ы 28 1,73 30 520,69 33 478,65 2 386,96 2 957,96 108,5 109,7
Неналоговые доходы 1 001, 43 993,45 1048,30 -7,98 54,56 99,2 115,5
Как видим из табл. 1, доходы республиканского бюджета с каждым годом растут. За 2018 г. бюджет Республики Дагестан исполнен по доходам в сумме 110 051, 56 млн руб., что на 2,9 % больше уточненных бюджетных показателей. В 2018 г. доходы выросли на 11,1 %, в 2019 - 12,4 %, а в 2020 - 37,1 %. Основным доходом республиканского бюджета являются безвозмездные поступления, к которым, в первую очередь, относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Их величина в 2018 г. составляла 80 916, 54 млн руб., и к 2019 г. они увеличились на 10 918, 54 млн руб., или на 13,5 %, а 2020 г. их величина достигла 135 146, 41 млн руб., что на 47,2 % больше чем 2019 г.
Налоговые доходы также растут. Так, в
2018 г. налоговых доходов поступило в сумме 28 133, 73 млн руб. К 2019 г. они увеличились на 2 386,96 млн руб., или на 8,5 %, и уже в 2020 г. достигли суммы 33 478,65 млн руб., что на 9,7 % больше 2019 г.
Значимую долю среди налоговых доходов занимают доходы от налога на доходы физических лиц, величина которых к 2018 г. выросла на 2 935,38 млн руб., или на 33,7 %. В
2019 г. доходы по данному налогу выросли на 13,1 % и составили 13 160, 91 млн руб. А в 2020 г. его величина достигла 15 889,45 млн руб. Весомой причиной роста доходов по этому налогу является увеличение средней величины заработной платы и усиление контроля со стороны надзорных органов. Из анализа изменения величины НДФЛ мы видим, что рост налоговых доходов в основном обеспечен ростом доходов от данного налога.
Следующими по величине налоговыми доходами являются налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории Российской Федерации. Их значение в 2018 г. увеличилось 10,5 %, или на 685, 49 млн руб. В 2019 г. величина данного налога достигла 8 269, 97 млн руб. и превысила значение 2018 г. на 14.3 %, а уже в 2020 году стала рав -ной 8 021,20 млн руб. Рост произошел из-за изменения порядка распределения акцизных доходов.
Также одним из главных источников налоговых доходов республиканского бюджета является налог на прибыль организаций и налоги на имущество. Значение налога на прибыль к 2018 г. выросло на 13 %, а в 2019 г. на 3.8 % и составило 4 987, 58 млн руб. и в 2020 г. достигло 4 712,45 млн руб.
Величина неналоговых доходов в рассматриваемом периоде меняется незначительно. Так, за 2019 г. она уменьшилась на 7,98 млн руб., или 0,79 % по сравнению с 2018 г. (1 001,43 млн руб.). За 2020 г. был отмечен рост неналоговых доходов в сумме 54,56 млн руб., что на 15,5 % выше суммы за 2019 г.
Такая динамика связана с ростом доходов от использования государственного имущества и с ростом поступлений от штрафов и санкций. Но республике необходимо более активно наращивать неналоговые доходы, так как еще есть потенциал для этого.
Перейдем к структурному анализу исполнения доходной части бюджета и проанализируем структуру доходов бюджета за последние три года, основываясь на данных табл. 1 (табл. 2)
Таблица 2 - Структура доходов бюджета Республики Дагестан за 2018-2020 гг. (на основе данных Министерства финансов Республики Дагестан [5])
Наименование показателя Вертикальный анализ (%)
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Доходы бюджета -ИТОГО 100 % 100 % 100 %
Безвозмездные поступления 73,55 % 74,27 % 79,61 %
Налоговые доходы 25,51 % 24,62 % 19,71 %
Неналоговые доходы 0,90 % 1,03 % 0,61 %
Можно сделать вывод, что структура дохо -дов республиканского бюджета за последние три года менялась незначительно. Основную долю доходов составляют безвозмездные поступления. Так, в 2018 г. их доля среди общих доходов равнялась 73,55 %, в 2019 -74,27 % и в 2020 - 79,61 %. Далее идут нало-
Как видно из рис. 1, за последние три года в структуре налоговых доходов не произошло значимых изменений. Хотя налоговые доходы за этот период выросли, их пропорции остались почти теми же. Так, доля налога на прибыль организаций составила в 2018 -16,61 %, в 2019 г. - 15,62 % и в 2020 - 14,02 %. Налог на доходы физических лиц занимает в общей величине налоговых доходов в 2018 г. 40,26 %, в 2019 - 41,21 %., а в 2020 г. доля этого налога достигла 46,33 %. Также по налогу на имущество организаций, доля которой в 2018 г. составила 14,94 % налоговых доходов, в 2019 г. - 13,59 %, в 2020 г. - 13,52 %. Доля
говые доходы, которые составляют в 2018 г. 25,51 %, 2019 г. - 24,62 %, в 2020 г. - 19,71 %.
Удельный вес неналоговых доходов в 2018 г. составил 0,90 % вместо 0,66 % в 2017 г., в 2018 г. - 1024,15 млн руб., что 351,16 млн руб., или в 1,5 раза больше уровня 2017 г. (672,99 млн руб.).
В частности, увеличились поступления: доходов от использования государственной собственности - на 98,38 млн руб., или в 1,7 раза; доходов от продажи материальных и нематериальных активов - на 2,13 млн руб., или 15,5 %; административных платежей и сборов - на 0,46 млн руб., или в 2 раза; штрафов, санкций, возмещение ущерба - на 260,16 млн руб., или в 1,6 раза.
Представим структуру налоговых доходов за весь период в виде диаграммы и определим, какие структурные изменения произошли за этот период (рис. 2).
транспортного налога составляет в 2018 г. 2,72 %, в 2019 г. - 3,11 %, в 2020 г. - 4,16 %.
Как мы видим из анализа динамики и структуры доходов республики, рост в основ -ном связан с увеличением безвозмездных поступлений, а доход от налогов в 2020 г. увеличился на 9,7 % в основном за счет роста НДФЛ. Структура доходов также остается почти неизменной. Налоговые доходы максимум занимают 25 % доходов бюджета, в то время когда они должны являться основным источником пополнения бюджета. Реальный сектор экономики за изучаемый период развивался медленными темпами. Хотя в реги-
НДФЛ ■ Акцизы ■ Налог на прибыль ■ Налог на имущество организаций ■ Транспортный налог
Рисунок 1 - Структура налоговых доходов Республики Дагестан за 2018-2020 гг. (%) (на основе данных Счетной палаты Республики Дагестан [8])
оне относительно низкий налоговый потенциал, но даже тем, что есть, правительство за столько лет не может эффективно воспользоваться. Доля теневой экономики сокращается медленно, в республике еще много предприятий, где тысячи людей получают зарплату в конвертах.
В республике все еще мало предприятий реального сектора, хотя за последние годы в сфере сельского хозяйства есть положительные тенденции. На данный момент, больше 70 % товаров и продуктов завозится из вне, а те предприятия, которые сами производят товары, работы, услуги, в основном поставляют их другим регионам. Если сконцентрировать все внимание на развитии собственной базы производства промышленных и бытовых товаров, тепличного бизнеса и т. п., то за 10-15 лет можно создать крепкую основу реальной экономики региона, от которой республика будет получать налоговые доходы. Кроме того, уменьшится уровень безработицы, что повысит уровень жизни в республике. Для выполнения этой цели нужно более тесно взаимодействовать с молодыми и амбициозными предпринимателями региона, строить с ними отношения на основе доверия и честности, создать для них максимально возможные комфортные условия. Также необходимо взрастить специалистов и профессионалов, способных управлять производственными предприятиями, а для этого нужно создать специальное учебное заведение, финансируемое государством, где будет учиться ограниченное число студентов, под усиленным контролем. Так как одной из главных причин упадка экономики является снижение уровня образования, особенно в нашей республике.
Для наращивания доходов по налогам и другим неналоговым платежам республики необходимо финансовые ресурсы в сфере государственных программ направить на реализацию программ с высокой степенью готовности [2, с. 102].
Факт сокращения в доходах республики собственных доходных источников и сохранение стабильной зависимости от бюджета другого уровня противоречит реализации принципа самостоятельности региона [3, с. 14].
Перейдем к изучению проблем, возникающих в процессе анализа исполнения бюджет-
ных назначений. Отметим, что одним из методов проведения контроля является анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Роль данного анализа в сфере управления государственными финансами и регулировании экономических процессов в обществе в условиях рыночной экономики заметно возрастает.
Много проблем возникает в связи с неточностью прогнозирования доходов бюджета. Как видно из практики исполнения бюджетов, методы и подходы, которые применяются при анализе, не гарантируют в полной мере объективное прогнозирование доходов, которые поступят в бюджет. Анализ прогнозируемых доходов связан с высоким уровнем неопределенности, что в итоге приводит к принятию неправильных финансовых и управленческих решений. При этом наиболее достоверными по сравнению с прогнозом бюджетных показателей, утверждаемых законом о бюджете, являются прогнозы социально-экономического развития, которые составляются на ранних этапах бюджетного процесса страны [6]. Если говорить о проблеме планирования доходов бюджета, то необходимо отметить, что отсутствует регламентация многих аспектов и вопросов планирования бюджета в федеральных законах и иных правовых актах [4].
Говоря о проблемах анализа исполнения бюджета, нужно отметить и то, что в нашей стране мало внимания уделяется процессу разработки механизма анализа исполнения бюджета как неотъемлемого элемента финансового управления. Подтверждением этого является тот факт, что отсутствует единый подход к анализу и оценке доходных возможностей бюджета региона. В современных условиях должен существовать единый порядок расчета прогнозных значений, также необходимо законодательно утвердить единую методологию составления плана и установить общую методику. Вместе с этим необходимо, чтобы оценка налогового потенциала стала фундаментальным инструментом бюджетного планирования [7].
Также использование макроэкономических показателей при проектировании бюджетов приводит к тому, что вероятность ошибок и просчетов тоже доходит до макроразмеров. Не все макроэкономические показатели можно отнести к достоверным с
точки зрения современной экономической ситуации. Кроме того, государственные органы, которые предоставляют итоговые показатели на сайтах, часто запаздывает с этим [1]. Проблемы совершенствования методики анализа показателей бюджета в системе управления территориальными бюджетными ресурсами разумно решать, основываясь на целом ряде наук, таких как высшая математика, анализ хозяйственной деятельности, финансы, менеджмент, статистика и т. д.
В настоящее время не выполняется также принцип объективности анализа исполнения бюджета. В основном это связано с проблемой отсутствия в законодательстве нормативных актов, которые регламентируют ответственность должностных лиц за непредоставление государственным органам необходимых документов.
Таким образом, одна из проблем, которые существенно влияют на качество управления бюджетным процессом и эффективность управления бюджетными ресурсами, - это достоверность бюджетного планирования.
Для решения проблем анализа необходимо использовать такие способы формирования исполнения бюджета, которые дадут возможность в конкретных условиях эффективно распорядиться бюджетным потенциалом в регионе.
Список литературы
1. Гаджиева, А. Г Проблемы формирования и перспектива увеличения доходной базы бюджета дотационного региона / А. Г Гаджиева // РППЭ. - 2018. -№ 5. - С. 91.
2. Гираев, В. К. Оценка исполнения республиканского бюджета и эффективности выполнения государственных программ Республики Дагестан / В. К. Гираев // УЭПС. - 2015. - № 2. - С. 102-120.
3. Дерюгин, А. Федеральный бюджет на 2016 г. и трехлетний период: приоритеты экономической политики / А. Дерюгин // Экономическое развитие России. -2015. - Т. 22, № 6. - С. 14-17.
4. Истомина, Н. А. Типичные проблемы бюджетного планирования в субъекте Федерации: характеристика и последствия / Н. А. Истомина // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. -№ 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipichnye-
problemy-byudzhetnogo-planirovaniya-v-subekte-federatsii-harakteristika-i-posledstviya (дата обращения:
20.05.2020).
5. Министерство финансов Республики Дагестан : официальный сайт. - URL: http://minfinrd.ru/godovoy-otchet-ob-ispolnenii-byudzheta (дата обращения:
23.11.2021).
6. Народное Собрание Республики Дагестан : официальный сайт. - Обновляется в течение суток. -URL: http://nsrd.ru/pub/novosti/aktualnie_problemi_i_ vozmojnie_riski_ispolnen_25_10_2019 (дата обращения: 22.11.2021).
7. Ражапова, А. М. Проблемы прогнозирования доходов федерального бюджета / А. М. Ражапова // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований. -2018. - № 7. - С. 62-65.
8. Счетная палата Республики Дагестан: официальный сайт. - URL: http://www.spdag.ru/ (дата обраще -ния: 22.11.2021).
References
1. Gadzhieva A.G. Problemy' formirovaniya i perspektiva uvelicheniya doxodnoj bazy' byudzheta dotacionnogo regiona. RPPE'. 2018. № 5. S. 91.
2. Giraev V.K. Ocenka ispolneniya respublikanskogo byudzheta i e'ffektivnosti vy'polneniya gosudarstvenny'x programm Respubliki Dagestan. UE'PS. 2015. № 2. S. 102-120.
3. Deryugin A. Federal'ny'j byudzhet na 2016 g. i trexletnij period: prioritety' e'konomicheskoj politiki. E'konomicheskoe razvitie Rossii, 2015. T. 22, № 6. S. 14-17.
4. Istomina N.A. Tipichny'e problemy' byudzhetnogo planirovaniya v sub''ekte Federacii: xarakteristika i posledstviya. Vestnik YuUrGU. Seriya: E'konomika i menedzhment. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tipichnye-problemy-byudzhetnogo-planirovaniya-v-subekte-federatsii-harakteristika-i-posledstviya (data obrashheniya: 20.05.2020).
5. Ministerstvo finansov Respubliki Dagestan: oficiarnyj sajt URL :http://minfinrd.ru/godovoy-otchet-ob-ispolnenii-byudzheta (data obrashheniya: 23.11.2021).
6. Narodnoe Sobranie Respubliki Dagestan: oficiarnyj sajt. URL: http://nsrd.ru/pub/novosti/aktualnie_ problemi_i_vozmojnie_riski_ispolnen_25_10_2019 (data obrashheniya: 22.11.2021).
7. Razhapova A.M. Problemy' prognozirovaniya doxodov federal'nogo byudzheta. Aktual'nye voprosy e'konomicheskoj teorii: razvitie i primenenie v praktike rossijskix preobrazovanij. 2018. № 7. S. 62-65.
8. Schetnaya palata Respubliki Dagestan: oficiarnyj sajt. URL http://www.spdag.ru/ (data obrashheniya: 22.11.2021).