Научная статья на тему 'Планирование аудиторской проверки застройщика с учетом требований системы контроля качества'

Планирование аудиторской проверки застройщика с учетом требований системы контроля качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
планирование аудита / контроль качества / застройщик / долевое уча-стие / дольщик / система контроля качесства. / audit planning / quality control / builder / equity / shareholder / kachesstva control system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Асиет Казбековна

активизировавшаяся деятельность застройщиков накануне существен-ных изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве, внимание к про-блемам дольщиков и разработка стратегии защиты их интересов повышают роль и значе-ние результатов аудиторской проверки застройщиков. Соблюдение требований МСА к си-стеме контроля качества, разработка политик и процедур, документирование на этапе планирования требуют от аудиторов знаний специфики деятельности застройщика и строительства в целом, подходов к повышению прозрачности их отчетности, в том числе промежуточной. Система контроля качества каждой аудиторской организации требует повышения эффективности планирования аудиторской проверки финансовой отчетности застройщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF AUDIT INSPECTION OF THE BUILDER TAKING INTO ACCOUNT REQUIREMENTS OF A QUALITY CONTROL SYSTEM

the stirred-up activities of builders on the eve of essential changes in the legislation on equity in a construction, the attention to problems of shareholders and strategic development of protection of their interests is increased by a role and value of results of audit inspection of build-ers. Observance of requirements of MSA to a quality control system, development the politician and procedures, documentation at a stage of planning demand from auditors of knowledge of specifics of activities of the builder and a construction in general, approaches to increase in transparency of their reporting, including intermediate. The quality control system of each auditing organization requires increase in efficiency of planning of audit inspection of the financial reporting of the builder.

Текст научной работы на тему «Планирование аудиторской проверки застройщика с учетом требований системы контроля качества»

УЧЁТ, АНАЛИЗ И АУДИТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК: 657.1

ББК: 65.05

Жуков А.Л.

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЗАСТРОЙЩИКА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Zhukov A.L.

PLANNING OF AUDIT INSPECTION OF THE BUILDER TAKING INTO ACCOUNT REQUIREMENTS OF A QUALITY CONTROL SYSTEM

Ключевые слова: планирование аудита, контроль качества, застройщик, долевое участие, дольщик, система контроля качесства.

Keywords: audit planning, quality control, builder, equity, shareholder, kachesstva control system.

Аннотация: активизировавшаяся деятельность застройщиков накануне существенных изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве, внимание к проблемам дольщиков и разработка стратегии защиты их интересов повышают роль и значение результатов аудиторской проверки застройщиков. Соблюдение требований МСА к системе контроля качества, разработка политик и процедур, документирование на этапе планирования требуют от аудиторов знаний специфики деятельности застройщика и строительства в целом, подходов к повышению прозрачности их отчетности, в том числе промежуточной. Система контроля качества каждой аудиторской организации требует повышения эффективности планирования аудиторской проверки финансовой отчетности застройщика.

Abstract: the stirred-up activities of builders on the eve of essential changes in the legislation on equity in a construction, the attention to problems of shareholders and strategic development of protection of their interests is increased by a role and value of results of audit inspection of builders. Observance of requirements of MSA to a quality control system, development the politician and procedures, documentation at a stage of planning demand from auditors of knowledge of specifics of activities of the builder and a construction in general, approaches to increase in transparency of their reporting, including intermediate. The quality control system of each auditing organization requires increase in efficiency of planning of audit inspection of the financial reporting of the builder.

Введение. Несмотря на сложившуюся большую положительную практику приобретения недвижимого имущества, в первую очередь жилья, за счет участия в долевом строительстве путем заключения соответствующих договоров, сегодня имеется ряд проблем и у дольщиков, и у застройщиков. Аудиторам, планирующим проверку финансовой отчетности застройщиков необходимо учитывать радикальные изменения, связанные с применением законодательства, регулирующего этот рынок. Внесение изменений в законодательство связано с необходимостью максимальной защиты участни-

ков этих отношений от негативных факторов, имеющих место из-за недобросовестных действий застройщиков, например, срыва сроков строительства, банкротства застройщика, его подрядчика, невыполнения условий качества строительства, несвоевременного возврата или невозврата дольщикам полученных от них денежных средств и других проблем, возникших у дольщиков. Перед застройщиками государство поставило определенные более жесткие условия их деятельности по новым критериям в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-

правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 218-ФЗ) [2], который внес ряд изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон №214-ФЗ) [1].

Целью данного исследования является повышение качества планирования аудиторской проверки застройщика с учетом его специфической деятельности, которая достигается аудиторской организацией решением следующих задач:

- повышение уровня руководителя и аудиторов группы в освоении изменений в законодательстве, понимания требований к отчетности застройщика, ее прозрачности;

- понимание и анализ аудиторами полноты требований к промежуточной отчетности застройщика, которая является публичной;

- организация и документирование факта подбора аудиторской группы с учетом их профессионального опыта и уровня знаний специфики деятельности застройщика и строительных организаций;

- обязанность документирования участия членов группы не только в планировании проверки, но в изменениях плана и программы, в обсуждениях, выводах т.п.

- выполнения проверки качества аудита теми специалистами, которые не включены непосредственно в группу проверки застройщика.

Материалы и методы исследования. Исследование проведено с использованием личного опыта автора в деятельности строительных организаций, консультанта по специфике проектной документации, участием в составе группы аудиторской проверки застройщика в качестве практиканта на основе изучения международных стандартов аудита. Применены такие методы исследования, как монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический.

Результаты исследования. Обяза-

тельный аудит финансовой отчетности для застройщиков, предусмотренный законодательством, а именно, статьей 20 Закона №214-ФЗ, необходимость составления и размещения застройщиком промежуточной отчетности в электронной форме на своем сайте призваны сделать отчетность прозрачной для пользователей любого уровня; снизить все возможные риски, обратить внимание собственников на имеющиеся проблемы и самое главное - своевременно выявить риски отставания застройщика от сроков строительства, указать на них, проанализировать причины и предотвратить такие проблемы. К сожалению, существующие сегодня мероприятия в виде обязательного аудита, публичности квартальной (промежуточной) отчетности, наличие реестра недобросовестных застройщиков недостаточно эффективны в плане защиты интересов дольщиков. Кроме того, строительные организации не застрахованы от банкротства, кризисов, недобросовестных контрагентов и других объективных причин, ухудшающих их финансовое положение.

Данные по результатам аудиторской проверки должны быть размещены застройщиком в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) в течение трех рабочих дней с даты получения подписанного заключения [10].

Качественной аудиторской проверке отводится большая роль; дольщики возлагают определенные надежды на то, что аудит стимулирует застройщика к достоверному отражению фактов хозяйственной жизни в своей финансовой отчетности и является неким гарантом ее достоверности. Аудиторам необходимо помнить, что несоблюдение застройщиком требований законодательства должно быть проанализировано, задокументировано и влечет выражение мнения с оговоркой или другие более серьезные последствия для застройщика на основании МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» [6]. Поэтому автором отводится большая роль в подборе группы и их профессиональным знаниям специфики

аудита застройщика по договорам долевого участия в строительстве.

Престиж аудиторской организации, осуществляющей проверку застройщика, во многом зависит от квалификации ее членов, их знаний специфики деятельности застройщика и способности выразить достоверное мнение о финансовой отчетности, анализируя экономические отношения связ-

Анализ результатов анкетирования свидетельствует о том, что дольщики не понимают значения аудиторской проверки, не все знают о ее необходимости, но хотели бы участвовать в выборе аудиторской организации. Кроме того, дольщики мало интересуются отчетностью застройщика, только 37,8% респондентов проводят ее анализ. В такой ситуации важно повышать качество аудиторской проверки, во время аудиторской проверки проводить анализ не только годовой финансовой отчетности застройщика, но и промежуточной.

Повышение качества аудита, использование возможности аудиторской организацией проверки застройщика в течение года при публикации им промежуточной отчетности сможет в какой-то степени минимизировать риски застройщика и дольщика, исключить возможность постоянного необоснованного внесения изменений в бухгалтерский учет. Большая роль в этом от-

ки «дольщик - застройщик - подрядчик». Однако некоторые дольщики понятия не имеют о публичности отчетности, о составе размещаемой необходимой информации на сайтах застройщиков. Опрошенные нами 90 дольщиков-участников строительства десяти застройщиков на предмет их отношения к аудиторской проверке показали следующие результаты.

водится планированию аудиторской проверки, соблюдению аудиторами внутренних методик, способов и процедур в соответствии с локальными документами аудиторской организации на основе Международных стандартов аудита, в том числе Международного стандарта аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (далее - МСА 300) [3] и Международного стандарта контроля качества 1 (далее - МСКК1) [4].

Подбирая членов аудиторской группы или конкретного аудитора, необходимо оценить их (его) квалификацию и опыт проведения аналогичных аудиторских проверок застройщиков, строительных организаций, в том числе подрядчиков и субподрядчиков. Для планирования аудита в части подбора членов группы целесообразно в организации разработать соответствующую политику и процедуры для того, чтобы убедиться в компетентности аудиторов. Можно вклю-

Таблица 1 - Анкетирование дольщиков на предмет их отношения к значению аудиторской

проверки

№ Вопросы дольщикам Да чел./% Нет чел./% Затрудняюсь с ответом чел./% Итого чел./%

1. Осведомленность дольщика об обязательном аудите 53 58,9 37 41,1 - 90 100

2. Знание о целях и задачах аудита 29 32,2 18 20,0 43 47,8 90 100

3. Необходимо ли выбирать аудиторскую организацию при участии дольщиков 62 68,9 - 28 31,1 90 100

4. Уверенность в качественной аудиторской проверке 61 67,8 20 22,2 9 10,0 90 100

5. Проведение дольщиком анализа отчетности застройщика 34 37,8 56 62,2 - 90 100

6. Защита застройщика от банкротства аудиторской проверкой 42 46,7 19 21,1 29 32,2 90 100

7. Аудиторская проверка - это ненужные затраты застройщика 48 53,3 31 34,5 11 12,2 90 100

8. Итого - - - 90 100

чить следующие характеристики потенциальных членов для формирования группы проверки:

1) наличие опыта участия в группе проверки организаций-застройщиков;

2) продолжительность такого опыта;

3) участие в консультациях других аудиторов по вопросам аудиторской проверки застройщиков и строительных организаций;

4) повышение квалификации внутри аудиторской организации участием в семинарах и т.п.;

5) наличие опыта подготовки ответов на консультации заказчиков по соответствующему виду экономической деятельности;

6) наличие и продолжительность опыта руководителя группы проверки;

7) другие пункты, характеризующие опыт сотрудника и возможность его включения в группу проверки.

Обсуждение. При отсутствии аналогичного опыта у сотрудников организации целесообразно перед планированием изучить нормативные и законодательные документы по конкретному виду экономической деятельности аудируемого лица, обязательно присутствие всех потенциальных участников группы. Следует учесть изменения в нормативно-законодательной базе деятельности застройщиков с 01.01.2018 и с 01.07.2018 года. Кроме того, возможны и иные нормативно-правовые изменения в деятельности застройщиков, все они направлены на защиту интересов дольщиков, повышение контроля над движением денежных средств и прозрачности финансовой отчетности; планируется в течение трех лет переход от долевого участия на проектное финансирование.

При планировании аудита расходов следует учесть изменения, касающиеся перечня расходов постатейно, на которые можно направить средства и дольщиков и те статьи, по которым расходы ограничены. Важно предусмотреть ограничение ряда расходов десяти процентным размером проектной стоимости строительства, исходя из возможного наличия нескольких строительных площадок. К таким расходам, размер которых ограничен, следует подойти более

внимательно и проверить, как в организации осуществляется проверка нового контрагента на предмет заключения с ним договора [8], как формируются управленческие расходы, в том числе представительские [9], как они распределяются между объектами и другие вопросы, являющиеся специфическими и требующими внимания при планировании аудита застройщика.

Вопросы планирования должны предусматривать анализ изменений действующего законодательства в отношении застройщиков. При обсуждении участниками аудиторской группы планирования проверки вопросы изменений законодательства должны быть учтены, и очень важно это документировать в соответствии с внутренними политиками и процедурами.

Аудиторы должны понимать, что публикация застройщиками промежуточной отчетности не дает права бухгалтерам внесения изменений прошлых промежуточных периодов в текущий месяц и требует от них повышения качества оперативного учета и своевременности отражения операций. Это может исказить ряд данных, которые важны для внешних пользователей, в частности, недостоверная информация о целевом движении средств дольщиков, объеме незавершенного строительства, размере внесенных целевых средств дольщиками и т.п. В планируемые процедуры можно включить анализ имеющих место возможных причин переноса даты отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете застройщика, что влияет на промежуточную отчетность. Несвоевременное отражение некоторых операций или отражение еще не имеющих место фактов влияет на структуру баланса застройщика и ряд финансовых показателей.

Необходимо также на этапе планирования аудита и определения качественного состава и численности группы убедиться в том, что руководитель задания является компетентным и обязанности его как руководителя четко определены и доведены до него, в том числе письменно, то есть этот этап следует документировать в соответствии с п.30 МСКК1.

Если в группе проверки присутствуют менее опытные аудиторы, то необходимо

предусмотреть политику и процедуры проверки их деятельности более опытными аудиторами. Это поможет осуществить качественное выполнение аудита и снизит аудиторский риск.

В соответствии с МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» (п.18) [5] руководитель задания (группы) также должен при консультации по различным вопросам, являющимся спорными, соблюдать требования аудиторской организации по выводам таких консультаций и их согласовании с руководством аудиторской организации.

Обращаем внимание на необходимость документирования при планировании проверки участия руководителя задания совместно с членами группы непосредственно планирования и обсуждения вопросов, специфика проверки, особенностей функционирования застройщика, наличия или отсутствия арбитражной практики, штрафов со стороны контролирующих строительную деятельность органов и т.п. Факт участия членов группы в обсуждении процесса планирования необходимо документировать в соответствии с п.5 МСА 300 [3]. Это поможет руководителям организации и группы убедиться в понимании всеми участниками стратегии аудита застройщика и выполнения всех процедур.

При планировании аудита с целью поддержания системы внутреннего кон-

троля качества аудита необходимо выполнять требования п.12 МСКК1 о создании группы проверки качества выполнения задания, в соответствии с которыми аудиторы, включенные в группу аудиторской проверки не должны входить в состав группы проверки качества задания.

Важным является обязанность планирования сроков и объема действий по руководству и выполнению контрольных функций над аудиторами - членами группы. В этой связи необходимо включить в план аудиторской проверки характер и сроки результатов деятельности по руководству над группой и отразить их в соответствующие

РДА.

Заключение. Таким образом, дольщики возлагают определенные надежды на результаты аудиторской проверки, надеются на объективное мнение аудиторов и наличие желания заказчика действовать без рисков срыва сроков строительства. Планирование аудиторской проверки, начиная от создания группы и ее участия в составлении плана, необходимых изменений, переноса срока проверки, продолжительности проверки по разделам и этапам и т.п., до обсуждения результатов с руководством аудиторской организации, должно осуществляться в соответствии с политиками и процедурами организации, разработанными на основе МСКК1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.

2. Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

3. «Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н // СПС КонсультантПлюс.

4. «Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н) // СПС КонсультантПлюс.

5. «Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита

финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н) // СПС КонсультантПлюс.

6. «Международный стандарт аудита 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н) // СПС КонсультантПлюс.

7. Жуков, А.Л. Учет средств дольщиков: методические подходы / А.Л. Жуков // Вектор экономики. - 2017. - № 4 (10). - С. 3.

8. Кисилевич, Т.И. К вопросу проверки добросовестности контрагента // В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. - 2012. - С. 125-128.

9. Кисилевич, Т.И. Представительские расходы организации: бухгалтерский учет налогообложение / Т.И. Кисилевич // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 3. - С. 48-55.

10. Единый федеральный ресурс юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. - Режим доступа: http://se.fedresurs.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.