Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary
и некоммерческих организациях 13 (2017) 13-26 and Non-Profit Organizations
ISSN 2311-9411 (Online) Аудиторская деятельность
ISSN 2079-6714 (Print)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ АУДИТА: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИМЕНЕНИЕ
Владимир Дмитриевич КРАСНОВ3, Светлана Анатольевна КЕМАЕВАЬ, Юлия Валерьевна ЖИЛЬЦОВАС, Светлана Вячеславовна КОЗМЕНКОВА^
а кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
с доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
11 доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи:
Получена 25.06.2017 Одобрена 10.07.2017
Ключевые слова:
международные стандарты аудита (МСА), аудиторская деятельность
Аннотация
Предмет и тема. Аудиторская деятельность на территории РФ осуществляется на основании международных стандартов аудита (МСА) [Ф3-307, ст. 7, 1]. Между тем признание МСА на территории РФ могло произойти только при условии утверждения Минфином России официального перевода МСА на русский язык. Во исполнение этого в 2015 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации № 576 [2], а в 2016 г. - приказы Минфина России № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [3] и № 207н от 09.11.2017 [4]. Ранее Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден профессиональный стандарт «Аудитор» [5], определяющий деятельность аудитора. Таким образом, в связи с признанием на территории РФ действия МСА, актуальным является использование аудиторами МСА в своей профессиональной деятельности.
Цели и задачи. Исследование признанных на территории РФ международных стандартов аудита и утвержденных приказом Минфина России № 207н от 09.11.2016. Методология. В процессе написания статьи были использованы методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция.
Результаты. На основе проведенного анализа сделан вывод о важности изучения в процессе профессиональной подготовки аудиторов международных стандартов аудита, дана краткая характеристика отдельных стандартов.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике аудита как одного из видов контроля, бухгалтерской финансовой отчетности коммерческих и некоммерческих организаций.
Выводы и значимость. Сделан вывод о важности в процессе профессиональной подготовки аудиторов и повышения их квалификации изучения официального перевода МСА, представленного в приказах Минфина России № 192н и № 207н, а также научной дискуссии о порядке практического применения того или иного стандарта ввиду сложности их структуры и содержания.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила цель развития Российской Федерации и стратегические направления ее достижения в условиях долговременных системных вызовов1.
1 www.consultantru/document/cons.../28c7f9e359e8af09d7244
d8033c66928fa27e527/
Во второй части данной Концепции период с 2013 до 2020 г. определен как второй этап инновационного развития, включающий среди важнейших экономических приоритетов такие, как создание полноценной финансовой системы и интеграцию банковской и финансовой систем в мировое хозяйство.
Данная Концепция является базисом для разработки более узких институциональных
концепций, определяющих динамику инновационного развития.
Представители Контрольного управления Президента РФ выявили необходимость реформирования законодательной базы в области аудита, ежегодное устойчивое понижение интереса хозяйствующих субъектов к прохождению обязательного аудита, непродуктивность конкурсного отбора аудиторских организаций, острую потребность в увеличении ответственности аудиторских фирм за выданное аудиторское заключение, уменьшение оборота по приему лиц в аудит (по данным Минфина России за период с 31.12.2011 и до 2017 г. количество аудиторов в РФ снизилось с 26,8 до 19,3 тыс. чел.2 ).
Также важной проблемой является повышение качества и результативности аудита, для решения которой предполагается создать единую информационную базу, содержащую результаты обязательного аудита, и перечень российских аудиторских компаний. Эта база будет создана для использования прежде всего Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, что позволит более эффективно планировать и осуществлять контрольную деятельность в масштабах государства.
В настоящее время в Российской Федерации решается комплексная задача формирования действенной системы финансового контроля и повышения доверия к его результатам. Институт аудита бухгалтерской финансовой отчетности в свою очередь должен занять достойное место в общенациональной системе финансового контроля. В связи с этим необходимо разработать новые редакции документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России, и установить важнейшие тенденции развития аудита, а также сформировать парадигму действенного контроля над данным видом деятельности, что в итоге повысит конкурентоспособность российских аудиторов на международном рынке.
Правительство Российской Федерации получило поручение Президента РФ по результатам проверки Минфина России, которую провело Контрольное управление Президента. 23.06.2016 Совет по аудиторской деятельности одобрил проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, который был разработан в целях исполнения Поручения Президента РФ от 19.12.2015 № Пр-2629 о
2 Мр://ттйп. ги/га/регйтапсе/аМИ/аМ1^1а1/Мат1Мех/
повышении роли института аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности3.
Раздел 5.2. «Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности» данной Концепции целиком посвящен формированию нормативной базы для аудиторов и аудиторских организаций Российской Федерации. В данном разделе определено, что обязательные требования устанавливают государство и Совет по аудиторской деятельности при активном участии саморегулируемых организаций аудиторов, а рекомендации, разъясняющие правильное применение требований, разрабатывают саморегулируемые организации.
Такая двухуровневая система регулирования успешно апробирована в ряде экономически развитых стран и показала свою эффективность. В России для обновления системы обязательных требований необходимо решить несколько задач, среди которых названы завершение принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих признание международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации, а также совершенствование текста этих стандартов на русском языке, организация системы внесения изменений в них и поддержание
4
их в актуальном состоянии .
Таким образом, должна быть создана инфраструктура применения МСА в Российской Федерации и осуществлена гармонизация российского законодательства в области аудиторской деятельности с едиными принципами института аудита в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Результат гармонизации должен привести к образованию единого рынка аудиторских услуг в рамках ЕАЭС.
В 2016 г. Министерство финансов Российской Федерации и Росфиннадзор стали полноправными членами Международного форума независимых регуляторов аудита (IFIAR). Членство в IFIAR должно способствовать российским организациям-эмитентам в расширении своих возможностей на международных финансовых рынках. Кроме того, членство в IFIAR оказывает влияние на оценку зарубежными инвесторами российского финансового рынка.
Развитие аудиторской деятельности как в мировой практике, так и в России привело к возникновению и разработке стандартов аудита. Применительно к
3 mmfm.ru/ru/document/?id_4= 114449
4 Там же.
нормативной документации по аудиту можно определить «стандарт» как комплекс документально оформленных правил организации аудита бухгалтерской финансовой отчетности. Каждый из стандартов определяет терминологию, методы, способы, объекты аудита на различных стадиях его проведения.
Широкое обсуждение на страницах печати введенных в действие с января 2017 г. Международных стандартов аудита (далее МСА) привлекает внимание как практикующих аудиторов, так и научного сообщества.
Проблемы внедрения и распространения МСА, в том числе на территории ЕАЭС, рассматриваются в работах Е.И. Игнаткиной [6], А.А. Василенко и
A.Н. Кизилова [7], Н.Н. Хахоновой и Э.В. Савинковой [8], А.А. Зинченко [9],
B. Бедновой и Н.В. Морозовой [10].
Также активно обсуждаются отдельные аспекты методики и организации проведения аудиторской проверки. Например, Ю.Ю. Кочинев и А. Ашрафф выделили нескольких выполняемых параллельно этапов аудита и рассмотрели основополагающие требования МСА [11]. С.Н. Гордеева уделила внимание стандартам, которые необходимо знать бухгалтеру промышленного предприятия при составлении полной и качественной отчетности: МСА 250, 560 и 3400 (ранее МСА 810) [12]. Нововведения в стандарты, связанные с подготовкой расширенного аудиторского заключения, содержащего ключевые вопросы аудита, рассмотрены в статье Ю.В. Булдашовой [13]. Оценка уровня существенности и аудиторского риска представлена в научных работах М.Л. Слободян [14], Д.М. Литвинова, Ю.А. Горовика, В.Г. Широбокова [15]; получение аудиторских доказательств в процессе проверки рассмотрено в работах Г.С. Клычовой, А.Р. Закировой, А.С. Клычовой[16] и Н.В. Алтуховой [17]. Вопросы повышения качества аудита исследованы в работах Н.А. Лосевой [18], В.В. Панкова и В.Л. Кожухова [19]. Особенности методики проведения аудиторской проверки холдингов в соответствии с МСА представлены в статье А.В. Бодяко [20].
Авторы данной статьи также неоднократно обращались к изучению проблемных вопросов развития аудиторской деятельности в России [21]. На рис. 1 представлены три направления разработки МСА, которые включают в себя четыре группы стандартов. Ранее авторами была рассмотрена характеристика МСА, которые были
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 576. В частности, были проанализированы МСА, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.10.2016 № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [22].
Работа по внедрению МСА в практику аудиторской деятельности на территории России активно продолжается. 9 ноября 2016 г. был издан приказ Минфина России № 207н, которым утвержден официальный перевод очередной группы МСА [4]. Второй блок аудиторских стандартов (МСА) является предметом исследования и актуализации настоящей статьи с точки зрения терминологии, содержания и практического применения указанных стандартов аудиторами и аудиторскими организациям.
Следует напомнить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 576 в состав документов, содержащих международные стандарты аудита, вводимые в действие на территории РФ, входят следующие документы, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров:
а) международные стандарты контроля качества (МСКК);
б) международные стандарты аудита финансовой информации (МСА);
в) международные отчеты о практике аудита финансовой информации (МОПА);
г) международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок (МСОП);
д) международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ);
е) международные стандарты сопутствующих аудиту услуг (МССУ);
ж) и н ы е д о к у м е н т ы , о п р е д е л е н н ы е Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита и изменений к ним [2].
Рассмотрим состав введенных в действие с 2017 г. на территории РФ МСА на основе постановления Правительства РФ № 576 [2] и классификации, представленной в работе М.Л. Макальской и Н.И. Ковалевой [23] (табл. 1).
Поскольку МСА действуют как унифицированные правила аудиторской деятельности, это
обусловливает необходимость их обязательного применения в российской практике и позволяет обеспечивать единообразие требований к качеству аудита. Определяя «аудит» как процедуру проверки определенной информации на предмет ее соответствия установленным критериям [21], мы, прежде всего, имели в виду финансовую отчетность и иную финансовую информацию. В результате аудита внешние и внутренние пользователи такой информации должны получить объективную оценку о состоянии и развитии бизнеса экономического субъекта и т.п.
Рассмотрим более подробно и дадим характеристику стандартов, утвержденных приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н (табл. 2-6).
Одним из важнейших аудиторских стандартов является МСА 230 «Аудиторская документация», которая составляется на всех этапах аудиторской проверки.
Относительно аудиторской документации, включаются ли в нее копии документов аудируемого лица, представленные в ходе проверки, ее объема, форм документации непрерывно ведутся дискуссии и исследования, так как это влияет на достоверность аудиторских доказательств.
Согласно требованиям МСА 510, аудитор в случае проведения проверки впервые или когда аудит финансовой отчетности за предыдущий период проводился другим аудитором, либо аудитор выявил условные факты хозяйственной деятельности, должен получить достаточное количество уместных аудиторских доказательств относительно начальных сальдо. Под начальным сальдо следует понимать остатки на счетах бухгалтерского учета, которые имеются на начало периода. Подтверждением такой проверки будут доказательства корректного переноса остатков на конец предыдущего периода в остатки на начало проверяемого периода.
Учетная практика большинства экономических субъектов обязывает формировать различные резервы. Такие показатели являются оценочными значениями, которые рассчитываются как приблизительное значение определенного показателя отчетности при отсутствии точных способов измерения (резервы по сомнительным долгам, на покрытие убытков, на покрытие претензий по гарантийным обязательствам и т.п.). Аудитор должен получить достаточные и уместные доказательства того, что оценочное
значение существует и используемый процесс определения оценочного значения позволит аудитору расчетным путем прийти к показателю, указанному в отчетности.
При формировании мнения о достоверности финансовой отчетности аудитор должен также определить уместность допущения руководства в способности аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность в течение как минимум следующих двенадцати месяцев после отчетной даты. Аудиторскими доказательствами в неспособности продолжать деятельность непрерывно будут следующие признаки: финансовые, операционные и пр.
Одним из основных аудиторских доказательств являются письменные заявления руководства аудируемого лица. Указанные заявления позволят получить доказательства того, что руководство признает свою ответственность за достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с действующими правилами ведения учета и составления отчетности.
Использование аудиторами результатов работы третьих лиц рассмотрено в МСА 402, 600, 610, 620 (табл. 4).
При всем этом, с экономической точки зрения, интересы государства, руководства организации, ее работников, налоговых органов, акционеров, а также учредителей предприятия не совпадают, поскольку каждый из них действует в своих интересах. Не секрет, что многие организации с целью уменьшения налогового бремени и получения большей прибыли, искажают правильность учетных данных [24, 25].
Для подтверждения достоверности финансовой отчетности и иной финансовой информации при отсутствии у пользователей иных источников для объективной оценки ее качества (снижения информационного риска) требуется аудиторское заключение. В табл. 5 представлены основные требования стандартов по формированию аудиторского мнения в аудиторском заключении.
Информация, содержащаяся в аудиторском заключении, должна быть подготовлена в единообразной форме, поскольку пользователи постоянно сталкиваются с необходимостью принятия управленческих решений, базой для которых являются результаты анализа показателей бухгалтерской финансовой отчетности. Мнение аудитора о достоверности данной отчетности может способствовать большему доверию к ней со
стороны заинтересованных пользователей, однако такое мнение не должно приниматься пользователями как полная гарантия будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства. Согласно требованиям МСА 700 аудитор должен сделать вывод о том, была ли получена разумная уверенность в отношении достоверности показателей финансовой отчетности. Кроме того, в названии аудиторского заключения должно содержаться указание на независимость аудитора.
Модифицированное мнение свидетельствует о наличии существенных искажений либо о возможности таких искажений, когда аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства. Требования к получению аудиторских доказательств, оценке их качества исходя из профессионального суждения аудитора на основании его опыта и квалификационного уровня содержатся в различных МСА (МСА 200, 210, 220, 240, 250, 300, 320, 315, 450, 501-570 и др.).
В приложениях к МСА 700, 705, 706, 710 приводятся примеры аудиторских заключений, составленных независимым аудитором с содержанием отдельных параграфов и дополнительной информацией. Сборник примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности составлен также Минфином России [24]. Новый формат аудиторского заключения, составленного по требованиям МСА, должен содержать не только выводы аудитора по общим вопросам подготовки
финансовой отчетности, но и раскрывать информацию о процессе и качестве аудита, об аудиторских процедурах, связанных с оценкой рисков существенного искажения отчетности и других ключевых вопросах аудита (МСА 701). Таким образом, информативность аудиторского заключения, составленного в соответствии с МСА, с точки зрения пользователей финансовой отчетности значительно повышается.
В рассмотренных стандартах определяются обязанности аудитора по составлению аудиторского заключения относительно финансовой отчетности общего назначения, по отчетности специального назначения аудиторские выводы и заключения приводятся в МСА 800, 805, 810.
Поскольку аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», другими законами и нормативными актами, проектом Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, при переходе на МСА необходимо урегулировать отдельные аспекты этой деятельности, в частности:
— методику проведения аудита и оказания аудиторских услуг;
— структуру и содержание аудиторского заключения;
— вопросы контроля качества аудита и соблюдения аудиторами профессиональной этики и др., что требует дальнейшего развития теории и практики аудита.
Таблица 1
Состав МСА, введенных в действие на территории РФ с 2017 г.
Наименование группы, подгруппы стандартов № МСА Наименование МСА Приказ Минфина России
Международные стандарты контроля качества (МСКК) МСА (МСКК) 1 Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг От 24.10.2016 № 192н
Международные стандарты, содержащие общий порядок проведения аудита (МСА) включают подгруппы
Общие принципы и ответственность (200-299) МСА 200 Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА От 24.10.2016 № 192н
МСА 210 Согласование условий аудиторских заданий От 09.11.2016 № 207н
МСА 220 Международный стандарт контроля качества при проведении аудита финансовой отчетности От 09.11.2016 № 207н
МСА 230 Аудиторская документация От 09.11.2016 № 207н
МСА 240 Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности От 24.10.2016 № 192н
МСА 250 Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности От 24.10.2016 № 192н
МСА 260 (пересмотренный) Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление От 09.11.2016 № 207н
МСА 265 Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля От 09.11.2016 № 207н
Оценка рисков и связанные с этим действия (300-499) МСА 300 Планирование аудита финансовой отчетности От 24.10.2016 № 192н
МСА 315 Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения От 09.11.2016 № 207н
МСА 320 Существенность при планировании и проведении аудита От 09.11.2016 № 207н
МСА 330 Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски От 24.10.2016 № 192н
МСА 402 Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации От 24.10.2016 № 192н
МСА 450 Оценка искажений, выявленных в ходе аудита От 24.10.2016 № 192н
Аудиторские стандарты, устанавливающие методы получения аудиторских доказательств и взаимоотношений различных субъектов в ходе аудита (500-599) МСА 500 Аудиторские доказательства От 24.10.2016 № 192н
МСА 501 Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях От 24.10.2016 № 192н
МСА 505 Внешние подтверждения От 24.10.2016 № 192н
МСА 510 Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода От 09.11.2016 № 207н
МСА 520 Аналитические процедуры От 24.10.2016 № 192н
МСА 530 Аудиторская выборка От 24.10.2016 № 192н
МСА 540 Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации От 09.11.2016 № 207н
МСА 550 Связанные стороны От 24.10.2016 № 192н
МСА 560 События после отчетной даты От 24.10.2016 № 192н
МСА 570 (пересмотренный) Непрерывность деятельности От 09.11.2016 № 207н
МСА 580 Письменные заявления От 09.11.2016 № 207н
Использование работы третьих лиц (600-699) МСА 600 Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов) От 09.11.2016 № 207н
МСА 610 Использование работы внутренних аудиторов От 24.10.2016 № 192н
МСА 620 Использование работы эксперта аудитора От 24.10.2016 № 192н
Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) (700-799) МСА 700 (пересмотренный) Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности От 09.11.2016 № 207н
МСА 701 Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении От 09.11.2016 № 207н
МСА 705 (пересмотренный) Модифицированное мнение в аудиторском заключении От 09.11.2016 № 207н
МСА 706 (пересмотренный) Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении От 09.11.2016 № 207н
МСА 710 Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность От 09.11.2016 № 207н
МСА 720 (пересмотренный) Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации От 09.11.2016 № 207н
Международные стандарты отчетности, подготовленной по специальным заданиям (800-899) МСА 800 Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения От 09.11.2016 № 207н
МСА 805 Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности От 09.11.2016 № 207н
МСА 810 Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности От 09.11.2016 № 207н
Международные отчеты о практике аудита финансовой информации (МОПА) МОПА 1000 Международный отчет о практике аудита -Особенности аудита финансовых инструментов От 24.10.2016 № 192н
Международные стандарты заданий о проведению обзорных проверок (МСОП) МСОП 2400 Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов От 24.10.2016 № 192н
МСОП 2410 Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации От 24.10.2016 № 192н
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) МСЗОУ 3000 Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов От 24.10.2016 № 192н
МСЗОУ 3400 Проверка прогнозной финансовой информации От 24.10.2016 № 192н
МСЗОУ 3402 Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации От 24.10.2016 № 192н
МСЗОУ 3410 Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов От 24.10.2016 № 192н
МСЗОУ 3420 Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг От 24.10.2016 № 192н
Международные стандарты сопутствующих аудиту услуг (МССУ) МССУ 4400 Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации От 24.10.2016 № 192н
МССУ 4410 Задания по компиляции От 24.10.2016 № 192н
Источник: составлено авторами на основе источников [3, 4]
Таблица 2
Характеристика международных стандартов аудита, обеспечивающих общие принципы и ответственность аудитора
Номер МСА Название МСА Основные требования Ключевые слова
1 2 3 4
Общие принципы и ответственность (200-299)
МСА 210 Согласование условий аудиторских заданий Устанавливает обязанности аудитора при согласовании условий аудиторского задания с руководством и, если уместно, лицами, отвечающими за корпоративное управление Обязательные условия проведения аудита
МСА 220 Международный стандарт контроля качества при проведении аудита финансовой отчетности Устанавливает обязанности аудитора в отношении процедур контроля качества при проведении аудита финансовой отчетности, а также обязанности лица, осуществляющего проверку качества выполнения аудиторского задания Руководитель задания, проверка качества выполнения задания, лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания, аудиторская группа, мониторинг
МСА 230 Аудиторская документация Устанавливает обязанности аудитора по подготовке аудиторской документации при проведении аудита финансовой отчетности, исходя из того, что в рабочих документах зафиксирована информация о выполненных аудиторских процедурах и полученных доказательствах в соответствии с МСА Аудиторская документация, рабочая документация, рабочие документы, аудиторский файл, опытный аудитор
МСА 260 (пересмотренный) Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление Аудитор, в процессе проверки, должен: информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о своих обязанностях при проведении проверки финансовой отчетности и предоставлять необходимую им информацию о запланированном объеме и сроках его проведения аудита; получать от лиц, отвечающих за корпоративное управление, информацию, имеющую значение для проведения проверки и формулирования мнения аудитора; предоставлять лицам, отвечающим за корпоративное управление, информацию о полученных результатах, которые являются значимыми и имеют отношение к обязанностям этих лиц по осуществлению надзора за процессом составления финансовой отчетности Лица, отвечающие за корпоративное управление, руководство
Источник: составлено авторами на основе приказа Минфина России № 207н [4]
Таблица 3
Характеристика международных стандартов аудита, устанавливающих методы получения аудиторских доказательств и взаимоотношений различных субъектов в ходе аудита
Номер МСА Название МСА Основные требования Ключевые слова
1 2 3 4
Аудиторские стандарты, устанавливающие методы получения аудиторских доказательств и взаимоотношений различных субъектов в ходе аудита
МСА 510 Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода Определяются обязанности аудитора при проверке, выполняемой впервые относительно остатков средств на счетах бухгалтерского учета и другой информации, подлежащей раскрытию на начало периода Начало периода, аудиторские доказательства, аудиторское заключение, примеры мнений аудитора
МСА 540 Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации Регламентируется суждение аудитора по проверке оценочных значений, связанных с ними аудиторских рисков и ответных действий аудитора на них Оценочные значения, справедливая стоимость, аудиторский риск, риск существенного искажения
МСА 570 Непрерывность деятельности Раскрываются обязанности аудитора по сбору аудиторских доказательств при проверке финансовой отчетности относительно способности аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность Принцип непрерывности деятельности, признаки, указывающие на неспособность, аудиторские процедуры, аудиторское мнение
МСА 580 Письменные заявления Устанавливаются обязанности аудиторов по получению аудиторских доказательств в виде письменных заявлений руководства аудируемого лица Письменные заявления, аудиторские доказательства, предоставление полной информации аудитору, финансовая отчетность, ответные действия на заявления руководства
Источник: составлено авторами на основе приказа Минфина России № 207н [4]
Таблица 4 Международные стандарты аудита, характеризующие использование работы третьих лиц
Номер МСА Название МСА Основные требования Ключевые слова
Использование работы третьих лиц (600-699)
МСА 600
Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)
Стандарт применяется при проведении аудиторской проверки группы взаимосвязанных организаций. При этом осуществляется проверка финансовой отчетности группы в целом и ее отдельных компонентов. Поскольку в стандарте указано, что руководитель аудита группы отвечает за общее управление, надзор и выполнение задания по аудиту группы в целом, определены действия аудитора группы:
а) при взаимодействии с аудиторами компонентов;
б) при определении, получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении финансовой отчетности компонента и процесса консолидации, для того, чтобы выразить мнение о степени достоверности финансовой отчетности группы взаимосвязанных предприятий в целом во всех существенных отношениях_
Группа, компонент, аудитор компонента, руководство компонента, существенность для компонента, аудит группы, мнение аудитора группы, финансовая отчетность группы
Источник: составлено авторами на основе приказа Минфина России № 207н [4]
Таблица 5
Общая характеристика международных стандартов аудита, содержащих выводы и подготовку отчетов (заключений)
Номер МСА Название МСА Основные требования Ключевые слова
1 2 3 4
Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)
МСА 700 Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности Определяются обязанности аудитора по формированию мнения о финансовой отчетности, а также требования в отношении формы и содержания аудиторского заключения при аудите полного комплекта финансовой отчетности общего назначения Финансовая отчетность общего назначения, концепция общего назначения, концепция достоверного представления, концепция соответствия, немодифицированное мнение, модифицированное мнение
МСА 701 Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении Регламентируется суждение аудитора по ключевым вопросам аудита, определяются форма и содержание такой информации. Применяется к аудиту полных комплектов финансовой отчетности общего назначения Ключевые вопросы аудита, значительное внимание аудитора, влияние на аудит значительных событий или операций, имевших место в течение периода (примерный перечень)
МСА 705 Модифицированное мнение в аудиторском заключении Даются рекомендации в отношении изменения мнения в независимом аудиторском заключении, с учетом требований МСА 700. Определяется как выражение аудитором модифицированного мнения влияет на форму и содержание аудиторского заключения Модифицированное мнение о финансовой отчетности: мнение с оговоркой, отрицательное мнение и отказ от выражения мнения; существенные искажения, всеобъемлющий характер искажений
МСА 706 Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении Устанавливаются обязанности аудиторов по раскрытию дополнительной информации в аудиторском заключении (поясняющих параграфов) в целях привлечения внимания пользователей к важным событиям и обстоятельствам или вопросам, которые не представлены в финансовой отчетности Важные обстоятельства, прочие сведения, дополнительная информация
МСА 710 Сравнительная информация -сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность Даются рекомендации в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставимых значений. Характер сравнительной информации, представляемой в финансовой отчетности организации, зависит от требований применимой концепции подготовки финансовой отчетности Сравнительная информация, сопоставимые показатели, сравнительная финансовая отчетность, предыдущий период
МСА 720 Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации Даются рекомендации по рассмотрению аудитором прочей финансовой и нефинансовой информации, по которой аудитор не обязан составлять аудиторское заключение и которая содержится в документах, включающих в себя проаудированную финансовую отчетность Годовой отчет, прочая информация, искажение прочей информации, соответствие сведениям, содержащимся в финансовой отчетности
Источник: составлено авторами на основе приказа Минфина России № 207н [4]
Таблица 6
Характеристика МСА, подготовленных по специальным заданиям
Номер МСА Название МСА Основные требования Ключевые слова
Международные стандарты отчетности, подготовленной по специальным заданиям
МСА 800 Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения Концепция специального назначения -концепция подготовки финансовой отчетности, разработанная с целью удовлетворения потребностей конкретных пользователей в финансовой информации. В стандарте определено, каким образом проводится проверка финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с данной концепцией, для разных групп заинтересованных пользователей Финансовая отчетность специального назначения, концепция специального назначения
МСА 805 Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности Рассматриваются особенности применения МСА к аудиту отдельного отчета из состава финансовой отчетности или отдельного элемента, группы статей или статьи финансовой отчетности Элемент финансовой отчетности, МСФО, примечания, входящие в отдельный отчет из состава финансовой отчетности, или отдельный элемент финансовой отчетности
МСА 810 Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности Обобщенная финансовая отчетность (ОФО) - финансовая информация прошедших периодов, которая составлена на основе финансовой отчетности, но содержит меньше сведений, чем финансовая отчетность. В ОФО представлена в структурированном виде информация за определенный период времени. Аудитор может принять задание по предоставлению заключения об ОФО, только если он проводил аудит финансовой отчетности, на основе которой составляется обобщенная финансовая отчетность, в соответствии с МСА Обобщенная финансовая отчетность, проаудированная финансовая отчетность, применяемые критерии
Источник: составлено авторами на основе приказа Минфина России № 207н [4]
Рисунок 1
Направления разработки МСА
Источник: авторская разработка
Список литературы
1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 29.12.2008 № 307.
2. Положение о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории РФ: утверждено постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576.
3. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н.
4. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор»: приказ Минтруда России от 19.10.2015 № 728н.
6. Игнаткина Е.И. Финансово-правовые аспекты создания единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС // Экономика и социум. 2016. № 12-3 (31). С. 951-954.
7. Василенко А.А. Применение международных стандартов аудита в России: терминологический аспект / А.А. Василенко, А.Н. Кизилов // Аудит. 2016. № 4-5. С. 14-19.
8. Хахонова Н.Н. Проблемы внедрения международных стандартов аудита в практику российских аудиторских фирм / Н.Н. Хахонова, Э.В. Савинкова // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 2 (10). С. 221-224.
9. Зинченко А.А. Роль внедрения МСА в аудиторскую деятельность РФ // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2017. № 37. С. 171-172.
10. Беднова В. Применение международных стандартов аудиторской деятельности в аудиторской практике / В. Беднова, Н.В. Морозова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2017. № 2. С. 21-24.
11. Кочинев Ю.Ю. Требования, предъявляемые к аудиту финансовой отчетности международными стандартами / Ю.Ю. Кочинев, А. Ашрафф // Аудитор. 2016. № 11. С. 49-64.
12. Гордеева С.Н. Чем интересен приказ Минфина РФ от 24.10.2016 № 192н // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 12. С. 69-77.
13. Булдашова Ю.В. Ключевые вопросы аудита в новых международных стандартах аудита по составлению аудиторского заключения // Аудиторские ведомости. 2016. № 12. C. 6-24.
14. Слободян М.Л. Проблемные аспекты оценки существенности в аудите финансовой отчетности // Дискуссия. 2017. № 2. С. 27-32.
15. Литвинов Д.М. Оценка аудиторского риска на основе применения математического метода / Д.М. Литвинов, Ю.А. Горовик, В.Г. Широбоков // Аудит. 2017. № 3. С. 27-30.
16. Клычова Г.С. Получение аудиторских доказательств в процессе проверки операций с объектами основных средств / Г.С. Клычова, А.Р. Закирова, А.С. Клычова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2016. Т. 11. № 4. С. 143-148.
17. Алтухова Н.В. Получение аудиторских доказательств и их оценка в соответствии с международными стандартами аудита // Аудиторские ведомости. 2017. № 1-2. С. 6-16.
18. Лосева Н.А. Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг // Аудитор. 2017. Т. 3. № 1. С. 37-45.
19. Панков В.В. Качество аудита и ожидания заинтересованных сторон / В.В. Панков, В.Л. Кожухов // Аудит. 2017. № 1. С. 7-11.
20. Бодяко А.В. Особенности проведения независимого аудита холдингов в соответствии с международными стандартами аудита // Аудиторские ведомости. 2017. № 4. С. 12-24.
21. Козменкова С.В., Кемаева С.А. Аудит: проблемные вопросы и пути развития // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 2. С. 46-57.
22. Кемаева С.А., Жильцова Ю.В., Козменкова С.В. Международные стандарты аудита: характеристика и применение профессиональными аудиторами// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 4. С. 28-37.
23. Макальская М.Л., Ковалева Н.И. Международные стандарты аудита: учебн. пособие. М.: Дело и Сервис, 2014. 112 с.
24. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Финансовый аудит как система контроля качества всего процесса управления организацией // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 7. С. 17-32.
25. Мард М.Дж., Хитчнер Дж.Р, Хайден С.Д. Справедливая стоимость в финансовой отчетности. М.: Маросейка, 2009. 248 с.