Зам. даркома здравоохранения СССР проф. Н. И. ГРАЩЕНКОВ
План работы ШЗдрава СССР во втором полугодии 1939 г.1
От редакции. Поскольку доклад Н. И. Гращенкова затронул принципиальные вопросы, определяющие содержание работы не только НКЗдрава СССР, но и наркомздравов союзных и автономных ре с публик, край- и облздравов, городских и районных здравотделов и и в основном медико-санитарных учреждений, а также поскольку вопросы, определяющие содержание плана работ, далеко выходят за пределы второго полугодия 1939 г., редакция сочла целесообразным печатание исправленной и сокращенной стенограммы доклада.
Основная задача НКЗдрава СССР связана с теми решениями, которые вынес XVIII Съезд ВКП(б) по докладам товарища Сталина и товарища Молотова, и с теми решениями, которые вынесла III Сессия Верховного Совета первого созыва. Здравоохранение, являющееся частью народнохозяйственного плана оборонных и культурных мероприятий, не может наметить плана работы даже для центрального аппарата, а тем более для здравоохранения в целом в каком бы то ни было отрыве от принципиальных политических и экономических решений партии -и советского государства.
Говоря о плане работы НКЗдрава на второе полугодие, «ы должны исходить из необходимости решения основной исторической задачи— догнать и перегнать в экономическом, отношении передовые капиталистические страны. На первый взгляд покажется натяжкой, что, говоря о плане наркомата на второе полугодие, мы исходим из основных установок, данных в решениях XVIII Съезда партии для всей страны на длительный отрезок времени. Однако на основе конкретных примеров из нашей работы можно показать, что в решении этой основной экономической и политической задачи здравоохранению принадлежит хотя и вспомогательная, но тем не менее очень важная роль.
Из элементов, которые должны обеспечить реализацию лозунга «догнать и и перегнать в экономическом отношении капиталистические страны», рабочая сила является фактором ведущим и основным. Неслучайно товарищ Сталин в докладе на XVIII Съезде ВКП(б) обращался с просьбой к колхозам каждый год давать 1,5 — 2 млн. человек нашей промышленности, потому что наша промышленность испытывает исключительный голод в рабочих руках, исключительное напряжение из-за недостатка рабочей силы.
Исходя из того, что рабочая сила является главным решающим фактором в выполнении поставленной съездом основной экономической задачи, можно уделать вывод, что здравоохранению здесь предстоит сыграть очень важную роль; в частности, в высвобождении резервов рабочей силы, в деле воспроизводства ее, по линии успешной борьбы с заболеваемостью, с временной нетрудоспособностью. Так мы должны строить план нашей работы.
Прежде всего необходимо активизировать борьбу с массовыми заболеваниями, временно выводящими :из строя, хотя и на короткие сроки, довольно большое количество рабочей силы.
Если мы поинтересуемся, сколько людей болеет грипом, сколько мы теряем здесь рабочих дней, то увидим, что грипп—-исключительная- по своей специальной и экономической значимости проблема. Мы должны исходить не из легкости этого заболевания по сравнению с другими, но из экономической значимости гриппа, вызывающего большие потери рабочего времени и рук.
Совершенно очевидно, что борьба с такими массовыми заболеваниями, как грипп, дизентерия, которая стоит на более высоком уровне по сравнению с прошлым годом, должна решительно снизить число этих заболеваний, что безусловно даст значительный экономический эффект.
Не толыко борьба с массовыми заболеваниями взрослых, но и борьба с массовыми заболеваниями детей имеет огромное значение в высвобождении. резерва рабочей силы, потому что даже после закона от 28.XII.1938 г. выдаются тысячи бюллетеней по уходу за больным ребенком; если эти тысячи бюллетеней помножить на число рабочих дней, то получается очень большой экономический ущерб. Следовательно, борьба с массовыми инфекционными заболеваниями детей имеет немаловажное экономическое значение.
1 Исправленная и сокращенная стенограмма доклада на совещании начальников управлений и отделов НКЗдрава СССР с участием работников НКЗдрава РСФСР, 1.VI.1939 г.
Такой фактор, как успешное строительство яслей и качество их работы •(количество дней работы яслей в году, сменность и т. д.), также содействует высвобождению резерва рабочей силы.
Таким образом, борьба с массовыми заболеваниями взрослых и детей, особенно гриппом, дизентерией, борьба с корью, коклюшем,'летними детскими полосами, лучшая организация наших детских учреждений, в частности, яслей, расширение их 'Сети и увеличение числа смен—■вот основные вопросы плана НКЗдрава СССР во втором полугодии.
Еще один момент, который в последнее время потерял актуальность, но все .же имеет немаловажное значение в деле интенсификации труда. Когда-то здравоохранение занималось вопросами физиологии труда с точки зрения более рационального использования рабочей силы, выработки автоматизма при выполнении трудовых процессов, обучаемости, т. е. того, что содействует реализации решений XVIII Съезда партии о повышении производительности труда, как сказал Блидимир Ильич Ленин, самого главного и решающего в победе нового строя. Мы в последнее время этим'мало занимаемся и- не используем огромной сети научно-исследовательских институтов для разработки вопросов максимальной интенсификации труда, т. е. обеспечения наибольшего подъема его производительности. Центральный институт им. Обуха и огромная сеть физиологических учреждений и лабораторий должны натравить свои усилия в эту сторону. Правда, одно время были извращения в данной области: рабочих «охраняли» от труда. Сейчас, наоборот, мы должны приучать рабочих к труду и использовать с точки зрения физиологической закономерности те внутренние нервно-мышечные ресурсы, которые заложены в каждом человеке и которые должны повысить производительность труда 'и улучшить его качество.
Наша медицинская физиологическая наука прошла мимо стахановского .движения, не содействовала передаче этого метода более широким массам рабочих.
Второй цикл задач нашего плана — это вопрос о кадрах. Товарищ Сталин я товарищ Молотов в своих докладах на XVIII Съезде ВКП(б) очень много .говорили о роли и значении кадров в деле социалистического строительства в .любой отрасли культуры, науки, хозяйства и т. д.
Товарищ Сталин учит нас, что кадры решают все, но кадры, владеющие техникой своего дела. На XVIII Съезде ВКП(б) товарищ Сталин сказал, что решаю: кадры, владеющие техникой своего дела и основами марксизма-ленинизма. Мы, работники здравоохранения, должны это. твердо запомнить. Нам нужны люди, .исключительно преданные делу социалистического строительства, истинные патриоты социалистической родины.
Первый и основной вопрос в данном комплексе — это подготовка и усовершенствование кадров руководящего состава. Нужно прямо оказать, что полутора-миллионная армия работников здравоохранения не может жить и работать без ¿квалифицированных командиров. Мы должны создать своих командиров, грамотных и политически, и технически, владеющих техникой организации здравоохранения. Для того, чтобы по-настоящему управлять и реализовать те приказы, которые мы тут пишем, и те замечательные постановления, которые издает правительство по вопросам здравоохранения, нам, помимо врачей, младшего и ■среднего медицинского персонала, необходим командный состав.
О командном составе м-ы до настоящего времени не заботились и только .сейчас стали, им заниматься. Мы организовали годичный факультет, несколько курсов по усовершенствованию и подготовке командного состава, однако данный вопрос не стал повседневным в работе наших управлений, подбор руководящих кадров не стал предметом внимания наших управлений. Подобрать кадры нужно не только для себя, но и для периферии—■ наркомздравов, край- и облздравов, чтобы держать в своих руках всю цепь.
Если мы! спросим у т. Александровского о том, что у него делается с руководящим составом по линии больничных управлений в наркомздравах 11 союзных республик и хотя бы в основных край- и облздравах, то я уверен, что он не сможет дать ответа, он не знает, кто у него сидит на больничном деле, что это за люди. Между тем для настоящего подбора руководящих кадров нужно, чтобы начальники управлений по своей линии знали командиров здравоохранения, занимались ими повседневно, выращивали их, интересовались работой одногодичных факультетов, трехмесячных курсов и т. д.
Возьмем вопрос об укреплении низового районного звена. Ряд пробелов в здравоохранении связан с тем, что мы не имеем крепкого районного звена, что заведующие райздравами часто сменяются, уходят, мы с ними не работаем, туда назначают второстепенных людей, и все наши распоряжения застревают в областных центрах, низовая же сеть в значительной своей части остается бездеятельной. Очевидно, для подъема работы здравоохранения надо укрепить низовое районное звено. Такие мероприятия, как посылка 1 200 оканчивающих средние медицинские школы на трехмесячные подготовительные курсы и направление их в наиболее ответственные районы, должны быть в центре внимания не только какого-либо одного управления, но и НКЗдрава в целом.
Если возьмем врачебные кадры (а это основная армия, которая ведет всю лечебную и санитарную работу), то надо признаться, что НКЗдрав в целом мало
-4 Гигиена и санитария, № 7
занимается вопросами их подготовки. За вычетом Управления медицинскими»: учебными заведениями в остальных управлениях подготовка кадров находится в--загоне. Политико-массовая работа среди учащихся, поднятие качества подготовки, о чем говорят решения XVIII Съезда партии,—вот основная задача высшей школы в третьей пятилетке, но не каждое управление уделяет этому делу Надлежащее внимание. Хотя управления являются потребителями этих кадров, однако они не интересуются качеством подготовки, обеспечением учащихся учебниками и пособиями, вопросами преподавания, наличием баз и т. п. Существующие программы еще нельзя назвать удовлетворительными, в них не включен ряд нужных вопросов краевой патологии, не учтены- специфические задачи тех промышленных районов, куда направляются на работу выпускники того или другого медицинского института.
Задача усовершенствования врачей также не стала основной в работе управлений. Мы не сможем по-настоящему реализовать решения XVIII Съезда ВКП(б) в отношении медицинских кадров, если не будем заниматься вопросами усовершенствования и подготовки как врачей, так и среднего звена.
В деле усовершенствования врачей до сих пор царит полная неразбериха. Несмотря на неоднократные разговоры о том, что надо расширить базу узкой специализации врачебного персонала путем привлечения к этому делу научно-исследовательских институтов и тем самым разгрузить институты усовершенствования врачей для более широкого охвата врачей общих специальностей, вопрос этот еще не получил своего разрешения.
Центральный институт усовершенствования врачей продолжает сопротивляться этой установке и тащит к старому — к централизации усовершенствования и специализации врачей только в стенах Института усовершенствования врачей, совершенно отказываясь от использования научно-исследовательских институтов как базы для специализации, даже если .к этому имеются прямые предложения. Это безусловно суживает систему усовершенствования и особенно систему специализации. Такую консервативную установку нужно разбить.
Очень важен вопрос о среднем звене. Наши управления о нем мало думают.. Мы имеем прекрасное постановление СНК СССР от 14ЛЛ1939 г. о среднем медицинском образовании, а стала ли реализация этого постановления предметом повседневной работы наших управлений? До сих пор нет даже общего приказа по НКЗдраву о порядке его проведения в жизнь, потому что некоторые управления стоят здесь в стороне, считая, что это-де — дело УМУЗ, а УМУЗ полагает, что данный вопрос касается отдела средних школ. Между тем постановление СНК от 14. V должно было мобилизовать, всколыхнуть весь наркомат, потому что оно — документ первоочередной важности. А Мы отнеслись к нему как к малозначащему постановлению, в то время как оно кладет начало исключительно резкому улучшению качества подготовки среднего медицинского персонала. Это дело остается у нас пока в полном забвении.
Жизнь сама выдвинула чрезвычайной важности вопрос о роли среднего звена, вопрос, который получил свое выражение на конференции медицинских сестер в Ленинграде. Роль среднего медицинского персонала была блестяще показана д-ром Соломоновым в Донбассе. Теперь сами сестры стихийно организовались и показали, что они —• огромная сила в деле улучшения лечебной помощи населению. Думают, что это обычное явление, а я расцениваю его как исключительное движение среднего медицинского персонала, которое должно всколыхнуть 700 000 медицинских работников, определяющих качество, лечебной и санитарной работы здравоохранения. А как наркомат использовал, подхватил эту инициативу? Никак.
Вопросы, связанные с постановлением СНК от 14.У, и вопросы, выдвинутые самой жизнью и получившие выражение в форме конференций, идут вне интересов наших управлений. Управления стоят в стороне от подготовки и усовершенствования средних кадров.
Нечего говорить, что и младшее звено здравоохранения не встретило у нас никакого внимания. Между тем роль санитарки, няни очень велика, если мы их" по-настоящему используем. Следовательно, и тут надо подумать о системе подготовки, о системе усовершенствования нашего младшего персонала, по примеру среднего. Нужно заняться этим вопросом не одному какому-нибудь маленькому отделу, а наркомату в целом, ибо речь идет о миллионе человек. Это сила, которая также определяет качество нашей лечебной и санитарной работы.
В области материально-правовой и идейно-политической работы с кадрами мы плохо реализуем постановление XVIII Съезда партии применительно к медицинским кадрам.
Мы добились важнейшего решения от 8ЛЛ1939 г. о повышении зарплаты среднему и младшему медицинскому персоналу и аптечным работникам. А какое-нибудь управление что-либо сделало для проверки проведения в жизнь этого постановления, мобилизации вокруг него отдельных групп работников? Между тем данное постановление —• могучий рычаг в деле улучшения работы'. Ясельные работники особенно кричали, что нужно уравнять их персонал с работниками; других категорий, а когда уравняли, то что они сделали?
Мы очень мало распространяем опыт лучших людей. Особенно ярко показала это конференция в Ленинграде. Правда, мы популяризировали опыт д-ра Соломонова, но недостаточно внедрили его. Сейчас ухватились за опыт сельского врача Бережного. Но среди полуторамиллионной армии наших работников есть сотни таких имен. На конференции медицинских сестер мы встретили героя, сестру Адриенко, которая 40 раз давала свою кровь (в общей сложности 20 л крови) и спасла много жизней. Это — личный героизм, а мы об этом не знали. А ведь она живет совсем близко, в Ленинграде. Без сомнения у нас много средних медицинских работников, совершающих героические поступки. Есть у нас люди, которые предложили свои методы ухода, свои методы терапии, например, лечебное питание. Но мы не популяризируем этих методов, не знаем этих людей, потому что наши управления занимаются бумажками, а за бумажками не видят человека. Передача опыта лучших людей их не интересует, а ведь это — важный вопрос о подготовке кадров.
Разворот соцсоревнования и ударничества очень недостаточен в здравоохранении. Правда, мы подвинулись вперед с тех пор, как ввели значок «Отличнику здравоохранения», который является стимулом к улучшению качества нашей работы, но дальше мы не пошли. А система переходящего красного знамени, соревнования между крупными коллективами и нашими здравоохраненческими учреждениями? Здесь нами ничего не сделано. Мы не должны организовать это приказным порядком, нам надо бы выступить в роли побудителя, посредника, судьи в соревновании между двумя учреждениями, помочь организовать это соревнование между двумя крупными больницами, например, Боткинской и Меч-и'иковской в Ленинграде. Отдельные управления и, в частности, Управление городских больниц, могли выступить в такой роли, чтобы на опыте двух ведущих больниц разработать показатели по соцсоревнованию, оформить его, поощрять одну больницу, подталкивать другую. Одного лишь значка «Отличнику здравоохранения» недостаточно.
Уже несколько месяцев назад была дана директива финансовому отделу и отделу зарплаты и труда совместно с управлениями приступить к пересмотру закона от 4.Ш как не отвечающего современному уровню организации социалистических методов труда, препятствующего стимулированию качественных показателей. Надо итти по линии изжития уравниловки в зарплате и так построить оплату труда, чтобы она сочеталась с нашими территориальными интересами, содействовала максимальному насыщению периферии врачами. Мы заинтересованы в усиленном притоке врачей в отдельные местности СССР; сделать это можно не только в порядке политико-воспитательной работы, но и в порядке материального поощрения.
Несколько слов по поводу плохой организации контроля исполнения. Совершенно правильно указала газета «Медицинский работник», что у нас нет систематического контроля исполнения наших решений. Здесь нужно изменить весь стиль работы в таком направлении, чтобы контроль исполнения стал повседневным делом каждого работника. Ни центральный аппарат союзного значения, ни периферия не могут жить и дышать без контроля исполнения.
У нас еще не покончено с канцелярско-бюрократическими методами работы. Тов. Спивакова демонстрировала здесь, как прежним руководством контрольно-инспекторской группы эти методы поощрялись: если приходила бумажка, то обязательно надо было написать в ответ другую бумажку, а каков итог бумажной организации — никого не касалось. Так работать нельзя. Лучше сделать меньше, но зато довести дело до конца. Если мы имеем постановление по сельскому врачебному участку, то надо все время бить в эту точку до полной реализации этого постановления, у нас же, нужно прямо сказать, канцелярско-бюрократи-ческий стиль работы очень распространен.
Несмотря на то, что мы — наркомат культурный и обстановка у нас культурная, посетители иногда встречают у нас некультурное отношение; не любим мы подчас и запросов. Особенно сильно выражено у нас мелкобуржуазное отношение к той критике, которая появляется на страницах печати. Появилась заметка об акрихине в «Правде». Мы на нее реагировали ровно через месяц. Была помещена заметка по поводу загрязнения промышленными водами ряда водоемов, причем редакция центрального органа нашей партии сопроводила заметку запросом, адресованным ВГСИ. Никакой реакции не последовало. А сколько помещается заметок в «Медицинском работнике»! Нужно признать, что в последнее время он помещает более проверенные заметки, с меньшим количеством ошибок, чем раньше, но мы на них никак не реагируем. Получается, что сигналы прессы встречают с нашей стороны какое-то мелкобуржуазное, неприязненное отношение и мы замалчиваем газетные заметки.
Как только появилась в печати заметка о загрязнении водоемов, нужно было бы созвать производственное совещание, по крайней мере коммунального отдела ВГСИ, обсудить запрос редакции, принять ряд оперативных решений и дать их на санкцию т. Ткачеву, связаться с «Правдой», сообщить, какие приняты меры, и т. д. То же самое нужно делать по каждой заметке «Медицинского работника», даже если она и неправильна: созвать компетентных людей, принять решения, сообщить газете, в какой части сообщение правильно и в какой оши-
бочно. Нужно быстро реагировать на заметки, помня, что газета — исключительное орудие в деле поднятия качества нашей работы. Надо не «отписываться», а ответить по существу и принять соответствующие меры. В этом отношении у нас пока дело обстоит плохо.
Если взять массовую работу, то приходится признать, что ею мы не руководим. ВЦСПС и НКЗдрав СССР подписали письмо об организации комиссии содействия при медико-санитарных учреждениях, а проверили ли мы, как выполняют наши предписания ясли, больницы, поликлиники? Этой проверкой мы не занимались, не привлекли массы к работе учреждений здравоохранения. А мы не раз говорили, что без опоры на массы, на широкий актив многого не сделаем, особенно в деле пропаганды санитарных знаний, вопросов санитарного просвещения как могучего фактора предупреждения болезней.
Стиль работы наших управлений таков, что все, что издают не они сами, к ним не относится. Если подписан документ по инициативе Шверника и Гра-щенкова, а не управления сельских или городских больниц, то данное управление считает, что это к нему не имеет отношения. К сожалению, управления не борются даже за выполнение того, что они сами разрабатывают.
Несколько слов об использовании медицинской печати. Мы говорили, что каждое управление должно связаться с соответствующим журналом вплоть до персональной унии, должно участвовать в этих журналах, помещать в них инструктивный материал и отражать вопросы практического здравоохранения. Но наши журналы в большинстве случаев остаются академическими и очень нейтральны к нуждам нашей практики. Возьмем «Терапевтический архив» или хирургические журналы. Там обычно в виде хроники, на последней странице, помещают, что НКЗдрав подписал такой-то приказ; но ведь это ничего не дает. В данном отношении мы не научились использовать нашу медицинскую печать. Не заинтересовала нас и работа Медгиза.
Своей периферией мы не овладели, хотя и создали территориальные отделы и часто посылаем на места бригады. Даже материалы, собранные во время таких поездок, мы не делаем достоянием наркомата, не делаем выводов из этих поездок, не обсуждаем их. Существует приказ по наркомату о том, что по всякой командировке надо дать отчет на производственном совещании управления или отдела; в результате можно будет сделать определенные выводы и ознакомиться с работой периферии. К сожалению, этот приказ не проводится в жизнь.
Нами послано в среднеазиатские республики 5 бригад в составе 70 человек. Необходимо обсудить работу этих бригад на наших совещаниях и вынести ряд решений по каждой республике, каждой области, каждому пограничному району.
Во втором полугодии мы должны направить комплексную бригаду на Украину для оказания практической помощи НКЗдраву УССР. По возвращении бригада должна отчитаться в проделанной работе.
Мы предполагаем по согласовании с НКЗдравом РСФСР с августа взять в наше непосредственное ведение 3—4 области и 2—3 автономные республики РСФСР, самые неблагополучные по медико-санитарному обслуживанию, для того, чтобы силами союзного наркомата добиться в них резкого улучшения. Здесь мы собираемся использовать опыт нашей работы в среднеазиатских республиках, Закавказье, Белоруссии, на Украине для перестройки медико-санитарного дела в этих областях и автономных республиках и добиться резкого снижения заболеваемости, общей и детской смертности, а также улучшения демографических показателей. Это явится проверкой тех принципиальных решений в отношении медико-санитарного обслуживания населения, которые НКЗдрав СССР разрабатывает, и действенной формой конкретной помощи РСФСР, в которой по некоторым областям ощущается острая нужда.
НКЗдраву СССР нужно усилить методическую и нормативную работу. В прошлом году она по ряду нормативов протекала неплохо, в нынешнем же году несколько сократилась. Правда, это связано с разработкой третьего пятилетнего плана, тем не менее методическая, нормативная и законодательная работа НК-Здрава СССР должна стоять на определенной высоте для того, чтобы мы могли снабдить места нормативным инструктивным материалом. Нами уже разработан ряд инструкций, например, по городским больницам, по внебольничной помощи, утвержден устав противочумной организации, созданы нормативы по некоторым штатам областных и краевых здравотделов. Нужно эту штатную, нормативную и законодательную работу двигать дальше.
Мы должны иметь четкий устав противоэпидемической службы, подобный тому, который мы имеем по противочумной службе. Нам нужен ряд разработанных нормативов по основным типам учреждений (штаты, номенклатура санитарных и лечебных учреждений и т. д.). Надо скорее окончить наш санитарный кодекс, над которым работает комиссия ВГСИ. Короче говоря, методическая, нормативная, штатная и законодательная деятельность во втором полугодии должна быть усилена.
Мы должны всемерно укрепить нашу плановую и контрольную работу в первую очередь потому, что с планом на 1939 г. имели место отдельные провалы
вследствие некоторой переоценки нами выполнения плана 1938 г., из-за отсутствия своевременной сигнализации отчетности о развертывании сети. Оказалось, что по ряду сетевых показателей план 1938 г. не был выполнен. Так, по колхозным сезонным яслям план 1938 г. недовыполнен на 300 ООО коек, по постоянным койкам колхозных яслей — на 10 ООО, по совхозным койкам — на 13 000. Мы имеем недовыполнение плана и по городским яслям, правда, в меньшей мере. Такое же недовыполнение наблюдается по развертыванию больничных и родильных коек в городах и на селе. Небольшое перевыполнение плана отмечено лишь по развертыванию детских больниц и то за счет превращения домов младенца в детские стационары.
Между тем, планируя на 1939 г., мы отталкивались от невыполненного плана 1938 г. и у нас получился большой разрыв между фактически существующей сетью и отражением ее в бюджете. Вопрос стоял о том, чтобы снять 60 млн. за счет несоответствия между сетевыми показателями и планом, которое появилось в результате нереального планирования.
Отсюда ясно, что мы должны тщательно поработать над планом 1940 г. Надо учесть результаты поездки бригад, опыт всех краев и областей ^с тем, чтобы план на 1940 г. составить с полным учетом действительности, ибо еще раз нам не простят завышения сети, не дадут денег, снимут с бюджета, даже могут отдать под суд, так как мы систематически завышаем сеть против фактической, этим самым увеличивая нормы расхода на койку. Имевшие место грубые просчеты заставляют нас особо тщательно подходить к плану 1940 г., в частности, к финансовому хозяйству.
Надо сказать, что врачи вообще не любят бюджетного дела и финансовой работы. Это неправильно, потому что бюджет, финансы,— основа нашей деятельности. Такое отношение к финансовому хозяйству .проистекает из вредной левацкой контрреволюционной установки, что рубль отмирает. Эта вредная контрреволюционная установка осуждена нашей партией. Надо, чтобы мы не повторяли ее, хотя и в несколько иной форме. Финансовое хозяйство должно быть знакомо каждому руководителю в области здравоохранения, который должен разбираться в балансе, уметь считать и анализировать его, должен уметь на ту же самую копейку сделать больше и лучше, рациональнее использовать бюджет ассигнования, драться за финансы в пределах того, что записано в бюджете.
Наш бюджет 1939 г. вырос -на 15,8% по сравнению с бюджетом 1938 г. Это огромный рост. Надо уметь рационально использовать те колоссальные финансовые средства, которые нам дают. Поэтому необходимо положить конец барски-пренебрежительному отношению к бюджету, к деньгам. Врачи-организаторы и руководители учреждений должны быть хозяевами, должны уметь считать и экономить советскую .копейку.
В частности, в связи с решением III сессии Верховного Совета надо крепко нажать на внутриведомственный контроль и ревизию наших союзных и республиканских учреждений, чтобы на конкретных фактах научить людей уважать бюджет, финансовое хозяйство и дисциплину.
Следующий вопрос—-об укреплении сельского врачебного участка. Это дело большой важности, имеющее отношение к работе всего наркомата, потому что такие вопросы, как удовлетворение врачами сельских врачебных участков, расширение их, развертывание сети фельдшерских и акушерских пунктов, в конечном счете обеспечивают снижение заболеваемости и высвобождение резервов рабочей силы. Мы все должны быть заинтересованы в том, как лучше и правильнее перестроить работу больничного сельского участка, амбулатории, как лучше использовать сельский врачебный участок в развертывании противоэпидемических и санитарных мероприятий, а акушерские пункты на селе — в борьбе с абортами, с детской заболеваемостью и смертностью. Поэтому работа сельского врачебного участка должна явиться предметом внимания основных наших управлений. Нам нужно добиться того, чтобы врачи, посланные на сельские врачебные участки, не попадали в другие места, провести в жизнь закон о зарплате для работников сельского врачебного участка, в частности, для врачей-специалистов, работающих в районных центрах, ибо СНК СССР разрешил расширить закон о зарплате, послать из города такое количество врачей, чтобы к концу 1939 г. не было ни одного пустующего врачебного участка.
Этого можно добиться путем посылки в годичные командировки врачей из городов в села с сохранением за командированным зарплаты и квартиры, как это разрешено СНК Союза. Нам даны все возможности, нужно только их реализовать объединенными усилиями.
Несколько слов по поводу капитального 'строительства и типового проектирования. Вопрос капитального строительства не должен быть предметом внимания одного лишь ОКС, он должен глубоко интересовать каждое управление, каждый отдел. Они обязаны знать, что и где строится, в каком состоянии находится, что разработано по линии типового проектирования, в какой стадии находится это типовое проектирование. Вопросы строительства и проектирования, как и финансовое хозяйство, теснейшим образом переплетены со специфическими врачебными задачами любого главка, любого отдела и руководителя медико-санитарного учреждения.
Перейду к мобилизационной работе НКЗдрава. В решениях XVIII Съезда партии и неоднократных указаний товарища Сталина говорилось о том, чтобы держать весь наш народ, всю нашу страну в состоянии полной мобилизационной готовности. Мы это часто повторяем, пишем соответствующие лозунги, но, к сожалению, слова у нас нередко расходятся с делом. Не. касаясь здесь специальной мобилизационной работы, остановлюсь на мобилизационной готовности органов здр ав о охр анен ия.
Мы должны иметь четкий и ясный план обслуживания гражданского населения на первый год войны. Этого плана пока еще нет ни по одному звену здравоохранения. А он необходим в области санитарно-эпидемических мероприятий, в частности, по бактериальному и дезинфекционному делу (наличие достаточного количества прививочного материала, план прививок в территориальном разрезе, порядок использования больниц для оказания квалифицированной травматологической помощи, использование наших учреждений для нужд ПВХО и т. п.). Затем следуют вопросы донорства, переливания крови, обучения технике переливания крови не только врачей, но и среднего медицинского персонала. Большая проблема — досрочная подготовка кадров, расширение их контингента и т. д. Это лишь краткий перечень составных элементов плана мобилизационной готовности.
Мы до сих пор беспечно относимся к санитарной охране наших границ. До сих пор нам удавалось защитить в санитарном отношении наши границы, в то время когда наши соседи, в частности, в Средней Азии, имеют очень большие эпидемические и даже эндемические заболевания. Но на «авось» надеяться нельзя и мероприятия ,по санитарной охране границ необходимо усилить.
Санитарная охрана границ связана, в частности, со снабжением врачами и вообще медицинскими кадрами наших пограничных районов и областей.
Вопросы медицинского и хозяйственного снабжения лечебных учреждений имеют большое значение для обеспечения высококачественного обслуживания трудящихся медицинской и санитарной помощью.
Мы получаем много жалоб на то, что аптеки плохо работают, что аптекоуправления затоваривают медикаменты и плохо доставляют их потребителю. Надо во втором полугодии добиться того, чтобы товаропроводящая сеть работала безотказно, быстро и своевременно снабжая больничные учреждения, аптеки, широкие массы населения, а главное, находилась в мобилизационной готовности и имела необходимые запасы медицинского и хозяйственного имущества, без чего нельзя жить.
Несколько слов о работе с изобретателями. Мы их совершенно забыли. Между тем изобретательство имеет исключительное значение, во-лервьих, для нашей промышленности, во-вторых, с точки зрения технического оснащения лечебных учреждений средствами диагностики и терапии. Роль изобретательства очень велика и в деле технического улучшения изготовления бактериологических препаратов. Хотя каждый из нас это знает, но практически ничего не делается в направлении максимального использования изобретательства, получения от него всего, что оно может дать. Нужно заставить нашу промышленность и ее руководство повседневно заниматься вопросами изобретательства. Противоэпидемическое управление и Технический совет должны уделять изобретательству исключительное внимание. В э$ом мы убедились на приборе т. Берлина по механизации выработки вакцин, что имеет очень большое значение.. Если бы нам удалось механизировать производство вакцин, мы теперь имели бы огромное увеличение продукции. На первый взгляд изобретение т. Берлина казалось противоречащим методам выработки вакцин, к которым мы привыкли за десятки лет, но по существу тут нет никакого противоречия. К вопросам изобретательства у нас относятся несерьезно и невнимательно. С этим надо покончить.
Остановлюсь вкратце на использовании научных институтов. Несмотря на то, что УНИ ликвидировано и институты переданы по управлениям, последние их не используют по-настоящему, в силу чего институты находятся в роли автономной организации, занимающейся абстрактными проблемами. Когда, например, в тубинститут был направлен больной, директор института заявил, что не может его принять, потому что НКЗдрав столько-де направляет к нему больных, что у него не остается времени для обычной работы. Это клевета на НКЗдрав, потому что мы не используем по-настоящему тубинститут в направлении оказания помощи в борьбе с туберкулезом. Не используем мы также венерологический институт и другие отраслевые институты.
Мы держим научные институты на положении удельных князей, привилегированных и независимых людей. Люди там занимаются высокой теорией, а грош цена этой теории, если у нас существуют массовые заболевания, если мы не умеем лечить грипп, корь, если плохо справляемся с коклюшем, если не уменьшается число случаев дизентерии. На что нам нужны такие институты-, на которые мы тратим миллионы рублей, не получая настоящих средств диагностики, терапии и предупреждения болезней? Мы либерально относимся к этим институтам, наши управления очень робко подходят к ним, а нужно поставить
^вопрос рбзко: если институт не приносит практической пользы, его надо просто закрыть. Такой крутой крен на практическое использование институтов нужно сделать прежде всего управлениям НКЗдрава.
Поэтому в плане на второе полугодие необходимо предусмотреть, какие же результаты для практики должны дать наши научные институты,
В силу вышеизложенного нужно по-иному использовать и многочисленные комиссии и сове-¿г, входящие в Ученый медицинский совет и существующие при управлениях и отделах. Эти комиссии должны заниматься в первую очередь разработкой практических вопросов, опыт же нам показывает, что они часто занимаются только теоретическими проблемами, а еще больше—-разговорами. Нам такие разговоры и собрания больше не нужны. Нельзя подменять конкретное руководство работой созывом бесконечны« совещаний и собраний, практическая ценность которых весьма сомнительна. Мы должны разработать те или другие мероприятия (например, по среднему медицинскому образованию, противоэпидемический план и т. п.), а лотом, когда они получат санкцию правительства (если эти мероприятия выходят за пределы нашей собственной компетенции), тогда созвать совещание для того, чтобы мобилизовать работников на проведение в жизнь этих мероприятий.
Нам нужны совещания, способствующие реализации тех или других положений в инструкций, разработанных НКЗдравом. Такого рода совещаний у нас еще не было. Надо отметить, что на последних многочисленных и многолюдных сессиях разговоров мы слышали немало. Так, например, мы созвали 6 сессий курортного совета. А каковы результаты этих сессий, комиссий и т. д.? Как показал опыт физкультурного совета, нам надо их созывать возможно реже и лишь для того, чтобы заставить проводить мероприятия, разработанные самим наркоматом. Давайте работать и не заниматься заседательской ■суетней!
Надо сказать, что по поводу характера наших научных съездов мы имели указание товарища Молотова. Мы> все еще продолжаем созывать научные съезды для одних лишь разговоров: собрались, поговорили, покритиковали, разошлись И на этом все кончилось. Результатов от этих съездов бывает мало. Когда 1мы вошли в СНК ССОР с просьбой разрешить в 1939 г. 4 всесоюзных съезда и 4 конференции, товарищ Молотов спросил: «Для какой цели? Есть ли у вас конкретная программа, с которой вы выступите, сможем ли мы сказать, что НКЗдрав Союза разработал, такую-то конкретную программу, СНК СССР утвердил ее и нужно так-то провести ее в жизнь, а съезд должен помочь в этом?».
Вот под таким углом' зрения должны созываться съезды, в том числе и научные. Что за научный съезд, который ничего не может сделать для улучшения практики? Надо созывать только те съезды, на которые НКЗдрав СССР ■ сможет приходить с определенной программой от наркомата. Прав товарищ Молотов, когда сказал: «Вы продолжаете традиции прежних, дореволюционных медицинских съездов, когда люди собирались, критиковали, отводили душу, расходились и на этом все кончалось».
Сейчас нужны другие съезды. Научная медицина связана с НКЗдравом, -следовательно, с практикой, и существует ради улучшений этой практики. НКЗдрав есть орган государственный. О'н управляет научной и практической медициной. Научная медицина в интересах практической медицины обязана вести борьбу с болезнями. Мы, отвечающие за здравоохранение, должны созывать такие съезды, которые помогли бы проводить в жизнь мероприятия по улучшению народного здоровья, разработанные советским государством с помощью научных институтов ,и советской медицинской общественности.
Мы до сих поргжили по-старинке, собирали съезд, назначали 100 докладчиков. 500—700 и более человек соберутся, поговорят, разъедутся и на этом все кончалось. А эффекта для практики советского здравоохранения зачастую никакого .не получалось.
Вот общие вопросы, на которых я хотел остановиться и которые в большинстве случаев не нашли отражения в конкретных планах, представленных управлениями. Мы плохо сделали, что предварительно не дали методических указаний и принципиальных установок, как нужно составлять план на второе -полугодие. Поэтому в планах мы имели большой разнобой. Я хочу привести прежде всего «образцовый» план планового отдела. По форме он составлен правильно, кратко дает перечень основных вопросов, но те основные вопросы, о которых я говорил, не нашли в нем своего отражения, поэтому по существу этот план неправилен. План должен отображать общие принципиальные задачи по календарю и по лицам, т. е. основные задачи, частные задачи, указания •об исполнителях, сроках, ожидаемых результатах (инструкции, нормы, приказы и т. п.). По какому принципу построен план УМУЗ? Он предусматривает не-■сколько общих задач, развернутых по лицам и по календарю, однако не касается ряда принципиальных вопросов, которые выдвинуты в моем докладе.
Мне хотелось бьг, чтобы те общие вопросы, о которых я вам докладывал, получили отражение в конкретных планах каждого управления. И борьба с заболеваемостью, и проблема кадров всех звеньев, и все прочие вопросы должны
найти отражение не только в плане УМУЗ, но и в плане каждого управления?,., ибо это все — общие вопросы.
Надо обязательно пересоставить план так, чтобы .в нем были отражены-общие, затем некоторые частные вопросы. В нашей работе могут быть и-должны, быть некоторые элементы, специфичные только для данного управления или для группы управлений. Например, ВГСИ и Противоэпидемическое управление могут иметь ряд тесно связанных между собой, задач, не являющихся актуальными для некоторых других управлений (хотя, кстати сказать, борьба с летними детскими поносами — это дело не только Противоэпидемического управления или отдела лечебно-профилактической помощи детям, но и управлений городских больниц, городских поликлиник и сельских больниц и поликлиник).
Даже управление курортов при всей своей специфичности не может не отразить в своем плане многих, общих вопросов, выдвинутых здесь мной. Конечно, у Управления курортов и санаториев есть свои особые задачи. Прежде.-всего в плане оперативного руководства нужно обеспечить работу в летний и осенний сезоны курортов союзного подчинения, чтобы выше поднять качество обслуживания трудящихся на курортах. Помимо того, необходимо овладеть местными курортами, а этот вопрос не получил в плане отражения. Нельзя игнорировать вопросы санитарной охраны курортов, гидрогеологических работ (в частности, по нарзану) и т. п.
Я не останавливаюсь на частных задачах каждого управления в отдельности, ибо то, что было представлено мне управлениями и отделами в общей,, иногда в декларативной форме, более или менее отразило специфические задачи управлений и отделов, но зато выпали общие задачи НКЗдрава СССР. На этих общих принципиальных задачах для НКЗдрава СССР в целом я выше останавливался. Конечно эти принципиальные задачи относятся не только-к НКЗдраву СССР, но и к наркомздравам союзных и автономных республик, и край- и облздравам, городским и районным здравотделам, и в основном ко-всем медицинским и -санитарным учреждениям.
Календарный план НКЗдрава СССР в целом и по отдельным управлениям должен быть построен в разрезе общих принципиальных задач. В структурном: отношении он должен представлять собой краткий перечень принципиальных вопросов, частных задач и конечного результата исполнения с указанием фамилий исполнителей и календаря (срока исполнения). Так же надо строить, планы управлений и по специфическим для данного управления и отдела вопросам. При наличии таких планов мы сможем контролировать их выполнение по-настоящему, сможем обеспечить улучшение работы самого центрального аппарата, а также улучшить работу периферических учреждений здравоохранения: в соответствии с общими задачами, выдвинутыми в решениях XVIII Оьездгд ВКП(б) и в докладах товарища Сталина и товарища Молотова.