- г
Проф. Н. И. ПРОППЕР-ГРАЩЕНКОВ
Зам. наркома здравоохранения Союза ССР
20 лет советского здравоохранения
На V Всероссийском Съезде Советов в принятой Ю.УН.1918 г. Конституции было провозглашено образование Комиссариата здравоохранения (раздел Ш-а, гл. VIII, пункт 44).
11 июля 1918 г. состоялось постановление СНК об образовании НКЗдрава, а 18 июля 1918 г. постановлением СНК были определены функции и компетенции наркомата.
Эти даты и являются датами организации Комиссариата здравоохранения и формирования советской медицины в соответствии с программой партии по разделу здравоохранения.
Образование Комиссариата здравоохранения! и здравотделов на местах явилось лишь организационным оформлением тех принципиальных установок, которые были записаны в программе партии по разделу здравоохранения.
Пролетарская революция, победившая в Октябрьские дни 1917 г. и положившая начало созданию нового общества на новых социально-экономических основаниях, теоретическая разработка которых дана в трудах классиков марксизма: Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, определила собой и новый путь развития здравоохранения, образцов которому не было и нет в капиталистическом обществе.
Капиталистический строй создает медицинскую организацию как классовую организацию, призванную служить правящим классам.
История развития санитарного законодательства и организация медицинских учреждений очень хорошо демонстрирует классовый принцип организации здравоохранения.
Лечебная медицина во всех капиталистических государствах построена на принципах частной собственности, ибо этот принцип составляет основную сущность капиталистического общества. Буржуа, имеющие достаточно средств для того, чтобы оплачивать врача, меньше всего думали о создании государственной медицины. Развитие промышленности и рост городов при анархическом способе застройки и эксплоатации и при отсутствии систематической заботы государственных и муниципальных организаций о рабочих жилищах и санитар'ном состоянии предприятий неизбежно привели к росту эпидемических заболеваний, особенно в Англии, где рост промышленности и городов был наиболее выраженным.
Эпидемические заболевания не щадили и «чистой публики», по выражению Маркса, в силу чего перепуганные буржуа, боявшиеся прежде всего за собственное существование, а затем заинтересованные на первом этапе развитая капитализма до некоторой степени в сохранении рабочей силы, через свой парламент и местные муниципалитеты призвали на помощь государственный капитал и государственные средства ю части некоторых санитарных мероприятий, для чего были изданы законодательные акты. «Один страх заразных болезней, не дающих пощады и «чистой публике» с 1847 по 1864 г. вы-
звал не менее десяти санитарно-парламентских актов, а перепуганные буржуа некоторых городов, как Ливерпуль, Глазго и т. д., вмешались в эту область посредством своих муниципалитетов» (Маркс).
Каково было положение рабочих с получением медицинской помощи, достаточно ярко описывает Энгельс в своей книге «Положение рабочего класса в Англии».
«Они вынуждены поэтому 'или совсем отказаться от врача, или прибегать к помощи дешевых шарлатанов или шарлатанских ?редств» (Энгельс).
Таким образом, классовый характер санитарного законодательства и медицинской помощи в капиталистических странах совершенно очевиден. Маркс и Энгельс, а затем Ленин в книге «Развитие капитализма в России» на примерах антисанитарного состояния рабочих трущоб и предприятий показали, что только с победой пролетариата возможны широкие санитарно-оздоровительные мероприятия и организация государственной системы здравоохранения для широких трудящихся масс.
В программе партии сказано: «В основу своей деятельности в области охраны здоровья населения ВКП(б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний.
В соответствии с этим величайшими задачами партии является:
1) решительное проведение санитарных мероприятий в интересах трудящихся, как-то: а) оздоровление населённых пунктов, б) постановка общественного питания на научно-гигиенических началах, в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней, г) создание санитарного законодательства;
2) £орьба с социальными болезнями (туберкулез, венерические болезни, алкоголизм и др.);
3) бесплатная медицинская и лекарственная помощь населению».
Как известно, в момент захвата власти пролетариат создал свои
медико-санитарные организации. При Революционном комитете Петербургского совета рабочих и солдатских депутатов был создан вра-чебно-санитарный отдел, который по праву может считаться первой организационной формой советского здравоохранения после Октябрьской революции. Этот отдел начал коренную ломку всего бюрократического медицинского аппарата и текущую деловую работу. Он организовал вокруг себя группу врачей, поддерживающих активно советскую власть, против той группы врачей, которая под прикрытием авторитета Пироговского общества призывала к саботажу и забастовке, вы!нося, например, такие резолюции: «Проявить противодействие разрушающим страну силам», «Резко и определенно отмежеваться от врачей, действующих в лагере насильников».
С первых же дйей организации наркоматов в трех из них (Народный комиссариат внутренних дел, Народный комиссариат путей сообщения, Народный комиссариат государственного призрения—социального обеспечения) были организованы медико-санитарные отделы.
Разрозненные медико-санитарные отделы различных комиссариатов и организаций не могли полностью справиться с задачей по реализации принципиальных установок партии, выраженных в программе по разделу здравоохранения. Вот почему уже в феврале 1918 г. для объединения деятельности медицинских коллегий при различных комиссариатах был образован Совет врачебных коллегий как высший медицинский орган рабочего и крестьянского правительства, пользовавшийся совещательным голосом в СНК по вопросам врачебно-сани-тарного дела.
Мысль о необходимости создания комиссариата здравоохранения, который объединил бы все виды и отрасли медицины, была особенно
•четко выражена на I Съезде медико-санитарных отделов советов депутатов, созванного в Москве 15—18 июня 1918 г.
В резолюции этого съезда говорится: «Исходя из положенного в основу строения советской республики единства государственной власти, следует признать необходимым создание единого центрального органа — Комиссариата здравоохранения, ведающего всем медико-санитарным делом».
Говоря о принципах построения советской медицины, исходящих из программы партии по разделу здравоохранения, этот съезд определил их следующим образом:
1) общедоступность и бесплатность медицинской помощи для широких трудящихся масс;
2) повышение качества медицинской помощи путем организации специальных приемов, амбулаторий и лечебниц;
3) немедленное развертывание самой широкой санитарно-просвети-тельной деятельности среди населения (беседы, лекции, выставки и т. д.);
4) создание форм участия населения в медико-санитарной деятельности и форм самодеятельности трудящегося населения в целях обеспечения самого широкого и активного участия организованных рабочих и деревенской бедноты.
В декрете СНК, подписанном В. И. Лениным 18 июля 1918 г., следующим образом определены задачи советского здравоохранения:
«Наркомздрав является центральным медицинским органом, руководящим всем медико-санитарным делом РСФСР. На Наркомздрав возлагается:
а) разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела;
б) наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие 'мер к неуклонному их выполнению;
в) издание общеобязательных для всех учреждений и граждан РСФСР распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела;
г) содействие всем учреждениям республики в осуществлении медико-санитарных задач;
д) организация и заведывание центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера;
е) финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений;
ж) объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных советов рабочих и крестьянских депутатов».
Первоначальная структура НКЗдрава состояла из 6 отделов: 1) Военно-санитарный, 2) Гражданской медицины (земской и городской), 3) Страховой медицины, 4) Школьно-санитарный, 5) Путей сообщения (с подотделами железнодорожным и водным), 6) Ветеринарный.
В течение всего 1918 и 1919 гг. происходило вливание в НКЗдрав еще оставшихся вне его отраслей медико-санитарного дела. В феврале 1919 г. были переданы НКЗдраву учреждения больничных касс, а осенью 1919 г. был передан отдел охраны материнства и младенчества из Наркомсобеса.
Уже при решении вопроса о создании НКЗдрава 11.VII.1918 г. СНК обязал вновь организуемый комиссариат принять ряд экстренных мер Для борьбы с холерой и другими инфекционными заболеваниями, широко распространившимися в связи с разнесением разных эпидемических заболеваний демобилизуемой армией в связи с разрухой, .которая осталась после империалистической войны.
Первый период деятельности НКЗдрава, охватывающий 5 лет, (1918—1923 гг.), характеризуется преимущественно борьбой с эпидемиями и работой по обеспечению медико-санитарного обслуживания Красной армии.
Это пятилетие было периодом героической работы всех категорий медицинских работников, начиная со старших и кончая младшими.
Эпидемии, особенно эпидемия сыпного тифа, были грозной опасностью для революции. Вот почему в докладе товарища Ленина на VII Всероссийском съезде советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов этому вопросу было уделено специальное место. В. И. Ленин говорил: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». А об отношении врачей к советской власти в первые годы революции в том же докладе В. И. Ленин говорил: «Конечно, есть еще такие врачи, которые относятся с предубеждением и недоверием к рабочей власти и предпочитают получать гонорар с богатых, чем итти на тяжелую борьбу с сыпным тифом. Но таких меньшинство, таких становится все меньше, а большинство таких, которые видят, что народ борется за свое существование, видят, что он хочет решить своей борьбой основной вопрос спасения всякой культуры, и эти врачи вкладывают в это тяжелое и трудное дело не меньше самопожертвований, чем любой военный специалист. Они согласны дать свои силы на работу для трудящихся» (Соч., т. XXIV, стр. 608). л
Сыпной тиф в 1919— 1920 гг. давал большую заболеваемость. Подавляющее большинство медицинских работников объединилось вокруг НКЗдрава и советской власти и повело решительную борьбу с сыпным тифом и другими эпидемиями.
В результате героической работы врачей и в связи с общими успехами советской власти эпидемии были резко снижены, медико-санитарное обслуживание Красной армии было достаточно хорошо организовано и немало способствовало победам Красной армии над внутренними и внешними интервентами. За свою самоотверженную работу медицинские работники получили высокую похвалу В. И. Ленина, который в своей речи на II Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда 1 марта 1920 г. сказал: «Быть может, после военного фронта никакая другая работа не давала столько жертв, как ваша. Последствия четырехлетней империалистической войны привели к тому, что человечество имеет несколько миллионов калек и ряд эпидемий... Всю решимость, весь опыт гражданской войны мы должны обратить на борьбу с эпидемиями. Когда-то представители медицинской профессии были также пропитаны недоверием к рабочему классу, когда-то и они мечтали о возврате буржуазного строя. Теперь и они убедились, что только вместе с пролетариатом можно привести Россию к культурному расцвету. Сотрудничество представителей науки и рабочих —только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано.
«Перед союзом представителей науки,, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила» (В. И. Ленин, т. XXV, стр. 46, Парт-Издат ЦК ВКП(б), изд. 3-е, 1936).
С первых же дней создания советского здравоохранения небольшой круг ученых медиков, имевшийся тогда, был привлечен к организации советского здравоохранения. Таким образом, практическое здравоохранение строилось на основе научных данных, а наука в свою очередь получила широкую базу для проверки своих положений и для дальнейшего развертывания научных исследований в области медицины.
В следующий период, с 1923 по 1928 г., здравоохранение достигло значительных успехов в части строительства больничных и внеболь-ничных учреждений, развития охраны материнства и младенчества и создания целой сети научно-исследовательских институтов по отдельным разделам медицины. Однако к периоду реконструкции народного хозяйства здравоохранение не было подготовлено в полной мере, и особенно отставание здравоохранения резко обнаружилось в момент развития широкой индустриализации нашей страны и строительства колхозов.
Прежнее руководство НКЗдрава, определившее свои политические настроения в известной статье а «Ленинградской правде» в период дискуссии в 1925 г., не могло полностью обеспечить нового этапа в развитии советского здравоохранения и медико-санитарного обслуживания первой Сталинской пятилетки.
Необычайно бурными темпами здравоохранение росло в период, двух Сталинских пятилеток. Проведение ленинско-сталинской национальной политики в части здравоохранения выразилось в организации многочисленных медико-санитарных учреждений, медицинских вузов и научно-исследовательских институтов в национальных республиках и областях. Достаточно привести несколько цифр: в 1914 г. в России было всего около 20 тысяч врачей; университеты выпускали не более 1 тысячи врачей в год; на всю Сибирь и Дальний Восток существовал один медицинский факультет в Томске; средняя Азия и Кавказ не имели ни одного медицинского факультета; до революции в России не было ни одного высшего учебного заведения,, подготовлявшего фармацевтов и стоматологов.
В настоящее время имеется 106 тысяч врачей на всей территории Советского Союза, 70 высших учебных заведений, из них 49 медицинских институтов с 1—2—3 факультетами (лечебный, санитарно-гигиенический, педиатрический), 9 фармацевтических и 12 стоматологических вузов.
В настоящее время в вузах обучается 100 тысяч студентов. В 1938 г. выпуск исчисляется в 12Уо тысяч врачей, а новый прием ■1938 г. равен 25 тысячам студентов.
В средних медицинских школах (фельдшера, фельдшерицы-акушерки, акушерки, медицинские и ясельные сестры, зубные врачи, зубные протезисты) обучается 265 тысяч человек. Вся армия медицинских работников составляет свыше 1 млн. человек.
В настоящее время в СССР насчитывается более 300, если включить в эту цифру медвузы, научно-исследовательских институтов, среди них имеется Всесоюзный институт экспериментальной медицины им. Горького, организованный в октябре 1932 г. и являющийся комплексным научно-исследовательским институтом с рядом филиалов, включающих все разделы теоретической медицины. Огромная сеть научно-исследовательских институтов .и медицинских вузов, одновременно являющихся научно-исследовательскими институтами, сделали немало для развития теоретической и практической медицины и для помощи советскому здравоохранению.
Благодаря работе научно-исследовательских институтов и широкой сети здравоохранения мы добились в нашей стране за 20 лет советского здравоохранения резкого снижения туберкулеза, еще более резкого снижения венерических заболеваний и особенно сифилиса (свежие заболевания сифилисом с 1913 г. снизились в 25 раз), резкого снижения детской смертности. Повысилась выработка вакцин и сывороток, освоен целый ряд новых видов их, создана своя химико-фармацевтическая промышленность и своя промышленность медицинского инструментария и аппаратуры. Мы почти целиком освободились от
иностранной зависимости, особенно в части химико-фармацевтиче-ских препаратов.
Необычайно развились в нашей стране такие отрасли, как рентгенология и физиотерапия, начало которым было положено в научно-исследовательских институтах и с помощью которых развились затем специальные отрасли промышленности. В настоящее время нет ни одного города, который не имел бы своей рентгеновской и физиотерапевтической помощи. Даже отдаленные сельские районные центры »имеют эти виды помощи, особенно физиотерапевтическую.
Благодаря работе многочисленных курортных институтов курорты нашей страны резко выросли, открыт ряд новых курортов, ставших мировыми по своей значимости и своим санаторным и лечебным объектам (Сочи). Исследованы многочисленные курортные ресурсы на необъятной территории нашего Советского Союза, дан толчок к развитию местных курортов и к расширению и улучшению работы старых курортов (Кисловодск и Ессентуки).
Выросла больничная и в'небольничная помощь в городах и на селе. Особенно резкий скачок в росте коечной помощи сделан в национальных республиках и областях. Так, например, Киргизская ССР имела в 1914 г. около 100 больничных коек, в 1936 г. насчитывается 2 400 коек; в Таджикистане было 13 врачей, а сейчас—260; в Узбекистане было 128 врачей, сейчас — 2 000; число коек в Армении выросло в 10 раз, в Азербайджане — в 8 раз, в Туркмении — в 9 раз, в Узбекистане — в 13 раз, в Таджикистане — в 28 раз.
В деревне число врачебных амбулаторий увеличилось с 4 тысяч до 16 тысяч в 1937 г., в Грузии — с 26 до 796, в Узбекистане — с 32 до 840, в Армении—с 12 до 112, в Таджикистане— с 4 до 252, в Туркмении— с 11 до 257.
Число фельдшерских пунктов выросло в несколько раз и составляло уже в 1936 г. 17 тысяч. Учреждения охраны материнства и младенчества, составляющие в настоящее время сотни и тысячи, в дореволюционной России полностью отсутствовали. Так, например, сейчас насчитывается 3 945 консультаций, из них 1 325 в сельских местностях и около 120 000 родильных коек, в то время как до революции их было около 6 ООО. Уже в 1936 г. ясельных мест было 4 745 000 и более 2 000 молочных кухонь.
В городах, как правило, все охвачены коечной родильной помощью, а на селе многие охвачены акушерской помощью и в значительной части коечной помощью, последняя неуклонно из года в год растет.
Санитарно-эпидемическое состояние населенных мест резко улучшилось. Это связано как с ростом общего благосостояния и культуры страны, так и с ростом санитарно-эпидемических организаций. Число санитарных врачей достигает 10 тысяч человек; санитарно-бактерио-логических лабораторий вместо единиц, имевшихся до революции, стало 1 675, дезстанций — 111, дезпунктов — 688.
Показателями улучшения санитарного состояния населенных мест страны является резкое снижение некоторых инфекционных заболеваний. Так, брюшной тиф снизился более чем в 10 раз, дизентерия более чем в 3 раза, дифтерия больше чем в 6 раз. По числу заболеваний дифтерией и смертности от нее наша страна занимает одно из .последних мест. Такие заболевания, как холера и оспа, целиком ликвидированы.
Ассигнования на здравоохранение из года в год растут. Если в ',1936 г. они составляли несколько более 7 млрд. рублей, то в 1937 г. они составили 8Уг млрд. рублей, а в 1938 г. — 9% млрд. рублей. К ¡Этому следует добавить, что ассигнования по социальному страхова-
нию на 1938 г. достигли более 6 млрд. рублей, из них почти 80% падает на статьи расходов, связанных с охраной здоровья.
В результате роста материального благосостояния и культуры в чашей стране и в результате работы медицинских учреждений резко улучшились показатели роста населения. Так, например, рождаемость достигает 100 и больше процентов по отдельным городам Советского Союза в 1937 г. по сравнению с рождаемостью в 1936 г.
Такие показатели, как физическое развитие подрастающего поколения и лиц призывного возраста, говорят о резком улучшении физического состояния населения. В дошкольном возрасте дети дают в среднем увеличение объема грудной клетки на 2Уг см и роста на 3 см по сравнению с показателями у детей тех же возрастов в дореволюционной РоСсии. Лица призывного возраста при резко увеличенных требованиях к физическому развитию дают до 3% отсева, в то время как при более низких требованиях к физическому развитию в дореволюционной России отсев составлял 20 ,и более процентов.
Бели с такими показателями подойти к отдельным капиталистическим странам, то можно увидеть, что там наблюдается ухудшение 'физического состояния населения за счет все прогрессирующего снижения рождаемости и ухудшения физического состояния детских возрастов и лиц призывного возраста. В Японии, например, несмотря на огромную нужду в «солдатском материале», японские призывные •комиссии вынуждены браковать до ЗОэ/о всех призывников в связи с резким ухудшением физического состояния, ростом туберкулеза и »других заболеваний.
Показатели физического развития детей в Англии, особенно рабочих и мелких групп городского населения, указывают на все прогрессирующее снижение физического развития детей. Рождаемость в Шотландии из года в год падает и доходит в 1937 г. в среднем до 15—17 на 1 ООО населения. Нечего говорить о физическом состоянии населения в колониях и полуколониях, где медико-санитарное обслуживание населения находится на чрезвычайно низком уровне, где необычайно высока смертность взрослого и особенно детского населения и где в результате систематической голодовки происходит прогрессивное падение показателей физического развития населения.
Успехи здравоохранения и особенно по санитарно-эпидемиче-скому разделу были бы значительно больше, если бы не вражеская деятельность троцкистско-бухаринских шпионов и диверсантов, пролезших к руководству в органы здравоохранения. Вредительская деятельность в органах здравоохранения коснулась главным образом са-нитарно-эпидемнческого раздела и нанесла значительный ущерб делу окончательной ликвидации ряда инфекций, а также учреждениям охраны материнства и младенчества, особенно в части массового строительства этих учреждений.
Самым тяжелым последствием вредительства является то, что прежнее вредительское руководство в течение 4>яда лет внедряло «теорийку» о большей значимости лечебного дела и тем самым создавало демобилизационное настроение у санитарных работников, к тому же ставило их в худшее по сравнению с лечащими врачами материально-бытовое положение, сокращало число санитарно-гигиенических факультетов в медицинских вузах, не добивалось расширения сети межрайонных и районных санитарных станций, дезстанций и дезпунктов и наносило значительный ущерб работе санитарно-бакте-риологических институтов, в том числе и производству вакцин и сывороток.
Прежнее вредительское руководство всячески пропагандировало «теорийку» о том, что якобы вредительская деятельность в системе здравоохранения не могла иметь широкого распространения.
В результате вредительской деятельности в системе здравоохранения нанесен значительный ущерб качеству медико-санитарной работы учреждений здравоохранения, росту отдельных звеньев здравоохранения и мы стоим перед необходимостью упорной борьбы за ликвидацию последствий вредительства в системе здравоохранения, с тем чтобы в кратчайший срок поднять здравоохранение, особенно по санитарно-эпидемическому разделу ,и по массовому строительству учреждений охраны материнства и младенчества.
НКЗдрав СССР и наркомздравы союзных республик еще недостаточно успешно борются с остатками вредительства в системе здравоохранения, как справедливо указывает передовая «Правды» от 8.VI. 1938. Наркомздравы не добились равновесия между мужской и женской частью учащихся медицинских институтов, а между тем повышение процента мужского состава среди учащихся медвузов имеет огромное оборонное значение. Плохо также ведется работа по увеличению числа врачей специалистов, таких, как глазные, зубные, и в этой части мы плохо использовали наши .институты для более интенсивной работы по усовершенствованию врачей (в> том числе и санитарных) и по специализации врачей.
Работа нашего медицинского издательства является действительно отвратительной, поскольку оно не обеспечило достаточного количества учебных пособий нашим медицинским ,вузам и особенно не обеспечило практическими руководствами наш многочисленный врачебный состав и средних медицинских работников (фельдшера, акушерки др.).
Мы еще не боремся в достаточной мере за коренное улучшение работы больничных и внебольничных учреждений; особенно безобразно обстоит дело со строительством учреждений ОММ, определенным историческим декретом от 27.VI.1936 г. о запрещении абортов и расширении учреждений ОММ. План строительства 1937 г. яслей, родильных домов, детских и женских консультаций и молочных кухонь был сорван; он выполнен на 1 .VII. 1938 г. всего лишь в среднем на 46°/о, а к развертыванию строительства по плану 1938 г. еще по-настоящему не приступлено ввиду поздней рассылки пересоставленных проектов и смет по вышеназванным учреждениям.
Многие руководители наркомздравов и органов здравоохранения не борются с большевистской страстностью и напористостью с последствиями вредительства и за устранение недостатков в работе. Среди населения в отдельных местах нашего Союза существует недовольство неудовлетворительной работой органов здравоохранения. ¡Многие руководители органов здравоохранения с этим не считаются и не принимают решительных мер по улучшению работы больниц, поликлиник, родильных домов, яслей, консультаций и т. д. На неудовлетворительную работу и, следовательно, на плохую работу по ликвидации последствий вредительства в санитарно-эпидемическом деле СНК СССР указал еще 28.111.1938 г. в связи с докладом госсаниспек-тора тов. Елкина о плане противоэпидемических мероприятий. Нельзя сказать, чтобы работа санитарно-эпидемических организаций органов здравоохранения была решительным образом перестроена и улучшена в связи с вышеприведенными указаниями СНК СССР. Санитар-но-эпидемические организации, как и многие больничные и внеболь-ничные учреждения здравоохранения, работают без достаточной ^большевистской напористости и страстности и не используют всех возможностей, которые нам предоставляют Партия и Правительство.
Двадцатилетняя дата советского здравоохранения должна я'виться тем поворотным этапом в решительном улучшении дела здравоохранения, которого от нас ждут Партия и Правительство и советский "народ.
Великая Сталинская Конституция определила дальнейшие формы построения и развития советской медицины путем создания союзно-республиканского народного комиссариата здравоохранения, а также ■в связи с наличием в Сталинской Конституции ряда глав, гарантирующих право трудящихся на отдых, право на обеспечение в старости, в случае нетрудоспособности и болезни, и охрану здоровья женщины-матери и ребенка.
Ст. 119-я Конституции гласит: «Граждане СССР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов.., предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов •отдыха, клубов».
Советская медицина, принципиально отличная от медицины капиталистических стран, получила для ,своего развития установки, изложенные в программе партии по разделу здравоохранения, которые ¡определяют советскую медицину как медицину с широкими профилактическими задачами и как государственную систему мероприятий но всем разделам медицины (лечебная, санитарная и т. д.).
Одновременно с установками, изложенными в программе партии по разделу здравоохранения, перед нами стоит в настоящее время великий лозунг, выдвинутый товарищем Сталиным, о том, что самый ¡ценный из всех капиталов в нашей стране — это человек — строитель социализма. В Сталинской Конституции этот великий гуманитарный принцип получил свое выражение в ряде статей.
Все это является базой для дальнейшего количественного и качественного роста учреждений здравоохранения. Несомненно, что дальнейший рост здравоохранения будет также исходить и из установок, вытекающих из речей товарища Сталина и товарища Молотова в связи с Всесоюзным совещанием работников по делам высшей •школы.
Здравоохранение остро нуждается в теоретической разработке ряда вопросов предупреждения, распознавания и лечения заболеваний, санитарного оздоровления отдельных населенных пунктов. Ме-Йинская наука должна работать в тесной связи с практическим здравоохранением, обобщая его опыт, работать над вопросами, непосредственно интересующими практику здравоохранения. Захватывающей по своему значению и интересу может явиться работа любого научно-исследовательского института в области медицины по таким вопросам, как борьба со скарлатиной, с корью и другими инфекциями, дальнейшее выяснение сложнейшего механизма деятельности человеческого организма, особенно высшей нервной деятельности, и целый 1ряд других вопросов. Это поистине захватывающие увлекательные страницы исследований, которые уже привлекли тысячи научных работников и в дальнейшем будут привлекать большое количество не только научных, но и практических деятелей здравоохранения, для того чтобы в результате объединенной деятельности практиков и теоретиков здравоохранения, выполняющих высокие принципы Сталинской Конституции и программы нашей партии по вопросам здравоохранения, честно служить интересам государства и народа и обеспечить еще больший физический прогресс народов Советского Союза для выполнения высокой исторической задачи построения нового социалистического и коммунистического общества.