О плане работ Государственной санитарной инспекции НКЗдрава СССР на 1939 г.
{Доклад главного санитарного инспектора НКЗдрава СССР
т. И. И. Елкина)
Из всех ценных капиталов в нашей стране «самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры». Это сталинское положение, полное величайшей заботы о человеке, величайшего социалистического гуманизма, составляет основу основ -советского. здравоохранения.
Великая Октябрьская 'социалистическая революция не только создала все условия для преодоления болезней, поставив на службу народу все достижения науки, специалистов медицинской квалификации, курорты, санатории, все богатства нашей страны, но и обеспечила полную возможность предупреждения болезней. Это записано VIII Съездом партии в программу нашей партии.
Профилактическая основа советского здравоохранения — крупное завоевание пролетарской революции. На этом принципе строят свою работу все отрасли советской медицины, в частности и в особенности Государственная санитарная инспекция.
Госсанинспекция обслуживает все отрасли народного хозяйства. Она контролирует мероприятия по предупреждению заболеваемости не только по линии здравоохранения, но и в коммунальном хозяйстве, промышленности, на пищевых предприятиях и т. д.
Госсанинспекция — это контролер от государства, чтобы никто не мог нарушить государственных интересов в деле охраны здоровья нашего народа.
Враги народа, тронкистско-бухаринские выродки, прекрасно учли это и не случайно избрали данный участок объектом своей подрывной и вредительской работы. Они успели в значительной степени развалить подготовку санитарных кадров. Были закрыты школы по подготовке помощников санитарных врачей, что вызвало резкую диспропорцию между санитарными работниками высшей и средней квалификации. Санитарные врачи,, не имея помощников, вынуждены были заниматься мелкими вопросами санитарного надзора в ущерб своим прямым обязанностям. Здесь кроется одна из причин перехода санитарных врачей на другую, более интересную работу.
Подготовка санитарных врачей также была частично сорвана. Ликвидированы многие санитарные факультеты. В текущем году страна получила немногим1 больше тысячи санитарных врачей, а в 1939 г. получит вдвое меньше, в 1940 г.—только $80 и в дальнейшем предвидится лишь небольшое повышение.
Естественно, что ежегодно приходится переводить часть лечащих врачей на санитарную работу. На 1939 г. нами запланирована переброска 800 врачей-лечебников на санитарный фронт.
Ничего не было сделано для развития сети, санитарных и противоэпидемических учреждений. Таким образом, санйтарный врач оказался без лабораторной базы, которая помогла бы ему повышать свою, квалификацию и правильно вести санитарную работу.
Санитарные работники были в загоне, их третировали.
Наша сталинская разведка разоблачила фашистских злодеев, разгромила шпионские гнезда и очистила путь для творческой работы честных сынов нашей родины. Главная и повседневная работа всех органов здравоохранения, в первую очередь Государственной санитарной инспекции, — ликвидация последствий вредительства и укреп-
ление санитарной обороны нашей страны. Под этим углом зрения мы и построили план работы Всесоюзной государственной санитарной инспекции на 1939 г.
Наша первая забота — о кадрах. Необходимо обеспечить такую постановку усовершенствования и повышения квалификации санитарных работников, которая дала бы быстрый и полноценный эффект.
Надо создать курсы разного типа при институтах усовершенствования врачей. Основное внимание нужно уделять повышению квалификации таких категорий работников, которым' раньше не уделялось никакого внимания. Мы имеем в виду наших командиров — руководителей областных, крупных городских и районных государственных санитарных инспекций. До сих пор институты ^усовершенствования врачей строили свои программы только по лйнии специализации и усовершенствования в области отдельных отраслей гигиены —■ промышленной, пищевой и коммунальной; кроме того, был цикл для общих санитарных врачей. Нужно уточнить, какое конкретное содержание мы включаем в понятие «общие санитарные врачи», и в связи с этим так построить учебные планы и программы, чтобы они соответствовали нашим; практическим требованиям.
Но этого недостаточно. Мы не можем сразу охватить курсами всех работников, а должны это делать постепенно, но повседневно, с помощью наших института усовершенствования и научно-исследовательских институтов.
Здесь надо итти по пути организации декадников на различные темы при институтах усовершенствования, кафедрах медицинских институтов, научных институтах и отдельных областных госсанин-спекциях при деятельном участии/ специалистов.
Наконец, немаловажную роль должны сыграть конференции, к которым необходимо привлечь научные :и особенно учебные институты, которые пока стоят несколько в стороне о'т практической государственной работы по здравоохранению.
Колоссальную роль в повышении квалификации санитарных работников играет литература, которой нас тоже не баловали. Мы потребовали от Медгиза включения в план выпуска учебников по гигиеническим дисциплинам. Но здесь мьг сталкиваемся с большой трудностью подбора авторского коллектива для составления хороших, продуманных учебников.
Нам нужно издавать справочную литературу. За это дело взялись ленинградские товарищи; они обещают в трехмесячный срок составить такого рода справочник. Будем надеяться, что они выполнят свое обещание.
Надо шире использовать журнал «Гигиена и санитария» в разрезе поставленных нами задач. Работникам государственных санитарных инспекций наркомздравов и облздравов необходимо позаботиться, чтобы этот журнал был в подлинном смысле слова органом Госсанинспекции и отражал на своих страницах вопросы, связанные с нашей работой, а не превратился 'в академическое издание, как большинство наших журналов. Мы к, атой перестройке приступили, но нам здесь надо' ¡помочь.
НКЗдрав СССР разработал ряд мероприятий по укреплению восстановленных санитарных факультетов. На них будет принято до 15% общего ч(И.сла подлежащих приему студентов. Поставлен вопрос о создании одноф1акультетных институтов санитарного профиля в Москве, Ленинграде, Харькове и других крупнейших городах Союза. Проектируется введение шестилетнего обучения на санитарных факультетах, так как санитарный врач должен быть прежде всего врачом, а потом уже специалистом в области санитарии. Укреп-
.ляется учебная база. Но этого мало. Надо обеспечить санитарные факультеты оборудованием не в меньшей мере, чем прочие факультеты. Здесь предстоит много работы.
Никак нельзя забывать и о подготовке помощников санитарных врачей, которые, пожалуй, даже больше, чем врачи, нуждаются в повышении квалификации. А между тем мы- ими мало занимались. Только в отдельных областях и республиках делались попытки вести работу с помощниками санитарных врачей, но общего плана не было.
Надо создать курсы для помощников санитарных врачей при областных гоёсанинепекциях и некоторых «аркомздравах, привлекать помощников 'санитарных врачей к участию в отдельных конференциях и декадниках'. Может быть, придется организовать заочное обучение помощников санитарных врачей путем создания журнала «Санитарный фельдшер» ил« введения отдела для санитарных фельдшеров в одном: из существующих журналов.
НКЗдравом ¡Союза уже в 1937 г. было' предложено' открыть санитарные отделения при фельдшерских школах, а в некоторых случаях'открыть специальные санитарно-фельдшерские школы самостоятельно. -В том же году наркоматам было предложено перебросить на санитарную работу 5 ООО фельдшеров, окончивших фельдшерские школы. Так же предполагается поступить и в ближайшие ¡2. года, пока не подоспеет подкрепление в виде нового выпуска санитарного отделения.
Нужно добиться такого положения', чтобы на одного санитарного врача приходилось не менее двух помощников, Здесь должны сыграть огромную' роль республики и области. Если забота о- подготовке санитарных врачей должна лежать в основном на союзных и республиканских организациях, располагающих медицинскими институтами, то от подготовки среднего санитарного звена местным органам здравоохранения никак нельзя устраняться: ведь фельдшерские школы находятся в их ведении. Надо шире развертывать и укреплять санитарные фельдшерские отделения и школы.
Совершенно недопустима недооценка вопросов материально-бытового положения санитарных работников. НКЗдрав Союза ходатайствует перед правительством об увеличении 'заработной платы санитарным работникам. И ,мы надеемся на успех.
Но нельзя сидеть сложа руки, пока союзное правительство' разрешит нам повысить заработную плату санитарному персоналу. Надо стремиться и при существующей конъюнктуре создавать для санитарных работников благоприятные материальные условия. Многие области, республики и города умеют это делать в пределах существующих законов' >01 зарплате, давая, скажем, удобные ,совместительства санитарному врачу. Это, конечно, не радикальное решение, но вполне приемлемая временная мера.
Санитарным работникам надо обеспечить: благоприятные жилищные условия. <К сожалению, часто об этом забывают. Здесь подчас органы здравоохранения и местные советы поступают возмутительно. В качестве примера можно указать на случай с членом Санитарно-эпидемического совета санитарным врачом т. Кусковым. Он был начальником санитарной инспекции в г. Молотове, который сейчас вошел как район в г. Пермь, В доме, в котором жили работники здравоохранения, произошел небольшой пожар. Жильцов «временно» переселили в дезинфекционную станцию в санпропускник, да там и оставили, а дом впоследствии передали Военведу. Уже в течение нескольких; месяцев т. Кусков живет в одной комнате площадью в 11 м2 с ееМьей в 5 человек. Ни один местный орган власти, в- том числе и прокурор, не выступил в защиту т. Кускова.
Посылаемые на периферию санитарные врачи далеко не всегда обеспечиваются жилищем. Например, врач Соколова (выпуска 1937 г.) была направлена в Серпухов. В райздраве ей заявили, что эпидемиологу они не могут дать квартиры, а лечащему врачу дадут,,, и предложили ей перейти на лечебную работу.
Тов. Пронина была направлена в Мстиславский район БССР госсанинспектором, но на месте назначения ей заявили, что нужен врач-лечебник, а если санитарный, то со стажем.
Тов. Смелова была направлена в Загорск на работу в санитарно-бактериологическую лабораторию. Там ее не приняли, затем обещали использовать по лечебной линии, а потом и в этом отказали.
Таких примеров, к сожалению, можно привести довольно много.. Подобные недопустимые издевательства над санитарными работниками должны быть искоренены самым решительным образом, иначе мы никогда не будем, иметь крепких санитарных кадров в областях, и районах.
Наконец, вопросы транспорта также имеют важное значение. НКЗдрав добивается сейчас выделения! 200 автомашин для областных и наиболее крупных городских гоосанинспекций. Но' этого-, конечно,, мало: в основных районах и большинстве городов! необходим конный транспорт. НКЗдрав предложил местным органам здравоохранения учесть это при составлении контрольных цифр' на 1939 г.
Перейдем к вопросам санитарной организации. В нашу сеть входят санитарные институты, санитарные отделения санитарно-бакте-риологических институтов, санитарно-гигиенические лаборатории и лаборатории санитарных станций. Наконец, в городах иногда функционируют районные или городские санитарно-эпидемиологические лаборатории.
Надо добиться серьезного укрепления санитарных институтов, а также санитарных отделений санитарно-бактериологических институтов.
Своевременно поставить вопрос о> том, чтобы ¡в тех городах и областях, где нет санитарных или санитарно-бактериологических институтов, создавать областные научные санитарные станции при областных госсанинспекциях. Эти станции должны разрешать все научные и практические вопросы, связанные с санитарной работой и государственным контролем.
Наконец, в 1939 г. надо создать ряд новых санитарных станций и построить для некоторых из них специальные здания. В течение ближайшего года мы предполагаем открыть совместно с Эпидемическим управлением НКЗдрава СССР санитарно-бактериологические лаборатории на автомобиле, которые нам окажут огромную помощь.
Наконец, большую работу следует провести по линии походных лабораторий. Кое-где они уже существовали. В свое время Институт имени Эрисмана построил и оборудовал несколько тысяч таких лабораторий, но они не были типизированы, часто не отвечали предъявляемым к ним требованиям, иногда оказывались очень тяжелыми, подчас не могли производить исследований пищевых продуктов, воды и т. д. В настоящее время работает комиссия по составлению проектных заданий на походные лаборатории, а институты имени Эрисмана ,и коммунальной санитарии и Институт питания изготовляют опытные образцы, чтобы затем организовать массовое производство таких лабораторий для снабжения ими. всех районных госсанинспекций, а в некоторых случаях и сельских врачебных, участков.
Необходимо разработать быстрые стандартные методы исследования воды, пищевых продуктов, исследования БОВ в продуктах к воде. С этими методами надо широко ознакомить всех санитарных
работников, врачей и их помощников, чтобы- лаборатории могли в мирной, а если потребуется, и в боевой обстановке быстро и хорошо разобраться в бактериальном и химическом загрязнении воды и пищевых продуктов. До сих пор институты мало об этом думали, и нам пришлось внести 'соответствующие коррективы в планы их работ.
Особенно хорошо должны быть вооружены в санитарном отношении пограничные районы, что очень важно не только в военное, но и в мирное время, ибо у нас есть такие соседи, среди которых распространены серьезные эпидемические заболевания. Достаточно сказать, что в 1936 г. в Афганистане была 'огромная вспышка холеры, причем на протяжении примерно 700 км холера подходила непосредственно к нашей границе '(на расстояние 3 км от нее). Думаю, что впервые в истории эпидемиологии такая эпидемия не перешла рубеж. Не только для врагов, но и для холеры границы оказались на замке.
К сожалению, в данном случае заслуга принадлежит не местным органам здравоохранения пограничных районов. Мы вынуждены были из Москвы перебросить поездами и самолетами большую бригаду крупных специалистов, материалы, вакцину, дезинфекционные-средства. Только в условиях 'социалистического строя оказалось возможным такое мероприятие.
Нашу медицинскую и санитарную сеть в пограничных районах надо построить таким образом, чтобы она могла самостоятельно' и по команде из Москвы- или другого пункта защитить границу от зарубежных эпидемических заболеваний.
Несколько слов о санитарном законодательстве. Нами приступ-лено к составлению проекта Санитарного кодекса. Отсюда вовсе не вытекает, как утверждают некоторые товарищи, что у нас плохое санитарное законодательство. Наше санитарное зоконодательствс безусловно является передовым. Оно начало создаваться в грохоте гражданской войны, когда в 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет о создании ЩЗдрцва и'в 1919 г. о сайитарной охране жилищ и борьбе с сыпным тифом. У нас в области санитарии много замечательных законодательных актов, которые невозможны ни в одной капиталистической стране.
В Странах капитала законы по здравоохранению весьма скудны,, но и те выносятся под давлением рабочего класса и уналичия эпидемий, которые заставляют буржуазию принимать те или иные, оградительные меры для защиты своих семей и квартир от проникновения заразы.
Царская Россия в сущности санитарного . законодательства не имела. Существовали лишь различные «высочайше утвержденные» солдафонские правила по борьбе с холерой, чумсш И т. д.
Советское санитарное законодательство возникло разновременно. Соответствующие законы устанавливались по предложению Совета народных комиссаров, НКВД. НКТруда и т. д. Этим объясняются некоторые разноречия в законодательных актах. Отсюда' возникает необходимость упорядочения нашего санитарного законодательства и создания Санитарного кодекса. Мы уже можем составить подлинно научно-санитарный кодекс. К этой труднейшей, но почетной научной работе надо привлечь в^е санитарные силы, ибо кодекс явится ' документом огромной важности, который должен сконцентрировать, обобщить в себе санитарный опыт социалистического здравоохранения за 21 год, обобщить все достижения мировой науки в области здравоохранения. Здесь роль институтов, общественности, всех местных санитарных организаций поистине колоссальна.
В данной области потребуется много и экспериментальных работ, так как ряд вопросов нам«.еще не разрешен. Достаточно назвать хотя бы проблемы предельной концентрации допустимых ядов в сточных водах и т, п. С «этим мы» встречались при разработке правил санитарного строительства. Или вопрос вакцинации и ревакцинации: до какого времени, например, нужно повторять ревакцинации при брюшном тифе?/ Это никакими инструкциями не предусмотрено. Такие вопросы должны быть разрешены в процессе разработки Санитарного кодекса. Мы должны составить такой Санитарный кодекс, который был бы достоин Сталинской эпохи, который*с высоты марксистско-ленинской теории и последних достижений медицинской науки освещал бы путь дальнейшей борьбы за здоровье нашего великого народа, за продление человеческой жизни.
Но дело заключается не только в составлении кодекса, не только в регламентации законов центральных органов, но и в серьезном упорядочении так называемого местного законодательства (обязательные п о ст ановл ения).
Здесь необходимо сделать оговорку. По Советской Сталинской Конституции, законы может издавать только Верховный Совет, Президиум Верховного Совета издает указы, правительство же — постановления в развитие этих законов, так что неправильно говорить о местном законодательстве. Но' этот термин у нас привился и мы в данном случае не будем, против него возражать.
Наконец, безусловно надо упорядочить существующие инструкции и правила. И .в самом НКЗдраве Сою-за не всегда все в порядке в этом отношении. Иногда 11 КЗ драв издает за подписью Елкина инструкции, которые через некоторое время приходйтся пересматривать и изменять. Достаточно сказать, что год назад я подписал инструкцию о применении закона от 17.У.Ш37 г. о санитарной охране водопроводов, и там в одном пункте сказано: «...приступить к проектированию зоны санитарной охраны не позже, чем через 2 года после издания настоящей инструкции». Если ;мы такие сроки будем устанавливать, нам не поздоровится. К сожалению, это — не единственный случай. Ряд инструкций надо пересмотреть, подновить, привести в соответствие с задачами текущего дня.
Сейчас мы закончили составление нового. Положения о Госсанинспекции, так как прежнее устарело. Проект этого Положения уже готов, но до представления его на утверждение правительства я просил бы Санитарно-эпидемический совет создать комиссию для критической оценки этого Положения.
Мы разработали также новые формы отчетности" Гоосанинспек-ции, так как прежние .совершенно неудовлетворительны, Я пр-ошу Совет Bbi6paTi также комиссию для обсуждения этих форм отчетов.
Несколько слов о санитарном контроле в отдельных отраслях народного' хозяйства. Прежде всего нам надо установить, что- безусловно ведущим, и решающим участком работы Госсанинспекции является надзор за пищевыми предприятиями и предприятиями общественного питания. Необходимо сознаться, что в данной области до сих пор не реализовано обращение ЦК нашей партии в 1933 г. Мы должны добиться образцового санитарного порядка в пищевых и промышленных предприятиях, в, учреждениях общественного питания, в торговой сети именно на основе четкого осуществления этого обращения ЦК. Дело чести санитарной организации заставить руководителей пищевых предприятий точно и неуклонно соблюдать все санитарные требования. Нельзя забывать, что еще в 1938 г. наблюдались пищевые отравления. С этим позором надо покончить раз и навсегда,
Я ознакомился с материалами пищевых отравлений, В большинстве случаев они вызваны расхлябанностью, граничащей с преступлением, а кое-где действовала и вражеская рука. И то, и другое абсолютно нетерпимо.
Надо сосредоточить максимум внимания на повседневном контроле работы, предприятий. Мы должны заняться вопросами общей санитарии, санитарией складочных мест в предприятиях общественного питания. Не нужно забывать и о витаминах, ибо в некоторых местах наличие их в пище играет огромную роль (северная полоса и Средняя Азия, особенно Казахстан). Мы должны проверить, как идет снабжение населения овощами, как доводятся витамины до потребителя, полностью ли используются местные витаминоносители ^растения, 'ягоды /и т. д.). Нормально ли снабжается Главзолото и Севморпуть брикетами с витаминосодержащими веществами.
Следующий вопрос — -мясная промышленность. Мы в последнее время -основное внимание (сосредоточили' на мясокомбинатах. Это естественно, так как они должны быть обеспечены в максимальной степени, санитарным1 надзором. Не надо забывать и об убойных площадках, находящихся в совершенно неудовлетворительном санитарном состоянии, что ведет нередко к порче мяса, Для! убойных площадок нет даже санитарных правил и норм.
Контроль предприятий рыбной промышленносли дал существенные результаты. В прежние годы рыба вызывала максимум пищевых отравлений, теперь же почти нет пищевых отравлений рыбой. Но это- не ,значит, что- здесь уже можно успокоиться на достигнутых результатах.
Надо поднять на должную высоту ¡санитарный уровень рыбной промышленности на Дальнем Востоке. Дальневосточные промыслы дают нам до 26-—'30% общего количества -рыбы, »о находятся1 в не-удовлетворительных санитар-ных условиях, выпускают продукты низкого качества — больше 30% идет в третий сорт. Очень часто поступает рыба неликвидная, которую нужно перерабатывать. Много рыбы пропадает. Нужно это ликвидировать, надо крепко бороться, чтобы промыслы Дальнего Востока привести в порядок. Это имеет также и оборонное значение.
Нет у нас удовлетворительных санитарных правил для молочнотоварных ферм, сливных пунктов и транспорта молока. Необходимо организовать решительную борьбу за наведение санитарного порядка в -этих учреждениях, ибо именно в них им-еются; наиболее благоприятные условия для- загрязнения мол-ока.
Наконец, все ¡мы забываем- о колхозных рынках, а между тем они имеют не только санитарное, но и -огромное политическое значение: там Происходит стык города с деревней, туда колхозники привозят продавать продукты трудящимся' города. Мы должны этих колхозников встречать не грязными и неблагоустроенными, а образцовыми рынками: Ныне же колхозник, приезжая на рынок, зачастую не видит там ни чайной, ни заезжего двора,\ ни даже уборной.
Мы разослали по республикам инструкции о колхозных рынках. Большинство республик на эти инструкции реагировало, хотя и слабо, во на-ш левиафан — НКЗдрав РСФСР — считает, что распоряжение Всесоюзной 'государственной -санитарной инспекции для него необязательно и вообще колхозные рынки не стоят его внимания.
В своем плане на 1939 -г. НКЗдрав РСФСР ни -словом не обмолвился о них. По- таким настроения-м надо крепко ударить.
Мы ставим вопрос о том-, что некоторые наиболее ответственные объекты пищевой санитарии должны находиться' пбд непосредственным контролем Всесоюзной Г-оссаникспекции. К ним. надо- от-
нести рыбные промыслы Дальнего Востока, ¿рыбные промыслы Северного Каспия и ряд других предприятий.
Очень важной задачей является жилищно-коммунальный санитарный надзор, так как борьба с инфекционными заболеваниями, . вернее, профилактика инфекционных заболеваний, тесно соприкасается с гигиеной жилищ.
Прежде всего здесь надо сказать о проведении в жизнь закона от 17ЛЛ1937 г. Этот прекрасный санитарный закон проводится очень медленно, а в некоторой части сорван в значительной мере вследствие попустительства Госсанинспекции.
Возьмем, например, зоны санитарной охраны водопроводов. В большинстве случаев проекты этих зон требуют пересоставления, а в некоторых случаях таких проектов не имеется, Когда мы подвели итоги, то оказалось, что за полтора года почти ни одна зона санитарной охраны не утверждена Совнаркомом. Правда, многие зоны имеют уже проекты, многие зоны утверждены областными исполкомами, но на рассмотрение совнаркомов республик еще не ©несены. Постановления облисполкомов по охранным зонам надо осуществлять. Плохо дело с санитарной охраной этих зон, а еще хуже —с контролем над установлением зон.
Очень скверно с очисткой сточных вод промышленных предприятий. Предприятия по! утвержденному Совнаркомом' списку, за небольшими исключениями, не организовали очистки сточных вод. Правда, некоторые предприятия включились в городской водопровод или устроили местные очистные сооружения, но таких очень мало.
В свою очередь и Госсанйнопекция не выполняет требования закона о ежегодном представлении списков предприятий местного, республиканского и союзного значения, в которых необходимо, устройство очистных сооружений. На 1936 г. по Союзу не были такие списки составлены. Только на 1939 г. дан список и внесен на утверждение правительства. За истекший год мы в сущности ничего не сделали в данной области, и надо теперь крепко. нажимать, чтобы нагнать упущенное.
Очень остро обстоит вопрос о снабжении доброкачественной водой пассажиров на железных дорогах и на водном транспорте, а также о водоснабжении в колхозах и совхозах. Здесь непочатый край работы. Эта проблема имеет огромное -значение в мирное время и еще большее в период войны, а мы о ней совсем мало думаем. Ряд ценных предложений в данной области (например, по линии мелких хлораторов—•инженера Новопашенного и доктора Лебедева) не реализован. Когда в Мантрове (Горьковская область) была небольшая вспышка брюшного тифа, то железнодорожники вспомнили, что есть какие-то хлораторы Лебедева, которые уже 3 года проверяются в Вологде. ¡Попробовали использовать эти хлораторы и получились хорошие результаты. Но—-это случайное продвижение. (
Возьмем, к примеру, легкие фильтры. В этой ,области мы имеем прекрасное предложение Клюканова (Сибирь), его тканево-угольные ' фильтры могут найти применение в совхозах, полевых станах, вероятно, и на пароходах, а также и в других местах, но они нами же заморожены. Мы слабо нажимаем на медико-инструментальную промышленность, которая должна изготовить опытные образцы этих фильтров. Доктор Клюканов кустарным способом уже обеспечил ими половину Сибири, а мы все еще раскачиваемся. Наша фарфоровая промышленность, освоившая свечи Шамберлана, дала образец пористого фарфорового фильтра. Я передал этот образец на заключение Институту коммунальной санитарии месяцев 10 назад,
но ответа еще не получил. Мы не только ¡не мобилизовали творческую мысль на разрешение подобных вопросов, но даже не можем провести в жизнь уже имеющиеся достижения. Существуют санитарные правила для водопроводов. Но ведь миллионы людей пьют воду также из колодцев, арыков и других местных источников. А есть ли у нас санитарные правила для этих местных источников водоснабжения? Их нет. В 1939 г. надо такие правила разработать.
Санитарная испекция должна также уделить внимание вопросам санитарной очистки населенных мест. В этой области мы имеем ценный опыт, в частности, по коммунально-планово-подворной системе очистки. Баку — первый город, который уже несколько лет производит коммунальную ' очистку. Перешли на коммунальную очистку некоторые районы Ленинграда, Сочи и других городов. Их опыт надо тщательно изучить и широко внедрить коммунальную систему очистки уже в 1939 г. Мы поставили этот вопрос перед .правительством -Союза, которое передало его на разрешение союзным республикам.
У нас очень медленно внедряются усовершён-ствованные способы обезвреживания нечистот (методы сжигания', биотермический, компостирование в сельских местностях и т. д.), а между тем от свалок уже пора отказаться.
Необходимо развернуть строительство сельских барь. Органы здравоохранения сами не могут строить, но санитарные инспекторы вместе с противоэпидем'ическими организациями должны организовать такое строительство через колхозы, сельсоветы, и райисполкомы.
Но здесь возникло препятствие финансового порядка. По нашим типовым проектам самая дешевая сельская баня должна обойтись о 8 ООО рублей, что для большинства колхозов непосильно. Вывод ясен: ¡надо еще больше упростить проекты бань с легкими предбанниками. Такие бани тоже принесут большую пользу, а колхозы-миллионеры уже могут строить восьмитысячные бани.
В безлесных районах большое значение имеют переносные души колхозного- типа. Для этого подчас достаточна маленькая хибарка или даже летняя палатка.
Госсанинспекции не надо забывать и о детских учреждениях. Мы мало занимаемся школами, детдомами, яслями, детскими площадками, а между тем санитарное состояние этих учреждений имеет огромное значение в борьбе с детскими инфекциями. Мы не имеем ни одного верного средства против скарлатину, но комплекс средств—санитарное состояние детских учреждений\и лечебные мероприятия по госпитализации и диагностике — можетч дать эффект. Здесь мы в долгу перед эпидемической организацией.
Само собой разумеется, что наши лечебные учреждения должны быть крепостями санитарной культуры, и нам надо добиться ликвидации, безобразий и в пищевом блоке, и в очистке, и в прочих санитарных узлах больниц и лечебных учреждений.
В области промышленной санитарии основным вопросом, является профилактика профессиональных" заболеваний и профессиональных отравлений. Необходимо разработать соответствующие-, санитарные 'правила для промышленных предприятий и отдельных профессий. Но здесь мы не можем обойтись без серьезной работы по здравпунктам. О здравпунктах мы нередко забываем. Я думаю, что без здравпунктов мы вопросов промышленной санитарии не разрешим.
Здесь имеют решающее значение методы работы т. Соломонова, ибо они позволяют мобилизовать широкие слои рабочего класса на ликвидацию антисанитарии на предприятиях, на борьбу
с профессиональными отравлениями и травматизмом. О сущности этих методов хорошо рассказал доктор Дубров в своей книжке, которую должны знать назубок все госсанинспекторы.
Вопрос о двух инспекциях (Наркомздрава и ВЦШС) поставлен в Совнаркоме и должен быть разрешен, параллелизм с профсоюзами надо ликвидировать. Отрасли, которыми прежде всего должна заниматься Госсанинспекция, определяются их народнохозяйственной значимостью. Это в первую очередь уголь, химическая промышленность (особенно спецхимия) и цветная металлургия, где нами пока мало сделано.
Нельзя обойти молчанием и вопросов руководства сельскими участками. Сельские участки в наведении санитарного порядка и борьбе с эпидемиями являются в такой же мере решающими, как здравпункты на производстве. Мы имеем на этот счет постановление правительства, прекрасное Положение о сельских врачах, санитарные инструкции, но нужно помочь участку справиться со своими санитарными задачами.
Вопросы санитарного просвещения в центре не входят в сферу нашей компетенции, но на периферии они часто находятся в ведении Госеанинспекции. Только при известном уровне санитарной культуры широких народных масс мы сможем успешно выполнять наши задачи. Без общественности, без широкого участия рабочгих, колхозников, наши мероприятия будут беспочвенны. Здесь должно сыграть большую роль издание популярной литературы. Надо превратить журнал «Гигиена и здоровье» в боевой орган санитарной общественности, журнал «Санитарная оборона» — в мощное орудие санитарной пропаганды. В связи с постановлением правительства РОКК должно ликвидировать всякую торговую, хозяйственную и лечебную работу и заняться исключительно санитарным просвещением и пропагандой.
Надо точно руководствоваться постановлением VII пленума ВЦСПС и привлекать профсоюзы к санитарному контролю за пищевыми предприятиями, на производстве ¡и т. д.
В нашей стране социализм в основном осуществлён. Сталинская Конституция закрепила тот всемирно-исторический факт, что СССР вступил в ¡новую полосу развития —в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому обществу, где руководящим началом- 'общественной жизни должен быть коммунистический' принцип «от каждого по его способности, каждому — по его потребности». Задачи колоссальные. Коммунизм — это строй, где производительность труда вырастает дб размеров, которые никогда не были и не могут быть в капиталистических странах, это строй, где все материальные ресурсы потекут полноводным потоком, где еще ярче, полнокровнее, счастливее будет жизнь человек.
Для достижения этого нужна настойчивая творческая работа всего народа, требуется обобщение громадного практйческого опыта, накопленного на всех участках социалистического строительства, в том числе и здравоохранения. Здесь необходима глубокая творческая научная разработка практических проблем, и в этом отношении огромна роль наших институтов, которые еще так часто отстают-ог требований жизни. В частности, мы отстаем' в планировании науки.
Наши институты часто отстают от требований жизни и в научной разработке тем. В частности, я уже говорил, что вопросом 'концентрации ядов в стоках никто не занимался, а между тем Хлопин в своей книжке об оздоровлении химической промышленности привел много литературных данных о действии содержащихся ядовитых веществ в промышленных стоках. А что мы сделали для изучения
этого вопроса? .Или возьмем вопрос о еанитарио - ток с икологич е ск о й характеристике новых продуктов производства. Химическая промышленность 4вводит много новых продуктов, а разве мы знаем- их еанитарио-токсикологическую характеристику, разве можем предвидеть необходимые здесь профилактические мероприятия? То же надо сказать и об охране атмосферного воздуха городов- в связи с огромным загрязнением -его промышленными предприятиями и автомобильным транспортом. Мы здесь плетемся черепашьими темпами. Еще пример—-рациональное питание отдельных профессий. Разве это занимает должное место в наших институтах?
А стахановское движение? -Оно не только -опрокинуло технические нормы, но и наше представление о теории утомления. Как можно увязать с теорией утомления тот факт, что- И. Гудов может выполнить 1в -один день двухмесячную норму, Не испытывая при этом заметного утомления? Нужно, видимо, и нашим физиологам, и- нашим гигиени-стам поинтересоваться, -в- чем тут дело. Надо пом-очь стахановскому движению дальше развиваться и процветать, а ни один из наших институтов этим не занимается. Между тем переход к коммунизму предъявляет к вам новые требования.
Положение т. Ленина, что «Коммунизм- — это -советская власть плюс электрификация»,, гигантскими шагами воплощается в жизнь: идет громадное строительство электростанций и в первую -очередь гидроэлектростанций. Будут строиться такие гиганты, как Куйбышевская станция и другие, а наряду с ними маленькие на мельчайших -речушках. А разве -наши институты об-суждают вопросы гидро-энергостроительства, вопросы электрификации быта? А подземная газификация углей, которая поставлена в порядок дня партией и правительством? Когда эта проблема будет практически решена, тогда мы схватимся, что не подготойлись к санитарной -стороне ее. Надо не только- отвечать на вопросы сегодняшнего дня, но и заглядывать дальше, глубже в коммунизм-и подумать над вопросами, которые придется разрешать завтра.
Товарищ Сталин призывает на-с дерзат> в науке. Мы должны построить передовую .медицинскую на-уку и мы можем' это сделать. У нас мало- санитарных кадров, тем боле-е бережно и -внимательно надо к "ним относиться, тем углубленнее проводить работу с ними в -свете постановления ЦК ВКГ1(б) о партийной пропаганде. Овладение теорией марксизма-ленинизма, получение серьезной политической закалки, изучение истории партии и работа- над полным удовлетворением требований, предъявляемых нам хозяином нашей страны—народом,—-вот основная задача,
У нас есть много прекрасных примерных работников санитарного фронта. Я не говорю уже -о докторе Соломовове, который, не являясь санитарным врачом, так много сделал в этой области и воспитал цёлую йлеяду санитарных врачей. Я могу назвать имена подлинных энтузиастов в деле укрепления Го-ссанинспекции.
Один, из старейших наших санитарных врачей доктор Лебедев (Вологда) разрабатывает -новые методы нашего санитарного вооружения. Он не боится дерзать. Тов. Лебедев, прекрасно подготовив кадры помощников санитарных врачей на молочном за-в-оде, добился блестящих результатов.
Я могу назвать т. Барана из Сталино, молодого санитарного врача Мещанинова из Кстовского района Горыковской области, который так успешно наводит порядок на колхозных рынках, в колхозных домах, в области .водоснабжения и т. д.
Врач Сундетов, хотя о-н и н-е санитарный врач, а лечебник, провел по поручению НКЗдрава СССР большую профилактическую работу в далеких п-есчаных аулах Казахстана.
На нашем участке работы знатным® людьми являются старый санитарный врач т. Надеждин, т. Архипов (Горький), медицинская сестра Вертоградова, т. Соколовский (Москва), Якобсон. (Ленинград) и многие другие.
Нужно бороться V расхлябанностью и разгильдяйством, и если мы все вместе возьмемся за это дело, то успешно справимся с важнейшей задачей, поставленной перед нами народом нашей Великой родины.
0 плане противоэпидемических мероприятий
на 1939 г»
{Доклад начальника Противоэпидемического управления ИКЗдрава СССР т. П. Г. Сергиева)
Враги народа, орудовавшие в системе НКЗдрава,- в первую, очередь старались вредить нам на еанитарно-эпидемическом фронте. Это вполне понятно, так как данный участок работы сугубо важен в оборонном отношении. Возьмем к примеру дезинфекционное дело. У нас нет ни одной дезинфекционной станции, которая строилась бы менее 5 лет, а заканчиваемый в 1939 г. дезинфекционный институт строится уже около 10 лет.
Крупными объектами вредительской работы явились и инфекционные больницы. За годы советской власти больничная сеть значительно выросла, но в ряде круйных городов, не исключая и Москвы, инфекционных коек по сути дела не прибавилось. Инфекционные больницы!, особенно детские, резко отстали; от требований жизни. Только после решения Центрального комитета нашей партии, указавшего на вредительство в области строительства детских больншк. здесь дело несколько- улучшилось.
Большая путаница существует у нас в вопросах организации., ■структуры и типов санитарно-эпидемических учреждений. Здесь мы насчитываем около двух десятков названий учреждений, причем даже аналогичные по названию учреждения не похожи одно на другое и нет возможности сделать какую-либо общую сводку по Союзу о результатах их работы. ;
Систему противоэпидемических и санитарных учреждений необходимо полностью перестроить и типизировать.
Вопрос об инфекционных заболеваниях целиком находится в наших руках. Даже в буржуазных странах специалисты считают такую заболеваемость устранимой (т. е. находящейся в воле, ведении и возможностях человека) при современном уровне науки, в условиях же планового 'социалистического государства эта проблема может быть решена легче и полнее, чем где' бы то ни было в мире.
Во время гражданской войны и огромных тифозных эпидемий В. И. Ленин так поставил вопрос: «или вши победят социализм, или социализм победит вшей» В данном случае вошь олицетворяла собой отсталость, некультурность, безрукость в борьбе' с инфекци-онн ыми з а б о л ев аниями.
Советская власть создает такие предпосылки к общему оздоровлению трудящихся, каких нет ни © одной стране. Об этом красноречиво свидетельствует увеличение рождаемости, рост населения, повышение продолжительности жизни, такие показатели, как увеличе-
'Ленин, т. XXIV, стр. 606.