т
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ
Отв. редактор А. Я. КУЗНЕЦОВ, зам. отв. редактора А. Н. СЫСИН Члены редколлегии: Н. А. БАРАН, Ф. Е. БУДАГЯН, Н. П. КОМИССАРОВА, А. В. МОЛЬКОВ, Н. А. СЕМАШКО, 3. Б. СМЕЛЯНСКИЙ, Т. Я■ ТКАЧЕВ Отв. секретари-. Р. М. БРЕЙНИНА, Ц. Д. ПИК
1946 п-й год изданм^.___ мь /—2
Зам. главного государственного сяндтяр<&&-ажсяаЯчора Союза ССР
доцГН. Н: ЛИТВИНОВ
План государственной санитарной инспекции в послевоенный период
В период Великой отечественной войны деятельность госсанинспек-< ции была направлена в основном на предупреждение эпидемических вспышек паразитарных тифов, кишечных, детских и прочих инфекций и «а проведение мероприятий по ликвидации возникавших вспышек этих инфекций.
Вопросы планового предупредительного санитарного надзора и изучения санитарного состояния страны были несколько отодвинуты на второе место злободневными оперативными работами, вытекавшими непосредственно из военной и эпидемической обстановки.
В связи с пчстановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о четвертой пятилетке )Леред госсанинспекцией возникают на ближайшее пятилетие следующие основные задачи:
а) дальнейшее улучшение основных санитарных показателей состояния населения (рождаемости, смертности, общей заболеваемости и т. д.) путем проведения оздоровительных мероприятий в городских и сельских населенных пунктах, в первую очередь в восстанавливаемых после вражеской оккупации;
б) ликвидация в стране паразитарных тифов, снижение кишечных, детских инфекций, малярии;
в) снижение общей и профессиональной заболеваемости рабочих в промышленности и сельском хозяйстве;
г) укрепление физического состояния населения, в первую очередь детей и подростков.
В соответствии со сказанным госсанинспекция, продолжая оперативную работу по борьбе с инфекциями в целях предупреждения их, должна уделить особое внимание осуществлению оздоровительных мероприятий в стране на основе изучения санитарного состояния ее и всемерного усиления предупредительного санитарного надзора.
В то же время должны быть пересмотрены и частично отменены отдельные санитарно-гигиенические требования и нормативы, сниженные в годы войны, разработаны и введены новые, более отвечающие целям дальнейшего оздоровления страны и подъему народного хозяйства выше довоенного уровня.
Учитывая то обстоятельство, что специальные противоэпидемические мероприятия уже представлены в плане Управления противоэридвинче
I Г*СУ*ЛвС7Ш. Ц£НТ»АЛЫМЯ < 1 Д И }
* 4 * * С *, **и 4 £НА I п ЬОЯр
г
ских учреждений и обсуждены ранее коллегией НКЗдрава СССР, в настоящем сообщении мы изложим план главным образом санитарных (мероприятий.
I. Восстановление и строительство городов и населенных мест
1. В целях снижения заболеваемости населения и для своевременной постановки и осуществления необходимых санитарных мероприятии работу госсанинспекдии по предупредительному санитарному надзору при восстановлении и новом строительстве населенных мест и отдельных объектов поставить как одну из основных и главных задач. Органы госсанинспекдии должны принимать обязательное и активное участие в разработке, рассмотрении и утверждении всех нормативов и проектов планировки населенных мест, строительства отдельных объектов, а также проводить действенный контроль за их осуществлением.
Эта работа, хотя и не в полной мере, все же проводится органами госсанинспекции и в ряде республик в той или иной степени определена соответствующим законодательством союзных республик и местных советов депутатов трудящихся. Содержание этого законодательства далеко не одинаково.
В целях введения обязательного предупредительного санитарного надзора во всей стране и единообразия в его проведении настоятельно требуется постановление союзного правительства по этому вопросу.
2. При разработке и рассмотрении проектов планировки населенных пунктов, в особенности восстанавливаемых после вражеской оккупации, органы госсанинспекции, руководствуясь имеющимся законодательством и ГОСТ, должны решительно потребовать выполнения следующих мероприятий:
а) В целях защиты здоровья населения от вредного влияния ряда, производств — установления и осуществления в натуре санитарно-за-щитных зон (разрывов), согласно санитарным нормам и правилам проектирования промышленных предприятий, разработанным ВГСИ в 1945 г. {взамен ГОСТ В 1324-43, принятого для военного времени).
б) Не допускать в населенных пунктах, и в первую очередь в освобожденных от вражеской оккупации, восстановление разрушенных промышленных наиболее вредных для окружающего населения предприятий, расположенных в жилых кварталах и не имеющих надлежащих разрывов. I
в) В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22.V1I1.1943 г. «О неотложных мерах по (восстановлению хозяйств в районах, освобожденных от немецкой оккупации», постановлением СНК СССР № 2477 от 21.IX.1945 г. «О строительстве жилых домов для населения, проживающего в землянках по районам РСФСР, подвергшимся немецкой оккупации» и аналогичными постановлениями правительств союзных республик, органы здравоохранения должны принять самое деятельное участие в разработке и осуществлении мероприятий по созданию надлежащих здоровых условий в сельских населенных пунктах в процессе их восстановления и строительства.
Выполняя эту важнейшую государственную задачу, ВГСИ еще в начале 1944 г. разработала и разослала на места «Санитарные требования к планировке колхозов и населенных пунктов сельского типа при их восстановлении или создании вновь». Органы госсанинспекции, руководствуясь этими нормативами и рядом аналогичных указаний ВГСИ, активно включились в работу по восстановлению населенных мест (Московская, Ростовская, Сталинградская, Калининская, Орловская области и др.).
г) Учитывая исключительное значение курортов в деле восстановления здоровья населения в послевоенный период и необходимость сани-
Т
тарной охраны и благоустройства их, возобновить и провести работу по установлению округов санитарной охраны курортов и местностей лечебного значения с утверждением их в СНК СССР и СНК союзных республик (постановление СНК СССР от 10.IV.1940 г. № 5005).
\
II. С анитарная охрана атмосферного воздуха населенных мест
Возобновить оставленную в годы войны планомерную работу госсанинспекции по охране атмосферного воздуха населенных пунктов от загрязнения его промышленными выбросами: дымом, газами, пылью и т. д.
Потребовать от наркоматов и промышленных предприятий выполнения постановлений СНК СССР от 14.IV.1937 г. «Об устройстве на электростанциях г. Москвы технических приспособлений для уменьшения дыма» и ot'5.IV.1940 г. «О мероприятиях по устранению загрязнения г. Ленинграда летучей золой, пылью и вредными газами, выделяемыми промышленными предприятиями» и постановления СНК Азербайджанской ССР от 9.Х. 1940 г. «О мероприятиях по борьбе с загрязнением г. Баку летучей золой, дымом, пылью и вредными газами».
Предъявить наркоматам и промышленным предприятиям конкретные требования с указанием срока для осуществления постановлений СНК СССР от 27.VII.1940 г. «О мероприятиях по внедрению рекуперации летучих растворителей» и от 1.Х.1935 г. «Правила о порядке застройки г. Москвы» (пункт 8), а также постановления УССР «О мероприятиях по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха промышленных центров дымом, пылью и газами промышленных предприятий».
Наконец, ввиду того, что охрана воздуха населенных мест от выбросов промышленных предприятий стала актуальнейшей санитарной задачей, настоятельно необходимо возбудить перед союзным правительством вопрос об издании закона «О санитарной охране атмосферного воздуха».
III. Озеленение
Озеленение населенных мест как мощный фактор их оздоровления должно получить в период послевоенной пятилетки широкое развитие.
Во всех населенных пунктах и в первую очередь при восстановлении разрушенных вражеской оккупацией и при строительстве новых территорий, не подлежащие застройке, санитарно-защитные зоны вокруг промышленных предприятий должны быть использованы под зеленые насаждения.
ВГСИ выставляет положение о необходимости довести к концу пятилетки фактическую площадь зеленых насаждений общественного пользования (скверы, парки, бульвары и т. д.) до 10 м2 на одного жителя. . !
Особо следует отметить, что в военные годы зеленые насаждения в населенных местах и в окрестностях их подвергались нередко огромному разрушению и даже полному уничтожению. Деятельность специальных органов, ведающих зеленым хозяйством (питомники, посадка, охрана зеленых насаждений и т. д.), пришла в упадок.
В связи с изложенным необходимо постановление союзного правительства «О зеленых насаждениях в населенных местах и окрестностях их».
IV
Заболеваемость кишечными инфекциями и гельминтозами населения тесно связана со степенью и уровнем благоустройства городских и сельских населенных пунктов (водоснабжение, удаление жидких и твер-
дых отбросов). При всей важности специальных противоэпидемических мероприятий, проводимых органами здравоохранения, мероприятия по коренному улучшению водоснабжения, канализации и очистки населенных мест от нечистот и отбросов играют большую роль в деле борьбы с кишечными инфекциями.
Водоснабжение
Основной задачей, определяющей мероприятия в области водоснабжения на четвертую пятилетку, является обеспечение населения достаточным количеством доброкачественной питьевой воды и охрана источников водоснабжения от загрязнений в соответствии с законом от 17.У.1937 г.
1. Необходимо обеспечить восстановление всех разрушенных за период войны водопроводов и их очистных головных сооружений.
2. Установить зоны санитарной охраны на всех восстанавливаемых, реконструируемых и вновь строящихся водопроводах питьевого назначения независимо от их ведомственной принадлежности, а также на действующих водопроводах, где таковые еще не осуществлены.
3. Потребовать от наркоматов обязательной организации производственных контрольных лабораторий на всех водопроводах с мощностью свыше 5 ООО м3 в сутки для контроля за работой очистных сооружений и качеством воды.
4. Потребовать обязательного хлорирования воды на всех хозяйственно-питьевых водопроводах, где необходимость в этом установлена органами госсанинспекции. Во всех других случаях требовать резервных установок.
5. Осуществить капитальный ремонт водопроводов (головных очистных сооружений, сети и водоразборных колонок и т. д.), увеличение их мощности и протяженности в первую очередь в городах с высокой заболеваемостью кишечными инфекциями согласно перечню городов, разработанному ВГСИ.
6. При утверждении проектов нового строительства (жилого, культурно-бытового и пр.) требовать обязательного разрешения вопроса о снабжении достаточным количеством доброкачественной хозяйственно-питьевой воды. Это должно быть предусмотрено или путем присоединения к существующему водопроводу, или путем устройства новой системы водоснабжения/
7. Приведение в надлежащее санитарно-техническое состояние шахтных (копаных) колодцев, каптажей, буровых скважин общественного пользования с переходом в мощных совхозах и МТС на устройство простейших водопроводов.
Канализация
1. Восстановление канализации с очистными сооружениями в городах, разрушенных вражеской оккупацией. Восстановление канализации должно проводиться в такой же очередности и одновременно с восстановлением водопроводов.
2. Возобновление и окончание строительства канализационных сооружений, законсервированных в эти годы, во всех столицах АССР, краевых и областных центрах с учетом ликвидации разрыва между охватом населения водопроводом и канализацией.
3. Обеспечение полного охвата населения Москвы канализацией.
4. Расширение канализации и строительство очистных сооружений, в первую очередь в городах с высокой заболеваемостью кишечрыми инфекциями, согласно перечню городов, разработанному ВГСИ.
5. Устройство канализации и очистных сооружений для промышлен-
/
ных сточных вод в соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 17.У.1937 г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения».
В первую очередь обеспечить строительство очистных сооружений на промышленных предприятиях, спускающих свои сточные воды на участках открытых водоемов, где отмечается наибольшее загрязнение их. Список водоемов разработан ВГСИ.
6. При строительстве новых и восстановлении разрушенных очистных сооружений должны предусматриваться специальные мероприятия по очистке сточных вод от жизнеспособных яиц гельминтов.
Очистка населенных мест
В течение четвертой пятилетки в городах должно быть организовано планово-регулярное удаление коммунальным транспортом нечистот из неканализованных домовладений, мусора и помоев из всех объектов с максимальным использованием канализации, почвенного и биотермического методов обезвреживания, с ликвидацией допущенного как исключительная мера в военные годы закапывания нечистот и отбросов на территории городов.
С этой целью необходимо:
1. Увеличить коммунальный транспорт городских трестов очистки, а также обеспечить материальную и техническую базу их по ремонту и производству обозов, оборудования и пр., исходя из следующего:
а) в городах Москва, Ленинград, Сочи, Кисловодск, Ялта вывоз нечистот и помоев из неканализованных владений и мусора из всех домовладений должен быть обеспечен полностью силами коммунального транспорта;
б) во всех столицах союзных республик, городах республиканского подчинения, курортах союзного значения, краевых и областных центрах и в крупных городах, особенно неблагополучных по кишечным инфекциям, должно быть обеспечено полное удаление жидких и твердых отбросов, в том числе из коммунальных жилых домов и всех общественных учреждений, коммунальным обозом, а с территории производств и принадлежащего им жилого фонда — транспортом хозяйственных учреждений;
в) во всех городах, освобожденных от немецкой оккупации (не указанных выше), и в городах областного подчинения увеличение коммунального транспорта должно быть доведено в первые два года пятилетки не ниже, чем до довоенного уровня.
2. В городах и населённых пунктах с неполной канализацией обязательному присоединению к канализационной сети подлежат все жилые здания выше двух этажей,, а также все промышленные предприятия, бани, прачечные, лечебно-профилактические и учебно-воспитательные учреждения, столовые общественного питания и другие здания общественного значения.
3. В городах и рабочих поселках, не имеющих канализации, и в тех, где присоединение невозможно, для лечебно-профилактических и учебно-вспомогательных учреждений с большим расходом воды должны устраиваться местные канализации с очистными сооружениями.
4. Максимально использовать канализацию для удаления нечистот и помоев из неканализованных владений путем:
а) организации благоустроенных, механизированных сливных станций « сливных пунктов;
б) организации перекачки нечистот и помоев в канализационные колодцы.
5. Для обезвреживания и утилизации мусора:
а) организовать массовое устройство биотермических камер и простейших ям;
б) широко применять компостирование, парники, теплицы, утепленный грунт;
в) организовать контролируемые свалки с устройством надлежащих подъездных путей к ним;
г) отвести участки для полей запахивания, запретив практику закапывания нечистот и отбросов на месте;
д) организовать сбор утиля в домовладениях с надлежащей дезинфекцией и последующим использованием его для промышленно-утили-зационного дела, согласно имеющимся санитарным правилам.
6. В первые два год;' пятилетки необходимо разработать типы и организовать массовое производство рациональных в санитарном отношении стандартных транспортных средств, приемников для сбора твердых отбросов и других средств по очистке и внедрить их в практику.
7. Ввиду исключительно большой отсталости дела очистки населенных мест от других элементов городского хозяйства, слабой технической базы его необходимы решительные меры по коренному улучшению и перестройке всей системы очистки населенных мест. С этой целью должен быть издан специальный закон, в котором должны найти свое отражение изложенные выше санитарные требования и соображения.
V
В связи с огромным значением жилищно-бытовых условий населения в борьбе с общей инфекционной заболеваемостью и в том числе с паразитарными тифами необходимо предусмотреть ряд мероприятий по улучшению жилищных условий и банно-прачечного обслуживания.
Жилище
1. По мере развертывания нового жилищного строительства и восстановления разрушенного оккупацией жилого фонда полностью ликвидировать проживание населения в землянках и других случайных, негодных для жилья помещениях с предоставлением переселяемым вполне годной, достаточной жилой площади.
2. Считать необходимым ликвидировать нарную и двухъярусную систему расселения во всех общежитиях и бараках. Все бараки казарменного типа, используемые под общежития гражданского населения (промышленных рабочих, строителей, учащихся и т. д.), должны быть перестроены по комнатной системе и впредь не допускаться к постройке.
3. Возбудить перед правительством вопрос о прекращении в городских населенных пунктах дальнейшего уплотнения-жилищ, заселенных по санитарно-гигиенической норме (9 м2) или ниже ее.
4. При новом строительстве и капитальном ремонте жилищ требовать возможно полного санитарно-технического оборудования их и создания удобств (теплая уборная, душ или ванна, кладовые, встроенные шкафы, холодильники, специальные кухонные очаги, полки и т. д.). Наряду с этим необходимо уделить внимание малым формам благоустройства для усадебного и одноэтажного строительства (местное водяное отопление, местные водопровод и канализация и т. д.):
6. Основным типом нового жилищного строительства должна быть малометражная односемейная квартира.
Ведущим гигиеническим требованием в жилищном вопросе, начиная с послевоенной пятилетки, должно быть положение: «каждой семье — отдельная квартира». В силу этого потребность в жилище должна быть исчисляема не только в квадратных метрах, но и по количеству квартир, в соответствии с количеством семей, что должно быть регламентировано соответствующим законодательством и предусматриваться статистическими и планирующими органами.
Банно-прачечное обслуживание населения
1. В течение четвертой пятилетки должно быть предусмотрено дальнейшее обеспечение населения городов и рабочих поселков банным •обслуживании, исходя из расчета 36 помывок в год на жителя.
2. Исходя из указанного расчета, наркомхозам союзных республик и промышленным наркоматам необходимо предусмотреть в течение пятилетки:
а) строительство новых бань в городах и рабочих поселках, наименее обеспеченных банями, т. е. с количеством помывок не менее двух в месяц на одного жителя;
б) восстановление на полную мощность разрушенного за годы войны банного хозяйства.
3. В течение пятилетки предусмотреть в планах заинтересованных наркоматов:
а) строительство бань в каждом совхозе и 'МТС;
б) обеспечение из расчета 36 помывок в год ведомственными санитарными пропускниками и простейшими прачечными всех общежитий рабочих и учащихся.
4. Учитывая резкий недостаток в обслуживании населения прачечными, считать необходимым в четвертую пятилетку строительство в крупных республиканских городах и промышленных центрах механизированных прачечных с сетью приемочных пунктов белья от населения. Наря- _ ду с этим требовать устройства в больших домах самодеятельных простейших прачечных или полумеханизированных для групп домов.
VI. Мероприятия по предупреждению заболеваемости малярией
В целях снижения заболеваемости малярией госсанинспекция должна предусмотреть в общем объеме своей деятельности следующие, относящиеся к этому вопросу мероприятия:
1. При рассмотрении проектов планировки населенных пунктов, расположенных в угрожаемых по малярии местностях, органы госсанинспекции должны требовать обязательного включения в проект специального раздела по противомалярийным мероприятиям.
2. Во всех населенных пунктах, расположенных в малярийных и угрожаемых по малярии местностях, согласно списку, составленному УПЭУ, органы госсанинспекции должны требовать от всех наркоматов и хозорганов проведения предложенных им противомалярийных гидротехнических работ и осуществлять контроль за их выполнением.
3. При сооружении крупных водохранилищ, плотин, оросительных систем и других гидротехнических сооружений, органы госсанинспекции в контакте с противомалярийной организацией должны предусматривать и требовать включения в проекты специальных противомалярийных мероприятий.
VII. Санитарные мероприятия на транспорте и по охране границ
Учитывая значение транспорта в деле распространения инфекционных заболеваний, в том числе и паразитарных тифов, в целях предупреждения этого необходимо предусмотреть на период четвертой пятилетки проведение Следующих мероприятий:
1. Сохранение сети санитарно-контрольных пунктов на важнейших железнодорожных узлах и врачебнонаблюдательных пунктов на пристанях, обязательное наличие санитарного паспорта, вагона-изолятора, сопровождающего медицинского персонала при следовании всякого рода людских эшелонов с систематической обработкой в пути.
2. Разработку инструкций и правил и осуществление контроля за обеспечением санитарно-эпидемического обслуживания больших людских контингентов (репатриантов, переселенцев, вербованных рабочих и т. д.), следующих как в плановом порядке, так и с специальным назначением.
3. Сохранение установленного в годы войны усиленного повседневного контроля органов госсанинспекции за санитарным состоянием и выполнением санитарных требований на вокзалах, пристанях, в аэропортах и на всех видах транспорта.
4. Предусматривая продолжение интенсивного движения различного рода людских контингентов через государственные границы СССР, требуется провести следующие основные меры по санитарной охране их.
а) организовать и построить ряд новых морских и сухопутных пограничных санитарно-карантинных станций и в первую очередь в портах Тихого океана, на границах с Ираном, Афганистаном, Китаем, Румынией;
б) организовать и проводить систематическое изучение санитарно-эпидемического состояния зарубежных стран (Ирана, Индии, Китая, Румынии, Афганистана, стран ближнего Востока), с которыми Советский Союз поддерживает оживленные связи людьми и товарами, одновременно организовать систему получения непрерывной информации о санитарно-эпидемическом состоянии указанных стран 1.
Проф. В. В. БУНАК
Очередные задачи изучения физического развития детей и подростков2
Показатели физического развития выполняют двоякую функцию: они служат одним из индексов санитарно-гигиенического состояния населения и вместе с тем являются основой для индивидуального диагноза различных уклонений в жизнедеятельности организма, особенно в период его роста и формирования.
Среди санитарно-гигиенических индексов показатели физического развития занимают особое место. Физическое развитие чутко реагирует на изменение разнообразных факторов питания, жилищных условий, трудовой нагрузки — физической и нервно-психической. При сравнении однородных групп на протяжении времени колебания показателей физического развития становятся своеобразным индикатором изменений, происходящих в условиях труда и быта. Количественная оценка физического развития относится к фактически здоровым индивидуумам и охватывает широкие контингенты. Характеризуя в основном развитие двигательных органов, мускулатуры и скелета и отчасти энергетического пищевого резерва — жирового слоя, показатели физического развития, служат также условной мерой физической дееспособности, потенциальной физической силы, остающейся при обычных условиях в резерве. Ни один из прочих санитарно-гигиенических индексов не обладает столь разнообразным и широким значением.
Но показатели физического развития представляют собой не только контрольные цифры здравоохранения. В отличие от других индексов санитарно-гигиенического состояния количественная характеристика физического развития является основой для определения индивидуальных особенностей сложения, а в период формирования организма —
1 Окончание статьи будет помещено в одном из следующих номеров журнала.
* В порядке обсуждения. Редакция.