Научная статья на тему 'К плану третьей пятилетки в области жилищно коммунальной санитарии'

К плану третьей пятилетки в области жилищно коммунальной санитарии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
34
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К плану третьей пятилетки в области жилищно коммунальной санитарии»

Д-р П. К. АГЕЕВ (Москва)

К плану третьей пятилетки в области жилищно-коммунальной санитарии1

I

Критический анализ работы жилищно-коммунальных санитарны)х органов за истекший период с достаточной убедительностью свидетельствует о том, что эта деятельность не сумела предупредить ряда вредительских актов, вскрытых процессом над троцкистско-зиновьев-скими изменниками и японо-немецкими бандами фашистских шпионов и диверсантов. Приведем несколько, примеров потери бдительности и головотяпского подхода к разрешению вопросов коммунальной санитарии: «регулирование» эпидемий брюшного тифа и дизентерии, которое осуществлял в конце 1934 г. и в начале 1935 г. в Челабинске изменник .Яковлев путем преступного маневрирования в строительстве и эксплоатации канализационных сооружений; строительство на Среднеуральском медеплавильном комбинате по заданиям врага народа Пятакова жилых поселков в зоне действия отравляющих газов; строительство по прямому указанию вредителя Ратайчака жилых поселков Лисичанского „химкомбината при неминуемом загрязнении ресурсов питьевого водоснабжения Донбасса — задонецких артезианских вод; затяжка работ с осуществлением проекта водоснабжения и канализации Большого Запорожья, где было приступлено к демонтажу импортного оборудования. Много вредительских актов, еще недостаточно выявленных, проведено этой бандой на железнодорожном транспорте путем преступных соединений питьевых и технических водопроводов. Наконец, в области спуска сточных вод, особенно промышленных, имеется ряд фактов, свидетельствующих о неудовлетворительной работе санитарных органов, не сумевших в свое время заставить предприятия очищать стоки и выпускать их в указанных санитарной инспекцией условиях.

Тяжелые результаты деятельности вредителей в случае войны были бы для СССР еще неизмеримо тяжелее, так как в отношении отдельных отраслей коммунального хозяйства оборонный характер и значение получают мероприятия, проводимые далеко за пределами так называемых пограничных районов.

Ликвидация вредительской работы диверсантов не может быть не учтена при составлении, наметок плана третьей пятилетки.

Поэтому основной задачей жилищно-коммунальной санитарии, наряду . с количественным увеличением и качественным улучшением мероприятий в области коммунальной гигиены, должно явиться предупреждение возможности на этом участке вредительства. Не менее актуальной является и ликвидация последствий вредительства.

1 В порядке обсуждения.

На протяжении предстоящего пятилетия 1938—1942 гг. санитарно-коммунальные органы обязаны добиться уничтожения разрыва между возросшими культурно-бытовыми потребностями страны и ее санитарным состоянием. Дальнейшее снижение заболеваемости желудоч-но-кишечными инфекциями, глистами, туберкулезом, а также и другими бытовыми болезнями (чесотка, парша, трахома и т. д.) будет частично обусловлено образцовым состоянием коммунального хозяйства.

Реальное планирование санитарно-оздоровительных мероприятий в отдельных отраслях жилищно-коммунальной санитарии требует установления определенной очередности осуществления в зависимости от их важности. Вслед за крупными административно-политическими центрами СССР мероприятия должны проводиться в краевых, областных городах, в промышленных центрах, рабочих поселках, в особенности во вновь возникших, на курортах и, наконец, в,районных центрах. Большое значение имеет разработка планов, диферен-цированных в республиканском, !а еще лучше — в краевом и областном разрезах. Предлагаемые в этом отношении общие установки и наметки могут быть выправлены путем установления активной связи с читателями журнала «Гигиена и санитария».

Необходимо подчеркнуть, что деятельность жилищно-коммунальных санитарных органов, как, впрочем, и других санитарных инспекций, должна отойти от воспринятых ею тенденций к уклонам в инженерно-техническую сторону: работу врачебно-санитарных органов необходимо приблизить к здравоохраненческим задачам и осуществлять ее конкретнее под углом зрения борьбы с заболеваемостью, борьбы за снижение смертности, борьбы за повышение рождаемости, за улучшение физического развития населения и т. д.

Выполнение поставленных перед санитарными органами задач может быть обеспечено в том случае, если, наряду с дальнейшей реорганизацией санитарной сети (придание единства структуре и пр.), будет достаточно привлечена и использована инициатива и активность масс населения, а также организаций и учреждений, работающих в области здравоохранения. Нужно будет поставить и разрешить задачу об учреждении «совещательных» органов — «санитарных советов» — районного, городского, областного, республиканского), действующих и комплектуемых по плану санитарного «актива». В качестве же подсобного оперативного органа для усиления деятельности по предупредительному надзору необходимо предусмотреть учреждение «Бюро предварительного надзора» (по типу украинских «санитарно-тех-нических советов») в окружных, городских, областных, краевых и высших санитарных органах.

II

В отдельных разделах жилищно-коммунальной санитарии установки на третью пятилетку необходимо формулировать следующим рб-разом.

А. Планировка населенных мест

Основным санитарным заданием в этой области нужно считать обеспечение в проводимой реконструкции городов требования их вентиляции; под этим углом зрения необходимо добиваться устройства парков культуры и отдыха, садов и детских парков; с этой же целью развивать озеленение улиц, защитных и охранных ¡зон; организовать

борьбу с дымом путем применения различных приспособлений, путем общей реконструкции предприятий или выводом их за границы населенного места.

Для определенной группы, городов вполне назрела необходимость и борьбы с городским шумом; на первое время следует устанавливать зоны «тишины» на отдельных участках (окружение больниц, школ и т. д.).

Б. Водоснабжение, канализация и санитарная охрана водоемов

Программа деятельности санитарных.органов в данном разделе на ближайшие '5 лет исчерпывающе изложена в утвержденном 17 мая т. г. постановлении ЦИК и СНК СССР «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения». Все источники водоснабжения необходимо обеспечить зонами санитарной охраны и организовать в последних санитарный режим; решительную и планомерную борьбу должны повести санитарные органы на основе этого постановления и с загрязнением сточными ¡водами рек и других водоемов как со стороны населенных мест, так, в особенности, промышленными предприятиями.

В третьей пятилетке, наряду с развитием городских водопроводов, нужно строительство канализации проводить такими темпами, которые если не устранят, то сократят имеющийся разрыв между водопроводным и канализационным строительством.

Необходимо также добиться устройства и правильной эксплоата-ции очистных сооружений на водопроводах и канализациях, ввести систематический контроль за эффективностью их работы.

Имевшая место в особенности в системе НКПС практика соединения технического водоснабжения с питьевым должна быть решительно ликвидирована.

Большое внимание следует обратить ■ на оздоровление местного водоснабжения и на сбор, удаление и обезвреживание жидких нечистот— при отсутствии канализации должны получить широкое развитие так называемые «местные» или «малые» очистные установки для обезвреживания нечистот отдельно стоящих зданий (больницы, детские учреждения, клубы и пр.). Сдвиги в общегосударственном плане, наметившиеся в сторону санитарно-коммунальных мероприятий, еще не обеспечивают строительства канализаций во многих городах и на окраинах городов, уже имеющих канализацию. Поставленные в области устройства местных очистных сооружений задачи (ликвидация поглощающих колодцев, хотя бы; в районах с грунтовым водоснабжением и в зонах санитарной охраны) являются совершенно неотложными.

Наконец, в отношении отдельных мест СССР в связи с гигантским развитием работ по реконструкции водоемов (строительство каналов, гидростанций, плотин, ирригационных систем и т. д.) большую актуальность приобретают задачи по обеспечению санитарных интересов и в этой области (переселение, затопление, подтопление, режим водохранилищ и т. д.).

В. Очистка населенных ме с'т

Основным мероприятием из подлежащих реализации в ближайшее пятилетие в городах в этой области является переход на коммунальную очистку; кроме городов, курортов и рабочих поселков,

такая очистка должна быть организована и в населенных местах, расположенных в зонах охраны водоснабжения.

Должны быть ликвидированы также примитивные свалки, удаляемый мусор необходимо направить в основном по линии сельскохозяйственной утилизации на полях ассенизации или для удобрения полей; в отдельных усадьбах и в мелких населенных местностях нужно будет внедрять компостирование мусора, устройство парников, теплиц, камер Беккари; преимущественное место должны занять все рациональные ■биотермические способы обезвреживания мусора.

Все населенные места должны обзавестись благоустроенными наружными уборными; в крупных городах, помимо устройства уборных н£ рынках, вокзальных и пристанских площадях, у театров, клубов, в парках и т. д., необходимо строить дополнительные уборные в местах наибольшего скопления населения.

Само собой разумеется, что удовлетворение двух первых задач требует разрешения транспортной проблемы в ассенизационном деле; транспорт необходимо совершенствовать в санитарном отношении (средства перевозки без образования пыли, саморазгружающиеся и т. д.); нужна также специализация транспорта, например, в направлении обеспечения транспорта трупов животных.

Г. Жилищно-бытовое и социально -культурное

строительство

В соответствии с общей установкой о санитарном оздоровлении быта, снижении заболеваемости, повышения физического развития на первое место в данном разделе работ необходимо поставить заботу о полном удовлетворении потребности населения в банях и прачечных. Прачечные должны получить даже преимущественное перед банями развитие — настолько велико отставание «строительства коммунальных прачечных в СССР.

Развитие в третьей пятилетке жилищного строительства должно итти с учетом повышенных санитарных норм: необходимо взять курс на полноценные квартиры (обеспечение подсобными помещениями, нормальная высота); в конструкции жилища необходимо обеспечивать выполнение требований его очистки (домовая пылесосная канализация, мусоропроводы и т. д.).

Забота о чистом здоровом воздухе также должна быть реализована и в зданиях, установки по кондиционированному воздуху должны получить применение в первую очередь в школах, детских учреждениях, их следует внедрять на промышленных предприятиях.

Особые требования необходимо предъявить коновому гражданскому (и коммунальному) строительству: прошлая практика, при которой новые рабочие поселки и новые районы городов в течение длительного периода своей эксплоатации оставались неблагоустроенными и отставали в этом отношении от хода работ по так называемым «основным» на новостройках работам, не должна более иметь места. К моменту завершения строительства нового предприятия (завода, гидростанции и пр.) рабочий поселок должен получить все элементы коммунального благоустройства: водопровод, канализацию, озеленение, замощенные пути сообщения, наружное освещение и т. д.

Решительная борьба должна быть объявлена стихийно возникшим при промышленных предприятиях и рабочих поселках жилищам, не отвечающим санитарным требованиям.

Д. Благоустройство совхозов и колхозов

На первое место санитарной работы в жилищно-коммунальной области в совхозах и колхозах необходимо поставить задачи санитарной очистки и борьбы с мухами как мероприятий, решающих вопросы борьбы с дизентерийной и другой, заболеваемостью. С этой точки зрения подлежат разработке вопросы конструкции навозохранилищ, устройства наружных уборных, удаления жидких и твердых отбросов на предприятиях сельской промышленности (бойни, молочные заводы, производство масла и сыра и т. д.) и благоустройства рынков. |

Расчет потребности совхозов в банях, в отличие от колхозов, в какой-то недостаточной мере удовлетворяющихся индивидуальными банями, необходимо вести из повышенной нормы, примерно 48 помывок в год на жителя, при этом учитывается, что в совхозах име-» ются контингент холостые, не местные, часто наблюдается текучесть рабочей силы. Забота о развертывании парикмахерских для совхозов и колхозов приобретает еще бблыпую, чем в городах, актуальность.

Предложенные мероприятия значительно облегчают борьбу с паразитами, переносчиками паразитарных заболеваний. Нельзя забывать при этом необходимости решительной борьбы с клопом, клещом и другими паразитами; в этом отношении большую роль должна сыграть реализация санитарных требований к конструкции жилища в совхозах и колхозах; одновременно с ликвидацией землянок, неблагоустроенных подвалов, мансард нужно ставить вопросы об оштукатуривании жилья изнутри.

В области оздоровления водоснабжения в сельском секторе необходимо разрешить прежде всего одну организационную задачу. До сих пор этим вопросом не занимались ни в наркомземах, ни в наркомсовхозах, никто не давал по этому поводу «директив», никто не планировал и не проектировал в этой области мероприятий, никто не субсидировал этих работ колхозов. Необходимо заставить указанные наркоматы и их органы на местах объединить и организовать работу по санитарному оздоровлению водоснабжения на селе. Помимо благоустройства местных источников водоснабжения, в отдельных местах совершенно реально стоит задача о строительстве водопроводов— в первую очередь в мясо-молочных и животноводческих совхозах, в пограничных районах и в районах, не благополучных по желудочно-кишечной инфекционной заболеваемости.

Е. Санитарно-техническое оборудование'

Постановление ЦИК и СНК СССР от 17.У по вопросам санитарной охраны водоисточников предъявляет большие требования к строительству очистных канализационных сооружений. Органы санитарной инспекции могут в значительной мере способствовать реализации указанного постановления, если, помимо предъявления требований к промышленности, учреждениям, органам коммунального хозяйства, помогут организации производства необходимого оборудования. Требуется не только определить номенклатуру этого оборудования, но и выявить производства, которые в состоянии его готовить.

Далее следует обратить внимание на производство приборов санитарного оборудования жилищ (пылесосы, улучшенных типов ванны, души и пр.), для оборудования бань и прачечных, для очистки зданий, дворов и улиц, по гигиеническому водоразбору питьевой воды.

Выполнение предложенных на третью пятилетку в области жилищно-коммунальной санитарии задач связано с разрешением некоторых общеорганизационных вопросов санитарного дела и его материальной базы.

Прежде всего требуется определить потребность в кадрах. Общим, планом предусматривается в каждом административном районе СССР как минимум один санитарный врач «общесанитарного» профиля. Этот врач в качестве руководителя районной санитарно-эпидемиче-ской станции1 в районах с центрами в сельских населенных местах и обеспечит необходимый объем работы по линии жилищно-комму-нальной санитарии. При подсчете же специалистов-коммунальников нужно учесть полное удовлетворение потребности городов, промышленных районов, межрайонных санитарных станций, областных, краевых и республиканских органов здравоохранения, ведомственных санитарных служб и т. д. По ориентировочным данным общее количество санитарных врачей-коммунальников, врачей-коммунальников всех профилей к концу третьей пятилетки должно достигнуть 3 ООО-человек.

Достаточно обоснованным представляется на ближайший период укрепление ведомственных санитарных служб в системах НКПС и НКППрома; более того, следует развйвать учреждения ведомственных санитарных органов в системах коммунального хозяйства (обслуживание очистных установок по водоснабжению и на сточных водах). Недостаточность санитарных кадров — одно из возражений к развитию ведомственных санитарных служб. Этот вопрос можно разрешить путем учета потребности в кадрах ведомственных органов в общем плане подготовки санитарных врачей.

Следует предусмотреть удовлетворение спроса на специалистов санитарных инженеров. Количество их ориентировочно можно определить в 100 чел. Необходимо, однако, указать, что современный тип санитарных инженеров, работающих в органах здравоохранения, в большинстве случаев специализирующихся в вопросах здравоохранения случайно, самотеком, нас удовлетворить не может. 100 планируемых в органы госсанинспекции на/ третью пятилетку санитарных инженеров требуется готовить специально!

Общее развитие сети санитарных учреждений, помимо кадров, требует нового технического оснащения и прежде всего строительства специальных зданий. Если в городах санитарно-эпидемические станции, которые, представляя комплексное учреждение, вовсе не обусловливают нахождения всех своих элементов (лаборатория, дезинфекционный пункт, санитарное и эпидемическое бюро и пр.) под одной кровлей, могут быть иногда и не плохо размещены в существующих зданиях, если санитарно-эпидемические станции в городах в ряде мест могут быть организованы путем приспособления имеющихся зданий и если строительство специальных для них зданий может потребоваться лишь в отдельных случаях, то в отношении санитарно-эпидемических станций в сельских административных районов (2 286 районов) вопрос их организации упрется именно в строительство зданий. В массе районов до последнего времени районный санитарный врач располагал лишь столом в одной из комнат райисполкома. Реальный план строительства санитарных станций на

1 Вопросу о районных санитарно-эпидемических станциях журнал «Гигиена н санитария» в дальнейших номерах уделит специальное место.

селе должен исходить из необходимости обеспечить ими в первую очередь пограничные районы и отсталые райбны в других областях. Ориентировочно, имея в виду несложный состав районной санитарной станции на селе и ограничение строительства по указанному выше принципу, на это строительство потребуется до 100 млн. рублей.

План развития лабораторного дела должен предусмотреть оснащение санитарно-эпидемических станций и дополнительным лабораторным оборудованием в виде переносных лабораторий (типа «походных») и в виде полевых сумок (наборы: рулетка, компас, термометры, пломбир и пр.).

Наконец, в третьей пятилетке необходимо разрешить транспортную проблему в санитарной работе. Потребность районов в грузовых автомашинах в значительной мере удовлетворена и удовлетворяется по линии противомалярийной работы и по линии дезинфекционной службы. Вполне назрело время для обеспечения станций областных, межрайонных, окружных и наиболее крупных районов легковыми автомашинами; общую их потребность возможно ориентировочно определить в 1 ООО штук.

Совершенно очевидно, что на первом этапе планирования возможно говорить лишь об основных установках плана; дальнейшая работа должна определить конкретные, вытекающие из установок задачи для каждой республики, еще лучше для каждой области, каждого края. В связи с указанным намечается и разделение работы в этой области для различных санитарных органов: «установки» должны быть даны центральными санитарными органами, при определении «конкретных» задач на первое место выступает роль областных и краевых санитарных органов. Как тем, так и другим самую действенную помощь в работе могут оказать поправки нашей общественности. Журнал «Гигиена и санитария» должен дать место для широкого обсуждения и откликов периферийных санитарных работников на предложенные выше «установки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.