Научная статья на тему 'Письмо от 07. 06. 2006 № 03-03-04/1/500 '

Письмо от 07. 06. 2006 № 03-03-04/1/500 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письмо от 07. 06. 2006 № 03-03-04/1/500 »

Комментарий:

В анализируемом Письме финансовое ведомство дает разъяснения по поводу переноса убытков на будущее. Вправе ли организация уменьшать налоговую базу на убытки прошлых лет уже по итогам отчетного периода (например, первого квартала, полугодия) или же перенос убытков возможен только по итогам налогового периода (календарного года)?

По мнению Минфина России, организация вправе уменьшать налоговую базу на убытки прошлых налоговых периодов уже по итогам отчетного периода, не дожидаясь конца года. Минфин России указал, что в соответствии с п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик может перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, уменьшив на него налоговую базу, определяемую с учетом требований ст. ст. 275.1, 280 и 380 НК РФ. Одновременно финансовое ведомство напоминает, что переносимая сумма в 2006 г. не должна превышать

50 процентов налоговой базы (ст. 5 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ), которая формируется в соответствии со ст. 274 НК РФ.

Аналогичное мнение высказано в судебной практике. Причем суд указал, что Налоговый кодекс не содержит положений, запрещающих налогоплательщику использовать указанную льготу в отчетном периоде. Наоборот, это право следует из положений п. 2 ст. 283 НК РФ, поскольку убыток уменьшает налоговую базу, которая в соответствии со ст. ст. 274 и 286 НК РФ определяется в том числе и по итогам отчетного периода (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.04.2006 № А56-27460/2005).

Применение документа (выводы):

Если в прошлые налоговые периоды организация получает убыток, то на этот убыток или его часть можно уменьшать налоговую базу отчетного периода, при условии получения в нем положительного финансового результата.

ПИСЬМО

от 7 июня 2006 г.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

На основании п. 6 ст. 324.1 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для целей исчисления налога на прибыль отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год производятся в порядке, аналогичном для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников.

Согласно п. 1 ст. 324.1 Кодекса организация, принявшая решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений, обязана отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый ею способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Следовательно, налогоплательщик, принявший решение о создании в 2005 г. резерва на выплату ежегодных вознаграждений, вне зависимости от фактических ежемесячных расходов на оплату труда на протяжении года производит ежемесячные отчисления в резерв, которые зависят только от фактических расходов налогопла-

№ 03-03-04/1/500

тельщика на оплату труда, процента отчислений в резерв, а также от размера годовой предельной суммы отчислений в резерв.

Поэтому увольнения работников на протяжении 2005 г. не сказываются на размере учитываемых (в виде ежемесячных отчислений в резерв) организацией в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с выплатой вознаграждений.

При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 324.1 Кодекса при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденной инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на выплату вознаграждений и, соответственно, сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Таким образом, в случае если сумма фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за 2005 г. с учетом ЕСН превысит сумму резерва, перенесенного на 2006 г., то налогоплательщик обязан по состоянию на 31.12.2005 включить в расходы на оплату труда сумму такого превышения.

При этом необходимости подавать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2005 г. не возникает.

Вместе с тем в ситуации, когда сумма резерва, перенесенного на 2006 г., превысит сумму фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за 2005 г., указанная сумма превышения согласно п. 5 ст. 324.1 Кодекса включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик считает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Таким образом, налогоплательщик вправе не включать в состав внереализационных доходов остаток неиспользованного резерва на предстоящую выплату вознаграждения при условии формирования указанного резерва в следующем налоговом периоде.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Комментарий:

Минфин России дал свои разъяснения по формированию резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год. В случае если вознаграждения по итогам работы за 2005 г. будет начислено уже в 2006 г., речь идет не об использовании резерва, а о его переносе на следующий год. При этом возможны две ситуации:

1) сумма перенесенного на 2006 г. резерва будет меньше, чем начисленное вознаграждение по итогам работы за 2005 г. (с учетом ЕСН);

2) сумма перенесенного на 2006 г. резерва будет больше, чем начисленное вознаграждение по итогам работы за 2005 г. (с учетом ЕСН).

Необходимо ли в первом случае, когда сумма перенесенного резерва будет меньше, чем начисленное за 2005 г. вознаграждение, увеличивать расходы на оплату труда 2005 г. на сумму превышения и подавать уточненную налоговую декларацию? Следует ли во втором случае, когда сумма перенесенного резерва будет больше, чем начисленное за 2005 г. вознаграждение, включать сумму превышения в состав внереализационных доходов?

Точка зрения финансового ведомства такова: в случае если сумма перенесенного на 2006 г. резерва будет меньше, чем начисленное по итогам работы за 2005 г. вознаграждение (с учетом ЕСН),

организации действительно следует увеличить расходы на оплату труда 2005 г. на сумму этого превышения. Связано это с тем, что в п. 3 ст. 324.1 НК РФ установлено: при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденной инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря включить в расходы сумму фактических расходов на выплату вознаграждений (и сумму ЕСН с этих вознаграждений), по которым ранее не создавался указанный резерв. Поэтому организация должна по состоянию на 31.12.2005 включить в расходы на оплату труда сумму образовавшегося превышения.

По мнению Минфина России, необходимости подавать уточненные налоговые декларации не возникает. Тут необходимо пояснение.

Действительно, уточненные налоговые декларации не следует подавать, если вознаграждения по итогам работы за 2005 г. были начислены в 2006 г., но до момента сдачи налоговой декларации за 2005 г. Однако если организация сначала сдала налоговую отчетность за 2005 г., а потом произвела выплату вознаграждений по итогам работы за год и при этом обнаружилось, что сумма вознаграждений больше, чем отчисления в резерв, то, как и говорится в разъяснениях Минфина России, расходы на оплату труда 2005 г. нужно увеличить. Поэтому у организации возникнет переплата налога, которой она вправе распорядиться по своему усмотрению (потребовать зачета или возврата), а для этого следует подать уточненную налоговую декларацию.

Второй случай - сумма резерва, перенесенного на 2006 г., превышает сумму фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за 2005 г. (с учетом ЕСН). Финансовое ведомство обращает внимание на то, что согласно п. 5 ст. 324.1 НК РФ указанная сумма превышения должна включаться в состав внереализационных доходов только в том случае, если налогоплательщик сочтет нецелесообразным формировать резерв в 2006 г. Если же в следующем налоговом периоде резерв формируется - организация вправе не включать в состав внереализационных доходов остаток неиспользованного резерва.

Применение документа (выводы):

В случае если организация формирует в 2005 г. резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год, при этом вознаграждение фактически начисляется в 2006 г., то:

1. Если сумма перенесенного на 2006 г. резерва будет меньше, чем начисленное вознагражде-

ние (с учетом ЕСН), - следует увеличить расходы на оплату труда 2005 г. на сумму превышения. Если вознаграждение было начислено до подачи налоговой декларации за 2005 г. - необходимости подавать уточненную налоговую декларацию не возникает. Если вознаграждение было начислено после подачи налоговой декларации за 2005 г. — у организации будет иметься переплата, которую

можно будет зачесть или вернуть. При этом следует подать уточненную налоговую декларацию.

2. Если сумма перенесенного на 2006 г. резерва будет больше, чем начисленное вознаграждение (с учетом ЕСН), — остаток неиспользованного резерва не должен включаться в состав внереализационных доходов.

ПИСьМО

от 12 июля 2006 г.

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.

Согласно п. 2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полагаем, что налоговые органы не вправе отказывать в приеме налоговой декларации на бумажном носителе. Письмом МНС России от 22.06.2004 № 06-5-03/866 управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации поручено принять меры к недопущению фактов отказов нижестоящими налоговыми органами в приеме налоговых деклараций (расчетов) на бумажных носителях.

В целях сокращения затрат времени на сдачу налогоплательщиками отчетности в налоговые органы, избежания ошибок при формировании данных налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов с использованием средств входного контроля, возможности оперативного обновления форматов представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (магнитном носителе) налоговые органы вправе рекомендовать налогоплательщикам представлять в электронном виде налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налога.

7 июля 2006 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон № 181057-4 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

№ 03-02-07/1-178

связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

Федеральный закон предусматривает внесение изменений в ст. 80 Кодекса, в том числе положение о представлении налогоплательщиком, среднесписочная численность работников которого на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Указанное положение должно применяться до 1 января 2008 г. в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ

Комментарий:

На практике налогоплательщики, сдавая налоговую отчетность, могут столкнуться с требованием налоговых органов представлять налоговые декларации не в бумажном, а в электронном виде. Насколько такие требования обоснованны? Вправе ли налоговый орган отказываться принимать налоговые декларации в бумажном виде?

Минфин России считает, что отказывать в приеме деклараций в бумажном виде налоговые органы не имеют права. Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговые декларации должны представляться в налоговый орган или на бумажном носителе, или в электронном виде. Поэтому отказ налогового органа принять декларацию в бумажном виде неправомерен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.