ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ
ISSN 2079-6714 (Print)
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
Вопрос. В организации заключаются трудовые договоры с иногородними сотрудниками.
Может ли организация не облагать НДФЛ стоимость аренды жилья иногородних сотрудников при условии, что в трудовых договорах с работниками прописаны два следующих условия: работник в связи с трудоустройством переезжает из другого города, работодатель обязуется обеспечить его жильем; это жилье не является элитным?
Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
Организация вправе не облагать НДФЛ компенсацию иногороднему сотруднику либо оплаченную за него стоимость аренды жилья, если данные выплаты произведены в интересах самой организации. В то же время мы не исключаем спор с налоговым органом при проверке.
Обоснование. Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или
соответствующего денежного возмещения, предусмотренные действующим
законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 169 Трудового кодекса Российской Федерации при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:
— расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
— расходы по обустройству на новом месте жительства.
Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам (не относящимся к госсектору) определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено возмещение иногородним работникам расходов по найму жилья. Поэтому, по мнению Минфина России, компенсация за аренду жилья подлежит обложению НДФЛ даже при условии, что возмещение расходов по найму жилья предусмотрено трудовым договором (см. письма Минфина России от 05.08.2014 № 03-04-06/38542, от 15.05.2013 № 03-03-06/1/16789, от 22.10.2013 № 03-04-06/44206, от 13.07.2009 № 03-04-0601/165, от 11.06.2008 № 03-04-06-02/57, от 25.01.2008 № 03-04-06-01/22).
Кроме того, если организация частично или полностью оплачивает за работника аренду жилья или коммунальные услуги, у работника возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ. При этом организация признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить
НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (см. письма Минфина России от 19.05.2015 № 0303-06/28809, от 17.07.2015 № 03-08-05/41253, от 30.09.2013 № 03-03-06/1/40369, от 04.07.2011 № 03-03-06/1/391, от 28.06.2011 № 03-04-06/6-152).
При этом существует арбитражная практика, в которой судьи придерживаются противоположной точки зрения, считая, что наем жилого помещения для сотрудников из другой местности является неотъемлемой частью обустройства на новом месте жительства, а следовательно, оплата найма попадает под понятие компенсации, предусмотренной ст. 169 Трудового кодекса Российской Федерации, и не облагается НДФЛ (см., например, постановления АС Поволжского округа от 03.05.2015 № Ф06-23993/15 по делу № А72-10946/2014, АС Северо-Западного округа от 28.08.2014 № Ф07-6326/14 по делу № А56-50900/2013, постановления ФАС ВосточноСибирского округа от 11.09.2013 № Ф02-4189/13 по делу № А19-2330/2013, ФАС Дальневосточного округа от 25.01.2013 № Ф03-5923/12 по делу № А51-4990/2012, ФАС Уральского округа от 08.06.2012 № Ф09-3304/12 по делу № А07-9065/2011, ФАС Московского округа от 10.07.2012 № Ф05-6448/12 по делу № А40-82827/2011, от 21.03.2011 № КА-А40/1449-11, от 06.09.2007 № КА-А40/9054-07, ФАС Волго-Вятского округа от 24.06.2008 № А43-28282/2007-37-943).
Президиум Верховного Суда РФ в п. 3 Обзора от 21.10.2015 обобщил судебную практику по этому вопросу и пришел к выводу о том, что получение физическим лицом благ в виде оплаченных за него товаров (работ, услуг) и имущественных прав не облагается НДФЛ, если предоставление таких благ обусловлено прежде всего интересом передающего (оплачивающего) их лица, а не целью преимущественного удовлетворения личных нужд гражданина. Одно лишь то обстоятельство, что в результате предоставления гражданину оплаченных за него благ в определенной мере удовлетворяются личные потребности
физического лица, не является достаточным для вывода о возникновении дохода в натуральной форме, облагаемого налогом.
Судьи заключили, что договоры аренды жилых помещений заключались по инициативе работодателя в целях осуществления хозяйственной деятельности организации, а именно в связи с открытием филиала, расположенного в другом городе, необходимостью привлечения к труду в филиале иногородних
работников, имеющих особый опыт и квалификацию, которые в отсутствие такой необходимости самостоятельно не изменили бы место жительства (пребывания). Предоставленные работникам квартиры обеспечивали комфортное проживание, соответствовали статусу работников, но при этом не относились к категории элитного жилья с элементами роскоши, что могло бы свидетельствовать о том, что при выборе помещений организация преследовала цель удовлетворения индивидуальных потребностей граждан-работников, обусловленных
преимущественно избранным ими образом жизни. Таким образом, затраты на аренду жилья для работников производились организацией прежде всего в своих интересах, что свидетельствует об отсутствии преобладающего интереса физических лиц и, соответственно, об отсутствии личного дохода, подлежащего налогообложению на основании подп. 1-2 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая сложившуюся арбитражную практику, мы придерживаемся мнения, что организация вправе не облагать НДФЛ компенсацию иногороднему сотруднику либо оплаченную за него стоимость аренды жилья, если данные выплаты произведены в интересах самой организации. В то же время мы не исключаем в таком случае спор с налоговым органом при проверке и возможную необходимость организации отстаивать свою позицию в суде.
Напомним, организация вправе обратиться за персональными письменными разъяснениями в Минфин России или в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет (подп. 1, подп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. НДФЛ с возмещения расходов при переезде на работу в другую местность;
— Энциклопедия решений. НДФЛ с компенсаций, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива.
Ответ подготовила: Федорова Лилия, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российской коллегии аудиторов
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП
Вопрос. Учетной политикой организации для целей налогообложения предусмотрено формирование в налоговом учете резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год. В течение 2015 года организацией производились отчисления в резерв на предстоящую выплату ежегодных
вознаграждений по итогам работы за год. По результатам работы за 2015 год сумма сформированного резерва фактически оказалась меньше суммы планируемого к выплате вознаграждения по итогам работы за год.
Вознаграждение начислено в январе 2016 года и полностью выплачено в феврале 2016 года.
Вправе ли организация по состоянию на конец налогового периода (2015 год) увеличить сумму резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год и довести резерв до планируемого к выплате вознаграждения? На каких условиях это можно сделать?
Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
Налогоплательщик вправе учесть в расходах на оплату труда по состоянию на 31 декабря 2015 года сумму вознаграждения по итогам работы за 2015 год, не покрытую за счет резерва, сформированного в течение 2015 года, независимо от даты выплаты.
При этом порядок уточнения резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год следует утвердить в учетной политике.
Обоснование. В соответствии с п. 24 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год учитываются для целей исчисления налога на прибыль в составе расходов на оплату труда.
Порядок учета расходов на формирование указанных резервов установлен ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации .
Отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам работы за год
осуществляются в порядке, предусмотренном подп. 1-5 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 6 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщик, принявший решение о формировании резерва на выплату вознаграждений по итогам года, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации, письма Минфина России от 14.12.2007 № 03-03-06/2/227, от 26.10.2007 № 03-03-06/2/193).
В соответствии с п. 3 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва.
При этом недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов с учетом страховых взносов.
Причем п. 4 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок уточнения резерва на предстоящую оплату отпусков работникам, а для резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год такой порядок ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Однако при уточнении резерва на выплату вознаграждения по итогам года следует учитывать, что формирование такого резерва происходит в течение налогового периода, а выплата вознаграждения, как правило, производится в следующем году после подведения итогов прошедшего года.
Представители Минфина России в письме от 02.04.2012 № 03-03-06/4/25 разъяснили порядок уточнения рассматриваемого резерва в подобных случаях. В указанном письме поясняется, что при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений
главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Соответственно, выплата в начале следующего года вознаграждения работникам за труд по итогам предыдущего года не будет иметь значения для применения метода начисления и не изменит порядок формирования облагаемой прибыли за тот год, по результатам труда за который было выплачено вознаграждение.
Исходя из этого следует, что в случае, если сумма фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за год превысит сумму начисленного резерва, сумма такого превышения учитывается в расходах на оплату труда при расчете налоговой базы по налогу на прибыль того года, по итогам которого выплачивается вознаграждение.
Причем из разъяснений Минфина России следует, что, если выплаты вознаграждений по итогам года были произведены после сдачи годовой декларации по налогу на прибыль, сумму превышения можно учесть в расходах на оплату труда того года, в котором произведена выплата, без представления уточненной декларации за предыдущий год.
Суды придерживаются аналогичной точки зрения и считают, что выплата вознаграждения работникам за труд по итогам года, произведенная из средств этого года, но в начале следующего, не имеет значения для применения метода начисления и не изменяет порядок формирования облагаемой прибыли за тот год, по результатам труда за который и было выплачено вознаграждение (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2013 № Ф02-4903/13, ФАС Поволжского округа от 01.08.2013 № Ф06-5986/13, ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 № Ф07-4683/11 и от 18.05.2011 № Ф07-2933/11, ФАС ЗападноСибирского округа от 23.06.2011 N Ф04-2248/11).
При этом существует противоположная позиция судов. Например, в определении ВАС РФ от 08.02.2011 № ВАС-528/1 суды, напротив, признали правомерность учета в расходах налогового периода, в котором была произведена выплата вознаграждения, сумму вознаграждения по итогам предыдущего года, непокрытую за счет резерва. Причем необходимо отметить, что в указанном случае суды поддержали налогоплательщика.
На наш взгляд, учитывая, что ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен порядок уточнения резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, в отличие от резерва на предстоящую оплату отпусков работникам (п. 4 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик вправе самостоятельно разработать порядок уточнения рассматриваемого резерва и закрепить такой порядок в своей учетной политике в целях налогообложения (см. письма Минфина России от 05.04.2013 № 03-0306/2/11148, от 20.03.2009 № 03-03-06/4/19).
Исходя из изложенного считаем, что налогоплательщик вправе учесть в расходах на оплату труда по состоянию на 31 декабря 2015 года сумму вознаграждения по итогам работы за 2015 год, не покрытую за счет резерва, сформированного в течение 2015 года, независимо от даты выплаты такого вознаграждения.
При этом порядок уточнения резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год следует утвердить в учетной политике.
В то же время, учитывая наличие судебной практики, не исключаем вероятность претензий со стороны налоговых органов в сложившейся ситуации.
В заключение напомним, что на основании п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, с целью минимизации налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщикам подп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу непосредственно в Минфин России.
Ответ подготовила: Башкирова Ираида, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП
Вопрос. Отражаются ли на счете 26 «Общехозяйственные расходы»
представительские расходы на покупку спиртных напитков? Признаются ли они в этом качестве в целях налогообложения прибыли организаций?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Затраты организации на приобретение спиртных напитков могут быть отнесены к представительским расходам, связанным с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
В бухгалтерском учете они признаются расходами по обычным видам деятельности и могут отражаться на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
В целях налогообложения прибыли организаций в пределах установленного лимита они учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Обоснование
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:
— расходы по обычным видам деятельности;
— прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
В бухгалтерском учете представительские расходы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99). Никаких ограничений по видам и размерам представительских расходов в бухгалтерском учете нет.
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
На основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - Инструкция к Плану счетов), представительские расходы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» (если организация занимается торговой деятельностью) в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В случае, если произведенные затраты не могут быть признаны представительскими расходами, либо в случае отсутствия оправдательных документов расходы относятся в бухгалтерском учете к прочим расходам и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Налог на прибыль организаций
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях налогообложения прибыли на основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, - убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и
внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации). Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других
организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации в свою очередь установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание следующих лиц:
— представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
— участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.
К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по
обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Таким образом, в ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации содержится закрытый перечень затрат, которые относятся к представительским, поэтому иные виды расходов (на организацию развлечений и отдыха, оплату виз, профилактику или лечение заболеваний и др.) представительскими не считаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Затраты сверх указанного лимита в целях налогообложения не учитываются (п. 42 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации).
Контролирующие органы и суды в большинстве случаев не возражают против включения затрат на покупку спиртных напитков (алкоголя) и табачных изделий для организации официального приема, проводимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, в состав представительских расходов, но только в пределах, обусловленных обычаями делового оборота при проведении подобных мероприятий. Под обычаем понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации) (письма Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136, от 19.11.2004 № 0303-01-04/2/30, от 09.06.2004 № 03-02-05/1/49, УМНС России по г. Москве от 27.09.2004 № 2612/62972, постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 N Ф06-10003/12, ФАС Уральского округа от 10.11.2010 № Ф09-7088/10-С2, ФАС Центрального округа от 27.08.2009 № А48-2871/08-18, а также письмо УМНС России по Московской области от 10.03.2004 № 04-27/03000 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2005 № А56-32729/04 - с противоположной позицией).
В письме Минфина России от 21.10.2014 № 03-0306/1/53004 на аналогичный вопрос о включении в состав представительских расходов стоимости приобретенных спиртных напитков по этому поводу сказано, что конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака,
обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями Налогового кодекса Российской Федерации не регламентирован.
С учетом этого считаем, что затраты организации на приобретение спиртных напитков могут быть отнесены к представительским расходам, связанным с официальным приемом и обслуживанием представителей других
организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. В целях налогообложения прибыли организаций они учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в пределах установленного лимита.
Ответ подготовила: Волкова Ольга, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. По договору аренды муниципального имущества, заключенному на 11 месяцев между комитетом по управлению муниципальным имуществом и ООО, переданы объекты инфраструктуры водоснабжения и
водоотведения.
Комитет не начисляет амортизацию, так как на объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, ООО не начисляет амортизацию, так как имущество - арендованное (п. 50 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Получается, что за период нахождения имущества в аренде имущество не амортизируется.
Кто в данном случае должен начислять амортизацию?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав муниципальной казны амортизация не начисляется.
В случае передачи в аренду такого имущества оснований для начисления амортизации по нему не возникает.
Обоснование. Бухгалтерский учет основных средств, полученных коммерческими
организациями во временное пользование, ведется в соответствии с:
— ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее -ПБУ 6/01);
— Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее -Методические указания).
В п. 50 Методических указаний четко сказано, что начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.
Таким образом, амортизацию на основные средства, переданные в аренду, должен начислять арендодатель, однако данная норма может быть применена только в том случае, если арендодателем является коммерческая
организация. В рассматриваемой ситуации арендодателем является орган, уполномоченный представлять интересы собственника
(муниципального образования) по управлению имуществом, поэтому приведенными
нормативными актами он руководствоваться не должен (п. 1 ПБУ 6/01 и п. 1 Методический указаний).
Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией,
утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
В соответствии с п. 94 Инструкции № 157н по объектам, составляющим государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется (если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции № 157н и законодательства Российской Федерации (далее -правовой акт по бюджетному учету казны)) и отражается в размере сумм, начисленных последним правообладателем. Расчет и единовременное начисление суммы амортизации
за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением
(правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
Таким образом, Инструкцией № 157н предполагается возобновление начисления амортизации только после выбытия основных средств из состава имущества казны при передаче их организациям государственного сектора или другим правообладателям.
Согласно п. 33 Инструкции № 157н операции по передаче (возврату) материальных объектов нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование должны отражаться путем:
— внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов на соответствующих счетах учета нефинансовых активов;
— отражения на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости.
Требования данной нормы распространяются на любые нефинансовые активы. К таким активам согласно Инструкции № 157н относится и имущество казны, учитываемое уполномоченными органами на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны».
Таким образом, при сдаче имущества казны в аренду оно не выбывает из состава казны.
С учетом приведенных норм в рассматриваемой ситуации нет оснований для начисления амортизации по имуществу, переданному в аренду, ни в учете органа, уполномоченного представлять интересы собственника (муниципального образования) по управлению имуществом, осуществляющего учет имущества казны, ни в учете организации-арендатора муниципального имущества.
В заключение отметим, что в рассматриваемой ситуации организация-арендатор при учете основных средств должна руководствоваться нормативно-правовыми актами,
предназначенными для коммерческих
организаций.
Нормативно-правовые акты по учету основных средств для коммерческих организаций устанавливают единые правила отражения в бухгалтерском учете арендованных основных средств и не предусматривают возможности установления даже по согласованию сторон иного порядка.
Ответ подготовила: Васильева Ирина, эксперт службы Правового консалтинга
ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. С 1 января 2016 года материальную выгоду необходимо определять на последний день каждого месяца, начиная с 31 января 2016 года.
В организации заработная плата выплачивается ежемесячно 25-го числа. Согласно договору беспроцентного займа частичное погашение осуществляется 25-го числа каждого месяца, т.е. дата частичного возврата заемных средств совпадает с датой выплаты зарплаты. Иных доходов, кроме оплаты труда, сотрудник не получает.
На какую дату следует производить удержание НДФЛ с материал ьной выгоды ?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
В настоящее время доход в виде материальной выгоды организации необходимо определять (рассчитывать) ежемесячно - на последнее число каждого месяца (на 31 января, на 29 февраля, на 31 марта и т.д.). При этом дата погашения (частичного погашения) займа значения не имеет.
До истечения месяца доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах не может считаться полученным налогоплательщиком, соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен и удержан. Поэтому НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, рассчитанный за текущий месяц, фактически будет удерживаться в следующих месяцах налогового периода - в день фактической
выплаты денежных средств (в данном случае -25-е число следующего месяца).
Перечислять суммы исчисленного и удержанного налога нужно не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода, т.е. в рассматриваемом случае не позднее дня, следующего за днем выплаты заработной платы (не позднее 26-го числа).
Обоснование. Определение налоговой базы по НДФЛ при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление НДФЛ с этого дохода, его удержание и перечисление в бюджетную систему РФ должна осуществлять организация-заимодавец как налоговый агент (п. 1, 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода (п. 3 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
До 1 января 2016 года датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, признавался день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (подп. 3 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2015 году). При этом согласно существовавшей официальной позиции фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды при получении беспроцентного займа следовало считать соответствующие даты возврата налогоплательщиком заемных средств
(см., например, письма Минфина России от 10.06.2015 № 03-04-05/33645, от 15.07.2014 № 03-04-06/34520, от 26.03.2013 № 03-04-05/4282).
С 1 января 2016 года доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств признается полученным налогоплательщиком-заемщиком на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (пп. 7 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации, указанной нормой ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ, письмо Минфина России от 02.02.2016
№ 03-04-06/4762). Обращаем внимание, что подп. 7 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит оговорок о том, что его применение предусмотрено только для процентных займов, что позволяет сделать вывод о распространении данной нормы на любые виды договоров займа, в том числе на беспроцентные.
Таким образом, в настоящее время доход в виде материальной выгоды организации необходимо определять (рассчитывать) ежемесячно - на последнее число каждого месяца (на 31 января, на 29 февраля, на 31 марта и т.д.). При этом дата погашения (частичного погашения) займа значения не имеет. То есть с 2016 года рассчитывать НДФЛ с материальной выгоды нужно и в том случае, если возврата заемных средств не происходит.
Пунктом 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
В рассматриваемом случае выплата единственного дохода, который получает сотрудник (заработной платы), осуществляется ежемесячно 25-го числа. То есть 25 января выплачивается заработная плата за декабрь, 25 февраля - заработная плата за январь и т.д.
Совокупный анализ подп. 7 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что до истечения месяца доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах не может считаться полученным налогоплательщиком,
соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен и удержан (см. дополнительно письмо Минфина России от 27.10.2015 № 03-04-07/61550). Иными словами, на 25 января 2016 года у организации не возникает оснований для удержания из заработной платы сотрудника сумм дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, т.к. на эту дату величина данного дохода еще не
определена (расчет НДФЛ с материальной выгоды будет произведен только 31 января 2016 года).
25 февраля 2016 года сотруднику будет выплачиваться заработная плата за январь 2016 года, т.е. фактическая выплата дохода, из которого можно удержать сумму НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, рассчитанного за январь 2016 года, приходится именно на эту дату.
Таким образом, получается, что:
— НДФЛ с январской материальной выгоды подлежит удержанию 25 февраля 2016 года;
— НДФЛ с февральской материальной выгоды подлежит удержанию 25 марта 2016 года;
— НДФЛ с мартовской материальной выгоды подлежит удержанию 25 апреля 2016 года и т.д.
Перечислять суммы исчисленного и удержанного налога нужно не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации), то есть в рассматриваемом случае не позднее дня, следующего за днем выплаты заработной платы (не позднее 26-го числа).
Ответ подготовила: Лазукова Екатерина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП