Вопрос - Ответ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. В соответствии со ст. Ill НК РФ налогоплательщик считается невиновным в на.юговом правонарушении, если он совершил его, выполняя письменные разъяснения финансовых и других уполномоченных органов в пределах их компетенции. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ нсьюговые инспекции обязаны информировать налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В связи с этим просим разъяснить следующее.
1. Как с 1 августа 2004г. разграничена компетенция Минфина России и налоговых органов в сфере разъяснений по исчислению и уплате налогов в конкретных хозяйственных ситуациях?
2. Куда налогоплательщик должен обращаться за разъяснениями, связанными с толкованием налогового законодательства, - непосредственно в Минфин России или в его территориальные подразделения?
3. В какой степени можно полагаться на разъяснения, размещенные в справочно-информационных базах? Освобождают ли такие разъяснения от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ? Можно ли в настоящее время руководствоваться разъяснениями, которые бьии даны на.юговыми органами до вступления в силу Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 21 сентября 2004г. N9 03-02-07/39
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее.
1. Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (далее - Закон) были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ (далее - Кодекс).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса (в ред. названного выше Закона) налогоплательщик имеет право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
Указанному праву налогоплательщиков корреспондирует установленная подп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса обязанность налоговых органов предоставлять такую информацию. Таким образом, в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета.
2. В соответствии сост. 34.2 Кодекса Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а органы исполнительной власти в субъектах РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Таким образом, по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления.
3. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при
наличии документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
В п. 35 постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что к разъяснениям, упомянутым подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. При исполнении законодательства о налогах и сборах налогоплательщик должен руководствоваться, прежде всего, указанным законодательством, а также вправе учитывать позиции МНС России и Минфина России, выраженные в соответствии с их компетенцией по интересующему его вопросу. Налогоплательщики, налоговые агенты вправе расценивать письменные разъяснения, данные руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснения компетентного должностного лица.
Согласно ст. 78 Закона нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу названного Закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со ст. 137 Кодекса каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Вопрос. Пунктом 15 ст. 255 ПК РФ предусмотрено включение в расходы на оплату труда сумм доплаты до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности.
Статьей 24 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 установлено, что в случае временной нетрудоспособно-
сти лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Включаются ли в связи с вышеизложенным доплаты по больничным листам, производимые организацией до фактического заработка сверх максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности (лицам, работающим в районах Крайнего Севера)у в расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8сентября 2004 г. № 03-03-01-04/1/33
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения к расходам на оплату труда затрат на доплату до фактического заработка лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной утраты трудоспособности и сообщает следующее.
Статья 255 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) определяет, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, свя занные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.
В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Статья 24 Закона РФ от 19.02.1993 N9 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц. работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» опреде ляет, что в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в раз-
мере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
При этом следует учитывать, что федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ.
Так, ст. 7 Федерального закона от 08.12.2003 N0 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» продлевает на 2004 г. действие ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N9 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования в Российской Федерации на 2002 год», которая устанавливает, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ, не может превышать 11 700 руб. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов.
Таким образом, по нашему мнению, налогоплательщик относит к расходам в целях налогообложения прибыли фактически выплачиваемое работодателем пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное согласно трудовым договорам и законодательству РФ, уменьшенное на максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ.
Вопрос. В соответствии со ст. 381НК РФ налог на имущество организаций не взимается в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
В связи с этим просим разъяснить, облагаются ли налогом на имущество объекты, предоставляемые в аренду (полностью или частично) организациями, деятельность которых связана с культурой, искусством, образованием, физической культурой и спортом, здравоохранением и социальным обеспечением.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 25 августа 2004 г. № 03-06-01-04/12
В связи с письмом по вопросу применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов, сдаваемых полностью или частично в аренду организациями, деятельность которых свя-
зана с культурой и искусством, образованием, физической культурой и спортом, здравоохранением и социальным обеспечением, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов социально-культур-ной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Таким образом, указанная льгота предоставляется организациям, ведущим деятельность в области культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения. При этом льгота предоставляется в отношении имущества, учитываемого на балансе организации и используемого в рамках указанной деятельности, соответствующей определенным уставом (положением) целям и задачам создания организации.
Под объектами социально-культурной сферы, в отношении которых предоставляется льгота, необходимо понимать основные средства, входящие в состав единого обособленного комплекса имущества (например, учебные корпуса, административные и хозяйственные строения и помещения и др.), функционально и организационно предназначенного для ведения организацией указанных выше видов деятел ьности.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с гл. 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
В случае если объекты социально-культурной сферы, ранее использовавшиеся организацией в области культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, полностью сдаются в аренду и, соответственно, не используются непосредственно этой организацией по целевому назначению, то льгота по таким объектам не предоставляется и данные объекты подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке независимо от целей их использования арендатором.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Вопрос. Гражданин получил в наследство от матери часть имущества по закону и часть по завещанию. По какой ставке должен быть исчислен налог с имущества, переходящего в порядке наследования?
Ответ. Налогообложение имущества, полученного физическим лицом в порядке наследования или дарения, производится в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.12.1991 N9 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».
Перечень объектов налогообложения определен ст. 2 названного Закона.
Круг наследников по закону и порядок наследования по завещанию определен частью третьей Гражданского кодекса РФ.
Если наследник первой очереди получил в наследство имущество частично по закону, а частично по завещанию, то исчисление налога с имущества, переходящего в порядке наследования, производится с общей суммы наследственного имущества по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 3 вышеназванного Закона для наследников первой очереди.
Л.Н. КРЫКАНОВА Советник налоговой службы РФ
II ранга
Вопрос. Супруги приобрели по договору купли-продажи у физического лица в общую равнодолевую собственность квартиру. Имеют ли право оба супруга на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры в равнодолевую собственность, если платежные документы оформлены на одного супруга, а свидетельство о государственной регистрации права собственности подтверждает право каждого из супругов в размере 1/2 доли квартиры ?
Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 руб. (по правоотношениям, возникшим после 1 января 2003 г.).
Основанием для предоставления имущественного налогового вычета являются письменное заявление налогоплательщика о предоставлении вычета, документы, подтверждающие право собственно-
сти на приобретенную квартиру, а также платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лице указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
При приобретении имущества в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности.
В случае если квартира была приобретена в общую долевую собственность супругами, но оплату по платежным документам производил только один из супругов, для получения имущественного налогового вычета другому супругу - участнику общей долевой собственности необходимо представить документ, подтверждающий его полномочие на уплату им денежных средств за долю собственности квартиры другого супруга. Таким документом може\ служить нотариально удостоверенная доверенность, выданная одним из супругов другому супругу, который производил от своего имени платежи в оплату всей стоимости квартиры, на внесение денежных средств в оплату его доли квартиры.
Е.А. ГЛАЗУНОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Какая ответственность применяется в отношении должностных лиц организаций за несвоевременное представление в регистрирующий орган сведений об изменении места нахождения организации?
Ответ. Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в случае, если изменение указанных в п. 1 названной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл.VI названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юри-
дические лица несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти МРОТ.
Таким образом, за несвоевременное представление в регистрирующий орган сведений о внесении изменений в учредительные документы, и в частности об изменении места нахождения организации, в отношении должностных лиц организаций применяется ответственность на основании п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Применяется ли ответственность, предусмотренная ст. 122 Налогового кодекса РФ, к плательщикам единого социального налога в случае неправильного применения на.югового вычета?
Ответ. В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по названному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно ст. 243 Кодекса в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган.
При этом разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогово-
го периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Согласно ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа.
Учитывая изложенное, если в налоговом периоде сумма примененного налогового вычета превысила сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, что повлекло неуплату (неполную уплату) суммы налога, плательщик единого социального налога подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, по итогам налогового периода.
Е.В.ЖАРИКОВА Советник налоговой службы I ранга
Вопрос. Следует ли начисмть страховые взносы от несчастных случаев на производстве на суммы сверхнормативных суточных ?
Ответ. На основании п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N2 184, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
На основании п. 10 указанного Перечня к выплатам, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, отнесены суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством РФ, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бес-
платного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством РФ; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, со сверхнормативных суточных следует исчислить взносы на страхование от несчастных случаев на производстве.
Т.А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга
Вопрос. Когда в соответствии с п. 4 ст. 324.1кодекса РФ (далее — Кодекс) следует производить уточнение созданного резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (просим указать конкретную дату (или даты)) ? Может ли организация уточнять указанный резерв несколько раз в течение налогового периода (в частности, в каждом отчетном периоде)?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 324.1 Кодекса на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.
Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода (п. 5 указанной статьи).
Таким образом, уточнение названного резерва в соответствии с п. 4 указанной статьи производится по результатам инвентаризации с целью определения сумм остатка резерва, подлежащих включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
В связи с изложенным резерв предстоящих расходов на оплату отпусков уточняется только на конец налогового периода.
Вопрос. Как при недостаточности средств резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, подтвержденного инвентаризацией на 31 декабря 2004г., рассчитать сумму, дополнительно включаемую в расходы на оплату труда по состоянию на эту дату; если на 2004 г. перенесен остаток указанного резерва
2003 г.?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв (п. 3 указанной статьи).
Таким образом, если, например, сумма перенесенного с 2003 г. на 2004 г. остатка резерва составила 2 млн руб., сумма фактически начисленного
2004 г. резерва - 8 млн руб., а сумма фактических расходов на оплату использованных в 2004 г. отпусков -13 млн руб. (все вышеприведенные суммы указаны с учетом единого социального налога и подтверждены указанной инвентаризацией), то налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря 2004 г. включить в расходы сумму в размере 3 млн руб. (13-2-8).
Вопрос. Как рассчитать недоиспользованные суммы созданного в 2004г. резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, подлежащие вгстчению в состав налоговой базы 2004 г., в случае если в 2005г. не меняется по сравнению с 2004 г. учетная политика предприятия в отношении формирования указанного резерва?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов.
В соответствии с п. 3 указанной статьи на ко-
нец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
В связи с изложенным под недоиспользованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва предстоящих расходов на оплату отпусков следует понимать разницу между суммой начисленного в рассматриваемом налоговом периоде названного резерва и суммой фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога), уменьшенной на сумму расходов на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва).
Таким образом, в том случае, когда учетной политикой организации предусмотрено формирование указанного резерва в текущем налоговом периоде, под недоиспользованной на последний день предшествующего налогового периода суммой резерва, включаемой в состав внереализационных доходов предшествующего налогового периода, будет пониматься разница между суммой начисленного в предшествующем налоговом периоде резерва и суммой фактических расходов на оплату использованных в предшествующем налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога), уменьшенной на сумму перенесенной на текущий налоговый период части резерва в виде расходов на оплату в текущем налоговом периоде не использованных в предшествующем налоговом периоде законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва).
Например, в случае если в 2005 г. не меняется по сравнению с 2004 г. учетная политика предприятия в отношении формирования указанного резерва, сумма начисленного в 2004 г. резерва составляет 100 млн руб., сумма фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков - 80 млн руб. и сумма расходов на оплату в 2005 г. неиспользованных в 2004 г. законодательно предусмотренных отпусков (указанная часть резерва переносится на 2005 г.) - 5 млн руб. (все вышеприведенные суммы указаны с учетом единого социального налога), то недоиспользованная на 31 декабря 2004 г. сумма резерва (включается в состав внереализационных доходов 2004 г.) равна 15 млн руб. (100- 80- 5).
Вопрос. Как рассчитать сумму\ включаемую в состав внереализационных доходов 2004 г., если при уточнении учетной политики на 2005 г. налогоша-тельщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов.
В соответствии с п. 5 указанной статьи если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
Таким образом, если учетной политикой организации не предусмотрено формирование указанного резерва в текущем налоговом периоде, то в состав внереализационных доходов предшествующего налогового периода будет включаться разница между суммой начисленного в предшествующем налоговом периоде резерва и суммой фактических расходов на оплату использованных в предшествующем налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога).
Например, если при уточнении учетной политики на 2005 г. налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, а сумма начисленного в 2004 г. резерва составит 10 млн руб., сумма фактических расходов на оплату использованных в 2004 г. отпусков - 7 млн руб. (все вышеприведенные суммы указаны с учетом единого социального налога), то для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов 2004 г. сумма в размере 3 млн руб. (10-7).
Вопрос. Вправе ли налогоплательщик, сформировавший в 2003 г. резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам, перенести на 2004 г. часть указанного резерва, приходящуюся на отпуска, которые перенесены сотрудниками на 2004 г. ?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан составить специ-
альный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.
В связи с этим налогоплательщик, сформировавший в 2003 г. указанный резерв, вправе перенести на 2004 г. часть указанного резерва, приходящуюся на отпуска, которые перенесены сотрудниками на 2004 г.
Таким образом, если, например, налогоплательщик может создать в 2004 г. указанный резерв в размере 10 млн руб., а часть суммы резерва, созданного в 2003 г., перенесенная на 2004 г. и приходящаяся на отпуска, перенесенные сотрудниками на 2004 г., составляет 2 млн руб. (все вышеприведенные суммы указаны с учетом единого социального налога), то в 2004 г. налогоплательщик вправе произвести при создании резерва дополнительные расходы только в размере 8 млн руб. (10-2).
A.A. АЛЬФЕРОВИЧ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Местной администрацией были отведены садоводческому товариществу во владение земельные участки. Через 37 дней в налоговую инспекцию товариществом была представлена налоговая декларация по земельному налогу; в связи с чем итоговый орган привлек товарищество к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ. Согласно ст. 16 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» по вновь отведенным земельным участкам расчет земельного налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России.
Согласно п. 24 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N9 56 «По применению Закона Российс-
кой Федерации «О плате за землю» (зарегистрированной в Минюсте России 06.04.2000 № 2183) организации ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы. По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента их предоставления.
Форма Налоговой декларации по земельному налогу, а также Инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-21/725 «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Инструкции по ее заполнению» (зарегистрированным в Минюсте России 20.01.2004 № 5432) - Приложения №1,2 соответственно.
Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрено привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика за непредставление им в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, действия налогового органа, выразившиеся в привлечении садоводческого товарищества к ответственности в соответствии п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в течение месяца с момента отвода ему во владение земельных участков налоговой декларации по земельному налогу, являются правомерными.
Вопрос. Некоммерческая организация в течение налогового периода по налогу на прибы.гь не имела доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получала только целевые по-ступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Обязана ли она представить в налоговый орган декларацию по налогу на прибы,гь по итогам налогового периода ?
Ответ. Согласно ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.
В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанное ти по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствую-
шие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Пунктом 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Учитывая изложенное, некоммерческая организация независимо от того, возник ли у нее объект по налогу на прибыль или нет, обязана представить в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода.
A.B. КРАШЕНИННИКОВ Советник налоговой службы РФ
III ранга
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос. В соответствии с НК РФ и Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, в которых определяются налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу, а также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты местных налогов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Нет ли в данном случае противоречия или ошибки зaкoнoдameJlя?
Ответ. В данном случае нет ни противоречия, ни ошибки. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени регулируются гл.9 НК РФ. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в том числе в форме отсрочки, рассрочки (п. 3 ст. 61 НК РФ).
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов установлены ст. 64 НК РФ. Указанный порядок применяется в отношении федеральных налогов и сборов, налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов. Пункт 12 ст. 64 НК РФ предоставляет право субъектам РФ устанавливать своими законодательными актами дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов. Таким образом, по местным налогам применяется порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, установленный ст. 64 Н К РФ, в рамках этого порядка законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и условия предоставления отсрочки и рассрочки по местным налогам.
К сказанному выше необходимо добавить, что Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ внесены изменения в ст. 64 НК РФ, согласно которым дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки в части уплаты региональных налогов могут устанавливаться законами субъектов РФ, а в части местных налогов - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Названные изменения вступают в силу с 4 сентября 2004 г. (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N9 95-ФЗ).
О.Г. ХМЕЛЕВСКОЙ