НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. вправе ли организация, занимающаяся распространениемлотерейных билетов и не занимающаяся игорным бизнесом, перейти на УСН?
Ответ. Согласно подп. 9 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, занимающиеся игорным бизнесом.
Таким образом, в том случае, если организация занимается исключительно реализацией (распространением) лотерейных билетов и не занимается игорным бизнесом, она может применять упрощенную систему налогообложения при условии выполнения требований ст. 346.12 Кодекса.
Основание: письмо Минфина России от 21.12.2006 № 03-11-04/2/285.
Вопрос. Организация оптовой торговли (поставщик) осуществляет реализацию алкогольной продукции для крупных сетей магазинов (покупателей). Условиями договоров поставки предусмотрено предоставление покупателям годовых скидок (премий) при выполнении ими определенных условий договора (достижении определенных объемов товарооборота). При этом скидки не изменяют цену единицы товара. С 1 января 2006г. согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265НКРФ в состав внереализационных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора. Можно ли для целей исчисления налога на прибыль датой признания расхода в виде скидки считать дату предъявления документов, которые служат основанием для произведенных расчетов? Следует ли корректировать налоговые обязательства поставщика по НДС в связи с предоставлением скидок?
Ответ. Как следует из информации, представленной в вопросе, скидки (премии), предоставляемые организацией покупателям вследствие
выполнения ими определенных условий договора, относятся к скидкам (премиям), не изменяющим цену единицы товара.
При предоставлении скидки или премии покупателю без изменения цены единицы товара организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров.
С 1 января 2006 г. согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик — продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов.
Статьей 272 Кодекса установлен порядок признания расходов при методе начисления.
Подпунктом 3 п. 7 указанной статьи Кодекса установлено, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
Таким образом, применимо к ситуации, изложенной в вопросе, датой признания расхода в виде скидки для целей налогообложения прибыли можно считать дату предъявления документов, которые служат основанием для произведенных расчетов.
Что касается вопроса по налогу на добавленную стоимость, необходимо учитывать следующее.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Кроме того, на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налогообложению налогом на добавленную стоимость подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
В случае если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.
Учитывая изложенное, премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом у продавца товаров на сумму данных премий налоговая база по данному налогу не корректируется.
В соответствии с п. 11.3 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, в министерстве не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Пунктом 1 ст. 34.2 Кодекса предусмотрено, что Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
По вопросам проверки правильности расчета налогов и сборов следует обращаться в аудиторские организации.
Основание: письмо Минфина России от 20.12.2006 № 03-03-04/1/847.
Вопрос. организация занимается изготовлением мебели по индивидуальным заказам с дальнейшей ее реализацией населению как за наличный, так и за безналичный расчет. Подпадает ли данная деятельность под обложение ЕНВД по виду деятельности «бытовые услуги населению»?
Ответ. Согласно ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению только по коду 010000 «Бытовые услуги».
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, к бытовым услугам, в частности, относятся услуги по изготовлению мебели (код ОКУН 014100).
Учитывая изложенное, считаем, что деятельность организации, связанная с оказанием услуг по изготовлению мебели по индивидуальным заказам населения (физических лиц), соответствует установленному ст. 346.27 Кодекса понятию бытовых услуг и может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
При этом деятельность по оказанию этих же услуг организациям (юридическим лицам) не относится к бытовым услугам и не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Основание: письмо Минфина России от 20.12.2006 № 03-11-04/3/545.
Вопрос. в соответствии со ст. 119 тК рФ и условиями трудовых договоров организация предоставляет отдельным категориям работников за ненормированный рабочий день дополнительный отпуск продолжительностью не менее трехендар-ных дней. также организация осуществляет доплату пособия по временной нетрудоспособности до размера среднего заработка. вправе ли организация учитывать затраты на оплату дополнительных отпусков и доплату до среднего заработка за период временной нетрудоспособности в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ. Согласно ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с п. 7 ст. 255 Кодекса в состав расходов, учитываемых при определении нало-
говой базы по налогу на прибыль, включаются расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
При этом расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам для целей налогообложения прибыли не учитываются (п. 24 ст. 270 Кодекса).
Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.
Статьей 119 ТК РФ определено, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать, в частности, работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников.
Таким образом, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями.
Согласно ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Статьей 57 ТК РФ установлено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности:
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Следовательно, условия предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска относятся к режиму рабочего времени и времени отдыха, являющемуся существенным условием трудового договора.
В связи с изложенным для целей налогообложения прибыли расходы на оплату ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней учитываются в фактических размерах при соблюдении порядка предоставления указанного отпуска, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
Что касается вопроса учета в целях налогообложения прибыли доплаты работникам до среднего заработка при наступлении временной нетрудоспособности, необходимо отметить следующее.
Пунктом 15 ст. 255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской
Федерации, который за полный календарный месяц не может превышать 15 000 руб.
В случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает сумму 15 000 руб., налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основание: письмо Минфина России от 20.12.2006 № 03-03-04/1/846.
Вопрос. Организация является учредителем договора доверительного управления и применяет УСН. Учитываются ли у учредителя расходы в виде вознаграждения доверительному управляющему в целях исчисления единого налога при применении УСн?
Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы, указанные в ст. 346.16 Кодекса.
Перечень расходов, приведенный в указанной статье Кодекса, носит ограниченный характер и не содержит расходов учредителя договора доверительного управления по выплате вознаграждения доверительному управляющему.
В связи с этим указанные расходы при определении налоговой базы учитываться не должны.
Основание: письмо Минфина России от 20.12.2006 № 03-11-04/2/282.
Вопрос. в рамках договора доверительного управления имуществом организация сдает в аренду нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности физическому лицу. Является ли доверительный управляющий (организация) плательщиком НДС? Если да, то с какой суммы необходимо исчислять нДС? Следует ли доверительному управляющему уплачивать НДС с вознаграждения и арендной платы, если он применяет УСн? Является ли доверительный управляющий налоговым агентом по НДФЛв отношении учредителя доверительного управления (физического лица)?
Ответ. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в соответствии с дого-
вором доверительного управления имуществом установлены ст. 174.1 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
Так, в соответствии с п. 1 данной статьи Кодекса при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные гл. 21 Кодекса. Поэтому доверительный управляющий, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, осуществляемых в рамках указанного договора.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
На основании ст. 154 Кодекса при реализации налогоплательщиком налога на добавленную стоимость услуг налоговая база по этому налогу определяется как стоимость этих услуг.
Пунктом 1 ст. 168 Кодекса установлено, что при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, доверительный управляющий, осуществляющий в рамках договора доверительного управления имуществом операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу, обязан предъявить к оплате арендатору имущества сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную исходя из суммы арендной платы.
Следует отметить, что доверительный управляющий, применяющий упрощенную систему налогообложения, с суммы вознаграждения, получаемого за услуги по управлению имуществом, переданным ему в доверительное управление, налог на добавленную стоимость не исчисляет и в бюджет не уплачивает, поскольку согласно нормам гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Что касается налога на доходы физических лиц, то ст. 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее
оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Таким образом, доход, полученный физическим лицом — учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом, в том числе от сдачи принадлежащего ему имущества в аренду доверительным управляющим, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В соответствии со ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, признаются налоговыми агентами.
Пунктом 2 ст. 226 Кодекса определено, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.
Учитывая изложенное, при получении физическим лицом — учредителем доверительного управления от организации — доверительного управляющего дохода по договору доверительного управления имуществом указанная организация — доверительный управляющий признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет.
Основание: письмо Минфина России от 18.12.2006 № 03-04-14/27.
Вопрос. Организация оказывает услуги физической культуры и спорта (общая физическая подготовка для взрослых, оздоровительный бег и ходьба, атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика и тяжелая атлетика) в спортивном клубе. Относятся ли такие услуги к бытовым? Подлежит ли деятельность по оказанию услуг физической культуры и спорта в спортивном клубе переводу на ЕНВД?
Ответ. В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Согласно ст. 346.27 Кодекса под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению только по коду 010000 «Бытовые услуги».
При этом оказываемые организацией в спортивном клубе услуги физической культуры и спорта (общая физическая подготовка для взрослых, оздоровительный бег и ходьба, атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика и тяжелая атлетика) отнесены Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее — ОКУН), к коду 070000 «Услуги физической культуры и спорта».
Таким образом, перечисленные в вопросе услуги физической культуры и спорта не относятся к бытовым услугам, перечисленным по коду 010000 «Бытовые услуги» ОКУН.
В связи с этим предпринимательская деятельность организации по оказанию услуг физической культуры и спорта в спортивном клубе не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
Основание: письмо Минфина России от 15.12.2006 № 03-11-04/3/540.
Е. В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер» 19.01.2007