Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зернова Е. В.

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Участниками договора простого товарищества являются организации, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

Правильно ли мы понимаем, что в этой ситуации при реализации товаров (работ, услуг) по договору простого товарищества на организацию, применяющую упрощенную систему налогообложения и являющуюся участником договора простого товарищества, ведущим учет операций по совместной деятельности, положения абз. 2 п. 1 ст. 174.1 НК РФ не распространяются, а именно: на нее не возлагаются обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость, установленные гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»НК РФ, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации?

Ответ. Согласно п. 2 от. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ плательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 11 НК РФ установлено, что под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Согласно п. 1 ст. 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Как указывается в ст. 174.1 НК РФ, в целях гл. 21 НК РФ ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым является российская организация либо индивидуальный предприниматель.

При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) на указанного участника товарищества возлагаются обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость.

В связи с тем что предпринимательская деятельность в рамках договора простого товарищества осуществляется его участниками без образования юридического лица (п. 1 ст. 1041 ГК РФ), а субъектами упрощенной системы налогообложения признаются организации, т. е. юридические лица (п. 2 ст. 11 НК РФ), и индивидуальные предприниматели, а также учитывая положения ст. 174.1 НК РФ, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и осуществляющая ведение общих дел по договору простого товарищества, признается плательщиком налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на тер-

ритории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), осуществляемых в рамках указанного договора.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) участник товарищества, на которого возложены обязанности по ведению общих дел, должен выставлять соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 21.02.2006 № 03-11-04/2/49.

Вопрос. Переводятся ли ломбарды, осуществляющие реализацию невыкупленного имущества в режиме розничной торговли, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении указанной деятельности?

Ответ. Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федераций и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»внесены поправки в ст. 346.27 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2006 г., которыми, в частности, уточнено понятие розничной торговли.

В соответствии с новым понятием розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Пунктом 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К розничной торговле не относится реализация в соответствии с договорами поставки. Так, согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, к розничной торговле в целях гл. 26.3 НК РФ относится предпринимательская

деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

Следует также иметь в виду, что не относится к деятельности в сфере розничной торговли и, соответственно, не подпадает под действие гл. 26.3 НК РФ предпринимательская деятельность, связанная с получением доходов комитентами по договорам комиссии, агентами по агентским договорам (если агент выступает от имени принципала), а также поверенными по договорам поручения.

В связи с этим ломбарды, осуществляющие продажу заложенных гражданами вещей в обеспечение полученного кредита по истечении установленного договором срока возврата кредита по договорам розничной купли-продажи, могут быть привлечены к уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Основание: письмо Минфина России от 21.02.2006 № 03-11-04/3/96.

Вопрос. Открытое акционерное общество разрабатывает изменения в свою учетную политику для целей налогообложения прибыли в связи с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ. В частности, данным Законом внесены изменения в подп. 1 п. 1 ст. 264НК РФ, в соответствии с которыми в составе прочих расходов могут быть учтены таможенные пошлины и сборы.

Вместе с тем норма п. 1 ст. 257 НК РФ, предусматривающая возможность учета таможенных пошлин и сборов в составе первоначальной стоимости основных средств, и п. 2 ст. 254 НК РФ, прямо предписывающая учитывать в составе материальных расходов ввозные таможенные пошлины и сборы, вносят в вопрос учета таможенных пошлин некоторую неясность.

Такая неясность усиливается также тем обстоятельством, что изменения, внесенные в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, носят декларативный характер, а не характер варианта, который организации

могут избрать, закрепив выбранный вариант в своей учетной политике в целях налогообложения.

Просим разъяснить правила учета таможенных пошлин в целях налогообложения прибыли в 2005 г.

Ответ. Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии Кодексом.

Ранее названные положения НК РФ определяют, что таможенные пошлины, уплаченные в связи с приобретением товарно-материальных ценностей и основных средств, учитываются в стоимости этого имущества.

Однако согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, налогоплательщик вправе отнести в том числе таможенные пошлины и сборы, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

При этом порядок отнесения тех или иных затрат к конкретной группе расходов налогоплательщик должен отразить в своей учетной политике.

Основание: письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/130.

Вопрос. Магазин работает на УСН (объект — доходы, уменьшенные на величину расходов). Для получения проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов и разработки паспортов опасного отхода для магазина нами был заказан проект, который необходим для расчета платы по загрязнению окружающей среды (требование Рос-технадзора). Имеем ли мы право уменьшить налогооблагаемую базу на сумму расходов по разработке этой документации?

Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы по единому налогу учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Причем перечень ранее названных расходов является исчерпывающим.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Согласно подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу по единому налогу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

В частности, к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Расходы организации на разработку в соответствии с требованиями Ростехнадзора проекта

документации, необходимой для расчета платы по загрязнению окружающей среды, могут быть признаны в целях налогообложения.

При этом для соблюдения требования о документальном подтверждении произведенных затрат, указанного в ст. 252 НК РФ, необходимо иметь в виду, что порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.

Основание: письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-11-04/2/46.

Вопрос. Организация не оказывает транспортные услуги. В штате организации должности водителя не имеется. Согласно должностным инструкциям работники используют автотранспорт только в служебных целях.

Просим дать разъяснения по следующим вопросам разработки собственной формы путевого листа.

Можно ли выдавать работникам путевые листы на легковые автомобили один раз в месяц 1-го числа сроком действия на один месяц?

Можно ли не уточнять в путевых листах конкретное место следования автомобиля?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения налогом на прибыль организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к

учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье.

Форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.

Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горючего и смазочных материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

При этом первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.

В том случае, если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горючего и смазочных материалов, то путевой лист, составленный с такой периодичностью, может подтверждать ранее названные расходы налогоплательщика.

Что касается вопроса о возможности не отражать в самостоятельно разработанной форме путевого листа информацию о месте следования автомобиля, то целью составления данного документа в том числе является подтверждение обоснованности расхода горючего и смазочных материалов. Отсутствие в путевом листе информации о кон-

кретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

Таким образом, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горючего и смазочных материалов.

Основание: письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129.

Вопрос. Организация получила по договору долгосрочный (на три года) беспроцентный заем на сумму 100 000руб. Увеличивает ли налоговую базу по налогу на прибыль материальная выгода, полученная организацией от пользования беспроцентным займом?Если да, то следует ли также учитывать в целях налогообложения прибыли расходы в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение такого займа?

Ответ. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Таким образом, сумма займа, полученного налогоплательщиком, не отражается в его налоговой базе по налогу на прибыль организаций.

Так как гл. 25 НК РФ не предусмотрен в составе доходов, подлежащих налогообложению, такой вид доходов, как материальная выгода, полученная от пользования беспроцентным займом, налогоплательщик не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму на сумму такой выгоды.

При возврате беспроцентного займа налогоплательщик на основании п. 12 ст. 270 НК РФ не отражает в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение такого займа.

Основание: письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/128.

Вопрос. Организация заключила с физическим лицом договор безвозмездного пользования автомобилем. Возникнет ли у организации в данном случае внереализационный доход, и если возникнет, то как его отразить в налоговом учете?

Ответ. Пунктом 1 ст. 689 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

При этом в соответствии с п. 2 указанной статьи ГК РФ к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила о договоре аренды, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, пп. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, пп. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ.

Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования указанным имуществом. Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.

Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных до-

ходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Основание: письмо Минфина России от 17.02.2006 № 03-03-04/1/125.

Вопрос. Организация, имеющая лицензию на право «закупки, хранения и поставки алкогольной продукции», а также лицензию на «хранение алкогольной продукции», выступает в качестве комиссионера в сделке по реализации алкогольной продукции третьим лицам. Производителем алкогольной продукции является российская организация — комитент, имеющая, в свою очередь, лицензию на право «производства, хранения и поставки алкогольной продукции». Что является по данной сделке датой реализации подакцизных товаров?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признается реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в частности алкогольной продукции.

В соответствии с п. 2 ст. 195 НК РФ в целях применения акцизов дата реализации подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров.

Таким образом, в целях применения акцизов датой реализации алкогольной продукции признается день ее отгрузки налогоплательщиком-производителем.

Основание: письмо Минфина России от 16.02.2006 № 03-04-06/22.

Вопрос. В соответствии с ПБУ 6/01 (в ред. приказа Минфина России от 12.12.2005 № 147н) доходные вложения в материальные ценности, отражаемые на счете 03, относятся к основным средствам. Нужно ли учитывать это изменение при уплате в 2006 г. налога на имущество по итогам 2005 г. или же только при расчете налога на имущество за 2006 г.?

ответ. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется приказами Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» и от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

Приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее - Изменения в ПБУ 6/01), вступающие в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г.

Согласно п. 2 Изменений в ПБУ 6/01 активы, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, при единовременном выполнении условий, установленных подп. «б», «в» и «г» п. 4 ПБУ 6/01, принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

Одновременно п. 3 Изменений в ПБУ 6/01 установлено, что в составе доходных вложений в материальные ценности отражаются основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, начиная с 2006 г. (т.е. с расчетов за I квартал 2006 г.) основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаемые в бухгалтерском учете на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке вне зависимости от даты принятия к учету имущества (до или после 1 января 2006 г.).

При расчете налога на имущество за 2005 г. следует руководствоваться письмом Минфина России от 30.12.2004 № 03-06-01-02/26.

Основание: письмо Минфина России от 14.02.2006 № 03-06-01-04/36.

Вопрос. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ имущество (в том числе денежные средства), безвозмездно переданное от организации, если

уставный капитал передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Будет ли действовать льгота по налогу на прибыль в случае передачи имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также при передаче имущества на любом ином праве, не влекущем перехода права собственности на указанное имущество?

Ответ. Полученное российской организацией безвозмездно имущество не признается доходом в целях исчисления налога на прибыль организаций при соблюдении условий, указанных в подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, в частности в том случае, если в течение одного года со дня получения указанного имущества (за исключением денежных средств) оно не передается третьим лицам. При этом названная норма НК РФ не содержит исключений в отношении передачи имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем переход права собственности.

В случае передачи имущества по ранее названным основаниям налогоплательщик не вправе применять льготу, предусмотренную подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 09.02.2006 № 03-03-04/1/100.

Вопрос. Организация выполняет в соответствии с договорами работы по ремонту дорожно-строительной техники для юридических лиц. Применяется ли к данному виду деятельности система налогообложения в виде ЕНВД?

Ответ. С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.10.2005 № 129-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» дополнен нормой, устанавливающей, что в случае если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 г. не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, то до 1 января 2007 г. применяются положения закона субъекта РФ, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта РФ, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.

В случае введения специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков соответствующей территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи НК РФ, в том числе в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

К услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, по кодам 017100 -017400, 017600 подгруппы 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» группы 01 «Бытовые услуги».

Техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудова-

ния по указанному Классификатору относятся к коду 017700 «Техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования», который включает перечень конкретных видов работ.

Следовательно, организация по данным видам работ не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Основание: письмо Минфина России от 07.02.2006 № 03-11-04/3/64.

Вопрос. Согласно ст. 177 ТК РФ к дополнительным (учебным) отпускам, предусмотренным ст. ст. 173 - 176 ТК РФ, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска. Ежегодные оплачиваемые отпуска могут предоставляться как до начала учебного отпуска, так и после него.

Например, учебный отпуск по справке учебного заведения с 01.04.2005 по 20.04.2005, далее с 21.04.2005 по 13.05.2005 — ежегодный оплачиваемый отпуск. Работник вылетел 30 (31) марта, а возвращается 14 мая 2005 г., что подтверждается датами вылета (прилета) в проездном документе (билете).

Можно ли принять в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с оплатой стоимости проезда от места нахождения учебного заведения, если дата окончания учебного отпуска и дата в проездном документе (билете) не совпадают из-за присоединения к учебному отпуску ежегодного оплачиваемого отпуска?

ответ. В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

С 1 января 2006 г. в соответствии с п. 13 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, зарплата и все начисления, сохраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно.

Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, обучающимся по заочной форме обучения

в учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно. При этом вузы должны иметь государственную аккредитацию.

Согласно ст. 177 ТК РФ к дополнительным (учебным) отпускам, предусмотренным ст. 173 -176 ТК РФ, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска. Ежегодные оплачиваемые отпуска могут предоставляться как до начала учебного отпуска, так и после него.

Учитывая изложенное, организация вправе учесть расходы, связанные с оплатой стоимости проезда от места нахождения учебного заведения, при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в случае если к дополнительному (учебному) отпуску по согласованию с работодателем был присоединен очередной отпуск.

Основание: письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24.

Вопрос. Организации были выданы патенты на изобретения и полезные модели, которые используются в производстве продукции. Организация периодически уплачивает патентные пошлины за поддержание патентов в силе. Относятся ли указанные текущие платежи при расчете налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией?

ответ. Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, регулируются Патентным законом Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1 (далее - Закон № 3517-1).

Положениями Закона № 3517-1, в частности, установлено, что права на изобретение и полезную модель охраняются законом и подтверждаются, соответственно, патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец.

За патентование изобретения взимаются патентные пошлины согласно тарифам, обозначенным в Положении о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.08.1993 № 793.

62

ВСЕ для бухгалтера

В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). К нематериальным активам, в частности, относится исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель.

Пункт 3 ст. 257 НК РФ содержит дополнительные условия, при выполнении которых соответствующие объекты могут быть признаны нематериальными активами, а именно: нематериальный актив должен обладать способностью приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также должны быть в наличии надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Учитывая изложенное, расходы на приобретение первоначального патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец формируют стоимость нематериального актива.

Однако Законом № 3517-1 предусмотрена возможность продления действия патента, за что также взимается плата.

Таким образом, произведенные расходы на уплату патентных пошлин, связанные с продлением срока действия патентов на изобретения и полезные модели, могут быть учтены налогоплательщиком при налогообложении прибыли в со-

ставе прочих расходов при условии, что данные расходы соответствуют критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/1/88.

Вопрос. В соответствии с изменениями, внесенными в часть вторую НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, с 01.01.2006 к внереализационным расходам согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Основным видом деятельности общества является оказание платных услуг заказчикам в виде предоставления стендов, их оборудования, оформления и т.д. при проведении различного рода выставок.

Распространяются ли указанные изменения в законодательстве на договоры оказания услуг?

Ответ. Согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно части второй ГК РФ продавец и покупатель являются сторонами договора купли-продажи (ст. 454 ГК РФ).

Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик (ст. 779 ГК РФ).

Таким образом, норма, содержащаяся в подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, распространяется на договоры купли-продажи, и, как следствие, скидки, предоставленные в связи с выполнением условий договора возмездного оказания услуг, не признаются в составе внереализационных расходов налогоплательщика.

Основание: письмо Минфина России от 02.02.2006 № 03-03-04/1/70.

Е.В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 17.03.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.