Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера подборка по материалам ИБ «Вопросы-ответы», ИБ «Финансист», ИБ «Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсультантПлюс'

Компьютер консультирует бухгалтера подборка по материалам ИБ «Вопросы-ответы», ИБ «Финансист», ИБ «Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсультантПлюс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера подборка по материалам ИБ «Вопросы-ответы», ИБ «Финансист», ИБ «Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсультантПлюс»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИБ «Вопросы-ответы», ИБ «Финансист», ИБ «Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсультантПлюс

Вопрос. Возникаетлиуорганизации, осуществляющей вид деятельности, подпадающий под ЕНВД, обязанность встать на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности, если организация уже состоит на учете в данном налоговом органе по иным основаниям?

Ответ. В соответствии с п. 2ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговом органе:

— по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абз. 3 данного пункта);

— по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Следовательно, НК РФ установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей встать на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности или по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) независимо от того, что организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в этом налоговом органе по иным основаниям.

Основание: письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154.

Вопрос. Организация реализует права требования по обязательствам, возникающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров. Учитываются ли при исчислении налога на прибыль убытки, возникающие у организации и всех последующих кредиторов, в случае превышения цены приобретения прав требования над выручкой от ихреализации?

Ответ. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 НК РФ.

При этом действие пп. 1 и 2ст. 279 НК РФ распространяется на налогоплательщиков-кредиторов, уступающих дебиторскую задолженность по долговому обязательству.

У прежнего кредитора, уступившего дебиторскую задолженность по долговому обязательству, в случае отрицательного результата от уступки права требования образовавшиеся убытки признаются в целях налогообложения прибыли в соответствии с положениями пп. 1и2ст. 279 НК РФ.

Организация, приобретающая права требования по долговым обязательствам (новый кредитор по долговому обязательству), в налоговом учете отражает только расход от такой сделки, который по мере уплаты должником по долговому обязательству процентов и других платежей будет постепенно погашаться.

В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных ст. 279 НК РФ.

При переуступке новым кредитором ранее приобретенного права требования по долговому обя-

зательству финансовый результат от такой сделки определяется в соответствии сп.З ст. 279 НК РФ.

Согласно п. Зет. 279 НК РФ при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Основание: письмо Минфина России от 01.06.2009 № 03-03-06/1/359.

Вопрос. Организация в январе 2009г. создала обособленное подразделение в другом субъекте Российской Федерации. В I квартале 2009г. ни на балансе самой организации, ни на балансе обособленного подразделения не числятся основные средства, поскольку все используемые основные средства арендованы у третьих лиц. Каков порядок расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для исчисления доли налога на прибыль по обособленному подразделению?

Ответ. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены ст. 288 НК РФ.

В соответствии с п. 2ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

В случае если ни на балансе самой организации, ни на балансе обособленного подразделения не числятся основные средства, доля прибыли,

приходящаяся на обособленное подразделение, рассчитывается по формуле, установленной ст. 288 НК РФ, с учетом того, что показатель удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения будет равен нулю, а в формуле будет участвовать лишь показатель удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда).

Основание: письмо Минфина России от 29.05.2009 № 03-03-06/1/356.

Вопрос. Согласно учетной политике организации опционрассматривается как финансовый инструмент срочных сделок. На какую дату следует относить расходы на уплату опционной премии по опционным контрактам при исчислении налога на прибыль?

Ответ. Согласно положениям ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

Если налогоплательщик рассматривает в соответствии со своей учетной политикой опцион как финансовый инструмент срочных сделок, то при определении даты признания расходов на покупку опциона он должен ориентироваться на дату получения такого права.

Учитывая изложенное, в случае если согласно соглашению сторон переход опционного права происходит на дату уплаты опционной премии, налогоплательщик должен отнести такие расходы к тому отчетному (налоговому) периоду, в котором покупатель опциона получит опционное право, т. е. уплатит опционную премию.

Основание: письмо Минфина России от 27.05.2009 № 03-03-06/1/350.

Вопрос. Организация приобрела комплект бухгалтерской справочной системы по договору поставки, который содержит в себе элементы лицензионного соглашения (в части передачи неисключительных прав на пользование базой данных и сервисными установками) и договора купли-продажи (в части передачи комплекта, имеющего вещественную форму). Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль расходы на приобре-тениеуказанной системы?

Ответ. В силу п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НКРФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Подпунктом 26 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 ООО руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Таким образом, организация вправе учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли расходы, связанные с приобретением справочных правовых систем в электронном виде по лицензионному соглашению, на основании подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии признания их соответствующими требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Из норм п. 1 ст. 272 НК РФ следует, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержиттаких условий, атакже если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода, но не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Основание: письмо Минфина России от 27.05.2009 № 03-03-06/1/352.

Вопрос. 1. Включается ли в расходы I квартала 2009г. амортизационная премия в размере 30% в отношении основных средств (ОС), относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам, введенных в эксплуатацию в декабре 2008г. ?

2. В каком периоде она восстанавливается и включается в налоговую базу по налогу на прибыль приреализации ОСсогласно п. 9ст. 258 НКРФ?

3. Учитывается ли указанная амортизационная премия в остаточной стоимости ОС?

Ответ. По первому вопросу.

В соответствии с абз. 2 п. 9ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования,

реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Пунктом 4ст. 259 НК РФ установлено, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Согласно п. Зет. 272 НК РФ амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным ст. 259, 259.1, 259.2 и 322 НК РФ.

Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9ст. 258 НКРФ, осуществленные в отношении основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам и введенных в эксплуатацию в декабре 2008 г., могут быть учтены в январе 2009 г. в размере не более 30% первоначальной стоимости таких основных средств.

По второму вопросу.

В соответствии с абз. 4 п. 9ст. 258 НК РФ в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НКРФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

Суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу в том отчетном (налоговом) периоде, в котором реализуется основное средство.

По третьему вопросу.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 257 НК РФ установлено, что остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК

РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

В соответствии с абз. 4 п. 9ст. 258 НК РФ в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9ст. 258 НК РФ, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2п. 9ст. 258 НКРФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

При реализации основного средства остаточная стоимость такого основного средства не должна включать в себя амортизационную премию.

Основание: письмо Минфина России от 21.05.2009 № 03-03-06/1/336.

Вопрос. Предоставляется ли организации как налоговому агенту отсрочка или рассрочка по перечислению НДФЛв бюджетную систему Российской Федерации и уплате соответствующих пеней и штрафов по данному налогу?

Ответ. Изменение срока уплаты налогоплательщиком (плательщиком сбора) налога и сбора допускается в порядке, установленном гл. 9 НК РФ.

Лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ признаются налоговыми агентами.

Согласно пп. 4 и бет. 226 НК РФ налоговый агент обязан удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате. Налоговый агент обязан перечислить сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счета налогового агента в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручению на счета третьих лиц в банке.

Предоставление налоговым агентам отсрочки или рассрочки по перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе налога на доходы физических лиц, гл. 9 НК РФ не предусмотрено.

Основание: письмо Минфина России от 20.095.2009 № 03-02-07/1-258.

Вопрос. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, осуществля-

ющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год. Какой период (предыдущий налоговый период или текущий, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в котором рассчитывается нарастающим итогом с начала года) относится к календарному году при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции для целей применения сельскохозяйственным товаропроизводителем освобождения от уплаты транспортного налога в отношении объектов, указанных в подп. 5п. 2ст. 358 НКРФ?

Ответ. Налогоплательщиками транспортного налога согласно ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В соответствии с подп. 5 п. 2ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

При отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения гл. 28 НК РФ следуетруководствоваться п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 46-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

В целях указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее — сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции

составляет не менее чем 70 % за календарный год.

Таким образом, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по итогам календарного года, являющегося налоговым периодом по транспортному налогу.

Основание: письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-05-05-04/05.

Вопрос. Организация осуществляет розничную торговлю продуктами питания и уплачивает ЕНВД. При выполнении определенных условий договора поставки поставщик предоставляет скидки, премии, бонусы. Является ли доход в виде данной скидки облагаемым в рамках ЕНВД? Является ли возврат поставщику товара с истекшим сроком реализации доходом от деятельности, подпадающей под ЕНВД?

Ответ. Согласно ст. 346.27 гл. 26.3 НК РФ для целей применения единого налога на вмененный доход под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Деятельность в области розничной торговли, помимо реализации товаров на основе договоров розничной купли-продажи, предполагает также проведение закупокданных товаров, что является неотъемлемой частью данного вида предпринимательской деятельности.

Поэтому получение организациями, осуществляющими розничную торговлю, скидок (премий, бонусов) от поставщиков товаров за выполнение определенных условий договоров поставки товаров связано с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Таким образом, если организация кроме деятельности в сфере розничной торговли, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, не осуществляет иных видов деятельности, то доход, полученный в виде скидки (премии, бонуса), полученный от организации — поставщика товаров за выполнение определенных условий договора поставки, а также денежные средства, полученные от организации — изготовителя или поставщика товаров в связи с возвратом товаров с истекшим сроком годности, можно признать частью дохода, получаемого от предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Указанные доходы организации подлежат налогообложению в рамках применения гл. 26.3 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 15.05.2009 № 03-11-06/3/136.

Вопрос. Организация с 1Укв. 2008г. утратила право на применение УСН («доходы минус расходы») и уведомила налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения. В период применения УСН (с 2006г. по III кв. 2008г.) были начислены, но не оплачены проценты по долговым обязательствам. Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль в IVкв. 2008г. указанные проценты по долговым обязательствам?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 2ст. 345.25 НК РФ организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений вправе учесть в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.

Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Таким образом, при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения налогоплательщик вправе учесть в составе расходов начисленные, но не оплаченные проценты по долговым обязательствам.

Основание: письмо Минфина России от 14.05.2009 № 03-11-06/2/86.

Вопрос. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль сформировать резерв по сомнительным долгам по договорам займа и договорам уступки права требования, если задолженность по указанным договорам не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Учитывая изложенное, возможность создания организацией резерва по сомнительным долгам по договорам займа и договорам уступки права требования НК РФ не предусмотрена.

Основание: письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318.

Вопрос. Согласно коллективному договору работникам организации, расположенной в районах Крайнего Севера, выплачивается компенсациярасходов на оплату стоимости проезда работника и лиц, находящихся у него на иждивении, к месту использования отпуска и обратно как на территории Российской Федерации, так и за территорией Российской Федерации. Верно ли, что указанная компенсация не облагается НДФЛ вне зависимости от места проведения отпуска?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом надоходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Статьей 325 ТК РФ установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), втомчисле личным, атакже на оплату стоимости провоза багажа.

Таким образом, указанная статья ТК РФ не содержит ограничений в отношении места проведения отпуска работником организации в целях оплаты организацией стоимости его проезда. Вне зависимости от места проведения отпуска работником (на территории Российской Федерации или за ее пределами) стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации, оплаченная организацией, освобождается от налогообложения на основании п.З ст.217 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-04-06-01/113.

Вопрос. Какую ставку по налогу на прибыль (24% или 20%) должна применять организация, зарегистрированная в декабре 2008г., в отношении налоговой базы, сформированной за декабрь 2008г.? Каков порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль за декабрь 2008г. и 1кв. 2009г. ?

Ответ. В соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 30.12.2008 № 305-ФЭ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской

Федерации» с 1 января 2009 г. изменена налоговая ставка налога на прибыль организаций.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных пп.2-5ст.284 НКРФ.

Пунктом 2 ст. 55 НК РФ предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

В рассматриваемой ситуации первым налоговым периодом для организации будет период с даты создания организации по31 декабря 2009 г.

Учитывая изложенное, в отношении налоговой базы по налогу на прибыль, сформированной за период с декабря 2008 г. по 31 марта 2009 г., будет применяться ставка 20 %.

По вопросу о порядке заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль следует обращаться в налоговые органы по месту учета.

Основание: письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-03-06/1/319.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль, ЕСН и НДФЛ расходов в виде сумм доплаты работникам организации до фактического заработка при временной утрате трудоспособности?

Ответ. В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 15 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.

Так, ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009 г. 18 720руб., в2010г. — 20 030 руб., в 2011 г. — 21 390 руб.

Однако размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству Российской Федерации, может превышать указанные суммы.

Таким образом, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает указанные суммы, налогоплательщик имеет право отнести в соответс-твиисп. 15ст 255 НК РФ к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли зависит от того, предусмотрены ли такие доплаты трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами согласно ст. 255 НК РФ.

Что касается единого социального налога, то в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (заисключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

При этом п. Зет. 236 НК РФ установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

Поскольку сумма превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, отнесена к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, такая сумма доплаты подлежит налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

В отношении налога на доходы физических лиц следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению этим налогом государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Доплата до среднего заработка в сумме, превышающей установленный Фондом социального страхования Российской Федерации максимальный размер пособия, не может рассматриваться в качестве государственного пособия и, следовательно, облагается налогом надоходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Основание: письмо Минфина России от 06.05.2009 № 03-03-06/1/299.

Вопрос. Трудовыми договорами с заместителем гендиректора и руководителями структурных подразделений предусмотрено, что при расторжении договора по основаниям, не связанным с ненадлежащим исполнениемработником своих обязанностей, ему выплачивается компенсация в размере одного среднемесячного заработка. Учитываются ли при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по выплате указанных компенсаций? Облагаются ли эти выплаты ЕСН?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на

сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Кроме того, трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, атакже устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Таким образом, расходы в виде выплаты выходного пособия, предусмотренные трудовым договором, могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, независимо от оснований расторжения трудового договора.

Что касается вопроса о порядке налогообложения единым социальным налогом выходных пособий при увольнении работников на основании п. 3 ст. 236 НК РФ, указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая, что выплата выходного пособия, предусмотренная трудовым договором, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций, данная выплата подлежит налогообложению единым социальным налогом.

Основание: письмо Минфина России от 06.05.2009 № 03-03-06/1/303.

Вопрос. Сумма премии руководителя организации рассчитывается по итогам работы за финансовый год (01.10.2007 — 30.09.2008). До подведения

итогов выплачены две части премии авансом, а в декабре —разница между выплаченными частями и общей суммой. В каком периоде организация может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль: в месяцах выплат частей премии или единовременно вмесяце ее окончательногорасчета?

Ответ. В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 2ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Статья 272 НК РФ определяет порядок признания расходов при методе начисления. Так, в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Согласно п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда.

Таким образом, расходы на выплату премии признаются для целей налогообложения прибыли единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором она начислена по итогам работы за финансовый год.

Основание: письмо Минфина России от 06.05.2009 № 03-03-06/1/300.

Вопрос. Организация несвоевременно (просрочка составила один день) представила налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9месяцев2008г. Правомерно ли в данном случае привлечение организации к ответственности, предусмотреннойст. 119НКРФ?

Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики налога на прибыль организаций независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено указанным пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном названной статьей.

Пунктом 1 ст. 80 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЭ) разграничены понятия «налоговая декларация» и «расчет авансового платежа».

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация подлежит представлению в налоговые органы по месту учета каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемыхльготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа подлежит представлению в налоговые органы по месту учета в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Таким образом, налоговая декларация и расчет авансового платежа — это два разных документа, подлежащие представлению налогоплательщиком по конкретному налогу в налоговый орган в целях осуществления им налогового контроля.

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок налоговой декларации по конкретному налогу в налоговый орган по месту учета. Налоговая санкция за указанное налоговое правонарушение определена в виде штрафов, выраженных в величине, кратной сумме налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации.

В соответствии с п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с

применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71), предусмотренный ст. 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.

Налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 г., являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством Российской Федерации срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 г. наступает в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 05.05.2009 № 03-02-07/1-228.

Вопрос. Организация, применяющая УСН, ведет в бумажном виде Книгу учета доходов и расходов, которая в начале 2009г. была заверена в налоговом органе до вступления в силу приказа Минфина России от 31.12.2008 № 154н, утвердившего новую форму Книги учета доходов и расходов. Необходимо ли организации заводить новую Книгу учета доходов и расходов или можно до конца налогового периода продолжать вести Книгу, открытуюранее?

Ответ. Новая форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета доходов и расходов), и Порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Если налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, Книга учетадоходов и расходов была заверена в налоговом органе до вступления в силу вышеуказанного приказа, то новую Книгу учетадоходов и расходов можно не заводить.

При этом учет доходов и расходов должен вестись с начала 2009 г. в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от

31.12.2008 № 154н, игл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ в редакции, учитывающей изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2009 г.

Основание: письмо Минфина России от

05.05.2009 № 03-11-06/2/79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.