ВОПРОС - ОТВЕТ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИБ«Вопросы — ответы», ИБ«Финансист», ИБ«Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсультантПлюс
Вопрос. Работник для выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, был направлен организацией-работодателем в командировку за пределы РФ с сентября 2008г. по апрель 2009г. Какую ставку НДФЛ следует применять по доходам физлица в указанный период?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Таким образом, при определении налогового статуса работника организации необходимо учитывать 12-месячный период, предшествующий дате получения им дохода.
Как указывается в рассматриваемом вопросе, для выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работник был направлен организацией-работодателем за пределы РФ с сентября 2008 г. по апрель 2009 г.
В этом случае по итогам 2008 г. работник будет признаваться налоговым резидентом РФ и в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ обязан по завершении налогового периода осуществить исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от источников за пределами РФ.
В марте 2009 г. налоговый статус работника поменяется на нерезидента, поскольку за 12 мес., предшествующих дате выплаты дохода в РФ, он не находился на территории РФ 183 дня. Соответственно, его доходы за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ подлежат налогообложению по ставке 30 % какдоходы нерезидента.
По истечении 183 дней нахождения в РФ в 2009 г. работник снова будет признаваться налоговым резидентом в соответствии с положениями ст. 207 НК РФ. Налогообложение его доходов, полученных от источников в РФ, будет производиться по ставке 13 %.
В этом случае по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30% как с нерезидента РФ, следует пересчитать по ставке 13 %.
Вместе с этим ему необходимо будет в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ по завершении налогового периода самостоятельно осуществить исчисление, декларирование и уплату налога с доходов, полученных в 2009 г. от источников за пределами РФ.
Основание: письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-04-05-01/278.
Вопрос. Какую ставку по налогу на прибыль (24% или 20%) должна применять организация, зарегистрированная в декабре 2008г., в отношении налоговой базы, сформированной за декабрь 2008г.? Каков порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль за декабрь 2008г. и I квартал 2009г.?
Ответ. В соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 30.12.2008 № 305-ФЭ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с
01.01.2009 изменена налоговая ставка налога на прибыль организаций.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных пп.2-5ст.284 НК РФ.
Пунктом 2ст. 55 НК РФ предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
В рассматриваемой ситуации первым налоговым периодом для организации будет период с даты создания организации по 31.12.2009.
Учитывая изложенное, в отношении налоговой базы по налогу на прибыль, сформированной за период с декабря 2008 г. по 31 марта 2009 г., будет применяться ставка 20 %.
По вопросу о порядке заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль следует обращаться в налоговые органы по месту учета.
Основание: письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-03-06/1/319.
Вопрос. Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль, ЕСН и НДФЛрасходов в виде сумм доплаты работникам организации до фактического заработка при временной утрате трудоспособности?
Ответ. В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно п. 15 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на текущий год ус-
танавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.
Так, ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009г. 18 720 руб., в 2010г. — 20 030 руб., в 2011 г. — 21 390 руб.
Однако размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству РФ, может превышать указанные суммы.
Таким образом, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает указанные суммы, налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 НК РФ к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ.
Исходя из вышеизложенного, отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли зависит от того, предусмотрены ли такие доплаты трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами согласно ст. 255 НК РФ.
Что касается единого социального налога, то в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (заисключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
При этом п. Зет. 236 НК РФ установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не
отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Поскольку сумма превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ, отнесена к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, такая сумма доплаты подлежит налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
В отношении налога на доходы физических лиц следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению этим налогом государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Доплата до среднего заработка в сумме, превышающей установленный Фондом социального страхования РФ максимальный размер пособия, не может рассматриваться в качестве государственного пособия и, следовательно, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Основание: письмо Минфина России от 06.05.2009 № 03-03-06/1/299.
Вопрос. Трудовыми договорами с заместителем гендиректора и руководителями структурных подразделений предусмотрено, что при расторжении договора по основаниям, не связанным с ненадлежащим исполнением работником своих обязанностей, ему выплачивается компенсация в размере одного среднемесячного заработка. Учитываются ли при ис -числении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по выплате указанных компенсаций? Облагаются ли эти выплаты ЕСН?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штатаработников организации (п. 2ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Кроме того, трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Таким образом, расходы в виде выплаты выходного пособия, предусмотренные трудовым договором, могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, независимо от оснований расторжения трудового договора.
Что касается вопроса о порядке налогообложения единым социальным налогом выходных пособий при увольнении работников на основании п. Зет. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая, что выплата выходного пособия, предусмотренная трудовым договором, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций, данная выплата подлежит налогообложению единым социальным налогом.
Основание: письмо Минфина России от 06.05.2009 № 03-03-06/1/303.
Вопрос. Организация несвоевременно (просрочка составила 1 день) представила налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 мес. 2008г. Правомерно ли в данном случае привлечение организации к ответственности, предусмотренной ст. 119НКРФ?
Ответ. В соответствии с поди. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики налога на прибыль организаций независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено указанным пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном названной статьей.
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЭ) разграничены понятия «налоговая декларация» и «расчет авансового платежа».
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация подлежит представлению в налоговые органы по месту учета каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других
данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа подлежит представлению в налоговые органы по месту учета в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу.
Таким образом, налоговая декларация и расчет авансового платежа — это два разных документа, подлежащие представлению налогоплательщиком по конкретному налогу в налоговый орган в целях осуществления им налогового контроля.
Статьей 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный законодательством РФ о налогах и сборах срок налоговой декларации по конкретному налогу в налоговый орган по месту учета. Налоговая санкция за указанное налоговое правонарушение определена в виде штрафов, выраженных в величине, кратной сумме налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации.
В соответствии с п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71), предусмотренный ст. 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.
Налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 мес. 2008 г., являющуюся по существу расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.
Ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством РФ срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 мес. 2008 г. наступает в соответствии сп.1 ст. 126 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 05.05.2009 № 03-02-07/1-228.
❖ ❖ ❖