Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос - ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Может ли некоммерческая организация представить декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, при условии, что у данной организации не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций и (или) авансовых платежей поданному налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей Кодекса. Пунктом 2 этой же статьи Кодекса установлено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. При этом Кодексом не установлено каких-либо особенностей для некоммерческих организаций относительно срока представления декларации по налогу на прибыль организаций. Поэтому некоммерческие организации при представлении в налоговые органы декларации по налогу на прибыль по упрощенной форме должны соблюдать сроки, предусмотренные гл. 25 Кодекса: согласно п. 4 ст. 289 Кодекса налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

Вопрос. Организация сдает другой организации в аренду под офис нежилое помещение. Налоговые органы считают, что организация-арендодатель должна представлять расчеты по налогу на прибыль по месту нахождения сдаваемого ею -в аренду помещения. Правомерно ли это?

Ответ. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. При этом особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлены ст. 288 Кодекса. Пунктом 1 ст. 289 Кодекса установлено, что налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций и (или) авансовых платежей по данному налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей Кодекса. Согласно п. 1.5 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций (утв. приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585) в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организации представляют декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), а также расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленного подразделения (выписка из приложения № 5а к листу 02, касающаяся суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленного подразделения). При этом следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 11 Кодекса обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Определение понятия «рабочее место» дано в ст. 1 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», согласно которому рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под кон-гролем работодателя. Исходя из изложенного, если принадлежащее организации недвижимое имущество, сдаваемое в аренду, нельзя отнести к обособленному подразделению организации, то представление ею расчетов по налогу на прибыль организации по месту нахождения этого имущества не гребуется. Таким образом, в этом случае требование налоговых органов неправомерно.

М.ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 (ред. от 09.09.2002, с изм. от 26.02.2003) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.01.2002 № 3196)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.12.2001 № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.2001 № 3084)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 № 181-ФЗ (ред. от 10.01.2003)

«ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 23.06.99)

Вопрос. Как отразить в налоговом учете по гл. 25 Налогового кодекса РФ бюджетные средства, полученные муниципальным предприятием и использованные им строго по назначению на расходы, связанные с его уставной деятельностью (на содержание парка культуры и отдыха, кинотеатра)?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 251 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные указанными получателями по назначению.

Статьей 162 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях системы долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий допускается в том числе из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

В связи с изложенным в том случае, если средства, получаемые МУП в виде субсидий, предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов местного бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год и использованы организацией-получателем по прямому назначению, то в соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ их следует рассматривать как целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом следует иметь в виду, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

О.В. СВЕТЛОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.98 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.98) (ред. от 07.07.2003)

Вопрос. В связи с тем что постановление Правительства РФ от 26.02.92 № 122 «О нормах возмещения командировочных расходов» с 01.01.2003 утратило силу, какие нормы командировочных расходов в целях применения норм ст. 238 ПК РФ действуют с этого времени?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Статьей 168 Трудового кодекса РФ определено (далее - ТК РФ), что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Правительство РФ постановлением от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» установило размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Согласно ст. 11 ТК РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Учитывая изложенное, в целях применения подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ нормы командировочных расходов, установленные постановлением Правительства РФ № 729 могут применяться организациями, финансируемыми не только за счет федерального бюджета, но и иными, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.92 № 122

(ред. от 22.02.1993, с изм. от 06.07.2001) ♦О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.10.2002 № 729

«О РАЗМЕРАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ СО СЛУЖЕБНЫМИ КОМАНДИРОВКАМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)

Вопрос. Какие меры ответственности могут быть применены к организации за непредоставление отпусков сотрудникам?

Ответ. Статьей 22 Трудового кодекса РФ работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ст. 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд. Кроме этого, запрещено непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Следовательно, при непредоставлении отпусков организация нарушает права работников, установленные трудовым законодательством.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ в соответствии со ст. 353 ТК РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.

На основании ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.07.2003) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Вопрос. Является ли обязанностью организации бесплатно выдавать молоко сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда? Если да, следует ли начислять на стоимость молока единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?

Ответ. Статьей 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) законодателем работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Так, ст. 222 ТК РФ предусмотрено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 № 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания» установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями

труда, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.03.2003 № 13 (далее - постановление № 13).

На основании норм подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением питания и продуктов.

Как отмечено выше, обязанность выдачи работодателями молока установлена ст. 222 ТК РФ, а согласно указанному постановлению № 13 норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности.

Таким образом, стоимость бесплатно выдаваемого молока (по указанным нормам) не подлежит обложению единым социальным налогом. Это относится и к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что облагаемой базой по страховым взносам является налоговая база по единому социальному налогу.

При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии с постановлением N5 13 не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, перечень которых согласован с Министерством здравоохранения РФ, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.

ТА. САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.11.2002 N9 849

«О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМ И УСЛОВИЙ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, МОЛОКА ИЛИ ДРУГИХ РАВНОЦЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, А ТАКЖЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 31.03.2003 № 13

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ И УСЛОВИЙ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ МОЛОКА ИЛИ ДРУГИХ РАВНОЦЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.04.2003 N9 4466)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. В каком порядке подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи благотворительными фондами?

Ответ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2002 № 926 «Об Общероссийском общественном благотворительном фонде поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов РФ «Национальный Военный Фонд» установлено, что в соответствии со ст. 217 НК РФ указанный фонд отнесен к благо-

творительным организациям (фондам, объединениям), осуществляющим единовременную материальную помощь физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), суммы которой не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Таким образом, освобождение от налогообложения сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи, предусмотрено только в отношении Общероссийского общественного благотворительного фонда поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов РФ «Национальный Военный Фонд».

Что касается сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи другими благотворительными фондами, то они подлежат налогообложению в установленном порядке в соответствии со ст. 210 НК РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.12.2002 № 926

«ОБ ОБЩЕРОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОМ ФОНДЕ ПОДДЕРЖКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ) И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК И ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ ФОНД»

Вопрос. Следует ли учитывать в налоговой базе при исчислении налога на доходы физических лиц суммы оплаты страхового взноса по договору медицинского страхования, заключенному организацией в пользу физического лица?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования,

а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц, и если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит две тысячи рублей в год на одного работника.

Таким образом, страховые взносы по договорам медицинского страхования, заключенным организациями в пользу физических лиц, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 213 НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Вместе с тем страховые взносы по договорам медицинского страхования, заключенным организациями в пользу физических лиц, не предусматривающим выплат застрахованным лицам, в налоговой базе физических лиц при исчислении указанного налога не учитываются.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

Вопрос. Организация осуществляет научно-исследовательскую деятельность. Вправе ли налоговая инспекция поставить вопрос о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите в случае переориентации организации на другой вид деятельности?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из оснований, поименованных в подп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ, среди которых и проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

Согласно п. 1 ст. 68 НК РФ действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных указанной статьей.

В частности, п. 3 названной статьи установлено, что при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При этом при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (п. 4 ст. 68 H К РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, договор об инвестиционном налоговом кредите расторгается досрочно при нарушении налогоплательщиком хотя бы одного из условий предоставления инвестиционного налогового кредита, поэтому действия налоговой инспекции по расторжению указанного договора в связи с переориентацией деятельности организации признаются правомерными в случае, если одним из условий его заключения является проведение научно-исследовательских работ.

Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ

II ранга

Вопрос. В целях налогообложения прибыли относятся ли обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование к расходам на оплату труда, предусмотренным я. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 Ne 167-ФЗ «Об обязательном пенсион-

ном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст. 10 Закона установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Кодекса.

Таким образом, платежи (взносы) работодателей по обязательному пенсионному страхованию осуществляются не по договорам обязательного страхования.

В связи с изложенным платежи (взносы) работодателей по обязательному пенсионному страхованию, предусмотренные Законом, не относятся к расходам на оплату труда, предусмотренным п. 16 ст. 255 Кодекса.

Вопрос. В каких размерах для целей налогообложения прибыли учитываются расходы на оплату ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью более трех календарных дней?

\

Ответ. Согласно п. 7 ст. 255 гл. 25 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда в целях указанной главы относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ.

Статьей 119 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней.

В связи с изложенным для целей налогообложения прибыли расходы на оплату ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней учитываются в фактических размерах при соблюдении порядка предоставления указанного отпуска, предусмотренного действующим законодательством РФ.

А.А. АЛЬФЕРОВИЧ Советник налоговой службы РФ

111 ранга

Вопрос. От физического лица при совершении им финансовой сделки потребовалось указать его ИНН. Однако физическое лицо не обладает такой информацией и просит разъяснить, как можно получить сведения физическому лицу о его ИНН.

Ответ. Согласно п. 7 ст. 84 Налогового кодекса

РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Руководствуясь абз. 3 п. 7 ст. 84 Н К РФ, каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством РФ по налогам и сборам.

Приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.98 N? 1664) утверждены Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (далее - Порядок) (приложение Nb 1 к приказу).

В соответствии с п. 3.1 Порядка ИНН присваивается налоговым органом:

организации - при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения; физическому лицу - по месту жительства; физическому лицу - налогоплательщику - при постановке на учет в налоговом органе; физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком, то есть не имеющему обязанности уплачивать налоги и (или) сборы, - при учете сведений о нем, поступающих в налоговый орган в соответствии с нормами пп. 3 и 5 ст. 85 НК РФ.

Последним абзацем п. 4.2 Порядка установлено, что присвоенный налогоплательщику ИНН подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе или копией указанного свидетельства, заверенной в установленном порядке.

Приложением № 20 к приказу утверждена форма заявления физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства.

Для получения физическим лицом сведений о его ИНН следует обратиться в налоговый орган по месту жительства с указанным выше заявлением.

O.A. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Нормами гл. 24 Налогового кодекса РФ установлены сроки уплаты налогоплательщиками авансовых платежей по единому социальному налогу. В то же время нормами постановления Правительства РФ от 01.10.2001 № 699 установлены иныеу более ранние, сроки уплаты единого социального налога, ставящие налогоплательщика в

худшие условия по сравнению со сроками, установленными Кодексом. Каким образом и в какие сроки налогоплательщику производить уплату единого социального налога?

Ответ. Порядок и сроки уплаты единого социального налога установлены гл. 24 Кодекса.

Так, в соответствии со ст. 240 Кодекса отчетными периодами по единому социальному налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 1Ь-го числа следующего месяца.

Следовательно, при неуплате налогоплательщиком в течение одного или двух из всех трех месяцев квартала сумм авансовых платежей по налогу на первое число месяца следующего квартала у налогоплательщика образуется задолженность по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу.

Пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 699, установлен порядок, при котором организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, или при наличии по состоянию на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу).

Таким образом, указанное предписание Порядка не изменяет срок уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу, установленный ст. 243 Кодекса, а является одним из условий реструктуризации задолженности налогоплательщика по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, при нарушении которого налогоплательщик утрачивает право на реструктуризацию задолженности.

Следовательно, уплата ежемесячных авансовых платежей осуществляется налогоплательщиками в сроки, установленные Кодексом.

О.Ю. ЛЕЖНЕВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Библиотеки оказывают читателям информационные услуги. Указанные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость или освобождаются от налогообложения?

Ответ. Согласно подп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация на территории РФ оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;

услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений.

К учреждениям культуры и искусства в целях гл. 21 Кодекса относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Данной нормой Кодекса определен исчерпывающий перечень услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость.

Учитывая вышеизложенное, информационные услуги, оказываемые библиотеками читателям, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Вопрос. Вправе ли театр применить подп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ при реализации услуг по изготовлению сценических постановочных средств, театрального реквизита, бутафории?

Ответ. Согласно подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация на территории РФ оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных

инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвен-таря, животных, экспонатов и книг.

В целях гл. 21 НК РФ театры относятся к учреждениям культуры и искусства.

С учетом изложенного услуги по изготовлению сценических постановочных средств, театрального реквизита, бутафории подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Л.В. ЧУРАЯНЦ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Должен ли вопрос налогообложения сумм, отраженных в ст. 238 Налогового кодекса РФ, увязываться с гл. 25 Кодекса? Например: взносы за работника по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 тыс. руб. в год на одного застрахованного работника. Означает ли это, что эти суммы - до 10 тыс. руб. - облагаются ЕСН?

Ответ. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного

личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Пунктом 3 ст. 236 Кодекса определено, что указанные в п. 1 этой же статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, не подлежат налогообложению выплаты и вознаграждения, поименованные в п. 1 ст. 236 Кодекса, для налогоплательщиков, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций в части ее формирования), которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Следовательно, выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 Кодекса, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса.

Согласно п. 16 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ. В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат;

пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения; добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Пунктом 6 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255 Кодекса.

Таким образом, сумма платежей по договорам добровольного страхования, отнесенная к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и не освобождаемая от налогообложения на основании ст. 238 Кодекса, учитывается при расчете налоговой базы по ЕСН, а сумма платежей, отнесенная к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, не подлежит обложению ЕСН.

Вопрос. Просим уточнить порядок заполнения и представления авансовых расчетов и деклараций по ЕСН и страховым взносам в ПФР ЖСК, в случае если бухгалтер и председатель не являются пенсионерами. Возможен ли вариант уплаты страховых взносов ими в индивидуальном порядке?

Ответ. В соответствии со ст. 235 Налогового кодекса РФ плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Пунктом 1 ст.236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

На основании п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, предназначенные для физического лица - работника или членов его семьи.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных,

гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Статьей 243 Кодекса предусмотрена обязанность плательщиков ЕСН по представлению расчета по авансовым платежам по ЕСН, а также налоговой декларации по ЕСН по формам, утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН.

Статьей 24 Федерального закона № 167-ФЗ предусмотрена обязанность страхователей по представлению расчета по авансовым платежам и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по формам, утверждаемым Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Так как налоговая база по ЕСН для организаций, поименованных в подп. 8 п. 1 ст. 238 Кодекса, не формируется, у данных организаций отсутствует обязанность и по уплате обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой и накопительной частей пенсии.

Независимо оттого, что налоговая база по ЕСН и страховым взносам в ПФР у указанных организаций равна нулю, эти организации являются плательщиками ЕСН и страхователями по обязательному пенсионному страхованию и, следовательно, обязаны представлять расчеты по авансовым платежам и декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В расчетах по авансовым платежам и декларации по ЕСН заполняется строка 1100 «Справочно: суммы, не подлежащие налогообложению за отчетный/налоговый период в соответствии со статьей 238 Налогового кодекса Российской Федерации». В расчетах по авансовым платежам и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование аналогичная строка не предусмотрена.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с указанным Федеральным законом.

Вопрос. Начисляется ли ЕСН на выплаты за счет взносов, перечисленных в вышестоящую профсоюзную организацию? Являются ли эти взносы членскими профсоюзными взносами?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ в объект налогообложения по ЕСН включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также авторским договорам.

В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии что данные выплаты в денежной и натуральной формах производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 ООО руб. в год.

В Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05,07.2002 № БГ-3-05/344, даны разъяснения о том, что норма, указанная в подп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса, подлежит применению по отношению только к тем членам профсоюзной организации, которые связаны с ней договорными отношениями и получают выплаты как члены профсоюза, так как исходя из содержания ст. 236 Кодекса выплаты, производимые в пользу лиц - членов профсоюза, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, производимые в том числе за счет членских профсоюзных взносов профсоюзной организации, не признаются объектом налогообложения по ЕСН.

На выплаты, производимые за счет членских взносов членам профсоюзной организации, не состоящим с ней в трудовых отношениях, ограничение в размере 10 000 руб., установленное подп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса, не распространяется.

Таким образом, выплаты членам профсоюза, не состоящим в трудовых отношениях с профсоюзной организацией, в денежной и натуральной форме (в виде материальной помощи, премирования к юбилейным датам, организации и оплаты экскурсий, билетов на зрелищные и культурно-массовые мероприятия, подарков и др.) не подлежат обложению ЕСН независимо от источника выплат.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичной профсоюзной организацией признается добро-

вольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Членом профсоюза является лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона № 10-ФЗ при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением.

То есть членскими профсоюзными взносами являются взносы, поступившие в первичную профсоюзную организацию в виде членских взносов от членов данной профсоюзной организации.

Таким образом, средства, поступившие от первичной профсоюзной организации в вышестоящую профсоюзную организацию, не являются членскими взносами.

Учитывая изложенное, выплаты в пользу членов профсоюзной организации, связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, производимые за счет средств, образованных из членских взносов, перечисленных в вышестоящую профсоюзную организацию первичной профсоюзной организацией, подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.

Вопрос. Облагаются ли ЕСН ежемесячные выплаты в виде премий за счет членских профсоюзных взносов, производимые первичной профсоюзной организацией в пользу неосвобожденных председателей профкомов?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса).

Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ основанием возникновения трудовых отношений является, в частности, избрание (выборы) на должность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из положений Федерального закона от 12.01.96 N9 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» отношения между неосвобожденными председателями профкомов (цеховых профкомов) и профсоюзной организацией носят характер трудовых отношений вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.

В то же время профсоюзные организации любого уровня являются самостоятельными юридическими лицами, осуществляющими основную и финансово-экономическую деятельность в соответствии со своими уставами или другими учредительными документами. Как юридическое лицо профсоюзная организация может вступать в трудовые отношения с физическими лицами (в том числе отдельными членами профсоюза) по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Учитывая изложенное, любые выплаты и вознаграждения как в денежной, так и в натуральной форме, начисленные профсоюзной организацией в пользу неосвобожденных председателей цеховых профкомов, должны рассматриваться как объект налогообложения по ЕСН.

На основании подп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению ЕСН выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 ООО руб. в год.

Поскольку в рассматриваемом примере выплаты неосвобожденным председателям цеховых профкомов производятся ежемесячно, нарушено условие периодичности, установленное в подп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса.

Таким образом, начисление ЕСН на выплаты за счет членских взносов в пользу неосвобожденных председателей цеховых профкомов производится в общеустановленном порядке.

Л.С. УСТИНОВА Советник налоговой службы III ранга

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Предусмотрена ли в настоящее время ответственность работодателей за выплату работникам заработной платы в размерах ниже МРОТ, установленного законом субъекта РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда

(МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Вплоть до появления федерального закона, устанавливающего порядок и сроки введения на территории РФ МРОТ в размере прожиточного минимума, продолжает действовать Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 01.10.2003), согласно ст. 1,3 которого с 01.10.2003 заработная плата работника не может быть менее 600 руб. в месяц (ст. 421 ТК РФ).

Одновременно ст. 2 Федерального закона № 82-ФЗ субъектам РФ (за исключением субъектов - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ) предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий вышеуказанный и являющийся обязательным для работодателей. При этом установление более высокого размера М РОТ допускается исключительно путем принятия субъектом РФ соответствующего закона.

Таким образом, в случае если указанный нормативный акт субъектом РФ принят, работодатели, осуществляющие свою деятельность на его территории, должны выплачивать работникам заработную плату, размер которой не может быть ниже МРОТ, установленного законом субъекта РФ. За выплату заработной платы в меньшем размере на должностных лиц работодателя государственной инспекцией труда может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 5 000 руб. (ст. 5.27, п. 1 ст. 23.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях; ст. 5 Федерального закона № 82-ФЗ).

А.И. ДЫБОВ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ

АДВОКАТОВ ПОМОЩИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ГРАЖДАНАМ

Вопрос. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль включить в состав расходов, учитываемых при исчислении налога, расходы по выплате премий работникам данной организации в случае, если правила исчисления премий установлены положением о премировании организации, а не коллективным и трудовыми договорами с конкретными работниками?

Ответ. В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных рас-

ходов, связанных с производством и реализацией, и внереализационных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 H К РФ).

В соответствии со ст. 255 H К РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями груда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Данной статьей к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Пунктом 21 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Таким образом, несмотря на то что в состав расходов на оплату труда включаются предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами премии, в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, могут быть учтены только расходы на те виды премий, которые указаны в трудовых договорах с соответствующими работниками.

Согласно ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Статьей 144 ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Из указанных норм ТК РФ следует, что система премирования может быть установлена работодателем самостоятельно как в рамках, так и вне рамок коллективного договора.

На основании изложенного установление организацией подробного порядка исчисления премий работников в положении о премировании, а не в трудовом и коллективном договорах, при условии, что в трудовом договоре с конкретными работниками предусмотрена выплата премий ра-

ботникам в соответствии с положением о премировании, не препятствует возникновению у данной организации права на включение затрат по выплате таких премий работникам в состав расходов на оплату труда, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Аналогичный изложенному вывод следует из анализа положений Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль предприятий и организаций» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2002 № БГ-3-02/729 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)

Вопрос. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль включить в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, расходы по выплате премий работникам данной организации в случае, если обязанность работодателя по выплате премий не установлена коллективным договором?

Ответ. В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, связанных с производством и реализацией, и внереализационных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 253 НК РФ в составе расходов, связанных с производством, выделены расходы на оплату труда.

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Данной статьей к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Пунктом 21 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Таким образом, несмотря на то что в состав расходов на оплату труда включаются предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами премии, в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, могут быть учтены только расходы на те виды премий, которые указаны в трудовых договорах с соответствующими работниками.

Из изложенного следует, что если в трудовом договоре (контракте) предусмотрена обязанность работодателя выплачивать премии, предприятие вправе включить в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, расходы по выплате премий, несмотря на то что такая обязанность не предусмотрена в коллективном договоре.

Д.Е. КОВАЛЕВСКАЯ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА

Вопрос. По какому закону в настоящее время квалифицируются административные правонарушения, совершенные до вступления в силу КоАП РФ?

Ответ. В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Часть 2 указанной статьи устанавливает, что закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Это

положение согласуется со ст. 54 Конституции РФ, согласно которой, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Исходя из того, что закон устанавливает правила действия во времени закона, недлящиеся правонарушения, совершенные до 01.07.2002, а также длящиеся правонарушения, прекращенные в силу объективных обстоятельств либо действий самого лица до 01.07.2002, но которые были обнаружены правоохранительными органами после указанной даты, подлежат квалификации по статьям законодательных актов, действовавших во время совершения правонарушения. Однако если КоАП РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательным актом смягчает административную ответственность, то в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ указанные правонарушения подлежат квалификации по соответствующей статье КоАП РФ.

Длящиеся правонарушения, совершение которых началось до 01.07.2002, но которые продолжали совершаться после указанной даты и были пресечены правоохранительными органами после 01.07.2002, подлежат квалификации по статье КоАП РФ, как закона, действующего на момент совершения правонарушения.

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ .

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

от 30.12.2001 № 195-ФЗ

(ред. от 04.07.2003)

(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(с изм. от 25.07.2003)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

Вопрос. Возможно ли рассмотрение дел об административных правонарушениях в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если местонахождение лица не установлено?

Ответ. Исходя из того, что Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность принятия судом решения о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в производстве (п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, по указанной в вопросе причине не является препятствием для рассмотрения дела, если это не препятствует всестороннему и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

КЛ. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.07.2003) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «АГЕНТСТВО ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос. Может ли РФ по договору государственного займа, заключенному путем выпуска и продажи государственных облигаций, пересмотреть условия такого займа в одностороннем порядке?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 817 Гражданского кодекса РФ по договору государственного займа исключена возможность одностороннего изменения условий займа со стороны заемщика. Таким образом, РФ не вправе на основании указанного положения ГК РФ менять условия выпущенного займа. Однако названное положение не исключает возможности изменения этих условий по соглашению сторон, как это и случилось с изменением условий по государственному внутреннему долгу, закрепленным постановлением Правительства РФ от 29.11.99 N9 1306 «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии». Кроме того, условия первоначальных обязательств по государственному займунмогут быть новированы на основании ст. 414 ГК РФ. При этом, как и в случае изменения условий займа, новация заемных обязательств может быть осуществлена только по соглашению сторон. Следовательно, РФ по договору государственного займа в силу регулирования рассматриваемых отношений ГК РФ не может пересмотреть условия такого.оайма в одностороннем порядке.

В.Н. БЫКОВ

Ссылки на нормативные акты: «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 N° 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.11.99 N9 1306 (ред. от 28.01.2000)

«О НОВАЦИИ ОБЛИГАЦИЙ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВАЛЮТНОГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА III СЕРИИ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)

ЗАО «ЮРИНФОРМ В»

Вопрос. Как исчислить пособие по временной нетрудоспособности, если работник болел (общее заболевание) 11 рабочих дней в июле и 2 рабочих дня в августе 2003 г., ему установлен оклад с учетом постоянных доплат и надбавок и среднемесячной суммы премии в размере 10 ООО руб. в месяц и непрерывный трудовой стаж работника составляет 6 лет?

Ответ. При исчислении пособия по временной нетрудоспособности следует руководствоваться п. 73 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N9 13-6.

Согласно этой норме для исчисления пособия берется месячный оклад, дневная или часовая тарифная ставка с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых надень наступления нетрудоспособности, и среднемесячной суммы премий.

В данном случае пособие будет исчисляться от суммы 10 000 руб.

В соответствии с вопросом период нетрудоспособности составил 11 рабочих дней в июле и 2 рабочих дня в августе. Непрерывный трудовой стаж работника - 6 лет, следовательно, пособие выдается ему в размере 80% от заработка (п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию).

Работнику установлен оклад с учетом постоянных доплат и надбавок и среднемесячной суммы премий 10 000 руб.

В июле 2003 г. - 23 рабочих дня.

Размер среднедневного пособия за июль составит:

10 000 руб.: 23 рабочих дня х 80% = 347,83 руб.

В августе 2003 г. - 21 рабочий день.

Среднедневное пособие за август составит:

10 000 : 21 х 80% = 380,95 руб.

Общая сумма пособия за весь период нетрудоспособности составит:

(347,83 руб. х 11 рабочих дней) + (380,95 руб. х х 2 рабочих дня) = 4 588,03 руб.

О. В. БУХТИАРОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.