Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам

ИБ «Вопросы — ответы», ИБ «Финансист»,

ИБ «Корреспонденция счетов»

справочной правовой системы КонсультантПлюс

Вопрос. Вправе ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», учитывать в составе доходов просроченную (свыше трех лет) кредиторскую задолженность, если на момент возникновения задолженности организация применяла общую систему налогообложения?

Ответ. В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НКРФ.

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика, учитываемыми в целях налогообложения, признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренныхподп. 21 п. 1ст. 251 НК РФ. Положения указанного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием.

Подпунктом 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и

сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, включают в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, просроченную кредиторскую задолженность, за исключением кредиторской задолженности, указанной в подп. 21 п. 1ст.251НКРФ.

Основание: письмо Минфина России от

03.07.2009 № 03-11-06/2/118.

Вопрос. Уорганизации имеются в собственности земельные участки с расположенными на них складами, которые не используются в производственной деятельности с момента приобретения. Вправе ли организация признавать в качестве расходов в целях исчисления налога на прибыль суммы земельного налога, уплачиваемого по этим земельным участкам?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

На основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следовательно, если согласно действующему налоговому законодательству организация признается налогоплательщиком земельного налога, то расходы, понесенные ею в связи с его уплатой, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль с учетом положений НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от

26.06.2009 № 03-03-06/1/430.

Вопрос. Вправе ли организация применять амортизационную премию в целях исчисления налога на прибыль по основным средствам, полученным в качестве вклада в уставный капитал?

Ответ. Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10% (не более 30%

— в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пп. 8 и 20ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Учитывая изложенное, поскольку при внесении в качестве вклада в уставный капитал основного средства организация не несет расходов на его приобретение, то она не вправе применить амортизационную премию, т. е. учесть в расходах 10% (30 %) от стоимости данного основного средства.

Основание: письмо Минфина России от

19.06.2009 № 03-03-06/2/122.

Вопрос. 1. Облагается ли НДФЛсумма пособия по временной нетрудоспособности, выплаченная работнику в связи с получением бытовой травмы? 2. Облагается ли сумма указанного пособия ЕСН?

Ответ. 1. Налог на доходы физических лиц. Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Как следует из вышеприведенной нормы, в число доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ, не включены пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от оснований, по которым они выплачиваются.

Таким образом, выплачиваемое работодателем пособие по временной нетрудоспособности, в том числе и в связи с бытовой травмой, подлежит налогообложению НДФЛ в установленном порядке.

2. Единый социальный налог. В соответствии с подп. 1 п. 1ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.

Так, Федеральным законом от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009 г. 18 720 руб.

Таким образом, сумма пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по случаю бытовой травмы, не подлежит налогообложению единым социальным налогом в размере, ежегодно устанавливаемом федеральным законом.

Основание: письмо Минфина России от

17.06.2009 № 03-04-06-01/139.

Вопрос. Организация при проведении инвентаризации выявила основные средства. В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль определяется стоимость данного имущества при принятии его к налоговому учету? Могут ли быть учтенырасходы в виде налога на имущество организаций, уплачиваемого в отношении основных средств, выявленных в результате инвентаризации, при исчислении налога наприбыль?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2009, первоначальная стоимость амортизируемого имущества, выявленного в результате инвентаризации, определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ. Учитывая положения п. 5ст. 274 НК РФ, стоимость указанного имущества в налоговом учете определяется исходя из его рыночной цены с учетом положений ст. 40 НК РФ.

До 01.01.2009 НК РФ не было предусмотрено порядка определения первоначальной стоимости имущества, выявленного при проведении инвентаризации, в связи с чем данное имущество принималось к налоговому учету по нулевой стоимости.

Что касается расходов в виде налога на имущество организаций, уплачиваемого по основным средствам, выявленным в результате инвентаризации, в порядке, предусмотренном гл. 30 НК РФ, то

такие расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 1п.1 ст. 264 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от

10.06.2009 № 03-03-06/1/392.

Вопрос. Пользуясь правом, предоставленным ст. 3 Федерального закона от 26.11.2008№224-ФЗ, организация перешла на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли с IVквартала 2008г. В налоговый орган было направлено уведомление о переходе. Вправе ли организация по данному уведомлению уплачивать в 2009г. ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли?

Ответ. Статьей 3 Федерального закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее

— Федеральный закон № 224-ФЗ) установлено, что налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, вправе применить следующий порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате за IV квартал 2008 г.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IVквартале 2008 г., исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, применившие право, предусмотренное ст. 3 Федерального закона, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю.

Установленный Федеральным законом № 224-ФЗ особый порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль организаций распространялся только на период IV квартала 2008 г.

При этом налогоплательщик, исчислявший в IV квартале 2008 г. авансовые платежи в соответствии с Федеральным законом № 224-ФЗ, в

общеустановленном порядке может принять решение о применении с 2009 г. системы расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций с уплатой ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли в порядке, предусмотренном ст. 286 НК РФ.

В этом случае налогоплательщик, согласно п. 2ст. 286 НК РФ, должен был уведомить налоговый орган о своем решении в срок не позднее 31.12.2008. Информация о принятом решении об уплате начиная с 01.01.2009 ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли могла содержаться и в представляемых налогоплательщиками уведомлениях о применении установленного Федеральным законом № 224-ФЗ

особого режима исчисления авансовых платежей в IV квартале 2008 г.

Таким образом, если налогоплательщик воспользовался правом, предусмотренным Федеральным законом № 224-ФЗ, и исчислял в IV квартале 2008 г. ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, то в 2009 г. налогоплательщик вправе был перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган в установленные сроки и отразив соответствующие изменения в учетной политике на 2009 г.

Основание: письмо Минфина России от

09.06.2009 № 03-03-06/1/369.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.