Вопрос - ответ КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. В настоящее время все религиозные организации зарегистрированы Министерством юстиции РФ, имеют организационно-правовую форму «Общественные и религиозные организации» и по итогам года должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность (формы № 1, 2, 6). При применении положений п. 2 ст. 251 НК РФ религиозные организации обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, и по окончании налогового периода представлять в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной МНС России, - лист № 14 Декларации по налогу на прибыль организации, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542.
Считаем, что сложившиеся обстоятельства не в полной мере учитывают специфику деятельности религиозных организаций, которые в соответствии со ст. 8 Закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» являются добровольными объединениями граждан РФ в целях совместного исповедания и распространения веры, не имеют гарантированных целевых поступлений, основным источником их финансирования являются пожертвования верующих.
В Русской православной церкви есть приходы, имеющие в штате одного-двух священнослужителей, приходы с малыми доходами, которые в силу обстоятельств не в состоянии вести бухгалтерский и итоговый учет в объеме, определенном условиями законодательства.
Просим рассмотреть вопрос о непредставлении в шиоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности религиозными организациями, не имеющими объектов на^югообложения.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 27 июня 2003 г. № 04-02-05/4/52
Министерство финансов РФ рассмотрело обращение по вопросу представления налоговой декларации по налогу на прибыль и ведения бухгалтерского учета религиозными организациями и сообщает следующее.
В гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) (п. 14 ст. 250 Кодекса) предусмотрено, что налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы и услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.
Доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются внереализационными доходами (п. 14 ст. 250 Кодекса), и, соответственно, указанные доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, при нецелевом использовании некоммерческими организациями (в том числе религиозными организациями) доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, перечень которых приведен в ст. 251 Кодекса, у некоммерческих организаций возникает объект налогообложения по налогу на прибыль организаций.
В связи с этим налоговые органы обязаны проверять целевое использование некоммерческими организациями доходов, полученных на их содержание и ведение уставной деятельности, поименованных в ст. 251 Кодекса.
Соответственно, в Кодексе предусмотрено, что в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций должны отражаться не только данные, относящиеся к коммерческой деятельности некоммерческих организаций, но и данные о средствах, поступивших на их содержание и ведение уставной деятельности, и сведения об их расходовании.
Во исполнение п. 14 ст. 250 Кодекса Министерство РФ по налогам и сборам приказом от 07.12.2001 № БГ-3-02/542 (с учетом изменений и дополнений) утвердило лист 14 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Представление в таком объеме налоговой декларации необходимо для осуществления контроля за использованием по целевому назначению целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Направление целевых поступлений религиозными организациями по видам мероприятий в рамках осуществления их уставной деятельности налоговыми органами не контролируется. Следовательно, во внутреннюю деятельность религиозных организаций налоговые органы не вмешиваются.
Согласно ст. 246 гл. 25 Кодекса налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации. Пунктом 1 ст. 289 Кодекса установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
V Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на прибыль установлена Кодексом. Это означает, что религиозные организации в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет.
Пунктом 2 ст. 289 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации (включая религиозные организации), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Согласно ст. 285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода представляют в том числе и религиозные организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 Кодекса, которые не учитываются при определении налоговой базы.
Религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством, могут не представлять в налоговые органы но месту учета бухгалтерскую отчетность, что разъяснено письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 16.05.2003 № ВГ-6-2/ 563@, согласованным с Минфином России. При возникновении объектов налогообложения рели-
гиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со ст. 23 Кодекса.
Что касается ведения бухгалтерского учета, то Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 4) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.
Следовательно, религиозные организации до введения и после введения гл. 25 Кодекса обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством. В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.
В соответствии с подп. 27 п. 1 ст. 251 Кодекса доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В связи с этим денежные средства и другое имущество, полученные религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, в том числе поминания усопших на полгода или сорокоуст, при определении налоговой базы не учитываются и, соответственно, отражаются в листе 14 Налоговой декларации по налогу на прибыль организации.
Стоимость продуктов питания, положенных прихожанами на панихидный столик для поминания усопших родственников, в листе 14 Налоговой декларации по налогу на прибыль организации не отражается.
Исходя из изложенного оснований для непредставления религиозными организациями налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций не имеется.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.12.2001 № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.2001 № 3084)
<ПИСЬМО> МНС РФ от 16.05.2003 № ВГ-6-02/563@ «О ПРЕДСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.09.97 № 125-ФЗ (ред. от 25.07.2002)
«О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ»
(принят ГД ФС РФ 19.09.97)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)
Вопрос. С 2000 г. в рамках жилищного проекта проводится обучение сотрудников БТИ и иных служб, связанных с регистрацией прав на недвижимость, специальным знаниям о гражданском законодательстве в сфере имущественных отношений, законодательстве, регулирующем регистрацию прав на недвижимость. Обучение проводится за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.
Контракт на реализацию проекта «Профессиональное и техническое обучение сотрудников учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимость и инвентаризаторов объектов недвижимости» по результатам конкурса был присужден организации А.
Указанная организация, согласно контракту, должна оплачивать суточные, расходы на проживание и проезд сотрудников УРПН, БТИ и других служб, командированных для прохождения обучения.
Следует ли указанные суммы суточных, расходы на проживание и проезд, оплаченные в рамках контракта организацией А, облагать налогом на доходы физических лиц?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 7 августа 2003 г. № 04-04-06/154
Рассмотрев письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц суточных, сумм оплаты стоимости проживания и проезда, произведенной организацией работникам БТИ и учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направленным на обучение за счет средств проекта «Обучение сотрудников учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимость и инвентаризаторов объектов недвижимости» в рамках контракта на услуги консультанта между Национальным фондом жилищной реформы и организацией. Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Статьей 166 Трудового кодекса РФ определено понятие служебной командировки.
По нашему мнению, в данном случае направление на повышение квалификации не может рассматриваться как служебная командировка.
Однако, учитывая положения ст. 187 Трудового кодекса РФ, которой предусматривается, что работникам, направляемым в другую местность для повышения квалификации с отрывом от работы, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки, полагаем, что в данном случае указанные в вопросе суммы могут быть отнесены к компенсационным выплатам и не подлежат налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.10.2002 № 729
«О РАЗМЕРАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ СО СЛУЖЕБНЫМИ
КОМАНДИРОВКАМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»
Вопрос. Лечебно-профилактическое учреждение получает от страховой медицинской организации средства обязательного медицинского страхования (ОМС) на основании договора на оказание медицинских услуг. Облагаются ли налогом на прибыль средства ОМСимеющиеся в учреждении на конец отчетного периода?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 12 августа 2003 г. № 04-02-05/6/7
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основании договоров со страховыми медицинскими организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Таким образом, средства ОМС, полученные лечебно-профилактическим учреждением, подлежат обложению налогом на прибыль согласно п. 1 ст. 271 Кодекса.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты
ЗАКОН РФ от 28.06.91 № 1499-1 (ред. от 29.05.2002)
«О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.07.2003)
Вопрос. Пунктом 2 ст. 63 НК РФ определено, что если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа.
Просим разъяснить порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наыедования или дарения.
Приказом Минфина России от 30.09.99 № 64н, устанавливающим порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов, данный порядок определен только для юридических лиц.
Существует ли аналогичный документ по вопросу изменения срока уплаты налогов физическими лицами?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ . РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 14 августа 2003 г. № 04-04-10/27
В связи с письмом по вопросу изменения срока уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Как правомерно указано в письме, п. 2 ст. 63 Налогового кодекса РФ определено, что если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов РФ, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являясь федеральным налогом, полностью зачисляется в доход местного бюджета. В связи с этим отсрочку или рассрочку по уплате данного налога могут предоставить финансовые органы муниципального образования.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется в случае, если имущественное положение налогоплательщика исключает возможность единовременной уплаты налога. При этом отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется на срок от одного до шести месяцев.
Для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налогоплательщику
необходимо обратиться в финансовые органы по месту жительства с заявлением, в котором должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что его имущественное положение не позволяется уплатить налог в установленном порядке.
Что касается приказа Минфина России от 30.09.99 № 64н, который упоминается в письме, то этот приказ действительно распространяется только на юридические лица. По вопросу изменения срока уплаты налогов физическими лицами аналогичный документ не принят.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 07.07.2003)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.09.99 № 64н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТСРОЧКИ, РАССРОЧКИ, НАЛОГОВОГО КРЕДИТА, ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА ПО УПЛАТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ, А ТАКЖЕ ПЕНИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЧИСЛЕНИЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.11.99 № 1972)
Вопрос. Муниципальная организация осуществляет отпуск тепловой энергии населению по ценам, установленным органами местного самоуправления. При этом приобретается тепловая энергия по государственным регулируемым ценам, устанавливаемым региональной энергетической комиссией. Цена теплоэнергии для коммунальных предприятий в соответствии с п. 8 постановления Правительства от 02.08.99 № 887 утверждается органами местного самоуправления. Эта цена определятся таким образом, что потребителями оплачивается определенная доля от экономически обоснованного тарифа, установленного региональной энергетической комиссией.
Разница в ценах (закупочной и отпускной) компенсируется из бюджета муниципального образования. В платежных документах на перечисление бюджетных средств в назначении платежа указывается «на погашение убытка
Полагаем, что при установлении органами местного самоуправления размера тарифов на тепловую энергию ниже экономически обоснованного уровня бюджетные ассигнования, полученные на
покрытие убытков от реализации услуг по ценам ниже себестоимости, по сути, являются финансовой помощью на покрытие разницы между ценой приобретения и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить, следует ли при исчислении НДС рассматривать денежные средства, получаемые организациями из бюджета муниципального образования, как суммы, полученные в счет увеличения доходов, и включать их в налогооблагаемую базу по НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 16 августа 2003 г. № 04-03-11/62
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации тепловой энергии, дотируемой из бюджета, и сообщает следующее.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ независимо от источника финансирования.
Согласно п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Однако согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, при применении указанного п. 2 ст. 154 Кодекса следует руководствоваться п. 33.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (с изменениями и дополнениями), согласно которому в случае выделения налогоплательщику из бюджетов всех уровней денежных средств для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. В случае выделения налого-
плательщику из соответствующих бюджетов денежных средств на покрытие разницы между государственной регулируемой и отпускной ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данная сумма включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики НА КОМОВА
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.07.2003)
ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (ред. от 17.09.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 21 «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 (ред. от 27.06.2003, с изм. от 27.06.2003) «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»)
Вопрос. Администрация области, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, предоставила возможность организациям, имеющим потенцию развития, выкупить находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки.
При выкупе земельных участков, фактической приватизации их Министерство РФ по налогам и сборам рекомендовало начислять налог на добавленную стоимость, на уплату которого предприятия израсходовали значительную часть оборотных средств.
В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, ус-луг) суммы налога подлежат вычету на основании выставленных продавцом и оплаченных покупателем счетов-фактур. Однако налоговые органы области отказывают организациям в вычете сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного ими при выкупе земельных участков. Насколько правомерно неприменение установленных НК РФ налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость,
начисленному при приобретении организациями земельных участков, находящихся в государственной собственности ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 1 сентября 2003 г. № 04-03-01/124
В связи с обращением о порядке применения налога на добавленную стоимость при приобретении земельных участков Минфин России сообщает следующее.
Вопросы обложения налогом на добавленную стоимость операций по продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе вопрос возмещения этого налога налогоплательщикам, неоднократно обсуждались в Минфине России с представителями МНС России, Минэкономразвития России и Минимущества России. Однако на состоявшихся совещаниях единой позиции в отношении возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при выкупе земельных участков, не достигнуто.
Минфин России при рассмотрении указанных вопросов руководствуется следующими нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) одним из объектов налогообложения по налогу на добавленную стоимость являются операции по реализации товаров на территории РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Кодекса любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, для целей налогообложения признается товаром.
В связи с тем что согласно п. 1 ст. 130 части первой Гражданского кодекса РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу, операции по выкупу в процессе приватизации земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей обложения налогом на добавленную стоимость рассматриваются как продажа товаров и на основании указанного п. 1 ст. 146 Кодекса подлежат обложению данным налогом.
Однако, как правомерно указано в обращении, ст. 171 Кодекса предусмотрено право налогоплательщиков уменьшать общую начисленную сумму налога на добавленную стоимость на установленные налоговые вычеты. В связи с этим, но мнению Минфина России, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками при приобретении земельных участков, следует принимать к вычету в общеустановленном порядке.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 30.06.2003) (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.07.2003)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 07.07.2003)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Начисляется ли ЕСНна выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула? Суммы выплат среднего заработка установлены решением суда.
Ответ. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Как следует из вопроса, принятое судом решение обязывает работодателя провести в пользу работника выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула.
Таким образом, начисленные и выплаченные согласно решению суда суммы среднего заработка за время вынужденного прогула работника в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ признаются объектом налогообложения по ЕСН.
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Просим разъяснить, начисляются ли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии) с сумм, выплаченных работодателями в оплату больничных листов своим работникам за счет средств предприятия, если работодатели применяют специальные налоговые режимы.
Ответ. Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» предусмотрено, что гражданам, работающим по трудовым договорам (далее - работники), заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
- средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой д;1я начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).
Пунктом 1 ст. 236 Кодекса определено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков -лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаг-
раждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 238 Кодекса установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия но временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия но безработице, беременности и родам.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон от 16.07.99 № 165-ФЗ) одним из видов обязательного страхового обеспечения граждан является в том числе выплата пособия по временной нетрудоспособности.
При этом согласно подп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающую один минимальный размер оплаты труда, выплачиваемую в том числе за счет средств налогоплательщиков-работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы), не начисляются.
Н.В. Криксунова Государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Ссылки на нормативные акты
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2002 № 190-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСОБИЯМИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И У ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ,
И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН»
(принят ГД ФС РФ 25.12.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.07.99 № 165-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ» (принят ГД ФС РФ 09.06.99)
Вопрос. Решением руководителя налогового органа районного уровня вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату налога. Впоследствии налоговым органом установлено, что данное решение вынесено ошибочно. В связи с этим руководителем инспекции вынесено решение об отмене решения о привлечении к ответственности. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ. В соответствии со ст. 101 Налогового кодекса РФ руководителем налогового органа, в частности, может быть вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом НК РФ не предусмотрена самостоятельная отмена руководителем налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности.
Отменить неправомерно принятое решение руководителя инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности согласно ст. 139, 140 НК РФ может только вышестоящий налоговый орган при наличии жалобы налогоплательщика.
Таким образом, действия руководителя налогового органа являются неправомерными.
С.С. Сергиенко Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Правомерно ли подписание налоговой декларации уполномоченным представителем на-логоплателыцика ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом согласно п. 3 указанной статьи полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Учитывая изложенное, представление налоговой декларации предполагает письменное заверение подписью налогоплательщика ее подлинности.
Таким образом, уполномоченный представитель налогоплательщика не вправе подписывать налоговую декларацию.
E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации в соответствии со ст. 119 Кодекса. В то же время у налогоплательщика по итогам отчетного периода налоговая база по налогу равнялась нулю. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ. В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация, согласно ст. 80 Кодекса, представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произве-
денных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов, и представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
Таким образом, в обязанности налогоплательщика входит представление налоговой декларации по каждому конкретному налогу, плательщиком которого он является, содержащей расчет по данному налогу исходя из полученных доходов, произведенных расходов, имеющихся льгот и другой информации. Данные об отсутствии объекта налогообложения, налоговой базы и, как следствие, суммы налога отражаются в налоговой декларации.
Следовательно, действия налогового органа по привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление декларации, согласно которой налоговая база по налогу равна нулю, предусмотренной ст. 119 Кодекса, являются правомерными.
О.Ю.Лежнева Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)
Вопрос. Подлежат ли включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленный п. 2 ст. 264 гл. 25 НК, расходы по приему представителей филиалов, прибывших по приказу руководителя организации для решения производственных вопросов?
Огеет. В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 264 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 данной статьи.
При этом указанные расходы должны соответствовать критериям, приведенным в и. 1 ст. 252 гл. 25 НК.
Согласно п. 2 ст. 264 гл. 25 НК к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или)
поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
Расходы, связанные с приемом представителей филиалов, прибывших по приказу руководителя организации для решения производственных вопросов, не соответствуют расходам, установленным п. 2 ст. 264 гл. 25 НК, и, следовательно, не подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
З.Н. Семина Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Правомерно ли соисполнитель НИОКР применяет налоговое освобождение согласно подп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ в случае, когда головной заказчик отказывается направлять ему уведомление о выделении средств из федерального бюджета?
Ответ. В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов.
При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности за счет средств бюджетов от уплаты налога освобождаются как головные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
Основанием для освобождения научно-иссле-довательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является договор на выполнение данных работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ.
С учетом изложенного в случае отсутствия у соисполнителя уведомления от головного заказчика о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты НИОКР согласно договору на их
выполнение у данного соисполнителя выполненные работы будут подлежать обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
J1.B. Чураянц Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Включаются ли в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль организаций средства, полученные национальными парками от реализации древесины, заготовленной в результате рубок ухода за лесом и санитарных рубок, от услуг по распространению входных билетов и прочих платных услуг, от научной и других видов деятельности? В каком порядке учитываются указанными парками доходы от сдачи имущества в аренду, а также штрафы, полученные парками за экологические правонарушения?
Ответ. С 01.01.2002 налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Льготы по налогу на прибыль организаций налогоплательщикам названной главой не предусмотрены.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены ст. 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим. Средства целевого финансирования и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
Согласно ст. 247 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в установленном Кодексом порядке.
В связи с этим средства, полученные национальным парком от реализации древесины, заготовленной в результате рубок ухода за лесом и санитарных рубок, от услуг по распространению входных билетов и прочих платных услуг, от научной и других видов деятельности, подлежат обложению
налогом на прибыль организаций в порядке, установленном Кодексом.
Доходы от сдачи имущества в аренду в соответствии с п. 4 ст. 250 Кодекса являются внереализационными доходами организаций, если такие доходы не учитываются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса.
Средства, полученные парком в возмещение ущерба, причиненного лесному фонду нарушением лесною законодательства, а также законодательства в области окружающей среды, при определении налоговой базы организаций учитываются в составе внереализационных доходов.
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Должны ли негосударственные образовательные учреждения при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывать расходы на питание студентов во время спортивных соревнований, по проведению смотров-конкур-сов и КВН, расходы по приобретению призов победителям ?
Ответ. С 1 января 2002 г. исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль организаций налогоплательщиками (в том числе образовательными учреждениями) производится в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций согласно ст. 247 НК РФ является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в установленном НК РФ порядке.
Негосударственными образовательными учреждениями оказание образовательных услуг осуществляется на возмездной основе. Средства, получаемые указанными учреждениями в соответствии с заключенными договорами, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг.
Для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 гл. 25 НК РФ, то есть расходы обоснованные, документально подтвержденные и при этом произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы негосударственных образовательных учреждений на питание студентов во время спортивных соревнований, по проведению смотров-конкурсов и КВН, расходы по приобретению
призов победителям не являются расходами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, в связи с этим при определении налоговой базы по налогу на прибыль они не учитываются.
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. В каком порядке учитывается для целей налогообложения переоценка стоимости основных средств, произведенная организациями по состоянию на 1 января 2003 г. ?
Ответ. С 01.01.2002 налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу гл. 25 НК РФ (то есть с 01.01.2002) переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения в соответствии с настоящей главой.
Ссылки на нормативные акты
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 01.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 N9 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Предусмотрены ли гл. 25 «Налог на прибыль организаций* НК РФ льготы организациям, которые направляют денежные средства и иное имущество некоммерческим организациям на их содержание и ведение уставной деятельности? В каком порядке учитываются указанные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль у передающей стороны?
Ответ. Статьей 3 гл. 1 части первой Налогового кодекса РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В связи с этим гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ льготы налогоплательщикам не предусмотрены.
В то же время значительно снижена налоговая ставка. Налоговая ставка ст. 284 НК РФ с 01.01.2002 установлена в размере 24%, до 01.01.2002 налог на прибыль уплачивался в бюджет по ставке 35%.
Согласно подп. 34 ст. 270 НК РФ расходы в виде целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
х Таким образом, денежные средства и иное имущество (в том числе производимая продукция), направленные некоммерческим организациям на их содержание и ведение основной уставной деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль у организаций, передающих указанные средства, не учитываются.
О.В. Емышева Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Какие виды ответственности могут быть применены к бухгалтеру организации за неуплату налогов, а также за умышленное искажение бухгалтерской отчетности?
Ответ. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении ст. 57 Конституции РФ, а именно в не-
выполнении обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, что, как следствие, влечет за собой недопоступление денежных средств в бюджетную систему РФ.
В этой связи действующим законодательством установлены виды ответственности за неуплату налогов.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Так, в соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Статьей 199 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, и согласно этой статье обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога.
Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ.
Ссылки на нормативные акты
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 № 195-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 № 8
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ог 13.06.96 № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.96) (ред. от 08.04.2003)
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
(с изм. от 09.06.2001)
(принята всенародным голосованием 12.12.93)
Вопрос. Сотрудника приняли на работу с испытательным сроком, но до истечения этого времени он не с прав шея с порученной работой. Вправе ли работодатель до окончания испытательного срока расторгнуть с таким сотрудником трудовой договор как с не выдержавшим испытательный срок?
Ответ. В соответствии со ст. 70 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания. Согласно ст. 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в судебном порядке.
При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.
Учитывая изложенное, работодатель имеет право на основании норм ст. 71 ТК РФ расторгнуть с таким сотрудником трудовой договор до истечения испытательного срока.
Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Вопрос. Применимы ли к страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию санкции, установленные Налоговым кодексом РФ?
Ответ. При ответе на данный вопрос, в первую очередь, следует учитывать, что правовая природа налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неидентична. Главным отличием указанных платежей является безвозмездность налога и возмездность страховых взносов, а также их назначение. Так, согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии но обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Учитывая, что страховые платежи по обязательному пенсионному страхованию - это не налог, налоговые санкции, предусмотренные НК РФ, к таким платежам неприменимы, и в этой связи ст. 27 Закона № 167-ФЗ установлена самостоятельная ответственность страхователей.
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(рел. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
«ОЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ
СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
Вопрос. Положен ли дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день главному бухгалтеру организации?
Ответ. Согласно ст. 101 Трудового кодекса РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники мо1уг по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. В соответствии с нормами указанной выше статьи перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Если должность главного бухгалтера включена в действующий на предприятии перечень работников, которым установлен ненормированный рабочий день, то в трудовом договоре с главным бухгалтером это должно быть указано.
Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не може г быть менее 1 рех календарных дней.
Однако если работник занимает должность, не входящую в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, или в заключенном с ним трудовом договоре не указано, что ему установлен ненормированный режим работы, то переработку свыше установленной обычной нормы рабочего времени - 40 часов в неделю следует рассматривать как сверхурочную работу, порядок и условия оплаты которой регламентированы нормами ст. 152 ТК РФ.
Ссылки на нормативные акты
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
(ред. от 25.07.2002)
Вопрос. Насколько правомерны действия работодателя при предоставлении работникам дополнительных неоплачиваемых дней отдыха за сверхурочную работу без их согласия на это?
Ответ. В соответствии со ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или непосредственно трудовым договором.
Исключительно по желанию самого работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, следовательно, без волеизъявления работников такие действия работодателя неправомерны и дм предоставления работникам дополнительных неоплачиваемых дней отдыха за сверхурочную работу необходимо желание самих работников.
Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Департамент платежных систем и расчетов Банка России
Вопрос. В каком порядке должны приниматься (исполняться) платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения и платежные ордера с учетом срока вступления в силу Указания Банка России от 03.03.2003 № 1256-У *О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П *О безналичных расчетах в Российской Федерации»?
Ответ. Указание Банка России от 03.03.2003 № 1256-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее - Указание № 1256-У) вступает в силу с 01.06.2003 и предусматривает внесение изменений в действующие форматы расчетных дежуменгов. Начиная с даты вступления в силу Указания № 1256-У форматы платежного поручения, платежного требования, инкассового поручения и платежного ордера без учета внесенных изменений не подлежат применению. При этом с 01.06.2003 не подлежат приему к исполнению банком плательщика платежные поручения и банком-эмитентом, обслужи-
цаюшим получателя средств (взыскателю), платежные требования и инкассовые поручения, оформленные с использованием форматов расчетных документов без учета изменений, внесенных Указанием № 1256-У. Вместе с тем платежные требования и инкассовые поручения, принятые банком-эмитен-том до 01.06.2003 и поступившие в исполняющий банк, обслуживающий плательщика, после указанного срока, подлежат приему к исполнению исполняющим банком. Инкассовые поручения, оформленные с использованием форматов расчетных документов без учета изменений, внесенных Указанием № 1256-У, направляемые непосредственно в исполняющий банк в с;гучаях, установленных законодательством, в том числе когда взыскатели не имеют счетов в банках, не подлежат приему к исполнению исполняющим банком с 01.06.2003.
В отношении платежных поручений, платежных требований, инкассовых поручений и платежных ордеров, принятых банками до 01.06.2003, в том числе
находящихся в картотеках неоплаченных расчетных документов, п.2 Указания № 1256-У установлен порядок. согласно которому указанные расчетные документы и платежные ордера не подлежат переоформлению и исполняются в соответствии с проставленными в них реквизитами. Дата списания денежных средств со счета плательщика в расчетных документах в данном случае проставляется в средней части свободного места верхнего поля. При составлении платежного ордера на частичную оплату указанных расчетных документов наш 101 - 110 не заполняются.
Ссылки на нормативные акты
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 03.10.2002 № 2-П «О БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2003 №4300)
Ф.СП-1
АБОНЕМЕНТ
47699
Бухгалтерский учет в бюджетных
(ИНДЕКС П^МЮЛ)
и некоммерческих организациях На 2004 год
К>)1»г<?сг»о ко МЛ 1СГ1»Ь
по месяцам:
1 2 3 4 5 6 | 7 8 н 10 11 12
ММММММ п □
Куда
;!КНТОвЫЯ ИНДЕКС 1
тттт
Кому
|<ММ1Ии 1МЦи.Ш)
Куда
ЛИ-ТЕР
пв МЕСТО
ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА
47699
> ИНДЕКС' 1ПДЛН1Ш'
Бухгалтерский учет в бюджетных и
(НЫЭДВДЛиКИЕ 11ШХ11Х
некоммерческих организациях
Стои- ПОДПИСКИ ( _Р>«._ __МОП. Количество 1
мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ | _Ру«-_ поп КОМИ 1СКЮН
На 2004 год по месяцам:
1 1 2 I 3 I 4 I 5 6 | 7 га 9 10 11 12
мммымм □ □
Кому
(али-.иня ил а (ГА.ТЫ!