Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. /. Правомерно ли удержание налога на доходы физических лиц при выплате процентов по срочному пенсионному вкладу?

2. Каков порядок выплаты отдельным категориям граждан предварительной компенсации по вкладам (взносам) в некоторых страховых организациях, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации* ?

3. Куда следует обратиться для получения компенсации лицам, которым был причинен ущерб в результате передачи ваучеров в инвестиционный фонд?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 июня 2003 г. № 04-04-06/119

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

1. По вопросу налогообложения процентов по срочным пенсионным вкладам сообщаем следующее.

С 1 января 2001 г. в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 27 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

С процентных доходов, превышающих три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в течение периода, за который начисляются проценты по рублевым вкладам, налог взимается по ставке 35%.

В настоящее время действует ставка рефинансирования, установленная Центральным банком РФ,

в размере 18% годовых, соответственно, три четвертых ставки рефинансирования составляют 13,5%. Поэтому если выплачиваемая сумма процентов превышает 13,5%, возникает материальная выгода, подлежащая налогообложению по ставке 35%.

Вышеизложенный порядок налогообложения применяется к процентным доходам, полученным с 1 января 2001 г., в том числе и по договорам банковского вклада, заключенным до вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ (до 1 января 2001 г.).

Согласно п. 27 ст. 217 Налогового кодекса РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц проценты, получаемые налогоплательщиками по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 г. на срок не менее шести месяцев, если они выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Одновременно сообщаем, что 22 мая 2003 г. Федеральным законом № 55-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Согласно этим поправкам исчисление налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов по находящимся в банках вкладам производится исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ.

То есть налогом на доходы физических лиц будет облагаться сумма процентов, превышающая 18% годовых по ставке 35%.

2. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 19.02.2003 N9 117 утверждены Правила выплаты в 2003 г. отдельным категориям граждан РФ предварительной компенсации по вкладам (взносам) в некоторых страховых организациях, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 указанных Правил предварительная компенсация по вкладам выплачивается в размере до 1 тыс. руб. следующим категориям граждан РФ (в том числе первой очереди, относящимся к указанным категориям граждан):

гражданам по 1945 год рождения включительно; инвалидам I группы;

инвалидам II группы по 1950 год рождения включительно;

родителям, а также опекунам детей-инвалидов;

родителям, а также опекунам инвалидов с детства;

бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время.

Осуществление выплат предварительной компенсации отдельным категориям граждан, имевших договоры страхования в период до 1 января 1992 г. в организациях государственного страхования РФ, возложено на Росгосстрах.

Порядок выплат предварительной компенсации по вкладам (взносам), являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в организациях государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществ) установлен в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год.

3. По вопросу о ваучерах, переданных в инвестиционный фонд, сообщаем следующее.

В соответствии с Указом Президента РФ от 18.11.95 № 1157 «О некоторых мерах но защите прав вкладчиков и акционеров» компенсационные выплаты лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовых рынках РФ, осуществляет Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров.

В связи с вышеизложенным предлагаем обратиться в Федеральный обществен но-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров по адресу: Городок имени Баумана, Южный корпус, 1 этаж, г. Москва, Е-37, 105037.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А. И. КОСОЛАПО В

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 № 55-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 217 И 224 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.02.2003 № 117 «О ВЫПЛАТЕ В 2003 ГОДУ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ (КОМПЕНСАЦИИ) ПО ВКЛАДАМ В СБЕРЕГАТЕЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫХ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.05.95 № 73-Ф3 «О ВОССТАНОВЛЕНИИ И ЗАЩИТЕ СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.02.95)

УКАЗ Президента РФ от 18.11.95 № 1157 (ред. от 08.10.2002) «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ВКЛАДЧИКОВ И АКЦИОНЕРОВ»

Вопрос. Просим разъяснить, за счет какого источника происходит оплата ЕСН, удерживаемого с сумм дополнительного отпуска, предоставляемого в соответствии с Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС*.

Какими нормативными документами следует руководствоваться при решении данного вопроса?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 1 июля 2003 г. № 04-04-04/68

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) сумм оплаты дополнительного отпуска «чернобыльцам» и сообщает следующее.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) гражданам, указанным в пп. 1 - 2 ст. 13 Закона № 1244-1, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Согласно п. 4 ст. 19 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, работающим в зоне, гарантируется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г. Финансирование расходов, связанных с предоставлением вышеуказанного отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.% № 506, и письмом Министерства финансов РФ от 28.09.2001 № 3-12-5/90, за счет средств федерального бюджета с за-

числением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать компенсации, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.

Согласно п. 1 ст. 236 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам - «чернобыльцам» в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации, а не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают.

Таким образом, по нашему мнению, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по ЕСН, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником - «чернобыльцем».

При решении рассматриваемого вопроса следует руководствоваться также положениями п. 3 ст. 236 Кодекса, который устанавливает, что выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом периоде).

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. С учетом нормы п. 49 ст. 270 Кодекса, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, можно сделать вывод о том, что у налогоплательщиков-организаций суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного Законом N9 1244-1, не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

С учетом вышеизложенного следует констатировать, что суммы оплаты дополнительного отпуска работникам - «чернобыльцам» не подлежат обложению единым социальным налогом по следующим основаниям:

- рассматриваемые выплаты не связаны с выплатами, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданс-

ко-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ;

- у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 15.05.91 № 1244-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.04.96 N9 506 (с изм. от 24.08.2002) «О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

Вопрос. Организация имеет на балансе поликлинику, спортивные сооружения, оздоровительный лагерь и другие объекты социально-культурной сферы. Содержание этих объектов производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Имела ли организация право применять льготу, установленную подп. «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организацийв 1999 г. при наличии у нее задолженности перед бюджетом?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 августа 2003 г. № 04-02-05/1/78

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по существу вопроса сообщает следующее.

Исходя из письма речь идет о порядке исчисления прибыли за 1999 г.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда.

Пунктом 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшей сумме.

Пунктом 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 54 и 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода и представляют в налоговый орган по каждому налогу налоговую декларацию.

Если по конкретному налогу выявлена недоимка по платежам в бюджет, налоговые органы вправе произвести взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, согласно Налоговому кодексу РФ и Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» право налогоплательщика на применение льготы по налогу на прибыль не связано с наличием задолженности по уплате налогов.

Сообщаем также, что МНС России письмом от 07.02.2001 № ВГ-6-02/115 довело до сведения налогоплательщиков Методические рекомендации по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы.

При этом следует обратить внимание на то, что в связи с вступлением в силу гл. 25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса РФ действие данного письма утратило силу с 1 января 2002 г. (письмо МНС России от 06.06.2002 № ВГ-6-02/800).

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

♦НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 09.07.99)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1

(ред. от 04.05.99) «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ

ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

<ПИСЬМО> МНС РФ от 07.02.2001 № ВГ-6-02/115 <0 МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕРОК ПРАВИЛЬНОСТИ УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЯМИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ>

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

<ПИСЬМО> МНС РФ ог 06.06.2002 № ВГ-6-02/800 <0 ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПИСЕМ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ И МНС РОССИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ГЛАВЫ 25 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Вопрос. Научное учреждение просит разъяснить вопрос, связанный с налогообложением объектов промышленной собственности. В соответствии с подп. *к» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности, не являлись объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. В гл. 21 НК РФ такого положения нет. Возможно ли сохранение действовавшей ранее льготы, учитывая тяжелое положение научных учреждений?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 августа 2003 г. № 04-03-14/70

Минфин России рассмотрел письмо о порядке применения налога на добавленную стоимость учреждениями науки и сообщает следующее.

Согласно подп. «к» п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N9 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», действовавшего до 1 января 2001 г., этим налогом не облагались патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности. В связи с этим, а также учитывая, что в патентном законодательстве отсут-

ствует понятие «патентно-лицензионные операции», подп. «к» п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N° 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» было предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость платежей за предоставление патентообладателем прав другому лицу на использование охраняемого патентом объекта промышленной собственности только по зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договорам.

С 1 января 2001 г. гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость операций по реализации услуг по передаче праэ на использование патентов не предусмотрено.

В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 149 Кодекса от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Порядок освобождения от налогообложения указанных работ разъясняется в п. 6.14 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (с учетом изменений и дополнений). Так, в данном пункте Методических рекомендаций указано, что под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторе кие работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70% общего объема работ, выполняемых указанной организацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заместитель министра финансов Российской Федерации МЛ. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1

(ред. от 27.05.2000, с изм. от 14.12.2000)

«О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99, с изм. от 04.08.2000) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.07.2003)

ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (ред. от 17.09.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 21 «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Ранее с сумм аванса налог на доходы физических лиц не удерживался, а теперь со вступлением в силу Трудового кодекса РФ понятия авансовых выплат заработной платы не существует. Правомерно ли требовать удержания и перечисления налога на доходы физических лиц с заработной платы за первую половину месяца?

Ответ. Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Пунктом 2 ст. 223 Налогового кодекса РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.

Таким образом, при выплате заработной платы за первую половину месяца, например, 15 мая 2003 г. датой фактического получения указанного дохода в целях налогообложения является 31 мая 2003 г., а при выплате дохода, дата фактического получения которого еще не наступила, налог не удерживается.

В связи с этим требовать удержания и перечисления налога на доходы физических лиц с заработной платы за первую половину месяца неправомерно.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Облагаются ли налогом на доходы физических лиц стипендии, учрежденные благотворительным фондом для ученых, занимающихся перспективными научными разработками?

Ответ. Согласно п. 11 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти РФ, органами субъектов РФ, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

В связи с вышеизложенным, поскольку в НК РФ не указаны конкретные категории лиц, в пользу которых благотворительным фондом могут учреждаться стипендии, учрежденные благотворительным фондом стипендии для ученых, занимающихся перспективными научными разработками, не облагаются налогом на доходы физических лиц.

П.П. ГРУЗИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Установлена ли отчетность для страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и каков порядок ее представления страхователями в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ в 2003 г. ?

Установлена ли ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности?

Ответ. Статьей 20 Федерального закона от 08.02.2003 N° 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» установлено, что страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом.

Постановлением Фонда социального страхования РФ от 29.10.2002 №113 «Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма-4 ФСС РФ)» утверждена соответствующая форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма-4 ФСС РФ), подлежащая применению с отчета за I квартал 2003 г.

Раздел III указанной ведомости содержит сведения, представляемые страхователем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями установленной отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб., а повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - штрафа в размере 5 000 руб.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.2003 N° 25-ФЗ «О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 ГОД»

(принят ГД ФС РФ 24.01.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 29.10.2002 № 113 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТНОЙ ВЕДОМОСТИ ПО СРЕДСТВАМ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФОРМА 4-ФСС РФ)»

Вопрос. Порядок начисления и уплаты пеней при нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взыскания недоимки и пеней по указанным страховым взносам и применения мер ответственности к страхователям в 2002 г. устанавливался Федеральным законом от 12.02.2001 № 7-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год» и Федеральным законом от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».

Изменен ли указанный порядок на 2003 г. и какими актами он урегулирован?

Ответ. Порядок начисления и уплаты пеней при нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взыскания недоимки и пеней по указанным страховым взносам и применения мер ответственности к страхователям на 2003 г. не изменен.

Так, ст. 8 Федерального закона от 08.02.2003 № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» установлено, что действие ст. 8 Федерального закона от 12.02.2001 № 7-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год», ч. 1, 2 и 4 ст. 8 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», устанавливающих порядок начисления и уплаты пеней при нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взыскания недоимки и пеней по страховым взносам, применения мер ответственности к страхователям в 2002 г., продлено на 2003 г.

Статьей 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» установлено, что начисление и уплата пеней при нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляются в размерах, порядке и на условиях, которые установлены частью первой Налогового кодекса РФ для начисления и уплаты пеней за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, в частности, ст. 75 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год» Фонд обязательного социального страхования РФ и его исполнительные органы взыскивают в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем направления в банк или иную кредитную организацию, в которой открыты счета страхователя, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счета страхователя - юридического лица и перечисление в соответствующий исполнительный орган Фонда обязательного социального страхования РФ необходимых денежных средств. При этом инкассовое поручение (распоряжение) исполнительного органа Фонда обязательного социального страхования РФ на перечисление недоимок и пеней должно содержать указание на те счета страхователя, с ко-

торых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание недоимок и пеней может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда обязательного социального страхования РФ, за неуплату или неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных д ействий (бездействия), за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица исполнительного органа Фонда обязательного социального страхования РФ, проводящего проверку полноты и правильности уплаты страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расходования средств обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на территорию или в помещение страхователя исполнительные органы Фонда обязательного социального страхования РФ применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных частью первой Налогового кодекса РФ за аналогичные налоговые правонарушения.

Аналогичные правонарушения установлены соответственно ст. 116, 122 и 124 НК РФ.

За нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями установленной отчетности в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» со страхователя взыскивается штраф в размере 1 000 руб., а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - штраф в размере 5 000 руб.

Осуществление юридическим лицом или физическим лицом, нанимающим физических лиц на основании трудового договора, деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда обязательного социального страхования РФ в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов на

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определенной за весь период осуществления деятельности без регистрации в исполнительном органе Фонда обязательного социального страхования РФ, но не менее 20 тыс. руб.

Взыскание штрафов, согласно ст. 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», осуществляется исполнительными органами Фонда обязательного социального страхования РФ в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса РФ для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

Указанный порядок установлен гл. 15 НК РФ.

A.A. БАСТРИКОВ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.2003 N° 25-ФЗ «О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 ГОД»

(принят ГД ФС РФ 24.01.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.02.2002 N° 17-ФЗ (с изм. от 08.02.2003)

«О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 ГОД»

(принят ГД ФС РФ 18.01.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.02.2001 N° 7-ФЗ (ред. ог 28.05.2001, с изм. от 08.02.2003) «О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 ГОД»

(принят ГД ФС РФ 22.12.2000)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. ог 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N° 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

Вопрос. Следует ли рассматривать дистанционное обучение учащихся как дневную форму обучения в образовательных учреждениях с целью предоставления социального налогового вычета, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии с приказом Минобразования России от 18.12.2002 N° 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно-заоч-ной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.

Следовательно, в случае дистанционного обучения по очной форме получения образования налогоплательщик вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, в размере фактически произведенных расходов на свое обучение, но не более 25 000 руб.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N° 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)

ПРИКАЗ Минобразования РФ ог 18.12.2002 N° 4452 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.12.2002 N° 4071)

Вопрос. Предоставляется ли имущественный налоговый вычет гражданину, если по решению суда о разделе наследственного имущества ему передана в порядке наследования квартира, свидетельство о праве собственности на которую выдано на основании решения суда?

Ответ. Статьей 220 Налогового кодекса РФ предусмотрен имущественный налоговый вычет для тех физических лиц, которые являются застройщиками либо покупателями жилого дома или квартиры за счет личных средств, в размере фактически произведенных и документально подтвержденных целевых расходов в пределах 600 тыс. руб.

Учитывая, что физическое лицо по решению суда получило по наследству квартиру, подлежащую обложению налогом с имущества, переходя-

щего в порядке наследования, и не имело расходов, связанных с приобретением указанной квартиры, оно не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным ст. 220 Кодекса.

Т.В. БОГДАНОВА Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Физическое лицо получило от налогового органа уведомление об уплате авансового платежа по транспортному налогу, в котором указывалось транспортное средство, фактически не принадлежащее этому физическому лицу (ошибочные данные).

Каков порядок уточнения сведений о транспортном средстве?

Ответ. Пунктом 1 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.

Письмом МНС России от 06.11.2002 № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге» в разделе «Порядок уплаты транспортного налога» даны следующие разъяснения.

Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов РФ. В частности, законом субъекта РФ может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено вручение налогоплательщику - физическому лицу налогового уведомления.

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Следует заметить, что на основании уведомления налогоплательщик уплачивает исчисленную сумму налога, а в случае введения уплаты авансовых платежей - сумму авансового платежа.

По данным, содержащимся в поставленном вопросе, налогоплательщик получил от налогового органа уведомление об уплате авансового платежа на транспортное средство, ему не принадлежащее, то есть в базе данных налогового органа находятся ошибочные сведения. В этом случае налогоплательщик - физическое лицо должен сообщить об обнаруженных несоответствиях в налоговый орган, приславший уведомление. Уточнение сведений производится налоговым органом в порядке, установленном Методическими рекомендациями по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с п. 38 Методических рекомендаций в случае поступления от физического лица заявления о том, что на него не зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении (требовании), налоговый орган должен провести работу по уточнению сведений по конкретному транспортному средству. В этом случае налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, мотивированный запрос об уточнении сведений:

- о конкретном транспортном средстве; лицах, на которые оно было зарегистрировано; датах регистрации и снятия с регистрации;

- о всех транспортных средствах, зарегистрированных на конкретное физическое лицо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговый орган должен взять на контроль вопрос уточнения указанных выше сведений и своевременность их представления в налоговый орган.

При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 28 «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПИСЬМО МНС РФ от 06.11.2002 № НА-6-21/1704 «О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. На одном из автомобилей, зарегистрированных на организацию, в связи с капитальным ремонтом 3 апреля 2003 г. производилась замена двигателя, в связи с нем изменилась его мощность.

Как исчисляется сумма транспортного налога за 2003 г. в этом случае?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 359 НК РФ установлено, что в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ для транспортных средств, имеющих двигатели, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Статьей 362 НК РФ определен порядок исчисления налога.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода (налоговым периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год) заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения (п. 31 Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог* части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).

С учетом изложенного выше в данном случае транспортный налог за 2003 г. исчисляется как произведение мощности старого двигателя на соответствующую налоговую ставку с учетом коэффициента 3/12 плюс произведение мощности нового двигателя на соответствующую налоговую ставку с учетом коэффициента 9/12.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 28 «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Каков срок исполнения требования об уплате налога с момента получения этого требования?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Срок исполнения требования отсчитываете я от даты получения требования.

Дата получения требования определяется согласно положениям, установленным п. 6 ст. 69 НК РФ. На основании указанного выше пункта требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Руководствуясь п. 5 Порядка направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента -

организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утвержденного приказом МНС России от 02.04.2003 № БГ-3-29/159 (далее - Порядок), срок исполнения требования об уплате налога, направляемого налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту, не должен превышать 10 календарных дней со дня его получения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом либо их законным или уполномоченным представителем.

Однако ч. 2 п. 9 Порядка допускается возможность превышения сроков, установленных п. 5 Порядка, только с разрешения МНС России. Для получения такого разрешения соответствующий территориальный налоговый орган направляет в МНС России заявление за подписью руководителя налогового органа, которое Управление налоговой задолженности МНС России рассматривает в трехдневный срок с момента поступления указанного заявления и направляет письмо о принятом решении за подписью курирующего заместителя министра РФ по налогам и сборам.

Следовательно, срок исполнения требования об уплате налога составляет 10 дней со дня его получения, если не предусмотрено иное (на основании принятого решения согласно ч. 2 п. 9 Порядка).

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 02.04.2003 N9 БГ-3-29/159 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА, ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА, СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНЕЙ ЗА СЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРОВ) - ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА -ОРГАНИЗАЦИИ НА СЧЕТАХ В БАНКАХ И РЕШЕНИЯ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРОВ) ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА В БАНКБ>

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Организация имеет в собственности транспортные средства, мощность двигателя не-которых из которых, согласно технической документации, указана в киловаттах (кВт).

Обязана ли организация сама производить пересчет мощности двигателя в лошадиные силы для исчисления суммы транспортного налога и как правильно это сделать?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Пунктом 1 ст. 362 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно.

Согласно п. 19 Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, в случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с.) (Бабичев АП., Бабушкина H.A., Братковский AM. и др. Физические величины: Справочник / Под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 1232 с. - ISBN 5-283-04013-5).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

В связи с изложенным выше для исчисления суммы транспортного налога организация обязана сама произвести пересчет мощности двигателя в лошадиные силы, умножив мощность двигателя в киловаттах на коэффициент, равный 1,35962, и округлив результат до второго знака после запятой.

ОА. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 28 «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ» ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Статьей 81 Налогового кодекса РФ предусмотрено внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию в случае обнаружения ошибок, приводящих к занижению суммы налога. Как быть в случае обнаружения технической ошибки, приведшей к излишнему начислению и уплате налога?

Ответ. На основании п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

В соответствии с п. 2 ст. 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме, и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

Таким образом, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в случае обнаружения ошибок, приводящих к завышению суммы налога, подлежащей уплате, а налоговый орган обязан принять представленную налоговую декларацию.

Представление налогоплательщиком дополнительной налоговой декларации к уменьшению суммы налога, подлежащей уплате, может служить основанием для осуществления налоговым органом зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.

На основании пп. 4 и 7 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика.

В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, учитывая, что возврат излишне уплаченной налогоплательщиком суммы налога может быть произведен в срок, не превышающий трех лет со дня уплаты указанной суммы, заявление о зачете может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня излишней уплаты налога.

На основании вышеизложенного налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уточненную декларацию «к уменьшению» суммы налога, а налоговый орган обязан принять такую уточненную декларацию. Вместе с тем зачет и возврат излишне уплаченного налога может быть произведен только в течение трех лет со дня излишней уплаты налога.

С.И. ФЕДЧЕНКО Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Как учитываются для целей налогообложения единым социальным налогом расходы организации, связанные с оплатой обучения работников в высших и средних специальных учебных заведениях?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Абзацем 6 п. 3 ст. 264 НК РФ установлено, что не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные расходы для целей обложения налогом на прибыль не принимаются.

Кроме того, согласно п. 43 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде расходов, предусмотренных абз. 6 п. 3 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, расходы коммерческой организации, связанные с оплатой обучения работников в высших и средних специальных заведениях, не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ. Вместе с тем бюджетным и некоммерческим организациям, которые не являются плательщиками налога на прибыль, названные расходы следует включать в налоговую базу для исчисления единого социального налога согласно п. 1 ст. 237 НК РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. В каком порядке облагается единым социальным налогом стоимость питания, которая по условию трудового договора, заключенного между администрацией и сотрудниками, оплачивается организацией?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подл. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Пунктом 25 ст. 270 НК РФ установлено, что к расходам, не учитываемым в целях обложения налогом на прибыль при определении налоговой базы, относятся расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Кроме того, ст. 255 НК РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, стоимость питания, которая по условию трудового договора, заключенного между

администрацией и сотрудниками, оплачивается организацией, единым социальным налогом облагается в порядке, установленном п. 1 ст. 237 НК РФ, поскольку указанные расходы относятся к расходам на оплату труда, то есть к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Признаются ли объектом налогообложения по транспортному налогу машины скорой помощи, принадлежащие больнице?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гндроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 2 указанной статьи установлен исчерпывающий перечень транспортных средств, которые объектом налогообложения по транспортному налогу не являются. В частности, к их числу относятся самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы (подп. 8 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Что касается машин скорой помощи, принадлежащих больнице, то они в указанный перечень не включены и поэтому подлежат обложению транспортным налогом в порядке, установленном гл. 28 НК РФ.

E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 N9 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Подлежат ли обложению единым социальным налогом премии за производственные результаты за II квартал 2003 г., начисленные и выплаченные организацией в июне 2003 г. лицам (бывшим работникам), которые на момент выплаты премии уже не состояли в трудовых отношениях с данной организацией?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ, введенным в действие с 1 января 2002 г., выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским, либо лицензионным договором, исключены из объекта налогообложения по единому социальному налогу.

В связи с этим следует разграничивать выплаты, производимые в пользу бывших работников, которые состояли в трудовых отношениях с налогоплательщиком-организацией, и безвозмездные выплаты, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком договорными отношениями.

Таким образом, выплаты в пользу бывших работников по трудовым договорам, а именно: премии по результатам работы за период времени, в котором бывший работник еще состоял в трудовых отношениях с работодателем, являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Учитывая вышеизложенное, премии за производственные результаты за II квартал 2003 г., начисленные и выплаченные организацией в июне 2003 г. в пользу бывших работников за период, когда данные лица состояли в трудовых отношениях с организацией, подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу в июне 2003 г.

М.И. ПАВЛОВ Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.2003 № 51-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 214.1 И 219 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 18.04.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)

Вопрос. За какой период уплачивается земельный налог плательщиками, своевременно не привлеченными к уплате земельного налога?

Ответ. В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 11.10.91 N9 1738-1 «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями) плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 11.10.91 N9 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

Вопрос. Каков порядок представления налоговой декларации по земельному налогу в 2003 г. ?

Ответ. Организации ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы (п. 24 инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями). Декларацию подают те организации, которые являются плательщиками земельного налога. Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 к ним относятся собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Необходимо обратить внимание на то, что в 2003 г. налоговая декларация представляется по форме, утвержденной приказом МНС России от 12.04.2002 № БГ-3-21/197. Инструкция по заполнению налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом МНС России от 02.09.2002 № БГ-3-23/470. Согласно п. 24 Инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56 по вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются в течение месяца с момента их предоставления. Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку. Если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.

Ф.А. ХУСАИНОВА Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 02.09.2002 № БГ-3-23/470 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.10.2002 № 3842)

ПРИКАЗ МНС РФ от 12.04.2002 № БГ-3-21/197 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ МНС РОССИИ ОТ21 ФЕВРАЛЯ 2000 Г. № 56 «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

(вместе с «ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ № 2 ...»)

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.05.2002 № 3453)

ПРИКАЗ МНС РФ от 06.03.2000 № АП-3-04/90 (ред. от 21.04.2003)

«ОБ ОТМЕНЕ ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 17.04.95 N9 29 «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 21.02.2000 № 56)

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.04.2000 N9 2183)

ЗАКОН РФ от 11.10.91 N9 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Организация использует для ведения бухгалтерского учета программный комплекс на базе локальной сети персональных электронно-вычислительных машин (персональных компьютеров). Возможно ли, заказав у разработчика указанного программного комплекса дополнительно к печати приходного кассового ордера печать кассового чека, использовать персональные компьютеры в качестве контрольно-кассовой техники, как того требует Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ?

Ответ. Электронно-вычислительные машины, втом числе персональные, программно-техничес-кие комплексы, относятся к контрольно-кассовой технике (далее - ККТ) в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)

расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон N9 54-ФЗ).

При этом следует учитывать, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели ККТ, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N9 54-ФЗ).

Кроме того, ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

1) быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

2) быть исправна, опломбирована в установленном порядке; 3) иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме (п. 1 ст. 4 Закона N9 54-ФЗ).

Исходя из вышесказанного «заказать у разработчика программного комплекса дополнительно к печати приходного кассового ордера печать кассового чека» недостаточно для выполнения требований, предъявляемых Законом № 54-ФЗ к ККТ, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ.

Более того, требования к ККТ (в том числе ЭВМ), используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения, порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, должны быть определены Правительством РФ (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ).

Полагаем, что до утверждения Правительством РФ названных выше документов организации и индивидуальные предприниматели могут использовать те модели ККМ, которые разрешены к использованию в настоящее время.

В .А. АЛЕКСАНДРОВ

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ог 22.05.2003 № 54-ФЗ «О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССО-ВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)

Вопрос. Работник направлен в служебную командировку на личном автомобиле. За использование автомобиля работник получает компенсацию. Правомерно ли включение стоимости ГСМ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль?

Какие первичные документы будут являться подтверждением обоснованности данных расходов?

Ответ. Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено отнесение в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 норм (подл. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом в размерах компенсации работнику уже учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного Легкового автомобиля, в том числе затрат на приобретение ГСМ (п. 3 письма Минфина России от 21.07.92 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок»).

Следовательно, организация не вправе включать в расчет налоговой базы по налогу на прибыль стоимость ГСМ, использованных работником при поездке на личном автомобиле в служебную командировку. Для целей налогообложения прибыли в данном случае учитывается только сумма компенсации работнику за использование личного автомобиля для служебных поездок (в пределах установленных норм).

Для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию организации личное заявление; копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке; копию доверенности, заверенную в установленном порядке, при использовании легкового автомобиля по доверенности собственника. Основанием для выплаты компенсации работнику является приказ руководителя организации, в котором предусматриваются размеры этой компенсации в зависимости от интенсивности использования автомобиля для служебных поездок (пп. 3, 4 письма Минфина России от 21.07.92 N9 57).

ЕЛ. СКАКОВСКАЯ

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (ред. от 15.11.2002)

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЫПЛАТУ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ»

ПИСЬМО Минфина РФ от 21.07.92 № 57 «ОБ УСЛОВИЯХ ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.92 № 13)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.07.2003)

ЗАО «ЮРИНФОРМ В»

Вопрос. Работник работал в организации по срочным трудовым договорам с 01.10.2001 по 31.05.2002 и с 01.06.2002 по 31.08.2002. По каждому из этих договоров работник не использовал очередной оплачиваемый отпуск. Сколько дней ежегодного оплачиваемого отпуска должен был получить работник по каждому из этих договоров и в течение какого срока работник имеет право требовать выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска по этим договорам в судебном порядке?

Ответ. В соответствии со ст. 115 Трудового кодекса РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Абзацем 2 ст. 122 ТК РФ установлено, что право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

В случае если трудовой договор заключается на срок до двух месяцев, то на основании ст. 291 ТК РФ работнику должен предоставляться оплачиваемый отпуск из расчета два рабочих дня за месяц работы. Компенсация при увольнении за неиспользование этого отпуска происходит исходя из того же расчета (за два рабочих дня).

В соответствии со ст. 127 ТК РФ компенсация за неиспользованный очередной оплачиваемый отпуск при увольнении работника должна быть выплачена работодателем обязательно.

Таким образом, по срочному трудовому договору, заключенному на срок 8 месяцев (с 01.10.2001 по 31.05.2002), работник получил право на предоставление отпуска спустя 6 месяцев работы. Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении должна была быть выплачена исходя из 18,7

(28 дн. / 12 мес. х 8 мес.) календарных дней отпуска, полагающихся работнику за 8 месяцев работы.

По срочному трудовому договору, заключенному на срок 3 месяца (с 01.06.2002 по 31.08.2002), компенсировать работнику неиспользованный отпуск возможно лишь в случае, если соглашением сторон было установлено право работника на получение оплачиваемого отпуска за время работы. В этом случае работнику необходимо было выплатить компенсацию исходя из 7 (28 дн. / 12 мес. х 3 мес.) календарных дней отпуска, полагающихся за 3 месяца работы. Если в трудовом договоре не было определено право работника на оплачиваемый отпуск в течение действия договора, то, соответственно, компенсация за неиспользованный отпуск не выплачивается.

Срок, в течение которого работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд с требованием о выплате компенсации за неиспользованный отпуск, исчисляется тремя месяцами со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 386 и 392 ТК РФ). В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

ИА. ЧЕРНИКОВА

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Ф.СП-1

\

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

АБОНЕМЕНТ

47699

п - журнал _

Бухгалтерский учет в бюджетных|—количество

(индасс издан» 1*)

и некоммерческих организациях На 2004 год

комплектов

ЕЮ

по месяцам:

Кому

(<ммилиа инициалы)

ЛИТЕР

ПВ МЕСТО

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

47699

(инлэсс издания)

Бухгалтерский учет в бюджетных и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(наименование издания

некоммерческих организациях_

Стои- подписки (ооп. Количество /

мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ Руб. коп. ном пластов 1

На 2004 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

сад"во

Кому

(одыилия. инициалы)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.