Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Пенсионер подал заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) на срок до двух лет по уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения, указав в качестве основания п. 6 ст. 5 Закона РФ от 12.12.91 № 2020-1, в соответствии с которым в случае необходимости налоговые органы могут предостав!1ять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке РФ.

Финансовыми органами г. Москвы пенсионеру было отказано в применении указанной нормы. В соответствии со ст. 64 НК РФ ему была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате указанного налога на 6 месяцев с начислением процентов на сумму задолженности исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки). Правомерны ли действия финансовых органов г. Москвы?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 26 сентября 2002 года N9 04-04-10/26

В связи с письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Порядок налогообложения имущества, переходящего в порядке дарения, регулируется Законом РФ от 12.12.91 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Вышеназванным Законом льгот по уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения, пенсионерам не предусмотрено.

Однако согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями определено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенные ст. 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не

противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Следовательно, Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» действует в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс).

Что касается отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора, то она предоставляется на условиях, изложенных в ст. 64 Кодекса.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 64 Кодекса плательщику налога, в том числе и налога с имущества, переходящего в порядке дарения, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности в случае, если имущественное положение плательщика исключает возможность единовременной уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 64 Кодекса в случае предоставления отсрочки или рассрочки на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Учитывая изложенное, действия финансовых органов г. Москвы в части предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения, на шесть месяцев и начисления процентов на сумму задолженности исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, законны и обоснованны.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 12.12.91 № 2020-1 (ред. от 30.12.2001)

«О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.98 № 147-ФЗ (ред. от 09.07.2002)

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Государственное образовательное учреждение сдает в аренду федеральное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, с зачислением доходов от указанной деятельности на счет 40102 «Доходы федерального бюджета Является ли арендатор указанного имущества налоговым агентом на основании л. 3 ст. 161 И К РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 8 октября 2002 года № 04-03-11/54

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества учреждениями образования и сообщает следующее.

Пунктом 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. Согласно данному пункту при реализации указанных услуг плательщиками налога на добавленную стоимость признаются налоговые агенты — арендаторы имущества.

Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального имущества учреждениями образования, то Налоговым кодексом особенностей уплаты налога на добавленную стоимость при оказании таких услуг не предусмотрено. Таким образом, при оказании данных услуг налог на добавленную стоимость уплачивается в общеустановленном порядке учреждениями, оказывающими услуги по аренде.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Организация в Приложении № 4 к Листу 02 *Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу» за I квартал 2002 года указала по строке 070 убыток, полученный за 2001 год. Правильно ли заполнен Расчет организацией, учитывая, что вид деятельности и состав затрат организации не изменялся?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 15 октября 2002 года N9 04-02-06/2/78

Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Порядок переноса убытков на будущее в целях налогообложения прибыли определен ст. 283 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пп. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах» сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 год, уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действующим до I января 2002 года законодательством, после вступления в силу гл. 25 Налогового кодекса РФ признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 Налогового кодекса РФ.

Убыток, определенный в соответствии с действующим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышающей сумму убытка, числящегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 Налогового кодекса РФ.

Конкретные выводы о правильности определения налоговой базы по налогу на прибыль можно сделать только на основании первичных документов, регистров налогового учета, информации об учетной политике и прочей, связанной с хозяйственной деятельностью документацией.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от06.08.2001 № 110-ФЗ (ред. от 24.07.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 06.07.2001)

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.12.2001 № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.2001 № 3084)

Вопрос. Сотрудник организации приобрел карту экспресс-оплаты услуг МТС в киоске, где ему был выдан товарный чек, и оплатил ею услуги мобильной связи, предоставляемые организации по договору для пользования сотрудниками. Организация возместила сотруднику его расходы. Облагается ли указанная выплата ЕСН?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 октября 2002 года N9 04-04-04/164

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом суммы оплаты услуг мобильной связи, предоставляемой организации по договору для пользования сотрудниками, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 236 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников — физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 упомянутой статьи Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они осуществляются), например, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для работника, не признаются объектом налогообложения, если такие выплаты не от-

несены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Обращаем внимание на то, что при отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу для исчисления налога на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса.

Следовательно, если расходы по оплате услуг мобильной связи, возмещенные сотруднику, организация произвела за счет средств, не уменьшающих базу по налогу на прибыль, суммы таких услуг не подлежат обложению единым социальным налогом.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Начисляется ли ЕСН на компенсации, установленные в соответствии со ст. 219 ТК РФ, а именно компенсации, установленные трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Таким образом, заработная плата работников состоит из двух основных частей: вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вред-

ными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Статьей 147 ТК РФ определено, что для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

До определения Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда следует руководствоваться отраслевыми перечнями указанных работ, утвержденными постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями установлены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78.

Доплаты и надбавки, указанные в разд. VI «Оплата и нормирование труда» ТК РФ, в том числе за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» одним из основных направлений в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Данное положение закреплено также в ст. 210 ТК РФ.

Согласно ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Таким образом, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ ЕСН не начисляется на компенсации, установленные в соответствии со ст. 219 ТК РФ, а именно компенсации, установленные трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

При этом следует учитывать, что в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах

для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, наряду с компенсациями, предусмотренными ст. 219 ТК РФ, в обязательном порядке должна быть регламентирована оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, предусмотренная ст. 147 ТК РФ, которая подлежит обложению налогом.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 № 181-ФЗ (ред. от 20.05.2002)

«ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 23.06.99)

Вопрос. Работник предприятия призван на военные сборы. Облагается ли ЕСН выплата среднего заработка работнику за время прохождения военных сборов?

Ответ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.98 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.07.2002 N9 ПЗ-ФЗ) воинская обязанность граждан РФ предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Пунктом 2 ст. 6 указанного выше Закона установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка в размере не более 1000 руб. по месту постоянной работы.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 К? 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» утверждено Положение о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Положение).

В соответствии с п. 3 указанного Положения граждане РФ на время прохождения военных сборов освобождаются от работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных для определенного размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации»).

Министерство обороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.

Пунктом I ст. 236 НК РФ (с изменениями и дополнениями, далее — НК РФ) установлено, что объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. I ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 6 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда, в частности, включается сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде.

Учитывая вышеизложенное, на суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, организациями, как формирующими, так и не формирующими налоговую базу по налогу на прибыль, единый социальный налог должен начисляться в общеустановленном порядке.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от03.03.2001 № 157

«О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.98 № 53-Ф3 (ред. от 25.07.2002)

«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

(принят ГД ФС РФ 06.03.98)

Вопрос. В каком объеме включаются в налогооблагаемую базу для исчисления ЕСН суммы расходов по найму жилого помещения в период командировки?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. I ст. 238 НК РФ при оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределами обложению ЕСН не подлежат суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также фактически произведенные расходы, целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилья.

Таким образом, на основании вышеизложенного фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения полностью не включаются в налоговую базу для исчисления ЕСН.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. ЖСК ведет некоммерческую деятельность по эксплуатации жилого дома. За счет членских взносов вымачивается зарплата председателю, главному бухгалтеру, уборщице и рабочему. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ ЖСК освобождаются от уплаты ЕСН. Отчисления в

ПФР и ФСС РФ входят в состав ЕСН. Просим разъяснить, следует ли начислять страховые взносы в ПФР на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также страховые взносы в ФСС РФ на травматизм.

Ответ. Согласно подл. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН суммы, выплаченные за счет членских взносов садоводческих, садово-до-огородных, гаражно-строительных кооперативов и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N9 167-ФЗ) и Федерального закона от 31.12.2001 N9 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не входят в состав единого социального налога. Данное мнение выражено в письме Пенсионного фонда РФ от 13.05.2002 N9 СД-09-27/4254 и в письме Управления МНС России по г. Москве от 11.06.2002 № 28-11/26636.

На основании ст. 4 гл. 2 Закона № 167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N9 57-ФЗ) субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщик, страхователи и застрахованные лица.

В соответствии со ст. 10 Закона N9 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Однако Федеральный закон N9 167-ФЗ не устанавливает льгот по уплате страховых взносов, как это предусмотрено для уплаты ЕСН ст. 239 НК РФ, а также не содержит отсылочных норм на положения НК РФ, устанавливающие налоговые льготы по ЕСН (на ст. 239 НК РФ). Следовательно, на выплаты и вознаграждения, освобожденные от уплаты ЕСН, страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.

Таким образом, ЖСК, который на основании подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N9 167-ФЗ является страхователем, на основании вышеизложенного освобождается только от уплаты ЕСН, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, не являясь составной частью ЕСН, относятся к обязательным платежам и исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Законом № 167-ФЗ.

Относительно взносов в ФСС на травматизм.

Страховые взносы в ФСС РФ «на травматизм» регулируются Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N9 125-ФЗ) и не входят в состав единого социального налога.

Согласно ст. 4 Закона N9 125-ФЗ одним из принципов обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязанность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статьей 5 Закона N9 125-ФЗ определен список лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Следовательно, на основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 19 Закона № 125-ФЗ страхователь (в Вашем случае — ЖСК) несет ответственность за неисполнение возложенных на него Законом № 125-ФЗ обязанностей по своей регистрации у страховщика, за своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых взносов, назначенных страховщиком.

Таким образом. Вы обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ и уплачивать страховые взносы на травматизм.

Н.В. КРИКСУНОВА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

<ПИСЬМО> ПФ РФ от 13.05.2002 N9 СД-09-27/4254 «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНВАЛИДОВ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.05.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 № 125-ФЗ (ред. от 30.12.2001, с изм. от 11.02.2002) «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

(принят ГД ФС РФ 02.07.98)

(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002)

Вопрос. В 2000 году физическими лицами за счет собственных средств был заключен договор с образовательным учреждением (имеющим соответствующую лицензию и государственную аккредитацию) на оказание образовательных услуг с целью получения второго высшего образования.

В 2000 — 2001 годах работодатель оплачивал физическим лицам (работа связана с основной деятельностью организации) учебный отпуск в соответствии со ст. 196 КЗоТ РСФСР и затраты, связанные с выплатой отпускных, уменьшали налогооблагаемую базу по налогу на прибыль по статье * Расходы на оплату труда».

Каким образом будут отражаться данные расходы, связанные с выплатой отпускных, в связи с выходом нового Трудового кодекса РФ и гл. 25 Налогового кодекса РФ? Включаются ли данные выплаты в расчет налогооблагаемой базы при исчислении единого социального налога?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абз.2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При этом согласно п. I ст. 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. I п. I ст. 235 Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. I ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Согласно ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ.

Статьей 17 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлено, что лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам), для:

сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно по пятьдесят календарных дней;

подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца;

сдачи государственных экзаменов один месяц. Таким образом, расходы на оплату труда, сохраняемую на время учебных отпусков в рамках предоставления гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Данные выплаты учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

A.B. ФОМИНА Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГДФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГДФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.96 № 125-ФЗ (ред. от 25.06.2002)

«О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» (принят ГД ФС РФ 19.07.96)

«КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РСФСР 09.12.71)

(ред. от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002)

Вопрос. В каких случаях к участию в выездных налоговых проверках привлекается эксперт?

Ответ. В случае если для разъяснения возникающих в процессе выездной налоговой проверки вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле, постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, может быть назначена экспертиза. В постановлении указываются краткое изложение обстоятельств, явившихся основанием для назначения экспертизы, Ф.И. О. эксперта, наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза (в случае если договор на оказание экспертных услуг заключен с организацией), вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Экспертиза проводится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями в соответствующей области. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Договор определяет права и обязанности сторон в связи с проведением экспертизы: предмет экспертизы, перечень вопросов, сроки ее проведения, предоставленные материалы, используемое оборудование, стоимость работ и порядок расчетов, а также другие вопросы.

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 части первой Налогового кодекса РФ, о чем составляется протокол, который подписывается должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации (лицом, его замещающим) или индивидуальным предпринимателем, с указанием даты ознакомления.

Проверяемое лицо при назначении и производстве экспертизы имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта;

6) просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы;

7) давать свои объяснения эксперту и заявлять возражения.

В случаях удовлетворения таких ходатайств проверяемого лица, должностное лицо налогового органа соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы, поручает проведение экспертизы другому эксперту, а если имеются основания, предусмотренные п. 10 ст. 95 НК РФ, назначает дополнительную или повторную экспертизу.

При отказе в удовлетворении ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа делает соответствующую отметку в протоколе ознакомления с постановлением о назначении экспертизы, с которой вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство.

Объяснения, возражения и ходатайства проверяемого лица, представленные в связи с экспертизой, приобщаются к материалам выездной налоговой проверки.

По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются сущность проведенных им исследований, сделанные по результатам этих исследований выводы и обоснованные ответы на поставленные в постановлении о назначении экспертизы вопросы.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Разъясните, каков порядок привлечения к участию в выездных налоговых проверках органов налоговой полиции.

Ответ. В соответствии со ст. 82 и 101 Налогового кодекса РФ функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях, относятся к компетенции налоговых органов. Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом РФ процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.

Вместе с тем, если органы налоговой полиции при осуществлении своих полномочий выя-

вят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов, они в соответствии с п. 3 ст. 36 НК РФ обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Не позднее десяти дней с даты поступления указанных материалов налоговый орган должен проинформировать орган налоговой полиции, направивший эти материалы, о принятом по ним решении о назначении проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения) либо в отказе в ее проведении (с указанием оснований данного отказа). В случае необходимости уточнения фактов, содержащихся в материалах органа налоговой полиции, до истечения десятидневного срока со дня получения данных материалов по инициативе руководителя (заместителя руководителя) налогового органа или начальника (заместителя начальника) федерального органа налоговой полиции может быть проведено совместное совещание руководителей (уполномоченных лиц) этих органов.

На основании указанных материалов налоговыми органами организуются выездные налоговые проверки, в том числе совместные проверки с участием сотрудников органов налоговой полиции, по результатам которых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.

Основаниями для отказа налогового органа в вынесении решения о назначении выездной налоговой проверки по материалам, представленным органом налоговой полиции, могут являться:

- отсутствие в представленных федеральным органом налоговой полиции материалах фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении;

- несоответствие вытекающих из представленных органом налоговой полиции материалов целей проверки полномочиям налоговых органов;

- наличие обстоятельств, препятствующих назначению выездной налоговой проверки, установленных ст. 89 Н К РФ.

В случае отказа налогового органа в назначении выездной налоговой проверки орган налоговой полиции вправе направить материалы о налоговых правонарушениях в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности отказа или об организации выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку налогоплательщика.

В трехдневный срок с момента вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения по результатам выездной налоговой проверки, назначенной на основании направленных федеральным органом налоговой полиции материалов, заверенная надлежащим образом копия

указанного решения направляется соответствующему органу налоговой полиции.

Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы 1 ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Наша организация приобретает путевки на санаторно-курортное лечение и детские оздоровительные путевки. Уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль указанные расходы в 2002 году?

Ответ. В соответствии с п. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, расходы на оплату путевок на лечение или отдых, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работника.

На основании изложенного расходы, производимые работодателем на приобретение санаторно-курортных и детских оздоровительных путевок, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

О. Б. ОХОНЬКО Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Общественная организация приглашает физических лиц и оплачивает проживание и проезд при направлении их в командировки для участия в конференциях, которые она проводит. Возникает ли объект налогообложения у физических лиц — членов такой организации, не состоящих с ней в трудовых и гражданско-правовых отношениях, по стоимости оплаты проживания и проезда за них за счет средств организации?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в со-

ответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым липам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

С учетом изложенного, если члены общественной организации, не состоящие в штате организации, направляются в командировки и это предусмотрено уставом общественной организации, доходы, полученные такими физическими лицами, не подлежат налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса.

Л.И.ОСИПЧУК Советник налоговой службы I ранга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 М? 82-ФЗ (ред. от 25.07.2002)

«ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» (принят ГД ФС РФ 14.04.95)

Вопрос. Начисляется ли единый социальный налог на оплату организацией стоимости питания работника в 2002 году?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации (с последующими из-

менениями и дополнениями) (далее — Кодекс) в 2002 г. при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).

Таким образом, для организаций, не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, на основании п. 1 ст. 237 Кодекса стоимость питания работника подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В целях исчисления единого социального налога под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено гл. 25 Кодекса. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.

Таким образом, в 2002 году к выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, относятся выплаты, определенные ст. 270 Кодекса.

В соответствии с п. 25 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предус-

мотрено трудовыми договорами (контрактами) и (иди) коллективными договорами.

Таким образом, производимая в пользу работников в порядке, определенном п. 25 ст. 270 Кодекса, оплата стоимости питания, формирующей налоговую базу по налогу на прибыль, в 2002 году не подлежит обложению единым социальным налогом.

О.В. КОРМАЧКОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Обязаны ли учебные заведения выдавать справки об оплате обучения для представления в налоговые органы РФ для получения физическими лицами социального налогового вычета?

Ответ. Приказом МНС России от 12.07.2002 № БГ-3-04/357 был отменен приказ МНС России от 27.09.2001 № БГ-3-04/370 «О реализации подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации», которым была утверждена форма Справки об оплате обучения для представления в налоговые органы РФ (далее — Справка), которую в соответствии с абз. 1 приложения № 2 к приказу МНС России от 27.09.2001 № БГ-3-04/370 обязаны были заполнять все образовательные учреждения, находящиеся на территории РФ и имеющие лицензию на образовательную деятельность, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

В соответствии с вышеизложенным учебные заведения не должны выдавать Справку об оплате обучения для представления в налоговые органы РФ для получения физическими лицами социального налогового вычета.

Таким образом, для целей получения в налоговом органе социального налогового вычета физическое лицо должно подтвердить оплату обучения платежными документами.

П.П. ГРУЗИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 12.07.2002 № БГ-3-04/357 «ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ОТ27 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА№ БГ-3-04/370»

ПРИКАЗ МНС РФ от 27.09.2001 N9 БГ-3-04/370 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПУНКТА 2 ПУНКТА I СТАТЬИ 219 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Облагается ли единым социальным налогом возмещение некоммерческой организацией фактических расходов по найму жилья при командировках (подтвержденных и не подтвержденных соответствующими документами) ?

Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению» Налогового кодекса РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением командировочных расходов.

На основании вышеуказанного положения фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы в период командировки, в частности по найму жилого помещения, не подлежат обложению ЕСН в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 приказа Минфина России от 06.07.2001 N9 49н «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации» (в ред. приказа Минфина России от 09.11.2001 №91н) (далее — приказ) нормы возмещения командировочных расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения, по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, — не более 550 руб. в сутки.

Указанной выше статьей Кодекса установлено, что при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от обложения ЕСН в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФя.

Пунктом 1 приказа определено, что при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 руб. в сутки.

Таким образом, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения в период командировки не подлежат обложению ЕСН в пределах 550 руб. в сутки. Суммы возмещенных командировочных расходов по оплате найма жилого помещения сверх указанных норм подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подтвержденные документально расходы по най-

му жилого помещения освобождаются от обложения ЕСН в пределах 12 руб. в сутки.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.07.2001 N9 49н (ред. от 09.11.2001)

«ОБ ИЗМЕНЕНИИ НОРМ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2001 № 2836)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» суг 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Облагается ли единым социальным налогом оплата стоимости единого проездного билета работникам, в должностные обязанности которых входит разъездной характер работы?

Ответ. Компенсационные выплаты работникам за проезд транспортом общего пользования законодательными актами различных уровней не предусмотрены.

Однако во время служебных разъездов в течение одного рабочего дня стоимость проезда в оба конца на общественном транспорте должна компенсироваться организацией, направившей работника для исполнения им служебных обязанностей.

Руководитель организации вправе издать нормативный акт, определяющий перечень должностей работников, не обеспеченных специальным транспортом для выполнения служебных обязанностей, работа которых носит разъездной характер, и на основании данного документа компенсировать таким работникам стоимость оплаченных ими единых проездных документов.

При этом согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогопла-телыциков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Пунктом 26 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм,

подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами).

Следовательно, если суммы оплаты стоимости единых проездных билетов работникам не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, то такие суммы не признаются объектом налогообложения по ЕСН. Суммы оплаты стоимости единых проездных билетов, отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, учитываются при расчете налоговой базы по ЕСН.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Начисляется ли единый социальный налог на страховые взносы при заключении договора медицинского страхования в пользу членов семьи работников организации ?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).

Сумма оплаты страховщиком медицинских расходов застрахованного лица по договору добровольного медицинского страхования, заключенному в пользу стороннего физического лица, не являющегося для налогоплательщика работником или членом семьи такого работника, не учитывается при определении налоговой базы по ЕСН.

Из контекста подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса следует, что не подлежат обложению ЕСН суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования, заключенным только в пользу работников.

Следовательно, суммы оплаты страховщиком страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования членов семьи работника учитываются при определении налоговой базы по ЕСН в налоговой карточке такого работника.

Пунктом 3 ст. 236 Кодекса установлено, что указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 Кодекса, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН, если они не отнесены налогоплательщиками-организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

На основании вышеизложенного суммы оплаты страховых взносов по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу членов семьи работника, не подлежат обложению ЕСН в случае, если такие суммы не отнесены налогоплательщиком-организацией к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Общественный фонд инвалидов войны является общественной организацией инвалидов. Должна ли организация уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, освобожденных от уплаты единого социального налога согласно подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты ЕСН в пределах 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения или организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

Таким образом, вышеперечисленные организации при соблюдении указанных условий уплату ЕСН, в том числе в федеральный бюджет, не производят.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы) исчисляются и уплачиваются страхователем — организацией на основании Федерального закона от

15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Следовательно, страховые взносы являются самостоятельным обязательным для организаций-страхователей платежом.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса при исчислении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Федеральный закон не содержит норм, предусматривающих льготы по уплате страховых взносов для общественных организаций инвалидов. Ссылки на нормы, установленные подп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса, в названном Законе также отсутствуют.

Учитывая изложенное, общественный фонд инвалидов войны обязан исчислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с любых выплат и вознаграждений вне зависимости от формы, в которой они осуществляются, кроме сумм, указанных в ст. 238 Кодекса.

Правила составления расчетов по авансовым платежам по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование утверждены приказами Министерства РФ по налогам и сборам от

01.02.2002 N9 Б Г-3-05/49 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и порядка ее заполнения» и от 28.03.2002 № БГ-3-05/153 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения».

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 28.03.2002 № БГ-3-05/153 (ред. от 30.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.2002 № 3363)

ПРИКАЗ МНС РФ от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 (ред. от 17.07.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.03.2002 № 3288)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.05.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Будет ли начисляться единый соци-альный налог на сумму компенсационных вышат за неиспользованный отпуск в связи с увольнением?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, предназначенные для физического лица — работника или членов его семьи (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ).

Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ к суммам, не подлежащим обложению ЕСН, отнесены все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.

При увольнении работника денежная компенсация за все неиспользованные отпуска в пределах действующих норм (за исключением случаев увольнения за виновные действия) выплачивается на основании ст. 127 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск в связи с увольнением работников в пределах действующих норм не подлежат обложению ЕСН на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Л.В. КОНСТАНТИНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Предусмотрена ли возможность замены основного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией лицам, работающим согласно трудовому договору неполный рабочий день, по их письменному заявлению?

Ответ. Согласно ст. 93 ТК РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Статьей 126 ТК РФ установлено, что часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается.

Таким образом, замене денежной компенсацией подлежит только часть неиспользованного отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Замена основного отпуска денежной компенсацией запрещена. При этом неважно, работает ли работник полный рабочий день или трудится на условиях неполного рабочего времени.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГДФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Какими документами следует оформлять отпуска, предоставляемые работникам организации?

Ответ. Для оформления и учета отпусков, предоставляемых работникам, применяются приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику по унифицированной форме № Т-6 или приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам по унифицированной форме № Т-ба. Указанные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N9 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой приказ составляется работником кадровой службы или уполномоченным лицом, подписывается руководителем организации (иным уполномоченным лицом), объявляется работнику под расписку. Затем на основании этого приказа производится расчет средней заработной платы, причитающейся работнику за отпуск.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно работодателем в графике отпусков, который составляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 123 ТК РФ).

График составляется по унифицированной форме N9 Т-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N9 26, не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ).

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГДФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«АЛЬБОМ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ» (формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 N9 26)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 06.04.2001 №26

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ»

Вопрос. Работник организации помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 7 рабочих дней. Как в данном случае при определении продолжительности ежегодного отпуска произвести пересчет рабочих дней в календарные?

Ответ. Право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска связано с работой по определенной специальности, профессии, должности, в определенных условиях труда, а также с повышенной нагрузкой, ответственным характером работы, неудобным режимом труда, работой

в тяжелых и неблагоприятных природно — климатических условиях, стажем работы и другими обстоятел ьства м и.

Дополнительный отпуск присоединяется к основному отпуску той продолжительности, на которую работник имеет право. Следовательно, общая продолжительность ежегодного отпуска в случае, когда работник имеет право на дополнительный отпуск, определяется путем суммирования основного и дополнительного отпусков. При этом суммарная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска максимальным пределом не ограничивается (ст. 120 ТК РФ).

Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, как и основного, исчисляется в календарных днях (ст. 115 ТК РФ). В связи с этим при определении продолжительности ежегодного отпуска необходимо проводить пересчет рабочих дней в календарные. При пересчете в календарные дни учитываются воскресенья. Такой пересчет производится следующим образом: к числу рабочих дней дополнительного отпуска прибавляется целое число (без дробной части), полученное путем деления продолжительности дополнительного отпуска в рабочих днях на 6 (количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели).

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае 7 рабочих дней в пересчете на календарные дни будут равняться 8 календарным дням (7 + 1 (целое число, полученное путем деления 7 на 6)).

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Статьей 67 КЗоТ РФ минимальная продолжительность отпуска устанавливалась в рабочих днях и составляла 24 дня в расчете на шестидневную рабочую неделю. С 01.02.2002 в связи с введением в действие Трудового кодекса РФ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Предусмотрена ли новым Трудовым кодексом РФ возможность предоставления ежегодного отпуска не в календарных, а в рабочих днях?

Ответ. В соответствии со ст. 120 ТК РФ продол жительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

При этом Трудовым кодексом РФ предусмотрен только один случай, когда отпуск предоставляется в рабочих днях, — отпуск лицам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев. Таким работникам согласно ст. 291 ТК РФ продолжительность отпуска рассчитывается (или выплачивается компенсация при увольнении) из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА-ЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГДФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РСФСР 09.12.71)

(ред. от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002)

Вопрос. Имеют ли право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск лица, работающие в организации по совместительству, с которыми заключен договор возмездного оказания услуг?

Ответ. Согласно п. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ежегодным отпуском является свободное от работы время, предоставляемое работникам для отдыха. При этом в соответствии со ст. 114 ТК РФ во время отпуска за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок.

Таким образом, право на ежегодные оплачиваемые отпуска имеют все лица, работающие в организации по трудовому договору, независимо от степени занятости, формы оплаты труда, занимаемой должности или выполняемой работы, а также срока трудового договора. То есть лица, работающие в организации по совместительству, с которыми заключен трудовой договор (ст. 56 ТК РФ), имеют право на ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней (ст. 115, 286 ТК РФ).

В рассматриваемом случае с работником заключен договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), который является разновидностью гражданско-правового договора. ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в частности, на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (ст. 11 ТК РФ).

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае граждане, поскольку с ними не был заключен

трудовой договор, не являются работниками организации и, соответственно, не имеют права на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

С.С. ЛЫСЕНКО

Ссылки на нормативные акты:

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

Вопрос. Физическое лицо оказывает благотворительную помощь другому физическому лицу. Облагается ли эта сумма налогом на доходы физических лиц?

Ответ. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ доходы, полученные физическим лицом в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ, не облагаются налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, денежные, суммы «благотворительной помощи», полученные физическим лицом от другого физического лица, подлежат налогообложению на общих основаниях.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.