ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросам проведения выездной налоговой проверки.
Какие правонарушения в области налогового законодательства могут быть выявлены в ходе вы-ездной налоговой проверки?
В срок проведения выездной налоговой проверки на основании ст. 89 НК РФ вшючается время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Означает ли это, что выездная налоговая проверка при стечении обстоятельств может продолжаться неограниченное время, в частности, если проверяющие будут являться на территорию проверяемого налого-ъхательщика один рабочий день в год и, таким образом, затянут сроки проведения выездной налоговой проверки на несколько лет?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2002 года № 04-01-10/4-100
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо с просьбой дать разъяснение по вопросам выездной налоговой проверки и сообщает, что в соответствии с пп. 1 - 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ отдельные правонарушения, как, например, грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, могут быть выявлены лишь в ходе выездной проверки. Более того, условием привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога», является выявление факта нарушения в ходе выездной налоговой проверки.
Что касается срока проведения выездной налоговой проверки, то в соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. В
связи с этим полагаем, что налоговый орган вправе проводить выездные налоговые проверки по разным налогам в течение одного календарного года.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГДФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Подпунктом 5 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) установлено, что физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм таких выигрышей.
Обязана ли организация - организатор лотереи представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, полученных в виде выигрышей?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2002 года № 04-04-06/225
В связи с обращением по вопросу налогообложения доходов физических лиц, получающих выигрыши от организаторов лотерей, Министерство финансов РФ сообщает следующее.
Согласно положениям ст. 228 Налогового кодекса РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет налог с полученных выигрышей. В данном случае организаторы лотерей освобождаются от обязанности налоговых агентов в части исчисления и удержания налога при выплате дохода физическим лицам, однако у них сохраняется обязанность представления в налоговый орган сведений о суммах выплаченных физическим лицам доходов.
Пунктом 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ для всех налоговых агентов установлена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Исключение составляют только сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги), при условии, что эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
Таким образом, поскольку для организаторов лотерей каких-либо исключений не предусмотрено, они должны представлять в налоговый орган необходимые сведения о доходах физических лиц в общеустановленном порядке.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Каков порядок исчисления и уплаты единого социального налога с вознаграждений и выплату осуществляемых организациями лицам, не состоящим в штате организации:
- по трудовым договорам;
- по договорам гражданско-правового характера?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ) помимо выплат, указанных в пп. 1 и 2 указанной статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам
гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Следовательно, в случае если работодатель физическому лицу производит выплаты, предусмотренные условиями договора гражданско-правового характера, регулируемого Гражданским кодексом РФ, то с таких выплат не начисляется сумма единого социального налога в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ.
В случае если работодатель заключил трудовой договор, регулируемый Трудовым кодексом РФ, с физическим лицом, то начисление единого социального налога производится в отношении всех фондов и федерального бюджета.
Следует отметить, что гражданско-правовые договоры (предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг) относятся к области не трудового, а гражданского права. Поэтому отношения, возникающие между сторонами таких договоров, одной из которых является гражданин, регламентируются ГК РФ. Условия труда граждан, выполняющих работу по трудовому договору (контракту) и гражданско-правовому договору, существенным образом различаются. Например:
- при заключении трудового договора работник зачисляется в штат предприятия (постоянный состав сотрудников). К штатному персоналу относятся и лица, работающие на соответствующем предприятии по совместительству, а при заключении гражданско-правового договора этого не происходит;
- при реализации первого договора работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, при реализации второго договора он этого не делает;
- по первому договору администрация предприятия обеспечивает работнику условия труда, предусмотренные ТК РФ, коллективным и трудовым договором (контрактом), по второму - работник самостоятельно организует свой труд;
- при реализации трудового договора социальная защищенность работников предусмотрена ТК РФ, например право на отпуск, оплата листка нетрудоспособности и т.д., при реализации гражданско-правового договора она отсутствует, а работа осуществляется работником на свой риск.
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 21.03.2002)
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Вопрос. Будет ли уплачиваться единый социальный налог в случае, если выплаты в натуральной форме, произведенные в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товаров для детей, будут начислены и выплачены один раз в году, например в размере 7 ООО руб. на одного работника в декабре?
Ответ. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 ООО руб. (включительно) в размере на одно физическое лицо - работника за календарный месяц относятся к не подлежащим налогообложению.
Данные выплаты в размере до 1 ООО руб. включительно не облагаются единым социальным налогом (взносом) у работодателя в том месяце, в котором они были начислены.
Поэтому сумма, начисленная и выплаченная работнику в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товаров для детей в декабре в размере 6 ООО руб. (7 ООО - 1 ООО), подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Будет ли начисляться единый социальный налог на суммы материальной помощи, оказываемой гражданам некоммерческими благотворительными организациями в рамках благотворительных программ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Учитывая изложенное, выплаты в виде материальной помощи, оказываемой некоммерческими благотворительными организациями в рамках благотворительных программ гражданам, не состоящим с ними в трудовых и гражданско-правовых отношениях, не являются объектом налогообложения по ЕСН. Ссылки на нормативные акты: .«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Являются ли объектом обложения единым социальным налогом следующие выплаты, производимые за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль: доплата на питание сотрудникам в денежном выражении;
доплата за проезд сотрудникам до места работы в денежном выражении;
материальная помощь по ситуации; оплата лечения сотрудников; оплата путевок для сотрудников; оплата обучения сотрудников в вузах; разовые премии к юбилейным и праздничным датам;
годовая и квартальные премии, предусмотренные положением об условиях оплаты труда сотрудников?
Ответ. В соответствие с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков - организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно п. 1 ст. 237 при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, втом числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).
В соответствии с разъяснениями Министерства РФ по налогам и сборам выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 Кодекса, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Министерством РФ по налогам и сборам рекомендовано при отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль, руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, установлены ст. 270 и частично ст. 264 Кодекса.
Кроме того, необходимо учесть, что в соответствии со ст. 238 Кодекса компенсационные выплаты и оплата материальных благ в пользу физических лиц не подлежат обложению ЕСН только в том случае, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, на основании п. 3 ст. 236 гл. 24 и ст. 264, 270 гл. 25 Кодекса как выплаты и вознаграждения, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, не будут являться объектом налогообложения по ЕСН:
не предусмотренные законодательством доплаты на питание и за проезд сотрудников к месту работы;
материальная помощь сотрудникам по различным основаниям;
оплата лечения и полная или частичная оплата санаторно-курортных путевок за счет средств организации;
оплата обучения сотрудников в высших учебных заведениях; разовые премии.
Премии по итогам работы за год (квартал), предусмотренные положением об условиях оплаты труда сотрудников, как выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны облагаться ЕСН.
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Между негосударственным пенсионным фондом и организацией-вкладчиком заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении в пользу сотрудников организации-вкладчика. Должна ли организация-вкладчик уплачивать единый социальный налог при перечислении пенсионных взносов в пользу своих сотрудников в негосударственный пенсионный фонд9 но без персонификации этих сотрудникову если данные пенсионные взносы включаются в расходы организации по оплате труда?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков - организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 Кодекса определено, что указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Из вышеизложенного следует, что не подлежат налогообложению выплаты и вознаграждения, поименованные в п. 1 ст. 236 Кодекса, для налогоплательщиков - организаций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций - в части ее формирования), которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с разъяснениями Министерства РФ по налогам и сборам (письмо от 08.04.2002 № 05-1-05/65-Н596) выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 Кодекса, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Необходимо учитывать, что при отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса.
Согласно п. 16 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственною пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Пунктом 7 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 Кодекса.
Таким образом, сумма платежей налогоплательщика-работодателя, выплачиваемая по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и отнесенная к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитывается при расчете налоговой базы по ЕСН, а остальная часть расходов включается в состав рас-
ходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и не подлежит обложению ЕСН.
Пунктом 4 ст. 243 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Следовательно, вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при негосударственном пенсионном страховании, страховые взносы, перечисляемые организацией - вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны начисляться отдельно по каждому физическому лицу - участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются.
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. На основании каких документов определяется собственник имущества для установления правомерности применения на,гоговой льготы на основании положения абз. 4 подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ?
Ответ. Положением абз. 4 подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, не уплачивается единый социальный налог учреждениями, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, де-тям-инвалидам и их родителям, при условии, что единственными собственниками имущества этих учреждений будут являться общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. Имущественные отношения между организациями, созданными для указанных целей, и общественными организациями инвалидов должны быть отражены в их учредительных документах или в дополнениях к ним, оформленных в установленном порядке.
Л.В. КОНСТАНТИНОВА
Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Статьей 220 НК РФ предусмотрено предоставление имущественного налогового вычета при продаже имущества в зависимости от срока нахождения имущества в собственности. Как следует исчислять этот срок?
Ответ. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса, распространяется на период нахождения имущества в собственности физического лица и установлен в размере трех или пяти лет в зависимости от категории продаваемого имущества.
Установленный законодательством о налогах и сборах срок согласно ст. 6.1 Кодекса определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.
Учитывая изложенное, срок владения имуществом следует рассчитывать исходя из года, как периода времени, состоящего из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд, поскольку ст. 220 Кодекса не предусмотрено иного порядка расчета.
Л.И. ОСИПЧУК Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГДФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. В подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ перечислены расходы, относящиеся к расходам на командировки в целях исчисления налога на прибыль. При определении суммы налога, подлежащей вычету по налогу на добавленную стоимость по командировочным расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль, следует ли учитывать все перечисленные в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы?
Ответ. На основании п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно,
включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При определении перечня услуг, которые могут быть включены в состав расходов на командировки при исчислении налога, подлежащего вычету, организациям следует руководствоваться п. 7 ст. 171 и подп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса.
При этом необходимо учитывать, что в подп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса перечисляются расходы, относящиеся к расходам на командировки в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Однако вне зависимости оттого, какие расходы используются в целях исчисления налога на прибыль, вычет по налогу на добавленную стоимость должен применяться только в отношении сумм налога, уплаченного по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы на наем жилого помещения, и только в том случае, если эти расходы принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций и если указанные расходы включены в стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом.
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Какие расходы следует относить к расходам по проживанию в месте служебной командировки в целях гл. 21 НК РФ?
Ответ. На основании п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (в частности, расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
При определении перечня услуг, которые могут быть включены в состав расходов на наем жилого помещения в период служебных командировок, следует руководствоваться перечнем, приведенным в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. В связи с этим к вычету по налогу на добавленную стоимость в установленном порядке, указанном выше, принимаются суммы налога, уплаченные по услугам по найму жилого помещения, а также по дополнительным услугам, оказанным в гостиницах в период проживания (за исключением услуг баров и ресторанов, услуг по обслуживанию в номере, услуг по использованию рек-реационно-оздоровительных объектов).
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Нужен ли счет-фактура длц обоснования права на вычет по НДС при проживании в гостинице в период служебной командировки, если оплата за проживание произведена за наличный расчет подотчетными лицами?
Ответ. На основании п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ при оплате за наличный расчет подотчетными лицами услуг гостиниц (относящихся к расходам на наем жилого помещения) в период служебной командировки основанием для вычета суммы налога, уплаченной по услугам гостиниц, является счет-фактура и расчетные документы (в том числе кассовый чек или бланк строгой отчетности), подтверждающие фактическую уплату суммы налога, указанную в счете-фактуре.
И.Е. МУРАВЬЕВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Но основному месту работы помимо заработной платы мне выплачиваются также денежные средства за выполнение работ (оказание услуг) по договорам на проведение правовых экспертиз и преподавательскую деятельность на юридическом факультете9 где я не являюсь штатным преподавателем. Прошу разъяснить, могу ли я по указанным доходам получать профессиональные налоговые вычеты в размере расходов на приобретение необходимой литературы, приобретение бумаги у ксерокопирование материалов, заправку картриджа для принтера и т.п., если условиями договоров предусмотрено, что все необходимые расходы несет сам исполнитель работ (услуг) ?
Ответ. Профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 221 гл. 23 НК РФ, предоставляются налогоплательщикам, получающим в налоговом периоде доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).
Указанные профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам на основании их письменного заявления и документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, нОлоговыми агентами, определяемыми в соответствии со ст. 226 НК РФ как организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
При отсутствии налогового агента (например, если договор заключен с физическим лицом) профессиональные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщиков и документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода, которым признается календарный год.
Таким образом, на основании заключенных Вами договоров и документов, подтверждающих произведенные Вами в связи с выполнением предусмотренных этими договорами работ (услуг), Вы вправе обратиться с соответствующими заявлениями о предоставлении профессиональных налоговых вычетов в бухгалтерии организаций, выплачивающих Вам вознаграждения по указанным договорам.
Т.Ю. Л ЕВАДНАЯ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. В текущем налоговом периоде выплаты работнику - инвалиду превысили 100 000 руб. Организация имеет право на применение регрессивной ставки ЕСН. Имеет ли право организация с сумм выплат работнику-инвалиду, превышающих 10 000 руб., взимать взносы по ЕСН по регрессивной ставке налога?
Ответ. При налогообложении по единому социальному налогу выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками - организациями в пользу физических лиц в 2002 году, следует руководствоваться порядком, установленным Налоговым кодексом РФ (в ред. Федерального закона 31.12.2001 N9 198-ФЗ) (далее - Кодекс).
В соответствии с п. 2 ст. 241 Кодекса в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками - организациями накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2 500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, предусмот-
ренной п. 1 названной статьи, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике.
При определении условий, предусмотренных настоящим пунктом, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
В соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Согласно п. 1 ст. 239 Кодекса от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Таким образом, в соответствии с приложением № 2 «Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями» к приказу МНС России от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 налоговая база для исчисления налога за отчетный период формируется на-
растающим итогом как сумма объекта налогообложения с начала года (ст. 236 Кодекса) за вычетом сумм, не подлежащих налогообложению (ст. 238 Кодекса), и сумм налоговых льгот (ст. 239 Кодекса).
При этом в соответствии с названным приказом к указанной налоговой базе применяются ставки налога в размере одной второй ставок налога, установленных для данной категории налогоплательщиков ст. 241 Кодекса, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога.
Пример: Организация удовлетворяет критерию, установленному для применения регрессии. Регрессивные ставки применяются к каждому отдельному работнику, чья фактическая величина налоговой базы с начала года превысила 100 ООО руб. Работником организации является инвалид. За отчетный период нарастающим итогом с начала года объект налогообложения по этому работнику составил 250 000 руб. Сумма налоговых льгот нарастающим итогом с начала года составила 100 000 руб. Величина налоговой базы нарастающим итогом с начала года составит 150 000 руб. (250 000 - 100 000). К указанной налоговой базе применяется одна вторая ставки налога, установленной п. 1 ст. 241 Кодекса, применяется ставка налога, предусмотренная для величины налоговой базы от 100 001 руб. до 300 000 руб.
Г.Н. МОЛЧАНОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
ПРИКАЗ МНС РФ от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 (ред. от 08.10.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.03.2002 № 3288)
Вопрос. В ходе выездной налоговой проверки установлено неправомерное применение организацией в 2002 году вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС). При этом основанием послужило то у что подписи руководителя и главного бухгалтера организации не заверены печатью организации.
Правомерно ли доначисление сумм НДС и привлечение организации к ответственности за неуплату сумм налога?
Ответ. Пунктом 17 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 N° 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» в ст. 169 Налогового кодекса РФ, определяющую порядок составления счета-фактуры, внесены изменения, согласно которым требования о заверении печатью организации подписи руководителя и главного бухгалтера исключены.
При этом указанные изменения в соответствии со ст. 16 данного Закона распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2002.
Таким образом, если в счете-фактуре, составленном в 2002 году, подписи руководителя и главного бухгалтера организации не заверены печатью организации, счет-фактура не может считаться составленным с нарушением установленного порядка.
Учитывая изложенное, доначисление сумм НДС и привлечение организации к ответственности за неуплату сумм налога является неправомерным.
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ (ред. от 24.07.2002) «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)
Вопрос. Страхователем - юридическим лицом, осуществляющим обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нанимаемых им на работу лицу создано обособленное подразделение.
При этом обособленное подразделение исполняет обязанность юридического лица по уплате налогов, сборов, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Правомерны ли действия исполнительного органа Фонда социального страхования РФ по привлечению в 2002 году к ответственности юридического лица за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика является обязательной. Порядок регистрации и ответственность за уклонение от регистрации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что страхователь обязан своевременно регистрироваться (перерегистрироваться) у страховщика в качестве страхователя.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» регистрация страхователей - юридических лиц страховщиком производится в десятидневный срок со дня их государственной регистрации.
Факт регистрации страхователя страховщиком удостоверяется страховым свидетельством по утвержденной страховщиком форме.
Правила регистрации работодателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также их учета исполнительными органами Фонда социального страхования РФ в качестве страхователей по государственному социальному страхованию установлены Порядком регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ (далее - Порядок регистрации страхователей), утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ от 04.12.2000 № 119.
Юридические лица регистрируются в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ по месту своей государственной регистрации, а юридические лица, имеющие обособленные подразделения, которые исполняют обязанность этих юридических лиц по уплате налогов и сборов, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регистрируются в качестве страхователей также по месту нахождения указанных обособленных подразделений (п. 1.3 Порядка регистрации страхователей).
В соответствии с п. 1.5 Порядка регистрации страхователей юридическое лицо обязано подать заявление о регистрации в качестве страхователя в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту своего нахождения в десятидневный срок со дня его государственной регистрации, а по месту нахождения обособленных подразделений - в течение месяца со дня создания обособленного подразделения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 11.02.2002 N9 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» за нарушение страхователем сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ к страхователям применяются штрафные санкции в размерах, установленных частью первой Налогового кодекса РФ за аналогичные налоговые правонарушения.
Таким образом, действия исполнительного органа Фонда социального страхования РФ по привлечению страхователя - юридического лица, осуществляющего обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нанимаемых им на работу лиц, к ответственности за нарушения срока постановки на учет в качестве страхователей по месту нахождения обособленного подразделения, исполняющего обязанность юридического лица по уплате налогов и сборов, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являются правомерными.
А.А. БАСТРИКОВ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.07.99 № 165-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ» (принят ГД ФС РФ 09.06.99)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 № 125-ФЗ (ред. от 30.12.2001, с изм. от 11.02.2002) «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» (принят ГД ФС РФ 02.07.98) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 04.12.2000 № 119 (ред. от 23.02.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ СТРАХОВАТЕЛЕЙ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 ГОД» (принят ГД ФС РФ 18.01.2002)
Вопрос. В сентябре 2002 года у физического лица был угнан автомобиль. В связи с введением с 01.01.2003 гл. 28 НК РФ (транспортного налога) должен ли будет этот налог уплачиваться, если угнанный автомобиль не будет найден?
Ответ. Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о
налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ определено, что не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
С учетом вышеизложенного, в случае принятия законом субъектаРФ, на территории которого проживает физическое лицо, транспортного налога данное физическое лицо освобождается от его уплаты при наличии документа, подтверждающего факт угона.
O.A. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Мною была приобретена квартира в 2000 году в совместную долевую собственность с моим сыном 1994 года рождения, доля каждого - 1/2.
В 2000 году я пользовался льготой по подоходному налогу на предприятии. При подаче декларации о доходах за 2001 год с просьбой предоставить мне имущественный налоговый вычет на оставшуюся часть стоимости квартиры, по которой льгота не получена по доходам 2000 года, мне предоставили вычет только на сумму стоимости 1/2 квартиры за минусом льготы, полученной мною в 2000 году. В получении вычета по другой 1/2 стоимости квартиры мне было отказано, несмотря на то что сын - несовершеннолетний. Правомерно ли это?
Ответ. Налогоплательщики, не полностью воспользовавшиеся льготой по расходам на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры по правилам Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», вправе продолжить пользоваться этой льготой по доходам 2001 года в соответствии положениями ст. 220 Налогового кодекса РФ при подаче налоговой декларации за 2001 год с зачетом ранее предоставленной суммы льготы.
В соответствии с положениями подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) имущественный налоговый вычет может быть предоставлен в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщи-
ком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, не может превышать 600 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.
В подп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса также говорится о том, что при приобретении имущества в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности.
Поскольку Вы с сыном приобрели квартиру в общую долевую собственность, то вы как покупатели квартиры имеете право на получение имущественных налоговых вычетов в размерах, соответствующих долям собственности, с учетом максимального размера имущественного налогового вычета 600 000 руб.
Учитывая изложенное, Вы вправе заявить в установленном порядке имущественный налоговый вычет в сумме, фактически уплаченной Вами за квартиру, в пределах принадлежащей Вам доли квартиры с учетом максимального размера имущественного налогового вычета 600 000 руб.
Например, если деньги за квартиру стоимостью 400 000 руб. вносились Вами и Ваша доля в ней составляет 1/2, то Вы имеете право на предоставление имущественного налогового вычета в сумме, соответствующей Вашей доле собственности, то есть в сумме 200 000 руб., с зачетом ранее предоставленной суммы льготы по правилам Закона РФ от 07.12.91 Nq 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
Предоставление Вам имущественного налогового вычета по стоимости доли квартиры, принадлежащей сыну, независимо от его возраста налоговым законодательством не предусмотрено.
П.П. ГРУЗИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 24.03.2001)
«О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
Вопрос. Какие документы выдаются клиентам при оказании услуг по осуществлению крупного ремонта автомобилей за наличный денежный расчет?
Ответ. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» денежные расчеты с населением при оказании услуг производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Письмом Минфина России от 11.04.97 № 16-00-27-15 утверждена форма бланка строгой отчетности БО-14 «Наряд-заказ», «Копия наряд-заказа», «Квитанция», «Копия квитанции», которая заполняется при оформлении услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 31.03.98 № ВК-6-16/210 наряду с указанной формой должны применяться и контрольно-кассовые машины.
Учитывая изложенное, при оказании услуг населению по осуществлению крупного ремонта автомобилей за наличный денежный расчет клиентам выдаются документ строгой отчетности по вышеуказанной форме и чек, отпечатанный контрольно-кассовой машиной.
C.B. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 18.06.93 №5215-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ»
<ПИСЬМО> Минфина РФ от 11.04.97 № 16-00-27-15
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ»
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 31.03.98 № ВК-6-16/210
«О ФОРМАХ ДОКУМЕНТОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ УЧЕТА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН»
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Всегда ли вознаграждение руководителю организации, обусловленное трудовым договором, для целей налогообложения прибыли включается в расходы на оплату труда?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы), и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252, п. 2 ст. 253 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, и, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.
При этом расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, не включаются (п. 21 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, расходы на выплату вознаграждения директору организации, предусмотренного трудовым контрактом (договором), включаются в состав расходов на оплату труда.
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Организация использует в своей деятельности автомобильный транспорт. Применяются ли для целей налогообложения прибыли Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России?
Ответ. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте № Р3112194-0366-97, утвержденные Минтрансом России 29.04.97, предназначены для автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории Российской Федерации, в целях организации планирования поставки, учета и контроля расхода топлив и масел. Для целей налогообложения данный документ не применяется.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы), и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252, п. 2 ст. 253 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение топлива всех видов относятся к материальным расходам организации, уменьшающим доходы текущего отчетного (налогового) периода, в полном объеме без каких-либо ограничений.
А.И. ДЫБОВ
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
«НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (РЗ112194-0366-97)» (утв. Минтрансом РФ 29.04.97) (с изм. от 11.10.2001)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Вопрос. Потребитель приобрел по договору розничной купли-продажи наручные золотые часы. В течение гарантийного срока в часах выявился недостаток (часы отстают). В связи с этим потребитель предъявил продавцу требование о расторжении договора купли-продажи часов, которое продавец не удовлетворил, указав, что в данном случае потребитель имеет право только на обмен и ремонт механизма часов, так как золотой корпус часов без дефектов, а золотые изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат. Правомерен ли в данном случае отказ продавца в расторжении договора купли-продажи?
Огеет. В данном случае гражданин приобрел часы по договору купли-продажи как единую товарную единицу, включающую золотой корпус часов, механизм часов, а также другие составные части и комплектующие изделия, определенные договором куп-л и-продажи.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении в любом товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить продавцу любое из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требований. При этом требования, предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе требование о расторжении договора купли-продажи часов, могут касаться только товара в целом.
Таким образом, продавец в данной ситуации неправомерно отказал потребителю в расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества.
Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)
Вопрос. В приложенных к страховому полису правилах страхования средств наземного транспорта, утвержденных страховщиком, содержалось следующее условие: «при наступлении страхового случая по риску «ущерб» или «ущерб по дополнительному оборудованию» страхователь обязан согласовать место ремонта застрахованного автомобиля со страховщиком
В связи с наступлением страхового случая страхователь-потребитель в нарушение указанного условия произвел ремонт застрахованного автомоби-
ля без согласования со страховщиком места его проведения. Договором страхования не была предусмотрена ответственность страхователя за нарушение данного условия договора.
Какими способами страховщик может защитить свои имущественные права в связи с несоблюдением страхователем указанного условия договора страхования, определенного в правилах страхования средств наземного транспорта, утвержденных страховщиком ?
Ответ. В данной ситуации страховшик на основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ вправе требовать от страхователя полного возмещения убытков (реальный ущерб и упущенная выгода), возникших или которые могут возникнуть у него в связи с несогласованием страхователем места ремонта застрахованного автомобиля. В связи с этим следует отметить, что бремя доказательства размера убытков лежит на заинтересованной стороне.
Ссылки на нормативные акты:
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.94 N9 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.94)
(ред. от 21.03.2002)
Вопрос. Какие разъяснения даны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимате/1ьства по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей? Где опубликованы указанные разъяснения ?
Ответ. Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании и во исполнение п. 2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» даны Разъяснения (официальные разъяснения), утвержденные приказом МАП России от 20.05.98 № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 28.12.98 № 1669). Данные Разъяснения официально опубликованы в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (№ 2 от 11.01.99) и в «Российской газете» (№ 5 - 6 от 14.01.99).
Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 17.12.99 № 212-ФЗ в Закон РФ «О защите прав потребителей» были внесены изменения, и упомянутые официальные Разъяснения МАП России не касаются положений, введенных указанным Федеральным законом.
Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)
ПРИКАЗ МАП РФ от 20.05.98 № 160 (ред. от 11.03.99) <0 НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНА РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»> (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.98 N9 1669)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.01.96 № 2-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» И КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (принят ГД ФС РФ 05.12.95)
ФЕДЕРАЛ ЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.99 № 212-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (принят ГД ФС РФ 17.11.99)
Вопрос. Правомерно ли продавец отказал потребителю в рассмотрении требования об обмене непродовольственного товара надлежащего качества на том основании, что потребитель при предъявлении указанного требования не представил ему кассовый и товарный чеки, выданные ему вместе с указанным товаром?
Ответ. В соответствии со ст. 502 Гражданского кодекса РФ ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней с момента передачи не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом.
Из ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что обмен товара не производится, если потребителем не сохранен кассовый или товарный чек, выданный ему вместе с указанным товаром.
В то же время из ст. 502 Гражданского кодекса следует, что при предъявлении данного требования представление продавцу товарного или кассового чека, выданного потребителю при продаже, не обязательно. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 502 Гражданского кодекса РФ потребитель вправе представлять любые доказательства приобретения соответствующего товара у продавца, втом числе свидетельские показания.
Учитывая, что нормы других федеральных законов, регулирующие гражданско-правовые отношения, имеют меньшую юридическую силу по отношению к Гражданскому кодексу РФ (п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ), ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части положения об удовлетворе-
нии требования потребителя при условии обязательного предъявления продавцу кассового или товарного чека, выданного ему вместе с указанным товаром, применению не подлежит.
Таким образом, продавец неправомерно отказал потребителю в рассмотрении требования об обмене непродовольственного товара надлежащего качества на том основании, что потребитель при предъявлении указанного требования не представил ему кассовый и товарный чеки, выданные ему вместе с указанным товаром.
Ссылки на нормативные акты: ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 21.03.2002)
Вопрос. Существуют ли какие-то особые условия гарантии на дорогостоящие товары?
Ответ. Особые условия гарантии на дорогостоящие товары заключаются в том, что в случае обнаружения недостатков в указанных товарах потребитель вправе предъявить требования, указанные в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», за некоторым исключением.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении дорогостоящих товаров требования потребителя о замене некачественного товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению только в случае обнаружения существенных недостатков товаров.
Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается в каждом конкретном случае, с учетом его стоимости и материального положения покупателя. При возникновении спора между потребителем и изготовителем (продавцом) шш организацией, выполняющей их функции на основании договора, вопрос об
зависимости от фактических обстоятельств дела.
СР. БАТКАЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 07.0192 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)
АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
Вопрос. Как определяется размер процентов, указанных в ст. 395 ГК РФ, в том случае, если банк нарушил условия договора валютного счета -несвоевременно зачислил причитающиеся владельцу счета денежные средства?
Ответ. Согласно ст. 395 Гражданского кодекса РФ размер процентов определяется существующей в месте жительства (нахождения) кредитора учетной ставкой банковского процента. Судебная практика понимает под «учетной ставкой банковского процента» процентную ставку ЦБ РФ за пользование централизованными кредитными ресурсами (ставку рефинансирования). Однако она установлена только для рублевых обязательств. При нарушении банком договора валютного счета размер процентов определяется на основании публикаций в официальных источниках информации о средних ставках банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым в месте нахождения кредитора. Если отсутствуют и такие публикации, размер подлежащих взысканию процентов устанавливается на основании предоставляемой истцом в качестве доказательства справки одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора, подтверждающей применяемую им ставку по краткосрочным валютным кредитам (п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Центральный банк РФ регулярно публикует в Вестнике Банка России сведения о средних по России расчетных процентных ставках по краткосрочным кредитам, предоставленным кредитными организациями России в долларах США. Эти сведения могут быть использованы для определения размера ответственности должника за неисполнение им денежных обязательств в иностранной валюте.
Л.Г. ЕФИМОВА
Ссылки на нормативные акты:
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.94 № 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.94)
(рсд_ от 21.0X2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ № &, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.96
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»