Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Просим проконсультировать по следующему вопросу.

Согласно л. 3 ст. 257 НК РФ стоимость не-материальных активов (НМЛ), созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентных пошлин, связанных с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Правильно ли мы понимаем, что в первоначальную стоимость НМЛ в этом случае не включаются суммы ЕСН и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учитываемые в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 мая 2003 года № 04-02-05/3/48

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентных пошлин, связанных с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Согласно ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы налогов и сборов, начис-

ленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса), а также взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» единый социальный налог относится к федеральным налогам Российской Федерации.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Конкретные ставки устанавливаются ежегодно. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 18Э-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год» установлены страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) всех застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Таким образом, взносы поданному виду страхования охватывают всех работников данного предприятия и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с изложенным перечисленные выше прочие расходы не включаются в первоначальную стоимость нематериального актива.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 №2118-1 (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98

№ 125-ФЗ

(ред. от 22.04.2003)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» (принят ГД ФС РФ 02.07.98)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.12.2002 № 183-Ф3

«О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год» (принят гд фс рф 15.12.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Вправе ли должностные лица инспекций МНС России по городам и районам и межрайонных инспекций МНС России рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях?

Ответ. В соответствии с Положением о Министерстве РФ по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 783 (далее - Положение), на МНС России возложены функции государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п. 2 вышеназванного Положения МНС России осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.

При этом в соответствии с п. 3 Положения территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам являются управления МНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспек-

ции МНС России, инспекции МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции МНС России межрайонного уровня.

Статья 23.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16, ч. 2 ст. 14.17, ст. 14.19, 15.13 вышеназванного Кодекса.

В силу данной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени вышеназванных органов вправе:

руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители;

руководитель инспекции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители;

руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Учитывая изложенное, руководители и заместители руководителей межрегиональных инспекций МНС России, инспекций МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций МНС России межрайонного уровня вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Я. В. ДРАЧ Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

от 30.12.2001 Nb 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 (ред. от 30.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ»

Вопрос. Индексируются ли размеры арендной платы за землю в 2003 г. ? Если да, то каким законодательным актом?

Ответ. Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» установлено, что действующие в 2002 г. размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.

В связи с тем, что указанным выше Федеральным законом установлена индексация размеров арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, соответствующими органами исполнительной власти будут приниматься решения об увеличении размеров арендной платы за землю на 2003 г.

Таким образом, плательщики арендной платы за земли, Находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны уплачивать арендную плату в 2003 г. с учетом увеличения ее размера в 1,8 раза по сравнению с 2002 г.

Р. Г. ГАББАСОВ Советник налоговой службы I ранга Н.В. ГОЛУБЕВА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002

№ 110-ФЗ

(ред. от 31.12.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)

Вопрос. Я хочу продать свою квартиру. Какая ставка налога на доходы физических лиц предусмотрена в этом случае и имею ли я право на получение имущественных налоговых вычетов?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено указанной статьей. Физические лица, получившие доход от продажи квартиры, уплачивают налог на доходы по ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125 000 руб. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

При этом вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного указанным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной от продажи квартиры, находившейся в его собственности менее пяти лет, но не превышающей в целом 1 000 000 руб. С остальной суммы дохода, полученного от продажи квартиры, уплачивается налог на доходы по ставке 13%. При продаже квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика пять лет и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной им при продаже указанного квартиры.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Следует ли физическому лицу декларировать доходы от продажи имущества в случае, если сумма полученного дохода не превышает 125 000 руб.?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, получен-

ные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125 000 руб.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с указанной статьей производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности. При этом налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3 ст. 228 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 227 и 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, физическое лицо обязано представить декларацию о полученных от продажи имущества доходах по месту своего учета в срок не позднее 30 апреля вне зависимости от того, имеет оно право на получение имущественного налогового вычета или нет.

Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Имеются ли льготы при налогообложении доходов, полученных от сдачи внаем жилого помещения, для лиц пенсионного возраста?

Ответ. В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей гл. 23 к доходам от источников в РФ относятся также и доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ.

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

При этом для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23.

Таким образом, исходя из положений указанных статей НК РФ налогообложение доходов, полученных от сдачи внаем жилого помещения, производится по ставке 13%. При этом налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ. Других вычетов, а также льгот при налогообложении доходов, полученных от сдачи внаем жилого помещения, в том числе и для лиц пенсионного возраста, налоговым законодательством не предусмотрено.

Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Организация считает, что решение арбитражного суда подлежит пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам. В связи с этим организация спрашивает, должен ли производиться указанный пересмотр решения теми же судьями, которые первоначально рассматривали дело, или состав суда должен быть иным?

Ответ. В соответствии со ст. 310 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в закон-

ную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. При этом гл. 37 АПК РФ, регулирующая порядок пересмотра судебных решений, не содержит нормы, которая обязывала бы рассматривать заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в том же составе суда, который рассматривал иск. В связи с этим состав суда может быть иным, чем при первоначальном рассмотрении дела.

М. ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

Вопрос. В какие сроки производится определение разницы между начисленной и уплаченной суммой страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в целях применения вычета по единому социальному налогу?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса, который должен был вступить в силу с 1 января 2003 г., разница между суммой начисленных страховых взносов и суммой фактически уплаченного страхового взноса признавалась занижением суммы единого социального налога с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.

Федеральный закон от 31.12.2002 № 196-ФЗ изложил абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса в новой редакции, согласно которой такая сверка будет проводиться по итогам каждого месяца и обнаруженная разница признаваться занижением суммы налога с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Аналогичная по содержанию норма была предусмотрена на 2002 г. ст. 9 Федерального закона от

31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

То есть с принятием Федерального закона от

31.12.2002 № 196-ФЗ сохранен применявшийся в

2002 г. порядок сверки примененного налогоплательщиками налогового вычета и фактически уплаченного страхового взноса.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2002 № 196-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 243

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 19.12.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001 № 198-ФЗ

(ред. от 24.07.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002)

Вопрос. В каком порядке должен применяться нормативный правовой акт муниципального образования о сборе за уборку территорий населенных пунктов до момента его приведения в соответствие с федеральным законом, изменившим порядок налогообложения ?

Ответ. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Сбор за уборку территорий населенных пунктов предусмотрен подп. «х» п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Данный сбор может устанавливаться только на территории тех субъектов РФ, где не введен налог с продаж. С введением в действие представительными органами власти субъектов РФ нало^ с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются сбор на нужды образовательных учреждений, а также некото-

рые налоги, предусмотренные п. I ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в том числе сбор за уборку территорий населенных пунктов.

Обязанность федерального законодателя устанавливать максимальную налоговую ставку прямо вытекает из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им, например, в Постановлении от 30.01.2001 № 2-П, Определении от 10.04.2002 N9 Ю4-0, согласно которой «законно установленными» могут считаться только такие налоги, существенные элементы которых, в том числе предельная ставка, регулируются федеральным законом.

С учетом изложенного Федеральным законом от 31.12.2002 № 191 -ФЗ с I января 2003 г. установлена максимальная ставка сбора для юридических лиц в размере 1,5% фонда оплаты труда.

При таких обстоятельствах налогоплательщики будут иметь право на перерасчет и возврат налога, оказавшегося излишне уплаченным, в случае если нормативным правовым актом муниципального образования на 2003 г. была установлена более высокая ставка, чем предусмотрено федеральным законом.

При этом сбор за уборку территорий отменяется с 1 января 2004 г. (ст. 9 Федерального закона от 31.12.2002 № 191 -ФЗ).

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2002 № 191-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГЛАВЫ 22, 24, 25, 26.2, 26.3 И 27 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.12.2002)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 № Ю4-0

«ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА БОРИСОВА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 2, 3 И 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И СТАТЬИ 1 ЗАКОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О СТАВКАХ НАЛОГА С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА 2001 ГОД»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 № 2-П «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПОДПУНКТА «Д» ПУНКТА 1 И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 20 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ» В РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31 ИЮЛЯ 1998 ГОДА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 20 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», А ТАКЖЕ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ», ЗАКОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ» И ЗАКОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ «О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ» В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ЖАЛОБАМИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РУССКАЯ ТРОЙКА» И РЯДА ГРАЖДАН»

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2118-1 . (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Работникам, уволенным в связи с сокращением штата, вымачиваются: выходное пособие в размере среднего месячного заработка; средний месячный заработок на период трудоустройства. Освобождаются ли от обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом указанные выплаты?

Ответ. В соответствии с подп. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению соответственно налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников.

В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Следовательно, данные выплаты не облагаются НДФЛ и ЕСН.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Организация, получив право на реструктуризацию, производила погашение задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком. Однако налоговым органом в ноябре 2002 г. было принято решение о прекращении реструктуризации по причине возникшей у организации задолженности. Может ли организация вновь получить право на реструктуризацию?

Ответ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 818 право на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды может быть восстановлено.

Для восстановления права на реструктуризацию организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 г., необходимо не позднее 90 дней после принятия такого решения представить в налоговый орган заявление и уплатить: текущие налоговые платежи; реструктурируемую кредиторскую задолженность в соответствии с утвержденным графиком;

пени, начисленные за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также

досрочно выполнить график погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.11.2002 № 818

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ»

Вопрос. По договору аренды автомобиля с экипажем предусмотрены два вида оплаты:

1) за аренду автомобиля;

2) по оплате труда водителя.

Какие из этих выплат облагаются ЕСН?

Ответ. К объекту налогообложения по ЕСН относятся выплаты по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг (ст. 236 Налогового кодекса РФ). При этом к договорам, предметом которых не является выполнение работ и оказание услуг, относится договор аренды. Исключением является договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по ремонту и эксплуатации транспортного средства в части, касающейся предоставления перечисленных услуг.

Таким образом, начисление ЕСН производится только на сумму вознаграждения, выплачиваемого физическому лицу за услуги по управлению транспортным средством.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. При наличии права на применение регрессивной шкалы налоговых ставок по ЕСН в течение налогового периода соответствующая шкала не применялась. Можно ли за уже прошедшие отчетные периоды воспользоваться шкалой и пересчитать сумму ЕСН?

Ответ. В соответствии со ст. 237 Налогового кодекса РФ плательщики ЕСН, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

С 2002 г. для применения регрессивной шкалы налоговых ставок по ЕСН достаточно соблюсти только одно условие - накопленная с начала года величина налоговой базы, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, не должна быть менее 2 500 руб. в среднем на одно физическое лицо (п. 2 ст. 241 НК РФ). В случае несоблюдения данного условия налог уплачивается по максимальной ставке, установленной для налоговой базы до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.

Если численность работников превышает 30 человек, то при расчете налоговой базы в среднем на одного работника не учитываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. Если численность работников - до 30 человек (включительно), то не учитываются выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Аналогичным образом происходит расчет страховых взносов на обязательное пенсионное стра-

хование (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Неиспользование регрессивной шкалы при соблюдении установленных НК РФ условий для ее применения приводит к переплате ЕСН. Но при этом одновременно занижается налоговая база по налогу на прибыль организаций.

Поэтому следует обязательно пересчитать ЕСН по регрессивной шкале, если соблюдалось право на ее применение, внести уточнения в расчеты по авансовым платежам, а также соответствующим образом скорректировать обязательства по уплате налога на прибыль организаций (ст. 54 НК РФ).

С. В. РАЗГУЛ И Н Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N9 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Облагается ли единым социальным налогом благотворительная помощь, оказанная некоммерческой организацией физическим лицам, не состоящим в трудовых и гражданско-правовых отношениях с данной организацией?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Учитывая изложенное, выплаты в виде благотворительной помощи, оказываемой физическим лицам, не состоящим в трудовых и гражданско-пра-

вовых отношениях с налогоплательщиком - организацией, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N0 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Облагаются ли единым социальным налогом выплаченные некоммерческой организацией зарплата спортивных судей и призовой фонд спортсменам? Уставная деятельность организации (физкультурно-спортивная работа с населением) осуществляется за счет целевого финансирования.

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Выплаты физическим лицам, не состоящим с организацией в названных выше отношениях, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Учитывая изложенное, призы спортсменам не подлежат обложению единым социальным налогом.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса заработная плата начисляется в соответствии с трудовым договором и является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплатой компенсационного и стимулирующего характера. По договорам гражданско-правового характера организация оплачивает оказанные ей услуги, которые указаны в договоре.

Таким образом, если организация выплачивает заработную плату спортивным судьям в соответствии с трудовым договором либо вознаграждение за выполненные услуги в соответствии с гражданско-правовым договором, то обложение единым социальным налогом осуществляется в установленном законодательством порядке.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Будет ли включаться в объект налогообложения по единому социальному налогу стоимость основных средств организации, переданных по договору дарения сотруднику?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 гл. 24 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Отнесение гражданско-правовых договоров к договорам, предметом которых являются: выполнение работ, оказание услуг; переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права); передача в пользование имущества, определяется Гражданским кодексом РФ.

Договоры дарения, в соответствии с гражданским законодательством, относятся ко второму типу договоров, то есть к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права).

Учитывая вышеизложенное, выплаты, производимые в рамках вышеуказанных договоров, не относятся к объекту налогообложения по единому социальному налогу.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 30.11.94 № 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

(ред. от 10.01.2003)

Вопрос. Профсоюзная организация, заключившая договор с поликлиникой на обслуживание своих сотрудников, перечислила аванс за медицинское обслуживание в 2002 г. за счет целевых поступлений от членских организаций на содержание профоргана.

Следует ли на сумму, уплаченную за медицинское обслуживание своих работников в медицинском учреждении, имеющем соответствующую лицензию, начислять единый социальный налог?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Статьей 236 Кодекса объектом налогообложения для указанных налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При определении налоговой базы в соответствии с п. 1 ст. 237 Кодекса учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).

Профсоюзные организации (как первичные, так и вышестоящие), являющиеся юридическими лицами, обязаны, как налогоплательщики, на основании ст. 235 и 236 Кодекса начислять и уплачивать единый социальный налог с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым и граждане ко-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. При этом к выплатам и вознаграждениям, начисляемым в пользу физических лиц, относятся все виды основной и дополнительной заработной платы, различного рода премии, оказание материальной помощи (в том числе на лечение), оплата лечения и т.д.

Что касается целевых поступлений, перечисленных работодателем в соответствии со ст. 377 Трудового кодекса РФ, предусмотренных коллективным договором, то работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровитель-

ную работу трудового коллектива. Указанные средства не могут быть направлены на покрытие расходов по содержанию профсоюзных организаций.

Кроме того, основания для использования при исчислении единого социального налога положений п. 3 ст. 236 Кодекса имеют организации, которые осуществляют уплату налога на прибыль в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, оплата медицинского обслуживания сотрудников профсоюзной организации подлежит обложению единым социальным налогом.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ * (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

N Вопрос. В соответствии с п. 3 ст. 236 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу выплаты и вознаграждения, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Можно ли отнести к таким выплатам начисленную заработную мату и не производить начисление и перечисление единого социального налога?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) выплаты и иные вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Статьей 270 Кодекса определены расходы, не учитываемые в целях обложения налогом на прибыль.

Не учитываются в составе расходов на оплату труда расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Оплата труда в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, ло-

кальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Эти расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и должны облагаться единым социальным налогом.

Ссылки на нормативные акты: «ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Подлежат ли обложению ЕСН суммы оплаты стоимости экскурсионных путевок для работников?

Ответ. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения при исчислении единого социального налога для организаций-налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 Кодекса определено, что указанные в п. 1 этой же статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Из вышеизложенного следует, что выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и отнесенные к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, не подлежат обложению единым социальным налогом для налогоплательщиков, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций, в части ее формирования).

При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.

Таким образом, к выплатам и вознаграждениям, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, могут относиться только выплаты и вознаграждения, определенные ст. 270 Кодекса.

Пунктом 29 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде оплаты стоимости экскурсий для работников.

Следовательно, сумма оплаты стоимости экскурсионных путевок для работников, отнесенная к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, не подлежит обложению единым социальным налогом.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Подлежат ли обложению единым социальным налогом выплаты в виде премий, выплаченные работникам из средств целевого финансирования? Организация не ведет предпринимательскую деятельность.

Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 гл. 24 Налогового кодекса РФ в объект налогообложения по единому социальному налогу включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Поскольку организация является некоммерческой, предпринимательской деятельностью не занимается и не формирует налоговую базу по налогу на прибыль, то она не может воспользоваться положениями указанного пункта.

Следовательно, в налоговую базу по единому социальному налогу включаются любые выплаты и вознаграждения, начисленные организацией в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и авторским договорам, с учетом положений ст. 238 и 239

Л.В. КОНСТАНТИНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Облагается ли НДФЛ стоимость путевок, выделяемых работникам организации и членам их семей у в курортные и оздоровительные учрежденияу а также суммы полной или частичной стоимости путевок в оздоровительные лагеря для детей работников, если оплата за путевки произведена организацией за счет прибыли текущего года?

Ответ. В соответствии с п. 9 ст. 217 Налогового кодекса РФ не облагаются НДФЛ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ сана-торно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые, в частности, за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций.

В связи с тем что вышеприведенная норма сформулирована не совсем корректно, непонятно, что именно подразумевал законодатель под понятием «средства работодателей, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций»: имелись ли в виду собственные средства организации вообше (то есть средства, которые она затрачивает на финансирование расходов, не участвующих в расчете налоговой базы по налогу на прибыль) либо конкретная сумма средств,

оставшаяся после уплаты ею налога на прибыль за определенный налоговый период.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. При этом в течение отчетных периодов уплачивается не налог, а авансовые платежи по нему (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Таким образом, до окончания текущего налогового периода (года) организация не в состоянии определить сумму средств, оставшуюся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль за данный налоговый период, поскольку сам налог еще не уплачен. Следовательно, при таком подходе стоимость путевок подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях.

С другой стороны, поскольку расходы организации на оплату путевок на лечение или отдых своих работников и членов их семей для целей налогообложения прибыли не учитываются (п. 29 ст. 270 НК РФ), они в любом случае осуществляются за счет собственных средств организации, несмотря на то что конкретную сумму этих средств в течение отчетных периодов по налогу на прибыль определить невозможно. Другими словами, факт определения точной суммы средств, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль по итогам налогового периода, не может повлиять на источники финансирования расходов, не участвующих в расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому на этом основании стоимость путевки облагать НДФЛ не следует.

Как видим, дать однозначное заключение в отношении порядка исчисления НДФЛ в сложившейся ситуации не представляется возможным. Рекомендуем самостоятельно принять решение на основании изложенной информации с учетом всех возможных, втом числе негативных, последствий. К сожалению, судебной практикой по разрешению подобных вопросов мы на сегодняшний день не располагаем.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Статьей 78 НК РФ предусмотрен ряд норм, выполнение которых является обязательным условием для зачета (возврата) излишне уплачен-ного налога налогоплательщику. В то же время ст. 176 установлен иной, более «мягкий* порядок зачета (возврата) ноиюгоплательщику НДС. Не вступают ли в противоречие названные статьи НК РФ?

Ответ. Статьи 78 и 176 Налогового кодекса РФ регулируют различные области налоговых правоотношений, в результате чего утверждать, что между указанными статьями существует противоречие, несколько некорректно. Поясним данное утверждение.

В соответствии с п. 1 ст. 176 Н К РФ в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1, 2 п. I ст. 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 78 Н К РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Очевидно, что в ст. 176 не рассматривается ситуация, когда НДС, исчисленный по итогам налогового периода, в дальнейшем был излишне уплачен в бюджет, речь в статье идет именно о превышении суммы налоговых вычетов над исчисленной суммой налога. Для наглядности приведем примеры.

Пример 1. В течение квартала организация реализовала товар на сумму 1 000 руб., исчисленный НДС - 200 руб.

Приобретено товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления облагаемых НДС операций, на 1 500 руб., НДС, уплаченный поставщикам товаров, - 300 руб.

Соответственно, по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму исчисленного налога на 100 руб. (300 руб. - 200 руб.). Именно эта сумма подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ, то есть НДС в такой ситуации в бюджет налогоплательщик не перечисляет вовсе.

Пример 2. В течение квартала организация реализовала товар на сумму 1 000 руб., исчисленный НДС - 200 руб.

Приобретено товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления облагаемых НДС операций, на 600 руб., НДС, уплаченный поставщикам товаров, - 120 руб.

Соответственно, уплате в бюджет по итогам налогового периода подлежит 80 руб. (200 руб. -120 руб.).

Допустим, в результате ошибки при заполнении платежного поручения в бюджет фактически перечислено 100 руб. Сумма в размере 20 руб. (100 руб. - 80 руб.) и будет излишне уплаченным в бюджет налогом, и именно ее возврат будет регулироваться ст. 78 НК РФ. Статья 176 Н К РФ в данном случае не применяется.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. ВI квартале 2002 г. организация перечисляет в бюджет дополнительные платежи, исчисленные исходя из суммы доплаты налога на прибыль за 2001 г. и авансовых взносов налога и скорректированные на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом.

В связи с тем что с 01.01.2002 вступим в силу гл. 25 НК РФ, учитываются ли для целей налогообложения прибыли расходы в виде упомянутых платежей?

Ответ. До 01.01.2002 налог на прибыль исчислялся на основании положений Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Порядок исчисления налога предусматривал, что организации, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определялась с учетом ранее начисленных сумм платежей. При этом разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежала уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале (п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 №2116-1).

При этом дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога и скорректированные на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом, относились на финансовые результаты (п. 5.2 инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций») в следующем отчетном периоде.

Вместе с тем 01.01.2002 вступила в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, соответственно начиная с указанной даты налогоплательщики должны определять доходы и расходы при исчислении налога на прибыль на основании норм данной главы (то есть положения Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 и Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 не применяются).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы), и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252, п. 2 ст. 253 НК РФ). В соответствии с п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

По нашему мнению, учитывая, что уплата дополнительных платежей соответствует критериям ст. 252 НК РФ, данный платеж относится к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и (или) реализацией, уменьшающим налогооблагаемые доходы организации (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

М.П.ЗАХАРОВА

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ПРИКАЗ МНС РФ от 15.06.2000 № БГ-3-02/231 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

(вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 15.06.2000 № 62)

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2000 N9 2381)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 N9 2116-1 (ред. от 09.05.2001)

«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.