ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. На основании подп. 1 п. 7 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной пошлине* органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины за государственную регистрацию юридических лиц. Действует ли указанная норма в отношении регистрации в качестве юридических лиц муниципальных унитарных предприятий и учреждений, права собственника которых осуществляют органы местного самоуправления?
Ответ,
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 18 апреля 2003 года N9 04-04-10/16
В связи с письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно подп. 1 п. 7 ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине» от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Данная льгота предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию согласно ст. 20 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органов местного самоуправления в качестве юридических лиц.
Что касается создания муниципальных унитарных предприятий, учреждений унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляют органы местного самоуправления, то льготы, определенные подп. 1 п. 7 ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине», при государственной регистрации таких предприятий в качестве юридических лиц на них не распространяются.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 09.12.91 № 2005-1 (ред. от 25.07.2002)
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.08.95 № 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002)
«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 12.08.95)
Вопрос. Некоммерческая организация, уставной целью которой является оказание помощи малоимущим онкологическим больным, получает гранты от иностранных организаций.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе гранты, предоставленные иностранными и международными организациями, входящими в утверждаемый Правительством перечень. Однако приведенная норма в настоящее время не подлежит применению в связи с отсутствием данного перечня. Просим разъяснить сложившуюся ситуацию.
Просим также рассмотреть предложение по вопросу расширения круга видов деятельности, на которые предоставляются не облагаемые налогом на прибыль, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, гранты.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 21 апреля 2003 года № 04-02-05/4/9
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установле-
но, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относятся в том числе гранты. При этом их передача (получение) должна удовлетворять определенным условиям. Так, фанты предоставляются, в частности, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, на проведение конкретных научных исследований; гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.
Следует отметить, что утверждение о том, что такой перечень отсутствует, является необоснованным.
Поручением Правительства РФ от 15.07.2002 № КА-П8-10351 федеральным органам исполнительной власти и организациям (по списку) было поручено представить в Минфин России предложения по формированию такого перечня. Минфином России на основании полученных материалов был подготовлен Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов.
Указанный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 № 923.
Предложения отдельных организаций, поступившие позже установленного вышеуказанным Поручением Правительства РФ срока, включены в проект постановления Правительства РФ о внесении дополнений в вышеназванный Перечень, который находится в настоящее время на согласовании в Минюсте России.
Необходимо отметить, что предложения о расширении предусмотренного подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса перечня сфер деятельности, в рамках которых могут предоставляться фанты на конкретные программы, и по упорядочению процесса формирования указанного перечня заслуживают внимания.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.12.2002 № 923
«О ПЕРЕЧНЕ ИНОСТРАННЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАНТЫ КОТОРЫХ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ДОХОДАХ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГРАНТОВ»
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Я хочу продать свою квартиру. Какая ставка налога на доходы физических лиц предусмотрена в этом случае и имею ли я право на получение имущественных налоговых вычетов?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено указанной статьей. Физические лица, получившие доход от продажи квартиры, уплачивают налог на доходы по ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125 000 руб. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
При этом вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного указанным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.
Таким образом, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной от продажи квартиры, находившейся в его собственности менее пяти лет, но не превышающей в целом 1 000 000 руб. С ос-
тальной суммы дохода, полученного от продажи квартиры, уплачивается налог на доходы по ставке 13%. При продаже квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика пять лет и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной им при продаже указанного квартиры.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Следует ли физическому лицу декларировать доходы от продажи имущества в случае, если сумма полученного дохода не превышает 125 000 руб. ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 Н К РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125 000 руб.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с указанной статьей производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности. При этом налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228,
обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3 ст. 228 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 227 и 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, физическое лицо обязано представить декларацию о полученных от продажи имущества доходах по месту своего учета в срок не позднее 30 апреля вне зависимости от того, имеет оно право на получение имущественного налогового вычета или нет.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 N9 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Имеются ли льготы при налогообложении доходов, полученных от сдачи внаем жилого помещения, для лиц пенсионного возраста?
Ответ. В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей гл. 23 к доходам от источников в РФ относятся также и доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ.
Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
При этом для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23.
Таким образом, исходя из положений указанных статей НК РФ налогообложение доходов, полученных от сдачи внаем жилого помещения, производится по ставке 13%. При этом налоговая база
для исчисления налога на доходы физических лиц может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ. Других вычетов, а также льгот при налогообложении доходов, полученных от сдачи внаем жилого помещения, в том числе и для лиц пенсионного возраста, налоговым законодательством не предусмотрено.
E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Являются ли объектом налогообложения по единому социальному налогу выплаты в денежной и натуральной форме (материальная помощь, премирование к юбилейным датам, оплата экскурсий, культурно-массовых мероприятий и т.д.) членам профсоюза, не состоящим с ним в трудовых отношениях?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ в объект налогообложения по единому социальному налогу включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии что данные выплаты в денежной и натуральной формах производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год.
В Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344, даны разъяснения о том, что норма, указанная в подп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса, подлежит применению по отношению только к тем членам профсоюзной организации, которые связаны с ней договорными отношениями и получают выплаты как члены профсоюза, так как
исходя из содержания ст. 236 Кодекса выплаты, производимые в пользу лиц - членов профсоюза, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, производимые в том числе за счет членских профсоюзных взносов профсоюзной организации, не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
На выплаты, производимые за счет членских взносов членам профсоюзной организации, не состоящим с ней в трудовых отношениях, ограничение в размере 10 000 руб., установленное подп. 13 п. 1 ст. 238 Кодекса, не распространяется.
Таким образом, выплаты членам профсоюза, не состоящим в трудовых отношениях с профсоюзной организацией, в денежной и натуральной форме (в виде материальной помоши, премирования к юбилейным датам, организации и оплаты экскурсий, билетов на зрелищные и культурно-массовые мероприятия, подарков и др.) не подлежат обложению единым социальным налогом независимо от источника выплат.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05/344 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Облагается ли единым социальным налогом ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет?
Ответ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам, не подлежат обложению единым социальным налогом.
Статьей 15 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 28.12.2001
N9 181-ФЗ) установлены размеры ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в размере 500 руб., которые выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования РФ и на основании подп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не должны облагаться единым социальным налогом.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 N9 81-ФЗ (ред. от 25.07.2002)
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ» (принят ГД ФС РФ 26.04.95)
Вопрос. Будет ли начисляться единый социальный налог на нижеперечисленные суммы, выплачиваемые из средств Фонда социального страхования: оплата санаторно-курортного лечения, единовременное пособие при рождении ребенка, социальное пособие на погребение, ежемесячное пособие по уходу за детьми до полутора лет, оплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), оплата проезда к месту лечения и обратно, оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет?
Ответ. На основании подп. 1 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на санаторно-курортное лечение, оплата путевок на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение и дру-
гие являются видами обязательного страхового обеспечения граждан.
Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, где страховщиками являются организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. На основании постановления Правительства РФ от 12.02.94 № 101 страховщиком по названным выше видам страхового обеспечения является Фонд социального страхования РФ. Данный Фонд управляет средствами государственного социального страхования, поступившими от налогоплательщиков в виде платежей по единому социальному налогу, ассигнований из федерального бюджета и других поступлений.
Выплаты указанных пособий работникам производятся за счет средств Фонда социального страхования в порядке и на условиях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 19.05.95 N9 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N9 5487-1 (с изменениями от 02.03.98, 20.12.99, 02.12.2000), Федеральным законом от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», постановлением Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от 04.04.2000 N9 26/34 «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ (утв. постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 N9 11), Инструкцией о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования (утв. постановлением ФСС РФ от 06.08.97 № 64).
Таким образом, перечисленные в вопросе виды выплат за счет средств Фонда социального страхования не подлежат обложению единым социальным налогом.
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 09.02.2001 № 11
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002) ,
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000 (ред. от 15.04.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ОПЛАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ В МЕСЯЦ ОДНОМУ ИЗ РАБОТАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ (ОПЕКУНУ, ПОПЕЧИТЕЛЮ) ДЛЯ УХОДА ЗА ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ» (вместе с РАЗЪЯСНЕНИЕМ Минтруда РФ № 3, ФСС РФ № 02-18/05-2256 от 04.04.2000)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2000 № 2238) .
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.07.99 № 165-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ» (принят ГД ФС РФ 09.06.99)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 06.08.97 № 64 (ред. от 16.02.2001)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ВЫДАЧИ И УЧЕТА ПУТЕВОК НА САНАТОР-НО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ И ОТДЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.96 N9 8-ФЗ (ред. от 10.01.2003)
«О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ» (принят ГД ФС РФ 08.12.95)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 № 81-ФЗ (ред. от 25.07.2002)
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ» (принят ГД ФС РФ 26.04.95)
«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН»
(утв. ВС РФ 22.07.93 № 5487-1) (ред. от 27.02.2003)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.02.94 № 101
(ред. от 19.07.2002)
«О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Подлежат ли налогообложению взносы, перечисленные организацией в соответствии с договором о негосударственном пенсионном страховании в негосударственный пенсионный фонд?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков - работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Пунктом 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 Кодекса, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога в случае, если они отнесены:
к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
к выплатам, не подлежащим обложению единым социальным налогом на основании норм ст. 238 Кодекса.
При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса.
Пунктом 7 ст. 270 гл. 25 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу
на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 Кодекса.
Согласно п. 16 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.
В соответствии с Законами от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и от 07.05.98 N9 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договоры по негосударственному пенсионному страхованию (обеспечению) застрахованных работников, заключенные между организацией-работодателем и негосударственным пенсионным фондом, можно считать одной из разновидностей договором добровольного страхования.
На основании подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса к суммам, не подлежащим обложению единым социальным налогом, относятся суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, а также суммы страховых платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Взносы в негосударственный пенсионный фонд не соответствуют критериям вышеуказанной статьи, поэтому не могут на ее основании быть выведены из объекта налогообложения по единому социальному налогу.
Таким образом, сумма страховых взносов (платежей), выплачиваемая организацией по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников, отнесенная к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (в пределах 12% от суммы расходов на оплату труда), на основании п. I ст. 237 Кодекса должна учитываться при расчете налоговой базы по единому социальному налогу. Часть страховых взносов, включенная в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, на основании п. 3 ст. 236 Кодекса единым социальным налогам облагаться не должна.
При обложении единым социальным налогом
следует учесть, что Кодекс не связывает процесс начисления налога с реализацией потенциального права физического лица на пенсионное обеспечение за счет страховых взносов, перечисленных работодателем в негосударственный пенсионный фонд.
Кроме того, следует учесть, что в соответствии с Требованиями к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.12.99 N9 1385), пенсионная схема фонда должна определять условия негосударственного пенсионного обеспечения и служить основой для заключения фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда договора о негосударственном пенсионном обеспечении.
Следовательно, вне зависимости от пенсионной схемы (солидарные счета или именные), применяемой при негосударственном пенсионном страховании, страховые взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны начисляться отдельно по каждому физическому лицу - участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются. При этом вопросы организации учета страховых взносов отдельно по каждому работнику - участнику фонда должны решаться между организацией-вкладчиком, перечисляющей взносы в пользу работников, и негосударственным пенсионным фондом.
В соответствии со ст. 242 Кодекса дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных денежных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты). Таким образом, день перечисления взноса в негосударственный пенсионный фонд можно определить как день начисления организацией выплат в пользу конкретных застрахованных работников.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.12.99 № 1385
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПЕНСИОННЫМ СХЕМАМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫМ ДЛЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.98 № 75-ФЗ (ред. от 10.01.2003)
«О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ»
(принят ГД ФС РФ 08.04.98)
ЗАКОН РФ от 27.11.92 № 4015-1 (ред. от 25.04.2002)
«ОБ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАХОВОГО ДЕЛА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002)
Вопрос. Подлежат ли включению в налоговую базу по единому социальному налогу выплаты для оплаты лечения работника и членов его семьи, если они не отнесены налогоплательщиками - организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль?
Ответ. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ установлено,'что объектом налогообложения при исчислении единого социального налога для организаций-налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 Кодекса определено, что указанные в п. 1 этой же статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Из вышеизложенного следует, что выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и отнесенные к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, не подлежат обложению единым социальным налогом для налогоплательщиков, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций, в части ее формирования).
При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
Таким образом, к выплатам и вознаграждениям, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, могут относиться только выплаты и вознаграждения, определенные ст. 270 Кодекса и частично ст. 264 Кодекса.
Следовательно, сумма оплаты лечения работника или члена его семьи, отнесенная к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, не подлежит обложению единым социальным налогом.
Л.В. КОНСТАНТИНОВА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Облагаются ли земельным налогом площади земельных участков, занятых санитар-но-защитными зонами объектов, техническими и другими зонами? Если да, то по каким ставкам облагается площадь таких земельных участков, предоставленных организации, находящейся на территории города, и как отразить ее в налоговой декларации?
Ответ. В соответствии со ст. 88 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в п. 1 данной статьи Кодекса земель.
Согласно ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Таким образом, площади земельных участков, занятых санитарно-защитными, техническими и другими зонами, облагаются земельным налогом в общеустановленном порядке.
При заполнении налоговой декларации по земельному налогу организация указывает площади земельных участков, в том числе занятых санитарно-защитными зонами объектов, технически-
ми и другими зонами, в Приложении А налоговой декларации, если указанные земельные участки этой организации находятся на территории города.
Налог взимается с организации за земли, занятые санитарно-защитными зонами объектов, техническими и другими зонами, по ставкам, устанавливаемым для городских земель согласно ст. 7 и 8 Закона РФ «О плате за землю», с учетом соответствующих коэффициентов индексации.
Ссылки на нормативные акты:
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 1Э6-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
ПРИКАЗ МНС РФ от 12.04.2002 № БГ-3-21/197 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ МНС РОССИИ ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 2000 ГОДА № 56 «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
(вместе с «ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ № 2 ...»)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.05.2002 N9 3453)
за площадь сверх нормы отвода налог исчисляется в двойном размере.
Например, земельный участок животноводческого кооператива (кооператив состоит из 20 членов) находится на территории рабочего поселка и занимает площадь 800 м2. Каждый член этого кооператива имеет земельный участок в размере 40 м2. Предельный размер земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения животноводства, установлен законом субъекта РФ и составляет 35 м2. Таким образом, у кооператива имеется превышение площади на 100 м2 (800 м2 - (35 м2 х 20 чел.). Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в 2003 году в размере 25,92 коп. за один квадратный метр.
Кооператив как юридическое лицо уплатит земельный налог за 2003 год в следующем размере:
700 м2 х 25,92 коп./м2 = 18 144 коп. = 181,44 руб.;
100 м2 х51,84 коп./м2 = 5 184 коп. = 51,84 руб.;
181,44 руб. + 51,84 руб. = 233,28 руб.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
Вопрос. Каким образом взимается земельный налог за часть площади земельных участков, находящихся на территориях городов и поселков, сверх установленных норм их отвода?
Ответ. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О плате за землю» налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Частью 4 ст. 8 Закона установлено, что налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках) взимается в двукратном размере.
Таким образом, в случае если площадь земельного участка конкретного налогоплательщика находится в пределах нормы отвода, то налог исчисляется по ставкам, установленным для данной градостроительной зонь города (поселка).
Если площадь земельного участка конкретного налогоплательщика превышает норму отвода, то
Вопрос. Как исчисляется земельный налог в случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому?
Ответ. Согласно п. 9 Инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» в случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.
Например, сумма земельного налога за земельный участок организации, находящийся на территории города, составляет 12 000 руб. в расчете на год. Другая организация приобрела этот земель-
ный участок у первой организации с 10 июля текущего года.
Значит, первая организация должна уплатить налог за 7 месяцев текущего года в сумме: 12 ООО руб. : 12 х 7 = 7 ООО руб.
Организация, которая приобрела земельный участок с 10 июля текущего года, должна уплатить налог за 5 месяцев в сумме: 12 ООО руб. : 12 х 5 = 5 ООО руб.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 06.03.2000 № АП-3-04/90 (ред. от 12.04.2002)
«ОБ ОТМЕНЕ ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 17.04.95 № 29 «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 21.02.2000 № 56)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.04.2000 N9 2183)
Вопрос. Можно ли расчет земельного налога вести исходя из средних ставок налога, определенных на основе Закона РФ «О плате за землю» и законов субъектов Российской Федерации об этом налоге, но без учета дифференциации ставок, проводимой органами местного самоуправления? Какими положениями Земельного кодекса РФ регулируется деление земель поселений на территориальные зоны?
Ответ. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» налог за городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (табл. 1, 2, 3) к Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Частью 2 ст. 8 Закона определено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных единиц делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Таким образом, при расчете налога за городские (поселковые) земли следует исходить из средних ставок земельного налога, установленных Законом РФ «О плате за землю», законами субъектов РФ об этом налоге, и учитывать дифференциацию средних ставок, проводимую органами местного самоуправления городов и поселков.
Ссылки на нормативные акты:
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 № 136-Ф3 (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
Вопрос. Организация, имеющая жилищный фонд, сдает часть фонда в аренду. Кто уплачивает земельный налог за земли, занятые сданным в аренду жилищным фондом, и каков в этом случае порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу?
Ответ. В соответствии с п. 35 Инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» за земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.
Согласно Инструкции по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, утвержденной приказом МНС России от 02.09.2002 № БГ-3-23/470, налоговая декларация по земельному налогу представляется плательщиками земельного налога в налоговые органы по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Организация, имея в собственности земельные участки, выделенные под жилищный фонд, сдавая часть их в аренду, является плательщиком земельного налога за все объекты налогообложения, в том числе и за земельные участки, сданные в аренду.
В связи с этим данная организация должна представить в налоговые органы одну налоговую декларацию по земельному налогу за все объекты налогообложения, находящиеся на территории одного муниципального образования. При этом на каждый объект налогообложения, включая и сданную в аренду часть земельного участка, заполняется отдельный лист соответствующего приложения.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 02.09.2002 № БГ-3-23/470 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.10.2002 N9 3842)
ПРИКАЗ МНС РФ от 06.03.2000 № АП-3-04/90 (ред. от 12.04.2002)
«ОБ ОТМЕНЕ ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 17.04.95 № 29 «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 21.02.2000 № 56)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.04.2000 № 2183)
Вопрос. Может ли в договоре аренды на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, устанавливаться нулевой размер арендной платы за землю?
Ответ. В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О плате за землю» размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата за землю может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
В связи с тем что органы исполнительной власти, согласно законодательству, устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов, в их компетенции находится установление любого размера арендной платы за указанные земли.
Таким образом, органы исполнительной власти за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут устанавливать нулевой размер арендной платы или плату в размере 1 руб., что практически означает нулевой размер арендной платы.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ» •
Вопрос. Уплачивается ли земельный налог организациями, полностью освобожденными от уплаты налога в соответствии с Законом РФ «О плате за землю» и сдающими в аренду отдельные помещения в зданиях или сооружениях?
Ответ. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно ч. 4 п. 23 ст. 12 Закона с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Статьей 652 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Таким образом, законодательством предусмотрено взимание земельного налога с земельных участков, а не за площади, приходящиеся на долю отдельных помещений в зданиях и строениях.
Что касается сдаваемых юридическими лицами, освобожденными от уплаты земельного нало-.га, в аренду отдельных помещений в зданиях и строениях, то Законом РФ «О плате за землю» также не предусмотрено взимание налога за земли, приходящиеся на долю этих помещений в общей площади зданий и строений.
Р.Г. ГАББАСОВ Советник налоговой службы I ранга Н.В. ГОЛУБЕВА Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Организация, занимающаяся проведением культурно-массовых мероприятий, заключает договор с продюсерским центром на участие в предстоящем концерте артистов, интересы которых представляет упомянутый центр. В соответствии с договором организатор концерта, помимо предусмотренного договором вознаграждения, обязуется оплатить проезд, питание и проживание артистов. Все денежные суммы по договору (включая возмещение расходов артистов) перечисляются непосредственно на расчетный счет продюсерского центра.
Учитываются ли затраты организации на возмещение расходов артистов на проезд, питание и проживание в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль? Следует ли исчислять НДФЛ, ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм возмещения?
Ответ. Пунктом I ст. 252 НК РФ определено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Поскольку в рассматриваемом случае затраты организации по оплате дороги, питания и проживания артистов продюсерского центра возникли в связи с осуществлением уставного вида деятельности по проведению концерта и выполнением ею своих договорных обязательств перед центром, их экономическая оправданность, на наш взгляд, очевидна.
В том случае, если данные затраты подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (например, проездными билетами, счетами гостиниц и организаций общественного питания и т.п.), то для целей налогообложения прибыли они учитываются на общих основаниях.
При этом объект налогообложения по НДФЛ, ЕСН, а равно объект для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленной ситуации не возникает, поскольку все выплаты осуществляются не в пользу артистов - физических лиц, с которыми организация никакими договорными отношениями не связана, но непосредственно в пользу продюсерского центра (пп. 1, 2 ст. 226, п. 1 ст. 236 НК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
С.В. СУПОТНИЦКИЙ
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001
№ 167-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Относится ли на себестоимость, учитываемую для целей налогообложения прибыли, оплата услуг сторонней организации за бронирование авиабилетов для командировки сотрудника?
Ответ. Прежде всего, необходимо отметить следующее. С 01.01.2002 вступила в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, установившая порядок налогообложения прибыли организаций. В связи с этим понятие «себестоимость продукции» для целей налогообложения более не используется, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль организации, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Следовательно, после 01.01.2002 организации для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль необходимо определять совокупную величину произведенных в текущем отчетном (налоговом) периоде расходов, а не себестоимость произведенной продукции, как это было ранее.
Согласно под п. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за предоставленные сторонними организациями услуги включаются в состав прочих расходов орга-
низации, учитывающихся при налогообложении прибыли, без каких-либо ограничений.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № Ц7-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. Организация приобретает декоративные комнатные растения и средства по уходу за ними для озеленения своих производственных помещений, оборудованных компьютерной и оргтехникой.
Вправе ли организация учесть данные затраты в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
На наш взгляд, расходы, упомянутые в вопросе пользователя, ни прямо, ни косвенно с извлечением организацией доходов не связаны и, как следствие, в расчете налоговой базы по налогу на прибыль эти расходы не участвуют.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)
Вопрос. В соответствии с действующим законодательством квитанция к приходному кассо-
вому ордеру (форма № КО-1), помимо прочего, должна быть заверена печатью (штампом) кассира. Существует ли обязательная для применения форма данной печати (штампа) и каким федеральным нормативным актом она установлена?
Ответ. Действительно, в соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 (ред. от 03.05.2000), квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира.
Однако в настоящее время ни один из существующих документов, касающихся регламентирования ведения кассовых операций на территории России, не содержит детального описания печати (штампа) кассира (см., например, Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный письмом ЦБ РФ от 04.10.93 N9 18 (ред. от 26.02.96), и в частности п. 13 данного документа).
Обычно правила оформления печатей (штампов) организаций утверждаются нормативными актами на уровне субъекта РФ либо актами органов местного самоуправления.
Например, на территории г. Москвы в настоящее время применяются Временные правила изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов, утвержденные распоряжением мэра от 25.08.98 № 843-РМ (ред. от 31.01.2001), согласно п. 1 которых печать - это вырезанная на твердом предмете матрица для проставления оттисков круглой или треугольной формы в целях засвидетельствования, удостоверения чего-либо, а штамп - вид печати прямоугольной формы. В п. 4 Временных правил приведены допустимые размеры печатей и штампов.
Печать (штамп) должна содержать следующие обязательные реквизиты (п. 6.1 Временных правил):
- полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-право-вой формы;
- местонахождение;
- основной государственный регистрационный номер организации;
- номер городского реестра печатей.
При этом согласно п. 6.2 Временных правил организации могут иметь печати (штампы) своих структурных подразделений, в этом случае, помимо основных реквизитов, на печати (штампе) делается дополнительная надпись, например «Для справок».
До изготовления эскиз печати (штампа) в обязательном порядке должен быть утвержден в Московской регистрационной палате (пп. 1.1, 2.1
Положения по ведению городского реестра печатей, утвержденного приказом Московской регистрационной палаты от 05.03.2003 N° 27).
Таким образом, поскольку на федеральном уровне заданный вопрос не урегулирован, организация вправе самостоятельно разработать эскиз печати (штампа) кассира, руководствуясь положениями соответствующего регионального (местного) нормативного акта, и утвердить, если это требуется, эскиз в уполномоченном на то органе субъекта РФ (органе местного самоуправления).
Если же по каким-либо причинам организация решит дополнительную печать не изготавливать, то согласно сложившейся практике оформления кассовых документов в качестве печати (штампа) кассира обычно используется основная печать организации.
А.И. ДЫБОВ
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88
(ред. от 03.05.2000)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПО УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ»
ПИСЬМО ЦБ РФ от 04.10.93 N° 18 (ред. от 26.02.96)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(вместе с «ПОРЯДКОМ ...», утв. ЦБ РФ 22.09.93 N° 40)