ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Главной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора РФ по краю предоставлено право выносить постановления об административных правонарушениях в области строительства.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоЛП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. На основании Бюджетного кодекса РФ сто процентов штрафа подлежит зачислению в местные бюджеты.
Согласно ч. 4 ст. 32.2 КоЛП РФ при неуплате административного штрафа в срок копия постановления о наложении штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление о наложении штрафа в отношении юридического лица, в банк или в другую кредитную организацию для взыскания суммы штрафа.
Глава 12 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного 03.10.2002 № 2-П, устанавливает требование, по которому списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке производится на основании инкассового поручения.
Просим разъяснить порядок выставления и направления в банк должника инкассовых поручений, учитывая, что финансирование указанной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора РФ осуществляется через управление федерального казначейства по краю, а получатели штрафов - отделения федерального казначейства городов и районов края.
Ответ*
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28 апреля 2003 г. № 04-01-10/2
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу оформления инкассовых поручений в случае взыскания административных штрафов и по согласованию с Банком России сообщает следующее.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях в строительстве органами государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии со ст. ст. 9.4, 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ может быть вынесено постановление о наложении административного штрафа.
Исходя из ст. 32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неуплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, копия указанного постановления не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки платежа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление в отношении юридического лица, в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительным производстве» относятся к исполнительным документам.
Порядок взыскания денежных средств со счетов в банках на основании исполнительных документов установлен Положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и предусматривает представление в обслуживающий должника банк инкассового поручения с приложением исполнительного документа.
Следует учесть, что сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, взыскание административного штрафа производится не на счета взыскателей, а в пользу третьих лиц. Кроме того, взыскателями могут быть лица, не имеющие счетов в банках.
Вместе с тем Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П распространяется на взыскате-
лей, имеющих счета в банках и являющихся фактическими получателями взыскиваемых средств, и предусматривает предъявление взыскателем инкассового поручения (с приложенным исполнительным документом в случае взыскания денежных средств по исполнительному документу) через обслуживающий банк в соответствии со ст. 874 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая, что Главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора РФ по краю обслуживается в управлении федерального казначейства по краю, а не в банке и производит взыскание административных штрафов в местные бюджеты, к ней не могут в полной мере применяться нормы Положения Банка России от 03.10.2002 № 2-П, в том числе в части представления карточки с образцами подписей и оттиска печати в обслуживающий банк, порядка представления инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами к счету должника через банк, обслуживающий взыскателя, и другие нормы, предусматривающие участие в расчетной операции указанного банка.
Однако банки обязаны принимать от взыскателей оформленные в установленном порядке инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами на взыскание административного штрафа в случаях, предусмотренных законодательством, предъявленные непосредственно к счету плательщика.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П) (ред. от 03.03.2003)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 № 4068)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 № 195-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
от 31.07.98 № 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.98)
(ред. от 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002)
(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97
№ 119-ФЗ
(ред. от 10.01.2003)
«ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» (принят ГД ФС РФ 04.06.97)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)
Вопрос. Организация в своей производственной деятельности использует рационализаторские предложения своих работников - рационализаторов и сторонних рационализаторов в целях улучшения технологических процессов, качества продукции, производительности труда и т.д.
В соответствии с Информационным письмом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 10.12.97№ 1 «О порядке выплаты вознаграждения за использование изобретений, промышленных образцов9 полезных моделей и рационализаторских предложений» организация разработала и утвердила приказом генерального директора Положение об объектах промышленной собственности, где предусмотрена выплата авторского вознаграждения рационализаторам (своим и сторонним).
Просим дать разъяснения по налогообложению данных вознаграждений.
1. Начисляется ли ЕСН на данные вознаграждения своим работникам, сторонним рационализаторам?
2. Начисляются ли страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
3. Начисляется ли налог на доходы физических лиц?
4. Каким видом расходов является данное вознаграждение в целях применения гл. 25 НК РФ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 16 июня 2003 г. № 04-04-04/63
Департамент налоговой политики рассмотрел вопросы, поднятые в письме о порядке применения отдельных положений налогового законодательства РФ, и сообщает следующее.
1. Исходя из положений п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу (далее -ЕСН) признаются выплаты и вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Поэтому если выплата вознаграждения рационализаторам предусмотрена трудовыми договорами со своими работниками, а отношения со сторонними рационализаторами оформлены авторскими договорами, то указанные выплаты являются объектом налогообложения по ЕСН.
2. Вопрос о начислении на вышеуказанные вознаграждения страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относится к компетенции Фонда социального страхования РФ.
3. На основании положений подп. 6 и 10 п. 1 ст. 208 Кодекса суммы упомянутых вознаграждений являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
4. В расходы налогоплательщика на оплату ' труда в соответствии со ст. 255 Кодекса включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Расходы по уплате авторских вознаграждений носят характер, аналогичный упомянутым в п. 21 ст. 255 гл. 25 Кодекса.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Какие меры принимает налоговый орган при неуплате организацией указанного в постановлении административного штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины?
Ответ. Согласно п. 4 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при неуплате административного штрафа в срок копия постановления о наложении административного штрафа направляется налоговым органом, вынесшим постановление в отношении юридического лица,
в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
СВ. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 № 195-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. Предоставляется ли социальный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов на приобретение медицинского оборудования, необходимого для проведения операции в медицинском учреждении, оплаченного не в этом медицинском учреждении, а в другой организации?
Ответ. Социальный налоговый вычет, предусмотренный подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, предоставляется по суммам, уплаченным налогоплательщиком за услуги по лечению в медицинских учреждениях РФ в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 000 руб., а по дорогостоящим видам лечения сумма налогового вычета принимается без ограничений. Перечень дорогостоящих видов лечения, расходы по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.
При проведении дорогостоящего лечения медицинским учреждением в случае, когда физическое лицо приобретает необходимые для хирургического вмешательства материалы в учреждениях, не имеющих соответствующих лицензий, из-за того, что медицинское учреждение не располагает необходимыми материалами для проведения операции, налоговый орган вправе предоставить социальный налоговый вычет в сумме, израсходованной на приобретение таких материалов.
Т В. БОГДАНОВА Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.03.2001 № 201
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ МЕДИ-
цинеких УСЛУГ И ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ ЛЕЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, СУММЫ ОПЛАТЫ КОТОРЫХ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 137, 138, 139 Налогового кодекса РФ, направил в вышестоящий налоговый орган жалобу на акт налогового органа, действия (без-действие) должностного лица налогового органа. В какой срок согласно положениям ст. 140 НК РФ должна быть рассмотрена такая жалоба и принято решение?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 140 Налогового кодекса РФ жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
Пункт 3 ст. 140 Кодекса устанавливает, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Таким образом, процедура по рассмотрению вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) жалоб налогоплательщиков включает следующие стадии: рассмотрение жалобы, принятие решения по ней и доведение принятого решения до сведения налогоплательщика и составляет в общей сложности два месяца и три дня со дня получения жалобы.
О.Ю.ЛЕЖНЕВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Учитываются ли для целей налогообложения прибыли расходы по приобретению горюче-смазочных материалов для служебного автотранспорта?
Ответ. В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) с 1 января 2002 г. расходы на содержание всех видов служебного транспорта в целях налогообложения признаются в полном объеме при соответствии таких затрат критериям, предусмотренным в ст. 252 Кодекса.
При этом согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса в состав прочих расходов включаются расходы на содержание служебного автотранспорта.
Нормирование данных расходов гл. 25 Кодекса не предусмотрено, в том числе это касается и расходов по приобретению горюче-смазочных материалов.
В то же время при признании расходов организациям следует учитывать, что ст. 252 Кодекса предусматривается включение в состав расходов, учитываемых для налогообложения прибыли, обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, для обоснования расходов на приобретение горюче-смазочных материалов налогоплательщику необходимо руководствоваться нормами, заявленными в технической документации к соответствующему оборудованию.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. В соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «Оразмере компенсационных выплат отдельным категориям граждан* установлены ежемесячные компенсационные выплаты работницам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в размере 50 руб. При этом согласно п. 20 Порядка, утвержденного постановлением Прави-
тельства РФ от 03.11.94 № 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям гражданежемесячные компенсационные выплаты матерям, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Учитываются ли данные затраты в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?
Ответ. В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс) установлено, что по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.
При этом ст. 423 Трудового кодекса определено, что изданные до введения в действие Трудового кодекса нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (в ред. от 08.02.2001) женщины, состоящие в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, имеют право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб.
Порядок назначения и выплаты таких ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1206. Каких-либо иных пособий, размер которых требует специального расчета, для указанных категорий граждан законодательством РФ о социальном обеспечении не предусмотрено.
Пунктом 20 вышеназванного Порядка определено, что ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организаци-онно-правовых форм.
В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
На основании вышеизложенного расходы, связанные с ежемесячными компенсационными выплатами, организация вправе включить в состав расходов на оплату труда, учитываемых в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.11.94 № 1206
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»
УКАЗ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 (ред. от 08.02.2001)
«О РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Учитываются ли для целей налогообложения прибыли с 01.01.2002 нормы естественной убыли и технологические потери при производстве и (или) транспортировке в соответствии со ст. 254 Налогового кодекса РФ?
Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Пра-
вительством РФ, а также технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 установлен порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке то-варно-материальных ценностей.
В связи с тем что до настоящего времени нормы естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей не разработаны и не утверждены, подобные потери для целей налогообложения прибыли не учитываются.
К естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации и повреждением тары.
Технологические потери при производстве и (или) транспортировке товарно-материальных ценностей обусловлены технологическими особенностями производственного цикла и процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемых сырья и материалов. Размер технологических потерь может быть рассчитан и нормативно установлен исходя из технических условий производства в отдельных отраслях народного хозяйства.
Натуральные показатели, характеризующие технологические потери, возникающие при ведении конкретного технологического процесса, должны быть обоснованы и документально подтверждены (должны быть зафиксированы, например, в технологических картах). При этом технологические потери учитываются в уменьшение налоговой базы в составе оценки стоимости материальных расходов, переданных в производство.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.11.2002 № 814
«О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ПРИ ХРАНЕНИИ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ ТОВАРНО-МАТЕРИ-АЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
♦НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Следует ли расходы, связанные с приобретением прав на использование программ для ЭВМ, в случае, если условиями договора срок использования не установлен, признавать в полном
объеме в том отчетном периоде, когда приобретено указанное право, либо признавать равномерно в течение срока использования программы в соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ? Имеет ли право налогоплательщик самостоятельно установить срок использования программы?
Ответ. Перечень объектов, квалифицируемых в качестве нематериальных активов, установлен п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). Он не содержит объекты полученных неисключительных имущественных прав на программное обеспечение.
Подпунктом 26 п. 1 ст. 264 Кодекса предусмотрен единовременный учет в уменьшение налоговой базы расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а также расходов на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
Если по условиям договора установлен срок полезного использования программ для ЭВМ, то косвенные расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы в течение этих периодов.
В случае если из условий договора нельзя определить срок полезного использования программ для ЭВМ, к которому относятся произведенные расходы, то такие расходы признаются таковыми в момент их возникновения согласно нормам ст. 272 Кодекса.
Следует отметить, что гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса не предоставляет право налогоплательщикам самостоятельно определять сроки списания осуществленных им расходов.
A.B. ФОМИНА Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Каков порядок списания денежных средств по платежным документам для перечисления платежей в бюджет с расчетного счета налогоплательщика в сгучае их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к клиенту требований?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Согласно п. 6 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.
Пунктом 2 ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания денежных средств при их недостаточности на счете для удовлетворения всех предъявленных к клиенту требований. При этом списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди, производится в четвертую очередь. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Таким образом, списание денежных средств по платежным документам для перечисления платежей в бюджет с расчетного счета налогоплательщика в случае их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к клиенту требований осуществляется в четвертую очередь в соответствии с п. 2 ст. 855 ГК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)
Вопрос. Какие обстоятельства являются исключающими привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения?
Ответ. В соответствии со ст. 109 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события налогового правонарушения;
отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. При этом налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. п. 2 и 3 указанной статьи);
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста. Согласно п. 2 ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Существует ли порядок по предоставлению налогоплательщикам разъяснений налоговых органов по применению законодательства о налогах и сборах?
Ответ. Порядок предоставления информации и письменных разъяснений по вопросам применения законодательства по налогам и сборам регламентируется Положением об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденным приказом МНС России от 05.05.99 № ГБ-3-15/120.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ и указанным Положением налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по месту их учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; письменно разъяснять налогоплательщикам вопросы применения законодательства о налогах и сборах и порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
Согласно п. 3.1 названного Положения налогоплательщик или его уполномоченный представитель имеет право обратиться в налоговый орган с письменным запросом по вопросам применения им законодательства о налогах и сборах и порядка исчисления и уплаты им налогов и сборов.
Днем подачи письменного запроса (в том числе отправленного почтой) считается дата регистрации его налоговым органом (п. 3.2 Положения).
Пунктами 3.3 и 3.4 указанного Положения установлено, что в письменном запросе должна содержаться подробная информация о его предмете. К запросу должны прилагаться все имеющиеся у налогоплательщика документы, относящиеся к запросу, а также материалы, позволяющие идентифицировать предмет запроса. При этом письменный запрос должен быть подписан физическим лицом, руководителем или иным уполномоченным лицом организации с указанием фамилии, имени, отчества (в отношении руководителя или иного уполномоченного лица) и содержать данные, соответственно, о месте жительства (прописки) физического лица или месте нахождения организации. Письменный запрос, не отвечающий указанным требованиям, не рассматривается.
Запрос подлежит рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня его получения. При необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен, но не более чем на месяц. В случае необходимости предоставления дополнительных документов и сведений указанный срок исчисляется со дня получения от налогоплательщика или его уполномоченного представителя, подавшего
запрос, последнего документа, информации или материалов, требуемых для рассмотрения вопроса (п. 3.6 Положения).
Ответ на запрос дается в письменном виде. В качестве письменного ответа рассматриваются также телефонограммы и иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи. Если запрос касается сведений, содержащихся в актах с грифами «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно», «Для служебного пользования», «Не для печати», то ответ предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера. Ответы на письменные запросы налогоплательщиков или их уполномоченных представителей предоставляются бесплатно (п. 3.7 - 3.9 Положения).
Рассмотрение жалоб налогоплательщиков или их уполномоченных представителей осуществляется налоговыми органами в соответствии с НК РФ (п. 3.10 Положения).
Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 05.05.99 № ГБ-3-15/120 <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГОВ И СБОРОВ>
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Начисляется ли ЕСНна выплаты, производимые уволившимся работникам?
Ответ. При ответе на данный вопрос следует разграничивать выплаты, производимые в пользу бывших работников, а именно безвозмездные выплаты, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком договорными отношениями, от выплат, производимых по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических
лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) определено, что указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», введенным в действие с 1 января 2002 г., выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским, либо лицензионным договором, исключены из объекта налогообложения по ЕСН.
Из вышеизложенного следует, что выплаты в пользу бывших работников по трудовым договорам (например, премия по результатам работы за период времени, в котором бывший работник еще состоял в трудовых отношениях с работодателем) являются объектом налогообложения с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ, а другие выплаты, произведенные в пользу бывших работников, не связанные с выполнением работ, оказанием услуг по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, не являются объектом налогообложения по ЕСН.
Ссылки на нормативные акты;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001
№ 198-ФЗ
(ред. от 24.07.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Организация заключила договор с НПФ, деньги переводятся на солидарный счет вкладчика (организации). Физические лица идентифицируются за 30 дней до наступления страхового случая (перед выходом на пенсию). Есть ли база для начисления ЕСН у организации?
Ответ. При рассмотрении вопроса о необходимости начисления единого социального налога на суммы страховых взносов, перечисляемых налогоплательщиками - организациями в негосударственные пенсионные фонды на солидарные счета, следует учитывать, что на основании п. 1 ст. 237 Кодекса суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией-работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, подлежат включению в облагаемую единым социальным налогом базу и начисление ЕСН должно производиться организацией-работодателем в момент перечисления взносов в НПФ.
При этом вышеуказанные пенсионные взносы не подлежат включению в налоговую базу по ЕСН, если они не отнесены у налогоплательщиков - организаций к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде согласно п. 3 ст. 236 Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.
Пунктом 7 ст. 270 Кодекса установлено, что к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, относятся расходы в виде взносов на негосударственное пенси-
онное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 Кодекса.
С учетом изложенного сумма пенсионных взносов, внесенная налогоплательщиком-работодателем по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и отнесенная к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитывается при расчете налоговой базы по единому социальному налогу, а сумма пенсионных взносов, включаемая в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, на основании п. 3 ст. 236 Кодекса не подлежит включению в налоговую базу по единому социальному налогу.
В соответствии с Требованиями к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.12.99 № 1385, пенсионная схема фонда должна определять условия негосударственного пенсионного обеспечения и служить основой для заключения фондом и вкладчиком фонда в пользу участников фонда договора о негосударственном пенсионном обеспечении.
Следовательно, вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при заключении договора о негосударственном пенсионном обеспечении, пенсионные взносы, перечисляемые организаци-ей-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны начисляться отдельно по каждому физическому лицу - участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются. Вопросы организации учета пенсионных взносов отдельно по каждому работнику - участнику фонда должны решаться между организацией-вкладчиком, перечисляющей взносы в пользу работников, и негосударственным пенсионным фондом.
Таким образом, на суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией-работодателем в НПФ по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, начисление ЕСН должно быть произведено организацией-работодателем с учетом положений гл. 25 Кодекса в момент перечисления взносов в негосударственный пенсионный фонд независимо от того, солидарный ли это пенсионный счет организации или это именные пенсионные счета работников.
При этом обращаем внимание на то, что п. 4 ст. 243 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 21.02.2002 № БГ-3-05/91 утверждены
форма и Порядок заполнения Индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета.
С учетом изложенного вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при негосударственном пенсионном страховании, страховые взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны учитываться отдельно по каждому работнику -участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются, и заноситься в его индивидуальную карточку для расчета единого социального налога.
Н.В. КРИКСУНОВА Государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 21.02.2002 № БГ-3-05/91 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТОЧКИ УЧЕТА СУММ НАЧИСЛЕННЫХ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, СУММ НАЧИСЛЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, А ТАКЖЕ СУММ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.12.99 № 1385
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПЕНСИОННЫМ СХЕМАМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫМ ДЛЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Вопрос. Вправе ли заместители руководителей и начальники отделов по учету и регистрации юридических лиц территориальных налоговых органов выносить постановления о наложении административного штрафа, предусмотренного п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 23.61 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных п. 3 ст. 14.25 КоАП,
вправе, в частности, руководители территориальных регистрирующих (налоговых) органов.
Заместители руководителей и начальники отделов территориальных налоговых органов правом вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности не наделены.
H.A. ЗАХАРОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИ-
ях»
от 30.12.2001 № 195-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. Проверка наличия у организации лесорубочных билетов на право заготовки определенного количества древесины выявила отличие в самих формах указанных билетов. Допустимо ли в настоящее время действие разных форм лесорубочных билетов или же лесозаготовитель обязан был переоформить те билеты, форма которых не соответствует новым стандартам?
Ответ. В соответствии со ст. 42 Лесного кодекса РФ формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оформления (выдачи) разрешительных документов на право пользования лесным фондом (см. приказ МПР России от 12.08.2002 № 522), не предусмотрена в обязательном порядке замена лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов с неистекшими сроками действия при внесении каких-либо изменений в формы указанных выше разрешительных документов.
Ссылки на нормативные акты:
«ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.01.97 № 22-ФЗ (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) (принят ГД ФС РФ 22.01.97)
Вопрос. В связи с изменениями и дополнениями в инструкцию МНС России от 21.02.2000 № 56
«По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» налог за земли лесного фонда определяется от суммы платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере минимальных ставок, указанной в лесорубочном билете (ордере) по рубкам главного пользования и прочим рубкам. Указанный налог входит в состав этой платы и указывается в строке «в том числе* лесорубочного билета (ордера).
Подлежит ли уплате налог за земли лесного фонда при проведении рубок промежуточного пользования?
Ответ. Статьей 11 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями) определено, что налог на земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах РФ. При заготовке древесины в порядке рубок промежуточного пользования минимальные ставки уменьшаются:
при прореживании и выборочных санитарных рубках - на 50%;
при других рубках промежуточного пользования - на 30%.
При этом согласно п. 2 указанного постановления Правительства РФ минимальные ставки включают налог на земли лесного фонда.
При отпуске древесины на корню, включая ее заготовку в порядке рубок промежуточного пользования, в разрешительных документах на заготовку древесины согласно приказу МПР России от 12.08.2002 № 522 «Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов» указываются суммы платежей, расчет которых производится по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, а также по конкретным ставкам, установленным органами государственной власти субъекта РФ.
В связи с изложенным при заготовке древесины налог на земли лесного фонда, величина которого составляет пять процентов от суммы лесных податей, рассчитанных исходя их минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, подлежит уплате независимо от вида проводимых рубок.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.02.2001 № 127
«О МИНИМАЛЬНЫХ СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА ДРЕВЕСИНУ, ОТПУСКАЕМУЮ НА КОРНЮ»
ПРИКАЗ МНС РФ от 06.03.2000 № АП-3-04/90 (ред. от 12.04.2002)
«ОБ ОТМЕНЕ ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 17.04.95 № 29 «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 21.02.2000 № 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 № 2183)
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
Вопрос. Предприятие имеет договор и лицензию на водопользование, дающую право на использование водной акватории для производственных и иных целей. Территория предприятия непосредственно граничит с используемым водным объектом. Налоговый орган, ссылаясь на ст. 102 <гЗемли водного фонда* Земельного кодекса РФ, считает, что помимо платы за пользование водными объектами следует также исчислять и земельный налог за соответствующую площадь земли, покрытую водой. Правомерны ли данные требования?
Ответ. В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N9 1 Зб-ФЗ к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
Статьей 10 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями) установлено, что налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
Сам факт пользования водными объектами и наличие лицензии на водопользование не являются основанием для исчисления и уплаты земельного налога за земли водного фонда. Для уплаты земельного налога организация должна быть признана его плательщиком, т.е. собственником, зем-
левладельцем или землепользователем конкретного земельного участка. Признания лица водопользователем какого-либо водного объекта недостаточно для признания его плательщиком земельного налога за земли, занятые соответствующим водным объектом.
В случае же признания водопользователя плательщиком земельного налога за земли, занятые соответствующим водным объектом, налоговая база по указанным земельным участкам определяется на основании документации на данные земельные участки, подтверждающей их площадь.
Ссылки на нормативные акты:
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 № 136-Ф3 (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
Вопрос. При проверке правильности внесения платы за пользование водными объектами по итогам 2002 г. предприятием, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, выяснилось, что часть объема воды была забрана указанным предприятием сверх установленного лимита.
Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» предусмотрено, что предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, применяют более низкие ставки платы за забор воды для технологических нужд и сброса сточных вод. А именно: в размере 30% ставок платы от установленных в Законе.
На практике законами субъектов РФ ставки платы для данной категории водопользователей устанавливаются, как правило, в рублях, а не в процентном отношении к ставкам других водопользователей (не относящихся к категории льготных).
Каким образом следует исчислять плату для указанных выше предприятий при заборе ими воды сверх установленных лимитов: путем умножения установленной для них пониженной ставки платы на коэффициент 5 или же в ином порядке?
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 06.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изменениями и дополнениями) ставки платы в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу
драгоценных металлов, устанавливаются в размере 30% ставок платы, установленных п. 1 указанной статьи.
Уточним, что в данном случае имелось в виду установление пониженной ставки платы в пределах минимальных и максимальных размеров ставок платы, утвержденных указанным выше Федеральным законом.
При этом обращаем внимание на то, что пониженные ставки платы применялись указанной категорией водопользователей при заборе и сбросе воды только в пределах установленных лимитов. И указанное льготное водопользование действовало только до 1 января 2003 г.
Учитывая, что налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом РФ вправе проверять порядок исчисления налогов и сборов за предыдущие три года, рассмотрим на конкретном примере правильность исчисления платы за пользование водными объектами в период действия указанной выше льготы. В приводимом ниже расчете платы использованы ставки платы, действующие в Московской области, с использованием следующих показателей.
Лимит забора установлен организации в объеме 100 000 куб. м.
Организацией фактически забрано за отчетный период 150 000 куб. м.
Соответственно, объем сверхлимитного забора составил 50 000 куб. м.
Ставка платы для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, установлена в размере 55,2 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды. Указанная ставка составляет 30% от ставки платы в размере 184,0 руб., применяемой промышленными, строительными и некоторыми другими организациями, осуществляющими забор воды в пределах установленных лимитов.
Учитывая, что часть объема забранной воды (50 000 куб. м) является сверхлимитной, при исчислении платы за указанный объем организация теряет право использовать льготную ставку (55,2 руб.).
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» при заборе воды сверх установленного лимита ставки платы увеличиваются в пять раз. Таким образом, ставка платы за сверхлимитный забор должна исчисляться умножением «обычной» ставки 184,0 руб. на коэффициент 5.
Расчет платы:
За объем, забранный в пределах лимита: 100 тыс. куб. м х 55,2 = 5520 руб.
За сверхлимитный забор: 50 тыс. куб. м х 184 х 5 = 46 000 руб.
Итого сумма платы: 5520 + 46 000 = 51 520
руб.
Ссылкой на нормативные акты:
*
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.98 № 71-ФЗ
(ред. от 07.08.2001, с изм. от 24.12.2002)
«О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ
ОБЪЕКТАМИ»
(принят ГД ФС РФ 15.04.98)
Вопрос. В чем заключается разница между объектом охраны природы и объектом, используемым для охраны природы? Вопрос связан с разночтениями в понимании этих терминов между налогоплательщиками и налоговыми органами при уменьшении стоимости имущества предприятия, исчисленной для целей налогообложения, на балансовую стоимость объектов, используемых для охраны природы. Просим также разъяснить, допустимо ли применение понятий (терминов, определений) о данных объектах, установленных природоохранным законодательством, при решении вопросов, связанных с налогообложением.
Ответ. Как показала практика, при применении указанной в запросе льготы по налогу на имущество налогоплательщики не различают в ряде случаев понятия «объект охраны природы» и «объект, используемый для охраны природы».
Однако разница в этих понятиях достаточно существенна и определяется законодательством об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Таким образом, под объектом охраны природы понимается конкретный природный объект. Указанные объекты не имеют балансовой стоимости, хотя и могут располагаться на территории, принадлежащей какому-либо юридическому лицу. Соответственно, вопрос о налогообложении имущества юридических лиц в данном случае не ставится в принципе.
Что касается порядка использования тех или иных понятий при решении различных вопросов по налогам и сборам, то необходимо иметь в виду следующее. Статьей 11 Налогового кодекса РФ
предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Данное положение Кодекса в полной мере относится к рассматриваемому случаю.
В.А. ЛЯХОВ Советник налоговой службы РФ
III ранга В В. ПЕТРУНИН Советник налоговой службы РФ
II ранга
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 № 7-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Имеет ли право налоговый орган при предоставлении имущественного налогового вычета в связи со строительством жилого дома требовать у налогоплательщика смету на строительство данного объекта (строительство ведется силами налогоплательщика)?
Ответ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) имущественный налоговый вычет по суммам, направленным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Кроме этого, в соответствии с положениями подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Таким образом, в случае сомнения в количестве материалов, использованных для строительства жилого дома, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика смету на строительство данного объекта в соответствии с приведенными выше положениями НК РФ.
П. П. ГРУЗИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. По какой ставке - 20 или 10% - подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация видеоматериалов учебного и научного назначения образовательным учреждениям?
Ответ. Пунктом 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ определен исчерпывающий перечень товаров, при реализации которых применяется налоговая ставка 10%, которым не предусмотрена вышеназванная продукция. С учетом изложенного при реализации видеоматериалов учебного и научного назначения образовательным учреждениям данные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 20%.
Л.В. ЧУРАЯНЦ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Правомерно ли требование работодателя о возвращении работника из отпуска в связи с производственной необходимостью до истечения его срока?
Ответ. В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ досрочный отзыв из отпуска возможен только с согласия работника. В связи с этим отказ работника от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.92 № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров»).
При этом запрещается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 125 ТК РФ).
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.92 № 16 (ред. от21.11.2000)
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ТРУДОВЫХ СПОРОВ»
Вопрос. Должен ли работодатель предоставить отпуск работнику в возрасте 17 лет по его письменному заявлению, если со дня поступления на работу прошло менее б месяцев?
Ответ. Статьей 122 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что первый ежегодный отпуск работнику может быть предоставлен по истечении шести месяцев непрерывной работы со дня поступления на работу в данную организацию. Если работник обратился с просьбой о предоставлении отпус-
ка до истечения шести месяцев непрерывной работы в данной организации, то работодатель вправе ему отказать. До истечения указанного срока работодатель обязан предоставить отпуск, в частности, женщинам - перед отпуском по беременности и родам, работникам в возрасте до 18 лет, работникам, усыновившим ребенка в возрасте до трех месяцев.
Таким образом, в данном случае работодатель обязан предоставить ежегодный отпуск работнику в возрасте до 18 лет по его письменному заявлению.
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Вопрос. График отпусков составляется на каждый календарный год. Не позднее какого срока необходимо было составить график отпусков на
2003 г.?
Ответ. Статьей 123 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что график отпусков (по унифицированной форме № Т-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 № 26) должен быть составлен не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
Таким образом, на 2003 г. график необходимо было составить не позднее 17 декабря 2002 г. На
2004 г. график нужно составить не позднее 17 декабря 2003 г.
С.С.ЛЫСЕНКО
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
«АЛЬБОМ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ» (формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26)