Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Просим разъяснить порядок налогообложения сумм банковских вкладов, переходящих в порядке наследования, в случаях наличия на эти средства завещательного распоряжения и его отсутствия. Просьба рассмотреть указанные ситуации с учетом гражданского законодательства, действовавшего до и после 1 марта 2002 года.

Существуют ли льготы по налогообложению сумм вкладов, переходящих в порядке наследования, для инвалидов II группы?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 марта 2003 года № 04-04-10/34

В связи с письмом, поступившим из Администрации Президента РФ, по вопросу налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования, Министерство финансов РФ сообщает следующее.

Налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, регулируется Законом РФ от 12.12.91 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон).

Согласно ст. 2 Закона объектом налогообложения являются суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, в случаях, если они переходят к наследникам на общих основаниях и на них выдается свидетельство о праве на наследство.

Льгот при наследовании денежных средств, находящихся во вкладах, по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, для инвалидов II группы вышеназванным Законом не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 1128 части третьей Гражданского кодекса РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ, права на денежные средства, внесенные гражданином во вклад или находящиеся на любом другом счете гражданина в банке, могут быть по усмотрению гражданина завещаны посред-

ством совершения завещательного распоряжения в письменной форме в том филиале банка, в котором находится этот счет. В отношении средств, находящихся на счете, такое завещательное распоряжение имеет силу нотариально удостоверенного завещания.

Согласно Гражданскому кодексу РСФСР от 11.06.64, действовавшему до 1 марта 2002 года, вклады, завещанные посредством завещательного распоряжения, не входили в состав наследственного имущества, свидетельство о праве на наследство на них не выдавалось, и поэтому такие вклады не облагались налогом с имущества, переходящего в порядке наследования.

Однако в случае если вкладчик не делал завещательного распоряжения банку или иному кредитному учреждению о выдаче его вклада наследникам, то в случае смерти вкладчика его вклад переходил к наследникам на общих основаниях, включался в состав наследственного имущества и, соответственно, согласно ст. 2 Закона подлежал обложению налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

С вступлением в силу с 1 марта 2002 года части третьей Гражданского кодекса РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ согласно п. 3 ст. 1128 все права на денежные средства, в отношении которых в банке совершено завещательное распоряжение, входят в состав наследственного имущества и наследуются на общих основаниях в соответствии с правилами ГК РФ. Эти средства выдаются наследникам только на основании свидетельства о праве на наследство и в соответствии с ним, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 1174 ГК РФ, где речь идет о расходах на лечение или погребение.

Поэтому банки и иные кредитные учреждения с 1 марта 2002 года выдают денежные средства, находящиеся во вкладах, согласно завещательному распоряжению на основании свидетельства о праве на наследство.

Одновременно сообщается, что в настоящее время на рассмотрении в Правительстве РФ находится проект федерального закона «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах» (гл. 33 «Налог на наследование или дарение»), который предусматривает исключение из объекта налогообложения денежных средств, находящихся во вкладах в банках и иных кредитных учреждениях.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 12.12.91 № 2020-1 (ред. от 30.12.2001)

«О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)» суг 26.11.2001 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР» (утв. ВС РСФСР 11.06.64) (ред. от 14.05.2001)

Вопрос. В 2001 году при подаче декларации по НДФЛ мне был предоставлен имущественный налоговый вычет, связанный с покупкой квартиры, в размере 600 000 руб. При этом сумма документально подтвержденных расходов, переходящая на 2002 году составила 680 000 руб. Могу ли я при подаче декларации за 2002 год уменьшить налоговую базу на 600 000 руб., учитывая, что уменьшение налоговой базы не превысит установленного НК РФ максимального размера имущественного налогового вычета в конкретном налоговом периоде?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 5 марта 2003 года № 04-04-06/33

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу правильности применения имущественного вычета и сообщает следующее.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по

ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 600 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

Если в налоговом периоде имущественный вычет в сумме, не превышающей 600 000 руб., не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Если в каком-либо налоговом периоде налогоплательщику уже был предоставлен налоговый вычет, предусмотренный подп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, то повторное предоставление налогоплательщику указанного вычета не допускается.

Таким образом, если по доходам, полученным в 2001 году, уже был предоставлен имущественный вычет, связанный с покупкой квартиры, в размере 600 000 руб., то налогоплательщик не может в последующих налоговых периодах повторно воспользоваться вышеуказанным имущественным вычетом.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц процентов по пенсионным вкладам в банках. Возможно ли введение льготы по НДФЛ в отношении указанных доходов или установление более благоприятного для налогоплательщиков - пенсионеров режима налогообложения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 1 апреля 2003 года № 04-04-06/55

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ рассмотрел обращение по вопросу налогообложения пенсионных вкладов и сообщает следующее.

С 1 января 2001 года в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса.

Согласно п. 27 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

С процентных доходов, превышающих три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в течение периода, за который начисляются проценты по рублевым вкладам, налог взимается по ставке 35%.

В настоящее время действует ставка рефинансирования, установленная Банком России в размере 18% годовых, соответственно три четвертых составляют 13,5%. Если выплачиваемая сумма процентов превышает 13,5%, возникает материальная выгода, подлежащая налогообложению по ставке 35%.

Вышеизложенный порядок налогообложения применяется к процентным доходам, полученным с 1 января 2001 года, в том числе и по договорам банковского вклада, заключенным до вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ (до 1 января 2001 года).

Согласно п. 27 ст. 217 Налогового кодекса РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц проценты, получаемые налогоплательщиками по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, если они выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Вместе с тем сообщаем, что установление иного, более благоприятного режима налогообложения процентных доходов по вкладам в банках возможно только после внесения соответствующих изменений в законодательство.

В настоящее время рассматривается вопрос об изменении порядка налогообложения процентных доходов по вкладам в банках, позволяющий устранить создавшуюся проблему.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» суг 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Являются ли объектом налогообложения по ЕСН выплаты, производимые организацией в пользу бывших работников, не состоящих в трудовых отношениях с организацией на дату начисления выплат, после увольнения, смерти, выхода на пенсию в течение одного и того же налогового периода?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 апреля 2003 года № 04-04-04/32

Министерство финансов РФ рассмотрело письмо по вопросу применения гл. 24 «Единый социальный налог» (далее - ЕСН) Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в части налогообложения выплат, производимых физическим лицам, не состоящим в трудовых отношениях с организацией на дату начисления выплат, после увольнения, смерти, выхода на пенсию в течение одного и того же налогового периода, и сообщает следующее.

Выплаты в пользу бывших работников по трудовым договорам (например, премия по результатам работы за период времени, в котором бывший работник еще состоял в трудовых отношениях с работодателем) являются объектом налогообложения по ЕСН с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что выплаты, произведенные в пользу бывших работников, не связанные с выполнением работ, оказанием услуг по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» суг 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Просим дать консультацию по вопросу применения ст. 213 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

/. В соответствии с п. 3 ст. 213 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛучитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, когда:

- страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;

- работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условииу что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2000 руб. в год на одного работника.

При определении налоговой базы по НДФЛ по суммам страховых взносов, внесенных за физических лиц организацией в 2003 году по договорам добровольного страхования, следует ли указанные суммы рассматривать как доход физлиц, подлежащий налогообложению, если физлица не являются ее работниками?

2. Новой редакцией подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса, действующей с 01.01.2003, не решен вопрос о налогообложении сумм страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным в пользу физических лиц на срок менее пяти лет. Правомерно ли на суммы страховых выплат, полученных по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, в случае, когда страхователем является организация, распространять порядок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса?

3. Поскольку подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса порядок исчисления налоговой базы по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, четко не определен, просим разъяснить, как может производиться расчет налоговой базы.

4. Пунктом 4 ст. 213 Кодекса предусмотрено определение дохода налогоплательщика, подлежащего налогообложению, по договору добровольного имущественного страхования при наступлении следующих страховых случаев: гибели, уничтожения или повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц). Следует ли рассматривать как доход физического лица страховую выплату, полученную налогоплательщиком в иных случаях, не установленных п. 4 ст. 213 Кодекса, например таких, как угон или хищение застрахованного имущества?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 апреля 2003 года № 04-04-06/58

Рассмотрев письмо по вопросу применения ст. 213 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»

Налогового кодекса РФ, Министерство финансов РФ сообщает следующее.

Налоговый кодекс РФ (далее - Кодекс) не дает определения термина «работодатель». В связи с этим данный термин, согласно ст. 11 Кодекса, должен применяться в том значении, в каком он используется в трудовом законодательстве. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ работодатель - это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

В пп. 5 и 6 ст. 213 Кодекса используется термин «организации и другие работодатели». Таким образом, действующая редакция ст. 213 Кодекса исходит из того, что любая организация является также работодателем.

В абз. 2 п. 2 ст. 213 Кодекса нет указания на то, что этот абзац распространяется только на работников именно тех работодателей (как организаций, так и физических лиц), которые уплатили за своих работников страховые взносы по добровольному страхованию. Это, по нашему мнению, дает основание полагать, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не должны учитываться суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц независимо от того, являются ли застрахованные физические лица работниками страхователя.

В абз. 3 п. 3 ст. 213 Кодекса указано, что этот абзац распространяется на случаи, когда работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2000 руб. в год на одного работника.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения указанных договоров.

Таким образом, в абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса имеется указание на то, что этот абзац распространяется только на случаи, когда страховые взносы вносятся самими физическими лицами. Оснований для распространения данного порядка на договоры добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенные на срок менее пяти лет, страхователем по которым является органи-

зация и взносы по которым за физических лиц вносятся из средств организаций, нет.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения указанных договоров. Положительная разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

В соответствии со ст. 216 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Следовательно, определение налоговой базы должно осуществляться за каждый календарный год.

При исчислении суммы страховых взносов для определения налоговой базы за каждый календарный год следует учитывать все внесенные физическими лицами за весь срок действия договора страховые взносы.

При исчислении суммы страховых выплат для целей определения налоговой базы за каждый календарный год также следует учитывать все произведенные физическим лицам за весь срок действия договора страховые выплаты.

В подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса речь идет не о суммах страховых взносов, внесенных физическими лицами в течение календарного года или на начало очередного календарного года, а об общей сумме внесенных физическими лицами страховых взносов. В этом же подпункте нет указания на то, что при исчислении суммы страховых выплат для определения налоговой базы за каждый календарный год следует учитывать только те выплаты, которые произведены физическим лицам в течение этого календарного года.

В тех случаях, когда в соответствии с условиями договора страхования в течение срока действия договора страхования страхователь уменьшает страховую сумму, что влечет за собой частичный возврат страховых взносов, уменьшение суммы внесенных физическими лицами страховых взносов для целей налогообложения данным подпунктом не предусмотрено.

Вышеупомянутый подпункт также не предусматривает увеличение суммы страховых выплат на суммы возвращаемых физическим лицам страховых взносов в тех случаях, когда в течение срока действия договора страхования страхователь в соответствии с условиями договора страхования уменьшает страховую сумму, что влечет частичный возврат страховых взносов.

Сумму внесенных физическими лицами за весь срок действия договоров страховых взносов следует увеличить на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения указанных договоров.

Таким образом, действующей редакцией подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса предусмотрено налогообложение в каждом налоговом периоде положительной разницы между суммой внесенных физическими лицами за весь срок действия договоров страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения указанных договоров, и суммой страховых выплат.

Налоговая база, исчисленная в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса, подлежит налогообложению у источника выплаты дохода исходя из налоговой ставки 13%, поскольку иная налоговая ставка не установлена в п. 2 ст. 224 Кодекса.

В п. 4 ст. 213 Кодекса определено, в каких случаях определяется доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, при наступлении страхового случая по договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Однако, по нашему мнению, это положение не распространяется на страховые выплаты в случае угона или хищения застрахованного имущества, поскольку в данном пункте это не предусмотрено.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Каков порядок расчета части суммы ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный бюджету организациями, которые пользуются льготами согласно ст. 239 НК РФ, в связи с тем, что налоговая база по страховым взносам в ПФР у таких организаций превышает налоговую базу по ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму льгот? Применяется ли в данном случае п. 2 ст. 243 НК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 апреля 2003 года N9 04-04-04/36

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл. 24 «Единый социальный налог» (далее - ЕСН) Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в части порядка исчисления ЕСН, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, организациями, перечисленными в ст. 239 Кодекса, и сообщает следующее.

Организации, перечисленные в ст. 239 Кодекса, освобождены от уплаты ЕСН при соблюдении условий, определяемых данной статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 Кодекса. Предоставление льгот, аналогичных налоговым льготам, перечисленным в ст. 239 Кодекса, данным Законом не предусмотрено.

Организации, перечисленные в ст. 239 Кодекса, осуществляют исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от базы, превышающей выплаты, подлежащие налогообложению ЕСН, на сумму налоговых льгот, определяемых ст. 239 Кодекса. База для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ будет больше, чем налогооблагаемая база по ЕСН, подлежащая зачислению в федеральный бюджет.

Для расчета ЕСН, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, ставки ЕСН определяются как 1/2 ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков ст. 241 Кодекса, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога, то есть п. 2 ст. 243 Кодекса для организаций, имеющих налоговые льготы по ЕСН, не применяется.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Согласно ст. 93 НК РФ лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Как в данном случае исчисляется пятидневный срок: исходя из пяти рабочих или календарных дней? Правильно ли мы понимаем, что срок для представления документов исчимяется со следующего дня после получения требования о представлении документов?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 апреля 2003 года N9 04-01-10/2-23

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

При проведении налоговой проверки и истребовании налоговым инспектором финансовых документов организации согласно ст. 93 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан по требованию налогового органа в пятидневный срок представить запрашиваемые документы.

При этом ст. 6.1 Налогового кодекса РФ определено, что установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. Течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после дня, которым определено начало этого срока. При этом не принимается во внимание, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими.

Вместе с тем, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Подлежат ли налогообложению денежные средства, выделяемые органами местного самоуправления приемной семье на содержание приемного ребенка (детей)? Приемная семья - одна из семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 33 Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.96 № 829, приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Документально подтвердить некоторые расходы на детей (расходы, связанные со взносами приемных родителей на ремонт школы, класса, внеклассные мероприятия, карманные расходы детей) не представляется возможным.

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством РФ.

Федеральным законом от 21.12.96 N9 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено возмещение расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо.

Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.96 № 829, установлено, что приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Пунктом 33 названного Положения предусмотрено, что приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Следовательно, денежные средства, выплачиваемые на содержание каждого приемного ребенка приемной семье в порядке и на условиях, определенных ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует рассматривать как иные выплаты, не подлежащие налогообложению на основании положений п. 1 ст. 217 НК РФ. При этом контроль

за целевым расходованием таких средств осуществляют органы опеки и попечительства.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.96 № 159-ФЗ (ред. от 10.01.2003)

«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» (принят ГД ФС РФ 04.12.96)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.96 № 829

«О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ»

Вопрос. Имеет ли право налогоплательщик на получение профессионального налогового вычета при получении денежного вознаграждения по договору личного подряда, заключенному между ним и театром, за производство литературной обработки и постановку спектакля, если условиями договора не предусмотрено возмещение расходов, связанных с выполнением работ?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 221 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ.

В данном случае согласно договору личного подряда исполнитель - физическое лицо получило денежное вознаграждение за постановку театральных спектаклей. При этом заказчик обязуется выплатить исполнителю денежное вознаграждение в установленные договором сроки. Оплата других расходов, связанных с выполнением работ, условиями договора не предусмотрена.

В таком случае налогоплательщик - физическое лицо, выполняющее работы по гражданско - правовому договору по постановке спектаклей, не вправе воспользоваться профессиональным налоговым вычетом, предусмотренным п. 3 ст. 221 Кодекса.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Организация оплачивает обучение своего работника в образовательном учреждении единовременно, а затем на основании письменного заявления удерживает эту сумму из его заработной платы. Имеет ли право налогоплательщик на получение социального налогового вычета, если договор заключен между учебным заведением и сотрудником организации, а удержания из заработной платы производятся на основании заявления сотрудника организации?

Ответ. Социальный налоговый вычет, предусмотренный подп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации с приложением копий платежных документов, подтверждающих внесение денежных средств образовательному учреждению обучающимся налогоплательщиком, то есть одним из оснований для предоставления социального налогового вычета является оплата обучения непосредственно налогоплательщиком за счет его собственных средств.

Следовательно, если бухгалтерией организации по письменному заявлению работника из его заработной платы ежемесячно производится удержание денежных средств в счет оплаты за обучение, что подтверждается первичными бухгалтерскими документами, то он имеет право воспользоваться социальным налоговым вычетом по суммам, направленным на его обучение.

Т.В. БОГДАНОВА Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Две организации заключили договор на аренду нежилого помещения на два года. Арендатор уклоняется от регистрации договора, в связи с чем арендодатель намерен обратиться в арбитражный суд с требованием зарегистрировать договор. Однако арендатор считает, что такое требование арендодателя неприемлемо, объясняя это тем, что данный договор не прошел государственную регистрацию и обращение с данным договором в арбитражный суд будет рассматриваться как принуждение к заключению договора. При этом принудительный порядок заключения договора аренды законом не предусмотрен. Прав ли арендатор в данной ситуации?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Согласно п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда. Утверждение о том, что обращение в суд с таким договором является принудительным заключением договора аренды, неправомерно. Действительно, законом не предусмотрен принудительный порядок заключения договора аренды. Однако из содержания п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса не следует, что он не подлежит применению к сделкам, которые при отсутствии государственной регистрации считаются незаключенными. При этом Гражданский кодекс не устанавливает каких-либо специальных положений для таких сделок. В этой связи организация, заинтересованная в государственной регистрации сделки, вправе на основании п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса предъявить в арбитражный суд требование о регистрации сделки и в том случае, когда в соответствии с законом сделка при отсутствии регистрации считается незаключенной. Таким образом, в рассматриваемой ситуации мнение арендатора ошибочно.

М. ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 10.01.2003)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)

Вопрос. Подлежат ли включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль суммы денежной компенсации, выплаченные работодателем работнику в связи с задержкой заработной платы на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ, если размер такой компенсации определен или не определен Трудовым кодексом?

Ответ. Статьей 236 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.

В то же время в соответствии со ст. 255 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (с последующими изменениями и дополнениями) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Выплаты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ, не связаны с режимом работы или условиями труда, а также с содержанием работника, и, следовательно, указанные выплаты не должны учитываться для целей налогообложения прибыли в качестве расходов на оплату труда. При этом данные выплаты не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов.

О.В. КОРМАЧКОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 ) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Должны ли наследники уплатить задолженность наследодателя по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

Согласно ст. 1175 Гражданского кодекса РФ наследник, принявший наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. В состав долгов наследодателя помимо прочего включается задолженность по имущественным налогам, образовавшаяся у наследодателя к моменту смерти.

Если в наследство вступают несколько наследников, то задолженность по уплате налогов распределяется в зависимости от доли наследников в полученном ими наследстве.

Ссылки на нормативные акты:

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Какую оценку должны применять налоговые органы для целей налогообложения акций, переходящих в порядке наследования или дарения?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 12.12.91 N9 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» оценка ценных бумаг производится экспертами. В качестве налоговой базы для исчисления данного налога с акций, переходящих по наследованию, необходимо определить их рыночную стоимость на день открытия наследства.

Согласно п. 11 ст. 40 части первой Налогового кодекса РФ при определении и признании рыночной цены товара, в том числе акций, для целей налогообложения используются официальные источники информации о биржевых котировках акций.

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» право оценивать акции имеют организации, получившие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг или лицензию фондовой биржи.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.96 № 39-Ф3 (ред. от 28.12.2002) «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» (принят ГД ФС РФ 20.03.96)

ЗАКОН РФ от 12.12.91 N9 2020-1 (ред. от 30.12.2001)

«О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ»

Вопрос. По истечении трех лет с момента уплаты наследником налога с имущества, переходящего в порядке наследования, выданное ему свидетельство о праве на наыедство решением суда признано недействительным, определены иные наследники и причитающиеся им доли в наследстве, стоимость которых не превышает 850-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда и не подлежит налогообложению. Правомерно ли производить возврат указанного налога по заявлению налогоплательщика, поданному в налоговый орган после вынесения судом соответствующего решения?

Ответ. В случае вынесения судом решения о признании свидетельства о праве на наследство недействительным по истечении трех лет с момента уплаты налогоплательщиком налога с имущества, переходящего в порядке наследования, налоговый орган в силу п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ не вправе производить возврат уплаченного налога.

Г.Н. ПРИСЯГИ НА Советник налоговой службы РФ

III ранга М.В. ПОГОДИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Организацией своевременно произведена уплата налогов. В то же время организация нарушила срок подачи в налоговый орган налоговой дек-

ларации. Подлежит ли организация в таком случае привлечению к налоговой ответственности?

Ответ. Статья 23 Налогового кодекса РФ устанавливает обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Подпунктом 4 п. 1 указанной статьи установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

Таким образом, своевременная уплата налога и представление в налоговый орган налоговой декларации являются разными видами обязательных для налогоплательщика действий по соблюдению законодательства о налогах и сборах.

Ответственность за неуплату или неполную уплату налога предусмотрена ст. 122 Кодекса.

Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере и порядке, установленном ст. 119 Кодекса.

Таким образом, применение ответственности, установленной ст. 119 Кодекса, за неисполнение налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный законом срок налоговой декларации при одновременной уплате сумм налога является правомерным.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Организация несвоевременно представила в налоговый орган авансовый расчет по единому социальному налогу. Применяется ли в данном случае ответственность, предусмотренная ст. 119 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 240 и п. 7 ст. 243 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, по итогам которого не позднее 30 марта следующего года налогоплательщиком представляется налоговая декларация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно ст. 243 Кодекса по итогам каждого календарного месяца налогоплательщик обязан производить исчисление ежемесячных авансовых платежей по названному налогу. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взно-

сов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете авансовых платежей.

Статьей 119 Кодекса предусмотрена ответственность налогоплательщиков за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким образом, применение ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса, за несвоевременное представление в налоговый орган авансовых расчетов по единому социальному налогу неправомерно.

О.Ю.ЛЕЖНЕВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» аг 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Организация выполнила условия реструктуризации в полном объеме по страховым взносам и на 15% по начисленным пеням и штрафам, но имеет задолженность по единому социальному налогу. Возможно ли в этом случае списание 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам?

Ответ. В соответствии с п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 699 «О Порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года», организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу.

Следовательно, списание 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу неправомерно.

Вместе с тем в соответствии с вышеназванным пунктом Постановления для организации

сохраняется право на реструктуризацию по ее заявлению, при условии уплаты текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от01.10.2001 № 699

(ред. от 11.11.2002)

«О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ, ИМЕЮЩИМСЯ У ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА»

Вопрос. Имеет ли право организация, имеющая задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и осуществляющая реструктуризацию этой задолженности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 699, на списание 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам до погашения задолженности по страховым взносам и 15% по начисленным пеням и штрафам?

Каким образом и в какой момент в бухгалтерской отчетности должны отражаться списываемые 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 699?

Ответ. В соответствии с п. 2 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 699, в отношении одной организации проводится реструктуризация задолженности во все государственные социальные внебюджетные фонды на основании решения налогового органа о рассрочке погашения задолженности в полном объеме по страховым взносам и 15% - по начисленным пеням и штрафам, а также о списании 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Следовательно, списание 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам без погашения задолженности по страховым взносам в

полном объеме и 15% по начисленным пеням и штрафам законодательством не предусмотрено.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно письму МНС России от 07.03.2002 № СА-6-05/270@ в случае погашения реструктурируемых страховых взносов в полном объеме и 15% пеней и штрафов налоговые органы принимают решение о списании оставшейся суммы реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам в размере 85% и по дате принятия такого решения проводят соответствующую операцию в карточке лицевого счета налогоплательщика.

Исходя из вышеизложенного факт списания 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам на основании решения о реструктуризации отражается в бухгалтерском учете организации в том периоде, в котором произошло полное погашение задолженности по страховым взносам и 15% пеней и штрафов на основании решения налогового органа о списании задолженности по лицевому счету налогоплательщика.

Л.В. МАКЕЕВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

<ПИСЬМО> МНС РФ от 07.03.2002 № СА-6-05/270@ <0 ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.10.2001 № 699>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.10.2001 N9 699

(ред. от 11.11.2002)

«О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ, ИМЕЮЩИМСЯ У ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2001 ГОД»

Вопрос. Распространяется ли положение подп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ на операции по передаче земель-ныхучастков, выкупаемых в порядке приватизации?

Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, не признается объектом налогообложения.

Из указанной нормы следует, что со стоимости имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, НДС не начисляется.

При налогообложении земельных участков, выкупаемых в порядке приватизации, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3 в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются государственным и муниципальным предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование.

Следовательно, земельный участок не является имуществом государственного и муниципального предприятия.

В связи с этим положения подп. 3 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ на операции по приватизации земельных участков не распространяются.

Учитывая вышеизложенное, продажа земельных участков, выкупаемых в порядке приватизации, является объектом налогообложения по НДС.

Ссылки на нормативные акты:

«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 № 136-Ф3 (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрено, что покупатели земельных участков, находящихся в государственной собственности, признаются налоговыми агентами с возложением на них функций по исчислению, удержанию и уплате в бюджет НДС. В связи с этим просим разъяснить порядок исчисления и уплаты уплаты НДС при приобретении земельного участка, учитывая, что цена за землю полностью перечисляется на счета Федерального казначейства.

Ответ. Согласно ст. 143 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

При этом ст. 11 Кодекса установлено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, плательщиками налога на добавленную стоимость признаются все организации, имеющие статус юридических лиц, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 Кодекса.

Согласно ст. 39 Кодекса в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса операции по реализации земельных участков не освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.

Следовательно, операции по передаче (продаже) земельных участков являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

При этом плательщиком налога является лицо, выступающее в договоре купли - продажи земли продавцом.

В соответствии со ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

Согласно ст. 166 Кодекса сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пунктом 1 ст. 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

Таким образом, при заключении договора купли - продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, продавец дополнительно к стоимости (цене) выкупаемого земельного участка должен предъявить покупателю сумму НДС, исчисленную по налоговой ставке 20%.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 174 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям, признаваемым объектом налогообложения, отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость, представляемой в налоговый орган в установленные данной статьей сроки, и уплачивается в бюджет по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

В связи с вышеизложенным суммы НДС, полученные продавцом земельных участков, находящихся в государственной собственности, подлежат уплате в бюджет в установленном порядке.

О.С. ДУМИНСКАЯ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят РД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 30.06.2002)

Вопрос. Вправе ли организация уплачивать налоги и сборы путем внесения в банк наличных денежных средств для перечисления их на счета соответствующих бюджетов?

Ответ. Не вправе. Совместным письмом от 12.11.2002 Центральный банк РФ (№ 151-Т) и МНС России (№ ФС-18-10/2) разъяснили, что налогоплательщики - организации уплачивают налоги и сборы самостоятельно в безналичной форме со своих банковских счетов, открытых в кредитных организациях, филиалах кредитных организаций, учреждениях Банка России, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Налогоплательщики - организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их

на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

C.B. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

<ПИСЬМО> ЦБ РФ № 151 -Т, МНС РФ № ФС-

18-10/2 от 12.11.2002

«ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С УПЛАТОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НАЛОГОВ И СБОРОВ»

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Налоговый орган обязывает налогоплательщиков представлять налоговые декларации только в электронном виде. Правомерны ли действия ИМНС?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, НК РФ не предусматривает обязательного представления декларации исключительно в электронном виде (см. также п. 5 ст. 174, п. 7 ст. 243, пп. 1, 2 ст.289 НК РФ).

Не предусмотрена такая обязанность и в соответствующих инструкциях по заполнению налоговых деклараций (в частности, Инструкции по заполнению Декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 (ред. от 06.08.2002); Инструкции по заполнению Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденной приказом МНС России от 09.10.2002 № БГ-3-05/550; Инструкции по заполнению Декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 (ред. от 09.09.2002) и др.).

Более того, согласно п. 2 ст.80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налого-

вой декларации, оформленной в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

Таким образом, требование ИМНС об обязательности представления налоговых деклараций в электронном виде является неправомерным.

В заключение напоминаем, что каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 (ред. от 06.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 25.01.2002 N9 3187)

ПРИКАЗ МНС РФ от 09.10.2002 № БГ-3-05/550 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ ДЛЯ ЛИЦ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ВЫПЛАТЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ: ОРГАНИЗАЦИЙ; ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ; ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕ ПРИЗНАВАЕМЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.11.2002 N9 3900)

ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 (ред. от 09.09.2002)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.01.2002 N9 3196)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.