Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Практическое применение бюджетной классификации РФ в 2003 г.

Вопрос. Бюджетное учреждение в случае аренды им недвижимого имущества по договору аренды уплачивает арендную плату и НДС с арендной платы. Арендная плата уплачивается по статье 110750 *Арендная плата помещений у земли и другого имущества». По какой статье бюджетной классификации должен уплачиваться НДС: по статье 110750 или 111040 «Прочие текущие расходы»?

Ответ. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 11.12.2002 № 127н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» бюджетному учреждению, в случае аренды им недвижимого имущества, бюджетные ассигнования планируются по коду 110750 «Оплата аренды помещений, земли и другого имущества» с учетом НДС. По этому же коду бюджетное учреждение в соответствии с собственной сметой доходов и расходов оплачивает вышеназванные расходы также с учетом НДС.

Вопрос. С1 января 2003 г. из подстатьи 270120 «Трансферты предприятиям и организациям» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации исключены расходы по оплате взносов в уставные капиталы коммерческих организаций. По какой предметной статье или подста-тье можно оплачивать взносы в уставный капитал государственных унитарных предприятий, которые являются коммерческими организациями?

Ответ. Взносы в уставные капиталы государственных муниципальных предприятий, если эти расходы предусмотрены в соответствующих бюджетах, следует отражать по коду 270120 «Трансферты предприятиям и организациям» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Вопрос. По какой статье экономической классификации расходов бюджетов РФ должны производиться расходы по приобретению неисключительных прав на программное обеспечение, баз данных и информационных услуг: 111040 «Прочие текущие расходы* или 260200 «Приобретение нематериальных активов»?

Ответ. В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 16.05.2003 № 03-01-01/11-150 расходы на приобретение программного обеспечения отражаются в следующем порядке:

при приобретении исключительных прав на программное обеспечение - по коду экономической классификации расходов бюджетов 260200 «Приобретение нематериальных активов»;

при приобретении неисключительных (лицензионных) прав на использование программного обеспечения, в том числе информационных баз данных, - по коду экономической классификации расходов бюджетов 111040 «Прочие текущие расходы»;

при приобретении вычислительной техники с предустановленным на нем программным обеспечением, включенным в стоимость приобретаемого оборудования - по коду экономической классификации расходов бюджетов 240120 «Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений».

Вопрос. Согласно заключенным договорам на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования (в том числе вычислительной техники), заказам-нарядам на ремонт автотранспорта предусмотрена оплата стоимости работ по согласованным ценам на дату заключения договоров и оплата фактической стоимости замененных запасных частей. Необходимо разъяснить - возможно ли в рамках вышеназванных договоров и заказов-нарядов производить оплату стоимости работ по коду 111020 *Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря*у 110500 *Транспортные услуги* и стоимости запасных частей по коду 110350 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения

Ответ. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 11.12.2002 № 127н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» в рамках заключенных договоров оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря следует производить по коду 111020, а транспорта - по коду 110500. По этим же кодам можно оплачивать и стоимость запасных частей, необходимых для проведения ремонта.

В связи с тем, что заранее сложно предусмотреть стоимость подлежащих замене запасных частей, а иногда и необходимость их замены, возмож-

но приобретать запасные части бюджетным учреждением самостоятельно по счетам, заказам - нарядам, а также по отдельному договору по коду 110350 в зависимости от того, на каком коде имеются бюджетные средства.

Вопрос. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 11.12.2002 № 127н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» в составе неналоговых доходов по коду бюджетной классификации 2010200 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственностиучитываются доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за различными бюджетными учреждениями (код 2010206, 2010207, 2010208 и др.). При переходе на кассовое исполнение бюджета субъекта доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности субъекта или муниципальной собственности и переданного на праве оперативного управления учреждениям здравоохранения, образования, культуры и сдаваемого учреждениями этих отраслей имущества в аренду - на какой код бюджетной классификации арендаторы вышеуказанного имущества должны перечислять арендную плату?

Ответ. Бюджетные учреждения, на которые распространены нормы ст. 28 Федерального закона от 24.12.2003 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», финансируются из федерального бюджета, следовательно, в классификации доходов бюджетов РФ предусмотрены коды конкретно для этих учреждений.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении своих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов-построения и единства бюджетной классификации.

Вопрос. Какие виды работ можно отнести к благоустройству прилегающих к учреждению территорий, улиц по договорам подряда бюджетных учреждений по ст. 110710 «Оплата содержания помещений* ?

Ответ. Госстроем России разработаны соответствующие методические рекомендации, в которых предусмотрен перечень работ текущего содержания зданий и сооружений, в том числе работы по внешнему благоустройству прилегающих территорий. В связи с этим по ст. 110710 отражаются только те расходы, которые не учтены в перечне работ по внешнему благоустройству в соответствующих

методических документах Госстроя России. Кроме того, по этому же коду не могут быть отражены затраты по благоустройству территории, входящие в смету на капитальное строительство.

Вопрос. Возможно ли отнесение расходов по оплате монтажа оборудования, приобретаемого по подстатье 240120 «Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учрежденийна этот же код экономической классификации?

Ответ. Расходы, связанные с приобретением непроизводственного оборудования, монтажом этого оборудования или его установкой, учитываются в целом в составе произведенных затрат по коду 240120.

Вопрос. Какие расходы можно отражать в рамках расходов на оздоровительный отдых студентов по коду 111040 «Прочие текущие расходы» экономической классификации расходов бюджетов РФ?

Ответ. В Федеральном законе от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено выделение студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений за счет соответствующих бюджетов дополнительных средств в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-мас-совой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, их санаторно-курортного лечения и отдыха. В связи с этим на указанные цели предусмотрены расходы в подстатье 111040 экономической классификации расходов бюджетов. В рамках выделяемых средств Министерство финансов РФ считает возможным оказывать социальную поддержку по оплате санаторно-курортного лечения и других форм, оказываемых студентам в порядке, устанавливаемом образовательным учреждением по согласованию со студенческой профсоюзной организацией (при ее наличии) в зависимости от материального положения студентов. Кроме того, главный распорядитель бюджетных средств определяет на какие первоочередные цели необходимо направить выделяемые в соответствии с законодательством бюджетные ассигнован^.

Вопрос. На какие статьи экономической классификации расходов бюджетов РФ следует относить расходы по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг по арендуемым помещениям?

Ответ. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 11.12.2002 № 127н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» оплату коммунальных услуг следует производить по соответствующим подстатьям экономической клас-

сификации расходов бюджетов Российской Федерации: оплата тепла - по подстатье 110720 «Оплата потребления тепловой энергии» с разбивкой по элементам расходов, оплата электроэнергии - 110730 «Оплата потребления электрической энергии», оплата воды - 110740 «Оплата водоснабжения помещений». Оплату эксплуатационных расходов (обслуживание лифтов, вывоз мусора, содержание помещений в чистоте) следует отражать по коду 110710 «Оплата содержания помещений» экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Вопрос. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 17.02.99 № 15н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов» на невыясненных поступлениях учитываются суммы, по которым нет оснований к отнесению их в доходы бюджета субъекта, местного бюджета, но зачисленные на соответствующие текущие счета бюджетов, конкретный код доходов не указан. В приказе Министерства финансов РФ от 11.12.2002 № 127н код отсутствует. Разъясните порядок отражения поступлений, не классифицированных по кодам бюджетной классификации РФ.

Ответ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ классификация доходов бюджетов РФ утверждается Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Внесение изменений в классификацию доходов обусловлено изменениями, вносимыми в бюджетное и налоговое законодательство РФ. Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации РФ, не должны содержать положений, ее изменяющих.

По группе «Налоговые доходы» невыясненных поступлений быть не должно, так как они определяются налоговым законодательством РФ. Все невыясненные поступления могут отражаться только в прочих доходах, которые есть в наиболее значимых подгруппах доходов, а также в целом по группе «Неналоговые доходы», статье доходов 2090200 «Прочие доходы», которая дополнена подстатьями для зачисления доходов по различным уровням бюджетов.

Вопрос. По какой статье экономической классификации расходов бюджетов РФ следует отражать за выполненные работы, услуги оплату НДС?

Ответ. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 1 1.12.2002 № 127н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» при оплате расходов за счет бюджетных средств сумма НДС, уплачиваемая поставщикам за приобретенные ценности, работы, услуги по сметам доходов и расходов, финансируемых из бюджета, не

подлежит возмещению из бюджета и отражается вместе с основной стоимостью за приобретенные материальные ценности, работы, услуги по соответствующим предметным статьям, подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. По подстатье 111040 «Прочие текущие расходы» отражаются расходы по уплате НДС по внебюджетной деятельности.

Вопрос. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» разъясните - на какой код экономической классификации расходов необходимо относить указанные расходы?

Ответ. В соответствии с приказами Министерства финансов РФ от 11.12.2002 № 127н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и приказом от 20.05.2003 № 45н «О внесении изменений и дополнений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. № 127н» возмещение расходов работникам при переезде на работу в другую местность, предусмотренных законодательством РФ, отражается по предметной статье 110400 «Командировки и служебные разъезды» экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Указанные расходы включают в себя расходы по оплате стоимости проезда работника, членов его семьи и провозу имущества, расходы по обустройству на новом месте жительства, расходы на выплату суточных при перемещении по службе, а также возмещение расходов по найму жилых помещений.

Вопрос. Разъясните порядок отражения в экономической классификации расходов бюджетов РФ оплаты путевок на санаторно-курортное лечение для гражданского персонала правоохранительной бюджетной организации.

Ответ. По статье 110200 «Начисления на фонд оплаты труда» возможно приобретение путевок для гражданского персонала в рамках установленных нормативов на приобретение путевок для сотрудников бюджетных учреждений, установленных Фондом социального страхования РФ, с отнесением их (по согласованию с Фондом) на восстановление бюджетных средств, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования РФ.

Оплата путевок бюджетному учреждению, предусмотренных в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, отражается по подстатье 111040 «Прочие текущие расходы».

Вопрос. По какому коду экономической классификации расходов бюджетов РФ следует отражать расходы на проведение медицинского осмотра работников и расходы по переработке люминесцентных ламп?

Ответ. Проведение медицинского осмотра работников следует отражать по подстатье 111040.

Расходы по переработке люминесцентных ламп следует относить на подстатью 110710 «Оплата содержания помещений», учитывая, что вышеназванные расходы могут быть отнесены по своей экономической сущности к расходам по содержанию помещений.

Заместитель начальника отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной политики

Э.В. КУШНЕР

Вопрос. Я являюсь инвалидом ВОВ, пенсионером и получаю доход по прежнему месту работы в виде натуральной оплаты труда. Должен ли я уплачивать налог на доходы физических лиц с указанных доходов? Имею ли я право на какие-либо льготы по НДФЛ согласно действующему законодательству? Если да, то каков порядок получения таких льгот?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30 мая 2003 г. № 04-04-06/99

На письмо по вопросу налогообложения инвалидов ВОВ при получении дохода в натуральной форме Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В настоящее время в соответствии со ст. 210 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Согласно ст. 211 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, сложившихся при взаимодействии спроса и предложения на рынке товаров в сопоставимых экономических условиях. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога

на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.

В соответствии с положениями гл. 23 Кодекса налог на доходы физических лиц платят все без исключения категории граждан независимо от их профессиональной, социальной или какой-либо иной принадлежности.

Виды доходов, при получении которых у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате налога, перечислены в ст. 217 Кодекса. К доходам, полностью не облагаемым налогом, относятся такие выплаты, как государственные пособия, компенсационные выплаты, а также государственные пенсии.

Кроме того, налогоплательщики имеют право уменьшить налоговую базу на стандартные налоговые вычеты в соответствии со ст. 218 Кодекса.

В частности, размер максимального стандартного вычета составляет 3 000 руб. в месяц (36 000 руб. в год).

Данный вычет предоставляется лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк», получившим в этой связи инвалидность; инвалидам ВОВ; инвалидам из числа военнослужащих, ставшим инвалидами I, II, III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы; другим инвалидам, приравненным по пенсионному обеспечению к указанным категориям.

На налоговый вычет в размере 500 руб. в месяц имеют право инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп.

Вышеперечисленные стандартные вычеты за каждый месяц налогового периода предоставляются налогоплательщику независимо от суммы их дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода, в отношении которого предусмотрена 13% ставка налога.

Однако согласно п. 3 ст. 218 Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных данной статьей.

В Вашем случае, поскольку Вы являетесь инвалидом ВОВ, то Вы вправе воспользоваться стандартным налоговым вычетом в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода.

В случае если Вы находитесь в трудовых отношениях с организацией, то данные вычеты Вам могут быть предоставлены у источника выплаты дохода (в натуральной форме) на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Если в настоящее время Вы не состоите в трудовых отношениях с организацией, то стандартные налоговые вычеты у источника выплаты дохода Вам предоставлены быть не могут, а получить возврат излишне удержанного налога налоговыми агентами можно в налоговом органе по месту жительства по окончании налогового периода при подаче декларации.

Дополнительно сообщаем, что вопрос о предоставлении вышеназванных вычетов налогоплательщикам (в том числе неработающим пенсионерам) у источника выплаты дохода налоговыми агентами в настоящее время рассматривается. О принятом решении население будет информировано.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А. И. КОСОЛАП О В

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Следовало ли начислять в 2001 г. ЕСН на суммы компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, если указанные выплаты установлены Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110? Что относится к понятию *законодательные акты» в целях применения льготы по ЕСН на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 июня 2003 г. № 04-04-04/60

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу правильности применения гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в части налогообложения в 2001 г. компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и сообщает следующее.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

К понятию «законодательство Российской Федерации» относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Данная позиция согласована с Министерством юстиции РФ и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Таким образом, компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, установленная Указом Президента РФ от 30.05.94 N5 1110, в 2001 г. не подлежала обложению единым социальным налогом.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)

УКАЗ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 (ред. от 08.02.2001)

«О РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

Вопрос. Организация выделяет своему работни-ку-очереднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, субсидию на приобретение жилья. Субсидии в размере 70% средней рыночной стоимости жилья не облагаются НДФЛ. Пунктом 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.08.96№ 937, предусмотрена возможность увеличения установленного размера субсидии на 20%. Будет ли указанное превышение облагаться НДФЛ? Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16 июня 2003 г. № 04-04-06/111

На письмо Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

В соответствии с Законом РФ от 24.12.92 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.

Порядок и размеры предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определены постановлением Правительства РФ от 03.08.96 № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» (с изм. от 07.06.2001 № 449).

Пунктом 1 Положения, утвержденного данным постановлением, установлено, что безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам РФ (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством РФ на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.

Пунктом 7 Положения определены размеры предоставляемой субсидии гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В частности, размер предоставляемой субсидии за счет средств организаций составляет от 5 до 70% средней рыночной стоимости (на момент выдачи свидетельства) строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома.

Что касается возможности увеличения либо уменьшения размера субсидии (в диапазоне плюс-минус 20% стоимости строительства или приобретения жилья), определенной п. 8 Положения, то, по нашему мнению, данная норма может применена в отношении субсидии, предоставляемой для граждан, выезжающих или выехавших не ранее 1 января 1992 г. из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (указанных в подп. «д» п. 7 Положения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в случае если организация выделила своему работнику-очереднику субсидию в размере, превышающем 70% средней рыночной стоимости жилья, то сумма превышения будет включаться в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Л.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.08.96 № 937 (ред. от 20.08.2001) «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НУЖДАЮЩИМСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ СУБСИДИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ»

ЗАКОН РФ от 24.12.92 № 4218-1 (ред. от 06.05.2003) «ОБ ОСНОВАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ»

Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу правильности начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ЕСН на выплаты инвалидам.

Статьей 241 НК РФ определены правила применения регрессивной ставки по ЕСН. Статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» определены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, являющиеся составной частью ЕСН, предусматривающие применение регрессивных ставок по взносам при условии соблюдения требований п. 2 ст. 241 НК РФ.

Вместе с тем имеются расхождения: в Законе № 167-ФЗ отсутствуют указания на льготы, перечисленные в подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ в отношении выплат инвалидам. Указанные расхождения вызывают трудности в начислении ЕСН и страховых взносов с применением регрессивных ставок на выплаты инвалидам. Просьба разъяснить.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 17 июня 2003 г. № 04-04-04/64

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу правильности начисления стра-

ховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) и ЕСН на выплаты инвалидам и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (далее - ЕСН), установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).

При этом необходимо иметь в виду, что согласно ст. 17 и 52 Кодекса объект обложения, налоговая база и налоговые льготы являются различными элементами налогообложения. Поэтому установление единообразного объекта обложения и базы для начисления страховых взносов и ЕСН не означает, что льготы по ЕСН, предусмотренные ст. 239 Кодекса, должны автоматически применяться в отношении страховых взносов.

Нормы ст. 239 Кодекса, устанавливающие льготы по ЕСН, не применяются в отношении страховых взносов, так как это не предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Таким образом, на выплаты и иные вознаграждения, не превышающие в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, не начисляется ЕСН, но начисляются страховые взносы.

Если в течение налогового периода выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые работнику-инвалиду организацией, имеющей право на использование регрессивной шкалы ставок по ЕСН и страховым взносам, превысят нарастающим итогом с начала года 100 000 руб., то сумма превышения подлежит обложению ЕСН и страховыми взносами по ставкам регрессивной шкалы, соответствующим данному уровню дохода. В случае если организация не имеет права на применение регрессивной шкалы ставок, то сумма выплат, превышающая 100 000 руб., подлежит обложению по максимальным ставкам ЕСН и страховых взносов для данного налогоплательщика.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)

Вопрос. Вправе ли субъекты РФ принимать самостоятельные правовые акты, касающиеся проведения субъектами РФ реструктуризации задолженности по налогам, сборам, а также начисленным пеням и штрафам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 июня 2003 г. № 04-01-10/2-42

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу правомочности проведения субъектами РФ реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ, и по согласованию с Юридическим департаментом сообщает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Налоговым кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ проведение реструктуризации задолженности по налогам и сборам не предусмотрено.

Вопросы проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам отражены в нормативных правовых актах бюджетного законодательства, в частности в федеральных законах о федеральном бюджете на 1999 г. и последующие годы и в постановлении Правительства РФ от 03.09.99 № 1002, которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, в соответствии с которым органы государственной власти субъектов РФ вправе были осуществить реструктуризацию задолженности организаций. Других условий проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам законодательством РФ не предусмотрено.

Кроме того, следует отметить, что в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2003 год» отсутствует норма, предусматривающая продление срока проведения реструктуризации задолженности в 2003 г.

На основании изложенного считаем, что субъекты РФ не вправе принимать самостоятельные правовые акты, касающиеся проведения субъектами РФ реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А. И. И ВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.99 № 1002 (ред. от 11.11.2002)

«О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.98 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.98) (ред. от 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003) «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2003 ГОД» (принят ГД ФС РФ 11.12.2002)

Вопрос. В соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ* к местным налогам относится земельный налог, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.

До принятия Налогового кодекса в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О плате за землю» органы местного самоуправления имели право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

В связи с введением в действие части первой НК РФ и исходя из смысла ст. 13 Закона РФ «О плате за землю» льготы по уплате земельного на-

лога категориям налогоплательщиков имеют право предоставлять только органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.

На основании изложенного просим разъяснить, имеют ли право органы местного самоуправления в связи с принятием части первой НК РФ предоставлять льготы по плате за землю в части, зачисляемой в их бюджеты, отдельным категориям налогоплательщиков сверх предусмотренных Законом РФ «О плате за землю*.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 июня 2003 г. № 04-05-10/30

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В связи с тем что в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления, полагаем, что органы местного самоуправления вправе освобождать от уплаты земельного налога в полном размере в части сумм, зачисляемых в местные бюджеты.

Согласно п. 4 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N9 118-ФЗ ст. 12 Налогового кодекса РФ вводится

в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.91 N92118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А. И. КОСОЛАП О В

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.98 № 145-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 17.07.98)

(ред. от 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002)

(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2118-1 (ред. от 06.06.2003)

«ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАКОН РФ от 11.10.91 N9 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Какие лица признаются плательщиками транспортного налога?

Ответ. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.

При этом установлено, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от

24.07.2002 № 110-ФЗ, которым вводится в действие гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ (то есть до 29 июля 2002 г.), налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Физические лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего жительства о передаче на основании доверенности данных транспортных средств.

В.М. СОКОЛЬСКИЙ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)

Вопрос. Религиозные объединения освобождаются от уплаты земельного налога за земли, на которых находятся используемые ими здания. Какие документы являются основанием для освобождения от уплаты земельного налога?

Ответ. Пунктом 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями) установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N° 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными ис-

точниками информации о зарождении и развитии культуры. К объектам культурного наследия отнесены также памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений, а также храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья.

В РФ ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 73-Ф3 на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и указанным выше Федеральным законом № 7Э-ФЗ.

Таким образом, религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, имеют право на льготу по земельному налогу, установленную п. 4 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю», при наличии у них паспорта объекта культурного наследия на соответствующий объект. Правоустанавливающий документ на земельный участок под объектом культурного наследия должен содержать ссылку на отношение данного земельного участка к землям историко-культурного назначения.

АЛ ЛИТВИНЦЕВА Советник налоговой службы ¡ранга

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.06.2002 № 73-Ф3 (ред. от 27.02.2003)

«ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

Вопрос. Организация при подаче налоговых деклараций за период 2001 - 2002 гг. по налогу на имущество предприятий не заявила право на льготу, предоставляемую образовательным учреждениям, что повлекло излишнюю уплату в бюджет данного налога. Вправе ли организация обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате либо зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченного налога на имущество?

Ответ. Статьей 21 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (в ред. от 10.01.2003 № 8-ФЗ) предусмотрены льготы по налогу на имущество образовательных учреждений.

В соответствии с п. «г» ст. 4 данного Закона не облагается налогом на имущество предприятий имущество, используемое для нужд образования и культуры.

Налоговым кодексом РФ определен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Вышеуказанной статьей установлена обязанность налогового органа сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов, результаты которой должны быть оформлены актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Общие положения о порядке исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, регламентируются ст. 6.1 НК РФ.

В соответствии с требованиями данной статьи НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который

исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями.

Определение сроков, предусмотренных ст. 6.1 НК РФ, устанавливается для возврата сумм излишне уплаченного налога.

Так, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Таким образом, организация вправе обратиться с заявлением в налоговый орган о зачете либо возврате излишне уплаченного налога на имущество в счет предстоящих платежей либо погашения недоимки по данному налогу.

Е.В. ВИГОВСКИЙ Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ЗАКОН РФ от 13.12.91 № 2030-1 (ред. от 10.01.2003)

«О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ»

Вопрос. Физическое лицо (работник экспертной организации) привлечено на договорной основе для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля в качестве руководителя группы экспертов.

Как производится оплата работы физического лица в этом случае?

Ответ. Пунктом 2 ст. 131 Налогового кодекса РФ установлено, что переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей (п. 4 ст. 131 НК РФ). Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 № 298 утверждено Положение «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля» (далее - Положение).

В соответствии с п. 4 Положения переводчики, специалисты и эксперты получают денеж-

ное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе.

Пунктом 6 Положения утверждено, что выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

Нормы оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждены в качестве Приложения (далее - Приложение) к постановлению Минтруда РФ от 18.02.2000 Nq 19.

Нормы оплаты приведены в таблице с учетом конкретных проводимых работ, также установлены коэффициенты и продолжительность работ.

В примечании к Приложению указывается, что нормы оплаты денежного вознаграждения устанавливаются в коэффициентах, предусмотренных Приложением, к тарифной ставке (окладу) I разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ETC), утверждаемой в установленном порядке. Размеры денежного вознаграждения за 1 ч работы определяются умножением тарифной ставки (оклада) I разряда ETC на соответствующий коэффициент (п. 1 примечания).

За выполнение работ по руководству привлекаемыми переводчиками, специалистами, и экспертами нормы оплаты денежного вознаграждения повышаются на 15%.

С учетом изложенного физическое лицо, привлеченное на договорной основе для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля в качестве руководителя группы экспертов, в обязанности которого не входит данная работа, должно получить выплаты в соответствии с утвержденными нормами оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, с учетом вида работ, коэффициентов, продолжительности работ, а также 15%-й надбавки за выполнение работ по руководству привлекаемыми переводчиками. Выплаты производятся по выполнении экспертом своих обязанностей.

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.11.2001 № 775

«О ПОВЫШЕНИИ ТАРИФНЫХ СТАВОК (ОКЛАДОВ) ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 18.02.2000 № 19

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ОПЛАТЫ ДЕНЕЖНОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ЭКСПЕРТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.04.2000 № 2187)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.03.99 № 298

«О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ И РАЗМЕРАХ СУММ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫПЛАТЕ СВИДЕТЕЛЯМ, ПЕРЕВОДЧИКАМ, СПЕЦИАЛИСТАМ, ЭКСПЕРТАМ И ПОНЯТЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Физическое лицо было вызвано в налоговый орган в качестве свидетеля. К месту явки свидетель прибыл по железной дороге в купейном вагоне фирменного поезда, в котором отсутствуют плацкартные вагоны. Билет был утерян. Обратный билет (аналогичный) сохранен.

Как будет осуществлено возмещение расходов на оплату проезда к месту явки и обратно к месту жительства в этом случае?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей (п. 4 ст. 131 НК РФ). Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 № 298 утверждено Положение «О порядке выпла-

ты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля» (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что возмещение свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов, но не выше, при пользовании железной дорогой, чем стоимость проезда в плацкартном (купейном) вагоне.

Согласно абз. 8 п. 2 Положения с разрешения начальника (заместителя начальника) налогового органа, производящего вызов, свидетелям при непредставлении проездных документов оплачиваются расходы на проезд по минимальному тарифу проезда соответствующими видами транспорта к месту явки и обратно к месту жительства.

Следовательно, в указанной ситуации возмещение расходов должно быть произведено по выполнении свидетелем своих обязанностей: на оплату проезда к месту явки - по минимальным тарифам железнодорожного проезда (как стоимость проезда в плацкартном вагоне обычного поезда), к месту жительства - согласно стоимости предъявленного билета.

O.A. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.03.99 № 298

«О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ И РАЗМЕРАХ СУММ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫПЛАТЕ СВИДЕТЕЛЯМ, ПЕРЕВОДЧИКАМ, СПЕЦИАЛИСТАМ, ЭКСПЕРТАМ И ПОНЯТЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. В организации выявлена недостача материалов для производства. Виновный работник организации возмещает нанесенный ущерб. Должен ли исчисляться налог на добавленную стоимость с суммы возмещения ущерба?

Ответ. Нет, не должен.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары одним лицом другому лицу.

Выявленное отсутствие материалов в организации не является случаем реализации. Оплаты приобретенных материалов не происходит, и материально ответственное лицо лишь погашает ущерб, причиненный организации.

C.B. гллдилин

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Подлежит ли обложению НДФЛ пособие, выплачиваемое при рождении ребенка?

Ответ. Согласно со ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является единовременное пособие при рождении ребенка.

В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат •налогообложению (освобождаются от налогообложения) такие виды доходов физических лиц, как государственные пособия физическим лицам, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся также пособия по безработице, беременности и родам.

Таким образом, единовременное пособие, выплачиваемое при рождении ребенка, обложению налогом на доходы физических лиц не подлежит.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 № 81-ФЗ (ред. от 25.07.2002)

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ» (принят ГД ФС РФ 26.04.95)

Вопрос. Каков порядок получения налогового вычета в связи с приобретением квартиры?

Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Статьей 88 НК РФ установлено, что камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без како-го-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

Таким образом, возврат из бюджета суммы налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением налоговых вычетов производится в месячный срок начиная со дня окончания проведения камеральной налоговой проверки декларации, поданной налогоплательщиком.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Разъясните, каков порядок исчисления НДФЛ по доходам физических лиц, полученным в результате выигрыша в лотерею, и предусмотрены ли льготы при налогообложении.

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. При этом если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Согласно п. 2 указанной ст. 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

На основании п. 3 названной статьи для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 Н К РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено названной статьей.

Кроме того, согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) не превышающая 2 000 руб. стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услур), за налоговый период.

Таким образом, сумма выигрыша в лотерею (кроме выигрышей, не превышающих 2 000 руб.) облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. При этом доходы, подлежащие налогообложению, уменьшаются на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 N9 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Вправе ли пенсионер получить стандартные налоговые вычеты с суммы доплаты к пенсии, получаемой по месту прежней работы?

Ответ. В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Положениями п. 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 218 установленные указанной статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Таким образом, исходя из положений ст. 218 НК РФ юридические лица, не признаваемые в установленном порядке работодателями, стандартные налоговые вычеты предоставлять не вправе.

Учитывая то, что пенсионер не связан с бывшим работодателем трудовым договором, ему не может быть предоставлен стандартный налоговый вычет с сумм доплат к пенсии по месту прежней работы. Вместе с тем по окончании налогового периода при подаче в налоговый орган декларации пенсионеру может быть предоставлен стандартный налоговый вычет, предусмотренный ст. 218 НК РФ, с указанной суммы и пересчитана сумма налога.

>,

E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Образовательное учреждение получает от спонсоров денежные средства и затем за счет этих средств выплачивает именные стипендии и надбавки к государственным стипендиям студентам и аспирантам. Являются ли такие выплаты объектом налогообложения по единому социальному налогу?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Так как с 2002 г. выплаты и вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, именные стипендии и надбавки к государственным стипендиям, выплачиваемые студентам и аспирантам соответствующими образовательными учреждениями, с 2002 г. не подлежат обложению единым социальным налогом.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Какова ответственность организации (ее руководства) за невыплату (задержку выплаты) заработной платы?

Ответ. Неисполнение работодателем обязанности по своевременной оплате труда работников является нарушением трудового законодательства, влекущим применение к нему соответствующих мер ответственности.

В соответствии с абз. 1 ст. 142 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Невыплата или несвоевременная выплата заработной платы нарушает права работников на своевременное и полное вознаграждение за труд, гарантированные ст. 37 Конституции РФ м ст. 21 ТК РФ.

Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (как работник, так и работодатель), причинившая ущерб другой стороне, обязана возместить этот ущерб в соответствии с ТК РФ и федеральными законами.

При этом согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), и, следовательно, при решении вопроса о начислении и уплате соответствующей суммы денежной компенсации работнику в порядке ст. 236 ТК РФ подлежит рассмотрению вопрос о наличии вины работодателя в несвоевременной выплате заработной платы как необходимом условии наступления материальной ответственности.

При задержке или невыплате работодателем в установленный срок заработной платы работник вправе рассчитывать на возмещение морального вреда.

Согласно ст. 237 ТК РФ причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя моральный вред подлежит возмещению работнику в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора. Статьей 237 ТК РФ также закреплено, что в случае возникновения спора между работником и работодателем факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Таким образом, в случае невыплаты или несвоевременной выплаты в организации заработной платы работник вправе реализовать предоставленные ему ТК РФ права, а именно приостановить работу до полного погашения задолженности по заработной плате и соответствующих процентов, а также заявить работодателю требование о возмещении причиненного ему морального вреда.

В соответствии со ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Статьей 419 ТК РФ определено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно ст. 192 ТК РФ к дисциплинарной ответственности может быть привлечен работник организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение по своей вине возложенных на него трудовых обязанностей. Несвоевременная выплата работникам заработной платы по вине руководителя организации или иных уполномоченных лиц, на наш взгляд, должна рассматриваться как ненадлежащее исполнение ими своих трудовых обязанностей и повлечь наложение одного из предусмотренных ст. 192 ТК РФ дисциплинарных взысканий.

Материальная ответственность руководителя организации наступает при причинении организации прямого действительного ущерба в соответствии со ст. 277 ТК РФ. При этом во всех случаях причинения ущерба организации-работодателю руководитель несет полную материальную ответственность.

Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;так, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение на должностных лиц организации административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Пунктом 2 указанной выше статьи установлена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицами, которые ранее были подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Данная ответственность представляет собой дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификацией признается лишение физического лица права

занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Следует обратить внимание и на то, что действующим законодательством предусмотрены меры уголовной ответственности за невыплату заработной платы.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ от 13.06.96 № 63-Ф3 невыплата свыше двух месяцев заработной платы (пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат), совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если то же деяние повлекло тяжкие последствия, применяется наказание в виде штрафа в размере от 300 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишения свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.96 N9 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.96) (ред. от 11.03.2003)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.