Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Вправе ли организация применять регрессивную шкалу по ЕСН в следующей ситуации?

Организация встала на налоговый учет в МНС России 29 августа 2002 года. Заработная плата сотрудников организации начисляется с 1 октября 2002 года и составляет 5 ООО руб. в месяц на каждого человека.

Сколько месяцев должен отработать новый сотруднику принятый на работу, чтобы можно было применять регрессивную ставку ЕСН в отношении его доходов?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 января 2003 года № 04-04-04/79

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 241 Кодекса с 2002 года для применения организацией регрессивной шкалы налоговых ставок по единому социальному налогу достаточн б. тюдать только одно условие, а именно: накопленная с начала года величина налоговой базы, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, не должна быть менее 2 500 руб. в среднем на одного работника.

Таким образом, если организация с начала налогового периода ежемесячно удовлетворяла условию для применения регрессивной шкалы, то она вправе применять указанную шкалу налога с любого месяца налогового периода.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Согласно п. 1 ст. 55 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых местным бюджетам. Статья 56 Бюджетного кодекса РФ к собственным налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относит региональные налоги и сборы. Относится ли налог на прибыль организаций к собственным налоговым доходам бюджета субъекта РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 января 2003 года № 04-02-06/3/95

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 284 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено пп. 2 - 5 ст. 284) в размере 24%. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6%, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.

Таким образом, по нашему мнению, к собственным доходам бюджета субъекта РФ относятся суммы налога на прибыль организаций, исчисленные по налоговой ставке 16%.

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ налог на прибыль относится к регулируемым налогам.

Однако Налоговым кодексом установлено, что в бюджет субъекта РФ налог на прибыль уплачивается по ставке 16% и может быть уменьшен только на 4%.

После поступления налога в установленном размере в бюджет субъекта РФ последний вправе передать часть суммы в местные бюджеты.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты: %

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.98 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.98) (ред. от 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003)

Вопрос. Просим разъяснить порядок исчисления единого социального налога в 2001 - 2002 годах с ежемесячных компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 27 января 2003 года № 04-04-04

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения в 2001 - 2002 годах положений гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» (далее - ЕСН) части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 236 упомянутой главы Кодекса объектом обложения единым социальным налогом в 2001 году являлись выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.

Статья 238 Кодекса делает из этого объекта исключение в виде установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением иных расходов.

К понятию «законодательство Российской Федерации» относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, и, соответственно, к выплатам, установленным данными нормативными актами, применяются положения подп. 1 и 2 п. 1 ст. 238 Кодекса. Данная позиция согласована с Министерством юстиции РФ и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Таким образом, компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, установленная Указом Президента РФ от 30.05.94

№ 1110, не должна была в 2001 году облагаться единым социальным налогом.

С 1 февраля 2002 года также не подлежат обложению ЕСН суммы пособий, выплачиваемых женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на основании ст. 256 Трудового кодекса РФ (далее -ТК РФ) с учетом положений ст. 5 и 423 ТК РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

УКАЗ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 (ред. от 08.02.2001)

«О РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»

♦ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

Вопрос. Каков порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде страховых выплат в соответствии с договорами добровольного краткосрочного страхования жизни, заключенными организациями в пользу физических лиц на срок менее пяти лет ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28 января 2003 года № 04-04-06/15

В связи с письмом Департамент налоговой политики рассмотрел вопрос о налогообложении доходов физических лиц, полученных в виде страховых выплат в соответствии с договорами добровольного страхования жизни, заключенными организациями в пользу физических лиц на срок менее пяти лет, и сообщает следующее.

В связи с тем что в п. 2 ст. 213 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) (в редакции, действовавшей до 1 января 2003 года) и подп. 2 п. 1 ст. 213 Кодекса (в редакции, действующей с 1 января 2003 года) одно-

значно не определен страхователь по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, во избежании двойного налогообложения и учитывая положения п. 7 ст. 3 Кодекса, полагаем, что страховые выплаты физическому лицу по указанным договорам, увеличенные страховщиками на сумму, определенную исходя из ставки рефинансирования Банка России, существовавшей на момент заключения договора страхования, могут быть уменьшены на сумму взносов, с которых уже был удержан налог на доходы, а в части, превышающей сумму взносов, данные выплаты подлежат налогообложению по ставке, предусмотренной п. 2 ст. 224 Кодекса, то есть в размере 35%.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Облагаются ли НДС целевые средства, полученные организацией в соответствии с Федеральным законом от 26.02.97 № 31-ФЭ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» из федерального бюджета согласно бюджетной росписи для выполнения мероприятий мобилизационного назначения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 12 февраля 2003 года № 04-03-11/12

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог па добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются

операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В связи с этим работы (услуги), выполняемые организациями в рамках осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, и, соответственно, денежные средства, полученные такими организациями, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.02.97 № 31-Ф3 (ред. от 21.03.2002, с изм. от 24.12.2002) «О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 24.01.97)

Вопрос. Согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и иными законодательными актами РФ. Вместе с тем в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются: 50% - в федеральный бюджет; 50% - в соответствующие фонды пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, просим разъяснить, в какие уровни бюджетов подлежат зачислению средства, получаемые от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, а также в соответствии с каким нормативным документом и в бюджет какого уровня подлежат зачислению штрафы, налагаемые мировыми судьями по уголовным делам, отнесенным к их компетенции ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 13 февраля 2003 года № 04-01-10/111

Департамент налоговой политики с учетом заключений Юридического департамента и Главного управления федерального казначейства рас-

смотрел запрос о зачислении средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, а также штрафов, налагаемых мировыми судьями по уголовным делам, отнесенным к их компетенции, и сообщает следующее.

В соответствии с вступившим в действие с 1 июля 2002 года Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 5 ст. 3.5) сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

При этом п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ установлено, что штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено указанным Кодексом и иными законодательными актами РФ.

Вопрос направления средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, регламентируется ст. 38 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в которой предусмотрено, что средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются: 50% - в федеральный бюджет; 50% - в соответствующий фонд пожарной безопасности.

Вместе с тем постановлением Правительства РФ от 12.07.96 № 789 «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 № 635) средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, исключены из источников формирования фондов пожарной безопасности.

В связи с тем что положение ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» в части зачисления 50% сумм штрафов в фонды пожарной безопасности противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, вопрос направления средств, полученных от применения штрафных санкций, необходимо привести в соответствие с законодательством РФ.

Что касается вопроса зачисления штрафов, налагаемых мировыми судьями, то в соответствии с п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами РФ. Поскольку Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации не установлено иное, считаем, что штрафы, налагаемые мировыми судьями, подлежат зачислению в местные бюджеты.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.98 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.98) (ред. от 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.94 № 69-ФЗ (ред. от 10 01.2003)

«О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (принят ГД ФС РФ 18.11.94)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.07.96 № 789

(ред. от 28.08.2002)

«О ФОНДАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНОМ СТРАХОВАНИИ» (вместе с «ТИПОВЫМ УСТАВОМ ФОНДА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. В бюджет какого субъекта РФ должна зачисляться сумма платы за пользование водными объектами, если организация зарегистрирована в одном субъекте РФ, а пользуется водными объектами, находящимися на территории другого субъекта РФ?

Ответ. В соответствии с п. 23 Инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» (с учетом изменений и дополнений № 2, утвержденных приказом МНС России от 15.02.2002 № БГ-3-21/71) сумма платы зачисляется в бюджет субъекта РФ, на территории которого находятся водные объекты.

Ссылки на нормативные акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 12.08.98 №46

(ред. от 15.02.2002)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ»

(Зарегистрирована в Минюсте РФ 01.09.98 № 1599)

Вопрос. Согласно п. 20 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами* (с учетом изменений и дополнений № 2, утвержденных приказом МНС России от 15.02.2002 № БГ-3-21/71) плательщик платы за пользование водными объектами обязан в срок не позднее 20 календарных дней после истечения отчетного периода представить в налоговый орган по месту пользования водными объектами копии налоговой декларации.

Имеет ли право налоговый орган по месту пользования водными объектами применить штрафные санкции за несвоевременное представление налогоплательщиком копии налоговой декларации?

Ответ. В связи с тем что ст. 119 Налогового кодекса РФ предусматривает ответственность за несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, а копия декларации должна быть представлена в налоговый орган по месту пользования водными объектами, налогоплательщик ответственность по ст. 119 НК РФ не несет. В данном случае налогоплательщик будет нести ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах, что влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лип .г административной ответственности, пре-дус 'огренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК).

Согласно п. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ^представление в установленный законода-те.г: . том о налогах и сборах срок либо отказ от пр** паплеиия в налоговые органы в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 вышеуказанной статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, за непредставление в установленный срок копии налоговой декларации в налоговый орган по месту нахождения водных объек-. тов налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности по ст. 126 Н К РФ, а к должностным лицам налогоплательщика, несвоевременно представившего копии налоговых деклараций, при-

меняется административная ответственность в соответствии с п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

С В. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 12.08.98 № 46

(ред. от 15.02.2002)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ»

(Зарегистрирована в Минюсте РФ 01.09.98 № 1599)

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГДФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Подлежат ли налогообложению суммы, выплаченные по решению суда физическому лицу - эксперту за проведение экспертизы?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Статьей 217 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Любые доходы, не перечисленные в названной статье Кодекса в качестве не подлежащих налогообложению, включаются в налоговую базу физических лиц.

Таким образом, вознаграждение эксперту за проведение экспертизы, выплаченное по решению суда (порядок выплаты такого вознаграждения установлен п. 12 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 14.07.90 № 245 (с изменениями и дополнениями от 02.03.93)), подлежит налогообложению у источника выплаты.

Т.П. ТУЗОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 14.07.90 № 245

(ред. от 02.03.93)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ И ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЛИЦАМ В СВЯЗИ С ИХ ВЫЗОВОМ В ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРУ ИЛИ В СУД»

Вопрос. В случае если налогоплательщик не заполняет все листы декларации по НДС, нужно ли ему представлять в налоговый орган все листы декларации или можно представить только те листы, в которых есть какие-то показатели?

Ответ. В соответствии с п. 3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, обла!аемым по налоговой ставке 0%, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25, при отсутствии объектов налогообложения налогоплательщики представляют декларацию в налоговый орган по месту своего учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 Кодекса.

Титульный лист и разд. I Декларации заполняют все налогоплательщики. Раздел II Декларации и Приложения А, Б, В, Г, Д и Е включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении организацией (индивидуальным предпринимателем) соответствующих операций.

E.H. ИСАКИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 (ред. от 06.08.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 25.01.2002 № 3187)

ПРИКАЗ МНС РФ от 03.07.2002 № БГ-3-03/338 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.07.2002 № 3597)

Вопрос. Правомерно ли требование налоговых органов об обложении налогом на добавленную стоимость операций по передаче слушателям учебных пособий, нормативной литературы, инструкций, методических рекомендаций и другой специальной литературы, которая по завершении обучения остается у слушателей?

Наша организация имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и свидетельство о государственной аккредитации. Кроме того, имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца.

Ответ. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» освобождение продукции средств массовой информации, предусмотренное подп. 17 и 21 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс), применялось до 1 января 2002 года, в то же время в период с 1 января 2001 года по 1 января 2002 года продолжал действовать подп. «э» п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», согласно которому от налога на добавленную стоимость освобождалась, в частности, реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции.

На основании изложенного выдача слушателям Вашей организации книжной продукции на безвозвратной основе в рамках образовательного процесса до 1 января 2002 года освобождалась от налога на добавленную стоимость.

Поскольку с 1 января 2002 года подп. 17 и 21 п. 3 ст. 149 Кодекса утратили силу и, учитывая, что согласно подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, втом числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит обложению налогом на добавленную стоимость вне зависимости оттого, направля-

ется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, указанная в письме операция, в том числе осуществляемая на безвозмездной основе, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

C.B. РУБЦОВА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 24.03.2001)

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 24.03.2001)

«О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Организацией, с которой физическое лицо заключило договор гражданско-правового характера, не предоставлен ему профессиональный налоговый вычет. Где налогоплательщик вправе воспользоваться таким вычетом: в налоговом органе при подаче декларации или у налогового агента?

Ответ. При исчислении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%, в соответствии с п. 2 ст. 221 H К РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).

Налогоплательщики, указанные в ст. 221 НК РФ, реализуют право на получение профессиональ-

ных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента налогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

Учитывая изложенное, физическое лицо, заключившее договор гражданско-правового характера, вправе обратиться за профессиональным налоговым вычетом путем подачи письменного заявления организации.

Л.И.ОСИПЧУК Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Организация имеет в своей структуре более 80 обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного счета, но осуществляющих начисление выплат и иных вознаграждений в пользу работников и физических лиц. Региональные ИМНС отказываются принимать ежеквартальные отчеты по ЕСН9 мотивируя это тем, что отчитываться и исполнять обязанности по уплате ЕСН должна головная организация по месту своей регистрации. Составление сводного отчета в целом по организации - технологически сложная задача из-за удаленности большей части обособленных подразделений от центрального офиса, что впоследствии может повлечь за собой нарушение сроков представления отчетности. Просьба пояснить, могут ли обособленные подразделения самостоятельно, по доверенности головной организации или на основании положения о филиале, представлять в региональные ИМНС по месту своего нахождения ежеквартальные расчеты по ЕСН, а также производить уплату авансовых платежей по ЕСН.

Ответ. Согласно п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Для того чтобы обособленные подразделения исполняли обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения, ими должны быть соблюдены все три условия одновременно, то есть они должны иметь отдельный баланс, расчетный счет и производить начисления в пользу физических лиц.

Таким образом, в случае невыполнения двух обязательных условий, установленных в указанном выше пункте, обособленные подразделения не вправе самостоятельно представлять расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговые декларации по месту своего нахождения, такие действия должна осуществлять головная организация.

Т А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Привлекаются ли к административной ответственности должностные лица организации за нарушение срока постановки на учет в органах Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ?

Ответ. Да, привлекаются.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Пунктом 1 ст. 15.3 Кодекса установлено, что нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или

органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, п. 2 данной статьи устанавливает, что нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

М.И. ПАВЛОВ Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Вопрос. Налогоплательщик имеет двоих детей в возрасте до 18 лет. Он работает в организации по трудовому договору. В этой организации им было подано заявление и документы, подтверждающие его право на получение при определении налоговой базы стандартных налоговых вычетов на себя в размере 400 руб. и на двоих детей. В организации ему был начислен заработок, облагаемый налогом по ставке 13%, 500 руб. - за январь; 700 руб. - за февраль; 1 000 руб. - за март; 20 000 руб. - за апрель. В апреле месяце его доход, полученный по этому месту работы нарастающим итогом с начала года, превысил 20 000руб., в связи с чем стандартные вычеты за апрель ему не могут быть предоставлены. Какой размер стандартного налогового вычета может быть ему предоставлен: 2 200 руб. (в пределах заработка за январь - март) или 3000 руб.?

Ответ. В соответствии с положениями подп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ работник имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в размере 1 000 руб. (400 руб. + 300 руб. х 2) за каждый месяц налогового периода до того месяца, в котором его доход, облагаемый по ставке 13%, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 000 руб.

За январь - март 2002 года налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в сумме 3 000 руб. (1 000 руб. х 3 мес.).

При этом к доходам января - марта ему будет предоставлен вычет в сумме 2 200 руб., то есть в пределах дохода за этот период.

Поскольку за январь - апрель им получен доход, превышающий полагающуюся ему сумму стандартных налоговых вычетов (совокупный доход, полученный нарастающим итогом с начала года за январь - апрель, составил 22 200 руб.), то по доходам, полученным в апреле 2002 года, ему будет предоставлен вычет в сумме 800 руб. (3 000 руб. -

2 200 руб.).

Доход, подлежащий налогообложению за январь - апрель, составит 19 200 руб. (22 200 руб. -

3 000 руб.).

Таким образом, полагающиеся налогоплательщику стандартные налоговые вычеты будут предоставлены налогоплательщику по доходам января - апреля текущего налогового периода в полном размере - 3 000 руб.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Физическое лицо, получившее в 2002 году доход от работы в организации по гражданско-правовому договору, имело документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с выполнением работ по данному договору. За предоставлением профессионального налогового вычета налогоплательщик обратился не в организацию, в которой он выполнял работу по договору, а в налоговый орган по месту жительства. Будет ли ему предоставлен профессиональный налоговый вычет в налоговом орг гне?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 221 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).

При этом согласно п. 3 ст. 221 Кодекса указанные налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи пись-

менного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

Таким образом, только в случае отсутствия налогового агента налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов посредством налогового органа.

В связи с этим в указанной ситуации налоговый орган имеет право отказать физическому лицу, получившему в 2002 голу доход от работы в организации по гражданско-правовому договору, в предоставлении профессионального налогового вычета в связи с наличием налогового агента -организации, выплатившей ему доход по гражданско-правовому договору (понятие налогового агента дано в п. 1 ст. 226 Кодекса) и в соответствии с п. 1 ст. 231 Кодекса предложить указанному физическому лицу обратиться за предоставлением профессионального налогового вычета в организацию, выплатившую ему доход по гражданско-правовому договору.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих расходы, непосредственно связанные с выполнением работ по данному договору.

П.П. ГРУЗИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ с 1 января 2002 года выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. Кем производится возврат налога на доходы от выигрышей по лотереям, удержанного до принятия данного Закона по ставке 35%?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Поскольку иного порядка возврата налога на доходы от выигрышей по лотереям, удержанного по ставке 35% налоговыми агентами, не установлено, то возврат излишне уплаченного налога у

источника полученного дохода должен осуществляться по заявлениям физических лиц налоговыми агентами, которые производили удержание налога на доходы физических лиц.

Н.А. ШОРОХОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ (ред. от 24.07.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

Вопрос. В каких случаях арбитражный суд может наложить штраф на лиц, не исполнивших требования суда по представлению доказательств?

Ответ. Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

Порядок представления и истребования доказательств, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих гребования и возражения лиц, участвующих в деле и необходимых для правильного рассмотрения дела, регламентируется ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В случае истребования доказательств у лиц, участвующих в деле, а также у лиц, у которых находится доказательство, арбитражный суд выносит определение, в котором указывается срок и порядок его представления.

Копия определения об истребовании доказательств должна быть направлена вышеуказанным лицам.

Согласно ч. 8 ст. 66 АПК РФ лицо, от которого арбитражным судом истрсбуется доказательство, обязано в пятидневный срок со дня получения копии определения известить арбитражный суд о невозможности представления доказательства либо представления его в установленный срок.

В соответствии с ч. 9 ст. 66 АПК РФ в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 настоящего Кодекса.

О наложении судебного штрафа арбитражный суд выносит определение.

В определении о наложении судебного штрафа устанавливается новый срок, в течение которого должно быть представлено доказательство (ч. 10 ст. 66 АПК РФ).

В случае неисполнения определения суда арбитражный суд может повторно наложить штраф.

Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать двадцати пяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на организации - тысячи минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 119 АПК РФ).

Е В. ВИГОВСКИЙ

Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

Вопрос. Бухгалтер организации спрашивает, следует ли предоставлять вычет по налогу на доходы физических лиц сотруднику, сыну которого исполняется восемнадцать лет в январе 2003 года, учитывая, что данный налоговый вычет предоставляется на детей в возрасте до 18 лет.

Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода, который распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена'налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет.

превысил 20 тыс. руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 тыс. руб., налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. При этом из абз. 6 указанного подпункта следует, что данный налоговый вычет сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг возраста, указанного в абз. 2 рассматриваемого подпункта, то есть в данном случае восемнадцати лет. Таким образом, несмотря на то что достижение ребенком восемнадцатилетнего возраста произойдет в самом начале года - в январе, налоговый вычет сохраняется до конца 2003 года и ограничивается только превышением суммы в 20 тыс. руб. дохода родителя - сотрудника организации.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. У организации имеется переплата по налогу на добавленную стоимость. При этом задолженности по другим налогам нет. Организация представила в налоговую инспекцию письменное заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога. Однако инспекция считает, что возврату должна предшествовать налоговая проверка данного налогоплательщика. Так ли это?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Пунктом 7 данной статьи Кодекса определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). В данном случае налогоплательщик не имеет задолженности по налогам. При этом в Налоговом кодексе РФ не установлено требование проведения налоговой проверки перед возвратом денег. Поэтому излишне

уплаченные суммы должны быть возвращены. При этом возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата. Таким образом, утверждение инспекции о необходимости проведения проверки в данном случае неправомерно.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Руководитель организации спрашивает, вправе ли он разрешить увеличение продолжительности рабочего времени сотруднику по его просьбе.

Ответ. В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Статья 97 Кодекса устанавливает, что работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени может производиться как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная работа). В данном случае инициатива исходит от работника, значит, речь может идти о работе по совместительству. При этом ст. 98 Кодекса уточнено, что по заявлению работника работодатель имеет право разрешить ему работу по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю. Внутреннее совместительство не разрешается в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и ины-

ми федеральными законами. Оплата работы, производимой по совместительству за пределами рабочего времени, производится в зависимости от проработанного времени или выработки. Таким образом, увеличение продолжительности рабочего времени сотрудника по его просьбе должно быть оформлено как совместительство.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Сотрудник проработал в организации восемь месяцев и увольняется, не использовав отпуск. За какое количество дней ему должна быть выплачена компенсация за неиспользованный отпуск исходя из положений нового Трудового кодекса РФ?

Ответ. Трудовой кодекс РФ введен в действие с 1 февраля 2002 года. Статьей 127 данного Кодекса установлено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом Кодексом не определено, как следует рассчитывать количество дней, за которые выплачивается указанная компенсация. В этой связи на основании ст. 423 указанного Кодекса следует руководствоваться Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными НКТ СССР 30.04.30. Пунктом 28 данных Правил установлено, что при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом если сотрудник проработал 11 месяцев, то ему выплачивают полную компенсацию -за 28 календарных дней (продолжительность отпуска установлена ст. 115 Кодекса). В остальных случаях выплачивается пропорциональная компенсация. Для расчета пропорциональной компенсации необходимо определить количество дней в одном месяце, за которые следует выплачивать компенсацию: 28 дней следует разделить на число месяцев в году (12). Полученные 2,33 дня следует умножить на число месяцев, проработанным сотрудником до увольнения: 2,33 дн. х 8 мес. = 19 дней. Таким образом, в рассматриваемом случае компенсация увольняющемуся работнику за неиспользованный отпуск должна быть выплачена за 19 дней.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № !97-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«ПРАВИЛА ОБ ОЧЕРЕДНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТПУСКАХ» (извлечение)

(утв. НКТ СССР 30.04.30) (ред. от 06.12.56)

Вопрос. Налоговая инспекция приняла решение о привлечении организации-налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Инспекцией были запрошены документы, которые были рассмотрены ею при проведении выездной налоговой проверки. При этом налогоплательщик считает это неправомерным, так как данное требование заявлено инспекцией не в рамках налогового контроля, а после проведения выездной налоговой проверки. Инспекция же считает, что ст. 31 Налогового кодекса предоставляет право налоговым органам требовать у налогоплательщика документы, не связанные с проведением мероприятий налогового контроля. Есть ли в данном случае основания для взыскания штрафа?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика необходимые документы и пояснения, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Содержание данной нормы раскрывается в п. 1 ст. 93 Кодекса, где закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящего налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Пункт 2 ст. 93 Кодекса предусматривает, что отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса. Таким образом, ответственность по ст. 126 Кодекса применима только в случае непредставления налогоплательщиком документов, запрашиваемых налоговым органом при проведении налоговой проверки. При этом утверждение инспекции о том, что Налоговый кодекс РФ не связывает возникновение у налогового органа права истребовать документы с проведением мероприятий налогового контроля, неправомерно, так как все действия налогового органа должны соответствовать полномочиям, предоставленным ему налоговым законодательством. Таким образом, в данном случае отсутствуют основания для взыскания штрафа.

М. ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Организация, виновная в аварии, возместила причиненный ущерб собственнику пострадавшего автомобиля, а также получила страховое возмещение от страховой компании. В каком порядке указанные суммы учитываются для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы), и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252, п. 2 ст. 253 НК РФ).

Подпунктом 13 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что для целей налогообложения прибыли затраты на возмещение ущерба, причиненного организацией, являются ее внереализационными расходами, дата осуществления которых определяется как дата их признания организацией либо дата вступления в силу соответствующего решения суда (подп.8п. 7 ст. 272 НК РФ).

При этом сумма страхового возмещения, полученная от страховой компании по договору страхования гражданской ответственности, на наш взгляд, включается в состав внереализационных доходов организации на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Организация в добровольном порядке застраховала автотранспортные средства, в том числе и свою гражданскую ответственность. Включаются ли затраты на данное страхование в расходы, учитываемые для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы), и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252, п. 2 ст. 253 НК РФ).

В соответствии с подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 263 НК РФ страховые взносы на добровольное страхование средств транспорта, расходы на содержание которых включаются в расходы, связанные с производством и реализацией (то есть учитываются для целей налогообложения прибыли), относятся в состав прочих расходов организации, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, в размере фактических затрат без каких-либо ограничений.

При этом часть затрат организации по страхованию, приходящаяся на добровольное страхование гражданской ответственности организации (страхование риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц -п. 1 ст. 931 ГК РФ), для целей налогообложения прибыли не учитывается (кроме договоров страхования, по которым страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями) (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ).

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 10.01.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Расчетные налоговые ставки по НДС изменены с 9,09 и 16,67% на 10/110 и 20/120%. В каких случаях применяются новые ставки?

Ответ. Изменение расчетных налоговых ставок НДС связано с тем, что использовавшиеся ранее округленные значения расчетных ставок 9,09 и 16,67% приводили при исчислении НДС с больших сумм к значительным погрешностям.

Согласно п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, в следующих случаях:

- при получении плательщиком НДС денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ;

- при удержании НДС налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ;

- при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с НДС в соответствии сп. Зет. 154 НК РФ;

- при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ;

- в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом.

Таким образом, налоговые ставки 10/110 и 20/ 120% применяются в том же порядке, что и ранее применялись ставки 9,09 и 16,67%. Исключение составляет способ определения подлежащей вычету суммы НДС по командировочным расходам (п. 7 ст. 171 НК РФ, пп. 42 и 44.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (ред. от 17.09.2002)).

С.С.ЛЫСЕНКО

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (ред. от 17.09.2002)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 21 «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАО «Юринформ В»

Вопрос. Работник совершил ДТП, его виновность установлена и вынесено постановление об административном правонарушении. В результате ДТП служебной автомашине причинен ущерб. Сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника. Работник написал заявление администрации о согласии добровольно возместить ущерб в размере, установленном законом.

Какую сумму он должен уплатить, в каком порядке (удерживать из зарплаты или нет) ? Если до уплаты суммы в полном объеме он откажется дальше платить, можно ли с него взыскать неуплаченную сумму?

Ответ. В соответствии со ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Согласно ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 242 ТК РФ).

На основании п. 6 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Поскольку в Вашей ситуации работником был совершен административный проступок, что установлено государственным органом, то работодатель может требовать от работника возмещения в полном размере ущерба, причиненного служебной автомашине.

В соответствии со ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Согласно ч. 4 ст. 248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой

платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

Таким образом, работник и работодатель вправе договориться, будет возмещаться ущерб одной суммой или в рассрочку.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то

взыскание осуществляется в судебном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как в вопросе указано, что сумма ущерба превышает средний месячный заработок, то взыскать сумму ущерба по распоряжению руководителя нельзя. Таким образом, в Вашем случае денежные средства в возмещение ущерба работник должен выплатить самостоятельно. В случае если в дальнейшем работник откажется от добровольного возмещения ущерба, с него можно будет взыскать денежные средства в судебном порядке.

Н.В. МИХАЛЕВА

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Ф.СП-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

АБОНЕМЕНТ

47699

(индьхоодлншп

Бухгалтерский учет в бюджетных

и некоммерческих организациях

Количество комплектов

пи

На 2003 год по месяцам:

Кому

(«АМИЛНЯ. ИНИЦИАЛЫ)

ЛИТЕР

пв МЕСТО

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

47699

<ШОТЖГ ИЗДАНИЯ)

Бухгалтерский учет б бюджетных и

(КАнмяювАИИЕ тални*

некоммерческих организациях_

Стоимость подписки Руб.___ком. Количество комплектов 1

ПЕРЕАДРЕСОВКИ _Руб.____коп.

На 2003 год по ме сяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

Кому

(ОАМИЛИА инициалы)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.